Развитие и общение на первом году жизни ребенка
Каждый новорождённый ребёнок появляется на свет с определённым набором физиологических потребностей: питание, сон, контакт с телом матери… Максимальное удовлетворение потребностей оказывает значительное влияние на всю дальнейшую жизнь крохотного человечка. Создание психологического комфорта для грудничка является основой его успешного роста, развития и воспитания.
Потребность в общении также очень велика. Ещё до рождения мама со своим малышом много разговаривает. Ребёночек реагирует на мамино настроение, на голос папы, музыку. Уже на 2 – 3 месяце жизни у здорового младенца появляется так называемый «комплекс оживления» – это простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.
Первый год является фундаментом для дальнейшего успешного овладения языковыми нормами, контактирования с детишками и взрослыми, обучения.
Поэтому в этот период жизни, в 2 – 3 месяца, следует начинать заниматься речевым развитием крохи, учить его общаться, так как именно через общение развивается речь. Здоровый малыш с удовольствием будет с вами заниматься в силу того, что у него есть социальная потребность в общении.
Перечисленные ниже советы Вам в этом помогут.
1. Много общайтесь с ребёнком. При этом карапуз должен видеть выражение лица говорящего (яркую мимику, чёткую артикуляцию), слышать положительный тон. Взгляд малыша притягивают очки, накрашенные губы, заколки. Но не следует с этим переигрывать, чтобы ребёнок не отвлекался от самого лица, а только заострял на нём внимание.
2. Рассказывайте малышу потешки (например, «Сорока-воровка кашу варила…»), простые детские стишки (А.Л. Барто «Игрушки»). В них есть определённый ритм, который ребёнок чувствует с рождения. Т.е. важность здесь не только в словах, но и в рисунке самого произведения. Следует рассказывать медленно в послоговом темпе, чётко выговаривая каждый звук. Старайтесь изображать сюжет («Мишка косолапый…» – переваливайтесь с ноги на ногу).
3. Даже для абсолютно здоровых детишек в трёхмесячном возрасте полезен общий массаж тела. Массаж даёт сильный импульс для всего организма в целом: малыш начинает интенсивнее переворачиваться, ползать. У него появляется больше свободы движения, что важно для познания окружающего мира.
4. Показывая ребёнку предмет или замечая, что кроха остановил взгляд на чём-то, обязательно называйте его. Голосом следует выделять первый слог слова, а само слово произносить внятно и по слогам.
5. Давайте малышу прислушиваться к звукам окружающего мира: шуму дождя, лаю собаки, скрипу двери, гудению пылесоса. Это замечательным образом развивает неречевой (физический) слух. Именно развитый физический слух будет базой для понимания речи людей.
6. В предложениях выделяйте голосом ключевое (главное) слово. Например, «Сейчас мы пойдём гулять» или «Мишка хороший». Старайтесь говорить простыми короткими фразами о реальных вещах и ситуациях, в которых ребёнок находится в момент речи.
7. Если Вы чем-то заняты, а малыш находится рядом, озвучивайте все свои действия. Особенно это важно, когда ребёнок является участником событий («Давай снимем штанишки, сядем на горшок…»). Малышу очень интересно познавать мир вещей, которыми он окружён, через их конкретное применение. Это надёжно позволяет новым словам закрепиться в памяти. Так очень быстро накапливается пассивный словарь крохи – те, слова, которые он понимает. Выполнение действий с одновременным их озвучиванием можно условно назвать игрой «Радио» или «Комментатор».
8. Общайтесь с малышом «взрослым» языком, не сюсюкайтесь. Дети учатся говорить по образцу взрослого, они подражают речи родителей. Сюсюканье затормаживает речевое развитие!
9. Говоря карапузу новое слово, предложите ему альтернативу: «взрослое» слово и детский вариант. Например: машина – би-би, кушать – ням-ням, упал – бух. Артикуляционный аппарат ещё не созрел для произношения сложных слов, а сказать хочется многое. Это поможет снять речевой барьер между невозможностью и огромным желанием сказать.
10. На первом году жизни в речи малыша появляются многие звуки и слоги родного языка. Как только появляется что-то новенькое, заостряйте на этом внимание. Предлагайте разные варианты слов с новым слогом, играйте с ним. Например, из слога «бу» может получиться булка, бумага, букет, бубен. Так из неосознанного лепета появляются первые осознанные слова.
11. Стимулируйте рост активного словаря – тех слов, которые ребёнок может произнести. Для этого задавайте простые вопросы, на которые малыш понимает как ответить. Если ответить сам не может, принимайте ответ в любой форме: пусть покажет нужную игрушку, что-то принесёт. Или ответьте сами. Здесь главное, чтобы кроха Вас понял.
12. Проводите многократные «квартирные» экскурсии: «Холодильник – домик для продуктов», «Кухня», «А что у нас в диване?», «Мамина косметичка». Потом можно выбраться за пределы квартиры. Здесь возможны экскурсии «У папы в машине», «У дедушки в сарае», «Электричка» и пр. Разрешайте карапузу трогать экспонаты.
Только так, через ненавязчивые игровые занятия, можно удовлетворить социальную потребность малыша в общении. Занятия пойдут на пользу, если карапуз сыт, сух и в хорошем расположении духа. В хорошем настроении должна быть и мама. Если ребёночек не хочет заниматься или предлагает свой вариант игры, следуйте его желанию. Общение – это когда тебя понимают…
Источник
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослым.
Первая половина года называется периодом эмоционального общения ребенка со взрослым. Первое полугодие жизни — совершенно уникальный период в жизни и ребенка, и взрослого. В это время их общение еще ничем не опосредовано: никаких предметов и никаких содержаний между ними нет. Поэтому такое общение называют непосредственным. Единственным содержанием этого общения является выражение отношения к другому. Причем это отношение является абсолютно положительным и бескорыстным. Хотя уход за ребенком связан с многочисленными предметными действиями, эта бытовая сторона не включена в отношения ребенка и матери: он любит ее не за то, что она для него что-то сделала, а за то, что она есть. Столь же бескорыстное и открытое отношение в этот период, как правило, наблюдается и со стороны матери: она еще ничего не требует от него, не оценивает его способности, ничему не учит и радуется самому факту его существования. Любовь, которую С. Л. Рубинштейн определил как чувство «хорошо, что ты существуешь в мире» и в которой происходит утверждение бытия человека, осуществляется здесь в наиболее чистом виде. Ребенку еще ничего не нужно от взрослого, кроме его присутствия и его внимания. Единственное, против чего он выражает протест, — это против своей «незамеченности». Он изо всех сил стремится привлечь к себе внимание, вызвать и выразить отношение. Это отношение он выражает экспрессивно-мимическими средствами, т. е. средствами комплекса оживления (других у него еще нет).
В этот период младенец еще не реагирует на содержание обращений взрослого. В первом полугодии младенец еще не различает положительных и отрицательных воздействий взрослого: на все его слова и интонации (даже гневные и грубые) ребенок отвечает яркими положительными эмоциями. Главная коммуникативная потребность в этом возрасте — это потребность во внимании взрослого.
Очень важно, что взрослый нужен ребенку сам по себе, независимо от своих предметных атрибутов, своей компетенции или социальной роли. Он выделяет прежде всего целостную личность взрослого, обращенную к нему и не сводимую к каким-либо частичным, предметным атрибутам. Именно личностные мотивы побуждают его к общению. Поэтому М. И. Лисина назвала эту форму общения ситуативно-личностной.
Таким образом, первой формой общения ребенка со взрослым является ситуативно-личностная, для которой характерны потребность во внимании взрослого, личностные мотивы общения и экспрессивно-мимические средства.
Ситуативно-деловое общение младенца со взрослым
Умеющий действовать с предметами малыш становится в новую позицию по отношению к взрослому. Прежнее, ситуативно-личностное, чисто эмоциональное общение отодвигается на второй план. Это ярко проявляется в поведении младенца. Если взять 7—8-месячного ребенка на руки и попробовать просто улыбаться и ласково разговаривать с ним, он решительно отодвинет лицо взрослого и будет трогать все доступные и недоступные для манипулирования предметы — волосы, воротник, серьги и т. д. Малыш хоть и любит ласки взрослого, но все чаще стремится переключить его внимание на окружающие предметы. Он с большим удовольствием будет наблюдать за тем, как взрослый играет с игрушкой, чем слушать обращенные к нему ласковые речи. Постепенно малыш все настойчивее уклоняется от эмоционального общения и переключает взаимодействие в русло совместной игры с предметами. Если предметов нет, он требует, чтобы с ним играли в другие игры с использованием движений, например «в козу» или «по ровненькой дорожке». От этих игр дети 7—10 месяцев приходят в восторг. Но простого «сюсюканья» ребенку уже недостаточно. Ему нужно что-то делать вместе со взрослым: Это означает, что, общаясь со взрослым, младенец второго полугодия стремится удовлетворить уже не только потребность в доброжелательном внимании, но прежде всего в соучастии, в практическом сотрудничестве со взрослым. Среди мотивов общения на первое место выдвигаются деловые мотивы: взрослый привлекает младенца с точки зрения его умений действовать с предметами. Теперь взрослый выступает для ребенка не только как любящий и заботящийся о не» человек, но и как партнер по совместным действиям.
Основными средствами общения ребенка, помимо экспрессивно-мимических, становятся предметные действия и локомоции: позы, жест, используемые для целей общения (приближение или удаление, вручение или протягивание предметов, изображение требуемых действий, бросание игрушек и пр.).
Таким образом, во втором полугодии жизни возникает новая форма общения со взрослым, которая была названа М. И. Лисиной ситуативно-деловой. Ситуативно-деловое общение происходит на фоне совместных действий ребенка с предметами. Для этой формы характерна потребность в сотрудничестве со взрослым, деловые мотивы общения и предметно-действенные средства. Появление у детей потребности в сотрудничестве не следует автоматически из развития манипуляций с предметами, хотя они и являются необходимым условием формирования этой потребности. Одним из важных условий возникновения потребности в сотрудничестве является достаточное удовлетворение ранней, более примитивной потребности во внимании взрослого, которое достигается на этапе ситуативно-личностного общения. Дефицит ситуативно-личностного общения приводит к тому, что и во втором полугодии ребенок будет стремиться только к ласке и вниманию взрослого и избегать предметного взаимодействия.
Другим, также необходимым условием является организация взрослым реального взаимодействия с предметами. Исследования показали, что усвоение предметных действий и формирование потребности в сотрудничестве протекают успешнее, если они происходят в условиях личностного контакта с ребенком на фоне предметной деятельности.
Характер общения взрослого с ребенком играет большую роль в формировании привязанности. В работе СВ. Корницкой изучалось влияние общения с младенцем на его отношение к взрослому. В этом исследовании взрослый предлагал детям первого и второго полугодия жизни различные варианты общения: 1) ситуативно-личностное; 2) ситуативно-деловое; 3) речевое, познавательное общение. Оказалось, что младенцев первого полугодия одинаково радовали все три варианта общения. Их потребность в доброжелательном внимании удовлетворялась ласковым, спокойным голосом взрослого и индивидуальной обращенностью к нему. К концу первого года дети явно предпочитали ситуативно-деловое общение со взрослым. Это исследование позволяет говорить о том, что основой привязанности ко взрослому является степень удовлетворения потребности в общении, соответствующей возрасту ребенка.
Появление и развитие ситуативно-делового общения существенно отражается на отношении к взрослому и на чувствительности к его воздействиям. В первом полугодии младенцы одинаково реагируют на положительные и отрицательные воздействия взрослого, в обоих случаях проявляя положительные эмоции. Во втором полугодии картина резко меняется.
В работе А. И. Сорокиной, выполненной под руководством С. Ю. Мещеряковой, изучалось развитие эмоционального отношения к взрослому на первом году жизни. К исследованию были привлечены дети с разным опытом общения: младенцы из семьи и из домов ребенка. Методика исследования заключалась в регистрации эмоциональных проявлений младенцев при восприятии ими _ положительных (доброжелательный взгляд, улыбка, ласковый разговор), отрицательных (укор, неприятное удивление) и индифферентных воздействий взрослого. В первой серии экспериментов эти воздействия были адресованы непосредственно ребенку, а во второй находящемуся рядом, но невидимому для малыша другому человеку. Полученные результаты заключались в следующем.
Во-первых, негативные проявления при отрицательных воздействиях взрослого начинают преобладать только во втором полугодии жизни. Дети до 5-6 месяцев радостно встречают любые обращения взрослого. Во-вторых, выявилась зависимость сроков появления дифференцированного отношения к отрицательным и положительным воздействиям oт условий воспитания детей. Младенцы из дома ребенка, испытывающие дефицит общения, продолжают проявлять положительные эмоции при негативных воздействиях взрослого, в то время как семейные дети уже в конце первого полугодия начинают реагировать на них отрицательно. Опыт общения сказывается также в интенсивности и разнообразии эмоциональных проявлений младенцев. В первом полугодии у семейных детей наблюдается больше ярких улыбок, радостных вокализаций, бурных проявлений двигательного оживления, чем у детей из дома ребенка. Во втором полугодии у них же разнообразнее выражены отрицательные эмоции: семейные дети обижаются, сердятся, жалобно хнычут, обнаруживают множество оттенков недовольства, смущения, «кокетства»; сироты же преимущественно проявляют скованность, испуг и слабое недовольство.
Качественный анализ данных показал, что чем старше становятся дети, тем большие различия наблюдаются в их эмоциональных проявлениях при адресованных и неадресованных воздействиях. Если в первом полугодии эти различия проявляются лишь в интенсивности эмоциональных проявлений, то во втором полугодии дети совершенно по-разному реагируют на эти воздействия. Например, если адресованный им укор они воспринимают отрицательно (сердятся, обижаются), то неадресованный укор встречают радостными эмоциями.
Очень интересны различия эмоциональных проявлений детей в ситуативно-личностном и ситуативно-деловом общении. Оказалось, что в ситуативно-личностном общении положительные эмоции выражены значительно ярче, нем отрицательные, а в ситуативно-деловом, наоборот, отрицательные эмоции достигают большей интенсивности, чем положительные.
Таким образом, результаты данной работы свидетельствуют о том, что переход к ситуативно-деловому общению во втором полугодии связан с существенной перестройкой в отношении детей к взрослому. У младенцев появляются не только положительные, но и отрицательные эмоции, адресованные взрослому и включенные в общение с ним. После 5—6 месяцев возникают качественные различия в отношении детей к знакомым и незнакомым взрослым. В работе Г. X. Мазитовой исследовался феномен узнавания младенцами взрослых. В ее экспериментах младенцы от 16 дней до 12 месяцев общались с близкими, знакомыми и незнакомыми взрослыми. Выяснилась следующая картина развития взаимоотношений младенца с окружающими взрослыми.
На первой стадии (первый месяц жизни) у детей отсутствуют устойчивые реакции на любые воздействия всех взрослых. На втором месяце младенцы хорошо различают внимание и невнимание взрослых, но еще никак не различают самих взрослых — они радостно встречают всех взрослых без исключения. В 3 месяца начинает устанавливаться дифференцированное отношение к окружающим людям, которое окончательно формируется примерно к 5 месяцам. Причем сначала узнавание осуществляется в рамках общего положительного отношения ко всем окружающим – дети проявляют положительные эмоции ко всем взрослым, но близкому человеку они радуются больше, чем незнакомому. Только после 5 месяцев появляются качественные различия в эмоциональных проявлениях детей, направленных на разных взрослых, — незнакомые люди начинают вызывать смущение, страх, напряжение, а близкие – яркие положительные эмоции. Если у младенцев первого полугодия эти различия заключались в различной интенсивности положительных эмоциональных проявлений (дети больше радуются близким, чем чужим людям), то во втором полугодии отношение к близким и посторонним взрослым различается качественно — при встрече с незнакомым взрослым появляется смущение, скованность, в то время как близкие взрослые воспринимаются спокойно и в зависимости от ситуации вызывают широкую гамму эмоций – восторг при встрече, огорчение при уходе, радость во время игр, гнев и обиду при запретах. Знакомые взрослые чаще всего вызывают ровное, спокойно-положительное отношение. Таким образом, дети четко различают близких, знакомых и незнакомых взрослых и проявляют к ним различное отношение. Причем к близкому взрослому они испытывают ярко выраженную привязанность, которая формируется только к концу первого полугодия жизни. Подтверждением этого может служить тот факт, что дети до 6 месяцев легко и безболезненно адаптируются к новым взрослым и новым условиям при усыновлении. После 7 месяцев младенцы очень тяжело и болезненно переживают разлуку с матерью и с большим трудом привыкают к новым взрослым.
Таким образом, можно видеть, что на протяжении первого года жизни общение и отношения со взрослым существенно меняются. Вместе с тем на протяжении всего младенческого возраста общение остается решающим фактором, определяющим все линии психического развития ребенка.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Источник