Развитие хоккейных навыков у ребенка

Развитие хоккейных навыков у ребенка thumbnail

Авторы: Павлов А.С., Деев А.Е., Михайлов А.Б, Зеленчев И.В. Детская школа по хоккею ЦСКА, Москва, Россия

Специалисты, работающие в детском и юношеском хоккее, часто задают вопросы, среди которых можно выделить два изначально основных: В каком возрасте ребенку следует начинать обучение хоккею? Какова должна быть направленность тренировочных нагрузок в разных возрастных группах? Отдельно дискутируется тема оптимального количества тренировок в неделю у хоккеистов различных групп подготовки.

В настоящее время широко распространено ошибочное мнение о необходимости как можно более раннего начала занятиями хоккея. Так в России по примеру зарубежных коллег из Канады детей ставят на коньки уже в 3 года. При этом, на отборочных просмотрах в хоккейные школы тренеры отдают предпочтение тем кандидатам, которые уже в возрасте 5-6 лет владеют базовыми навыками катания на коньках. А если ребенок приходит в хоккейную школу в более старшем возрасте во многих школах без наличия хоккейного стажа, он не будет допущен даже к просмотру. Противоположный пример можно видеть в скандинавских странах, когда хоккеем дети начинают заниматься в возрасте 8 лет и позже, что не мешает им попадать в элиту мирового хоккея и представляют свои страны в сильнейших лигах мира. В пример поздней специализации можно привести ряд известных титулованных хоккеистов. Оуэн Нолан – канадский хоккеист, член сборной Канады, был выбран первым номером на драфте НХЛ и сыграл 18 сезонов в лиге, впервые встал на коньки в возрасте 9 лет. Известный канадский хоккеист Эд Жовановски начал заниматься хоккеем в возрасте 11 лет, что не помешало ему вместе со сборной Канады завоевать золото Олимпийских игр в 2002 году и долгое время успешно выступать в Национальной хоккейной лиге. Президент ФХР, трёхкратный олимпийский чемпион, выдающийся советский хоккейный вратарь Владислав Третьяк начал заниматься хоккеем в 11 лет.

На международной научно-практической конференции по проблемам подготовки юных хоккеистов, которая прошла в Музее хоккейной славы 23-24 ноября 2017 года, выступали известные хоккейные специалисты. Среди прочих выступал тренер юниорской сборной России U16 Сергей Голубович, который в своем докладе упомянул, что программы подготовки хоккеистов за рубежом, в частности в Канаде, предусматривают не более 3 ледовых тренировок в неделю для хоккеистов 5-7 лет. В этом же направлении его мнение поддерживает и тренер молодежной сборной Дании Олаф Эллер.

Основная проблема ранней специализации, по мнению тренеров, заключается в том, что занятия хоккеем с раннего возраста (3-5 лет) способны загубить у детей интерес к данному виду спорта. Однако это не отражает всю суть имеющихся проблем, связанных с ранним началом занятий хоккеем. В частности при раннем начале занятий хоккеем не учитываются физиологические особенности развития организма – активный рост костей и мышечных структур, формирование связочного аппарата и т.п. Неучтение данных аспектов провоцирует снижение темпов роста ребенка, а также появление пограничных и патологических изменений в костных и мышечных структурах организма. Еще одна проблема кроется в возможности эффективного освоения ребенком тренировочных заданий. Необходимо понимать, что процесс подготовки хоккеиста требует от ребенка осознанного отношения к тренировочному процессу и желания учиться. И если ребенок в связи со своими возрастными особенностями не понимает, что от него требуется при выполнении того или иного упражнения, эффективность выполняемой им работы будет стремиться к нулю.

Рассматривая вопрос – «Какова должна быть направленность тренировочных нагрузок в разных возрастных группах?» – следует отметить, что большинство тренеров уверены в необходимости изначальной постоянной работы над развитием так называемых «физических качеств» спортсмена (создание «базы» для последующего роста спортивного мастерства – по Л.П.Матвееву), именно их ставя во главу угла подготовки хоккеистов. Акцент на развитие в тренировочных занятиях на не существующих на самом деле «физических качеств» (следует говорить не об абстрактных «физических качествах», а о комплексных характеристиках конкретных движений), не приводит к росту спортивного мастерства хоккеистов. Более того, в силу небезграничности ресурсов и возможностей организма, выполнение спортсменом тренировочной работы, по своей специфике отличающейся от соревновательной хоккейной работы, обуславливает нецелевой расход этих ресурсов и возможностей атлета, снижая его спортивный потенциал и в конечном итоге превращая даже самого потенциально талантливого хоккеиста в обычного середнячка. Более того, в процессе многолетней подготовки хоккеистов, к ним в большей степени предъявляются требования по улучшению в первую очередь именно их «физической» подготовленности – которая зачастую осуществляется в ущерб технической подготовки хоккеистов. В результате несоответствие между «физическим развитием» и мастерством хоккеистов приводит к недостаточной обученности выпускников хоккейных школ и скорому завершению их спортивной карьеры.

Соответственно, отвечая на поставленный выше вопрос, мы утверждаем, что в первую очередь нужно обучать юных хоккеистов правильному выполнению специфических двигательных актов – технических хоккейных приемов – с соблюдением принципов целенаправленности, целесообразности и систематичности при выборе соответствующих средств и методов тренировки.

В подтверждение вышесказанного стоит привести слова канадского специалиста Финна Шона, работающего в настоящее время в спортивной школе «Локомотив» (Ярославль), который в ходе своего доклада на конференции по проблемам подготовки хоккеистов отметил следующее: «Не важно насколько физически и тактически развит хоккеист, он никогда не станет профессионалом, если не умеет кататься и не владеет многими другими техническими составляющими». По мнению указанного специалиста, основными требованиями в организации построения тренировочного процесса среди прочего являются: постоянное обучение различным техническим составляющим (катание, владение шайбой, броски и т.п.) на все этапах подготовки хоккеистов; многократное повторение хоккеистами осваиваемых ими технических приемов – под пристальным контролем со стороны тренера, который должен препятствовать неправильному выполнению хоккеистами предлагаемых им упражнений; увеличение плотности тренировочных занятий за счет организации работы хоккеистов по «станциям»; снижение простоев у хоккеистов во время тренировочных занятий, организация работы по станциям (таким образом, одновременно отрабатывается несколько элементов и задействовано большее число хоккеистов).

Отдельные условия и требования в построении тренировочного процесса были озвучены отечественными и зарубежными хоккейными специалистами на конференции, проводимой Федерацией хоккея России осенью 2017 года. Тем не менее, при ответе на вопрос о принципах и законах подготовки юных хоккеистов стоит акцентировать внимание на основных аспектах. Эффективность построения тренировочного процесса напрямую зависит от соблюдения двух составляющих: законов системной физиологии и современных основополагающих принципов спортивной педагогики. То есть, законы системной физиологии (законы адаптации в частности) – являются естественнонаучной основой тренировочного процесса.

Согласно реально действующим законам адаптации:

1. Организм всегда работает как целостный механизм и формирует конкретные двигательные акты в строгом соответствии с условиями, в которые он поставлен.

2. Любая деятельность организма предельно специфична как по внешним ее параметрам, так и по внутренним (структурно-функциональным) характеристикам работы организма. В целом эта специфичность определяется структурой и характеристиками самой деятельности и уровнем функциональной готовности организма к ее совершению. Не существует движений «вообще», и с этих позиций следует признать «незаконным» существование в спортивной педагогике терминов «общая физическая работоспособность» и «общая физическая подготовка». Повышение уровня тренированности спортсмена зависит от позитивных (по отношению к требованиям данного вида спорта) структурно-функциональных (адаптационных) изменений в физиологических компонентах, обеспечивающих специфическую (соревновательную) деятельность организма атлета. При этом позитивность или негативность таких изменений всегда должна оцениваться по их влиянию на результаты соревновательной деятельности.

3. Адаптационные изменения в организме спортсмена всегда соответствуют специфике осуществляемой им тренировочной деятельности. При этом насколько специфичны двигательные акты, осуществляемые спортсменом в процессе тренировки, столь же специфичны энергетические и субстратные затраты организма, совершающего некую конкретную работу, и столь же специфичны восстановительные процессы. И соответственно, как нет «движения вообще», так не может существовать «восстановления вообще».

4. Стабильные системы конкретных двигательных актов формируются в результате многократного стандартизованного повторения конкретных движений. Данное положение крайне важно для его использования в работе над освоением атлетами технических элементов спортивных движений, равно как и для работы над повышением уровня специальной тренированности спортсменов.

Обучение конкретному движению (техническому элементу) происходит в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др.

1. Закон изменения скорости в развитии навыка. Навык формируется неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его становления. Неравномерность имеет две разновидности: а) в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение действием, а затем качественный прирост навыка замедляется. Подобная неравномерность характерна для обучения сравнительно легких действий, когда ученик быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали; б) в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обучения относительно сложным действиям, когда внешне незаметные качественные накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения действием.

2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка. Длительность задержки в развитии навыка обусловлена двумя причинами: а)      «внутренней», связанной с адаптационными изменений в организме; б) «внешней», вызванной неправильной методикой обучения.

3. Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.

4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка. Совершенствование двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.

5. Закон переноса двигательного навыка. В физическом воспитании и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос навыков. Положительный перенос – это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык или другой по специфике формируемый навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления требуемого спортсмену навыка. Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главных фазах этих двигательных действий. Отрицательный перенос – это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся или формируемый навык затрудняет образование требуемого спортсмену двигательного навыка. Это происходит при отсутствии сходства в основных звеньях двигательных актов.

Соблюдение вышеперечисленных принципов и законов – единственный способ достижения желаемого роста спортивного мастерства юных спортсменов, проявляющееся в обучении множественным составляющим хоккея, которые в конечном итоге формируют спортивный результат, за минимально необходимый промежуток времени, искусственно не удлиняя процесс обучения конкретным хоккейным элементам.

Источник

***Запись в спортивные школы и секции стартует 1 июня 2018 года***

Хоккей всегда был одним из любимых видов спорта в нашей стране. А в последние годы интерес к игре только растёт, и ребят в секции хоккея родители приводят всё чаще.

К чему же готовиться тем, кто для своих детей выбрал или планирует выбрать именно хоккей? Ответить на эти вопросы нам помогли родители юных хоккеистов, в частности, Анастасия Виноградова, мама Серёжи, который занимается этим видом спорта уже больше четырёх лет.

Взгляд изнутри

— Анастасия, почему вы выбрали для сына именно хоккей?

В раннем детстве Серёжа много и подолгу болел, часто подхватывал кашель. Врачи порекомендовали отдать его «в спорт». Они не советовали что-то определённое, решали мы сами. Именно хоккей выбрали потому, что это коллективный вид спорта, который формирует сильный мужской характер, развивает волевые качества, физическую выносливость. Ведь именно про хоккей, а не про какой-то другой спорт поётся, что в него «играют настоящие мужчины».

— Сколько лет Серёжа занимается хоккеем?

С детского сада, ему не было еще и 4-х лет, когда он впервые попал на тренировку, а сейчас уже 9 лет.

— Как часто проходят тренировки?

Единого графика нет, поэтому по-разному: от трёх до семи дней в неделю, как скажет тренер.

— Как изменилась жизнь семьи, когда сына отдали «в спорт»?

Этот вид спорта занимает очень много времени и сил. А сколько терпения нужно всем! Вот почему мы очень благодарны нашей бабушке, которая очень помогает нам и возит Серёжу на тренировки. Без неё всё было бы гораздо сложнее.

— Далеко ли проходят занятия?

Нам повезло, спортивный клуб находится неподалёку от нашего дома. Наверное, в том числе и из-за этого мы и решили отдать ребенка в такой нелегкий и травмоопасный вид спорта. Всё-таки возить за тридевять земель сложно, да и времени на это нужно много. А если тренировки так часто, как у нас, то дальняя дорога и вовсе может превратиться в непреодолимое препятствие.

— Сколько примерно «стоит» увлечение ребёнка? Кто закупает экипировку?

Вообще занятия у нас бесплатные. Но форму покупаем сами. А она, как вы догадываетесь, очень не дешевая, ведь защитить, надёжно закрыть нужно почти всё тело ребенка. И качество экипировки должно быть хорошим, чтобы реально защищала, а не просто прикрывала.

— По вашим рассказам понятно, что занятия хоккеем так или иначе затрагивают всю семью. А было ли что интересное, весёлое, особенно запомнившееся?

Да, конечно! Сейчас часто вспоминаем с родителями других ребят, как наши дети трёх-четырёхлетними малышами только вставали на коньки, начинали ползать с пластиковыми ящиками (из-под стеклотары), держась за них руками. Так привыкали ко льду, учились стоять на коньках. Детей в группе сына тогда было около десяти, а ящиков почему-то всего пять. Поэтому кто раньше придет, тот с ящиком, а кто опоздал, тот держится за борта или ползает на коленях.

Сыну это крепко врезалось в память. Он ещё с тех пор знает, что опаздывать нельзя. Сейчас, конечно, ребята подросли, и в ходу другие методы воздействия и приучения к дисциплине, уже всё по-взрослому. Да и за борта ребята теперь не держатся, а запросто прыгают через них. Но до сих пор, если сын в школе задерживается, то потом бежит сломя голову, чтобы только не опоздать и успеть на тренировку.

— Много ли ребят ушло из секции за эти годы?

Из тех, с кем Серёжа начал заниматься, осталось большинство. Уходят в основном не потому, что не понравилось, а по объективным причинам: кто-то переезжает, некоторые переходят в более известные клубы. Бывают и случаи, когда врачи не рекомендуют занятия хоккеем и приходится бросать. В другие виды спорта уходят редко, хотя у нас был мальчик, который предпочёл футбол. Но, повторюсь, это явление не массовое, уходят из секции единицы.

— Как сейчас обстоят дела?

Большие достижения у ребят пока впереди, но они постоянно играют с другими городскими командами. Тренер, конечно, на игры выбирает сильнейших, и все стремятся добиться большего. На следующий год, надеемся, наши мальчишки поедут на серьёзный турнир. Однако для нашей семьи это не главное. Важно, что ребенок занят любимым делом, он с ребятами в команде, не один, и это ему очень нравится.

Что ещё важно знать, перед тем, как отдать ребёнка в хоккейную секцию?

• Сколько стоит отдать ребенка в хоккей

Хоккей весьма дорогой вид спорта. И если занятия нередко (хотя и не всегда) бесплатные, то покупка экипировки — серьёзное бремя для семейного бюджета. Учитывайте расходы на поездки, на сборы и турниры, а также покупку коньков, формы, клюшки, экипировки. Комплект хорошего качества обойдется вам минимум в 30 000 руб. для ребенка.

• Насильно мил не будет

Полюбить хоккей (как, впрочем, и любой другой вид спорта) по указке родителей не получится. Большие физические нагрузки, частые тренировки, возможные травмы — всё это можно терпеть только по любви. Но даже если вы сомневаетесь в возникновении «страсти», попробовать стоит. А вдруг ваше чадо найдёт себя именно в хоккее?

Фото: globallookpress.com

• Терпенье и труд

«Как-нибудь», «вполсилы» — это не про хоккей. Он требует полной отдачи (от родных юного хоккеиста в том числе) и умения много и тяжело работать. Утешать себя можно тем, что долгие тренировки на льду хотя и утомляют детей, но при этом укрепляют иммунитет.

• Режим

Ребёнку, который занимается хоккеем, для хорошего самочувствия необходим строгий режим дня.

• Делу — время

Вот чего почти нет у хоккеистов, так это свободного времени. Но это и хорошо: меньше риск попасть в «плохую компанию» или с головой уйти в компьютерные игры.

• Коллектив

Из-за постоянной занятости юные хоккеисты часто пропускают школьные мероприятия и могут отдаляться от класса, но одиночество юным хоккеистам не грозит. Ведь у них есть команда, в которой они учатся дружить, понимать и поддерживать друг друга, выстраивать отношения.

Фото: globallookpress.com

Хоккей — дело семейное

Важно понимать, что отдать ребёнка в хоккей и ограничиться ролью извозчика не выйдет. Оптимальное время для первых шагов на льду — пять-шесть лет. Но такие малыши, даже вполне самостоятельные, пока не могут сами надеть и снять экипировку, правильно зашнуровать коньки и дотащить неподъёмную сумку с формой. Всё это приходится делать взрослым. И так несколько раз в неделю. А ведь ещё важно и ничего не забыть дома, потому что при отсутствии даже самой маленькой детали экипировки ребёнка просто не выпустят на лёд в целях его же безопасности. Так что, если решите выбрать для ребёнка именно хоккей, заранее распечатайте правильный порядок «облачения» и в первое время носите его с собой. Так и вы, и сам хоккеист, быстрее выучите, что, как и за чем следует надевать.

Выбираем спорт для детей

Перед тем, как приступить к выбору спортивной секции для ребёнка, обязательно проконсультируйтесь с врачами. Как бы ни банально звучал этот совет, но ради здоровья детей не пренебрегайте им.

Читать дальше

Источник