Развитие и обучение детей в условиях дома ребенка
Ольга Лебедева
Педагогическая деятельность в условиях специализированного дома ребенка
«Нужно любить то, что делаешь,
и тогда труд…возвышается до
творчества»
М. Горький.
В доме ребенка проживают дети с различными нарушениями развития, всех их роднит одно – у них фактически нет родителей. Поэтому именно на сотрудников дома ребенка возложена ответственность за их гармоничное развитие.
В связи с этим основной целью педагогической деятельности в доме ребенка является создание благоприятных условий для всестороннего развития психических и физиологических качеств ребенка.
Данная цель позволяет сформулировать общие задачи педагогической деятельности:
– поиск оптимальных путей повышения качества воспитания и обучения детей;
– обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития детей;
– создание благоприятной для развития детей предметно-развивающей среды;
– укрепление психического и физического здоровья детей;
– осуществление сотрудничества со всеми специалистами дома ребенка, направленного на развитие детей.
Проведена работа по оптимизации интегративного взаимодействия со специалистами дома ребенка по планированию работы, направленной на развитие детей на основе активного общения, взаимодополнения, сотрудничества и сотворчества.
Резервные возможности взаимодействия специалистов дома ребенка уже имеются – изучение теоретической литературы, диагностические методы и приемы, анализ данных, полученных в результате диагностики, позволяют выстроить схему интегрированного взаимодействия, устанавливают меру личной ответственности всех участников, создают атмосферу заинтересованности в результатах труда.
Одна из основных задач всего учреждения в целом – это максимально приблизить уровень развития ребенка к возрастной норме и обеспечить движение воспитанников в учреждения образования или в семью. В связи с этим одним из качественных показателей педагогической, медицинской и социальной деятельности учреждения является взаимодействие всего персонала дома ребенка в единой системе. Поэтому так необходимо конструктивное взаимодействие педагогов, узких специалистов и медицинского персонала дома ребенка. Для успешного взаимодействия специалистов важно поддерживать положительную психологическую атмосферу внутри учреждения. В связи с этим в доме ребенка регулярно проводятся семинары, собрания, медико-педагогические советы, организуются совместные мероприятия, например, в виде конкурсов.
В основе результативности педагогической работы дома ребенка лежит постоянное совершенствование воспитательно-образовательного процесса. Для этого, в первую очередь, важно, чтобы образовательная программа учреждения отвечает современным требованиям. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в педагогической деятельности дома ребенка. Отсюда возникает потребность в новом научно-методическом обеспечении, соответствующем современным требованиям в сфере системы образования.
Свою работу педагоги дома ребенка строят творчески, регулярно повышают и совершенствуют уровень профессиональной компетентности через изучение научно-методической литературы, курсы повышения квалификации, знакомство с инновационным опытом коллег как внутри дома ребенка, так и других специализированных и дошкольных учреждений.
Педагоги дома ребенка планируют занятия, игры и другие виды деятельности с учётом специфики данного учреждения и групп нервно-психического развития детей.
В работе с детьми постоянно реализуется индивидуальный, комплексный и дифференцированный подход к развитию личности ребенка с учетом его особенностей, потенциальных возможностей на основе личностно-ориентированного взаимодействия.
Квалифицированные специалисты дома ребенка направляют остальных педагогов в их профессиональной деятельности. Это знакомство педагогов с современными требованиями к планированию своей профессиональной деятельности, современными образовательными технологиями и методиками, без использования которых снижается качество воспитательно-образовательной работы.
Это, в первую очередь, такие технологии,как:
1) Технология «Педагогика сотрудничества», основанная на гуманно-личностном подходе к ребенку (Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский, С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, К. Роджерс). С помощью технологии сотрудничества педагогами реализуется принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «взрослый-ребенок».
2) Игровые технологии, так как игровые приемы, используемые в различных видах деятельности, повышают интерес и мотивацию к обучению, в игре ребенок учится общаться с миром, начинает лучше понимать его.
3) Здоровьесберегающие технологии, целью которых является укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Поэтому педагоги свою работу в этом направлении выполняют в сотрудничестве с медицинским персоналом, т. е. укреплять физическое и психическое здоровье своих воспитанников, используя разнообразные методы и приемы.Например: четкое соблюдение режима дня; регулярное проведение утренних гимнастик; упражнения на снятие нервного напряжения у детей, на развитие эмоциональной сферы; точечный массаж по А. А. Уманской; пальчиковую гимнастику; дорожки здоровья; игровой массаж по А. А. Уманской и К. Динейке «Поиграем носиком»; босохождение; проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий по графику; купание в сухом бассейне; воздушные ванны в облегченной одежде по рекомендациям врачей и т. д.).
4) Технология уровневой дифференциации и индивидуализации является обязательным моментом в педагогической деятельности в доме ребенка, так как здесь необходимо планировать свою деятельность с учетом специфики данного учреждения и групп нервно-психического развития детей.
Воспитательно-образовательная работа с детьми строится с учетом образовательных потребностей каждого ребенка, индивидуальных и возрастных особенностей, с учетом уровня нервно-психического развития детей, которые определяются, прежде всего, в результате комплексного обследования, проводимого в начале учебного года, а также по мере поступления нового воспитанника в дом ребенка. Опираясь на результаты диагностирования, педагоги выстраивают маршрут индивидуальной воспитательно-образовательной работы, определенный прогноз, делят детей на подгруппы, в зависимости от уровня их развития по тому или иному направлению, следят за динамикой развития. Составив четкое представление о воспитанниках, осуществляют индивидуальный подход к каждому ребенку, гибко строят график работы, планируют индивидуальную работу с каждым из них.
Разделив детей на группы нервно-психического развития, планируется работа с каждой из групп с учетом их индивидуальных различий (их склонностей, интересов, состояния здоровья, темпов развития и т. д.). Таким образом, педагоги осуществляют в своей деятельности дифференцированный подход.
Одним из важных моментов в реализации основной цели педагогической деятельности является совершенствование предметно-развивающей среды, соответствующей современным требованиям. Поэтому среда обогащена элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную и двигательную активность детей. Предметно-игровая среда группы организована так, чтобы ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Таким образом, постепенное совершенствование предметно-развивающей среды в группе носит личностно-ориентированный характер и направлено на обеспечение каждому ребенку развития его способностей, понимания собственных физических и психических возможностей. Это согласуется с целями и задачами педагогической деятельности в доме ребенка.
Благодаря совершенствованию и оснащению предметно-развивающей среды уровень психологической атмосферы в группе более комфортный, у детей будет более оптимистичный и позитивный настрой. Если в свободной деятельности дети дружно играют, позитивно контактируют друг с другом, умеют договариваться друг с другом, тогда в группе царит атмосфера доверия и непринужденности так необходимая им.
Таким образом, эффективность педагогической деятельности, направленной на развитие воспитанников дома ребенка, заключается в тесном взаимодействии и сотрудничестве всех специалистов дома ребенка, в постоянном совершенствовании и внесении инноваций в педагогический процесс, в самообразовании и творческом развитии самих педагогов, а самое главное, в создании у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности, ведь мы для них самые близкие люди. Как говорил великий педагог В. А.Сухомлинский: «…Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним, можно сравнить с блужданием в потемках».
Источник
Организация жизни детей в доме ребенка «Семейного типа».
Для ребенка общение с близким взрослым является одним из важнейших факторов его психического развития (в сфере эмоциональных переживаний, овладения речью, развития самосознания). С общением связано становление его внутреннего мира. Когда говорят о детях, воспитывающихся в доме ребенка, часто звучит проблемы госпитализма, который связывают с разрывом отношений ребенка его биологической матерью. Но после различных исследований и на практике в доме ребенка «Семейного типа» доказалось, что ребенку его биологическую маму может заменить не родной для него человек. Главное, чтобы у ребенка с первых дней жизни, рядом был близкий человек, и не было недостатка в контакте с ним, который понимал его потребности.
В каждой группе живут 6 детей разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Постоянно с детьми в группе находятся воспитатель и медсестра. График воспитателя составлен так, чтобы он стал близким для ребенка человеком, сформировать у детей привязанность. Воспитатель работает 5 дней в неделю: в первую смену приходит к подъему детей, а после второй сены уходят, когда дети ложатся спать на ночь. На двоих взрослых шесть детей – это и так маленькое количество. Если ещё учесть, что дети в группе разного возраста, значит они на разных режимах и все вместе в течении дня проводят редко. Этим создается условие для индивидуального общения взрослого и ребенка, в диалоге взаимопонимания. Дети сначала поступления и до конца пребывания в доме ребенка живут в одной группе. Близкий взрослый на протяжении нескольких лет – это значит единство требований, методов, приемов в общении с ребенком. И от этого жизнь малыша становится менее тревожным. У ребенка, который имеет возможность тесно общаться с постоянными близкими людьми, появляется стремление подражать ему, действовать по образцу. У детей после такого общения обогащается личный опыт, лучше развивается речь, формируется инициативное поведение, направленное на самовыявление и на получение оценки от окружающих людей. Ребенок от такого общения получает особенное удовлетворение – ощущения своей важности от окружающих, своего значения для них. Он ощущает, что кому – то нужен, его услышат и выслушают.
Для развития ребенка важно кроме удовлетворения социальных потребностей конечно же и удовлетворение его биологических потребностей. Прежде всего это полноценный уход за ним, его безопасность, охрана жизни и здоровья, физическое развитие. Условие жизни в семейном доме ребенка позволяют оптимально – комфортно осуществлять уход за детьми. Во время проведения служебных моментов, воспитатель имеет возможность, не спеша, не волнуя ребенка, ждать проявления готовности к контакту с его стороны. Давать малышу возможность проявлять самому инициативу, самостоятельность. Под воздействием стабильности, благожелательности со стороны взрослого у ребенка быстрее формируется навыки и умения. Такой уход за ребенком можно назвать сотрудничеством взрослого и ребенка. В группе живут дети не только разного возраста, но и разного уровня развития, с разным медицинским диагнозом. Эти дети отличаются особой ранимостью. Взрослые стараются создать все условия, чтобы в групповом коллективе они ощущали себя полноправными членами, были социально – адаптированы. Воспитатели так строят общение в группе, чтобы дети с ограниченными возможностями не замечали, что они другие. Эти дети по возможности вовлекаются в совместные игры и в любой дугой вид деятельности доступный для них
Дети в семейном доме ребенка живут в большую часть дня в своей группе, но это не значит, что они ведут обособленный образ жизни. Они ходят на занятия к разным специалистам. У них также есть возможность встречаться и общаться с другими детьми на прогулка, на различных выездных мероприятиях (прогулки в парке, экскурсии, посещение театра).
В связи с тем, что в группе живут дети разного возраста, воспитатели вместе с дефектологом создают окружающую среду с учетом всех видов возрастной деятельности детей. В группе созданы условия для свободного «безбарьерного» передвижения. На стеллажах игрушки, дидактический материал взрослый располагает так, чтобы они были доступны для детей определенного возраста. Высота полок, где лежат пособия, зависит от возраста детей, которым предназначен. На нижних полках стоят пособия для детей, которые не смогут вставать по возрасту или по специфике своего заболевания. Этим соблюдается один из принципов построения окружающей среды – доступность для ребенка того материала, который бы стимулировал его развитие. Позволял закреплять уже полученные знания в самостоятельной деятельности, создавал для ребенка эмоциональную комфортность.
Совместную работу на группе о воспитателя и медсестры нет особых разделений по уходу за детьми. В организации всех видов деятельности главное помогать и дополнять друг друга. Хотя, конечно, функциональные обязанности есть у каждой категории персонала. Воспитатель: уход за ребенком, осуществление воспитательно – образовательного процесса. Медсестра: уход за ребенком, медицинское обслуживание и ответственность за организацию питания ребенка.
Командная работа ведется не только в группах, но и во всем доме ребенка. Воспитатель участвует поддержанию программ по корректировке развития ребенка, предложенных специалистами. В повседневной работе с детьми ему помогает рекомендации дефектолога, психолога, врачей и педагогов дополнительного образования. Они, в свою очередь, тоже всегда прислушиваются к мнению персонала группы.
Растя ребенка проблем всегда много. Главное, чтобы взрослые (близкое окружение) работали для индивидуального подхода к каждому малышу, обеспечивая ему комфортную и безопасную жизнь, как психическую, так и физическую.
Источник
Елена Заец
Эмоциональное развитие детей, воспитывающихся в условиях дома ребёнка
Контингент детей, воспитывающихся в условия дома ребёнка, отличается определённой спецификой. Чаще всего это дети недоношенные, имеющие неблагополучную наследственность, дети, имеющие множество заболеваний.
В доме ребёнка дети попадают в особые условия жизни:
• Здесь нет близких им людей;
• Круг получаемых впечатлений ограничен;
• Постоянное пребывание в коллективе;
• Недостаточное общение со взрослыми.
Все это влияет на развитие, эмоциональное состояние и поведение детей.
Дети, воспитывающиеся в доме ребёнка, быстро устают и возбуждаются. Их поведению свойственна неустойчивость эмоционального состояния, подражание друг другу. Стоит одному ребёнку закричать, все дети группы начинают кричать вместе с ним, если воспитатель своевременно не переключит их внимание на что-либо неожиданное и интересное. В результате подражания друг другу легко возникают стереотипные движения, вырабатываются отрицательные привычки (раскачиваются, грызут ногти, клацают зубами и т. д.).
Особенностью этих детей является медленный темп обучения, потребность в более длительном повторении одного и того же материала. Сформированные умения проявляются нечётко, эмоции и речевые реакции недостаточно яркие и разнообразные. Медленно формируется поведение детей на занятиях, так как они быстро устают и отвлекаются. Поэтому длительность занятий и количество детей, участвующих в них, определяется не столько возрастом, сколько состоянием здоровья детей, уровнем их развития, возбудимостью и выносливостью нервной системы.
У многих детей снижена двигательная активность, недостаточная координация движений, отсутствует ловкость, задержка в развитии мелкой моторики пальцев рук.
У многих детей замедленно развитие высших психических процессов – памяти, внимания, мышления, воображения в результате чего страдает формирование активности речи.
У многих детей отсутствует яркость и разнообразность впечатлений, медленно овладевают новыми знаниями и умениями, неспособны переносить освоенное и увиденное в самостоятельную деятельность- это приводит к задержке развития игры, игра становится примитивной и однообразной.
Нужно стремиться к тому что бы потребность каждого ребёнка в общении со взрослыми, новых впечатлениях, двигательной активности, положительных эмоциях была удовлетворена.
Для развития эмоций, нужно учить детей:
• Проявлять любознательность к происходящему вокруг.
• Быть эмоционально-сдержанными, спокойно выслушивать просьбы взрослого и выполнять их.
• Проявлять чувство гордости за себя и за сверстников.
• Понимать, что сделал что-то плохое, ожидая при этом отрицательной оценки от взрослого.
• Свою речь насыщать выразительными оттенками, использовать разную тональность звуков.
• Обозначать словами свои эмоциональные состояния (смеюсь, боюсь, плачу, радуюсь и т. д.).
• Сопереживать персонажам при слушании сказок, при просмотре мультфильмов (радоваться, печалиться, сердиться).
• Подпевать, танцевать, реагировать на изменение музыки, выполнять знакомые движения (кружиться, приседать, хлопать, топать).
• Проявлять интерес при рассматривании иллюстраций в книгах
• Эмоционально по-разному реагировать на красивое или некрасивое (замечать, различать, сравнивать).
• С интересом наблюдать за некоторыми явлениями, реагировать спокойно.
• Приветливо относиться к людям, отвечать если взрослые о чём-то спрашивают.
• Понимать некоторые эмоциональные состояния взрослых и детей.
•Оценивать ситуацию: сопереживать (если кому-то больно, помогать (если надо помочь, сочувствовать, не шуметь (если кто-то спит, устал).
•Доброжелательно относиться к детям в группе: не выхватывать игрушки, не брать без спроса, меняться игрушками в процессе игры.
• Спокойно играть вместе с другими детьми.
• Выражать свою симпатию детям и взрослым.
Как научить детей правильно проявлять и контролировать свои эмоции? В этом мы педагоги должны помочь детям, т. е. содействовать социальному и эмоциональному развитию детей. Все занятия нужно проводить в игровой форме, постоянно хвалить детей, подбадривать, поощрять, при этом указывать на недостатки в лояльной форме. Широко использовать в своей работе сказки, потому что ранний дошкольный возраст называют возрастом сказок. В сказках есть положительные и отрицательные герои, описывается небывалая доброта, храбрость, находчивость, а высмеивается зло, неряшливость, плохое поведение. Сказка вводит ребёнка в жизнь, учит правильно проявлять свои эмоции. Использование на занятиях обучающих мультфильмов, приводит детей в восторг, вызывает огромную эмоциональную вспышку. Музыкальные занятия так же содействуют эмоциональному развитию детей, учат слушать и слышать музыку, улавливать ритм, отображать его в движениях. Важную роль в развитии эмоций, играет знакомство детей с трудом взрослых и привлечении их к помощи (помочь няне вытереть пыль, выбросить мусор); (помочь медсестре при накрывании на стол); (на прогулке помочь дворнику собрать на участке веточки, камешки).
Все эти факторы свидетельствуют о том, что развитие социальных мотивов и эмоций, является центральным звеном в сложном и длительном процессе формирования личности.
Проблема развития эмоций и чувств является одной из наиболее важных и сложных задач психологии и педагогики, поскольку даёт представление не только об общих закономерностях развития психики детей и её отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности в целом, даёт возможность воспитать активного и гармонически развитого человека.
Источник