Развитие и воспитание ребенка в коллективе

Развитие и воспитание ребенка в коллективе thumbnail

Значимость коллективной деятельности была признана задолго до К. Д. Ушинского и А.С Макаренко. Педагоги прошлого старались привить воспитанникам дух товарищества, взаимопомощи. На уровне детского коллектива дети осознают собственное «я», совместная деятельность группы детей становится источником новых взаимоотношений, влияет на развитие и воспитание самого коллектива и личности.

Главными направлениями воспитателя детского коллектива становятся:

  • Забота о личностном самоутверждении воспитанников в процессе их коллективной деятельности.
  • Формирование у детей взрослых моделей общения и деятельности.
  • Помощь в осознании себя самостоятельным индивидуумом.

Значение коллектива в воспитательном процессе

Среди современных теоретиков педагогики, психологии встречаются специалисты, критикующие роль коллектива в развитии и воспитании цельной личности. Якобы, под давлением коллектива ребенок утрачивает свою индивидуальность, своеобразие. Такой тезис подкрепляется примерами негативного воздействия политизированного тоталитарного общества на человека в недавнем прошлом, когда жизнь социума для любого «винтика» становилась намного более значимой, чем личные интересы.

Нельзя отрицать тот факт, что человечество с самого начала своего существования основывалось на коллективных формах взаимодействия и организации, таких как род, племя, семья. Изоляция от общества становилось причиной уродливого развития субъекта, была, скорее, наказанием, чем благом.

Воспитание личности с раннего возраста происходит в коллективе, это основная база, где дети приобретают позитивный социальный опыт. Становясь школьником, ребенок одновременно выступает членом нескольких коллективов, некоторые из которых (кружок или секцию) он выбирает единолично. Желая стать членом той или иной группы, школьник вынужден подчиняться тем правилам, которые ей свойственны. Но это вовсе не означает пассивного следования местным установкам.

Основным принципом воспитания полноценной личности в коллективе является принятие активной жизненной позиции, умение отстаивать свою точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства. Коллектив дает возможность ученику приобрести навыки общественного поведения, находясь в позиции подчинения, противопоставления и руководства. Такое взаимодействия с товарищами и воспитателями приводит к формированию гражданственности, гуманизма и инициативности. Диалектика коллективного и индивидуального взаимообусловлены в педагогическом процессе воспитания личности.

Человек существует и растет в системе отношений с природой, другими людьми. Богатство связей определяет его духовное богатство, степень значимости.

Воспитательные задачи педагога

Каждый этап развития молодого человека среди членов коллектива имеет важные последствия для дальнейшего становления, способностей к самореализации. Невозможность адаптироваться в небольшой группе приводит к неуверенности, сомнениям в своих силах, обидчивости, конфликтности. Неспособность реализовать индивидуальность становится причиной негативизма, озлобленности, других личностных деформаций.

Основная задача воспитателя детского коллектива – создание благоприятных условий для адаптации личности, одновременного проявления индивидуальности и интеграции в общество.

Самоутверждение и коллективная деятельность

Один из мотивов поведения подростков – завоевание признания товарищей. Когда для ребенка общение со сверстниками не приносит понимания, положительной оценки, это приводит к комплексу проблем.

Педагог помогает каждому воспитаннику отыскать свое место в коллективе, завоевать его уважение. Нередко положение школьника в группе напрямую связано с тем, как организована система взаимоотношений учитель-воспитанник. Статус ученика, особенно младших классов, зависит от того, какую значимость придает ему учитель. Он может привлечь внимание других к «отверженному», доверив ему ответственное поручение, включая его в мероприятия. Педагогическая задача учителя в:

  • демонстрации сокрытых от других положительных качеств каждого члена детского коллектива;
  • эмоциональной поддержке, внушении ребенку веры в себя;
  • вовлечении «непринятых» ребят в общие мероприятия с теми, кто имеет более высокий общественный статус.

Нередко формальные лидеры приобретают такое положение не за счет высоких моральных качеств, а благодаря высокой активности, стремлению подавлять, командовать. Воспитателю важно выявить истинные мотивы поступков неформального лидера, препятствовать утверждению за чужой счет, дать проявить скрытые таланты остальным воспитанникам.

Формирование взрослых моделей общения и деятельности

Любая сфера человеческой деятельности на всех исторических этапах требовала умения работать командой, готовности к сотрудничеству. От таких качеств зависят не только спортивные, производственные успехи, но порой сама жизнь. Важно научить детей находить баланс между личными нуждами и интересами общества, не потерять в отстаивании своего «я» связей с другими людьми, способности чем-то поступиться, прийти на выручку.

Взрослые часто не одобряют узкие компании из 2-3 человек, которые разобщают большой коллектив. Но именно в такой небольшой группе друзей подросток испытывает эмоциональный комфорт, защищенность, общность интересов, собственную значимость. Подобные отношения между детьми зачастую возникают стихийно или даже вопреки рекомендациям родителей. В школьные годы для ребят наиболее важны не оценки по предметам, а наличие друзей.

Будущим участникам корпоративных отношений пригодятся воспитанные детской дружбой качества: стремление к совместному успеху, умение самоорганизовываться, взаимная ответственность. Условия школьных взаимоотношений, определенные роли в играх потом воспроизводятся во взаимодействии между партнерами в профессиональной деятельности.

Осознание себя самостоятельным индивидуумом

Один из принципов воспитания личности – развитие субъекта в коллективе и через коллектив. Знакомство с самим собой у подростка происходит в реальных ситуациях, которые возникают при совместной деятельности. Взрослеющий человек сможет оценить многообразие окружающих предметов и субъектов только в процессе общения и сравнения.

Взаимодействуя с товарищами, учителями ребенок определяет правильные и неправильные модели общения, учится контролировать реакции, преодолевать страх, зависть, приобретает навыки здоровой конкуренции.

Индивидуальные особенности характера, способности личности неповторимы. Но психологические, творческие черты каждого оцениваются в зависимости от полезности для коллектива. Воспитатель заботится о реализации себя каждым из воспитанников в коллективной жизни. Для этого необходимо:

  • изучение личности каждого, привлечение внимания к его достоинствам и достижениям;
  • помощь в установлении между детьми доверительных, доброжелательных отношений;
  • организация коллективных мероприятий, способствующих раскрытию лучших черт воспитанников;
  • перевод личностных конфликтов в «мирное русло»: творческие конкурсы, дискуссии, работу над инновационными проектами;
  • содействие в преодолении негативных привычек, стремлении к самосовершенствованию, положительным изменениям;
  • поддержка у ребят желания сохранить достоинство и самобытность, быть самими собой.

Заключение

Влияние развитого детского коллектива на ребенка реализуется посредством активного участия каждого в самоуправлении, разноплановой общественной жизни. Педагоги призваны создавать подходящие возможности для формирования общественно значимой личности, максимального проявления ее индивидуальных особенностей.

Источник

Воспитание детей в коллективе

Работая с детьми, я поставила перед собой цель найти правильные пути воспитания дружного коллектива. Поступление в детский сад – значительное событие для ребёнка. Жизнь в детском саду отличается от жизни в семье прежде всего тем, что она протекает в коллективе сверстников. Дома ребёнок часто является центром внимания. В детском саду он с первого дня сталкивается лицом к лицу с другими детьми. Он по новому осознает свое «я» и как личность и как член детского общества, которое предъявляет к нему свои требования.

Воспитание детей в коллективе – сложный процесс. Он требует от нас, педагогов, прежде всего правильного понимания его существа. Я стараюсь не забывать, что детский коллектив состоит из разных детей., каждый из них уже прошёл какой то пусть короткий, но собственный жизненный путь, имеет свою индивидуальность. Воспитание умения жить в коллективе я рассматриваю в тесной связи с нравственным воспитанием в целом, с формированием характера ребенка , с воспитанием его воли, его умственным развитием. В дошкольном возрасте мы закладываем основы характера человека. В этом возрасте начинает формироваться его отношение к людям и к окружающему миру. Любовь к детям должна сочетаться с разумной требовательностью, с твердой настойчивостью в проведении своей воспитательной линии.

«Мой ребёнок в детском саду не чем толковым не занимается. Он целыми днями только играет». Так думают многие родители, не понимая, что именно в совместных играх и шумных развлечениях их малыш обучается весьма существенному – социальному поведению.

Игра. Перед нами встали две основные задачи. Первая – так повлиять на содержание детских игр, чтобы оно способствовало дружбе, единению детей. Другая задача – изо дня в день развивать у детей умение согласовывать свои действия, укреплять их дружеские связи. Я тщательно продумывала методы пользование игрушками, материалом, подводила детей к правилам пользования ими. Вначале я сама устанавливала эти правила, за тем предлагала детям договариваться. И в короткий срок дети обычно усваивали наши элементарные правила: пользование тем или иным материалом, не только не вызывало каких либо конфликтов, но вело детей к активному общению. Я так же заботилась о достаточном количестве материала для игр и занятий. Опыт убедил меня в том, что здесь следует придерживаться золотой середины: не слишком много и не слишком мало. Детям нужны не столько готовые игрушки, сколько материал, который давал бы возможность что то создавать и творить.

Большое значение в объединении детей имеет их совместный труд. Сначала детям давалось работа, не требовавшая сложной организации коллектива, однородная для всех: уборка участка, расчистка дорожки от снега, поливка цветов и так далее. Если же я давала разнородную работу, то на первых парах я сама распределяла ее между детьми. Позднее давались детям задания, которые требовали от них большей самостоятельности, согласованности в действиях и умения элементарно планировать работу.

Большое значение предавалось воспитанию чуткости, внимательного отношения детей друг к другу. В начале детей приучала просто обращаться к другу если он ушибся, спросить не больно ли ему, узнать о чем он плачет. Поощряла беседы детей, разговоры между собой, практиковала рассказы детей о чем – то интересном из их собственной жизни, приучала слушать не только воспитателя, но и детей. Постепенно дети привыкли при затруднениях обращаться друг к другу, оказывать помощь: завязать шарф, открыть дверь, поднять кем то уроненную вещь, поискать потерянное. Воспитание взаимопомощи бесспорно, некоторые мои наблюдения заставили меня задуматься и о другом. Я увидела, что некоторые дети равнодушно предоставляют другим детям убирать за них постель, игрушки, уклоняясь от всякого повседневного дела, привлекая других к работе за них. Такие факты встречаются не так уж часто, но всё же они заставили меня задуматься: не злоупотребляем ли мы, взрослые, под час предложением «помоги»,»поделись», не задумавшись, насколько будет полезно ребёнку такого рода услуга, не разовьёт ли она привычку надеется на других или спокойно присваивать себе результат чужого труда. Во избежание подобных ошибок в правилах о помощи было введено такое дополнение: не делай за друга, а покажи и научи. Настоящее живое сочувствие и деликатность, чуткость детей радовали меня. Эти чувства пришли вместе с дружбой детей.

На ряду с отрадными проявлениями чувств детей меня продолжали огорчать их ссоры из – за всяких безделушек, которые они приносили из дома. Как поступить? Не разрешать детям ничего приносить из дома? Но ведь как раз при настоящей дружбе и хочется любимые вещи или игрушки показать друзьям. С детьми мы уговорились, что приносить из дома можно игрушки, книжки только с разрешения родителей. Порядок пользования принесенными игрушками сохраняется тот же, что и при игре игрушками детского сада. Дети быстро усвоили это правило. Их машинки, куклы, книжки, санки, лыжи, лопатки и другое постоянно гостили в детском саду, и это не вызывало никаких конфликтов.

При налаженной дружеской атмосфере в группе конфликты становятся реже, но все же они бывают. Правда почва на которой они возникали становилась несколько иной. Они ссорятся в игре за распределение ролей, отстаивают свой замысел, спорят как лучше построить ту или иную постройку. Каково же должно быть наше отношение к детским конфликтам? Не правильно было бы сглаживать все углы, ограждать детей от столкновений, которые могут быть у ребёнка в его детской жизни. Нужно дать детям иногда и поспорить.

Работу по воспитанию дружеских отношений между детьми мы проводим вместе с родителями. Я стремлюсь воспитывать лучшие человеческие чувства на их отношениях к близким, родным. Беседовала с родителями о том влиянии, которое оказывает на характер ребёнка их собственное поведение. Вводя те или иные правила в коллективе, одновременно оговаривала с родителями единые наши требования, а детям говорила: « И дома делайте так». Иногда родители в выходной день собирались небольшими группками и вместе с детьми посещали парк, кинотеатр, развлекательные центры. Такое объединение вне детского сада сближало детей. Оно имело и другую ценную сторону: родители ближе знакомились с друзьями своих детей, радовались вместе со мной их теплым взаимоотношениям, ближе вникая в их интересы.

Постоянный анализ своей работы, а так же теоретическое изучение этого вопроса позволили мне привести основные методы и приемы воспитания дружного коллектива в некоторую систему. Что же является основным, ведущим в воспитании дружного коллектива?

  1. Содержание всей воспитательной работы детского сада, оказывающее моральное воздействие на детей.

  2. 2. Воспитание чувств на основе общей деятельности детей, на совместных переживаниях, в живом активном общении.

  3. Личность воспитателя – его поведение, его собственное отношение к окружающему, искреннее, сердечное отношение к детям.

  4. Умением сочетать воспитательную работу со всем коллективом в целом, с индивидуальным подходом к каждому ребенку.

  5. Тесный контакт с семьёй.

Жидких Марина Николаевна

Г. Борисоглебск. МГДОУ БГО ЦРР детский сад №11

Источник

Воспитание ребенка в коллективе – важнейшее условие всестороннего развития его личности и раскрытие ею внутренних богатств. Жизнь в коллективе положительно влияет на развитие интересов и творческой инициативы детей, способствующей их жизнерадостности.

Развитие и воспитание ребенка в коллективе

Только в коллективе ребенок может сравнивать себя с другими, согласовывать свои поступки с поступками сверстников, устанавливать дружеские отношения со своими товарищами: считаться с интересами друга, стремиться оказать ему помощь, радоваться его успеху, вместе с ним переживать его горести, преодолевать трудности.

Эти отношения проявляются в быту и в различной деятельности детей. Дружба – одно из самых высоких, самых благородных чувств, под влиянием которого, дети становятся более отзывчивыми, более сердечными.

Поведение ребенка в коллективе

До 2 лет ребенок воспринимает других детей как неодушевленные предметы. Все его общение со сверстниками основано на принципе “действие-результат”. В этом возрасте детского коллектива как такового еще не существует. Каждый ребенок живет собственной жизнью и прислушивается только к мнению взрослых. Часто можно наблюдать, как малыши в ясельной группе играют каждый со своей игрушкой. Они еще не умеют играть со сверстниками. И задача родителей и воспитателей – помочь ребенку сформировать правильную систему взаимоотношений с другими детьми.

Развитие и воспитание ребенка в коллективеПосле 2 – 2,5 лет ребенок понимает, что вокруг такие же дети. Он начинает сравнивать себя со сверстниками и делать собственные выводы. Ребенку важно выделиться, получить одобрение сверстников и похвалу воспитателя, если что он что-то умеет делать лучше других.

Если у ребенка не получается соответствовать сверстникам, он может либо замкнуться в себе, либо проявлять излишнюю агрессивность. Замкнутость и агрессивность в этом возрасте – следствие того, что ребенок, чувствует, что он в чем-либо не соответствует сверстникам.

В 3 – 4 года ребенок приобретает первый опыт общения со сверстниками. Это наиболее сложный период взаимоотношений ребенка с коллективом. В большинстве проблем, которые возникают в этом возрасте, виноват детский эгоизм, который в этой возрастной группе наиболее обострен.

В 3 – 4 года ребенок относится к сверстникам как к себе подобным, с которыми можно весело провести время. Но в то же время ребенок еще не умеет прислушиваться к мнению других детей. Для 3-4-х летнего малыша существует только собственное “я”, а других детей он воспринимает не как самостоятельные личности, а как источник удовлетворения потребностей его “я” (поиграть, подраться, побегать, и т.д.)

При этом ребенок искренне не понимает, что и у других детей есть собственные потребности и собственные желания. Он привык только диктовать свои условия, и при этом не брать в расчет желания окружающих. В 3-4 года у ребенка уже появляются первые друзья. Но в этом возрасте дети часто меняют свои пристрастия.

В 4 – 5 лет ребенок не отделяет себя от коллектива. Он все чаще употребляет местоимение “мы” вместо “я”. Ребенок осознает, что, действуя сообща, можно добиться гораздо большего, чем в одиночку, и при этом избежать наказания. Ведь воспитатель вряд ли узнает, кто именно облил пол краской, а кто разбил окно. Принцип этого возраста “Куда все, туда и я”. Причем ребенку совершенно неважно хорошему или плохому примеру для подражания он следует. Из всего коллектива ребенок выделяет нескольких детей, которым старается подражать во всем.

В детском коллективе выделяются явные лидеры – заводилы и организаторы всех проделок. В этом возрасте лидер в коллективе гораздо больший авторитет, чем родитель или воспитатель. Для ребенка главное, чтобы коллектив его принял и не игнорировал.

Для 4 – 5 летнего малыша нет ничего хуже, чем бойкот коллектива. В этом возрасте детский коллектив не прощает тех, кто чем-то выделяется из общей массы. Поэтому дети стараются во всем подражать признанным лидерам. В этом возрасте дети часто объединяются в группы по принципу “дружим против Васи (Пети, Маши и т.д.)”.

В 5 – 6 дет ребенок ищет свою нишу в коллективе. Если в 4-5 лет он беспрекословно шел за лидером, то сейчас он пытается взять лидерство в свои руки. В этом возрасте он уже имеет собственное представление о том, какое место в коллективе он хочет занимать (лидер, ведущий, ведомый, и т.д.) и действует в соответствии со своими представлениями.

Причем коллектив не всегда готов безоговорочно принять его позицию. Часто бывает, что ребенок хочет быть лидером, ведущим, а коллектив отводит ему в лучшем случае роль ведомого. Если самооценка ребенка не совпадает с оценкой сверстников, ребенку приходится очень трудно.

В 6 – 7 лет большинство детей испытывают потребность в близком контакте со сверстниками. Из всего коллектива ребенок выделяет несколько детей, с которыми ему хочется более близко общаться. Именно в этом возрасте у ребенка появляются первые “настоящие” друзья. Весь коллектив разбивается на небольшие группы по интересам.

Развитие навыков лидерства

Одна из ведущих потребностей ребенка в дошкольном возрасте – потребность быть лидером. Развитие лидерского потенциала личности с раннего детства обусловлено взаимодействием биологических (особенности темперамента и здоровья) и социальных факторов.

Здоровому ребенку легче играть роль лидера. Лидер выполняет функции инициатора, организатора, вдохновителя, следовательно, ему, в первую очередь, необходимо иметь сильную нервную систему, быть выносливым, энергичным, физически сильным.

Развитие и воспитание ребенка в коллективеКаждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые играют свою роль в развитии лидерских качеств. Благодаря пластичности нервной системы можно влиять на темперамент, но меры воздействия следует отбирать такие, которые бы развивали сильные стороны темперамента.

Многое зависит от чувства автономии, самостоятельности ребенка, которое начинает развиваться в два-три года и усиливается к четырем-пяти годам. При гиперопеке или отсутствии должной защиты самостоятельность замещается нерешительностью, неуверенностью в своей компетентности, частым обращением за помощью, что ведет к закреплению в будущем окружении подчиненного, зависимого положения.

Похвала стимулирует проявление лидерских качеств и закрепление за ребенком определенного авторитета. Чем чаще ребенок испытывает гордость за свои достижения и чем разнообразнее области приложения его способностей, тем более интенсивно идет процесс взаимодействия ребенка с социальным и предметным миром и формирование активного – лидерского – поведения.

Чтобы получение одобрения не стало для детей самоцелью, задача родителей и педагогов заключается в создании установки (для себя и для детского коллектива), что каждый из детей самый лучший в чем-либо. Тогда, чтобы стать лидером, дети будут бороться не за “место под солнцем”, а будут стараться проявлять свою фантазию, свои творческие и индивидуальные способности.

К пяти-шести годам у ребенка появляется детское самолюбие – мощнейший стимул к саморазвитию и самосовершенствованию. Стремление к лидерству есть не что иное, как реализация своего потенциала, стремление к превосходству над людьми в своей привычной среде.

Лидерство изначально предполагает конкуренцию, поэтому между детьми возможны конфликты. В данной ситуации взрослый может предвидеть возможность возникновения конфликта и вовремя нейтрализовать его или предоставить детям возможность самим разрешать свои конфликтные ситуации, рассчитывая на то, что таким образом дети-лидеры будут приобретать опыт решения проблем, взаимодействуя с равными себе противниками.

Какими бы природными задатками ни обладал от рождения тот или иной человек, сформировать на их основе определенные способности можно лишь в деятельности, вне которой психическое развитие невозможно.

 Начальным этапом в развитии лидерских качеств могут быть спортивные или интеллектуальные (командные или индивидуальные) игры-соревнования, требующие от ребенка проявления ловкости, точности, скорости движений или точности и скорости запоминания и/или воспроизведения информации.

Так как лидерство связано с коллективными формами деятельности, то среди детей (среди друзей, детей-ровесников или в группе детского сада) можно организовать “Конкурс талантов”, в котором каждый ребенок получит медаль, например. “Лучший поэт”, “Лучший художник”, “Лучший танцор”.

Для развития лидерских качеств можно выбрать трудовую или игровую деятельность, можно организовать тренинги по копированию и тренировке лидерского поведения на основе повторения показанного образца, можно разнообразить и усложнить игры-соревнования, однако,  наибольший развивающий эффект содержат проблемные ситуации.

Возникшая проблема является источником самореализации ребенка, и необходимо позволить ему решать эти задачи самостоятельно. Таким образом, выявляется и развивается детская индивидуальность и креативность, ребенок обретает уверенность в том, что в некоторых случаях он сам что-то может сделать без помощи взрослого.

Общение

Опыт первых отношений со сверстниками во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.

Особенности общения детей от 1,5 лет до 7 лет

Развитие и воспитание ребенка в коллективеПовышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослым. Если в общении с взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения (дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга). 

Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается.

Среди наиболее типичных для дошкольников вариантов конфликтных отношений к сверстникам повышенная агрессивность, обидчивость, застенчивость и демонстративность дошкольников. Главной причиной конфликтов ребенка с собой и с другими является сосредоточенность на собственной ценности и на том, “что я значу для других”.

Развитие навыков общения

В то же время исследования показали, что наибольшей популярностью в группе сверстников обычно пользуются именно те дети, которые могут помочь, уступить, выслушать, поддержать чужую инициативу. Именно эти качества: чуткость, отзывчивость, внимание к другому – наиболее высоко ценятся в детской группе.

Эти качества обычно называют нравственными. Отсутствие этих качеств (нечувствительность и отсутствие интереса к партнеру, враждебность и т. д.), напротив, делает ребенка отвергаемым и лишает симпатии сверстников.

 Формирование доброжелательного отношения к сверстникам происходит, когда взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к личным качествам друг друга: обращает внимание на достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера, предлагает повторить его действия т. д.

Развитие и воспитание ребенка в коллективеЭффективны совместные хороводные игры для малышей, в которых они действуют одновременно и одинаково (каравай, карусели др.). Отсутствие предметов и соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства со сверстниками и близости детей, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений.

Для повышения уровня доброжелательности к оркужающим следует исключить из игр-тренингов предметы и игрушки, так как при их появлении ребенок видит в собеседнике конкурента.

Следует помнить, что без специальной педагогической работы проблемные формы отношения к сверстнику, появившиеся в дошкольном возрасте, не проходят, а только усиливаются с возрастом, принося человеку массу трудностей в отношениях с другими и с самими собой

 Успешная адаптация дошкольника в коллективе – это гарантия того, что в будущем ребенок сможет справляться с возникшими трудностями и станет самостоятельной и независимой личностью.

Источник