Развитие и поддержка одаренного ребенка

Развитие и поддержка одаренного ребенка thumbnail

Система поддержки талантливых детей.

            Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагает разработку системы выявления и поддержки талантливых детей, как главный источник развития научного и творческого потенциала общества. Талантливая молодежь в перспективе – важнейший фактор и ресурс развития общества, её деятельностное включение в образовательные, экономические, политические и социальные процессы способно придать дополнительные импульсы для развития, как отдельного региона, так и страны в целом. Поэтому на школу ложатся важнейшие стратегическая задача – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание инициативной, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, умеющей выбирать профессиональный путь, готовой обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

            Ирония судьбы заключается в том, что каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями. Все маленькие дети – прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты. Но уже в ранние годы творческие порывы можно убить при неумелом их развитии, при отсутствии грамотного управления ими, а также при отсутствии условий для реализации  творческого потенциала обучающихся.

            Программа развития школы на 2007-2010 гг. предусматривает как одну из задач – создание соответствующей развивающей, творческой  среды, способствующей раскрытию и развитию природных возможностей каждого учащегося. В ОУ разработана и реализуется программа «Одаренные дети», основными направлениями которой являются:

Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми имеет следующее содержание:

  • Выявление одаренных детей и талантливых детей

Развитие одаренного ребенка является одним из направлений работы начальной школы. В соответствии с реализуемой в школе программой «Одаренные дети» разработан диагностический инструментарий для выявления интересов, способностей детей в период обучения в начальной школе, сложилась стойкая система мониторинга одаренности детей. Педагоги школы  используют различные методики диагностирования: «Карта интересов», «Характеристика ученика», «Карта одаренности» и др., разработаны анкеты для детей, родителей,  учителей, специальные учебные материалы для развития одаренного ребенка в начальной школе, обеспечивающие закрепление и развитие творческой одаренности и специальных способностей детей. Создан банк данных по талантливым и одаренным детям, ведется анализ особых успехов и достижений ученика с самого раннего возраста, при этом поддерживается тесная связь с дошкольным учреждением. Чтобы в полной мере раскрыть и оценить ребенка, в школе введено добровольное портфолио. С самого начала обучения школьник получает возможность накапливать свои достижения, тем самым проблема раскрытия потаенных способностей, таланта отпадает сама собой. Кроме того, выпускник получает портфолио, которое  может предъявить при поступлении в ВУЗ.

И все же гораздо труднее на протяжении дальнейшего обучения  поддерживать те творческие способности, которые были у ребенка выявлены в начальной школе. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности.

В нашей школе создана и действует система поддержки, помощи талантливых детей в самореализации их творческой направленности, о которой хотелось бы сказать подробнее.

В Красноборской школе сформировалось стойкое убеждение, что широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Для этого в учебный план ОУ включаются программы факультативных курсов по углубленному изучению предметов (начальная школа – математика, 8 класс – черчение, 9 класс – экономика).   

Школа реализует программы профильного обучения, как одну из форм развития индивидуальных способностей детей  по отдельным предметам. Индивидуальный подход к обучению на старшей ступени осуществляется через элективные курсы, которые способствуют расширению и углублению знаний. Старшеклассникам предлагаются элективные курсы по различным областям знаний: экономике, истории, физике, химии и т.д.

Для поддержки и развития  творческих способностей мы используем дополнительное образование: клубы, кружки, спортивные секции. За последние 3 года охват учащихся кружковой и клубной деятельностью значительно вырос. Руководители кружков, спортивных секций стараются разнообразить формы проведения  занятий, поддержать и развить творческие способности детей. Ребята нашей школы – активные участники, победители и призеры  конкурсов различных уровней. Благодаря умелому руководству своих наставников они стараются не просто добиться успеха, а расти дальше, совершенствуя свои умения. Среди руководителей кружков – педагоги, которые воспитали не одно поколение «звездочек» (Макарова В.И., Махонина М.А., Колебанов И.Е. и др.).

Одной из главных задач развития ОУ педагогический коллектив видит в создании ситуации успеха в школьной среде. Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных играх, научно-практических конференциях. Из приведенных таблиц, диаграмм видно, что наши ученики добиваются успеха в конкурсах различного уровня, количество участников растет с каждым годом. В прошлом учебном году

В нашей школе успешно развивается олимпиадное движение, как одна из форм поддержки талантливых детей. На протяжении многих лет учащиеся становятся победителями и призерами районных олимпиад по праву, истории и технологии, увлеченность данными предметами в школе, а также умелое управление наклонностями детей в той или иной области знаний помогли многим нашим выпускникам с дальнейшим выбором профессии. Так выпускница 2009 года  Сибирина Ксения, призер олимпиад по праву и истории продолжает свое обучение на юридическом факультете НГУ им. Лобачевского, Степанцев Артем, призер районных олимпиад по праву, обществознанию и истории – курсант Нижегородской академии МВД, победительница районной олимпиады по праву 2010 Кучина Ксения также определилась с выбором профессии в дальнейшем. Этот список можно продолжить.  Данные примеры подтверждают, что педагогический коллектив школы на правильном пути. Для поддержки талантливых детей практикуется проектно – исследовательская работа. Среди педагогов школы можно назвать тех, кто активно внедряет данную форму для развития творческого потенциала детей: учитель химии и биологии Еристова М.В., учитель русского языка и литературы Назарова С.А., учитель истории Степанцева И.В., воспитатель ГПД Кузовлева Т.А. и др. Проведение различных исследований стимулирует мыслительную деятельность любого ребенка, а талантливого тем более, заставляя его выдвигать новые гипотезы, проблемы, а затем искать пути их решения. Зачастую увлечение становится делом всей жизни. Не менее важно создать благоприятные условия для деятельности ребенка во время урока. Ведь именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Это связано  с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Педагоги нашей школы используют различные формы организации и проведения уроков, активно внедряют в учебный процесс современные образовательные технологии для того, чтобы учесть индивидуальные возможности каждого.

  • Поощрение одаренных детей.
Читайте также:  Создание условии для всестороннего развития ребенка в доу

Любую деятельность всегда стимулирует поощрение. Вручение грамот, объявление  благодарности предоставление возможности побывать в интересных поездках, публикации в СМИ и др.

  • Работа с родителями.

Для родителей часто тоже возникают трудности в воспитании одаренного ребенка, поэтому нам приходится проводить работу с ними, осуществлять психологическую поддержку, проводить индивидуальные консультации, а также вовлекать родителей в совместное с детьми творчество. Семьи Ильиных, Еристовых, Кудяшовых, Грязевых являются не только активными участниками творческих конкурсов, но и их победителями, а также  призерами в различных номинациях.

  • Совершенствование профессиональных качеств учителя

            Каждый талантливый ребенок уникален и работа с ним – индивидуальная, целенаправленная деятельность, требующая искусных действий талантливого же педагога. Учитель, работающий с детьми должен быть творческим, профессионально грамотным, способным к экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, умелым организатором. Для учителя должны быть характерны: желание работать нестандартно, поисковая деятельность, готовность к сотрудничеству, стремление к совершенствованию, умение создавать доверительные межличностные отношения, признавать право ребенка на ошибку, уважение любой его идеи.  Известно правило: успешным ученик может стать только у успешного учителя.  В нашем педагогическом коллективе есть учителя, которых можно смело назвать успешными. Добиваясь результативности в своей работе своим примером, своей креативностью, активной жизненной позицией они вовлекают детей в творчество. Ученики хотят быть похожими на них (кинофрагмент). Участники национального проекта «Образование», победители и призеры конкурсов различных уровней:  учитель химии высшей категории Еристова М.В.,  учитель русского языка и литературы Назарова С.А.,  учитель начальных классов Махонина М.А.,  учитель технологии Макарова В.И. и мн.др.

  • Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности условий

В основе деятельности ОУ лежат принципа активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего подхода к данной проблеме. Школа взаимодействует с учреждениями культуры района, музыкальной школой, библиотекой, учреждениями высшего образования (АГПИ, НГСА).

            Завершая своё выступление, хотелось бы обратить внимание на проблемы, которые нам предстоит решить в будущем:

  1. Совершенствование критериев выявления одаренных детей, их психолого-педагогическое сопровождение.
  2. Выработка модели поведения учителя, влияющего позитивно на развитие одаренности школьников.
  3. Ориентация УВП школы на психологические и личностные особенности одаренных детей

Источник

Формы поддержки одаренных детей

В России есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров.

Ключевский В.О.

Принято считать, что одаренность является результатом грамотного педагогического развития в детском возрасте, нежели счастливой генетической случайностью. Но не стоит путать одаренность и гениальность. Гениальность – это уже проявившаяся сверхспособность к чему-либо,чаще выраженная в каком- либо таланте. А одаренность- это лишь потенциал к способностям у какого-либо человека. Соответственно одаренность нуждается в обязательном развитии. Отсюда следует, что правильное воспитание и обучение в детском и юношеском возрасте напрямую влияет на уровень развития общества в дальнейшем. В связи с этим, начиная с 2000-х гг. в России наблюдается настоящий бум на тему одаренных детей и их развития. Речь не идет о массовом выращивании гениев, основная задача – это повысить общий интеллектуальный уровень подрастающего поколения.

Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2000 года № 625 была утверждена целевая программа «Одаренные дети», в рамках программы «Дети России». Цель: создание государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей с охватом до 40 процентов детского населения школьного возраста; направленной на сохранение национального генофонда страны, развитие интеллектуального и творческого потенциала России. С 2003 года в рамках подпрограммы «Одаренные дети» во всех федеральных округах созданы центры по работе с одаренными детьми, которые формируют банк одаренных детей.

3 апреля 2012 года Президентом была утверждена Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, которая определяет базовые принципы построения и основные задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. В целом, политика относительно поддержки одаренных детей за последние 14 лет претерпевала различные изменения, в основном связанные с уровнем финансирования в тот или иной период времени, но многие направления поддержки и развития одаренных детей остались актуальны и получили дополнительное развитие в последние годы.

Итак, в какой же форме одаренные и увлеченные дети в нашей стране могут получить поддержку, развить таланты и реализовать свою тягу к знаниям.

В большинстве регионов созданы специализированные учреждения и центры по работе с одаренными детьми, где дети обучаются по особым усиленным программам. Вузы страны, заинтересованные в привлечении талантливой и мотивированной молодежи, открывают собственные разнообразные программы для школьников, лицейские классы, летние школы, открытые лекции и т.п. Специальные образовательные программы для школьников, а также конкурсы, направленные на выявление самых способных и талантливых, учреждают не только вузы, но и крупные компании и корпорации, не только российские, но и международные.

Читайте также:  Эмоционально волевое развитие ребенка психология

Всероссийские олимпиады – ключевой элемент в системе поиска одаренных детей, призванные выполнять роль «социального лифта». Победители олимпиад получают дополнительные возможности для развития, они проходят дополнительную подготовку для участия в международных олимпиадах, их приглашают к участию в летних профильных лагерях, они получают льготы при поступлении в Вузы. В отдельных регионах распространена практика выделения губернаторских стипендий и премий. Стипендиальные программы для школьников предлагают негосударственные благотворительные фонды. Государство, регионы или негосударственные благотворительные фонды выделяют средства на издание творческих работ учащихся-победителей конкурсов юных техников и изобретателей, исследователей, поэтов, художников, музыкантов и др. Естественно, необходимым звеном в выявлении и развитии детских талантов в самых разнообразных областях – искусстве, науке, спорте и творчестве – являются учреждения дополнительного образования, а также различные дополнительные образовательные программы в школах.

Поддержка сети учреждений и базовых площадок по работе с одаренными детьми

Специализированные учреждения, центры по работе с одаренными детьми

Министерство образования и науки РФ намерено увеличить число школ для одаренных детей, а также упорядочить их деятельность. Приказ ведомства предусматривает создание особых условий обучения для одаренных детей. Так, соотношение численности научно-педагогических сотрудников к численности учащихся должно составлять один к трем, то есть на одного педагога должно приходиться не более трех детей. Кроме того, подобные инновационные школы смогут сами определять систему оценок при проведении контроля успеваемости и промежуточной аттестации. 6.08.2014. Подробнее – https://itar-tass.com/obschestvo/1363740

Минобрнауки создаст всероссийский центр по работе с вундеркиндами. Центр будет заниматься разработкой методов диагностики, развития, обучения и психолого-педагогической поддержки одаренных детей для использования в массовой школе. 28.07.2014. Подробнее – https://izvestia.ru/news/574443

Пример открытия центров для одаренных детей «Дар» и «Успех» в г.Курск, где обучаются около 100 детей из сельской местности. В марте 2014 там стартовал эксперимент по обучению математике талантливых детей на базе Регионального центра дистанционного обучения, сейчас такие занятия проходят там по семи предметам. 25.12.2013. Подробнее – https://www.usperm.ru/news/reg/1148-1225

Всероссийский центр по работе с одаренными детьми

Пример небольшой бесплатной государственной школы в Москве

Лицейские классы и специальные вузовские программы для школьников

Их деятельность обеспечивает доступность качественного профессионального образования и возможность заниматься наукой начиная с 9 класса средней школы.

Например, в Новосибирской области в 2013-2014 учебный год планировали ввести дополнительно 60 новых классов, начиная с шестого. Школы, где создаются такие классы, получают по миллиону рублей – чтобы у юных гениев было все необходимое. Ведь их образовательные программы предусматривают не только углубленное изучение предметов математического и естественнонаучного цикла, но и подготовку по проектированию, конструированию, программированию, моделированию, робототехнике, инженерному делу. 22.12.2013. Подробнее – https://www.usperm.ru/news/reg/1151-1222

Ведущие Вузы страны (МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ имени Баумана, МФТИ) открывают научно-образовательные центры и комплексы для привлечения талантливой молодежи в науку. Школьников Москвы пригласили на лекции в лучшие университеты. 08.09.2013. – https://usperm.ru/news/reg/962-2013-09-15-10-25-12

В Курском государственном медуниверситете для учеников 10-11 классов создан бесплатный двухлетний курс ранней профориентации и профильной медицинской подготовки на базе горбольницы. Проводится олимпиада по химии, биологии и многое другое. 25.12.2013. Подробнее – https://www.usperm.ru/news/reg/1148-1225

Пилотный курс по конструированию для магистратуры физического факультета НГУ стартовал в учебном центре Zoomer, который на днях открылся в приборостроительном бизнес-инкубаторе Академпарка. К студентам, изучающим азы проектной деятельности и трехмерного моделирования на 3D-принтерах и 3D-сканерах, присоединятся школьники региона. 12.03.2014. Подробнее – https://www.sovsibir.ru/index.php?dn=news&to=art&ye=2014&id=997

В этом году уже в пятьдесят третий раз в Академгородке проходит Летняя физико-математическая и химико-биологическая школа для старшеклассников. 20.08.2014.

IV Всероссийский фестиваль науки пройдет в Новосибирске 3 – 5 октября. Отдельно зарезервируют площадку для школьников, где они смогут не только послушать лекции, но и самостоятельно провести научные опыты. 01.08.2014.

Специальные образовательные программы для школьников

Проект «CanSat в России» представляет школьникам мир спутников на примере небольшого и доступного для их понимания проекта. Это соревнование по разработке и созданию обучающих спутников, начинка которых умещается в жестяной банке, в каких продают газированные напитки.

Институт цитологии и генетики СО РАН совместно с интернет-порталом «Академгородок» приступил к реализации социального проекта «открытые уроки». Ученые рассказывают школьникам о последних достижениях науки. Видеозаписи доступны на портале – https://academcity.org/vremenno-aktualnye-rubriki/otkrytye-uroki

«Школьная лига РОСНАНО» — Программа Фонда инфраструктурных и образовательных программ (РОСНАНО). Целью программы является продвижение в школах Российской Федерации идей, направленных на развитие современного образования, в первую очередь – естественнонаучного образования. Объединяя , с одной стороны, школы и учителей, учёных и преподавателей ВУЗов, представителей индустрии и бизнеса, с другой, Лига организует их взаимодействие для достижения своей основной цели. Участниками Школьной лиги в 2010-2013 учебном году стали 100 учебных заведения из 24 регионов страны, выдержавшие конкурсный отбор.

Всероссийские олимпиады школьников

В рамках реализации подпрограммы «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России» с 2006 года стало направление «Государственная поддержка талантливой молодежи» приоритетного национального проекта «Образование». Победители и призеры всероссийской олимпиады, всероссийских мероприятий (конкурсов, фестивалей и т.д.) награждаются денежными премиями из федерального бюджета.

Межрегиональный экономический фестиваль школьников “Сибириада. Шаг в мечту”. Его цель – выявление одаренных и талантливых школьников, способных ориентироваться в сфере экономики.

Читайте также:  Что нужно делать для развития недоношенного ребенка

Для участия в молодежной научной игре, финал которой пройдет в Томске в дни форума U-NOVUS, зарегистрировались 173 школьные и студенческие команды со всей России — из Москвы,Санкт-Петербурга, Томска, Обнинска, Иркутска и других городов, сообщает пресс-служба обладминистрации. 12.02.2014.

Фестиваль призеров “Успех года” в Республике Башкортостан

Всероссийский форум «Одаренные дети»

Списки конференций и мероприятий для одаренных детей

Сезонные летние (зимние) профильные школы

В третий раз в “ТинГрад” “слетелись” молодые инноваторы Поволжья – победители региональных и всероссийских конкурсов, олимпиад, активные участники центров молодёжного инновационного творчества. 21.08.2014.

Ежегодная летняя школа по биоинженерии и биоинформатике собирает одаренных школьников со всей России, школа проходит в Межфакультетском научно-образовательном центре МГУ в подмосковном наукограде Пущино. 04.08.2014.

Во Владимирской области, в оздоровительном лагере «Лесной городок», начала работать летняя научная школа для талантливых детей «Лифт в будущее». Она для победителей Всероссийского конкурса региональных школьных проектов «Система приоритетов». Главный организатор – благотворительный фонд «Система». Всего в 2014 году пройдет четыре Летних научно-образовательных школы «Лифт в будущее»: во Владимирской области, в республике Башкортостан, в Москве, а также в Смоленске. 01.07.2014.

В летнюю школу для одаренных детей приехали 100 учащихся со всей Калининградской области. 08.07.2014.

Летняя очно-заочная школа “Эврика” в 25-й раз открыла свои двери для одаренных школьников со всей Сахалинской области в Томари. 30.07.2014.

10 августа завершилась третья летняя школа-конференция «Проектное образовательное пространство в области естествознания и нанотехнологий» для школьников. Школа-конференция традиционно проходила на острове Ольхон озера Байкал и длилась семь полных дней.

В Самарской области состоялась IV Всероссийская Летняя школа «Наноград-2014», организованная программой «Школьная Лига РОСНАНО» при поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ при участии ряда предприятий России высокотехнологичного профиля. 14.07.2014.

Лешкотон, IX Летняя школа точных наук для детей со всей России. 17.07.2014.

в Чувашии прошла профильная смена – летняя школа «НАНОГРАД-Ч». Ее участниками стали учащиеся 9-10 классов из числа победителей и призеров регионального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по предметам естественнонаучного цикла, а также учащиеся школ Чувашии, являющихся участниками и официальными партнерами «Школьной Лиги РОСНАНО». Школьники Чувашии стали настоящими стажерами известных крупных компаний «Гален» и «Hevelsolar». 26.07.2014.

Летний лагерь для одаренных детей в г. Калининград

Стипендии и премии

Благотворитель Фонд в республики Хакасии «Возрождение». Фондом учреждены денежные премии детям – “Одаренные дети”, учителям – “Самый классный классный”. За счет средств Фонда учителя, родители и дети выезжали на межрегиональные конференции, семинары, слеты и т.п.

200 молодых нижегородцев получили награды в рамках нацпроекта «Образование». 24.01.2014.

В Курске победители олимпиад получили премию Президента Российской Федерации в размере 60 и 30 тысяч рублей в рамках приоритетного нацпроекта «Образование». 25.12.2013. Подробнее – https://www.usperm.ru/news/reg/1148-1225

При рассмотрении проекта бюджета 2011 года депутаты предложили поправку, которая увеличивала размер стипендии для одаренных детей с 500 до 2000 рублей. Премия “Юное дарование” вручается в Перми лучшим ученикам пермских музыкальных, художественных школ и школ искусств с 1994 года. 26.01.2011.

Для поддержки и поощрения одаренных детей и талантливой молодежи в Калининградской области учреждены стипендии Губернатора.

Ежегодно 15 обучающихся, проявивших себя в учебе, спорте, искусстве, художественной самодеятельности, в деятельности школьного самоуправления, награждаются стипендиями Главы Екатеринбурга «Признание». 06.07.2011.

Фонд «Дорогу талантам» в г.Красноярске оказывает материальную помощь на поездки в учебных целях.

Лаборатории, развивающие кружки при школах и учреждениях дополнительного образования

В рамках системы дополнительного образования детей в некоторых регионах России создаются различные очно-заочные школы, школы олимпиадной или довузовской подготовки, центры предпрофильной подготовки и профориентации, малые академии наук. Такие центры активно сотрудничают со школами.

На Сахалине в одной из школ открылась Лаборатория “Архимед” – это новое поколение школьных естественнонаучных лабораторий. Они обеспечивают автоматизированный сбор и обработку данных, позволяют отображать ход эксперимента в виде графиков, таблиц, показаний приборов. Проведенные эксперименты могут сохраняться в реальном масштабе времени и воспроизводиться синхронно с их видеозаписью.

Работа с одаренными детьми на примере Дома Детского Творчества в Новом Уренгое

Детский юношеский центр ЛАД в Ярославле ведет бесплатное обучение для школьников по программе «Физика в технике и в жизни»

ДЮЦ ВЕНЕД работает со спортивно-одаренными школьниками Нефтекамска

Материалы по теме

Формирование профессиональной компетентности педагогов для развития одаренности школьников

Развитие одаренности в рамках школы, работа с учителями.

Организация процесса по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей: из опыта работы

Работа с одаренными детьми: выявление,поддержка,развитие.

Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми

Проблемы педагога в работе с одаренными детьми

Профессиональная подготовка педагога к работе с одаренными учащимися в условиях сельского социума

Подготовка педагога к работе с одаренными детьми, Троян Лидия Викторовна, заместитель заведующей МБДОУ “Теремок” (ХМАО-Югра)

Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми за рубежом

Научно-методическое обеспечение работы с одаренными детьми, сайт Всероссийского центра по работе с одаренными детьми.

Авторский взгляд на ситуацию с развитием и поддержкой одаренных детей в России

Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ, 03.04.2012

Портал Российского совета олимпиад школьников «Мир олимпиад», координатора олимпиад проводимых для школьников вузами, научными и образовательными центрами страны.

Энциклопедия «Одаренные дети – будущее России» (приложение к Энциклопедии «Лучшие Люди России»). Специальные разделы Энциклопедии посвящены выдающимся учителям, лучшим учебным заведениям и людям, содействующим процветанию отечественного образования.

Источник