Развитие и формирование личности ребенка как педагогической проблемы

МКОУ школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья                                                   городского округа Павловский Посад Московской области

Статья на тему:

«Развитие личности, как педагогическая проблема»

Выполнил

 учитель первой квалификационной категории

Малинина Т. С.

2019-2020 г.

Развитие личности, как педагогическая проблема.

          Педагогика изучает наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания. Человек — это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой̆ единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. Человек, определение – ст.слав. – лоб) – высшее, для данного этапа эволюции жизни на земле, природное существо, наделенное разумом и волей.

          Личность –  человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный̆ конкретно-историческими условиями жизни общества. По мнению выдающегося психолога А. Н. Леонтьева, личность есть относительно поздний̆ продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Понятие индивид предполагает принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик. Тогда как понятие индивидуальность обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей̆, отличающих данного индивида от всех остальных. Проявляется индивидуальность в чертах характера и темперамента, в эмоциональной̆, интеллектуальной̆ и волевой̆ сферах, в интересах, потребностях и способностях человека. Сопоставляя понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», ученые утверждают, что индивидом — рождаются, личностью — становятся, индивидуальность — отстаивают.                     Развитие — это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В природе происходит постепенное и скачкообразное развитие, в обществе — эволюционное и революционное развитие. Развитие свойственно и человеку: выделяют филогенез (историческое развитие человека) и онтогенез (развитие от рождения до смерти индивида). В педагогике под развитием подразумевают количественно-качественные изменения личности от одной̆ возрастной̆ ступени к другой̆. Развитие — это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной̆ и духовной̆ сфере человека, обусловленный̆ влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие.              Человек, появляясь на свет существом почти исключительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятельности. При этом развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего уровня организации к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качестве преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

          Изучая развитие человека, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной̆ стороны, и причинами, влияющими на них, – с другой. К числу основных относятся следующие закономерности: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями;  развитие человека обусловлено мерой̆ его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении;  развитие человека зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует; развитие человека обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной̆, биогенной̆, абиогенной̆), воспитания, собственной̆ практической̆ деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе ЦВ сложную структуру развития личности (Б. Г. Ананьев).        

        На формирование человеческой̆ личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor -делающей̆, производящий̆) – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С. И. Ожегов) К. Д. Ушинский̆ утверждал, что личностью человек становится не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной̆ деятельности, обеспечивающей̆ формирование и совершенствование личностных качеств.

         Человек — не только продукт наследственности и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный̆ участник изменения, улучшения обстоятельств. Изменяя обстоятельства, человек изменяет и самого себя. Некоторые авторы определяющую роль отводят биологическому фактору — наследственности. Наследственность — свойство организмов передавать от родителей̆ к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий̆»). Наукой̆ доказано, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию. По наследству от родителей̆ к детям передаются —анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямо хождения, мышления, трудовой̆ деятельности; —физические особенности: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи; физиологические особенности: обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма; —особенности нервной̆ системы: строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), особенности нервных процессов, обусловливающие характер и определённый̆ тип высшей̆ нервной̆ деятельности; —аномалии в развитии организма: дальтонизм (цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть»; —предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: гемофилия (болезнь крови), сахарный̆ диабет, шизофрения, эндокринные расстройства (карликовость и др.).

         Задатки — это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей̆. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной̆ деятельности. Различают задатки двух видов:

общечеловеческие (строение мозга, центральной̆ нервной̆ системы, рецепторов)

индивидуальные(типологическиесвойстванервнойсистемы,откоторыхзависит скорость образования временных связей̆, их прочность, сила
сосредоточенного внимания, умственная работоспособность;

индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей̆ коры головного мозга, органов и др.).

           Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий̆ уровень развития способностей̆ — талант, гениальность. Некоторые ученые придерживаются концепции врожденных способностей̆ (С. Берт, X. Айзенк и др.). Большинство отечественных специалистов — физиологов, психологов, педагогов — рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в процессе деятельности и в результате воспитания. Наследуются не способности, а только задатки. Унаследованные человеком задатки могут быть или реализованными, или нет. Будучи индивидуально-природной̆ основой̆ способностей̆, задатки являются важным, но недостаточным условием их развития. При отсутствии соответствующих внешних условий и адекватной̆ деятельности способности могут не развиться даже при наличии благоприятных задатков. Отсутствие ранних достижений может свидетельствовать не об отсутствии способностей̆, а скорее о неадекватной̆ имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания.

         Понимание процесса наследования интеллектуальных задатков очень важно, так как предопределяет практические пути воспитания и обучения людей̆. Современная педагогика акцентирует внимание не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании условий для развития имеющихся у каждого человека задатков. Специальные задатки наследуются. В истории человечества встречалось немало потомственных дарований. Известно, например, что у И. С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось 18 известных музыкантов. Много талантливых людей̆ было в роду Ч. Дарвина. В то же время такие видные ученые, как М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, утверждают, что моральные качества человека биологически обусловлены.

           От поколения к поколению передаются нравственные качества, поведение, привычки и даже поступки — как положительные, так и отрицательные («яблоко от яблони недалеко падает»). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения чело- века и животных. Согласно учению И. П. Павлова и животным, и человеку присущи инстинкты и рефлексы, которые наследуются. Поведение не только животных, но и человека в ряде случаев является инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Значит, моральные качества, поведение может наследоваться. Вопрос этот очень сложный̆, ответственный̆. В последнее время позицию о генной̆ обусловленности нравственности и социального поведения человека занимают отечественные ученые (П. К. Анохин, Н. М. Амосов и др.).

         Кроме наследственности, определяющим фактором развития личности является среда. Среда — это реальная действительность, в условиях которой̆ происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда.  

         Так же важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение. Общение —одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой̆), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений. Развитие личности возможно только в деятельности- В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных Ридах деятельности-игровой̆, учебной̆, познавательной̆, трудовой̆, общественной̆, политической̆, художественной̆, творческой̆, спортивной̆ и др.

         Развитие личности происходит благодаря и самовоспитанию. Самовоспитание начинается с осознания и принятия объективной̆ цели как субъективного, желательного мотива своей̆ деятельности. Субъективная постановка определенной̆ цели поведения или деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой̆ цели обеспечивает развитие личности. Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются разнообразными факторами — как биологическими, так и социальными. Факторы развития и формирования личности действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на развитие личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.

Список использованной литературы

1. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

2. Лихачев Б. Педагогика: Курс лекций. 3-е изд. М., 1999. 3. Харламов И. Ф. Педагогика. Минск, 2001.

3. Воронов В. В. Педагогика в двух словах (конспект-пособие). 3-е изд. М., 1999. 2. Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995.

4. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.

5.Котова И. В., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997.

6. Дубинин Н. П. Что такое человек. М., 1983.

7. Вайндорф-Сысоева М.Е. , Крившенко Л.П. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов выс. Учеб. Заведений. М., 2009

Источник

Тема: Развитие, социализация и воспитание личности.

Вопросы:

1. Развитие личности как педагогическая проблема.

2. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности.

3. Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность»: существенные признаки, общее и особенное.

4. Движущие силы и основные закономерности развития личности.

5. Факторы, влияющие на формирование и развитие личности.

6. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их учет в педагогическом процессе.

Литература:

1. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: М., 2004 г.

2. Основы педагогики: Учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская и др. / Мн., 2003.

3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс, М. 2003 г. Кн.1.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций, М., 2001.

5. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. посо­бие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

6. Харламов И. Ф. Педагогика. Минск, 2001.

Дополнительная литература:

1. Воронов В. В. Педагогика в двух словах (конспект-пособие). 3-е изд. М., 1999.

2. Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995.

3. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.

4. Котова И. В., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997.

Развитие личности как педагогическая проблема

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической тео­рии и практики является проблема личности и ее развития в спе­циально организованных условиях. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного раз­вития личности в процессе обучения и воспитания.

В зарубежной педагогике и психологии по проблеме развития личности выделяются три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (3. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться тре­бованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он «надевает маску», неудовлетворение естественных потребностей замещает занятием каким-либо видом деятельности.

Представители социологического направленияполагают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благода­ря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общает­ся. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче про­являются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты об­ладания, разрушения, половые.

Представители биосоциального направления рассматривают психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) как биологическую природу, а направленность, интересы, способ­ности личности — как явления социальные. Такое деление лич­ности не может объяснить ни ее поведения, ни ее развития.

Отечественная педагогическая наука трактует личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социаль­ного. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако ре­шающую роль здесь играют те мотивы, интересы, цели, т. е. ре­зультаты социальной жизни, которые, определяя весь облик лично­сти, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стесни­тельность и т. п.).

Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является биологическим организмом. Отношения социаль­ного и биологического в формировании и поведении личности чрез­вычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми.Так, смелость может доходить до без­рассудства, когда побуждается желанием привлечь к себе внима­ние (естественная потребность в достижении признания). Чрезмерная веж­ливость может граничить с подхалимством, послушание — быть показателем пассивного исполнения требований, безразличия. Личность, по определению Л.С. Выготского, — это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основ­ные функции личности — творческое освоение общественного опы­та и включение в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и форми­руется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характе­ристика личности: это социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

В отечественной и зарубежной педагогике существуют разли­чия в понимании сущности развития личности. Метафизики счи­тают развитие процессом количественного накопления, простым повторением, увеличением или уменьшением изучаемого явления.

Отечественная педагогика при рассмотрении этого вопроса ис­ходит из положений диалектического материализма, который ви­дит в развитии неотъемлемое свойство природы, общества и мыш­ления, движение от низшего к высшему, рождение нового и отми­рание или преобразование старого. При таком подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Сложность эта обусловливается противоречивостью процесса развития. Противоречия между но­вым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности.К таким противоречиям относятся:

♦ противоречие между новыми потребностями, порождаемы­ми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

♦ противоречие между возросшими физическими и духов­ными возможностями ребенка и старыми, ранее сложив­шимися формами взаимоотношений и видами деятельно­сти;

♦ противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и фактическим уровнем разви­тия личности (В.А. Крутецкий).

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но в каждом из них они и проявляют свою специфику. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рожда­ет новую потребность, более высокого порядка. Одно противоре­чие сменяется другим, и развитие продолжается.

В процессе обучения и воспитания общие противоречия конк­ретизируются, приобретая более яркие формы. Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований, между воспитатель­ными воздействиями и «сопротивлением материала» (А.С. Мака­ренко). В педагогическом процессе проявляются также противоречия, связанные с условиями развития общества, и противоре­чия, возникающие как следствие недостатков воспитательной работы.

Взаимодействие человека с обществом обозначается поняти­ем «социализация». Однако его содержание не является стабильным и однозначным.

Понятие о социализации как процессе полной интеграции лич­ности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспо­собление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие адаптация.С помощью понятия «адаптация» социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психоло­гическим и социологическим факторам.

Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистичес­кой психологии, представителями которой являются А. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др. В ней социализация представлена как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации лич­ностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих саморазви­тию и самоутверждению личности. Здесь субъект рассматривает­ся как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как про­дукт самовоспитания.

Эти два подхода в определенной степени разделяются и отече­ственными социологами, психологами и педагогами. Хотя приори­тет чаще отдается первому (И.С. Кон, А.В. Мудрик, Б.Д. Парыгин и др.).

Общество с целью воспроизводства социальной системы, со­хранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, эт­нические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Тенденция социаль­ной типизации личности и позволяет рассматривать социализа­цию как процесс адаптации и интеграции человека в обществе путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам.

Однако в силу своей природной активности личность сохра­няет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свобо­де, формированию собственной позиции, неповторимой индиви­дуальности. Следствием действия этой тенденции является разви­тие и преобразование не только самой личности, но и общества. Тенденция автономизации личности характеризует социализацию как процесс саморазвития и самореализации личности, в ходе ко­торого происходит не только актуализация усвоенной системы социальных связей и опыта, но и создание новых, в том числе и личного, индивидуального опыта.

С понятием саморазвитие личности связывают процесс, ко­торый направлен на преодоление противоречий в стремлении к достижению духовной, физической и социальной гармонии. Самореализация выступает как проявление внутренней свободы, обусловленной осознанием своих духовных и физических возмож­ностей, и как адекватное управление собой в изменяющихся со­циальных условиях.

Тенденции социальной типизации и автономизации личнос­ти, объясняющие социализацию, сохраняют свою устойчивость, обеспечивая, с одной стороны, самовозобновляемость обществен­ной жизни, т. е. социума, а с другой — реализацию личностных потенций, задатков, способностей, воспроизводство духовности и субъектности.

Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, са­моразвитие и самореализация. Диалектическое их единство обес­печивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять иные социальные роли. Социализация — это непрерывный процесс, длящийся в тече­ние всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без прора­ботки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.

В зависимости от отношения к трудовой деятельности выде­ляются следующие стадии социализации:

дотрудовая (включает весь период жизни человека до на­чала трудовой деятельности); эта стадия в свою очередь раз­деляется на два более-менее самостоятельных периода: ран­няя социализация, охватывающая время от рождения до поступления в школу, и юношеская социализация, вклю­чающая обучение в школе, техникуме, вузе и т. д.;

трудовая (охватывает период зрелости человека); грани­цы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека;

послетрудовая стадия наступает в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности (Г.М. Андреева).

Отмечая, что социализация — процесс непрерывный на про­тяжении всей жизни, нельзя не признать особую важность для ста­новления личности трудовой стадии, когда закладываются основ­ные базисные ценности, формируются самосознание, ценностные ориентации и социальные установки личности.

Стадии социализации могут быть соотнесены с периодами со­циального развития личности, которые не обязательно совпадают с периодами психического развития человека. А.В. Петровский выделил три макрофазы социального развития личности на дотрудовой стадии социализации:

♦ детство — адаптация индивида, выражающаяся в овладе­
нии нормами социальной жизни;

♦ отрочество — индивидуализация, выражающаяся в потреб­ности индивида в максимальной персонализации, в потреб­ности «быть личностью»;

♦ юность — интеграция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потреб­ности группового и собственного развития.

В процессе социализации личность примеривает на себя и вы­полняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя, раскрыть, репре­зентировать. О достаточном уровне социализации свиде­тельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 889 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник