Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет м 1969

Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .

Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет

Доступна только бумажная версия документа

183 с.

Количество страниц

О произведении

Серия

Книги для родителей

Библиотека

Российская национальная библиотека (РНБ)

Еще

Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

Источник

Роль взрослого в воспитании ребенка от рождения до трех лет

Практическое занятие

Заслушивание и обсуждение рефератов и доклада.

Самостоятельная работа

Подготовка рефератов: “Бабушка и дедушка в помощь маме”, “Роль папы в воспитании малыша”.

Подготовка доклада: “Простота и сложность воспитания детей первых лет жизни”.

Литература

Воспитание детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Ляминой. – М.: Просвещение, 1981.

Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991.

Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. – М.: Педагогика, 1986.

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – Питер, 2006.

Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – 2-е изд. – СПб.: Речь, 2003.

Мухина В. С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985.

Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога/ Смирнова Е. О., Авдеева Н. H., Галигузова Л. Н. и др. – М.: АРКТИ, 2004.

Щелованов Н. М. Основные предпосылки для организации воспитательной работы в домах младенца // Вопросы материнства и младенчества. – 1938. – № 3.

Щелованов Н. М., Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Медгиз, 1955.

Режим дня (практическое занятие)

Режим – это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей малыша, а также чередование различных видов деятельности во время бодрствования.

На фоне созревания нервной системы младенца происходит формирование важнейшего биологического ритма организма – ритма “сон – бодрствование”. Этот ритм (циркадный) определяет чередование во времени кормления, бодрствования, сна, способствует приспособлению организма ребенка к ритму жизни человеческого общества, что очень важно для дальнейшей жизни и развития малыша в социуме.

Правильный суточный ритм охраняет нервную систему ребенка от переутомления, благоприятно влияет на качество сна, характер и длительность бодрствования.

В течение первых трех лет жизни ребенка режим меняется несколько раз, что обусловлено быстрым темпом физического и психического развития малыша. Для каждой возрастной группы детей разработаны примерные режимы дня с учетом времени года (холодный и теплый периоды) (см. “Программу воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010).

Существуют следующие принципы построения режима:

• рациональное распределение и чередование сна, кормления и бодрствования (особенно для детей первого года жизни);

• обеспечение необходимого количества часов дневного сна (в зависимости от возраста), а также суточного количества часов сна;

• обеспечение бодрствования в каждый из отрезков времени;

• соблюдение интервалов между кормлениями, соответствующих возрастным возможностям детей.

Четкое соблюдение режима дня является основным условием всестороннего развития малыша, его бодрого настроения, уравновешенного поведения.

Родители и воспитатели должны придерживаться единого подхода к построению режима дня ребенка.

Показателями для перевода ребенка на следующий возрастной режим являются: возрастающая потребность в более длительном бодрствовании, изменения в поведении при укладывании спать, физическое и психическое развитие, состояние здоровья.

Организуя режим дня, взрослые порой допускают следующие ошибки:

• слишком рано переводят ребенка на следующий возрастной режим;

• сокращают или отменяют прогулки;

Читайте также:  Динамика речевого развития ребенка таблица

• неоправданно увеличивают длительность занятий;

• не соблюдают четкий режим в домашних условиях после 17–19 часов, в воскресные дни.

Сон – охранительная реакция организма от переутомления.

Сон восстанавливает работоспособность мозга и тела малыша, обеспечивает его активность во время бодрствования. Сон формируется с первых недель жизни младенца.

По своей природе сон ребенка неоднороден: фаза глубокого сна не раз чередуется с фазой поверхностного сна, когда малыш может воспринимать внешние воздействия, которые могут прервать сон. Чтобы этого не произошло, в течение всего времени сна взрослый должен находиться рядом со спящим ребенком и при малейшем проявлении беспокойства легкими прикосновениями успокоить малыша, тем самым продлив сон.

Чтобы сформировать у детей глубокий, достаточный по длительности сон, необходимо:

• укладывать их в положенное по режиму время;

• проветривать перед сном помещение, в котором спят дети;

• на время сна организовать доступ свежего воздуха (перед подъемом фрамуги окна нужно закрыть);

• при подготовке ко сну переодеть детей в пижамы;

• перенести на другое время процедуры, возбуждающие детей (умывание, чистка носа и др.);

• создать спокойную обстановку (взрослые спокойным разговором создают установку на сон, первыми укладывают тех, кто устал, хнычет и т. п., включают спокойную музыку, создают мягкий шумовой фон, например, шум дождя).

Бодрствование – деятельное состояние организма ребенка, которое поддерживается влиянием внешней среды, активностью самого малыша, воспитательными воздействиями взрослого.

Главная задача воспитателя при организации бодрствования детей – укрепление их физического и психического здоровья, развитие личности каждого.

При организации бодрствования взрослый должен не просто создавать условия для активного бодрствования детей, а исходить из принципов развивающей среды:

• окружающая обстановка должна быть интересна малышам, соответствовать уровню их развития;

• дети должны иметь достаточный простор для двигательной активности, разноплановой деятельности;

• взрослый должен осуществлять педагогически грамотное и целенапраленное руководство деятельностью детей;

• малыши должны постоянно ощущать чувство защищенности, уверенности в хорошем отношении к себе со стороны воспитателя.

Только в этих условиях дети смогут раскрыть свои потенциальные возможности.

Бодрствование – самостоятельная деятельность детей, на фоне которой взрослый организует необходимые режимные процессы, прогулки, игры. Все эти мероприятия только тогда развивают познавательную активность малышей, способствуют становлению личности, когда рядом находится взрослый, умеющий прийти на помощь, поддержать, похвалить за успехи, повысить самооценку.

Вопросы для обсуждения.

1. Создание условий для сна воспитанников (примеры из практики работы слушателей). Ошибки практики (примеры, обсуждение). Почему нельзя оставлять спящих детей в спальне без присмотра взрослого?

2. Режим дня детей второго года жизни (графическое изображение).

Самостоятельная работа

Вопросы для обсуждения:

1. Значение сна для полноценного развития ребенка.

2. Значение бодрствования для интеллектуального и психического развития ребенка.

Литература

Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 1977.

Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада / Сост. С. Н. Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Ляминой. – М.: Просвещение, 1981.

Громбах С. М. Гигиеническое обоснование нормальной температуры воздуха в учреждениях для детей раннего возраста. – М.: Медгиз, 1956.

Губерт К. Д., Рысс М. Г. Гимнастика и массаж для детей в раннем возрасте. – Л., 1963.

Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Владос, 2002.

Смирнова Е. Т. Гигиенические условия воспитания детей в дошкольном учреждении. – М.: Педагогика, 1980.

Спирина В. П. Закаливание детей. – М.: Просвещение, 1978.

Терехова Н. Т. О вреде недосыпания // Дошкольное воспитание. – 1968. – № 3.

Теплюк С. Н., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Особенности развития и воспитания детей первого года жизни (практическое занятие)

1. Обсуждение темы: “Контроль за нервно-психическим развитием детей первого года жизни”.

2. Заслушивание и обсуждение докладов и рефератов.

Самостоятельная работа

1. Подготовка доклада: “Образ Я. Кризис первого года жизни”.

2. Подготовка рефератов по темам: “Особенности развития и воспитания младенца от рождения до 3 месяцев”, “Особенности развития и воспитания младенца от 3 до 6 месяцев”, “Особенности развития и воспитания младенца от 6 до 9 месяцев”, “Особенности развития и воспитания младенца 9 до 12 месяцев”.

Читайте также:  Ребенок 6 месяцев развитие умственное развитие

Особенности развития и воспитания младенца от рождения до 3 месяцев

Ведущий вид деятельности: становление эмоционально-личностного общения взрослого с ребенком.

Главное достижение: появление комплекса оживления.

Примерный план реферата

1. Создание условий для обеспечения жизнедеятельности младенца.

2. Характер взаимодействия между ребенком и взрослым.

3. Развитие эмоций малыша.

4. Явление госпитализма.

5. Развитие зрительных и слуховых реакций.

6. Развитие общих движений и движений руки.

7. Предпосылки развития речи.

8. Характеристика комплекса оживления (основные параметры).

9. Создание развивающей среды.

10. Особенности проведения обучающих игр.

Источник

Особенности развития и воспитания детей в возрасте от 3 до 6 месяцев

Ведущий вид деятельности: эмоционально-личностное общение взрослого и ребенка.

Главное достижение: развитие хватательных движений руки.

Примерный план реферата

1. Комплекс оживления – стартовая площадка для всестороннего развития малыша.

2. Характер взаимодействия между ребенком и взрослым.

3. Развитие эмоций ребенка.

4. Характеристика ориентировочно-познавательной активности: развитие зрительно-слуховых и зрительно-двигательных связей, ориентировочные действия.

5. Характеристика предречевого развития (голосовые реакции, понимание речи).

6. Развитие общих движений.

7. Создание развивающей среды.

8. Особенности проведения обучающих игр.

Особенности развития и воспитания детей в возрасте от 6 до 9 месяцев

Ведущий вид деятельности: ситуативно-деловое общение.

Главное достижение: развитие локомоций (перемещение в пространстве), появление умения подражать.

Примерный план реферата

1. Характер взаимодействия ребенка со взрослым.

2. Развитие эмоций ребенка.

3. Развитие познавательных процессов (становление восприятия, внимания, памяти, мышления).

4. Развитие общих движений.

5. Характеристика первых предметных действий.

6. Развитие сенсорной сферы.

7. Развитие понимания и активной речи, формирование функции обобщения.

8. Создание развивающей среды.

9. Особенности проведения обучающих игр.

Особенности развития и воспитания детей в возрасте от 9 до 12 месяцев

Ведущий вид деятельности: ситуативно-деловое общение.

Главное достижение: развитие предметных действий.

Примерный план реферата

1. Характер взаимодействия ребенка с окружающими людьми.

2. Преобразование эмоциональной сферы.

3. Развитие познавательной деятельности (развитие общих движений, предметных действий, формирование игровых действий с сюжетными игрушками).

4. Развитие понимания и активной речи.

5. Создание развивающей среды.

6. Особенности проведения обучающих игр.

Литература

Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 1969.

Бабаджан Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 1967.

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Выродова И. А. Музыкальные игры для самых маленьких. – М.: Школьная Пресса, 2007.

Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Ляминой. – М.: Просвещение, 1981.

Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога / Е. О. Смирнова, Н. Н. Авдеева, Л. Н. Галигузова и др. – М.: АРКТИ, 2004.

Голубева Л. Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Мама + папа = Я / Под ред. Ю. А. Разенковой. – М.: Школьная Пресса, 2007.

Первый год жизни вашего ребенка / Сост. Л. Ф. Островская. – М.: Педагогика, 1977.

Печора К. Д., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Владос, 2002.

Разенкова Ю. А. Игры с детьми младенческого возраста. – М.: Школьная Пресса, 2003.

Ребенок от рождения до года / Под ред. С. Н. Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Сестра-воспитательница яслей и младших групп детских садов / Под ред. М. Д. Ковригиной. – М.: Медицина, 1977.

Спок Б. Ребенок и уход за ним. – М.: Просвещение, 1970.

Теплюк С. Н., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

365 дней и ночей из жизни младенца / Сост. Л. Н. Павлова. – М.: Айрис-Пресс, 2007.

Фигурин Н. Л., Денисова М. П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. – М.: Медгиз, 1949.

Вхождение ребенка в социум (диспут)

Вопросы для обсуждения:

• Как почувствовал себя Маугли среди людей?

• В каком возрасте ребенок входит в социум?

• Каковы потенциальные возможности ребенка?

• Встречается ли госпитализм в условиях семейного воспитания?

• Ритуалы и их значение в жизни малыша.

• Потребностииихиерархиявпроцессе вхождения малышавсоциум.

• Первое посещение ребенком зоопарка, цирка, концерта и т. п.

• Ребенок встречает гостей.

• Ребенок в гостях.

• Ребенок на празднике (свой день рождения, у сверстника), Новый год и др.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка в различных видах деятельности

Формирование личности ребенка в разных видах деятельности

Воспитание при проведении режимных процессов

Практическое занятие

1. Обсуждение темы: “Распределение обязанностей персонала (примеры из практики работы слушателей (штатное расписание, часы работы персонала, режим дня; трудности в работе)”.

2. Заслушивание и обсуждение доклада.

Самостоятельная работа

Доклад на тему: “Формирование личностных качеств малыша в ходе выполнения режимных процессов”.

Литература

Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 1977.

Бауэр Т. Психическое развитие младенца. – М.: Прогресс, 1999.

Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Ляминой. – М.: Просвещение, 1981.

Ольшанский Д. В. “Я сам!”. – М.: Знание, 1986.

Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Владос, 2002.

Ребенок второго года жизни / Под ред. С. Н. Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Спирина В. П. Закаливание детей. – М.: Просвещение, 1978.

Теплюк С. Н., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Прогулки с малышами

Практическое занятие

1. Просмотр прогулки в дошкольном учреждении.

2. Заслушивание конспектов и рефератов.

Самостоятельная работа

1. Составление конспектов проведения прогулки (по одному на каждое время года).

2. Подготовка рефератов: “Организация двигательной активности детей на прогулке”, “Обогащение чувственного познания детей”, “Использование художественного слова в работе с детьми на прогулке”.

3. Подготовка докладов: “Выходной с ребенком в летнем парке (лесу)”, “Выходной с ребенком в зимнем парке (лесу)”.

Литература

Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Педагогика, 1980.

Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. – М.: Просвещение, 1989.

Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Ляминой. – М.: Просвещение, 1981.

Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983.

Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999.

Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Фурмина Л. С. Игры и развлечения детей на воздухе. – М.: Просвещение, 1983.

Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1979.

Своеобразие обучения детей первых лет жизни

Практическое занятие

1. Анализ видеозаписи или просмотр процесса обучения детей в дошкольном учреждении.

2. Заслушивание и обсуждение доклада.

Самостоятельная работа

Подготовка доклада: “Чувственное познание действительности детьми первых лет жизни”.

Литература

Аванесова В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М.: Просвещение, 1968.

Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Доронова Т. Н., Доронов С. Г. Ранний возраст: планирование работы с детьми. – М.: Издательский дом “Воспитание дошкольника”, 2007.

Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1985.

Значение и основные принципы проведения занятий с детьми раннего возраста / Под ред. Н. М. Аксариной. – М.: 1963.

Казакова Т. Г. Рисуют младшие дошкольники. – М.: Просвещение, 1985.

Куприянова Н. Б., Федосеева Т. Н. Игры и занятия до 3 лет. – Л.: Медицина, 1974.

Лайзене С. Я. Физическая культура для малышей. – М.: Просвещение, 1987.

Петрова В. А. Занятия по развитию речи с детьми до 3 лет. – М: Просвещение, 1970.

Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.

Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. – М.: Просвещение, 1983.

Разенкова Ю. А., Теплюк С. Н., Выродова И. А. Иллюстративный материал для развития речи детей раннего возраста (10 месяцев – 1 год 6 месяцев). – М.: Айрис-Пресс, 2005.

Разенкова Ю. А., Теплюк С. Н., Выродова И. А. Демонстрационный материал для развития речи детей раннего возраста (10 месяцев – 3 года). – М.: Айрис-Пресс, 2006.

Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте / Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. – М.: Просвещение, 1966.

Источник