Развитие и обучение ребенка в возрасте от 3 лет до 6 лет

Возраст от 3-х до 6-ти лет – очень интересный и важный период в жизни малыша. Ведь именно сейчас ребенок переходит из состояния «малыш и мама одно целое» в состояние «я – отдельная независимая личность». И хотя независимость трехлетнего малыша еще, конечно, понятие достаточно условное, но то, что кроха меняется и взрослеет, с этим мы спорить не станем.
Как же именно это происходит, что поможет родителям понять, что их любимый малыш уже встал на путь взросления?
Основные признаки психологического развития трехлетнего малыша:
- ребенок осознает себя как личность и начинает психологическое отделение от матери, именно с этим фактором связан возрастной кризис 3-х лет.
- строит предложения с употреблением предлогов «Я», «ты» «он», «она». Раньше для описания действий ребенок использовал свое имя, например, говорил «Маша пошла», а теперь кроха говорит «Я пошла».
- осознает свой пол и сознательно причисляет себя к мальчикам или девочкам. В этот период для ребенка характерны ролевые игры: с куклами в «дочки-матери» для девочек, с машинками, пистолетами и футбольным мячом – для мальчиков.
Рассмотрим основные моменты психологического взросления ребенка от 3-х до 6-ти лет подробнее.
Социализация
Начиная с трех лет, ребёнок начинает процесс выхода за пределы своего семейного круга и в жизнь малыша входит активное общение со сверстниками. Ведь недаром когда сыночку или дочке исполняется три годика, многие родители задумываются о том, что ребенку пора посещать детский садик, записывают его на курсы раннего развития.
Что дает ребенку полноценное общение со сверстниками, чему он сможет научиться во время совместных игр:
- подчинять свои желания общим правилам игры;
- сформировать суть понятий «хорошо» и «плохо»;
- познакомиться с эмоциями и поведением других детей;
- стать более самостоятельным;
- научиться новому.
В возрасте от 3-х до 6-ти лет, благодаря активной социализации, ребенок постепенно учится оценивать окружающий мир, людей, адекватно воспринимать собственные действия.
С возрастом у ребенка меняются сюжеты для игр: если в возрасте 3-4 лет они были ограничены подражанием взрослым, семейными, бытовыми сюжетами и содержали в основном предметные действия (кормим куклу, катаем машинку, строим домик из кубиков), то ребенок 5-6 лет, по мере взросления и освоения нового, обращает внимание на более сложные моменты, например человеческие отношения.
Также игра становится более длительной по времени:
- в 3-4 года малыш может увлеченно заниматься одним делом не более 15 минут, затем ему необходимо переключиться на что-то другое;
- в 4-5 лет одна игра может продолжаться 20-30 минут;
- в 5-6 ребенок способен увлечься игрой на 30-40 минут, а после некоторого отдыха вернуться к ней, в случае если она интересна.
Читай также: Игрушки для детей от 3 до 6 лет
Психологические особенности
В возрасте от 3-х до 4-х лет у малыша формируется понятие интонации произносимых слов: ребенок в состоянии по голосу понять недовольство своим поведением, обиду, иронию, грусть.
В этом возрасте ребенок, в основном, уже не путает единственное и множественное число, женский и мужской род, умеет делить предметы на группы по различным признакам, но иногда может назвать вчерашний день завтрашним и наоборот, перепутать понятия «обед» и «ужин». Также затруднения у малыша вызывает необходимость понимать время по часам.
Читай также: Как научить ребенка определять время: просто о сложном
Ребенок открыт новым знаниям, живо интересуется, для чего предназначен тот или иной предмет и что из него можно сделать. Благодаря именно этому интересу некоторые малыши разбирают на части, а порой и ломают свои игрушки, для того, чтобы понять, как они устроены внутри.
Самостоятельность и желание делать все именно так, как ему хочется – достаточно острая тема в возрасте 3-4 лет. Родителям такого малыша необходимо набраться терпения и попытаться организовать ребенка с помощью постоянного ежедневного распорядка и слаженности своих действий, а также помнить, что несмотря на все протесты, если у малыша возникнут какие-то трудности или он почувствует себя усталым, маленький бунтарь, хотя бы на время, но обязательно вернется под родительскую опеку.
Читай также: Как пережить кризис 3 лет у ребенка: советы для родителей
У ребенка в возрасте от 5-х до 6-ти лет достаточно развита память, он легко запоминает стихи, рассказы, слова песен. В этом возрасте малыши легко осваивают иностранный язык, быстро схватывают новые слова, говорят достаточно бойко. Также малыш постепенно учится понимать причинные связи и отношения вещей: начинает сравнивать и сопоставлять явления, выделять их существенные признаки, оперировать понятиями «материал», «вес», «число».
В этом возрасте малыш не только активно наблюдает за происходящим вокруг, но и делает соответствующие логические выводы (например, под настроение может рассуждать на тему «зачем люди ходят на работу» или «почему я сегодня грустный»), повторяет услышанное и увиденное от других детей и взрослых.
Наша форумчанка Angel35 рассказывает: «Знаете, я не верила во все эти психологические скачки развития, но действительно, после пяти лет дочь стала гораздо лучше говорить, осознанно так, понимаете. И предложения строит достаточно сложные правильно, и даже делает нам с мужем замечания по делу! Начала интересоваться книгами, полюбила читать. Пока я ей читаю, конечно, но и это для нас ого-го какое достижение, раньше бы ей только прыгать или ныть, что не во что играть. В садике воспитательница тоже довольна, говорит: «Я вашей Юле просто не нарадуюсь, прям помощница моя стала, да и вообще детки в группе изменились, стали спокойнее, вдумчивее как-то». Неужели моя веселушка еще станет хоть чуточку внимательнее и усидчивее?»
Отношения с взрослыми у малыша в возрасте 5-6 лет уже не так конфликтны, как ранее: возникающие вопросы решаются с помощью возможности объяснить и договориться. У ребенка в этом возрасте растет интерес и желание общаться и играть с другими детьми, в игре присутствует элемент соревнования.
В возрасте от 5-ти до 6-ти лет ребенок уже начинает рисовать и лепить, пытаясь воспроизвести знакомые предметы и образы. Конечно, фантазия в использовании цвета и формы играет более значительную роль, чем восприятие действительности, и иногда по рисунку крохи взрослому может быть сложно понять, что именно на нем изображено. В этом возрасте деток уже можно отдавать в творческие студии или на подготовительные классы при художественных школах, где педагоги смогут научить ребенка основным принципам рисунка и композиции, научат правильно пользоваться кисточкой и лепить.
А еще маленький умник 5-6 лет с удовольствием выполнит небольшие поручения от взрослых, всячески гордясь своей самостоятельностью, хотя последний факт напрямую зависит от темперамента и особенностей воспитания в семье.
Психолог Наталья Карабута рассказывает:«Некоторые родители, отдав после трех лет ребенка в садик, думают, что теперь развитием малыша будут заниматься специалисты, а они, наконец-то, смогут отдохнуть. Опасное заблуждение, ведь сейчас в жизни малыша начинается новый важный этап – первый период взросления. От того, насколько правильно в периоде от 3-х до 6-ти лет родители выстроят систему воспитания, напрямую зависит, насколько адекватной будет система ценностей малыша, когда он подрастет. В этом возрасте ребенок уже не верит взрослому на слово – он верит своим глазам, не подчиняется приказам, а требует от взрослого доверия, уважения и сотрудничества. Родителям важно научиться строить взаимоотношения с ребенком, понимать друг друга, быть на одной волне».
Читай также: Развитие мышления: какие этапы проходят дети
Развитие речи
Ребенок в возрасте от 3 до 4-х лет уже неплохо разговаривает, в его словаре около 1000 слов, он легко строит предложения, однако этого еще недостаточно. Для гармоничного развития речи ребенка родителям следует активно разговаривать с крохой, не забывать разучивать простые стишки и песенки, вместе читать книжки, обсуждать новую информацию, спрашивать мнение малыша по тому или иному поводу, помогая ему сформулировать мысль правильно.
В возрасте 3-х лет ребенок еще может не совсем правильно выговаривать некоторые звуки, менять местами буквы в словах. Обычно все эти проблемные речевые факторы исчезают к 4-5 годам жизни малыша, по мере созревания мозговых функций. Очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова.
Инициатива общения исходит и от ребенка, именно в возрасте 3-4 лет малыш обязательно будет испытывать терпение родителей вопросами «Почему?», «Как?», «Отчего?» и «Зачем?». Старайтесь отвечать на все вопросы «почемучки» как можно полнее, рассказывайте ребенку про окружающий мир, пробуждая в нем интерес к познанию нового.
В возрасте 5-6 лет малыш много думает и уже пытается высказать свои мысли более полно: находит легкие рифмы, создает слова, придумывает новые сказки, выдумывает события и приключения, любит сказки о животных и волшебные рассказы, в которых с помощью храброго главного персонажа добро обязательно должно побеждать зло.
Читай также: Как развивается речь ребёнка
Физическое развитие
Ребенок в возрасте 3-6 летуверенно и хорошо бегает, редко падает, больше из-за невнимательности, а не из-за неумения управлять своим телом, хотя его чувство равновесия еще развито не до конца.
В зависимости от степени мышечного развития, ребенок в таком возрасте уже может совершать достаточно длительные пешие прогулки, особенно если перемежать хождение с отдыхом и возможностью покататься на велосипеде, самокате или роликах.
Читай также: Куда пойти с ребенком: 5 красивых парков Киева
Ребенок уже неплохо прыгает, может перепрыгнуть через невысокий предмет, а вот управляться со скакалкой ему еще удается не очень хорошо.
Детям в возрасте от 3-х до 6-ти лет родители, если есть такая возможность, устанавливают дома спортивные уголки, или так называемые «шведские стенки». Занятия на таких домашних спортивных снарядах позволяют ребенку быстрее укрепить мышцы, сформировать умение хорошо лазать вверх и спускать вниз по лестнице, раскачиваться и крутиться на канате (влезть на него он пока еще вряд ли сможет), подтягиваться на кольцах, висеть на перекладине.
Развитие ребенка в возрасте от 3-х до 6-ти лет сложный и важный процесс для малыша и его будущей жизни. Ребенок в этом возрасте достаточно сознателен, умеет разумно мыслить, свободно двигается, умеет управлять своими действиями и понимает последствия и результаты поступков. Период «маленького ребенка» в его жизни завершается, уступая место новому, более серьезному периоду, подготовки к школьному обучению.
Желаем вам с легкостью преодолеть все трудности периода от 3-х до 6-ти и с радостью увидеть, как из вашего вчерашнего крохи вырос умный, добрый, уверенный в своих силах, самостоятельный человек.
Читай также: Как научить ребенка доброте
Источник
Возраст 3-7 лет является важнейшим этапом развития малышей-дошкольников. В этот период происходит закладка фундамента личности: развивается память, психика, появляются новые эмоции, формируется отношение к самому себе. Мамам и папам важно понимать, что происходит с ребенком, и помогать ему раскрывать свои способности и умения.
Мониторинг развития детей 3-7 лет
Мониторинг в случае с детьми дошкольного возраста — это деятельность, направленная на изучение особенностей каждого отдельно взятого ребенка для определения его индивидуальных черт, оценки его развития как субъекта познания, социальных взаимоотношений и деятельности, понимание детских поступков и мотивов, предугадывание модели поведения в зависимости от тех или иных обстоятельств.
И родители, и педагоги в детском саду оценивают следующие моменты, касающиеся маленького человека:
- интересы и склонности;
- особенности личности;
- деятельностные умения;
- поведение в различных ситуациях;
- взаимодействие со сверстниками;
- отношения со взрослыми людьми.
Эмоциональное развитие детей 3-7 лет
В 3-7 лет у детей активно развивается эмоциональная составляющая. Эмоции играют важную роль как для общего развития ребенка, так и для усовершенствования его способностей. Следует научиться понимать его настроение, обращать внимание на взаимоотношения со сверстниками и достижения.
От эмоционального благополучия в этом возрасте зависит успех в жизни. Ласковое и уважительное обращение к маленькому человеку вселяют в него уверенность, и он с удовольствием радует родителей победами. Излишняя строгость приводит к замкнутости и нежеланию заниматься любимым делом.
В дошкольный период закладывается самосознание. Малыши учатся оценивать себя с различных сторон — насколько они отзывчивые, добрые, послушные и старательные. Ключевую роль играют родные люди и близкое окружение. Именно от их поведения напрямую зависит, каким вырастет малыш, по этой причине важно принимать и всячески поощрять его.
У ребенка существенно расширяется палитра эмоций. Кроме радости и грусти ребенок может ревновать, бояться, сердиться. Маме и папе следует больше говорить с крохой и обсуждать все, что он чувствует, учить его разбираться в себе и своих ощущениях. Нужно очень постараться, чтобы малыш получал больше ярких эмоциональных впечатлений, посещал интересные мероприятия, общался со сверстниками обоих полов, ездил с родителями в гости.
Особенности развития маленького ребенка в 3, 4, 5, 6 и 7 лет. На что обратить внимание взрослым?
Психологи утверждают, что главной особенностью этого периода является перетекание одного кризиса в другой. Это время называют самым тяжелым для родителей, поскольку малыши становятся упрямыми и упертыми. Мамы и папы также совершают некоторые ошибки, которые только усложняют ситуацию.
У детей с 3 до 4 лет резко меняется характер, происходит интенсивное развитие интеллектуальной составляющей. Преобладающая форма мышления — наглядно-образная. Малыши активно экспериментируют с новыми словами, у них значительно увеличивается словарный запас, они строят длинные сложные предложения.
В таком возрасте малышам важно много двигаться и развивать уже крупную моторику, а не мелкую. Начинается формирование таких навыков, как скорость передвижения, сила, выносливость, гибкость.
Рекомендации родителям:
- больше играть, бегать, прыгать с ребенком, не препятствовать его активным занятиям;
- приучать малыша к гигиеническим процедурам (мыться, чистить зубы, расчесывать волосы);
- посещать парки, музеи и другие места, где ребенок сможет найти ответы на свои бесконечные «почему»;
- чаще общаться с людьми разного пола и возраста;
- проводить время наедине с крохой;
- не заставлять ребенка заниматься чтением или развлекательными играми, если он противится.
В 4-5 лет дети интенсивно растут и развиваются. Они меняются внешне и приобретают все больше взрослых черт. Малыши лучше ориентируются во взаимоотношениях с окружающими и имеют представление о специфике поведения мальчиков и девочек. Главную роль играет процесс познания, дети задают много вопросов и стремятся получить от мамы и папы новую информацию. Продолжает развиваться речь. Малыш уже может пересказывать сказки, интересно и эмоционально рассуждать об игрушках и других предметах вокруг, сочинять занимательные истории.
Рекомендации родителям:
- по-прежнему отдавать предпочтения активным занятиям в виде бега, прыжков, подвижных игр;
- развивать интерес к настольным и логическим играм, конструкторам, пазлам, поощрять ребенка, если он любит это делать;
- постепенно объяснять крохе, как нужно себя вести в обществе, вводить основы этикета;
- стараться читать больше книг, нагружая интеллект;
- позволять малышу помогать по дому (мыть посуду, замешивать тесто, вытирать пыль и т.д.).
В 5-6 лет ребенок стремится к познанию себя и окружающих. Он понимает характер взаимоотношений и выбирает собственную тактику поведения. Появляются новые качества и потребности. Появляется способность к экспериментам, обобщению. Малыш использует интонации в речи. Словарный запас расширяется, при разговоре применяются синонимы и антонимы, слова с несколькими значениями. Дети понимают, как за собой ухаживать, знают, что такое здоровый образ жизни, стремятся к опрятности.
Советы родителям:
- делать упор на физической активности;
- продолжать прививать навыки этикета, но усложнить задачу, делая упор на отношениях с другими людьми, в том числе пожилыми;
- развивать творчество и любознательность, решать вместе с малышом интеллектуальные задачи.
6-7 лет — один из сложнейших периодов. Ребенок постепенно начинает отделять себя от любимой мамы. Он видит себя самостоятельной личностью и свободно общается со сверстниками. Малыши в таком возрасте способны активно отстаивать свою точку зрения и делать нравственный выбор в сложных жизненных ситуациях. У детей быстро формируются такие двигательные навыки, как усовершенствованные ходьба и бег, прыжки на одной или обеих ногах, в высоту или в стороны.
Советы маме и папе:
- постепенно подготовить ребенка эмоционально к школе, к новой социальной роли;
- читать много книг, в том числе возрастной категории «9+»;
- приучить малыша составлять распорядок дня или недельное расписание;
- больше общаться с ребенком, поскольку он становится очень интересным собеседником.
Развитие ребенка в 3-7 лет накладывает отпечаток на последующую жизнь. По этой причине родители должны внимательно наблюдать за малышом и стимулировать его тягу к новым знаниям, развивать его физически и эмоционально, больше общаться и показывать свою любовь.
автор-эксперт: Андрей Геннадьевич Смирненко,
врач-педиатр, к. м. н.
Теперь вы все знаете о развитии малышей с 3 до 7 лет. Надеемся, вам понравилась наша статья. Делитесь с друзьями, оставляйте комментарии – мы с радостью ответим!
Источник
Ребенок в возрасте от 3-х лет воспринимает окружающий мир на уровне эмоций, образах мыслей. Самые маленькие дети воспринимают все, что они видят и слышат намного эмоциональнее и чувствительнее. Уже после 7 лет ребенок может логически мыслить. Зная это, нужно правильно воспитывать ребенка в семье.
Женский сайт Микруша.ру дает советы по воспитанию ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.
Основы воспитания ребенка до 3 лет
Воспитание ребенка в семье нужно организовать так, чтобы привить малышу чувство сострадания, храбрости, и приучать ребенка к труду. Самой распространенной ошибкой родителей в воспитании ребенка в семье является объяснение, которое должно вызывать логическое мышление у ребенка.
Для воспитания ребенка 3 лет логика вряд ли станет действенным способом. Например, если ребенок наступил на муравейник или сломал ветку, не стоит говорить ему, что нужно «беречь природу». Подобные лозунги для ребенка 3 лет — пустой звук. Пофантазируйте немного, расскажите ребенку, что в муравейнике живут муравьи, у которых есть детишки и что теперь им негде будет жить. В таком случае ребенок нарисует себе наглядную картинку и обязательно выразит это в эмоциях.
Когда формируется характер ребенка
В возрасте 3 лет начинается более основательное воспитание ребенка. В этот период родители должны запастись вниманием и терпением. По мнению психологов, начиная с 3-х летнего возраста, закладывается характер характер, основа его поведения в обществе. Поэтому родители должны понимать, что воспитание ребенка 3 лет вплоть до 7 летнего возраста – это очень важный момент.
Воспитание ребенка в семье должно быть умеренно строгим, чтобы, подрастая, ребенок не был капризным и требовательным. Но не нужно путать строгость с жестокостью, а твердость с суровостью.
Первые капризы ребенка. Как быть родителям?
В возрасте от 3 до 7 лет детские капризы неизбежны. Как вести себя, если вы столкнулись с детскими капризами в первый раз? Нужно сохранить хладнокровие и спокойно объяснить своему ребенку, что его поведение неправильное.
Часто ребенок требует внимания своих родителей, конфликтует со своими сверстниками. В этом случае родители делают вывод о том, что ребенок становится избалованным, и кардинально меняют воспитание ребенка в семье. Однако психологи дают такому поведению другое объяснение. Вся ответственность за поведение и характер ребенка лежит на взрослых. От того, какую тактику воспитания ребенка дошкольного возраста в семье выбирают родители, зависит развитие личности ребенка в целом.
Причиной частой смены настроения и поведения ребенка является становление его характера, а не детская прихоть. В дошкольном возрасте у ребенка происходит переоценка ценностей, он по-другому смотрит на окружающий мир.
Воспитание ребенка: ответственность на родителях
Родители должны пересмотреть свое поведение и свою тактику воспитания ребенка 3 лет и старше. Только мама и папа смогут рассказать своему чаду обо всех возможных трудностях взрослой жизни. Не оставляйте ребенка наедине со своими мыслями и переживаниями.
В возрасте от 3 до 7 лет у ребенка остается в памяти образ семьи и отношений, которые строят его родители. Постарайтесь в воспитании ребенка 3 лет оставить только положительные впечатления о родителях. Для ребенка в 3 года отношения родителей — идеал своей будущей семьи.
Главное в воспитании ребенка 3 летнего возраста – заложить чувство самоуважения и уважения к родителям.
Важно помнить, что в воспитании ребенка в семье нужно быть положительным примером в поведении. Воспитание ребенка от 3 до 7 лет является важным этапом в жизни, как самого ребенка, так и его родителей. Женский сайт Микруша.ру уверен в том, что вы будете самыми ответственными родителями!
Источник