Развитие художественно познавательных способностей ребенка
мизенцева елена
Основные условия развития художественных способностей дошкольников
Одна из основных педагогических задач воспитателя – это выявление способностей ребенка. Но мало выявить из множества ту самую, интересную малышу способность, важно правильно е развить. Успешное развитие индивидуальных способностей возможно при планомерной и систематической деятельности и ребенка, и педагога, и родителей.
Для развития художественных способностей у детей необходимо обогатить его жизнь положительными впечатлениями, организовать интересную содержательную жизнь как в семье, так и в детском саду. Опыт, полученный ребенком в процессе игр, наблюдений, общения служит основой реализации творческого начала художественной деятельности ребенка, возникновением замыслов, процессов воображения маленького творца.
Важно предоставить ребенку больше самостоятельности в художественном, познавательном, нравственном творчестве. Необходимой частью воспитания художественных способностей является развитие у ребенка эстетического отношения к окружающему миру. Эта задача решается во всех сферах жизни дошкольника: в отношении к миру природы, рукотворному миру, в социальных отношениях, искусстве.
В развитии художественных способностей ребенка нужно учитывать возраст,так как изображение предметов в первую очередь зависит от уровня сформированности у ребенка сенсомоторного опыта: наблюдательности, умения видеть особенности окружающих предметов, сравнивать их, выделять отличия. Нельзя требовать от детей младшего возраста сложного сюжета, который легко выполнит старший дошкольник. Но дети одного возраста часто имеют разную степень развития способностей. Это во многом зависит от индивидуальных способностей ребенка.
Поэтому индивидуальных подход – это одно из важнейших условий успешного развития любой способности. Развивая творческие способности детей важно учесть и характер, и настроение ребенка, и темперамент, и даже психические процессы (например, доминирующий вид воображения).
Взаимодействие педагога и родителей, их единая позиция в развитии ребенка – одно из важнейших условий развития творческих способностей детей. Задачей ДОУ является организация всеобщего художественного обучения родителей. Именно с родителей начинается художественное просвещение, разъяснение смысла и значения художественного воспитания для всестороннего и гармоничного развития ребенка, его личностного самоопределения, творческого роста.
Комплексное и системное использование методов и приемов – это еще одно условие развития творческих способностей. Большую роль в развитии у ребенка изобразительных способностей играет природа во всем ее многообразии. Нужно научить детей наблюдать за природой, любоваться ею, проявлять интерес к животному и растительному миру. Все это способствует положительному представлению об окружающем мире. Эмоции и чувства ребенка в дальнейшем будут отображаться в изобразительной деятельности. Желание передать красоту природы, любовь к ней дошкольник будет демонстрировать и в рисунках, и в поделках, и в стихах.
Поэтому художественное воспитание детей – это целенаправленный процесс формирования мировосприятия ребенка через приобщение, знакомство с различными видами искусства и собственную творческую деятельность.
Источник
ЕЛЕНА Брежнева
Формирование познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством художественно-эстетического восприятия
(из опыта работы)
Брежнева Елена Ивановна, воспитатель
В настоящее время существуют различные современные формы по сотрудничеству с родителями с целью их вовлеченности как в образовательную деятельность, так и в жизнь дошкольного учреждения.
Для того, чтобы установить контакт с родителями, сформировать свой способ общения, узнать об их образовательных потребностях, было решено начать работу с анкетирования родителей «Сотрудничество детского сада и семьи».В ее содержание входило: краткая информация о родителях, ребенке, о воспитании, совместном времяпрепровождении, образовательных требованиях и возможного участия родителей в жизни детского сада.По результатам анкетирования было выделено три категории семей: активные участники, которым небезразличен успех и достижения своих детей; заинтересованные, но готовые решить проблему, прибегая к посторонней помощи (специалистам); пассивные, которые считают, что этим должны заниматься только педагоги. С целью выявления запросов и интересов родителей использовались информационно-аналитические формы работы: анкетирование, опросы, что позволило выполнить запрос родителей – сформировать информационную среду группы, определять тематику и форму проведения совместных мероприятий, повышать эффективность образовательной деятельности с детьми и строить грамотное общение с родителями.
По результатам проведенных аналитических мероприятий формируются наглядно-информационныематериалы для родителей: папки-передвижки, консультации, буклеты, памятки, совместное создание развивающей предметно-пространственной среды; участие родителей в организации и проведении праздников, досугов; беседы с детьми и родителями; оформление фотомонтажей; семинары, родительские собрания, мастер-классы родителей, имеющих большой опыт семейного воспитания, дни открытых дверей. Такие мероприятия дают возможность родителям увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим включиться в общение и деятельность детей и педагогов, возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, что способствует пересмотру родителям своих методов и приемов воспитания.
Часто используются видеозаписи деятельности детей; эпизоды, фрагменты занятий, участия в различных мероприятиях, выступлениях; выставляются стенды с детскими работами, снимками (из жизни группы); вручаются грамоты и благодарности за активное участие и содействие в развитии и воспитании детей.
Были проведены следующие мероприятия: участие в Муниципальном конкурсе «Дядя Степа», в региональном конкурсе «Пасхальное яичко», в муниципальном конкурсе «Портфолио», «Парад колясок», творческий конкурс «Наставник мастер, друг», оказана помощь в изготовление атрибутов к конкурсу «Оскольская Снегурочка». Были изготовлены поделки к различным тематическим мероприятиям согласно годового плана по взаимодействию с родителями («Что нам осень принесла», «Зимняя фантазия», «Игрушка своими руками для детей из детского дома», «Вместе с папой мы рисуем маму», создание фотовыставки, фотогазет). Такие мероприятия способствуют тому, что родители становятся более открытыми для общения, вовлекаются в совместные мероприятия.
Также была использована досуговая форма – она является самой желательной, увлекательной. Был проведен мастер –класс «Волшебный комочек» для многодетных родителей, где дети совместно с родителями делали мышку из соленого теста. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.В группе были реализованы следующие проекты: «Золотая осень» (мастер-класс – родители вместе с детьми изготавливали букеты из осенних листьев, «В здоровом теле здоровый дух», «Наш любимый питомец» – изготовление фотогазеты, где родители принимали активное участие, была проведена викторина «Азбука безопасности».
Благодаря методу проектов удалось достичь положительных результатов по включению родителей в образовательную деятельность.
Таким образом,выявлена реальная польза от включения семей в образовательную деятельность с детьми в детском саду: эмоциональная вовлеченность позволяет родителям чувствовать себя продуктивными, энергичными, причастными к образованию своего ребенка, помогающими другим; физическая вовлеченность позволяет им сформировать новые умения, забыть о беспокойствах, познакомиться с другими людьми; непосредственное присутствие в группе помогает родителям лучше разобраться в вопросах развития детей, научиться некоторым «премудростям» работы с детьми и дома применять полученные навыки; наблюдения за своими детьми на фоне других детей позволяют им понять, что все дети разные, что не нужно сравнивать одних детей с другими, а надо видеть и оценивать развитие одного ребенка раньше и теперь; в процессе вовлеченности в дело группы родители убеждаются, насколько многому дети учатся через игру, решая проблемы, замышляя и осуществляя вместе с другими детьми свои идеи, как учатся самооценке; родители оценивают важность предоставления ребенку права на выбор своих занятий для развития альтернативного мышления, они смогут наблюдать, как преуспевают в социальном развитии дети – находят друзей, учатся работать вместе с другими детьми, как они учатся друг у друга.
Источник
Развитие познавательных способностей детей средствами изобразительного искусства.
Гармоничное и здоровое развитие личности ребенка невозможно без достаточного развития таких психических процессов, как восприятие, память, мышление, внимание. В поисках средств, стимулирующих развитие познавательных способностей, были проведены исследования, доказавшие, что таким средством может быть изобразительное искусство. Становление изобразительной деятельности выступает как определенная сторона процесса психического развития ребенка, не сводимая к проявлению какой-либо одной психической способности. Она имеет синтетический характер. Это процесс совершенствования и развития многих психических процессов одновременно: восприятия, мышления, памяти и речи. Рассмотрим влияние занятий изобразительной деятельностью на формирование и развитие отдельных познавательных функций у ребенка.
В первую очередь изобразительная деятельность влияет на совершенствование такого познавательного процесса, как ощущение. Развитие ощущений у ребенка связано с его разнообразной, интересной и активной творческой деятельностью. Изобразительная деятельность предоставляет для этого очень большие возможности. Во время рисования малыш знакомится с разными изобразительными материалами, их свойствами. Уже с 6 месяцев можно предложить рисование пальчиковыми красками. Вместо готовых пальчиковых красок можно использовать крахмал, закрашиваемый пищевыми красителями. После пальчиковых красок и красок из крахмала можно познакомить детей с краской из теста (смешивается мука, соль и вода в равных пропорциях), которая также хорошо закрашивается пищевыми красителями. Краска из теста фактурная, ее можно готовить вместе с малышом. При этом процесс создания этой «волшебной» краски не менее увлекателен, чем процесс рисования. Наносить такую краску можно как руками, так и ватными палочками, лопаточкой, вилкой и любыми другими подручными материалами. Кроме рисования, дети также очень любят заниматься с пластичными материалами. Детям до года и второго года жизни в первую очередь можно предложить соленое тесто, которое также можно закрашивать пищевыми красителями.
В окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления. Поэтому на основе ощущений строится познавательный процесс более высокого уровня – восприятие. Оно является основой мышления, практической деятельности человека (как взрослого, так и ребенка). Восприятие ребенка раннего возраста носит непроизвольный характер. Ребенок пока еще не умеет управлять своим восприятием, не может самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах окружающей действительности малыш замечает то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. Наше восприятие характеризуется целостностью. Однако, воспринимая целое, ребенок плохо схватывает детали. Восприятие детей обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами. Малышу надо прикоснуться к предмету, потрогать, пощупать, поманипулировать с ним, чтобы создать целостный образ предмета. Развитие восприятия в раннем возрасте определяется тремя параметрами – перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. И именно в процессе изобразительной деятельности развиваются и совершенствуются эти параметры. Первичным звеном на пути к становлению изобразительной деятельности является двигательно-осязательный опыт ребенка, накапливаемый им в процессе предметно-практической деятельности. Манипулирование с предметами развивает и обогащает восприятие малыша. Со стороны взрослого необходима поддержка в виде специально организованной предметно-развивающей среды и стимулирующего взаимодействия. Важно, чтобы взрослый озвучивал деятельность малыша: называл цвета, пытался увидеть в линиях и каракулях реальные предметы и явления окружающей действительности («дорожка», «мячик», «солнышко»). Такое внимание взрослого будет побуждать ребенка к совместному творчеству, к созданию узнаваемых образов и к целенаправленной деятельности. В раннем возрасте также начинается формирование сенсорных эталонов – вначале как предметных (появляющихся уже к концу младенчества), которые, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных. Сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (круглый мяч, желтое солнышко). Постепенно это качество обобщается, отрывается от предмета и становится обобщенным эталоном – цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста. Второй год жизни – это сенситивный период накопления и развития сенсорного опыта ребенка, поэтому очень важно создать необходимые для этого условия. Исследования показывают, что ребенок третьего года жизни вполне может усвоить представления о пяти-шести формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и восьми цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный). Чтобы ребенок усваивал название цвета, в ходе занятий по рисованию и лепке не стоит пытаться знакомить его с большим количеством названий сразу. Лучше взять два названия контрастных цветов. Взрослый многократно называет эти цвета в процессе совместного рисования или лепки с ребенком, и при этом малыш запоминает, что существует слова – названия цвета. Конечно же, ребенок не запомнит эти слова сразу и не соотнесет их с определенным эталоном, этот процесс длительный. Некоторые дети уже легко осваивают сенсорные эталоны цвета к двум годам, большинство – к трем годам жизни, а для некоторых детей этот процесс может вызывать затруднения и в дальнейшем. Наряду со зрительным восприятием в раннем детстве развивается новый вид восприятия – восприятие пространства. Ребенок переходит к более сложным изображениям, которые состоят из нескольких деталей: домик, солнышко, лесенка и т. д. Для развития пространственного восприятия очень важно опираться на такие виды продуктивной деятельности, как конструирование и лепка. В процессе целенаправленного создания образа из нескольких деталей ребенку надо учитывать соотнесение частей предмета между собой. В рисовании и аппликации данное соотнесение дети часто не учитывают, они могут переставить детали местами и быть убежденными, что все сделано правильно. Например, дети очень часто рисуют или приклеивают крышу дома под домом, сбоку от домика или сверху, но перевернув треугольник на острие. Для того чтобы легче усваивалось пространственное соотнесение деталей предмета, важно дать ребенку возможность обследовать предмет с помощью наглядно-действенных способов исследования. Потом лучше сконструировать предмет, например, из кубиков или конструктора. При этом ребенок не сможет поставить крышу неправильно, так как конструкция не будет держаться. Занятия по лепке также способствуют развитию пространственного восприятия, так как лепные фигуры имеют объем, детали предметов также располагаются в определенной относительности друг к другу. Для малыша всегда понятнее и ближе изображение в объемном виде, так как проекция его на плоскость требует определенного уровня абстрактного мышления. К тому же дети очень любят обыгрывать лепные поделки. Развитие восприятия пространства, знакомство с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук являются вторым этапом развития восприятия. Для развития тактильного восприятия важно знакомить детей с различными изобразительными материалами: пальчиковые краски, краски из крахмала, краска из муки, гуашь, темпера, соленое тесто, глина, пластилин и т. д. В создании некоторых из этих материалов должен поучаствовать и сам малыш.
Развитие восприятия находится в тесной связи с развитием мышления ребенка. На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется: он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Это развитие происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для развития последующего. В раннем возрасте (примерно к двум с половиной годам) мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Наглядно-действенное мышление формируется к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5-4 лет. Наглядно-образное мышление начинает формироваться в 2,5-3 года и становится ведущим к 6-6,5 года 5.
Таким образом, ведущим видом мышления в раннем возрасте является наглядно-действенное мышление. Для развития его очень важна роль взрослого, который показывает ребенку, на что нужно обратить внимание, помогает выделять наиболее существенные признаки изображаемых предметов, выделять детали, сравнивать изображаемый предмет с другими. Прежде чем нарисовать, вылепить или сконструировать предмет, малыш должен обследовать его, выделить определенные свойства, признаки, сравнить этот предмет с другими, найти общее и отличия. Все это способствует развитию таких операций мышления, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация. Безусловно, эти операции находятся пока в примитивном состоянии, но именно в раннем возрасте важно заложить фундамент дальнейшего их развития. Занятия продуктивными видами деятельности с детьми раннего возраста также способствуют развитию особенностей памяти, совершенствуют у ребенка способы запоминания различной информации. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием способствуют накоплению графических символов, образов у ребенка. Именно мнемоническая функция обеспечивает формирование зрительного образа. Его опознание возможно только на основе следов памяти. Малыш «узнает» в сочетании штрихов тот или иной объект.
Усваивая определенные сенсорные эталоны, ребенок пытается запомнить их и использовать в дальнейшей деятельности. При занятиях изобразительными видами деятельности одновременно действуют зрительные, двигательные, слуховые и тактильные анализаторы, которые включают в работу различные виды памяти одновременно (двигательную, зрительную, тактильную и слуховую). Так как дети получают удовольствие от процесса и результатов своей «художественной» деятельности, происходит интенсивное развитие эмоциональной памяти малышей, а это одно из самых важных свойств детской памяти. В конце второго – начале третьего года жизни начинает развиваться воображение ребенка. Такие виды деятельности, как конструирование, лепка и рисование, способствуют развитию как воссоздающего (репродуктивного), так и творческого (продуктивного) воображения детей. Очень важно учитывать тот факт, что детям нужна внешняя опора для создаваемых ими образов. Поэтому взрослому при организации занятий изобразительной деятельностью важно использовать в качестве образцов игрушки, картинки с предметами, которые планируется нарисовать или вылепить.
С детьми старшего дошкольного возраста, когда уровень речевого развития относительно высок, а восприятие произведений живописи достигает достаточного уровня, можно начинать целенаправленную работу по формированию словесного творчества на материале произведений изобразительного искусства. Успешное формирование образности речи детей достигается на основе работы по развитию всех сторон речи, ознакомления с разными жанрами художественной литературы, когда происходит заимствование выразительных авторских средств, а понимание художественного образа в произведениях изобразительного искусства соотносится с художественным образом литературных и музыкальных произведений. Когда осуществляется осознанный выбор образных средств, используемых детьми в высказываниях, наблюдается становление речевой и общей культуры ребенка. Во многих российских городах существуют художественные музеи, которые владеют истинным богатством – подлинными произведениями искусства, продуктами многовекового народного творчества. Общение с этими произведениями представляет огромную эстетическую, воспитательную и познавательную ценность. Наиболее яркой чертой детского художественного восприятия является его повышенная эмоциональность. Эмоциональный опыт ребенка изменяется и обогащается в процессе восприятия произведений искусства.
Таким образом, становление изобразительной деятельности и способности воспринимать изобразительное искусство выступает как определенная сторона процесса психического развития ребенка, не сводимая к проявлению какой-либо одной психической способности. Изобразительная деятельность имеет синтетический характер. Это процесс совершенствования и развития многих психических процессов одновременно: восприятия, мышления, памяти и речи.
Список использованной литературы:
- Ишмуратова Е.М. /Изодеятельность как средство развития познавательных функций у детей раннего возраста//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена// 2008, № 73-2.
Источник