Развитие и воспитание ребенка с косоглазием

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска “Детский сад №447 комбинированного вида “ сеицветик’’

Условия обучения и воспитания ребёнка с косоглазием

Подготовила: Забавчук Любовь Николаевна, воспитатель первая квалификационная категория

Раньше считали, что зрение у детей со зрительными нарушениями развивается и без тренировки настолько, насколько оно может развиться у данного ребенка. Теперь, однако, известно, что зрение – это функция организма, поддающаяся обучению, и что оно может быть улучшено с помощью тренировки, осуществляемой в определенный (чувствительный к тренировке) период развития ребенка. Дети с ослабленным зрением, как и нормально видящие дети, должны научиться аккомодировать, прослеживать движущиеся объекты и осуществлять конвергенционные движения глаз. Все эти функции необходимы, для того чтобы получить на сетчатке четкое изображение и обеспечить слияние изображений от двух сетчаток в мозге.

Педагог должен знать специфику видения каждого ребенка и учить другим, компенсаторным способам ориентации, применять другие приемы и способы действия с помощью технических средств и полисенсорных способов ориентации.

Косоглазие

К патологии глазодвигательного аппарата можно отнести косоглазие (отклонение одного глаза от общей точки фиксации) и нистагм (самопроизвольные колебательные движения глазных яблок — дрожание глаз).

Последствием косоглазия является снижение остроты зрения косящего глаза и нарушение бинокулярного зрения. Выделяют два вида косоглазия: содружественное и паралитическое. Возникновение косоглазия может быть связано с психической травмой (испуг), острыми инфекционными заболеваниями, чрезмерной зрительной нагрузкой, поражением центральной нервной системы, аномалией рефракции, резким снижением зрения на одном глазу, наследственностью и т. д.

Как видит ребенок без косоглазия?

Изображение предметов воспринимается центром глазного яблока, где находятся нервные клетки (палочки, колбочки), отвечающие за четкое зрение. Отсюда изображение передается в головной мозг, в котором эти два изображения соединяются в единый зрительный образ. В результате между двумя глазами и зрительным центром в головном мозге образуется связь.

Как видит ребенок с косоглазием?

В самом начале, когда у ребенка только начинает косить глаз, у него появляется двоение: одно изображение четкое, другое – нечеткое. Из-за разности изображения в головном мозге не образуется связи по соединению этих изображений в единый зрительный образ. В результате, связь зрительного центра в головном мозге с глазом, от которого идет нечеткое изображение, нарушается и мозг, как бы отключает от себя зрительную информацию, идущую от этого глаза. В результате острота зрения  «отключенного от мозга» глаза становится все хуже и хуже, т.е. в этом глазу развивается амблиопия (понижение зрения без видимой анатомической основы). И если в это время не заставить его работать, то никакое лечение в дальнейшем ему не поможет, разовьется амблиопия.

В зависимости от того, куда отклонен глаз, выделяют:

  1. Сходящееся (внутреннее, конвергирующее) косоглазие, при котором глаз косит в сторону носа. Встречается в 10 раз чаще, чем расходящееся.
  2. Расходящееся (внешнее, дивергирующее) косоглазие, при котором глаз косит в сторону виска.
  3. Косоглазие кверху.
  4. Косоглазие книзу.

Также различают косоглазие:

  1. Альтернирующее (перемежающееся, двусторонее) – попеременно косят оба глаза.
  2. Монокулярное (монолатеральное, одностороннее) – косит постоянно один глаз.

Основной целью упражнений и игр, используемых при сходящемся косоглазии является расслабление конвергенции (сведение зрительных осей обоих глаз), развитие направления взгляда ребенка вдаль и вверх. Например:

  • Подбрось вверх воздушный шарик, мяч и поймай;
  • Кто дальше бросит предмет?;
  • Поймай солнечного зайчика, который «бегает» по стене, потолку
  • Сбей кеглю;
  • Попади мячом в цель;
  • Закати мяч на горку;
  • Бадминтон;
  • Волейбол и др.

При просмотре телевизора, работе на компьютере необходимо, чтобы экран (монитор) находился выше уровня глаз ребенка, т.е. взгляд должен быть снизу вверх.

Основной целью упражнений и игр, используемых при расходящемся косоглазии является усиление аккомодации (приспособляемость глаза, позволяющая ясно видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях от него), развитие направления взгляда ребенка вблизь и вниз. Например:

  • Построй пирамидку;
  • Составь рисунок из мозаики;
  • Перекатывание мяча друг другу;
  • Прокатывание мяча в ворота, вокруг кеглей, кубов;
  • Скатывание мячей с возвышенностей (наклонная доска, горка);
  • Отбивание мяча об пол;
  • Проведи мяч ногой;
  • Настольный бильярд;
  • Настольный баскетбол;
  • Футбол и др.

При просмотре телевизора, работе на компьютере необходимо, чтобы экран (монитор) находился на уровне или ниже уровня глаз ребенка, т.е. взгляд должен быть вниз.

Лечение косоглазия у детей требует много времени, большого терпения со стороны больных, родителей и воспитателей.

Косоглазие может также сопровождать другие виды глазных заболеваний (врожденная катаракта, микрофтальм и т. п.).

Несколько реже встречается паралитическое косоглазие возникшее в результате паралича или пареза мышц глаза (последствия травмы, опухоли, инфекции и др.). При этом виде косоглазии отмечается ограничение подвижности косящегося глаза или даже полная его неподвижность.

Читайте также:  Особенности развития личности ребенка в 1 классе

При параличе или парезе мышц нарушаются их функции, и снижается тонус. Так как тонус антагониста парализованной мышцы нормальный и ее сила превалирует, то происходит поворот глаза в сторону здоровой мышцы, то есть возникает косоглазие. Развивающаяся впоследствии контрактура антагониста усиливает отклонение глаза в сторону. При параличе глазных мышц голова поднимается или опускается, поворачивается в сторону парализованной мышцы. Признаком парализованной мышцы глаза является также ограничение подвижности глаза в сторону парализованной мышцы или полное отсутствие движения глаза в эту сторону.

При косоглазии и амблиопии возникает рассогласование в деятельности обоих глаз, каждый из которых несет в зрительные центры свою, несколько отличную информацию, а по принципу обратной связи, мозг отбирает ту информацию, которая наиболее четко и ясно отражает объективную реальность.  

Коррекция зрения ребенка на первом этапе заключается в стимуляции путем окклюзии лучше видящего глаза, при этом ребенок с амблиопией и косоглазием попадает в положение слабовидящего.

Поэтому рекомендуется рассаживать детей относительно места положения педагога по следующему принципу:

– в первый ряд дети с vis 0,4 и ниже;

– во второй ряд 0,4 до 0,6;

– третий ряд и далее от 0,6 до 1,0.

Кроме того, если у ребенка окклюзия левого глаза, то его сажают справа от воспитателя, если окклюзия правого глаза, то слева от воспитателя.

Детей с расходящимся косоглазием размещают по центу в два ряда.

В помощь педагогу у нас имеется карта здоровья и таблица сопровождения, где видно, какое пособие, за какой стол, какие цвета можно использовать при косоглазии.                              

При наличии угла косоглазия назначаются ортоптические упражнения, целью которых является получение одновременного зрения вместо монокулярного, восстановление бифовеального слияния и развитие фузионных резервов.

При симметричном положении глаз, которое достигается благодаря оптической коррекции или операции, проводятся диплоптические упражнения. Задача диплоптических упражнений заключается в восстановлении бинокулярного слияния в естественных условиях.

Для лечения косоглазия применяются следующие методики:

  •  упражнения по восстановлению одновременного и бифовеального
    слияния на синоптофоре;
  •  метод бинокулярных последовательных образов;
  •  упражнения по развитию фузионных резервов на синоптофоре;
  • упражнения    по    усилению    разобщения    («прочности»)    между
    аккомодацией и конвергенцией (способ диссоциации);
  •  способ восстановления механизма бификсации;
  •  способ  цветных  светофильтров   (различной  плотности   и  длины
    волны);
  •  пенализация (как элемент диплоптики);
  •  хирургическое лечение.

Источник

Методическая разработка

«Особенности организации специальных условий для детей  с косоглазием в дошкольной образовательной организации»

Выполнила:

Губайдуллина Гульнара Мухаметовна

воспитатель

МБУ д/с № 199 «Муравьишка»

г.о.Тольятти

В детской офтальмологии косоглазие (гетеротропия или страбизм) встречается у 1,5-3% детей, с одинаковой частотой у девочек и мальчиков. Как правило, косоглазие развивается в 2-3-летнем возрасте, когда формируется содружественная работа обоих глаз; однако, может встречаться и врожденное косоглазие.

Косоглазие является не только косметическим дефектом: это заболевание приводит к нарушению работы практически всех отделов зрительного анализатора и может сопровождаться рядом зрительных расстройств. При косоглазии отклонение положения одного или обоих глаз от центральной оси приводит к тому, что зрительные оси не перекрещиваются на фиксируемом предмете. В этом случае в зрительных центрах коры головного мозга не происходит слияния раздельно воспринимаемых левым и правым глазом монокулярных изображений в единый зрительный образ, а возникает двойное изображение объекта. Для защиты от двоения ЦНС подавляет сигналы, получаемые от косящего глаза, что с течением времени приводит к амблиопии – функциональному понижению зрения, при котором косящий глаз почти или совсем не задействуется в зрительном процессе. При отсутствии лечения косоглазия развитие амблиопии и снижение зрения происходит примерно у 50 % детей.

Кроме этого, косоглазие неблагоприятно влияет на формирование психики, способствуя развитию замкнутости, негативизма, раздражительности, а также накладывая ограничения на выбор профессии и сферы деятельность человека.

Для детей с нарушениями зрения специальная образовательная среда в общеобразовательной организации должна предусматривать:

-наличие нормативно-правового обеспечения организационных, материальных, кадровых, содержательных аспектов процесса инклюзивного образования в общеобразовательных организациях;

-обеспечение индивидуального подхода в удовлетворении общих и специальных образовательных потребностей детей с нарушением зрения с учетом состояния зрения, наличия медицинских ограничений и/или противопоказаний; образовательного уровня ребенка и его образовательных потребностей;

-обеспечение безбарьерности окружающей предметной, архитектурной, а также коммуникативной, информационной и дидактической сред;

-наличие учебно-методического обеспечения и технического оснащения для осуществления образовательного процесса для детей с нарушениями зрения в общеобразовательной организации;

-обеспечение специального психологического сопровождения учащегося с нарушением зрения на всех этапах инклюзивного обучения;

-обеспеченность инклюзивного образовательного процесса психолого-педагогическими кадрами, владеющими знаниями об особенностях познавательной деятельности, общения, социального взаимодействия, передвижения и ориентировки в пространстве и о других специфических особенностях незрячего/слабовидящего человека; способных трансформировать и адаптировать учебный процесс, содержание, формы и методы учебной и воспитательной работы в соответствии с этими знаниями; владеющих необходимыми профессиональными компетенциями для удовлетворения всех имеющихся у незрячего и слабовидящего ребенка образовательных потребностей;

Читайте также:  Консультация для родителей по вопросам семейного воспитания и развития ребенка

-наличие благоприятного психологического климата в общеобразовательной организации, доброжелательных отношений сотрудничества и взаимоуважения между всеми участниками образовательного процесса, готовности зрячих учащихся к волонтерской помощи, поддержке и товарищеским отношениям с детьми с нарушениями зрения.

У большинства детей с патологией органа зрения имеются отклонения в физическом и психическом развитии, что определяет их морфофункциональную незрелость, проявляющуюся в пониженной работоспособности и быстрой утомляемости. Зрительные расстройства значительно снижают двигательную активность детей, что определяет низкие адаптивно-компенсаторные возможности организма и отражается на состоянии здоровья. Изменения функционального состояния организма не идентичны у слабовидящих и косоглазых детей и зависят от формы патологии и степени снижения остроты зрения. При организации учебно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы  с детьми, имеющими патологию  органа зрения, следует руководствоваться следующими принципами:

1. Максимальное слияние лечебно-коррекционных и педагогических воздействий.

2. Индивидуальный подход к нормированию учебной и физической нагрузки.

3. Создание дифференцированных условий зрительной работы.

4. Применение специальных учебных и наглядных пособий, технических средств обучения и воспитания.

При построении коррекционно-развивающей среды в группе особое значение приобретает личностно-ориентированная модель взаимодействия между педагогом и детьми, так как в силу своих особенностей дети не в полной мере могут использовать визуальный канал восприятия. Это значит, что в воспитательно-образовательном процессе с детьми с нарушением зрения педагог больше, чем со здоровыми детьми, опирается на аудиальный и кинестетический каналы восприятия. Например, воспитатель не показывает детям, как им нужно встать, а подходит к каждому из них со спины и, взяв руки ребенка, ставит их в нужное положение со словесной инструкцией.

На занятиях дети с нарушениями зрения быстро утомляются, отвлекаются, особенно в тех случаях, когда работают с опорой на зрение. Поэтому на любом занятии необходимо сочетание разных форм наглядности и словесного пояснения. Своевременное введение активного отдыха в занятие позволяет предупредить развитие быстро нарастающего утомления как зрительного анализатора, так и всего организма. Благотворное влияние активного отдыха на работоспособность и функциональное состояние зрительного анализатора детей с косоглазием – после 7 – 15 мин. непрерывной зрительной нагрузки.

Введение на занятиях  динамических пауз по 3 мин. (одной – для детей с косоглазием и двух – для слабовидящих) в виде гимнастики с музыкальным сопровождением способствует не только предупреждению зрительного утомления, но и усиливает двигательную активность детей с нарушениями зрения, вовлекает в работу группу мышц, несущих значительную статическую нагрузку. Особое значение для повышения работоспособности и сохранения зрения имеет рациональная организация перемен и перерывов между занятиями. Проведение подвижных игр средней интенсивности оказывает положительное влияние на работоспособность и функциональное состояние зрительного анализатора детей с косоглазием как в течение дня, так и всей недели. Занятия по физкультуре и музыке, сопровождающиеся большой двигательной активностью и насыщенные эмоционально, способствуют улучшению функционального состояния организма детей.

Учебно-наглядные пособия должны отвечать как педагогическим, так и лечебно-коррекционным и гигиеническим требованиям. Они должны пробуждать и стимулировать интерес детей к занятиям, а формой, расцветкой, размерами, соотношениями частей соответствовать конкретным лечебным задачам и состоянию зрения ребенка.

Благоприятные для зрительной работы условия предполагают достаточную освещенность помещений и рабочих поверхностей, соответствие мебели росту детей и ее удобное расположение, демонстрацию наглядного материала на уровне глаз и на доступном расстоянии (в соответствии с остротой зрения, правильное цветовое оформление помещений).

Во время занятий  по изодеятельности целесообразно использовать мольберты, особенно для детей со сходящимся косоглазием.

Раздаточный материал при сходящемся косоглазии (направление взора вверх и вдаль) нужно располагать обязательно на подставке, при расходящемся косоглазии (направление взора вниз и вблизи) наглядный материал лучше положить на стол.  Выбор упражнений и игр в значительной степени зависит от характера зрительного нарушения. При сходящемся косоглазии подбирают упражнения, не требующие напряжения аккомодации и конвергенции и связанные с направлением взора вверх и вдаль. При расходящемся косоглазии, наоборот, лечебными являются занятия, вызывающие напряжение аккомодации и конвергенции и сопровождающиеся направлением взора вниз на близкое расстояние. В комплексе упражнений для развития бинокулярного зрения у детей со сходящимся косоглазием эффективны групповые специальные игры, в которых внимание ребенка привлекается к далеким и высокорасположенным объектам (деревья, птицы, облака). К этим играм относится также забрасывание мяча в кольцо, метание мяча. Для выработки глубинного бинокулярного зрения у детей с расходящимся косоглазием необходимы занятия на природе (сбор цветов, трав, разглядывание букашек, лягушек, бабочек, кузнечиков и т. д.). При развитии бинокулярного, а на его основе глубинного зрения особое значение придается физическому развитию и двигательной тренировке, подвижным играм. Для этого применяется ряд упражнений: метание мяча в цель, кегли, городки,  бадминтон; организуются спартакиады, прогулки, экскурсии. Работая с детьми, имеющими нарушения зрения, необходимо учитывать аномалии зрения каждого ребенка и вызванные ими вторичные отклонения. Это требует особого индивидуального подхода к каждому слабовидящему дошкольнику. Детей с нарушением зрительных функций необходимо учить пользоваться всеми анализаторами. Игра помогает развивать сохранные анализаторы, а также остаточное зрение. Например, в игре “Что в коробочке?”, “Чудесный мешочек”, “Угадай на вкус и запах”, “Разложи отдельно”, “Сказочная полянка” дети могут узнать предмет, включая в работу все органы чувств, развить вкусовые, тактильные ощущения.

Читайте также:  Роль шашек в развитии ребенка

Рекомендуемые игры

ИГРА «ТАНГРАММ»

Цели:

1. Офтальмологические:

– повышение остроты зрения (от 0,05 до 0,4);

– развитие монокулярного зрения;

– развитие зрительных функций.

2. Коррекционные:

– развитие мелкой моторики руки;

– развитие сенсорных функций: цветоощущения, форморазличения;

– развитие пространственного мышления;

– развитие произвольного внимания.

3. Воспитательные:

– воспитывать умение работать в коллективе;

– воспитывать соревновательную мотивацию;

– воспитание усидчивости в структуре монотонной деятельности;

– развитие умений действовать по словесной инструкции педагога.

Примечания:

– рекомендуется на плеоптическом этапе лечения;

– может использоваться для детей с любым уровнем развития интеллекта;

Для детей с высоким уровнем – усложнить задачу за счет включения соревновательного момента (кто быстрее);

– время проведения – до 20 минут (после перерыва возможно продолжение);

– дистанция применения – 30-40 см от глаз.

Оборудование.

– игра «Танграмм», мелкие объекты по нужной остроте зрения.

Инструкция:

– выложи объект (например, квадрат, ракету и т. д.) мелкими деталями;

– сделай объект определенного цвета или нескольких цветов по заданию;

– соревнуемся, кто быстрее выложит свой объект (объекты равноценные).

ИГРА «КОЛЬЦЕБРОС»

(НАСТОЛЬНЫЙ, НАСТЕННЫЙ)

Цели:

1. Офтальмологические:

– укрепление бинокулярного зрения;

– развитие стереоскопического зрения;

– развитие зрительных функций

2. Коррекционные:

– развитие глазомера;

– развитие кинестетического чувства и точных, координированных движений рук;

– развитие пространственной ориентировки;

– развитие цветоразличения.

3. Дидактические:

– формирование двигательной активности;

– закрепление навыков порядкового и количественного счета;

– учить соразмерять движения руки в зависимости от удаленности объекта восприятия.

Примечания:

– игра рекомендована на ортоптическом и стереоптическом этапах лечения;

– возраст детей – 4-7 лет;

– время проведения – 7-10 минут;

– количество играющих – 1-3 человека или по числу колец;

– рассчитана на детей с любым уровнем развития интеллекта.

Правила игры:

Каждый игрок получает по одному или несколько колец. С помощью считалки определяют очередность бросков. Затем, после показа педагога набрасывают кольца на настенный или настольный щит со стержнями. За каждой попадание

1 очко. После игры подсчитывают количество очков у каждого и определяют победителя.

Вариант: набросить на определенный стержень (по заданию) и получить приз.

ИГРЫ С БИНОКЛЕМ

Цели:

1. Офтальмологические:

– формирование и укрепление одновременного зрения, развитие бинокуляр-ного зрения;

В игре использован метод жесткой гаплоксопии.

2. Коррекционные:

– учить ориентироваться в макропространстве;

– развивать умение локализировать объекты в пространстве;

– учить находить местоположение объектов относительно себя и других объектов;

– развивать координацию движений, глазомер, точность движений;

– способствовать повышению двигательной системы.

Примечания:

– игра показана при угле косоглазия менее 10, неустойчивом одновременном зрении, остроте зрения на лучше видящем глазу не менее 0,4;

– время проведения – 10 минут;

– количество играющих 1-2 человека (по числу биноклей);

– игра рекомендуется на ортоптическом этапе лечения;

– возраст детей – 5-7 лет;

– игра рассчитана на детей со средним и высоким уровнем развития интеллекта;

– дистанция проведения от 2 до 10 м.

Правила игры:

Не отрывая бинокль от глаз, пройти по нарисованной линии в заданном направлении. В ходе маршрута находить мелкие объекты предметы, определяя их удаленность от себя и других объектов. Игра проводится в полной очковой коррекции.

Вариант: брать предметы, глядя в бинокль, сбивать их мячом. Можно использовать обе стороны бинокля: и на приближение, и на удаление.

Список использованной литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (от 17.12.2010) №1897.
  2. Федеральный закон Р.Ф. «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г №273 ФЗ.
  3. Бондаренко М. П. Как ребенок с нарушением зрения видит окружающий мир / М. П. Бондаренко, Н. С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2010. — № 3. — Странички для занятий с детьми «Мы вместе».
  4. Григорян Л.А., Плаксина Л.И. Содержание медико- педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. М.,1998 г.
  5. Денискина, В. З. Взаимосвязь дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения / В. З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2007. — № 5.
  6. Ермаков В.П., Якунин Г.А. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения», М., 1990 г.
  7. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. Методическое пособие. С-Петербург, “Образование”,1995 г.

Источник