Развитие художественно изобразительных и эстетических навыков у ребенка

Светлана Травкина
Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности

Уважаемый президиум пленарного заседания, коллеги присутствующие, вашему вниманию предлагается доклад по результатам работы на тему

«Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности»

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое развитие. Педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным сторонам эстетического развития – оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Среди занятий, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит занятиям, на которых дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества). Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, занятия, экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Объект исследования: процесс художественно-эстетического развития в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования: методы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Цель исследования: найти и апробировать эффективную методику для эстетического воспитания дошкольников.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические основы эстетического развития детей дошкольного возраста.

2. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме эстетического развития детей дошкольного возраста.

3. Выявить специфику эстетического воспитания дошкольников.

4. Провести работу по художественно-эстетическому развитию.

5. Провести итоги проделанной работы.

Гипотеза исследования. Эстетическое воспитание детей дошкольноговозраста будет эффективным если:

– будут рассмотрены теоретические основы эстетического развития детей дошкольного возраста.

– выявлены методы и специфика эстетического развития дошкольников.

3. Разработана система занятий по изобразительной деятельности.

Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.

Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:

развитие творческого потенциала ребенка;

развитие образного, ассоциативного мышления;

развитие самостоятельности и творческой активности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

— становление эстетического отношения к окружающему миру;

— формирование элементарных представлений о видах искусства;

— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:

1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;

2) опыт художественно-творческой деятельности.

Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, интересов и потребностей, оценок и вкусов. Знания о прекрасном у детей формируются в процессе эстетического освоения окружающей действительности, во всем ее многообразии, а также искусства как наиболее концентрированного отображения прекрасного. Многообразие жизни рождает и многообразие видов и жанров искусства. Дети дошкольного возраста знакомятся с графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, каждое из которых имеет свои жанры.

Дети приобретают знания о различных жанрах литературного и музыкального искусства: о сказках, рассказах, повестях и т. д., а также о песнях, танцах, маршах, детских операх и балетах и т. д.

Дети также усваивают и основные эстетические понятия, окружающие наиболее существенные эстетические стороны и особенности окружающего нас мира. Под руководством взрослых дети должны освоить и понять основные критерии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, приобрести знания о них, с тем чтобы овладеть рядом навыков и умений, применять их в жизни, следовать им и соответственно выражать свои чувства.

Читайте также:  Купить мед карту история развития ребенка

Наше экспериментальное исследование ставило своей целью изучение влияния реализации индивидуального подхода к обучению дошкольников изобразительной деятельности на уровень овладения умениями и навыками данной деятельности.

Наше исследование состояло из следующих этапов:

1 этап – изучение уровня овладения детьми умениями и навыками изобразительной деятельности;

2 этап – процесс формирования умений и навыков изобразительной деятельности с учетом индивидуального уровня развития каждого ребенка;

3 этап – контрольное изучение уровня овладения детьми умениями и навыками изобразительной деятельности.

В исследовании принимали участие дети 5-6 лет в количестве 20 человек. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №…. общеразвивающего вида»

Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей недосформированы изобразительные умения и навыки: рисунки отличаются схематизмом, простотой передачи предмета, цветового решения, выполняются по шагу детьми, не осознаются и не используются передача знаков и характер изображения, что важно для полноценного, яркого, выразительного образа, делают изображения предметов в статике, отсутствует проявлять фантазию, творчество.

После этого нами была составлена программа формирования умений и навыков изобразительной деятельности с учетом уровня овладения умениями и навыками рисования. Для детей 1 подгруппы мы подобрали непосредственно образовательную деятельность с целью развития технических навыков, самостоятельности и творчества детей, для 2 подгруппы была подобрана непосредственно образовательная деятельность по закреплению полученных навыков и развития творческих способностей, для детей 3 подгруппы мы подобрали непосредственно образовательную деятельность на развитие творческого воображения.

Как показал анализ детских рисунков на контрольном этапе,дети обнаружили богатство воображения: стараясь показать сказочность образов, они изменяли реальный цвет предмета или объекта, придавали ему таинственность, фантастичность. В творческих заданиях переплетались, правда и вымысел, фантазия и реальность.Заметно улучшилась техника исполнения: дети передавали форму предметов, разнообразие цветов и оттенков, использовали приемы тушевки, штрихования, заливки, «тычок», «сухая кисть».

Таким образом, целенаправленное, планомерное проведение работы по формированию умений и навыков изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с уровнем сформированности данных умений и реализацией индивидуального подхода в работе с детьми отражается на формировании художественного восприятия детей, их любознательности, интереса. В процессе экспериментальной работы было отмечено, что дети по нескольку раз пытались исправить, дополнить свои работы или создать их заново.

Источник

Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. дошкольный возраст — это период, характеризующийся становлением эстетического развития, совершенствующегося под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности.

Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста определяются общей целью коммунистического воспитания, возрастными возможностями детей. Исходя из цели эстетического развития, все задачи можно объединить в три группы, направленные:

1) на развитие эстетического сознания, эстетических чувств;

2) на освоение эстетической деятельности;

3) на развитие эстетических, художественных способностей.

К первой группе относятся задачи, обеспечивающие развитие эстетического восприятия и эстетического сознания детей. Сюда включается развитие восприятия и ознакомление с «эталонной системой» качеств и признаков, с постепенным введением их названий в активный словарь детей.
Сообщение детям знаний о прекрасном в искусстве, формирование эстетических представлений, понятий и суждений, определяющих эстетические оценки и вкусы, интересы и потребности и их развитие. В эту группу задач входит развитие эстетических эмоций и чувств детей: эмоциональной отзывчивости на все прекрасное или безобразное, комическое или трагическое и т. д.

Читайте также:  Развитие ребенка возрастная психология кратко

Вторая группа задач — приобщение детей к активной эстетической и художественной деятельности: а) формирование первичных умений и навыков исполнительской художественной деятельности; б) формирование умения воспринимать и использовать разные средства выразительности того или иного вида искусства; в) воспитание у детей навыков и умений активно вносить элементы прекрасного в быт, природу, собственный облик, в отношения с окружающими людьми.

К третьей группе задач относится развитие общих и специальных художественно-творческих способностей. Общие способности — это сенсомоторное развитие, способность к эмоциональной отзывчивости, творческое воображение и др. К специальным художественным способностям в области, например, изобразительной деятельности относятся особая деятельность творческого воображения, особая зрительная чувствительность, дающая легкость и полноту восприятия пространственных и цветовых отношений, глазомер, хорошая зрительная память, специальная умелость руки, эмоциональная чувствительность, создающая эмоциональное настроение, и т. д.

Развитие эстетического восприятия, эстетических и художественных способностей, эстетической и художественной деятельности опирается на своевременное развитие сенсорных систем, деятельность различных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и тонкость дифференцировок.

Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, интересов, потребностей, оценок и вкусов.

Знания о прекрасном у детей формируются в процессе эстетического освоения окружающей действительности, во всем ее многообразии, а также искусства как наиболее концентрированного отображения прекрасного. Многообразие жизни рождает и многообразие видов и жанров искусства. Дети дошкольного возраста знакомятся с графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, каждое из которых имеет свои жанры.

Дети приобретают знания о различных жанрах литературного и музыкального искусства: о сказках, рассказах, повестях и т. д., а также о песнях, танцах, маршах, детских операх и балетах и т. д.

Дети также усваивают и основные эстетические понятия, отражающие наиболее существенные эстетические стороны и особенности окружающего нас мира. Под руководством взрослых дети должны освоить и понять основные критерии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, приобрести знания о них, с тем чтобы овладеть рядом навыков и умений, применять их в жизни, следовать им и соответственно выражать свои чувства. Основные методы эстетического воспитания можно объединить в следующие группы:

1. Методы и приемы формирования элементов эстетического сознания: эстетического восприятия, оценок, вкусов, чувств, интересов и т. д. Например, слушание музыкального произведения, рассматривание картины или иллюстрации, беседы и т. д.

При использовании этой группы методов воспитатель должен помнить, что эстетическое восприятие возможно лишь при относительной независимости человека от материальных нужд, потребностей, что необходим особый настрой на восприятие эстетического, особое ожидание эмоционального воздействия, направленность внимания на эстетические качества объекта, опора на эмоции и чувства с побуждением к сопереживанию. С этой целью применяются различные сочетания словесных и наглядных методов и приемов в зависимости от того, с каким эстетическим явлением знакомят детей. Это могут быть целенаправленные наблюдения за явлениями окружающего с опорой на зрительные, слуховые, осязательные восприятия, с прослушиванием музыкальных произведений, использованием художественного слова.

2. Следующая группа методов — методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности, на развитие их умений и навыков художественно воспроизводить окружающее, осваивать элементарные средства художественной выразительности в зависимости от вида искусства: музыки, пения, танца, рисования, лепки, аппликации, художественного слова. Это могут быть сочетания различных наглядных, практических и словесных методов и приемов. Сущность этих методов в том, чтобы научить детей вглядываться, вслушиваться и соответственно активно действовать, осваивая элементарные приемы и способы отображения.
К этой группе методов и приемов можно отнести показ способа действия, образец для обследования, упражнения, тренировку в навыках, показ способа сенсорного обследования с сопровождением разъясняющего слова. Следует помнить, что в процессе усвоения умений и навыков воспитатель всегда должен поощрять творческую инициативу ребенка.

Читайте также:  Критические периоды развития ребенка до рождения

3. Третья группа методов и приемов направлена на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий детей. Эти методы предусматривают необходимость создания поисковых, «проблемных» ситуаций, дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей.

Проблемно-поисковыми эти методы называются потому, что воспитатель предлагает детям самим найти способ решения намеченного задания или собственного замысла. Конкретные приемы будут несколько различаться в зависимости от того, связываются ли они только с восприятием или воспроизведением, с исполнительством или творчеством. В первом случае методы и приемы побуждают детей к самостоятельному высказыванию по поводу содержания, характера, выразительных средств конкретного произведения искусства, к оценке качества своего исполнения и исполнения сверстников, к различным сравнениям и сопоставлениям. Во втором случае дети выполняют задание в более сложных условиях.
Например, им не показывают способ изображения предмета, а предлагают догадаться, подумать, найти самим этот способ да еще спланировать все этапы действия и рассказать о них («Послушай пьесу, подумай, какого она характера, расскажи, как ты будешь двигаться, и танцуй так, как подсказывает тебе музыка», и т. п.).

Таким образом, ребенок учится думать, искать, пробовать, находить решение. Творческие усилия детей направляются на поиски в художественной деятельности новых средств, вариантов, комбинаций. Методы, которые используются на занятиях, при этом носят характер управления деятельностью детей.

Самостоятельная творческая деятельность детей осуществляется на праздниках, вечерах развлечений, экскурсиях и прогулках, в различных по типу играх (игре-опере, игре-сказке, игре-драматизации и т. д.). В этих случаях методы воздействия чаще всего носят лишь косвенный характер. Воспитатель создает условия для свободного и непринужденного проявления детьми своих художественных интересов и склонностей. Руководство такой самостоятельной деятельностью предполагает индивидуальный подход, и воспитатель имеет возможность наблюдать за детьми, изучать их индивидуальные особенности. Разнообразие задач и содержания эстетического воспитания требует разнообразия как методов, так и форм организации эстетического воспитания в детском саду.

Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка, и прежде всего здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации художественной деятельности детей на занятиях и вне их.

Второе условие — насыщенность быта произведениями искусства: картины, эстампы, скульптура, произведения декоративно-прикладного народного искусства, художественная литература, музыкальные произведения и т. д. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.

Третье условие — активная деятельность самих детей (их разнообразная художественная деятельность и стойкий интерес к ней). Создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка: можно жить среди прекрасных произведений искусства или прекрасной природы и быть слепым к ним. Только через активную, посильную деятельность ребенок приобщается к пониманию прекрасного, овладевает элементарными художественными навыками и умениями и учится вносить элементы прекрасного в жизнь.

Четвертое условие — индивидуальный подход (учет возрастных и индивидуальных особенностей и создание соответствующих условий для эстетического развития каждого ребенка). Осуществляя эстетическое воспитание, необходимо учитывать особенности возраста детей, особенности протекания всех психических процессов, участвующих и в эстетическом восприятии, и в художественной деятельности, возможности развития на каждом возрастном этапе исполнительской и творческой деятельности и т. д. Следует учитывать и индивидуальные различия в способностях детей, многообразно проявляющиеся в познавательной и эстетической деятельности, и содействовать наиболее полному их развитию.

В процессе занятий создаются наилучшие условия для развития интересов, склонностей и способностей всех детей. Педагог, систематически осуществляя дифференцированный подход к каждому ребенку, способствует наиболее полному развитию общих эстетических и специально художественных дарований ребенка. Итак, эстетическое воспитание, пронизывая все стороны гармонического развития личности, способствует осуществлению задачи подготовки будущего строителя коммунистического общества.

Источник