Развитие и воспитание ребенка в хореографии

Развитие и воспитание ребенка в хореографии thumbnail

Елена Болдырева
Воспитание детей дошкольного возраста искусством хореографии

Болдырева Елена Юрьевна,

Воспитатель

МАДОУ детский сад №7

г. Лебедянь

Воспитание детей дошкольного возраста искусством хореографии

Отправная точка в работе педагога дошкольного учреждения – развитие двигательной активности воспитанников, в которой дети творчески познают возможности своего тела, учатся ориентироваться в пространстве, знакомятся с основами актерского мастерства.

Одним из направлений эстетического воспитания является развитие музыкального вкуса и кругозора, привитие ребенку чувства любви к своему телу, формирование навыков музыкального восприятия, грациозности, изящества движений. Все эти навыки можно развить в ребенке на занятиях хореографии. В танце ребенок проявляет свои способности, свою творческую активность, развивается его фантазия, занятия хореографией помогают детям снять психологические и мышечные зажимы, выработать чувства ритма, уверенность в себе, развить выразительность. Танец помогает ребенку научиться двигаться в соответствии с музыкальными образами, а также воспитывается выносливость. Корректируется осанка, координация, постановка корпуса, что необходимо не только для занятия танцем, но и для здоровья в целом.

Эстетическое воспитание будит и развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек, чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты. Эстетическое воспитание неразрывно связано с воспитанием духовно-нравственным, умственным, трудовым и физическим.

В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству, в частности хореографическому.

Детство особенно восприимчиво к музыке, танцу, и именно поэтому мы смотрим на хореографическое воспитание наших детей как на важный и нужный процесс.

С большим желанием дети занимаются в хореографическом коллективе «Веснушки», под моим руководством, в своем детском хореографическом коллективе нахожу подход к каждому воспитаннику, ведь нужно заинтересовать и увлечь каждого ребенка. Обучение хореографии – это всегда диалог, даже когда обучаемый еще совсем маленький человек, но все зависит от его настойчивости, целеустремленности в желании постигать тайны искусства танца. В каждом из них заложены огромные возможности, которым необходимо помочь развиться. Мои дети с удовольствием танцуют не только на утренниках, но и являются участниками буквально всех мероприятий детского сада, с энтузиазмом выступают на праздниках города и района. Несмотря на свой юный возраст, а танцорам всего- то пять – шесть лет, коллектив имеет достижения на районных, областных, межрегиональных, Всероссийских и Международных конкурсах.

Танец – это творческий процесс. Использование творческого воображения детей и умение придумывать и выполнять что-то оригинальное позволяет превратить танцы в самую приятную физическую активность. Когда способность ребенка к творческому мышлению и действию оценивают не только преподаватели и родители, но и ровесники, это может привести к росту уверенности в себе и повышению самооценки.

Похвала и признание успеха и хорошей работы играют важную роль в процессе преподавания, особенно когда они выражены с энтузиазмом. Слова одобрения должны быть особенными, поскольку их слышат все, и они должны напоминать детям об основных моментах, на которые следует обратить внимание.

Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного, духовного и физического развития.

Хореография в процессе воспитания ребенка затрагивает эмоциональную и духовно – нравственную сферу через показ, имитацию человеческих характеров, способствует формированию моральных качеств. Результатом этого становится то, что ребенок начинает различать плохое и хорошее, чувствовать прекрасное начало, приобщаться к миру духовности и красоты.

Цель хореографии для воспитания ребенка:

Полноценно совершенствовать эстетические возможности ребенка.

Задачи:

-развивать творческие способности

-развивать физическую активность

-сделать физическую нагрузку оптимальной

-формировать эстетические впечатления

-развивать чувства ритма;

-научит слышать и понимать музыку;

-согласовывать движения с музыкой;

-развивать и тренировать мышечную силу корпуса ног, пластику рук, грацию;

-развивать выразительность и изобразительность;

-формировать правильную осанку;

-прививать основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе;

-прививать представление об актерском мастерстве.

Танец в отличие от других предметов, снимает перегрузку. Улучшает физическое и душевное состояние детей.

Танец – это средство для дружелюбного общения и совместной деятельности и цель педагога предоставлять возможность работать индивидуально, с партнерами и в группах, исполняя различные роли.

Искусство танца – великолепное средство воспитания и развития маленького человека Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личности.

Органическое соединение движения, музыки и игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным. Все это непременно сделает его более глубокой личностью и научит лучше понимать себя и других. Кроме того, он научится чувствовать ритм, понимать характер мелодии, у него разовьётся художественный вкус, творческая фантазия.

Танец – это жизнь в гармонии с миром и с самим собой.

Занятия, проводимые мною, сплачивают детей. Развивают чувство требовательности. Принципиальности, ответственности, в танце проявляется характер и духовные качества личности.

Занимаюсь с многодетной приемной семьей, с которой выезжаем на конкурсы районного, Международного уровня;

– районный конкурс «Яблочный край, ягодный рай»

– районный конкурс «Бал в нашем городе»

– районный конкурс «Дорогою добра»

– районный конкурс «Звездочки Лебедяни»

Читайте также:  Факторы психического развития ребенка контрольная работа

-Международный конкурс «Мир волшебного искусства» г. Липецк

– Международный конкурс «Звездный шанс»» г. Липецк

– Международный конкурс «Звездный путь» г. Липецк

– Международный конкурс «Звездный мир творчества» г. Липецк

Уроки классического танца вырабатывают организованность, самокритичность и самоконтроль, уверенность в себе, эмоциональную выразительность и отзывчивость, устойчивость к стрессовым ситуациям, художественный вкус и чувство меры.

На уроках народно-сценического знакомясь через танец с темпераментом и характером различных народов, их ощущением красоты жизни воспитанники проникаются уважением к народным традициям.

Репертуар моего детского коллектива украшают постановки;

«Родина любимая моя»

«Черноморочка»

-Хороводы с платочками;

«Ангел летит»

«Танец овечек»

«Мир, в котором я живу»

«Васильковые поля»

«Ангелы добра»

«Варенька»

«Подари колечко»

– танцы на основе русских народных сказок;

«Муха цокотуха»

«Бегемотик»

«Стрекоза и муравей»

«Цветик – семицветик»

«Цветочная мелодия»

«Детская полька»

«А енот в коробке живет»

Народно-сценический танец дает положительные эмоции и решает задачу национального, интернационального и патриотического воспитания. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит — и сохранение ее в наших детях. Народный танец учит уважительно относиться к своим корням, чтить и уважать память предков, он систематически и целенаправленно приобщает детей к истокам народной культуры. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в жизнедеятельности танцевального коллектива.

В детском коллективе утверждаются отношения доброжелательности, взаимной заботы, ответственности друг за друга, коллективного долга. Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищённости стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создаёт благоприятную атмосферу для развития творческих задатков ребят, ответственности, умения сочетать общественные и личные интересы, испытывать радость коллективного труда.

Сказка является той самой щедрой почвой для взращивания представлений о добре, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославление труда, в защите слабых и обиженных.

Так, дети с удовольствием танцевали хореографическую постановку «Муха – цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Цветик – семицветик», «Бегемотик», «А енот в коробке живет»

Сказка служит для ребёнка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает его к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. Это как бы мостик из прошлого в настоящее. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребёнком моментов. Дети становятся главными действующими лицами и, оказавшись в центре развития этого сюжета, радуются, сопереживают, активно «борются» со злом, добиваясь победы добра, получая, таким образом, не только положительные эмоциональный, но и нравственный заряд.

Сцена, танец — это удивительное пространство, где одновременно уживаются тысячи разных миров, жизней и судеб. Но в отличие от настоящей жизни побеждает всё же, добро. И здесь юное дарование учится понимать, что же такое «чёрное» и «белое», различать добро и зло. Это главное, определяющее нравственности. Нравственность — внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения. Нравственное отношение к себе и к окружающему миру являются одним из показателей социального здоровья человека. Социально здоровые люди, чье поведение соответствует универсальным нравственным нормам, являются условием социального здоровья общества, которое позволяет судить о развитии общества. Но самый главный учитель нравственности – это его величество ТАНЕЦ!Как сказал Игорь Моисеев: «Танец – мать всех языков», а значит, посредством танца мы можем донести духовные ценности до зрителя, а так же воспитать и юное поколение маленьких танцоров. Танец нельзя свести просто к ритмичным движениям под музыку или без неё, это проявление индивидуальности и неповторимости каждого ребёнка. Неся со сцены красоту и доброту, человек не может быть безнравственным.

Результатом моей работы являются выступления на конкурсах районного, областного, межрегионального, Всероссийского. Международного уровня.

Таким образом, танцевальное искусство несёт в себе, помимо красоты и здоровья,и психотерапевтический эффект: выражая, себя открыто и ярко, не боясь, внутренних противоречий и страстей, мы тем самым освобождаем детей от зажимов и комплексов, которые уже успели пустить корни в хрупкой детской душе. Огромную радость и восторг вызывают танцующие дети. Но моя задача – это привитие дошкольникам интереса к хореографии, содействие всестороннему развитию ребенку, посредством танца пробуждать у ребенка светлые и радостные чувства.

Источник

   Воспитание детей искусством хореографии.

Снеговская Наталья Анатольевна  

преподаватель класса Хореографии,

МБУ ДО ДМШ№3  г.Батайск 

Статья на тему 

“Воспитание детей искусством хореографии”

Введение

Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах. Хореографические отделения в школах искусств  показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству. Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей, и поэтому обучение в хореографических коллективах должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков. Они любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу.

Читайте также:  Как происходит развитие ребенка на первых днях

Условное разделение форм и методов работы.

Формы условно можно разделить на основные, дополнительные и формы художественно-эстетического самообразования. К основным формам относятся: просмотр балетных спектаклей, прослушивание музыки, знакомство с творчеством мастеров хореографии. Такой работой можно охватить весь коллектив во время занятий, репетиций. Дополнительные формы включают: коллективные или индивидуальные посещения спектаклей, фильмов, дискотек, но их проведение организуется в свободное и удобное для детей время. К формам художественно-эстетического самообразования относятся: самостоятельное изучение вопросов теории музыки, балета, чтение книг по хореографии и другим видам искусства с определённой целевой установкой на расширение своих знаний в области хореографии. 

Методы можно разделить на словесные, практические, наглядные.

Словесные методы основываются на объяснении, беседе, рассказе.

Практические – на обучении навыкам хореографии.

Важным методом воздействия на детей является наглядный метод. Исполнительское мастерство педагога-руководителя, его профессиональный показ порой восхищает детей, вызывает стремление ему подражать. Поэтому преподаватель должен обладать достаточно грамотным и выразительным показом. Этот метод имеет решающее значение в воспитании детей, особенно в младших классах. Они воспроизводят методику исполнения движений своего педагога, впитывают не только грамотный и выразительный показ, но и возможные ошибки. Дети подражают педагогу в манере и характере исполнения движений, порой копируют и постановку рук, корпуса, головы. 

Педагог применяет в своей работе наиболее целесообразные методы с учётом возраста детей, их специальной подготовки. Уровня эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к хореографическому искусству. Увлечение и вдохновение-источник интеллектуального роста личности. Интеллектуальное чувство, которое испытывает ребёнок в процессе овладения знаниями – это та ниточка, на которой держится желание учиться.  Занятия становятся интересными, и тогда ребёнок видит результаты своих усилий в творчестве. Задача педагога – не дать угаснуть творческому интересу ребёнка, всячески его развивать и укреплять.

В целях повышения эффективности воспитательной работы важно использовать проблемную методику. В отличие от традиционной, когда детям сообщается «готовая» информация обучения, проблемная методика предлагает более активную умственную и эмоциональную деятельность. В процессе занятий возможно предложить детям дополнить танцевальную комбинацию или сочинить её полностью, исполнить то или иное движение, которое не касается их программы обучения. Дети сначала робко, а потом и смело, при поддержке преподавателя, активно включается в творческую работу. 

Чаще всего это метод убеждения. Этот метод используется не от случая к случаю. Он должен быть целенаправленным, систематическим, и тогда он станет действенным. Метод убеждения требует от педагога много терпения, образованности и тактичного поведения. Дети порой не сразу понимают педагога. Это бывает от неумения ребёнка слушать и слышать, что от него требуется. Это качество характера воспитывается постепенно в культуре общения ребёнка. Поэтому педагогу надо проявить максимум педагогического мастерства и любви к детям при использовании этого метода.

К одному из факторов, обеспечивающих активность на занятиях, относятся строгие морально-этические нормы, которые имеют большое воспитательное воздействие.

Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей искусству хореографии.

Педагог-руководитель хореографического класса постоянно занимается эстетическим воспитанием детей, с тем, чтобы они были всесторонне подготовлены к художественному восприятию и созиданию действительности. В основе этого воспитания лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интересу и пониманию красоты окружающего мира, общения. Достижение физического совершенства должно стать важной частью воспитания на уроках хореографии.

Все эти задачи воспитания не отделимы от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Возрастными особенностями принято называть анатомо-физиологические и психологические особенности характера того или иного возрастного периода.

В тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальные – устойчивые свойства личности, характера, интересов, умственной деятельности, присущие тому или иному ребенку и отличающие его от других.

К 5-6-летнему возрасту дети способны заниматься хореографией, так как сформированность структур и функций мозга ребенка близка по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Современные данные возрастной психологии позволяют утверждать, что мозг 6-летнего ребенка готов к усвоению доступной информации в процессе систематического обучения. Однако следует иметь в виду, что в индивидуальном развитии детей одного и того же возраста наблюдаются отклонения от средних показателей темпа созревания мозга и всего организма – опережение или отставание. 

К 6-7 годам дети усваивают понятие пола (к противоположному полу относятся терпимо, доброжелательно), начинают сознательно регулировать свое поведение. Для них характерна устойчивость, непосредственность, жизнерадостность, веселое настроение. Они способны испытать наслаждение и переживание от восприятия прекрасного. Проявляется потребность во внешних впечатлениях, слушании музыки, в посещении концертов, театров, после чего дети часто изображают увиденное. Большое место в этом возрасте занимает игра -это психологическая потребность осмысления новых знаний через игры. Учитывая все анатомо-физиологические способности данного возраста нужно строить занятия хореографического коллектива.

Читайте также:  Что такое потенциальное развитие ребенка

7-11 лет (1-3 класс) – в этом возрасте происходят качественные и структурные изменения головного мозга. Происходят изменения и в протекании основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Проявляется самостоятельность, (желание делать все самому, дети требуют доверия от взрослых), сдержанность (умение подчинять свои желания общим требованиям), настойчивость и упрямство (желание добиться результатов, даже если не понимают цели или не имеют средств для их достижения). Слабые стороны в физиологии детей этого возраста – быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях, поэтому время занятий поначалу может быть ограниченно и постепенно увеличиваться от 25-30 минут до 60, а потом и до 90 минут. Костно-мышечный аппарат детей этого возраста отличается большой гибкостью (значительное количество хрящевых тканей и повышенная эластичность клеток). Развитие мелких мышц идет медленно, поэтому быстрые и мелкие движения, требующие точности исполнения, представляют для детей большую сложность. Объем учебного материала должен быть рассчитан по возможностям детей. В классах этого возраста надо уделять внимание формированию осанки, умению ориентироваться в пространстве, развитию ритмичности, музыкальности.

11-14 лет (4-8 класс) – в этот период происходят быстрые количественные изменения и качественные перестройки в организме. Ребенок быстро растет (5-6, а то и 10 см в год). С интенсивным ростом скелета и мышц происходит перестройка моторного аппарата, которая может выражаться в нарушениях координации движений (говорят: стал таким неуклюжим). 

Повышается возбудимость нервной системы под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции. В этом возрасте нередко появляется раздражительность, обидчивость, вспыльчивость, резкость. Появляется острая потребность в самоутверждении, стремлении к самостоятельности -оно исходит из желания быть и считаться взрослым.

15-17 лет (9-11 классы)- в физиологическом отношении это период интенсивного развития мускулатуры, продолжение развития мозга. Юноши и девушки готовы к физической и умственной нагрузке. Формируются убеждения и мировоззрение, возникает потребность понять себя, смысл жизни. Встает проблема выбора профессии. Возникает желание быть замеченным, хочется выделиться. Появляется самостоятельность в суждениях. Юности свойственно состояние влюбленности, жизнерадостности, уверенности в себе. Занятия по хореографии должны строиться с полной нагрузкой. Педагог может наиболее способным доверять проведение занятий в младших классах.

Для успешной работы педагог-руководитель должен разбираться в особенностях каждого возраста. Умело, согласно возрастным особенностям распределять физическую нагрузку. А при формировании репертуара и составлении плана воспитательной работы просто невозможно обойтись без учета психологических особенностей каждого возрастного периода.

Формирование отношений в коллективе.

Формирование открытых взаимоотношений между детьми, педагогом и учениками, наличие здорового мнения в коллективе и активного творческого процесса, побуждает детей соотносить интересы личные с групповыми, коллективными. У них воспитывается чувство ответственности за других, дисциплинированность, если у каждого есть определённая обязанность и они знают, что её никто не выполнит. Это приносит детям большое удовлетворение и, естественно, их активная позиция в коллективе становится выразительнее. В коллективе могут возникнуть неформальные объединения детей. В силу определённых обстоятельств они могут разделится на группы. Если это произошло, не надо пытаться разобщить эти группы, противопоставлять их друг другу. Нужно умело использовать эти неформальные объединения для улучшения художественного, нравственно-этического воспитания. Через группу можно воздействовать на каждого ребёнка, формируя его интерес, вкус, поведение. Каждая группа-это часть коллектива, и от того, насколько правильно складываются отношения, зависит общая нравственная атмосфера. 

Заключение.

Подводя итоги можно прийти к заключению, что занятия в хореографическом классе имеют большое значение для физического развития детей. Они приобретают стройную осанку, начинают легко, свободно и грациозно двигаться, избавляются от таких физических недостатков, как сутулость, «косолапость», лишний вес и т.д. У них улучшается координация движений. На занятиях в хореографических классах полезные навыки приобретаются естественно. Дети начинают чувствовать эстетику поведения в быту; подтянутость и вежливость становятся нормой поведения. Они следят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью, изяществом своего костюма и прически.

Важно заметить, что успех детей в хореографическом коллективе зависит от преподавателя, который либо обладает профессиональными знаниями и умело применяет их в учебно-тренировочной работе, либо допускает ошибки, которые отрицательно влияют на детей. Нельзя не сказать о том, что важной чертой педагога в воспитании активности детей является умение анализировать и учитывать педагогическую ситуацию, пути и возможности исправления допущенных ошибок. Важно иметь психологическую интуицию, умение чувствовать обстановку. Эта способность педагога-руководителя имеет огромное значение для использования благоприятных ситуаций в воспитательных целях, для создания устойчивой положительной атмосферы в классе.

 Активность детей на занятиях в хореографическом коллективе зависит от творческой инициативы педагога, стремления вести своих учеников к совершенствованию исполнительского мастерства и здоровому духовному развитию.

Источник