Развитие и обучение детей раннего возраста в доме ребенка
Татьяна Терехова
Оформление плана воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста, живущих в Доме ребенка
Учитывая особенности состояния здоровья и развития детей в Доме ребенка, вся организация работы учреждения должна быть направлена на формирование и удовлетворение потребностей каждого ребенка в общении с взрослыми, являющимися источником развития, в сенсорных впечатлениях и двигательной активности, положительных эмоциях, играющих огромную роль в развитии детей.
Медицинская и педагогическая грамотность, мастерство, высокая нравственность, культура воспитателя, любовь к детям – важнейшее условие обеспечения всестороннего воспитания и создания хорошего психологического климата в группах.
Основное условие реализации Программы воспитания и обучения детей в Доме ребенка в том, что педагоги реализуют основной педагогический принцип – единство и взаимосвязь всех видов деятельности с учетом последних достижений педагогической науки, педагогики раннего возраста, детской психологии, требований ФГОС. Для этого воспитатели, музыкальный руководитель, учителя – дефектологи, педагог – психолог должны планировать свою работу в тесном контакте.
Итак общие требования к плану воспитательной работы.
1. Оформление:
– титульный лист (План воспитательно – образовательной работы в группе №)
– список воспитателей, работающих на группе.
– график написания плана.
Например: ФИО вос – ля – июль, октябрь, январь, апрель
ФИО вос – ля – февраль, май, август, ноябрь
ФИО вос – ля – март, июнь, сентябрь, декабрь
Или оформить таблицей.
2.Список детей:
ФИ ребенка Ответ. вос – ль Дата рождения Возраст на данный месяц Группа развития
План воспитательной работы в группах раннего возраста состоит из двух частей.
1 часть. Определяется объем и направленность работы (задачи) на 1 месяц в группах первого года жизни и на три месяца в группах второго и третьего года жизни, т. е. на один квартал (перспективный план). Учитываются условия работы, уровень развития детей и индивидуальные особенности их поведения. При этом особое внимание уделяется формированию ведущих линий развития.Например: на втором году жизни – умение ходить, говорить, действовать с предметами; на третьем году жизни – развитие самостоятельности.
2 часть. План занятий и организация бодрствования детей.
Составляется в соответствии с возрастными требованиями Программы воспитания и обучения детей в доме ребенка.
– с детьми со 2 – го месяца жизни проводятся ежедневно во втором и третьем отрезках бодрствования индивидуальные занятия.
Виды занятий:
1. Занятия по развитию зрительного и слухового сосредоточения и слежения.
2. Развитие ответных эмоционально – положительных реакций.
3. Развитие движений рук.
4. Развитие гуления.
5. Развитие умения удерживать голову в горизонтальном и вертикальном положении.
6. Развитие упора ног.
7. Музыкальные занятия.
– от 3 до 6 месяцев занятия проводить во 2-ой, 3-ий, 4-ый отрезки бодрствования.
Виды занятий:
1. Развитие зрительного и слухового восприятия.
2. Развитие эмоционально – положительных ответных реакций.
3. Развитие гуления и лепета.
4. Развитие движений руки.
5. Развитие движений, подготавливающих к ползанию.
6. Укрепление упора ног.
7. Музыкальные занятия.
При планированиипериода бодрствования необходимо указывать:
– смену игрушек
– смену картин, макетов
– какие используются потешки, попевки
– диагностика нервно – психического развития
– индивидуальная работа
– от 6 до 9 месяцев занятия проводить во 2-ой, 3-ий, 4-ый отрезки бодрствования.
Виды занятий:
1.Индивидуальные занятия:
– развитие понимания речи и обогащение ребенка впечатлениями
– развитие лепета и способности подражать новым слогам
– развитие действий с предметами; сенсорное развитие
– развитие движений
2.Подгрупповые занятия:
– развитие понимание речи
– развитие внимания и развлечение детей
– музыкальные занятия.
– от 9 до 1 года.
Занятия планируются индивидуальные и групповые во все отрезки бодрствования. Проводятся в свободное от кормления и гигиенических процедур время, там, где дети бодрствуют, для занятий с дидактическим материалом детей старше 10 месяцев следует иногда сажать за стол.
Виды занятий:
1.Индивидуальные занятия:
– развитие понимания речи и расширение ориентировки в окружающем
– развитие активной речи
– развитие действий с предметами
– развитие движений
– занятия для улучшения эмоционального состояния.
2.Подгрупповые занятия:
– для развития понимания речи и ориентировки в окружающем
– для развития понимания речи, подражания звукам и действиям
– для развития движений
– игры – развлечения
– музыкальные занятия
Примерный план групповых занятий с детьми в Программе на странице 27. Следовательно, появляется потребность в составлении сетки занятий, которую воспитатели пишут на 1 месяц, ориентируясь на примерное распределение занятий по Программе на странице 27.
При планированиипериода бодрствования необходимо указывать:
– создание условий
– внесение игрушек – забав
– внесение новой картины
– обучение игровым действиям
– наблюдение живых объектов
– рассматривание комнатных растений
– рассматривание макета (по теме)
– индивидуальная работа
– диагностика нервно – психического развития детей.
Второй год жизни
– с детьми от 1 года до 1года 6 месяцев индивидуальные занятия проводятся во время самостоятельной деятельности других детей во 2-ом и 3-ем отрезках бодрствования 4 – 5 раз в неделю с каждым ребенком. С детьми этого возраста проводятся в основном занятия по подгруппам (2 – 3 ребенка). В течение дня дети занимаются 4 раза. Одно занятие проводится после завтрака, утром, два – днем, после обеда, одно вечером, в третьем отрезке бодрствования.
План занятий составляется на одну неделю и повторяется в течение месяца. Каждое занятие повторяется 2 – 3 раза в течение недели, т. е. проводится через 1 – 2 дня.
Виды занятий:
– развитие понимания речи
– развитие активной речи
– занятия по развитию действий с предметами и сенсорному развитию
– занятия с дидактическим материалом и дидактическими игрушками (от 1 года до 1 года 3 месяцев)
– занятия с предметами – орудиями
– занятия по развитию движений
– занятия со строительным материалом
– музыкальные занятия
Перечень видов занятий на неделю с детьми от 1 года до 1 года 6 месяцев
1. Развитие речи и ориентировки в окружающем
2.- показы, инсценировки, показ животных и т. д.
– экскурсии по группе
– занятия по картинкам
– рассказывание без показа
– дидактические игры
3. Развитие действий с предметами и сенсорное развитие
4. Занятия со строительным материалом
5. Развитие движений
– подвижные игры – ежедневно
6. Игры – развлечения
7. Музыкальные занятия
Кроме подгрупповых, во вторую половину дня планируются и индивидуальные занятия.
Примерная сетка занятий на неделю с детьми от 1 года до 1 года 6 месяцев и с детьми от 1 года 6 месяцев до 2 лет приведена в Программе воспитания и обучения детей в Доме ребенка на странице 68-69.
При планированиипериода бодрствования необходимо указывать:
– изменение условий
– внесение новых игрушек
– рассматривание картинок
– обучение игровым действиям
– наблюдение за трудом взрослых, живыми объектами, растениями
– экскурсии по Дому ребенка, по улице
– внесение картины
– поручения
– подвижные игры
– чтение и рассматривание книг
– индивидуальная работа
– развлечения
– обучение культурно – гигиеническим навыкам
– самообслуживание.
Третий год жизни.
Планируются 4 занятия в день: по два в первую и вторую половину дня (одно в помещении и одно на прогулке).
Планировать занятия надо, исходя из возраста и уровня развития детей, на одну неделю и повторять в течение двух недель. При необходимости, если дети не усвоили материал, занятия следует повторить столько раз, сколько окажется необходимым. При этом нужно вносить некоторые изменения в методику и содержание.
Сетка занятий (т. е. их распределение по видам в течение дня и недели) должна быть единая для детей 1-го и 2-го полугодия 3-го года жизни и может быть составлена на год.
А календарный план надо составлять для каждой возрастной подгруппы на 1 неделю и повторять в течение 2 недель. В нем указывается программное содержание, цель занятия, материал.
Перечень видов занятий на неделю с детьми в возрасте от 2-х до 3-х лет.
1. Развитие речи, расширение представлений и ориентировка в окружающем.
– организованные наблюдения
– целевые прогулки
– занятия с книжками и картинками с доступным для понимания сюжетом
– рассказы без показа о том, что дети не видели, но могут понять на основании своего опыта, беседы
– чтение коротких стихов, рассказывание сказок
– дидактические игры для развития слухового внимания, подражания звукам, словам, игры типа лото.
– показы – инсценировки
2. Сенсорное развитие
3. Развитие изобразительной деятельности (лепка, рисование красками и карандашами, аппликация)
4. Развитие конструктивной деятельности
5. Развитие движений
– подвижные игры ежедневно во все отрезки бодрствования
6. Музыкальные занятия
7. Занятия для развития элементов трудовой деятельности
8. Занятия по элементарному математическому развитию.
Планированиепериода бодрствования можно условно разделить на временные отрезки:
Утро – наблюдения
– трудовые поручения
– обучение навыкам самообслуживания и культурно – гигие6ническим
– игры – забавы
– подвижная игра
– внесение новой картины, рассматривание картинок, альбомов и т. д.
– внесение новой игрушки
Прогулка – наблюдение
– дидактическая игра
– подвижная игра
– экскурсии, целевые прогулки
– индивидуальная работа по развитию движений, речи, по обучению игровым действиям
-трудовые поручения и т. д.
Вечер: – обучение игровым действиям
– дидактическая игра
– индивидуальная работа
На прогулке – подвижная игра
– наблюдение
-обучение игровым действиям
Источник
Государственное казенное учреждение здравоохранения «Областной дом ребенка № 2 специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики имени Зинаиды Антоновой»
Статья
Тема: «Особенности развития детей раннего возраста в специализированном доме ребёнка»
Воспитатель: Егорова Н.В.
г. Челябинск 2018г.
1
Если малыш становится не желанным ещё во время беременности, то с первых месяцев он не получает положительного эмоционального контакта с мамой, что в целом влияет на его дальнейшее развитие. Ребёнок не дополучает родительского внимания, ласки, положительных эмоций, что формирует негативное влияние на отношение и общение между ребёнком и взрослым. У такого ребёнка происходит торможение развивающихся нервно-психических процессов, определённых в младенческом возрасте. В дальнейшем, поступая в дом ребёнка, отставание всё больше прогрессирует, так как воспитатель в группе должен отдавать своё внимание, ласку, заботу и т.д. не только ему одному, но и другим детям, которые живут вместе с ним.
Анализ показывает задержку развития отдельных сфер – это более позднее развитие активной речи и сенсорного развития. Эти сферы наиболее чувствительны к влиянию неблагоприятных факторов, как биологических, так и социальных. У таких детей в раннем возрасте страдают не только произношение, но и речевые реакции, связанные с развитием мышления ребёнка, прежде всего употребление вопросов и придаточных предложений, устанавливающих связи между отдельными явлениями. Таким образом, наибольшая задержка происходит у ребёнка второго года жизни в сенсорном и речевом развитии, т.к. в своём «сензитивном» возрасте он не дополучил эмоционального контакта, общения и взаимодействия со взрослым.
В результате этого дети, поступающие в специализированный дом ребёнка: младенцы, от которых отказалась молодая мама, дети от 1 года до 3 лет из неблагополучных семей, дети, которых находят на вокзалах, имеют задержку психо-моторного и речевого развития.
Дети раннего возраста не могут самостоятельно достаточно полно воспринимать речь окружающих при ознакомлении с предметами и явлениями. Только с помощью взрослого, в ходе длительной коррекционной работы дети получают элементарные знания об окружающем мире.
В связи с особенностями развития в доме ребёнка дети в ещё большей мере нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанного усвоения общественного опыта, особенно в раннем возрасте, у них практически не происходит. Учёные отмечают у таких детей отсутствие интереса к окружающему. Поэтому стоит задача использовать в обучении такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений и на активизацию их познавательной деятельности. Иначе к началу дошкольного возраста у ребёнка могут не сформироваться такие предпосылки речевого развития, как предметная деятельность, отсутствие интереса к окружающему, не достаточное проявление эмоций, не сформироваться фонетический слух.
Перед нашими педагогами стоит задача подготовить детей к обучению и самообслуживанию. Для этого необходима достаточно полная коррекция дефектов развития и максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.
2
В специализированном доме ребёнка живут и воспитываются дети, которые временно или навсегда остались без опеки родителей. Большая часть из них имеют заболевания разной степени тяжести: частичное или полное поражение центральной нервной системы, гидроэнцефалопатия, задержка нервно-психического развития и речевого развития, а также с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Эти дети требуют к себе не только большого медицинского обследования, но и огромной коррекционной работы со стороны педагогов. Здесь требуется особая специфика воспитания и обучения – это коррекция всех нервно-психических реакций.
Основная задача сотрудников учреждения, обеспечить своевременное, полноценное и всестороннее развитие ребёнка. Также поддерживать оптимальное состояние здоровья, в частности их нервной системе, так как это является основой обеспечения нормального развития: движений, речи, памяти, внимания, мышления, сенсорного развития, эстетического и нравственного развития.
Особенностью обучения и воспитания детей в доме ребёнка является более медленный темп усвоения ими материала, чем у детей, воспитывающихся в семье. Поэтому они имеют потребность в более длительном и многократном повторении одного и того же задания. У ребёнка медленно формируется стиль поведения на занятиях, так как он быстро устаёт и отвлекается.
Для многих детей в доме ребёнка характерна сниженная активность, задержка в развитии мелкой моторики. Также наблюдаются замедленное развитие высших психических процессов: памяти, мышления, внимания. В результате чего происходит задержка речевого развития.
В предупреждении нарушений умственного развития детей решающую роль играет коррекционно-воспитательная работа, которая позволяет предотвратить вторичное отклонение в развитии ребёнка.
Дети в доме ребёнка в большей степени нуждаются в целенаправленном обучающем взаимодействии взрослого. Поэтому для формирования нервно-психических процессов и воспитания таких детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление отставания, активизацию познавательной деятельности, коррекцию речи, памяти, мышления и внимания. Необходимы такие методы и приёмы, которые могли бы привлечь внимание каждого ребёнка, вызвать положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.
Обучение, воспитание формирование ребёнка – это комплексный подход всех специалистов и сотрудников учреждения. Занятия воспитателя строится на взаимодействии работы логопеда, психолога, инструктора ЛФК, массажиста, врача-педиатра, врача-невролога, медсестры и санитарки.
Цель дома ребёнка –это решение очень важных задач, благодаря которым закладываются предпосылки физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания:
1.Создать условия для эмоционального развития ребенка.
2.Укреплять и сохранять здоровье ребёнка.
3.Создать комфортные условия для пребывания ребёнка в группе.
4.Коррекционная работа над всеми нервно-психическими процессами.
5.Развивать понимание названий предметов, действий, качеств.
6.Развивать наглядно-действенное мышление, обобщение предметов и действий.
7. Развивать ориентировочно-познавательную деятельность.
8.Развивать активную речь.
9.Обобщать связи с окружающим миром, развивать интерес к явлениям окружающего мира в повседневной и специально-организованной деятельности.
10.Развивать первые этапы наблюдательности.
11.Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение ко всему живому.
12.Всю работу проводить через коррекцию деятельности.
Источник
Развивать малыша с рождения – влияние моды или необходимость? К раннему развитию у экспертов отношение неоднозначное. Известный ученый Татьяна Черниговская считает, что мозг развивается неравномерно до 18–20 лет и давать ребенку непосильные задачи не нужно. Негативно отзываются об обучении письму и счету нейропсихологи: нагружать ребенка слишком рано не стоит, это может затормозить его развитие в дальнейшем.
В 60-е годы стала популярной идея по книге Масара Ибуки «После трех уже поздно!» – о том, что с ребенком важно заниматься именно до трех лет, в сенситивный период развития. Впрочем, прежде, чем заниматься с ребенком, взвесьте все за и против. Мы же предлагаем вам обзор самых популярных методик, чтобы вы знали, о чем вообще идет речь.
Что такое раннее развитие
Раннее развитие – это интенсивное развитие ребенка с помощью специальных занятий от рождения до 3–4 лет.
Выделяют три основных сферы развития:
- эмоциональная: ребенок учится проявлять свои эмоции и принимать эмоции других людей;
- сенсомоторная: о связи органов чувств (слух, зрение, осязание) с движениями (мелкая и крупная моторика);
- интеллектуальная: чтение, счет, знание слов и понятий, способность решать задачи.
Ребенок запоминает то, что ему интересно, поэтому приступать к занятиям лучше с хорошим настроением. Убедитесь, что малыша ничего не беспокоит, он не голоден и не устал.
Чем заниматься с ребенком? Рассмотрим основные популярные методики раннего развития.
1. Педагогическая система Монтессори
Мария Монтессори (Maria Montessori)– первая женщина-врач в Италии, педагог и философ. В своей врачебной практике столкнулась с умственно отсталыми детьми. Изучая педагогику и психологию, открыла «Дом ребенка». Именно там методом проб и ошибок Монтессори разработала собственную систему воспитания.
Метод был успешно применен на здоровых детях, помогая им опережать в развитии и любознательности сверстников.
Основная идея: «Помоги мне сделать это самому».
© Instagram @kartseva_evgenia
Задача – создать пространство, максимально открытое для ребенка. Для этого используется специальная развивающая среда, разделенная по зонам (5 зон – бытовой жизни, сенсорная, математическая, космическая и зона языков) и дидактические материалы (игрушки, стимулирующие познание). Взрослый – помощник. Ребенок все делает сам, учится самостоятельности и границам.
Изначально методика направлена на детей от 3-х лет, но сейчас получила распространение с рождения. Узнать о методике подробнее можно из книг Марии Монтессори «Мой метод» и «Дети – другие».
Где заниматься
Дома и/или на развивающих занятиях. Есть детские сады, которые занимаются по системе Монтессори. Педагоги должны иметь сертификат от Ассоциации монтессори-педагогов в России.
Стоимость
Материалы для занятий можно купить на AliExpress или в специальных Интернет-магазинах. Цены – от 150 руб. до 8 000 руб. за один методический материал.
Основная трудность – найти правильные «подносы», удобные для детских рук. Магазины по продаже игрушек открывают и мамы, которые практикуют методику дома. Например, магазин «Монтессори дома» от мамы 3-х детей.
Отзывы
Виктория, мама Веты (2 года 9 месяцев):
Методика Монтессори предполагает, что ребёнок учится играя и самостоятельно выполняет упражнения. Дочку занятия не захватили – думаю, что в методике ребенку не хватило творчества.
Задания в Монтессори зачастую заключаются в действиях, за которые отвечает левое полушарие. На занятиях развивается логика, аналитическое мышление, мелкая моторика и так далее. При этом творческие способности, за которые отвечает правое полушарие, остаются практически забытыми.
Сейчас мы оставили игры 5-минутки, но стали развиваться всесторонне и больше захватили именно творческих занятий.
2. Методика Глена Домана
Глен Доман (Glenn Doman), американский врач-нейрофизиолог, изначально работал с детьми с повреждениями мозга. При регулярных занятиях такие дети показывали результаты лучше, чем изначально здоровые. Открыл организацию «Институты достижения потенциала человека» и перенес свою методику в обычные семьи.
Основная идея: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни».
© Instagram @ann_mother_valery
Во главу Доман ставил не только популярные сейчас карточки по обучению счету и чтению, но и физическое развитие.
В России методика представлена торговой маркой «Умница» и доработана нашими психологами и педагогами. Обещает, что при регулярных занятиях ребенок научится читать, считать, хорошо говорить и повысит общую эрудицию (знание цветов и понятий). Состоит из карточек для показа, детских книг и пособий для родителей.
Первоисточники методики – книги Глена Домана «Гармоничное развитие ребенка» и «Как научить ребенка читать».
Где заниматься
Дома. В книгах Доман описывает, какие нужны упражнения и с какого возраста.
Стоимость
Карточки можно купить в книжных или детских магазинах. Или взять готовые комплекты в «Умнице». Цена одного комплекта «Чтение с пеленок» – 4 500 руб.
Отзывы
Елена, мама Даши (1 год 8 месяцев):
По «Умнице» заниматься легко и удобно, методика в наборах продумана до мелочей. Занятие длится в среднем 15-30 секунд.
Даша очень любит карточки – уже с 8-ми месяцев улыбалась красным точкам из набора «Считаем с пеленок». Но «читать» в полтора года расхотела совсем.
Из минусов методики – заниматься нужно регулярно, иначе эффект пропадает. Просто полистать – результата не будет.
3. Вальдорфская методика
Основана Рудольфом Штайнером (Rudolf Joseph Lonz Steiner), немецким философом и педагогом. Методика получила название по имени табачной фабрики «Вальдорф-Астория», так как первый детский сад, открытый Штайнером, был для детей работников этой фабрики.
Основная идея Вальдорфской методики – в воспитании и в естественном развитии ребенка.
Она выступает против несвоевременных занятий. Главное – научить ребенка верить в себя и не мешать развитию способностей.
© Instagram @wishedkids
В вальдорфском саду в одну группу ходят дети разного возраста и живут по принципу многодетной семьи. Здесь все равны, воспитатель – положительный пример для остальных. Поощряется пребывание в саду родителей вместе с детьми.
Уделяется много времени творчеству и народной культуре. Игрушки и мебель сделаны из природных материалов, нет телевизора и гаджетов. За 100 лет методика почти не изменилась, в отличие от современного мира.
Путеводителем по методике считаются книги Рудольфа Штайнера «Методика обучения и предпосылки воспитания» и «Идея и практика вальдорфской школы». Яркий представитель Вальдорфской школы в России – Елена Гринталь. На сайте описаны принципы педагогики, песни, сказки и игры, соответствующие методике.
Где заниматься
В специализированных детских садах. К примеру, в Москве 18 детских центров в разных районах.
Стоимость
Игрушки можно сделать самим или купить у мастеров. Есть интернет-магазины с природными игрушками, например, «Природа-Шоп». Цена одной погремушки из дерева – 250 руб., пирамидки – 890 руб.
Отзывы
Ольга, педагог, мама 2-х месячной малышки:
Работала год в Вальдорфской школе. Не могу углубиться в раннее развитие, но о начальных классах неоднозначное мнение. Смущает, что есть категоричность. Нельзя в Вальдорфской методике использовать компьютер и технику – и всё тут. Только самодельные книги, только живая музыка, только хардкор.
4. Система Никитиных
Борис и Лена Никитины – педагоги, родители 7-х детей и авторы семейного воспитания.
Основная идея – НУВЭРС – Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей.
Задача – развить способности ребенка по максимуму с помощью специальной среды и опережающих развитие игрушек и пособий.
Три принципа методики, которые выделяли сами авторы:
- легкая одежда и спорт с рождения – закаливание, плавание, зарядка, спортивное снаряжение дома;
- свобода творчества: дети занимаются чем хотят и когда хотят;
- участие родителей в жизни детей – вместе тренируются, занимаются, подсказывают.
Подробнее о методике можно прочесть в книгах Никитиных «Мы и наши дети», «Я учусь быть мамой», «Ступеньки творчества, или Развивающие игры».
Где заниматься
Дома. Игры, придуманные Никитиными, часто используют в развивающих центрах и детских садах. Никитины регулярно проводят обучающие семинары и мастер-классы для педагогов и интересующихся.
Стоимость
Купить можно в детских магазинах и на официальном сайте Никитиных – «Ступеньки творчества». Цена пособия «Сложи узор» – 800 руб.
Отзывы
Анна, сын Федор (4 года):
Из системы взяла в основном закаливание, это и мне было полезно. Сыну нравилась игра «Сложи квадрат», много вечеров провел с ней. Получалось всё лучше, но потом надоела.
5. Система воспитания Антона Макаренко
Антон Макаренко – советский педагог и писатель, входит по версии ЮНЕСКО в четверку педагогов (наряду с Марией Монтессори), деятельность которых изменила отношение к воспитанию в XX веке.
Изначально занимался подростками. Руководил трудовыми коммунами для несовершеннолетних преступников. Создал собственную воспитательно-педагогическую систему.
Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно, – утверждает Макаренко.
Основная идея семейного воспитания по Макаренко – это поведение родителей. Именно обстановка в семье влияет на формирование и развитие ребенка. Малыш впитывает в себя поступки, слова и мнения членов семьи. Требовательность и контроль поведения родителей – основа построения личности ребенка.
© Instagram @mirnaya78
Макаренко считал, что с ребенком не нужно проводить все время, нужно давать больше свободы, но не забывать про дисциплину. Честность с ребенком – основа воспитания. Помощь, совет и защита – то, что должен сделать родитель для ребенка. Родители определяют цель и суть своего воспитания.
Подробнее можно прочесть в книгах Макаренко «Педагогическая поэма» и «Книга для родителей».
Где заниматься?
В собственной семье. Система Макаренко не предлагает готовых решений, она описывает опыт педагога, который наблюдал за детьми и построил коммуны, которые фактически существовали на самоуправлении. Начните с себя – с собственной ответственности и решений. Выработайте дисциплину, но дружите с ребенком и старайтесь не применять физических наказаний.
Стоимость
Макаренко не предлагает конкретных игрушек и книг, он дает рекомендации для детской игры. Игрушек не должно быть много и каждый тип лучше комбинировать. 3 типа игрушек по Макаренко:
- игрушка готовая, механическая или простая. Это разные автомобили, пароходы, лошадки, куклы, мышки и ваньки-встаньки и пр.;
- игрушка полуготовая, требующая от ребенка некоторой доделки: разные картинки с вопросами, картинки разрезные, кубики, ящики-конструкторы, разнообразные модели;
- игрушка-материал: глина, песок, куски картона, слюды, дерева, бумаги, растения, проволока, гвозди.
Отзывы
Мария, сын Рома (2 года):
Познакомилась с методикой недавно, до этого пробовала почти все, но что-то не хватало. Мне нравится простота и четкость его системы – весь мир не крутится вокруг ребенка. Ребенок – часть семьи, такой же человек со своими желаниями и особенностями. Я на пути к собственной дисциплине и ответственности за свои поступки и эмоции – тогда, надеюсь, и сын подтянется.
6. «Музыка с мамой» Железновых
Методика от профессиональных музыкантов – отца и дочери Сергея Станиславовича и Екатерины Сергеевны.
Состоит из коротких песен, под которые надо делать определенные действия.
Малыши повторяют движения под музыку. Для грудничков это массаж и изучение частей тела, пальчиковая гимнастика, для малышей постарше – физическое развитие и самоконтроль. Движения снимают напряжение, развивают творчество и приносят положительные эмоции.
Где заниматься
Дома или в центрах, где есть «Музыка с мамой». Часто песни Железновых используют в на занятиях для развития малышей и в детских садах.
Стоимость
Видео занятий есть в открытом доступе на Youtube. Комплект дисков на официальном сайте стоит 1300 руб. В Интернет-магазине один диск с песнями Железновых стоит 190 руб.
Отзывы
Елена, мама Евы (1 год 10 месяцев):
Железнову стали слушать почти каждый день с 11 месяцев – по видео с Youtube. Моей дочке очень нравилось смотреть на деток. Потом заметила, что она стала быстро запоминать и повторять движения. Мы пели и танцевали вместе. Было весело. Потом был перерыв, и после 1,5 лет интерес поугас.
7. «Школа семи гномов»
Российская серия пособий для детей. Вместила в себя основные методики по развитию интеллекта. Пособия представляют готовый материал для развития ребенка, по которому можно заниматься дома.
На каждый год ребенка с 0 до 6 лет – 12 книг. Рассматриваете книжки вместе с малышом, рассказываете, задаете вопросы, учите цвета и понятия, делаете задания (например, шаблон для лепки из пластилина и рисования пальчиковыми красками). Приготовьтесь много вырезать и клеить. Бумага недостаточно плотная, поэтому дети до 3-х лет могут порвать карточки и картонные игрушки.
© Instagram @children.books
Где заниматься
Дома или в развивающем детском центре «Школа семи гномов», где предлагают занятия для дошкольников и детей постарше.
Сколько стоит?
Пособия можно покупать по отдельности или комплектом. Продаются в книжных и детских магазинах. На сайте «Школы семи гномов» один комплект с года до двух стоит 1 200 руб. Одна книга из набора – 105 руб.
Отзывы
Евгения, мама Степы (4 года) и Дуни (1 год):
“Школу гномов” любили с рождения. Сыну нравилось, теперь и дочке. В год и два Степа показывал из 12 карточек те игрушки, которые называл взрослый. У нас было три комплекта до трех лет. Дальше не так интересно – повторялись темы, не все пособия нравились. Можно заказывать не комплектом на год, а выбирать отдельные пособия, которые интересны ребенку.
Есть ли лучшая методика для вашего ребенка?
Пробуйте то, что близко вам, совмещайте разные методики – смотрите на интерес малыша. Одному ребенку нравится перебирать макароны или играть с кастрюлями, другой любит танцевать или разглядывать картинки. Получайте удовольствие от процесса. Ваш малыш сам подскажет, как правильно и когда стоит начать. Успешного развития!
Читайте также:
- Сенсорное развитие ребенка
- Гимнастика: чтобы малыш «заррррычал» и избавился от проблемных звуков
- Для развития мелкой моторики: бизиборды, которые нам понравились
Фото на анонс: Depositphotos
Источник