Развитие игровой активности дошкольников как одно из условий формирования личности ребенка
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №74 общеразвивающего вида»
Доклад
РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Подготовила воспитатель высшей
квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад №74
общеразвивающего вида»
Домашкина А. В.
Сыктывкар, 2012
Активность является базовым качеством личности ребенка и влияет на его позицию по отношению к миру. Потребность активного отношения служит потенциалом движущих сил развития ребенка.
Активность – движение в направлении реализации собственной внутренней потребности.
Признаки активности:
- Выражается в производимых действиях, обусловленных внутренними состояниями личности;
- Определяется наличием собственной цели;
- Предполагает выход за пределы исходной ситуации, способность преодолевать ограничения и барьеры заданной деятельности.
В основе данного подхода лежат следующие виды детской активности.
Виды детской активности | Содержание |
Поисковая активность | Выражается в поведении, направленном на самостоятельный поиск ребенком информации по заданной взрослым ситуации, самостоятельную активно-преобразующую деятельность, в ходе которой ребенок приходит к получению новых неожиданных знаний |
Познавательная активность | Развивается из потребности в новых впечатлениях, присущих ребенку от рождения. На основе этой потребности формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. |
Творческая активность | Выражается в актуализации творческого потенциала. Одна из основных линий работы с детьми – формирование у них творческого отношения к явлениям окружающей действительности. Творческая личность – это результаты всего образа жизни дошкольника, его общения и совместной деятельности со взрослым, его собственной активности |
Двигательная активность | Естественная потребность в движениях, удовлетворение которой служит важнейшим условием для формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нем |
Социальная активность | Направлена на овладение ребенком нормами и правилами социальной жизни, отображение и моделирование социальных отношений. Формирует социальную позицию ребенка, которая определяет способ его вхождения в мир взрослых и дальнейшую социальную адаптивность |
Таким образом, мы видим, что в основе всех видов активности лежит собственная внутренняя активность ребенка.
Поэтому одна из задач детского сада – уделять приоритетное внимание развитию представленных видов детской активности путем стимуляции собственной внутренней активной позиции ребенка.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННОЙ ВНУТРЕННЕЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА.
Методы активизации собственной деятельности детей включают:
- проблему как внутреннее свойство их знаний и представлений (проблемные задачи, противоречивые ситуации), но высокая степень проблемных задач может тормозить психическую активность ребенка, а любая трудная ситуация в дальнейшем должна разрешаться достижением комфорта (доступом к получению информации);
- неопределенность, дефицит исходной информации об объекте окружающего мира (природы, культуры), но также важно учитывать, что высокая степень неопределенности может тормозить психическую активность ребенка;
- постановку творческих задач.
Для развития собственной внутренней активности ребенка определена важность создания организационно-педагогических условий в ДОУ, к которым относятся:
- разработка системы методических приемов, направленных на развитие всех видов активности ребенка;
- внедрение на их основе в практику работы новых нетрадиционных форм организации детской деятельности;
- создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию активности;
- обучение педагогов и формирование у них новой позиции во взаимодействии с детьми.
1. Методы активизации детей.
Методы активизации | Цель | Содержание |
Метод творческих заданий | Стимулировать креативность, создание новых способов действий (творческую активность) | Использование педагогом различных творческих заданий с постановкой творческих задач |
Метод развивающего дискомфорта | Стимулировать активно-поисковое поведение (поисковую активность) | Детям предлагается задание с ситуацией повышенной трудности, когда задача поставлена четко и ясно, но имеется дефицит исходной информации |
Метод экспериментирования в исследовательской ситуации | Стимулировать активно-преобразующую деятельность ребенка (поисково-познавательную активность) | Экспериментирование задается не взрослым, а строится самим дошкольником по мере получения новых сведений об объекте. Ребенок сам ставит цели, достигает их, получая новые знания о предметах. |
2. Нетрадиционные формы игровой деятельности.
Нетрадиционные формы игровой деятельности | Значение, цель | Задачи |
Сюжетно-ролевая игра «Банк» – «Бизнес-класс» для дошкольников | Развитие социальной, личностной и творческой активности. Обогащение игровой деятельности экономическим содержанием | Социальная активность: – содержание игры: социально-экономические отношения, что выводит сюжет игры на новый уровень развития; – воспроизведение в игре профессиональной деятельности взрослых: современные профессии (менеджер, банкир, бизнесмен и т.д.); – возникновение потребности в умении общаться и взаимодействовать с другими людьми (развитие коммуникативных навыков); – овладение нормами и правилами социального поведения, определенными умениями и навыками; – эмоциональное вживание в незнакомый социальный мир. Личностная активность: – возможность осуществлять свободу выбора, поиска и принятия решений (как потратить деньги; какую фирму открыть; как организовать собственное дело, чтобы оно принесло прибыль, и т.д.) – нахождение в игре каждым ребенком области проявления себя (где я успешен и значим). Творческая активность: – выдвижение собственных творческих идей; – создание новой пространственной и предметной среды по ходу игры; – придумывание разнообразных сюжетов игры, игровых действий, правил, оригинальных замыслов; – использование в игре нетрадиционного игрового материала. |
Пространственная игра | Реализация потребности в движениях. Свободное движение ребенка в свободном неорганизованном пространстве | – моторно-чувственные переживания своего тела, его положения и взаимоотношения с пространством; – изучение возможностей своего тела через движение; – освоение структуры и геометрии пространства: его трёхмерности и объемности; – развитие тонкой дифференцировки движений и сложно-координированной ловкости; – получение положительного эмоционального заряда за счет сброса психологического напряжения и стенического тонизирования; – осуществление двигательного взаимодействия детей друг с другом, установление согласованных действий, развитие рефлексии партнера по общению; – создание условий для возможности экспансивного воздействия на мир как проявление собственной активности; – развитие регуляции собственного поведения и контроля над ним; – решение частных коррекционных задач (например: нарушение взаимоотношений; проявлении агрессивности, гиперактивности, робости, замкнутости и пр. в поведении; снижение психической активности и т.п.). |
Режиссерская игра | Развитие личностной активности с учетом индивидуально-типологических особенностей. Осуществление собственных замыслов в режиссерских постройках | – получение множества первичных разрозненных знаний о мире, которые не складываются в единую картину; – уравнивание в возможностях детей с различными индивидуально-типологическими особенностями; – осознание ценности своей внутренней позиции и идей других детей, так как не бывает «плохих» и «хороших» построек, есть только мир, такой, какой ты захочешь; – осмысление через рассказ о своем мире модели, взаимосвязи в нем; – обмен опытом. |
Игра – соревнование | Формирование умения подчиняться игровым правилам, развитие соревновательных мотивов и произвольности поведения | – активизация работы мыслительной деятельности в процессе самостоятельного поиска решений; – развитие умения планировать и анализировать деятельность, согласовывать усилия, считаться с общим замыслом, договариваться, помогать и сопереживать друг другу; – формирование произвольности поведения через умение удерживать и подчиняться правилам игры. |
Игры по созданию образов с элементами ряженья и грима | Развитие творческой активности. Расширение опыта ребенка через новые формы взаимодействия со взрослым. | – получение опыта и возможности перевоплощения; – реализация собственных чувственных переживаний; – развитие умения выражать свои представления в словесном плане и доносить их до партнера по деятельности; – открытие новой позиции взаимодействия «на равных» между ребенком и взрослым; – поиск способов воплощения собственного внутреннего замысла через внешнюю атрибутику; – снятие страха публичных выступлений; – проживание опыта «Я – другой» по отношению к себе и окружающим. |
Все игры и методы ориентированы на развитие различной активности ребенка и формируют умения взаимодействовать, представлять и прогнозировать собственную позицию, получать результат, овладевать социальными навыками и формами поведения. А все эти качества – основа готовности дошкольников к условиям современной жизни.
3. Предметно-развивающая среда как фактор развития активности ребенка.
Функции предметно-пространственного мира:
- Информативная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире;
- Побуждающая ребенка к проявлению собственной активности.
Среда считается побуждающей к активности, если она отвечает следующим требованиям:
- включает элементы новизны;
- является многофункциональной;
- содержит умеренный элемент риска.
Характеристика окружающей среды
Окружающая среда | Признаки и функции | Недостатки | Формы организации среды, сочетающие в себе статичность и динамичность |
Статичная среда | – Содержит неподвижные конструкции, заданную организацию, твердо установленные границы либо отсутствие таковых. – Неизменна и постоянна во времени и пространстве. – Создает ощущение порядка и безопасности. | – Не способствует активности и поисковому поведению. – Снижает адаптивность и «притупляет» чувство собственной безопасности – Объекты окружения перестают воздействовать на человека | 1.Статичная среда, постоянно включающая новые, неоформленные и многофункциональные объекты; 2.Включение в статическую среду предметов и объектов с заданной функцией действия и пространственных перемещений; 3.Пространственное перемещение сегментов постоянного пространства; 4.Введение в статичное пространство полностью нового сегмента с новым содержанием и структурной организацией. |
Динамическая среда | – Способствует поисково- познавательной активности | – Создает фон напряжения из-за отсутствия стабильности и постоянства |
Приемы моделирования окружающей среды, повышающие активность ребенка.
- Наличие свободного сегмента пространства.
Выделение абсолютно свободного незаполненного пространства в группе, которое может заполняться по желанию детей для игры, но по правилу должно полностью освобождаться, как только игра закончена.
- Организация «склада ненужных предметов».
Склад в буквальном смысле – сундук, шкаф, ящик, в который складываются предметы, как только они выходят из постоянного употребления. Складом можно пользоваться только по разрешению с целью “найти то, что надо для игры». В данном контексте старая вещь может пробудить новый интерес и стимул к действию.
- Передвижные сегменты.
Они могут либо целиком вновь создаваться, либо переноситься из группы в группу по круговому циклу в течение года. Такими сегментами могут быть:
– имитация большого пространственного объекта создающего заданную среду или предназначенную для игры или обживания: шатер, дом, горка, ширмы, имитация транспорта, большая коробка и т.п.;
– часть ролевой игры, новый сюжет, атрибутика;
– имитация театра, сцены, кукольного театра с предметами для ряженья;
– угол отдыха, место для «валяния», предназначенное для совместного вживания и распределения пространства, заполненное мягкими неоформленными объектами: шариковой мебелью, матами, мягкими мячами, кольцами, подушками и т.п.;
– бассейны обычные и «сухие», песочницы;
– реальные объекты с реально-практическим действием, для расширения сферы деятельности детей, швейная машина, столярные инструменты, гончарные принадлежности, плита и т.п.;
– большие конструкторы, Лего и т.п.;
– живые объекты – передвижной зоопарк;
– выставки игрушек по теме.
Требования к организации жизненного пространства детей, способствующего развитию форм детской активности.
- Многофункциональность.
Деление пространства на отдельные функциональные зоны и создание интеграционной связи между ними. Каждый центр не обязательно имеет определенное, строго заданное зонирование, а может включать элементы других центров. Например, центр познания содержит дидактические, настольно-печатные игры познавательного характера, а также познавательно-художественную литературу, предметный материал для исследовательской и продуктивной деятельности по заданному тематическому содержанию.
- Трансформируемость.
Старшие дошкольники склонны реорганизовывать окружающую среду, поэтому в детском саду должно быть неорганизованное пространство, где они могут реализовать потребность в трансформации и перемещении объектов. Очень важно предоставлять детям возможность самостоятельно менять пространственную среду в соответствии с их замыслами.
- Элементы новизны.
Своевременное изменение среду педагогом через:
– внесение нового материала, расширяющего интересы детей;
– новых игровых атрибутов, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием детских игр. Для развития творческой, познавательно-поисковой активности важно, чтобы предлагаемый материал носил проблемный характер, а также имел определенную зону «неизвестного» и «малознакомого», что стимулирует самостоятельное получение новых знаний детьми. Любая среда должна включать зону нового и зону постоянства. Сочетание этих компонентов обязательно.
- Личное пространство.
Для ребенка важно иметь собственное пространство, в котором он может реализовать свои интересы или пережить определенные чувства.
- Универсальность.
Позволяет самим детям и вместе с педагогом строить, менять, трансформировать ее в соответствии с видом деятельности, игры, ее содержанием и перспективами развития.
Для развития творческой активности старших дошкольников большую роль играет содержание предметного наполнения игровых центров:
– модульная мебель для дидактических, развивающих и настольно-печатных игр;
– игровой материал для организации сюжетно-ролевых игр;
– игровые макеты для режиссерских игр и игр-макетирований;
– уголки ряженья для организации игр по созданию образов;
– неоформленный материал для проведения творческих игр с использованием воображаемых ситуаций и игрового фантазирования;
– исследовательский, проблемный материалы для организации игр-экспериментирований;
– сборно-разборные мягкие модули, домики, лабиринты для двигательных и пространственных игр.
В понятие предметно-развивающей среды включают и отношения, которые складываются у ребенка с взрослым в процессе игры. Роль взрослого определяется формой организации игровой деятельности. Так, в организованной игре он выступает как равноправный партнер и включается в нее для связи отдельных игровых моментов, коррекции ролевых отношений. В свободных и самостоятельных играх дошкольников его роль сведена к минимуму и строится на наблюдении за ходом развития сюжета и всего игрового процесса в целом. Эту позицию педагога можно считать условно «пассивной», так как она в гораздо большей степени стимулирует собственную активность ребенка в игре.
Развить активного ребенка может только взрослый, обладающий собственной внутренней активной позицией. Такой педагог отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию, верой в собственные силы, самоуважением. Он склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности, имеет внутреннюю мотивацию к своей работе, эффективен в общении с детьми.
(Литература: Развитие игровой активности дошкольников.
Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера, 2010.
Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
Источник
Организация игровой деятельности дошкольников, как метод социально-личностного развития ребенка (из опыта работы).
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Играя ребенок «незаметно» осваивает основные движения. Необходимо давать детям возможность учиться разнообразным способам действия.
Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом ее использовании способна творить чудеса. Ленивого – она сделает трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умелым. Словно волшебная палочка игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным и скучным.
Игра – это благоприятные условия для развития речи, обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности воображения, самостоятельности. Чем разнообразнее впечатления детей об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувство, способность мыслить.
В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.
В своей работе я использую различные дидактические игры т.к. дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Стараюсь использовать игры, которые способствуют развитию мышления, памяти, воображения, речи, формируют умственные способности детей.
Игры – путешествия
Игры – поручения
Игры – загадки
Игры – драматизации
Игры вводятся в занятия, и в повседневную жизнь детей, выполняя при этом различные функции: выявления, закрепления знаний. Например, при проведении игры «Что я вижу?» выясняю знания детей о признаках величины предметов (высоких, низких, длинных, коротких, узких, широких и т. д) и об их пространственном расположении (вверху, внизу, слева, справа).
Организовывая игру «Чудесный мешочек» уточняю знания о геометрических фигурах с которыми знакомы дети. (Игра чудесный мешочек может быть на любую тему для закрепления знаний)
Использую в своей работе и словесные игры. Они требуют от детей большого внимания и умственного напряжения. Например, словесные игры «Как меня зовут», «Сколько бабушек в моей семье», «Помогите найти маму» и т.д.
Все дети любят загадки, с восторгом стараются их разгадать. Поэтому я предлагаю детям игры, где требуется отгадать различные загадки. И совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что- либо, формируют быструю реакцию на слово.
Дети всех возрастных групп играют в куклы. Кукла – любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Вот это-то и формирует у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание, желание видеть куклу всегда чистой, опрятной, причесанной.
В игре появляются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Поэтому приходится считаться с индивидуальными особенностями каждого ребенка при выборе задания, постановке вопроса: одному нужно дать загадку легче, другому можно сложнее; одному нужно помогать наводящими вопросами, а от другого требовать вполне самостоятельного решения. Особенно внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребенок знает, как отгадать, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Я стараюсь ему помочь преодолеть застенчивость, ободряю его, хвалю за малейшую удачу, стараюсь чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед коллективом.
В группе созданы уголки для сюжетно – ролевых игр, уголок детского творчества, театрализованный уголок. Мы регулярно пополняем предметно – развивающую среду новыми атрибутами, сделанными своими руками.
Использую в своей работе пальчиковые игры и упражнения – это уникальное средство для развития речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие.
В завершение хочется сказать: Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок детям.
Источник