Развитие и воспитание ребенка в игре занятия

Воспитание детей в игре.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В отличии от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают (не бегай, не упади, мой руки, не выдумывай), в игре ребенок может все: плыть на корабле, летать в космосе, учить учеников в школе и т.п.                                                                                    Ребенок – существо растущее и развивающееся. Движение – одно из условий его полноценного роста и развития. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр, особенно в играх подвижных и дидактических, в сюжетно-ролевых, в строительнно-конструктивных.                       В недрах игры зарождаются и дефференцируются другие виды деятельности – труд, учение. По мере развития игры ребенок овладевает компанентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую. Игра готовит детей к тем нервно-психическим затратам, которые требует труд. Это значит, что в игре вырабатывается произвольность поведения. В силу необходимости выполнять правила дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость и многое другое, что облегчает формирование прочных навыков трудовой деятельности.               Игра в наибольшей степени способствует и формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе – воображение. В игре воображение проявляется и развивается при определении замысла, развертывании сюжета, разыгрывании роли, замещении предметов. Воображение помогает ребенку принять условность игры, действовать в нимой ситуации. Ребенок видит грань между воображаемым в игре и реальностью, поэтому прибегает к словам “понарошку”, “как-будто”, “по правде так не бывает”. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребеность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы (кресло – космическая ракета, плюшевый пингвинчик – отважный путешественник и т.д.). Например, взяв какую -то роль (врача, артиста, шофера), ребенок не просто принимает к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникает в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.                                                               С одной стороны, игра – самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой “школой”, средством воспитания и обучения. Важнейшим средством воспитания становится игрушка, формирующая представление о мире, развивающая вкус, нравственные чувства.                                                                                  В играх развиваются и творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюма.    

Выделяют три класса игр:

1. Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей),  – самостоятельные игры:                                                                                                                                           игра -экспериментирование;                                                                          самостоятельные сюжетные игры:                                                                                                   – сюжетно-отобразительные,                                                                                                                   -сюжетно-ролевые,                                                                                                                            -режиссерские,                                                                                                                              -театрализованные;  

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:                                                                 игры обучающие:                                                                                                                               -дидактические,                                                                                                                                                        -сюжетно-дидактические,                                                                                                               -подвижные;

Читайте также:  Советов по развитию творческих способностей у ребенка

досуговые игры:                                                                                                                                  -игры-забавы,                                                                                                                                         -игры-развлечения,                                                                                                                                 -интеллектуальные,                                                                                                                                   -празднично-карнавальные,                                                                                                                              -театрально-постановочные;    

3. игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей:

традиционные или народные.                                                                                                     Таким образом, воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики. Важно реализовывать их так, чтобы не нарушить естественный ход игры, не лишать ее “души” замечанием, указанием, нотацией, просто неосторожным словои.

Приложение:                                                                      Картотека игр для детей второй младшей группы

ПОТЕРЯЛИСЬ. Цель: Соотносить  название  животного  с  названием  детеныша. Материал: Игрушечный домик, животные (игрушки): утка и утенок, курица и цыпленок, коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок.

Ход игры: Расставим по комнате взрослых животных. На ковре в домике находятся их детеныши. Предложим детям узнать, кто живет в домике.                              – Давайте посмотрим. Кря-кря-кря — кто это? Утка? Достаем игрушку из домика. Утка большая или маленькая? Маленькая? Это, ребята, утенок. Маленький утенок. А утка — его мама. Помогите утенку найти его маму-утку. Вася, возьми утенка. Поищи утку.                                                                                                     –   А это чей голос — пи-пи-пи? Кто это? (Достаем цыпленка.) Кто мама у цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывается цыпленок? Поищи, Оля, курицу, маму цыпленка.                                                                                                         Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда у всех малышей найдутся мамы, взрослых и детенышей сажают вместе. Пусть дети рассмотрят их, произнесут слова: утка— утенок, курица — цыпленок и др. Затем животные уезжают на машине в гости к другим детям.

ЧЕЙ  ГОЛОС? Цель: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.   Материал: Игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок.                                                                                                                          Ход игры: В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали.                                                                             –   Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто мычит тоненько? (Теленок.)                             Ква-ква— чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?                                                                                                                         Аналогично обыгрываются остальные’ игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).

Читайте также:  Характеристика двигательного развития ребенка первого года жизни

КАЧЕЛИ. Цель: Соотносить слова стихотворения с собственными движениями. Ход игры: Дети стоят. Взрослый читает стихотворение, а дети сопровождают чтение ритмическими движениями.

Все лето качели Качались и пели, И мы на качелях На небо летели.                              (Дети качают руками вперед-назад, слегка пружиня ноги в коленях.)               Настали осенние дни. Качели остались одни.                                                      (Уменьшая ход качелей, дети пружинят в коленях и уменьшают взмах руками до постепенной остановки.)                                                                                                  Лежат на качелях                                                                                                                                   Два желтых листка. И ветер качели Качает слегка.                                                                                      (Дети выполняют легкое покачивание вытянутыми вперед руками влево-вправо.)

ДОБАВЬ СЛОВО. Цель:Находить нужное по смыслу слово (глагол). Материал: Кукла Гена. Ход игры: Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родителям, что умеют делать. Далее скажем детям, что к ним в гости пришел Гена. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать Гена, дети должны будут сейчас угадать.

Гена: – Я   умею   постель   (глагол подбирают дети) убирать. Я умею пол … (подметать). Я умею пыль … (вытирать). Я умею посуду … (мыть, полоскать). Я умею постель … (застилать). Я умею цветы … (поливать). Я помогаю стол … (накрывать). Я помогаю тарелки … (расставлять) Я помогаю вилки … (раскладывать) Я   помогаю   крошки   …    (сметать) Я   помогаю   комнату   …    (убирать) При повторном проведении игры дети от хоровых высказыва ний переходят к индивидуальным  (глагол называет тот, к кому непосредственно обратится Гена).

Громко — тихо. Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.
Ход: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая – тихо».
Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

Дид. игра «Колокольчики» Цель: Развивать речевое внимание детей.  Ход: В: Посмотрите, это большой колокольчик, а это маленький колокольчик. Девочки будут маленькими колокольчиками. Они звенят: «Динь-динь-динь». Мальчики будут большими колокольчиками. Они звенят: «Дынь-дынь-дынь».
Воспитатель предлагает «позвенеть» и спеть песенки сначала девочкам, затем мальчикам. Упражнение повторяется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Дид. игра «Будь внимательным» Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: Воспитатель: у меня разные картинки, если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимаете красный кружок и называете игрушку.

«Огуречик, огуречик. » (игры с ходьбой и бегом) Дети становятся за линию на одной стороне площадки. На противоположной стороне живет мышка (инструктор или кто-либо из детей). Все идут по площадке по направлению к мышке и произносят:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик:

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

С окончанием слов мышка начинает ловить убегающих детей.

Собираемся на прогулку. Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим. Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени, маленький шкафчик для одежды и стульчик. Возраст: 3–4 года.                                                                               Ход игры: в гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.

 Детский сад. Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам. Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад. Возраст: 4–5 лет. Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.

Источник

Светлана Бутенкова
Доклад «Воспитание и развитие ребенка в игре»

Читайте также:  Ребенок с нарушением психического развития

Подготовил: Бутенкова С. Р., воспитатель; Мазавина Л. Ю., воспитатель.

Дошкольное детство- короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста- игра, в процессе которой развиваются духовные и физические качества ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра- это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми- это творческие или сюжетно- ролевые. В этих играх дети воспроизводят в ролях все то,что они видят вокруг себя: в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Игра- отражение жизни. Здесь все «как будто понарошку». Но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка,много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка только игрушки, но любит их как живых; понимает, что он «неправдашный» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасностей, по-настоящему гордится своей победой.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет! В игре дети выражают свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент.

Игра- самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единственная цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре.

Игра- важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду, дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становятся для него более понятными. В игреумственная активность детей всегда связана с работой воображения: нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит.Воображение проявляется и в поиске средств для выполнения задуманного: прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет, для путешествия- автомобиль или автобус. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение.

Большинство игр отражают труд взрослых: дети подражают домашним делам родителей, работе воспитателей, врача, шофера, летчика и т. д. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества. Игра и труд часто объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре: «моряки» строят корабль, делают спасательные круги, «врачи» и «медсестры» «оборудуют» поликлинику. Иногда, в настоящую работу ребенок вводит игровой образ. Так, надевая белый фартук и косынку, чтобы «печь» печенье, он превращается в рабочего кондитерской фабрики; убирая участок- становится дворником.

В игреформируются моральные качества: ответственность перед коллективом за порученное дело, чувства товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников- рисованием, лепкой, конструированием и т. п. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств,эти виды детской деятельности имеют много общего: можно увидеть одни и те же темы в игре и рисунке, по ходу игрового сюжета дети нередко поют, танцуют, вспоминают знакомые стихи.

Таким образом, творческая игра- важное средство всестороннего развития детей и связана со всеми видами их деятельности, ей принадлежит большая роль в жизни и развитии детей.

В своей работе мы используем разнообразные игры. Утром проводим дидактические игры, настольно- печатные, например, «Найди предметы», «Что сначала, что потом», «Найди пару», «Как сделать. Что взять с собой», «Все профессии важны». Эти игры воспитывают у детей усидчивость, внимание, мышление. Если берем новую игру, сначала сами показываем как в нее играть. А затем дети играют самостоятельно. Так же утром предлагаем сюжетно- ролевые игры «Больница», «Семья», «Путешествие по городу на автобусе», «Моряки». Показываем как надо вести себя в той или иной ситуации. Поощряем совместные игры детей, т. к они способствуют развитию ролевых отношений в игре, умения распределять роли, создавать общий замысел, вести ролевой диалог.

Совместную игру с детьми мы начинаем не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения-«расшатывания» уже известных; постепенно переводим детей к более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.

Наиболее удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок.

Утром так же проводим малоподвижные,хороводные игры: «Где флажок?», «Летает- не летает», «Съедобное несъедобное», «Угадай, кто позвал?», «Если нравится тебе…».

На прогулке проводим подвижные игры. Эти игры дети очень любят. Посредством этих игр вырабатывается ловкость, сила воли, гибкость, выдержка, дети закрепляют навыки бега, лазанья, прыжки. Дети знают много подвижных игр и организовывают их самостоятельно. Например, «Мыши в кладовой», «Не попадись», «Медведи и пчелы», «Гуси- лебеди», «Мы- веселые ребята», «С кочки на кочку», «Классы» и т. д.

Так же в своей работе используем народные игры «Краски», «Царь- горох», «Прятки» и т. д.

Во второй половине дня проводим строительные игры, конструкторские игры. В этих играх отражается деятельность окружающих взрослых. В строительных играх ребенку нравится сам процесс созидания, построенный объект захватывает. В свою очередь они дают толчок творческой игре.

На занятиях так же проводим игры. Игры делают занятие наиболее интересным. Такие игры способствуют развитию речи у детей. Например, «Чудесный мешочек», «Что лишнее?», «Скажи наоборот» и т. д. Чтобы игры для детей представляли больший интерес, стараемся использовать больше атрибутов.

Игра имеет важное значение в жизни человека, она является подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом. В ней формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему обучению в школе, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

Игра- путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять.

Источник