Развитие игровой активности дошкольников как одно из условий формирования личности ребенка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №74 общеразвивающего вида»

Доклад

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Подготовила воспитатель высшей

квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №74

общеразвивающего вида»

Домашкина А. В.

Сыктывкар, 2012

Активность является базовым качеством личности ребенка и влияет на его позицию по отношению к миру. Потребность активного отношения служит потенциалом движущих сил развития ребенка.

Активность – движение в направлении реализации собственной внутренней потребности.

Признаки активности:

  • Выражается в производимых действиях, обусловленных внутренними состояниями личности;
  • Определяется наличием собственной цели;
  • Предполагает выход за пределы исходной ситуации, способность преодолевать ограничения и барьеры заданной деятельности.

В основе данного подхода лежат следующие виды детской активности. 

Виды детской активности

Содержание

Поисковая

активность

Выражается в поведении, направленном на самостоятельный поиск ребенком информации по заданной взрослым ситуации, самостоятельную активно-преобразующую деятельность, в ходе которой ребенок приходит к получению новых неожиданных знаний

Познавательная активность

Развивается из потребности в новых впечатлениях, присущих ребенку от рождения. На основе этой потребности формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Творческая

активность

Выражается в актуализации творческого потенциала. Одна из основных линий работы с детьми – формирование у них творческого отношения к явлениям окружающей действительности. Творческая личность – это результаты всего образа жизни дошкольника, его общения и совместной деятельности со взрослым, его собственной активности

Двигательная

активность

Естественная потребность в движениях, удовлетворение которой служит важнейшим условием для формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нем

Социальная

активность

Направлена на овладение ребенком нормами и правилами социальной жизни, отображение и моделирование социальных отношений. Формирует социальную позицию ребенка, которая определяет способ его вхождения в мир взрослых и дальнейшую социальную адаптивность

Таким образом, мы видим, что в  основе всех видов активности лежит собственная внутренняя активность ребенка.

Поэтому одна из задач детского сада – уделять приоритетное внимание развитию представленных видов детской активности путем стимуляции собственной внутренней активной позиции ребенка.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННОЙ ВНУТРЕННЕЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА.

Методы активизации собственной деятельности детей включают:

  • проблему как внутреннее свойство их знаний и представлений (проблемные задачи, противоречивые ситуации), но высокая степень проблемных задач может тормозить психическую активность ребенка, а любая трудная ситуация в дальнейшем должна разрешаться достижением комфорта (доступом к получению информации);
  • неопределенность, дефицит исходной информации об объекте окружающего мира (природы, культуры), но также важно учитывать, что  высокая степень неопределенности может тормозить психическую активность ребенка;
  • постановку творческих задач.

Для развития собственной внутренней активности ребенка  определена важность создания организационно-педагогических условий в ДОУ, к которым относятся:

  1. разработка системы методических приемов, направленных на развитие всех видов активности ребенка;
  2. внедрение на их основе в практику работы новых нетрадиционных форм организации детской деятельности;
  3. создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию активности;
  4. обучение педагогов и формирование у них новой позиции во взаимодействии с детьми.

1. Методы активизации детей.

Методы активизации

Цель

Содержание

Метод творческих заданий

Стимулировать креативность, создание новых способов действий (творческую активность)

Использование педагогом различных творческих заданий с постановкой творческих задач

Метод развивающего дискомфорта

Стимулировать активно-поисковое поведение (поисковую активность)

Детям предлагается задание с ситуацией повышенной трудности, когда задача поставлена четко и ясно, но имеется дефицит исходной информации

Метод экспериментирования в исследовательской ситуации

Стимулировать активно-преобразующую деятельность ребенка (поисково-познавательную активность)

Экспериментирование задается не взрослым, а строится самим дошкольником по мере получения новых сведений об объекте. Ребенок сам ставит цели, достигает их, получая новые знания о предметах.

2.  Нетрадиционные формы игровой деятельности.

Нетрадиционные формы игровой деятельности

Значение, цель

Задачи

Сюжетно-ролевая игра «Банк» – «Бизнес-класс» для дошкольников

Развитие социальной, личностной и творческой  активности.

Обогащение игровой деятельности экономическим содержанием

Социальная активность:

– содержание игры: социально-экономические отношения, что выводит сюжет игры на новый уровень развития;

– воспроизведение в игре профессиональной деятельности взрослых: современные профессии (менеджер, банкир, бизнесмен и т.д.);

– возникновение потребности в умении общаться и взаимодействовать с другими людьми (развитие коммуникативных навыков);

– овладение нормами и правилами социального поведения, определенными умениями и навыками;

– эмоциональное вживание в незнакомый социальный мир.

Личностная активность:

– возможность осуществлять свободу выбора, поиска и принятия решений (как потратить деньги; какую фирму открыть; как организовать собственное дело, чтобы оно принесло прибыль, и т.д.)

– нахождение в игре каждым ребенком области проявления себя (где я успешен и значим).

Творческая активность:

– выдвижение собственных творческих идей;

– создание новой пространственной и предметной среды по ходу игры;

– придумывание разнообразных сюжетов игры, игровых действий, правил, оригинальных замыслов;

– использование в игре нетрадиционного игрового материала.

Пространственная игра

Реализация потребности в движениях.

Свободное движение ребенка в свободном неорганизованном пространстве

– моторно-чувственные переживания своего тела, его положения и взаимоотношения с пространством;

– изучение возможностей своего тела через движение;

– освоение структуры и геометрии пространства: его трёхмерности и объемности;  

– развитие тонкой дифференцировки движений и сложно-координированной ловкости;

– получение положительного эмоционального заряда за счет сброса психологического напряжения и стенического тонизирования;

– осуществление двигательного взаимодействия детей друг с другом, установление согласованных действий, развитие рефлексии партнера по общению;

– создание условий для возможности экспансивного воздействия на мир как проявление собственной активности;

– развитие регуляции собственного поведения и контроля над ним;

– решение частных коррекционных задач (например: нарушение взаимоотношений; проявлении агрессивности, гиперактивности, робости, замкнутости и пр. в поведении; снижение психической активности и т.п.).

Режиссерская игра

Развитие личностной активности с учетом индивидуально-типологических особенностей.

Осуществление собственных замыслов в режиссерских постройках

– получение множества первичных разрозненных знаний о мире, которые не складываются в единую картину;

– уравнивание в возможностях детей с различными индивидуально-типологическими особенностями;

– осознание ценности своей внутренней позиции и идей других детей, так как не бывает «плохих» и «хороших» построек, есть только мир, такой, какой ты захочешь;

– осмысление через рассказ о своем мире модели, взаимосвязи в нем;

– обмен опытом.

Игра – соревнование

Формирование умения подчиняться игровым правилам, развитие соревновательных мотивов и произвольности поведения

– активизация работы мыслительной деятельности в процессе самостоятельного поиска решений;

– развитие умения планировать и анализировать деятельность, согласовывать усилия, считаться с общим замыслом, договариваться, помогать и сопереживать друг другу;

– формирование произвольности поведения через умение удерживать и подчиняться правилам игры.

Игры по созданию образов с элементами ряженья и грима

Развитие творческой активности. Расширение опыта ребенка через новые формы взаимодействия со взрослым.

– получение опыта и возможности перевоплощения;

– реализация собственных чувственных переживаний;

– развитие умения выражать свои представления в словесном плане и доносить их до партнера по деятельности;

– открытие новой позиции взаимодействия «на равных» между ребенком и взрослым;

– поиск способов воплощения собственного внутреннего замысла через внешнюю атрибутику;

– снятие страха публичных выступлений;

– проживание опыта «Я – другой» по отношению к себе и окружающим.

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка в доу по фгос по программе детство

Все игры и методы ориентированы на развитие различной активности ребенка и формируют умения взаимодействовать, представлять и прогнозировать собственную позицию, получать результат, овладевать социальными навыками и формами поведения. А все эти качества – основа готовности дошкольников к условиям современной жизни.

3. Предметно-развивающая среда как фактор развития активности ребенка.

Функции предметно-пространственного мира:

  1. Информативная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире;
  2. Побуждающая ребенка к проявлению собственной активности.

Среда считается побуждающей к активности, если она отвечает следующим требованиям:

  1. включает элементы новизны;
  2. является многофункциональной;
  3. содержит умеренный элемент риска.

Характеристика окружающей среды

Окружающая среда

Признаки и функции

Недостатки

Формы организации среды, сочетающие в себе статичность и динамичность

Статичная среда

– Содержит неподвижные конструкции, заданную организацию, твердо установленные границы либо отсутствие таковых.

– Неизменна и постоянна во времени и пространстве.

– Создает ощущение порядка и безопасности.

– Не способствует активности и поисковому поведению.

– Снижает адаптивность и «притупляет» чувство собственной безопасности

– Объекты окружения перестают воздействовать на человека

1.Статичная среда, постоянно включающая новые, неоформленные и многофункциональные объекты;

2.Включение в статическую среду предметов и объектов с заданной функцией действия и пространственных перемещений;

3.Пространственное перемещение сегментов постоянного пространства;

4.Введение в статичное пространство полностью нового сегмента с новым содержанием и структурной организацией.

Динамическая среда

– Способствует поисково- познавательной активности

– Создает фон напряжения из-за отсутствия стабильности и постоянства

Приемы моделирования окружающей среды, повышающие активность ребенка.

  1. Наличие свободного сегмента пространства.

Выделение абсолютно свободного незаполненного пространства в группе, которое может заполняться по желанию детей для игры, но по правилу должно полностью освобождаться, как только игра закончена.

  1. Организация «склада ненужных предметов».

Склад в буквальном смысле – сундук, шкаф, ящик, в который складываются предметы, как только они выходят из постоянного употребления. Складом можно пользоваться только по разрешению с целью “найти то, что надо для игры». В данном контексте старая вещь может пробудить новый интерес и стимул к действию.

  1. Передвижные сегменты.
Читайте также:  Игры которые используются для психического развития ребенка

Они могут либо целиком вновь создаваться, либо переноситься из группы в группу по круговому циклу в течение года. Такими сегментами могут быть:

– имитация большого пространственного объекта создающего заданную среду или предназначенную для игры или обживания: шатер, дом, горка, ширмы, имитация транспорта, большая коробка и т.п.;

– часть ролевой игры, новый сюжет, атрибутика;

– имитация театра, сцены, кукольного театра с предметами для ряженья;

– угол отдыха, место для «валяния», предназначенное для совместного вживания и распределения пространства, заполненное мягкими неоформленными объектами: шариковой мебелью, матами, мягкими мячами, кольцами, подушками и т.п.;

– бассейны обычные и «сухие», песочницы;

– реальные объекты с реально-практическим действием, для расширения сферы деятельности детей, швейная машина, столярные инструменты, гончарные принадлежности, плита и т.п.;

– большие конструкторы, Лего и т.п.;

– живые объекты – передвижной зоопарк;

– выставки игрушек по теме.

Требования к организации жизненного пространства детей, способствующего развитию форм детской активности.

  1. Многофункциональность.

Деление пространства на отдельные функциональные зоны и создание интеграционной связи между ними. Каждый центр не обязательно имеет определенное, строго заданное зонирование, а может включать элементы других центров. Например, центр познания содержит дидактические, настольно-печатные игры познавательного характера, а также познавательно-художественную литературу, предметный материал для исследовательской и продуктивной деятельности по заданному тематическому содержанию.

  1. Трансформируемость.

Старшие дошкольники склонны реорганизовывать окружающую среду, поэтому в детском саду должно быть неорганизованное пространство, где они могут реализовать потребность в трансформации и перемещении объектов. Очень важно предоставлять детям возможность самостоятельно менять пространственную среду в соответствии с их замыслами.

  1. Элементы новизны.

Своевременное изменение среду педагогом через:

– внесение нового материала, расширяющего интересы детей;

– новых игровых атрибутов, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием детских игр. Для развития творческой, познавательно-поисковой активности важно, чтобы предлагаемый материал носил проблемный характер, а также имел определенную зону «неизвестного» и «малознакомого», что стимулирует самостоятельное получение новых знаний детьми. Любая среда должна включать зону нового и зону постоянства. Сочетание этих компонентов обязательно.

  1. Личное пространство.

Для ребенка важно иметь собственное пространство, в котором он может реализовать свои интересы или пережить определенные чувства.

  1. Универсальность.

Позволяет самим детям и вместе с педагогом строить, менять, трансформировать ее в соответствии с видом деятельности, игры, ее содержанием и перспективами развития.

Для развития творческой активности старших дошкольников  большую роль играет содержание предметного наполнения игровых центров:

– модульная мебель для дидактических, развивающих и настольно-печатных игр;

– игровой материал для организации сюжетно-ролевых игр;

– игровые макеты для режиссерских игр и игр-макетирований;

– уголки ряженья для организации игр по созданию образов;

– неоформленный материал для проведения творческих игр с использованием воображаемых ситуаций и игрового фантазирования;

– исследовательский, проблемный материалы для организации игр-экспериментирований;

– сборно-разборные мягкие модули, домики, лабиринты для двигательных и пространственных игр.

В понятие предметно-развивающей среды включают и отношения, которые складываются у ребенка с взрослым в процессе игры. Роль взрослого определяется формой организации игровой деятельности. Так, в организованной игре он выступает как равноправный партнер и включается в нее для связи отдельных игровых моментов, коррекции ролевых отношений. В свободных и самостоятельных играх дошкольников его роль сведена к минимуму и строится на наблюдении за ходом развития сюжета и всего игрового процесса в целом. Эту позицию педагога можно считать условно «пассивной», так как она в гораздо большей степени стимулирует собственную активность ребенка в игре.

Развить активного ребенка может только взрослый, обладающий собственной внутренней активной позицией. Такой педагог отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию, верой в собственные силы, самоуважением. Он склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности, имеет внутреннюю мотивацию к своей работе, эффективен в общении с детьми.

Читайте также:  Развитие отношения ребенка 1 3 лет к сверстнику

(Литература: Развитие игровой активности дошкольников.

Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера, 2010.

Приложение к журналу «Управление ДОУ»)

Источник

Организация игровой деятельности дошкольников, как метод социально-личностного развития ребенка (из опыта работы).

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Играя ребенок «незаметно» осваивает основные движения.  Необходимо давать детям возможность учиться разнообразным способам действия.

Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом ее использовании способна творить чудеса. Ленивого – она сделает трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умелым. Словно волшебная палочка игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным и скучным.

Игра – это благоприятные условия для развития речи, обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности воображения, самостоятельности. Чем разнообразнее впечатления детей об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувство, способность мыслить.

В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.

     В своей работе я использую различные дидактические игры т.к. дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Стараюсь использовать игры, которые способствуют развитию мышления, памяти, воображения, речи, формируют умственные способности детей.

Игры – путешествия

Игры – поручения

Игры – загадки

Игры – драматизации

Игры вводятся в занятия, и в повседневную жизнь детей, выполняя при этом различные функции: выявления, закрепления знаний. Например, при проведении игры «Что я вижу?» выясняю знания детей о признаках величины предметов (высоких, низких, длинных, коротких, узких, широких и т. д) и об их пространственном расположении (вверху, внизу, слева, справа).

Организовывая игру «Чудесный мешочек» уточняю знания о геометрических фигурах с которыми знакомы дети. (Игра чудесный мешочек может быть на любую тему для закрепления знаний)

Использую в своей работе и словесные игры. Они требуют от детей большого внимания и умственного напряжения. Например, словесные игры  «Как меня зовут», «Сколько бабушек в моей семье», «Помогите найти маму» и т.д.

Все дети любят загадки, с восторгом стараются их разгадать. Поэтому я предлагаю детям игры, где требуется отгадать различные загадки. И совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что- либо, формируют быструю реакцию на слово.

Дети всех возрастных групп играют в куклы. Кукла – любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Вот это-то и формирует у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание, желание видеть куклу всегда чистой, опрятной, причесанной.

В игре появляются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Поэтому приходится считаться с индивидуальными особенностями каждого ребенка при выборе задания, постановке вопроса: одному нужно дать загадку легче, другому можно сложнее; одному нужно помогать наводящими вопросами, а от другого требовать вполне самостоятельного решения. Особенно внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребенок знает, как отгадать, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Я стараюсь ему помочь преодолеть застенчивость, ободряю его, хвалю за малейшую удачу, стараюсь чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед коллективом.

 В группе созданы уголки для сюжетно – ролевых игр, уголок детского творчества, театрализованный уголок. Мы регулярно пополняем предметно – развивающую среду новыми атрибутами, сделанными своими руками.

Использую в своей работе пальчиковые игры и упражнения – это уникальное средство для развития речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие.

В завершение хочется сказать: Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок детям.

Источник