Развитие и коррекция эмоциональной сферы ребенка
Сания Арюкова
Технология коррекции и развития эмоциональной сферы дошкольников
ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Актуальность проблемы:
Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть, не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.
Возможные причины:
• гедонистическая мотивация;
• естественный отбор не действует (человек живет дольше, рождаемость (ЭКО, суррогатное материнство, кесарево сечение);
• вторая зрелость родителей;
• разрушение принадлежности к полу;
• деструктивная динамика института семьи (разводы);
• комфортное одиночество;
• рост социальных эпидемий (изменение пола, суицид);
• инстинкты второго порядка;
• напряжение социальных эмоций;
• СМИ несет сенсационную информацию, нежели продуктивную.
Эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ.
Поэтому главной целью работы в данном направлении считаю развитие эмоциональной сферы ребенка, обучение его осознанию собственных эмоций, распознаванию и произвольному их проявлению.
Задачи:
1. Учить детей пониманию собственных эмоциональных состояний, умению выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
2. Формировать коммуникативную компетентность и культуру общения воспитанников ДОУ.
Алгоритм применения технологии в
практической профессиональной деятельности педагога-психолога:
1. Мониторинг, фронтальная и индивидуальная диагностика развития эмоциональной сферы воспитанников ДОУ.
2. Подбор адекватных психокоррекционных и развивающих программ и методик.
3. Проведение групповых игровых занятий-тренингов и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоциональной сферы.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
1. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Удивляюсь, злюсь. боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С. В. Крюковой, Н. П. Слободяник направлена на работу с «предметными чувствами».
Основная ее цель – ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.
Основу программы составляют этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка, среди них упражнения на мышечную релаксацию, дыхательная и мимическая гимнастика, двигательные упражнения и т. д.
Задачи программы – научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Кроме того, в ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.
2. В психокоррекционной работе с детьми использую программу «Коррекция детских страхов с помощью сказок» И. Е. Кулинцовой.
Сказкотерапия — это целенаправленное использование сказок в психологической, психокоррекционной, психотерапевтической работе.
Эта программа удобна тем, что средства диагностики и коррекции детских страхов, представленные в ней, просты и эффективны. В ходе работы у детей развивается эмоциональная сфера (эмпатия, выстраивание психологических границ, преодоление двигательного автоматизма) и познавательная активность (память, внимание, мышление, мелкая моторика рук, творческое воображение, речь); корригируются негативные черты характера (агрессивность, импульсивность, истерики, замкнутость, тревожность). Также. работа по программе «Коррекция детских страхов с помощью сказок» И. Е. Кулинцовой является дополнительным методом при лечении энурезов, энкопрезов, гиперактивности, нарушениях сна, утраты близких, развода родителей
3. «Психогимнастика в детском саду» Е. А Алябьевой – это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
4. Игровые мини-тренинги, представленные в программе «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» А. Л. Сиротюк развивают волевые качества, познавательную и эмоциональную сферы, речевую активность, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук; корригируют импульсивность, агрессивность, замкнутость, двигательный автоматизм, расторможенность).
Техники, используемые в психокоррекционной работе с детьми по данной технологии:
• психогимнастика (этюды “Штанга”, “Шалтай-болтай”, “Это я! Это мое!”, психомышечные упражнения “Фея сна”); пальчиковая гимнастика с речитативом (“Очки”, “Стул”, “Стол”, “Пальчики играют”);
• игры с бумагой, крупами, водой и песком);
• растяжки – упражнения на расслабление-напряжение (“Половинка”, “Тучка и солнышко”, “Медуза”);
• функциональные упражнения (“Послушать тишину”, “Костер”, “Колпак мой треугольный”, “Черепаха”);
• когнитивные упражнения (“Чаша доброты”, “Движение”);
• глазодвигательные упражнения (гимнастика для глаз); дыхательная гимнастика (“Лифт”, “Ладони”);
• релаксация (“Поза покоя”, “Кулачки”); аутотренинг (“Волшебный сон”) с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки.
• психогимнастика (этюды “Штанга”, “Шалтай-болтай”, “Это я! Это мое!”, психомышечные упражнения “Фея сна”);
• пальчиковая гимнастика с речитативом (“Очки”, “Стул”, “Стол”, “Пальчики играют”); игры с бумагой, крупами, водой и песком);
• растяжки – упражнения на расслабление-напряжение (“Половинка”, “Тучка и солнышко”, “Медуза”);
• функциональные упражнения (“Послушать тишину”, “Костер”, “Колпак мой треугольный”, “Черепаха”);
• когнитивные упражнения (“Чаша доброты”, “Движение”);
• глазодвигательные упражнения (гимнастика для глаз);
• дыхательная гимнастика (“Лифт”, “Ладони”);
• релаксация (“Поза покоя”, “Кулачки”);
• аутотренинг (“Волшебный сон”) с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки.
Источник
Светлана Катанаева
Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста
ОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Катанаева С. В.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 10 «Росинка»
г. Южно-Сахалинск
Одной из самых серьёзных социальных проблем, с которой сталкивается педагог-психолог ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Это обусловлено чрезмерной интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни.
В последние годы становится всё больше детей с нарушениями эмоционально-личностной сферы, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, неуверенность в себе, наличие страхов у детей. Это приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.
Как писал Л. С. Выготский «Эмоции являются центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего, ребёнка».
Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но значительно реже испытывают чувства восхищения, удовольствия. К сожалению, эмоциональная недостаточность нередко оказывается причиной разных форм социально-психологической дезадаптации.
Именно поэтому одним из приоритетных направлений своей работы я выбрала «Коррекцию и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста».
Как писал М. Горький «В каждом человеке есть бубенчик и, если его тронуть, человек зазвенит самым прекрасным, что в нём есть».
Исходя из выбранного направления, были выделены следующие задачи.
1. Коррекция эмоционально-личностных проблем детей.
2. Раскрыть перед ребёнком многообразие эмоционального мира.
3. Сформировать у детей осознание себя личностью, понимание собственной уникальности и уникальности других людей.
4. Развивать способность понимать других людей и их эмоциональное состояние.
5. Совершенствование у детей способности адаптироваться к различным жизненным ситуациям.
Работа в данном направлении началась с диагностики, направленной на изучение уровня агрессивности, страхов, тревожности, сформированности коммуникативных навыков и детско-родительских отношений.
На основе полученных данных были выявлены эмоционально-личностные особенности детей и сформированы коррекционные группы.Анализ этих данных позволил определить следующие направления работы:
1. Коррекционные занятия педагога-психолога с детьми.
2. Работа с педагогами ДОУ.
3. Работа с родителями детей, посещающих коррекционные занятия.
В работе с детьми я использую 2 программы,это:
1. «Ребята и зверята» Автор Н. Л. Кряжева.
Программа по анималотерапии – вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи.
В работе с детьми анималотерапия тесно связана со сказкотерапией, куклотерапией, арттерапией, игротерапией, телесно-ориентированными методами.
Особенность анималотерапии является возможность расширения невербального поведения. Животные ведь не говорят, а издают звуки.И поэтому дети учатся понимать настроение животного по следующим сигналам: поза, движения, взгляд, звуки. Это очень важно, так как детям сложно выразить свои чувства и эмоции словами.
На занятиях, дети принимают на себя роль какого-либо животного, копируют его поведение, повадки. При этом замкнутые, нерешительные, тревожные дети в образе собачки учатся быть активными, проявлять инициативу. И наоборот, активные, агрессивные, конфликтные дети в роли кошки, учатся сдерживать и контролировать свои эмоции и действия.
2. План-программа психосоциального развития детей старшего дошкольного возраста. Автор-составитель Катанаева С. В.
Программа состоит из трёх блоков.
1. Мотивационный. На занятиях дети познают себя, свою индивидуальность, неповторимость.
2. Когнитивный. На этих занятиях дети учатся понимать состояние другого, его особенности, потребности, замечать изменения настроения, эмоционального состояния.
3. Поведенческий. На занятиях дети учатся выбирать социально приемлемые формы поведения в различных ситуациях, учатся бесконфликтному общению.
Но вся эта работа невозможна без создания необходимых условий. Известно, что среда является одним из средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды для коррекционно-развивающихзанятий учитывались следующие условия:
1. Сенсорная комната (для эмоциональной разгрузки, снижения эмоционального напряжения, расслабления).
2. Куклы, игрушки-животные, маски
животных (для работы
по программе анималотерапии).
3. Мягкий ковёр и подушки – забавные зверушки (для создания атмосферы покоя и безопасности, а так же для налаживания эмоционального контакта с детьми).
4. Элементы музыкотерапии (для релаксации, снятия телесных, двигательных зажимов).
5. Широкий спектр арттерапевтических средств (для выражения эмоционального состояния детей).
6. «Часы настроения», «Книги настроений», «Кубик эмоций» (для знакомства с эмоциями, их внешними проявлениями).
Немаловажное значение в коррекции и развитии эмоционально-личностной сферы
детей имеет работа с педагогами. Так как необходимо продолжать работу с детьми в группе детского сада.Для этого используются различные формы работы:
индивидуальные консультации
групповые консультации («Защита прав и достоинства маленького ребёнка». «Безопасность ребёнка в детском саду и семье» и т. д.)
семинары-практикумы («Секреты хорошей дисциплины». «Знакомим детей с эмоциональным миром человека» и т. д.)
знакомство с анималотерапевтическими играми и упражнениями для работы с детьми («Зверинец», «Улитка», «Осьминог», «Петушиные бои» и другие.)
памятки («Создание психологического комфорта в группах детского сада». «Проблемы личностного развития». «Признаки психоэмоционального напряжения у детей» и т. д.)
Зная особую восприимчивость, тонкую организацию духовной жизни детей, а так же особую значимость семьи в становлении личности ребёнка, привлекаю родителей к развитию эмоционально-личностной сферы детей.Использую следующие формы работы:
индивидуальные консультации
групповые консультации («Домашние питомцы и их значение в развитии детей». «Как привить ребёнку дисциплину». «Профилактика эмоциональных нарушений у детей». «Роль семейного микроклимата в развитии детско-родительских отношений» и т. д.)
анкетирование («Животные – мои друзья», «Мой стиль воспитания ребёнка в семье», «Организация общения с детьми в семье»)
семинары-практикумы («Умеете ли вы общаться с вашим ребёнком».)
информация в родительских уголках («Наказание или поощрение?» «Что нужно знать об эмоциональном развитии детей» «Страх перед животными». «Роль матери о отца в психическом развитии и воспитании детей» и т. д.)
оформление выставки «Мой ласковый и нежный зверь»
ознакомление с играми и элементами анималотерапевтических техник, позволяющих регулировать отношения в семье («Мышонок и кот», «Любопытная кошка», «Сонный медведь», «Шаловливые обезьянки» и другие.)
Результаты коррекционной работы показали:
1. Снижение эмоционально-личностных проблем.
2. Стабилизация эмоционального состояния.
3. Осознание себя личностью (осознание своих индивидуальных особенностей).
4. Развитие эмпатии, умения понимать состояние другого.
5. Сплочение детского коллектива, развитие приемлемых способов взаимодействия.
6. Оптимизация детско-родительских отношений.
Список литературы:
1. Агафонычев, В. Анималотерапия. Усы, лапы, хвост – наше лекарство [Текст]. – СПб.: Наука и Техника,2006. – 304 с.
2. Алябьева, Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2003.
3. Костина, Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми [Текст]. – СПб.: Речь, 2003, – 160 с.
4. Кряжева Н. Л. Кот и пёс спешат на помощь [Текст]. –Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 2000. – 176 с.
5. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет [Текст]. –Ярославль: Академия развития, 2000. – 160 с.
6. Панфилова, М. А.Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры [Текст]. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 160с.
7. Практические семинары и тренинги для педагогов. – Вып. 1. Воспитатель и ребёнок: эффективное взаимодействие [Текст] / авт. -сост. Е. В. Шитова,- Волгоград: Учитель, 2009. – 171 с.
8. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия [Текст] / авт. -сост. Е. В. Коробицыка. –Волгоград: Учитель, 2009. – 133 с.
9. Хухлаева, О. В. Лесенка радости [Текст]. – М.: Изд. Совершенство, 1998.
Источник
Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить
его осознавать свои эмоции, распознавать и
произвольно проявлять их должны не только
специалисты психологи, но и педагоги,
воспитатели, родители. Знакомство детей с
фундаментальными эмоциями осуществляется как в
ходе всего учебно-воспитательного процесса, так
и на специальных занятиях, где дети переживают
эмоциональные состояния, вербализуют свои
переживания, знакомятся с опытом сверстников, а
также с литературой, живописью, музыкой. Ценность
таких занятий состоит в том, что у детей
расширять круг осознаваемых эмоций, они начинают
лучше понимать себя и других, у них чаще
возникает эмпатия по отношению к взрослым и
детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных
игр и игровых упражнений, элементов
психогимнастики, техники выразительных
движений, этюдов, тренингов, психомышечной
тренировки, мимики и пантомимики, литературных
произведений и сказок (игр-драматизаций) мы
способствуем развитию эмоциональной сферы
ребенка.
При работе с детьми в данном направлении важно
сделать акцент на развитии следующих умений:
- Умение произвольно направлять свое внимание на
испытываемые эмоциональные ощущения. - Умение различать и сравнивать эмоциональные
ощущения, определять их характер (приятно,
неприятно, удивительно и т.д.). - Умение одновременно направлять свое внимание
на мышечные ощущения и на экспрессивные
движения, сопровождающие любые собственные
эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.
На групповых занятиях, проводимых психологами,
работа идет по четырем основным направлениям.
Аксиологическое направление предполагает
формирование умения принимать самого себя и
других людей, при этом адекватно осознавая свои и
чужие достоинства и недостатки.
Инструментальное направление требует
формирования у ребенка осознавать свои чувства,
причины поведения, последствия поступков, т.е.
формирования личностной рефлексии.
Потребностно-мотивационное направление
заключается в формировании умения находить в
трудных ситуациях силы внутри себя, принимать
ответственность за свою жизнь, умения делать
выбор, в формировании потребности в самоизоляции
и личностном росте.
Развивающее направление предполагает
для дошкольников адекватное ролевое развитие, а
также формирование эмоциональной децентрации и
произвольной регуляции поведения.
В занятиях используются следующие
методические средства:
1. Ролевые игры (ролевая гимнастика,
включающая ролевые действия и ролевые образы, и
психодрамма), которые основываются на понимании
социальной роли человека в обществе.
2. Психогимнастические игры,
основывающиеся на теоритических положениях
социально-психологического тренинга. В этих
играх формируется:
– принятие своего имени,
– принятие своих качеств характера,
– принятие своего прошлого, настоящего,
будущего.
3. Коммуникативные игры:
- Игры, направленные на формирование у детей
умения увидеть в другом человеке его достоинства
и обеспечить другого вербальными и
невербальными «поглаживаниями». - Игры и задания, способствующие углублению
осознания сферы общения. - Игры, обучающие умению сотрудничать.
4. Игры и задания, направленные на развитие
произвольности, осознание таких понятий, как
«хозяин своих чувств» и «сила воли».
5. Игры, направленные на развитие воображения:
вербальные и невербальные игры, «мыслительные
картинки».
6. Задания с использованием «терапевтических
метафор. Систематическое предъявление детям
метафор приводит к усвоению ими основной идеи
метафоры: «каждый человек способен изменить
ситуацию», «безвыходных ситуаций не бывает», тем
самым у ребенка формируется «механизм
самопомощи».
7. Релаксационные методы – использование
упражнений на методе активной нервно-мышечной
релаксации Э. Джекобсона, дыхательные техники,
визуально-кинетические техники.
8. Использование эмоционально-символических
методов. Эта группа методов базируется на
представлении К. Юнга и его последователей о
том, что формирование символов отражает
стремление психики к развитию и превращение
символов или образцов фантазии в осязаемые факты
с помощью рисования, сочинения рассказов и
стихов, лепки способствует личной интеграции.
Можно использовать две основные модификации
эмоционально-символических методов,
предложенных Дж. Аланом:
- Групповое обсуждение различных чувств: радости,
обиды, гнева, страха, печали, интереса (как
необходимый этап для обсуждения используются
детские рисунки, выполненные на темы чувств. При
этом на стадии рисования иногда исследуются и
обсуждаются чувства и мысли, которые не удается
раскрыть в процессе вербального общения); - Направленное рисование, т.е. рисование на
определенные темы.
Содержание коррекционной работы по развитию
эмоциональной сферы можно структурно
представить следующим образом:
1. Комфортная организация режимных моментов.
2. Оптимизация двигательной деятельности
через организацию физкультурно-оздоровительных
мероприятий:
- оздоровительно-профилактической гимнастики;
- физкультминуток;
- спортивных игр;
- подвижных игр (в том числе народных);
- игровых заданий и упражнений;
- досугов.
3. Игротерапия:
- сюжетно-ролевые игры;
- игры-упражнения на эмоции и эмоциональный
контакт; - коммуникативные игры;
- дидактические игры.
4. Арттерапия:
- рисование;
- ритмопластика;
- танец;
- музыкально-ритмические движения.
5. Занятия образы, игры драматизации,
сказкотерапия.
6. Психогимнастика:
- этюды;
- мимика;
- пантомимика.
7. Телесно-ориентированные методы,
психомышечная тренировка.
8. Посещение комнаты психологической
разгрузки.
9. Задания, направленные на:
- организацию совместной деятельности;
- составление рассказов;
- организацию театрализованных игр ит.п.
10. Использование наглядных пособий:
- фотографий;
- рисунков;
- схем;
- символов;
- графических изображений.
Используемая литература.
- Алексеева Е.Е. «Психологические проблемы
детей дошкольного возраста» – С-Пб., 2006г. - Выгодский Л. С. «Проблема возраста» // собр.
соч. в 6-ти тт. М., 1984г. - Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М.
«В мире детских эмоций» – пособие для
практических работников ДОУ – Айрис пресс, Айрис
дидактика, Москва, 2006г.
Приложения
Источник