Развитие и особенности творчества ребенка дошкольного возраста

Особенности развития творческих способностей  у детей

дошкольного возраста.

Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста в настоящее время приобретает особое значение. Кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства выдвигают новые задачи по воспитанию всесторонне развитой личности, способной усваивать научные знания, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и активно влиять на ход общественных, экономических и культурных процессов. В современных условиях необходимо не только вооружить человека определенной суммой знаний, но и воспитывать самостоятельную, творчески развитую личность.

        Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим. Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины быстрого усвоения знаний или приобретения умений и навыков одними людьми и долгого обучения других.

Что же такое способности?

Существует несколько подходов к определению способностей. В отечественной психологии способности чаще всего характеризуются как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности или ее освоения, не сводимые к умениям, знаниям или навыкам.

        Наибольший вклад в  развитие этого подхода внес Б. М. Теплов. Теплов подчеркивал, что способность по своему существу –  понятие динамическое и существует только в развитии, которое должно осуществляется  в процессе той или иной деятельности.

        Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков, развитие которых — это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с рождения человека и, если он продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца жизни.

        Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности ребенка формируются посредством овладения в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства.

В действенном контакте ребенка с окружающим его миром, в процессе постепенного освоения достижений предшествующего исторического развития человечества задатки — и общие у всех людей, и вместе с тем у каждого человека различные — превращаются в многообразные и все более совершенные способности.

        Каждый человек в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности.

        Очень показателен, например, период овладения детьми речью, когда каждого нормального ребенка отличают особая чуткость к языку, активность в отношении языковых форм, элементы языкового творчества.

        Вместе с тем отмечается и другое: особая расположенность к языку, выполнив свою жизненную функцию, сделав возможным быстрое овладение формами языка и мышления, затем идет на убыль. Известно, что если в силу каких-либо исключительных обстоятельств знакомство с языком именно в эти ранние годы задерживается, то развитие речи затем крайне затрудняется.

        Так обстоит дело не только с речевыми способностями. К возрастным периодам детства приурочиваются проявления и весьма общих умственных качеств: особая любознательность, свежесть, острота восприятия, яркость воображения, проявляющаяся, в частности, в творческих играх, черты ясности, конкретности мышления и т. д. Очень значимые для развития умственных способностей черты детской психики приходят и уходят, обусловленные определенным возрастным этапом.

        Гармоническое развитие ребенка теснейшим образом связано с его способностями — особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному виду деятельности.

        Многие из них уже заметно проявляются к шести годам. К числу таковых относятся познавательные способности, включающие в себя сенсорные (восприятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные способности.

        Познавательные способности ребенка проявляются, например, в точности, чувствительности его восприятия к различиям предметов, умении вычленить наиболее характерные их свойства, отличия друг от друга, умении разбираться в сложных ситуациях, задавании вопросов, уверенном использовании в речи логико-грамматических конструкций (причина — следствие, противопоставление и т. д.), наблюдательности, смекалке.         Важным условием развития этих способностей является тяга к умственным усилиям, отсутствие равнодушия или нежелания умственного напряжения.

        К концу дошкольного детства развиваются и специальные способности, например музыкальные. Они включают в себя ладовое чувство (способность эмоционально откликнуться на музыку) и тонкое, дифференцированное восприятие (слуховой компонент музыкальности).

        Высокоразвитое музыкально-ритмическое чувство, выражающееся в способности двигательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить, также является, как отмечал Б. М. Теплов, показателем музыкальной способности.

        Немало старших дошкольников проявляют способности к изобразительной деятельности. Они проявляются в ярком воображении, зрительной памяти мира и фантазии, согласованных движениях рук. Но нужно иметь в виду, что при развитии изобразительных способностей нужно формировать не только верный глаз и умелые руки, но и эмоциональную отзывчивость ребенка.

        Активное развитие литературных способностей относится к более позднему периоду школьной жизни. Однако и в шесть лет, а у некоторых и раньше, они уже проявляются в словесном творчестве детей. В шестилетнем возрасте дети начинают сочинять сказки, стихи, рассказы. Эти плоды словесного творчества, как по форме, так и по содержанию в большей части примитивны, подражательны, но они имеют огромное значение для развития психики ребенка в целом.

        В первые годы жизни особенно важно развитие способности к подлинному восприятию и пониманию поэзии, умения наслаждаться художественной литературой.

        К шести годам зарождается и такой вид способностей, как способность к художественно-театральной деятельности, Для ее развития организуются кукольный театр, настольный театр игрушки, театр на плоскости, инсценировка сказок, басен, стихов.

        Уже в дошкольном возрасте можно наблюдать проявление организаторских способностей. Зачатки организаторских способностей легче всего заметить, наблюдая за играми, в которых они и формируются. Дети с организаторскими способностями выступают инициаторами игр, распределяют роли, оценивают игру других, меняют сюжет игры.

        Способности к конструктивной деятельности проявляются, например, в умении легко устанавливать пространственные отношения между элементами предмета, в быстром выделении опорных деталей, узлов конструкции, в умении внести изменения в решение конструкторско-технической задачи. Наиболее активно проявляются эти способности в сооружении построек, необходимых для игры, при конструировании по контуру, схемам, по условиям, по замыслам, в экспериментировании с конструктором.

        Поначалу развитию специальных способностей помогают различного рода детские игры, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность.

        Именно игры дают первоначальный толчок к развитию способностей. В процессе игр происходит развитие многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и других творческих способностей. Причем важной особенностью игр является то, что в них, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей.

        Так, в дошкольном возрасте уровень и особенности воображения ребенка, прежде всего, определяются его игровой деятельностью. «Игра ребенка, — пишет Л.С. Выготский, — не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».

        Современные исследования показывают, что игра детей-дошкольников, особенно если она осуществляется при умелом руководстве взрослых, способствует развитию у них творческого воображения, позволяющего им придумывать, а затем и реализовывать замыслы и планы коллективных и индивидуальных действий. Творческое начало и потребность в созидании возникают у дошкольников благодаря их игровой деятельности.

        Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей.

        Роль творчества во всестороннем развитии личности столь велика, что дает основание рассматривать ее как универсальную способность, которая обеспечивает успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. В какой степени оно будет сформировано у  детей, во многом зависит от воспитателя, учителя, родителей, их внимания к развитию творческих способностей, умения их стимулировать.

        При этом важно вызвать интерес детей к окружающему миру, стремление понять его, увлечь ребенка самим процессом творчества.

        Развитие способностей в значительной мере зависит от условий, позволяющих реализоваться задаткам. Одним из таких условий являются особенности семейного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока, чем когда дети предоставлены сами себе.

        При формировании способностей самых маленьких учеников важно не упустить из виду и другую сторону. Нередки случаи, когда ребенок, подававший немалые надежды при поступлении в школу, в скором времени утрачивает былое преимущество, его способности «гаснут». Одной из наиболее часто встречающихся причин этого является отсутствие у детей трудолюбия, усидчивости, настойчивости, чему способствовали недостатки в воспитании.

        У некоторых детей способности проявляются рано. Каково должно быть отношение к таким детям? Следует развивать дальше способности ребенка. Правильно поступают учителя, воспитатели, когда способному к рисованию ребенку дают более сложные, чем остальным детям в классе (группе), задания, предъявляют к их результатам более высокие требования, развивают стремление помогать другим. Следует поддерживать сложившиеся интересы ребенка, но и не допускать однобокости в его развитии, использовать эти интересы как рычаг, подтягивающий другие стороны его личности. Ведущий интерес должен быть мотором всестороннего развития личности.

        Неправильное отношение взрослых к способностям ребенка может привести к появлению у него целого ряда негативных качеств (зазнайство, высокомерие, тщеславие, эгоизм и др.), что опасно как для самого ребенка, так и для окружающих.

        Далеко не всегда способности ребенка лежат на поверхности. Нередко приходится «раскапывать», отыскивать их.  Необходимо изучить внутренний мир маленького человека, его склонности, интересы, познать возможности, силы ребенка в разных видах деятельности. Это поможет обнаружить ту область знаний, вид деятельности, к которому наиболее способен ребенок, поможет найти адекватные методы для развития способностей каждого.

        В практической психологии и дошкольной педагогике определены условия успешного развития креативности у детей.

        Важным условием развития креативных способностей у детей является использование в обучении опережающего метода через создание предметно-развивающей среды. Необходимо как можно раньше окружать ребенка такой средой и системой отношений, которые способствуют активизации его творческой деятельности.  Например, родители могут начать раннюю подготовку ребенка к обучению чтению, используя развивающие стимулы, которые обыгрываются в повседневном общении с ребенком: кубики с буквами, азбука.

        Еще одним условием эффективного развития творческих способностей у детей дошкольного возраста является условие максимального напряжения сил. Существует утверждение, что интенсивность развития той или иной способности зависит от частоты ее максимального использования, достижения личностью все более высоких результатов.

        Сущность следующего условия успешного развития творческих способностей у детей заключается в реализации идей теории свободного воспитания. Предоставление ребенку полной свободы в выборе деятельности, определении последовательности ее выполнения, продолжительности занятий способствует наиболее полной реализации желаний и интересов ребенка. Естественное проявление интереса и эмоциональный подъем защитят от переутомления, а ситуации, требующие напряжения умственных способностей, создадут оптимальные условия для развития творческого воображения.  Однако,  предоставление ребенку полной свободы для реализации творческого потенциала предполагает обязательную целесообразную доброжелательную помощь взрослого. Взрослый должен направлять самостоятельную деятельность ребенка. При этом важно помощь не превратить в подсказку. Взрослый должен постоянно побуждать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться к необычным идеям, несвойственным для реальной жизни.

        Многие психологи и педагоги считают, что способности к творчеству изначально заложены в природе ребенка, и взрослому достаточно лишь не мешать, не препятствовать его свободному самовыражению. Однако, практика психолого-педагогической работы доказывает необходимость вмешательства в процесс интеллектуально-творческого развития ребенка-дошкольника, так как не каждый ребенок способен самостоятельно проявить творческую активность. Эффективность и действенность воспитания творческих способностей у детей зависит от целенаправленности данного процесса.

        В работе по изучению интересов, способностей детей должны объединить свои усилия все: и учитель, и воспитатель, и родители. Каждый из них имеет возможность наблюдать ребенка в разных ситуациях, разных видах деятельности. Результатами своих наблюдений следует обязательно обмениваться, обсуждать их совместно. Тогда и границы видения каждого из взрослых, причастных к воспитанию, расширятся, и личность ребенка представится в более полном виде.

Литература.

1.

Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. -Москва, 1960.

2.

Венгер Л., Дьяченко О. Дошкольное обучение: программа, направленная на развитие способностей // Дошкольное воспитание.- № 9-10. –1992.

3.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.  – Москва, 1981.

4.

Интеллект + креатив: развитие творческих способностей дошкольников / В.О. Скворцова. – Ростов н/Д , 2009.

5.

Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. – Москва, 1988.

6.

Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб., 2001.

7.

Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: диагностика, система занятий/С.Г. Королева. – Волгоград, 2009.

Источник

Наталья Борисова
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Творчество является важнейшей характеристикой личности и формировать его необходимо у ребенка с самого раннего возраста. Особое место в развитии творчества имеет дошкольный период развития.

Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста свидетельствует, что основанием этого процесса является продуктивная деятельность детей. Именно с продуктивной деятельностью детей дошкольного возраста большинство исследователей связывают развитие творческих способностей ребёнка. Рассмотрение исследований, предметом которых было развитие творчества в разнообразных продуктивных видах деятельности, позволяет заключить, что эти виды деятельности играют разную по значимости роль в становлении психического и личностного развитая дошкольников.

По мнению ученых О. М. Дьяченко, К. Торренс, В. В. Давыдова, Е. Е. Кравцовой и др., развитие воображения и изобразительная деятельность занимает особое место на ранних этапах развития ребенка. Именно в ней проявляются разные стороны развития личности ребенка. Психическое и личностное развитие тесно связано с изобразительной деятельностью детей и позволяет утверждать, что изучение условий и механизмов формирования изобразительной деятельности детей может рассматриваться как становление творчества в дошкольном периоде развития.

Требования, предъявляемые обществом, педагогической наукой, относятся и к современному дошкольному образованию. Они включают, прежде всего, необходимость создания оптимальных условий для воспитания творческой личности, способностей к полноценному взаимодействию с окружающей средой в соответствии со своими возрастными особенностями и возможностями. Концепция дошкольного воспитания выделяет формирование творческих способностей как важнейшую задачу. Учеными доказано, что именно на данном этапе детства закладываются основные направления, по которым будет проходить развитие личности в дальнейшем (Л. И. Божович, Н. ФЫ. Вишнякова, А. Ф. Лазурский, А. М. Матюшкин, Л. А. Парамонова, С. Л. Рубинштейн и др.).

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Дошкольное развитие является начальной ступенью образования нашего общества, его необходимо организовывать и осуществить таким образом, чтобы оно по своей системе целей, содержанию, организационным формам, технологиям, характеру управления конкретными образовательными системами, их внутренними и внешними связями реализовывало идею развития каждого человека и общества в целом.

Особую актуальность приобретает проблема осознания ответственности взрослых перед детьми. Неповторимость – основа целостности личности. Неповторимость ребенка проявляется в процессе самореализации, способности сохранять и защищать свою особенную сущность как устойчивую качественную определенность,проявляющуюся в его взаимодействии с миром: природой, людьми, культурой.

Воспитательно – образовательную работу надо так строить, чтобы она стимулировала развитие каждого ребенка в соответствии не только с возрастными, но и индивидуальными возможностями.

Движущей силой развития особенностей детей дошкольного возраста является образование. Оно рассматривается педагогами как целостная форма психолого-педагогической деятельности, направленная на развитие особенностей дошкольников.

Особенности развития воображения, связанные с движением и общей моторикой ребёнка являются одним из условий становления творческой изобразительной деятельности.

Раскрывая специфику воображения у детей дошкольного возраста, Л. С. Выготский неоднократно подчеркивал его моторный характер, который он связывал с двигательной природой воображения дошкольников. Умение воссоздать образы «при посредстве собственного тела» по мнению Л. С. Выготского, является основой формирования творчества.

Многие педагоги и психологи, такие как Качалова Л. П., Воробьева Д. И., Голованова И. Л., предполагают, что психологическим механизмом развития творчества в изобразительной деятельности является формирование воображения, которое обеспечивает, как смысловую сторону, так и иные технические способы выражения собственного замысла. Формирование изобразительной деятельности с учетом особенностей развития воображения обеспечивает возникновение у детей осмысленной моторики, являющейся важнейшим показателем изобразительного творчества.

Творчество в своем развитии предполагает две стороны – замысел и способы его выражения, которые в единстве обеспечивают развитие творчества в той или иной деятельности. Ученые выявили связь воображения, рисунка и игры в дошкольном возрасте и определили способы включения воображения в изобразительную деятельность детей. Основными условиями и механизмами развития творчества в дошкольном детстве являются:

– необходимость самостоятельной предметной деятельности детей;

– обучение детей изобразительной деятельности ведет к развитию творчества, если оно строится в логике развития игровой деятельности и воображения;

– специфические особенности воображения у детей дошкольного возраста связаны с формированием осмысленной моторики.

Независимо от того, какую программу воспитания и обучения реализует детское учреждение, содержание дошкольногообразования должно быть направлено на решение трех важных задач: сохранение здоровья ребенка, развитие базовых качеств личности и предоставление равных стартовых возможностей. Однако во многих дошкольных учреждениях увлечение расширением объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса приводит к перегруженности, что, в первую очередь, отражается на ребенке. Складывается своего рода противоречие между желанием «больше дать ребенку» (каждый специалист расширяет объем содержания) и действительными психическими и физическими возможностями ребенка дошкольного возраста.

Древнейшее представление о целостности окружающей природы и человека на современном этапе находит отражение в активном внедрении интегративных процессов в практику разных ступеней образования.

Многими учеными и педагогами отмечены преимущества интегративного подхода в организации образовательного процесса ДОУ (С. Б. Шарманова, И. В. Максимова, С. Н. Николаева, Р. М. Чумичева и др.). Интегративный подход позволяет ликвидировать трудности в переработке дошкольниками все возрастающего объема информации и лимитом времени на его усвоение.

Система интегрированной деятельности, возможно, поможет избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развития особенностей дошкольника.

Интеграцию мы понимаем как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей дошкольного возраста. Интеграция должна охватывать все виды художественно-творческой и речевой деятельности,разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые; изобразительную деятельность, художественно – речевую, музыкальную

Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями; способствует формированию коллективных взаимоотношений. Тем более что каждый цикл интегрированных занятий включает в себя создание коллективной композиции в виде игр, драматизации, театрализованных представлений, картин в изобразительной деятельности и литературно – музыкальных композиций.

Содержание интегрированной деятельности должно быть насыщенным и образовательным, соответствующим познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования для органического вхождения ребенка в современный мир, программа должна предусматривать широкие взаимодействия дошкольниковс различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, игрой и другими видами развивающей деятельности.

Важнейшими задачами в современной педагогике считаются:

развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

способствование развитию познавательной активности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;

• укрепление физического и психического здоровья.

Образование детей должно строиться как увлекательная проблемно – игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Такую возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу особенностей ребенка дает деятельность интегрированного характера.

Содержание и приемы в организации интегрированной деятельности продуманы по принципу установления теплых, доверительных отношений с ребенком.В психологии есть такое понятие: «снять барьер в общении», то есть наладить тесный контакт и взаимопонимание, снять отчуждение, холодность при общении. Это именно то тепло и заинтересованное отношение педагога, что вызывает отклик у ребенка, который старается сделать все, чтобы оправдать это отношение.

Интегрированная деятельность дает детям возможность развивать свои творческие способности и интересы.

Таким образом, создается среда (специально организованная, педагогически целесообразная и адаптированная к современным детям, в которой формируется механизм поведения в общении каждого ребенка от наблюдения (пассивного созерцания) – к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки творческого развития, а, следовательно, развития личности.

Список литературы:

1. Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994.-110с.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.-464с.

3. Божович Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1958.-42-67с.

4. Бугрименко Е. А. Формирование осознанного отношения к слову. // Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. – М., Педагогика, 1988.-73-76с.

5. Васильева А. И. Совершенствование обучения в детском саду. Минск, 1980.

6. Воробьева Д. И. Интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. СПб.: ЛГОУ, 1996.- 112с.

7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.-96с.

8. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. 1966. № 6.

9. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1934.

10. Гуткина Н. И. Психологическая подготовка детей к школе в группах развития. // Активные методы в работе школьного психолога. М., Изд. АПН СССР, 1990.-3-11с.

11. Давыдов В. В., Зинченко В. П. Принцип развития в психологии. – Вопросы философии. 1980, №12.

12. Давыдов В. В. Проблема развивающего обучения: опыт теоретического исследования. М., 1986.-120с.

13. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. М., Просвещение. 1985.

14. Казакова Т. Г. Интеграция видов изобразительной деятельности (программа: задачи, принципы, содержание) // Дошкольное воспитание: традиции и современность. М., 202.- 4-8с.

15. Кравцова Е. Е. Игра в дошкольном возрасте. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. – М., 1991.- № 2/6.-24-39с.

16. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.- 152с.

17. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981.- 240с.

18. Поддъяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. // Вопросы психологии. 1990.- № 1.-16с.

Источник