Развитие гуманных отношений ребенка дошкольного возраста

Формирование гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста

    Проблема формирования гуманных отношений является наиболее важной не только для развития отдельного человека, но и общества и человечества в целом. Корни гуманных отношений можно найти уже в далеком прошлом. Например, Н.Г. Капустин отмечает, что у неандертальцев прослеживалось «осознание взаимопомощи и заботы общины друг о друге».

    Гуманизм (humanus) в переводе с латинского означает «человечный». Одно из распространенных определений гуманизма, приведенное в философском словаре, следующее: «Совокупность взглядов, выражающих уважение, достоинства человека и его права, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни»

    «Гуманные отношения» – форма межличностных отношений, основанных на принципах гуманности; совокупность гармоничных отношений субъекта с миром, другими людьми и самим собой.

    По мнению многих педагогов и психологов (Е.С. Евдокимова, А.Д. Кошелева, Т.А. Маркова, Е.Э. Шишлова и других) при формировании у детей представлений о гуманных отношениях целесообразно использовать различные проблемные ситуации, так как они позволяют ребенку проявить его субъективность, стимулируют проявление гуманности. Меня привлекла методика Е.Э. Шиловой. Она предлагает формировать представление детей, не только задавая им прямые вопросы, но также очень полезно проведение специальных бесед, создание различных педагогических ситуаций, в которых дети должны быстро принять какое-то решение, что-то сделать, предпринять, чтобы выйти из затруднения.

    При формировании у детей представлений о гуманных отношениях большую роль играет активность детей, их собственное отношение к гуманным проявлениям.  Методика ,  предложенная Е.Э. Шишловой заключается в системе активизации гуманных проявлений детей. Автор предлагает использовать в совместной деятельности педагога с детьми определенную последовательность действий:

     На первом этапе педагог фиксирует внимание детей на случившемся, то есть обеспечивает рациональное восприятие ситуации в целом.

    На втором этапе педагог побуждает детей к гуманному поступку, обеспечивая им восприятие эмоционального состояния тех, кто нуждается в помощи, поддержке, добром отношении (путем оценки эмоционального состояния).

   На третьем этапе воспитатель активизирует гуманные проявления детей, осуществляя воздействие на их эмоциональную и интеллектуальную сферы (путем предвосхищения последствий действий, мотивации гуманного поступка, объяснения его значимости для других).

        Принимая на себя различные роли, воссоздавая поступки людей, дошкольник переживает вместе с ними, проникается их чувствами и целями, а это означает развитие у него социальных эмоций, начал нравственности, гуманности.

    Формирование у ребенка гуманных отношений – сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у них представлений о гуманных отношениях, обобщенных и дифференцированных. Методика формирования этих представлений должна основываться на доступных, конкретных, образных примерах из жизни или художественных произведений, должна включать проблемные ситуации и эмоционально-экспрессивные игры, способствующие развитию осознанности гуманных отношений, самостоятельности их суждений. При этом важно, чтобы педагог развивал у детей способность развивать причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отражается на других. Осознание детьми мотивов поступков способствует усвоению или представлению о гуманных отношениях и, следовательно, развитию чувств, формированию гуманных отношений.

    Воспитание гуманных отношений находится в тесной зависимости не только от представлений о гуманных отношениях детей, но и от их способности эмоционально реагировать на различные события: радоваться, сопереживать, возмущаться и т. п. Эмоциональное отношение к поступкам окружающих и своим проявляется у детей в том случае, когда для них ясен смысл этих поступков, когда они видят определенное отношение к ним взрослых, а также в условиях самостоятельного общения друг с другом.

    Как показал анализ философской, психолого-педагогической литературы, теоретическими основами развития гуманных отношений у детей дошкольного возраста являются: изучение понятия «гуманные отношения» как сложной дефиниции, включающей в себя три компонента: эмоциональный, интеллектуальный и поведенческий. В исследованиях гуманные отношения рассматриваются в качестве мотива поведения, связываются с нравственным воспитанием детей. Второе направление характеризуется тем, что авторы, вместе с тем, выделяют какой-либо один компонент структуры понятия «гуманные отношения». В своих работах исследователи сосредотачивают свое внимание на усвоении детьми этических представлений о нормах, правилах поведения. Огромное значение в развитии общественной направленности поведения у детей придается эмоциональному компоненту.

    Таким образом, анализ литературы по проблеме воспитания гуманных отношений у детей позволили выделить структуру этих отношений у детей дошкольного возраста, раскрыть значение совместной деятельности педагога с детьми в формировании гуманных отношений. Обнаружено также, что, несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных данной теме, практические работники детских садов сегодня мало располагают методическими пособиями, в которых была бы представлена целостная система работы по формированию у старших дошкольников гуманных отношений в совместной с педагогом деятельности. Изучение теоретических основ подтвердило актуальность моей теме и необходимость ее экспериментального исследования в практике работы дошкольных учреждений.

Список литературы

Красова Т.Д. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;

Источник

Елена Ахламова
Основы формирования и развития гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста

Постепенное развитие в России демократического общества все больше зависит от утверждения человечности, гуманности в отношениях между людьми. Поэтому, пожалуй, одной из самых главных категорий в отечественной педагогической психологии последних двух десятилетий является категория гуманизма. Гуманное воспитание подрастающего поколения является одной из актуальных проблем современности. Необходимость создания в обществе моральной атмосферы, способствующей утверждению во всех областях общественной жизни гуманного отношения к человеку, требовательности к себе и другим, честности, доверия, ответственности актуализирует рассмотрение основных понятий, сочетающихся с поставленной проблемой.

Гуманизм – одна из фундаментальных характеристик общественного бытия и сознания, сущность которой заключается в отношении к человеку как высшей ценности. Он сказывается в альтруизме, желании творить добро, помогать людям, милосердии, сочувствии.

По мнению Л. Климановой, гуманизм является философским и этико-социологическим принципом отношения к человеку как высшей ценности, он имеющий конкретное историческое содержание, зависящий от уровня социального развития, характера общественных отношений и представляющий частью идеологии и мировоззрения общества и личности [27, с. 10].

С философской точки зрения, гуманизм – это размышление и забота о том, как бы человек был человечным, а не бесчеловечным, «негуманным», то есть отстраненным своей сущности [58, с. 9].

Обусловленная нравственными ценностями и нормами система установок личности на социальные объекты (группу, человека, живое существо) определяет понятие «гуманность» и представлена в сознании состраданиями, переживаниями, сорадованиями, реализуется в деятельности и общении аспектами соучастия, содействия и помощи [19, с. 42]. Гуманный означает: человеческий, человечный, людской; свойственный человеку, истинно просвещённому; человеколюбивый, милостивый, милосердный [46, с. 5]. Поэтому можно утверждать, что ключевой характеристикой гуманизма остаётся человечность.

Формирование личности ребенка, воспитание у нее качеств гуманистической направленности и определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит правильное и гармоничное развитие чувств. В свою очередь этот процесс тесно связан с развитием у детей дошкольного возраста эмоционального отношения к окружающему миру.

Анализ содержания основ воспитания гуманных чувств дошкольников требует научного рассмотрения содержания самого понятия «гуманные чувства», что, в свою очередь, приводит к необходимости выделения более общих категорий «эмоции» и «чувства». А. Б. Буракова рассматривает эмоцию как переживание, связанное с предвзятым отношением к чему-либо, зависящую от конкретной ситуации и состояния человека в данный момент, характеризуется внезапностью возникновения, быстрой изменчивастью [7, с. 37].

Выделяют высшие эмоции, связанные с удовлетворением или неудовлетворением духовных (социальных, нравственных, познавательных, эстетических) потребностей,например: любовь, гуманность, патриотизм; а также нисшие эмоции, связанные с удовлетворением или неудовлетворением физиологических потребностей (голода, жажды и т. д.).

Отношение к эмоциям, как к психическим процессам, формирование которых происходит под влиянием социальных факторов, утвердилось в трудах Л. С. Выготского и его последователей (А. В. Запорожец, Я. 3. Неверович, А. Н. Леонтьев). Современный взгляд на эмоцию с позиций аксиологического (ценностного) подхода к образованию позволяет определить эмоции как основу духовного развития детей, как средство трансформации в частности, ценностей.

Эмоции как внешнее проявление внутреннего мира ребенка позволяют определить его отношение к событиям, способствовать личностному становлению. Как отмечает В. Зеньковский, эмоция представляет собой специфический, исключительный знак и символ субкультуры ребенка, а детство является «золотым веком для эмоционального в нас» [21, с. 226]. Именно чувства и эмоции выступают составным базисом личностной культуры дошкольника, функциональным органом индивида, ядром личности. В. Мухина отмечает, что в дошкольном возрасте дети находятся «в плену» эмоций, чувства преобладают над всеми сторонами жизни [41].

Чувства (эстетические, моральные, интеллектуальные) относятся к сложным эмоциональным проявлениям, отражающим духовную сферу человека. С. Л.Рубинштейн подчеркивал: «. чувства человека как сложные целостные образования имеют свой смысл, они организуются вокруг определенных объектов, лиц или даже предметных областей (например, искусство) и определенных сфер деятельности» [52, с 610] .

Гуманистическая направленность педагогики означает реальное признание неповторимости, целостности и ценности личности, её права на проявление своих особенностей и свободное развитие [61, с. 7].

В отечественной и зарубежной педагогической теории и практике общепризнанным является положение о том, что развитию личности содействует создание эмоционального благополучия. С точки зрения современной педагогики, это означает удовлетворение потребности в общении с взрослыми (родителями, воспитателями, развитие доброжелательных взаимоотношений детей, их гуманных чувств и т. п. Научить ребенка „видеть и чувствовать» людей, взаимодействовать с ними – важнейшие и сложные задачи воспитания. По мнению многих ученых-педагогов сенситивным периодом (период особой восприимчивости) для формирования гуманного поведения у детей является именно старший дошкольный возраст.

Известные ученые-педагоги С. Русова, В. Сухомлинский, К. Ушинский отмечали, что нужно как можно раньше знакомить детей с гуманистическими понятиями, моральными представлениями, учить доброте. Гуманное воспитание достигает своего венца, когда у ребенка развивается способность страдать и переживать за другого человека, как и способность радоваться за его успех и счастье [60, с 214-219]. А общение, на фоне которого зарождаются и развиваются взаимоотношения, должно существовать как «почва правды и человечности» [62, с 194].

Одним из первых специальных исследований в области воспитания гуманного поведения у детей дошкольного возраста является научная робота Н. Цукановой [64], в которой определены педагогические условия формирования поведения и привычек гуманного поведения старших дошкольников. Автором сделано заключение о том, что наличие умений и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста способствует формированию у них опыта и привычек гуманного поведения, так как дети вступают в полноценное общение, способствующее выработке деловых контактов и развитию важных личностных качеств – сопереживания, взаимопонимания, налаживания доброжелательных взаимоотношений, отзывчивости и внимания.

Коротко проанализируем особенности развития гуманных чувств в дошкольном возрасте. Психологи и педагоги подчеркивают, что наиболее интенсивное развитие чувств происходит именно в дошкольном детстве.Они могут проявляться в отношении ребенка: к самому себе (чувство собственного достоинства, преимущества или, наоборот, чувство неполноценности, неуверенности, отчаяния и т. д., к другим людям (симпатия или антипатия, злоба, чувство стыда, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви, вины и т. д., к коллективу (чувство коллективизма, солидарности).

В раннем возрасте и в дошкольном детстве чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою окраску и выразительность. Маленький ребенок, не умея управлять своими переживаниями, почти всегда оказывается в плену захватывающих его чувств. Внешнее проявление чувств у ребенка по сравнению со взрослым человеком, имеет более бурный, невольный и непосредственный характер. По мере обогащения опыта ребенка и усложнения его деятельности, а также взаимоотношений с окружающими людьми, у ребенка формируются новые потребности и интересы. Это является важным условием развития и обогащения детских чувств. Интересы распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений и событий, а вместе с тем и чувства становятся более сложными и содержательными [7, с. 42].

В диссертационном исследовании А. Б. Бураковой раскрыты те особенности ребенка-дошкольника, которые позволяют успешно формировать гуманные чувства,среди них:

1. Большая эмоциональная восприимчивость ребенка, его бурная реакция на различные жизненные события, способность испытывать чувство и настроения окружающих.

2. Выявление гуманистических чувств ребенка, главным образом, в сфере отношений со сверстниками.

3. Дети принимают и одобряют требования взрослого поддерживать доброжелательные отношения.

4. С трех лет у детей развивается потребность в доверительном отношении к взрослым и способность почувствовать его эмоциональное состояние, понять причину изменения настроения.

5. Ребенок старшего дошкольного возраста при определенных обстоятельствах способен осознать негативные стороны собственных эмоций; умеет поставить себя на место другого с тем, чтобы «пережить» ситуацию с его точки зрения. В этом возрасте обостряется потребность ребенка в дружеских отношениях со сверстниками [7, с. 44].

Гуманные чувства входят в состав высших чувств, по своей природе они являются моральными, социальными, духовными. При своей динамичности и изменчивости, в определенных условиях чувства могут приобрести более постоянный, более устойчивый характер. Если в жизни человека происходит повторение каких-либо обстоятельств, способствующих возникновению однородных чувств, на этой основе проходит закрепление связей между определенной группой раздражителей и соответствующей эмоциональной реакцией – таким образом формируется отношения.

В исследованиях Л. А. Абрамян, А. Б. Бураковой, Л. С. Выготского, М. В. Воробьевой, М. I. Лисиной, Е. Е. Шишловой, гуманное отношение рассматривается как многокомпонентное понятие, каждый элемент которого зависит от соответствующего ему гуманного чувства, подкрепленного умением человека действовать определенным образом. А. Б. Буракова определяет следующие составляющие гуманного отношения к человеку, связанные с соответствующими чувствами:

доброжелательное отношение, которое проявляется в умении доставить приятное, радость другим, оказать услугу, построенное на доброте человека, чувстве любви к ближнему как к самому себе;

чуткое отношение, проявляющееся в умении разделить радость и горе других, откликаться на просьбы, помочь преодолеть негативное переживание, основанное на развитии сопереживания и сочувствии;

внимательное отношение, проявляющееся в умении заметить и понять переживания других, поддержать положительное, облегчить негативное, зависит от развитости чувства сожаления;

бережное отношение, проявляющееся в умении оказать помощь и поддержку другого в определенной ситуации, зависит от развитости чувства любви к ближнему и сострадания;

справедливое отношение, проявляющееся в умении признать равные права в любой деятельности всех участников, основанное на чувстве справедливости, уважении к другим [7, с 40].

Учитывая выше сказанное, характеристику гуманных отношений можно дать изучая вопрос понимания детьми старшего дошкольного возраста таких понятий, как доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость, справедливость, что поможет определить, к какому из гуманных отношений относится то или иное доброе проявление ребенка, выявить его предпочтения и индивидуальные особенности (см. Приложение 2).

Гуманные отношения,как частный случай межличностных отношений могут быть представлены в двух ипостасях: как «непосредственные» и как опосредованные содержанием совместной деятельности ребенка [1].

Развитие гуманных чувств и отношений у дошкольников происходит в тесном единстве с формированием нравственной сферы личности. Анализ научной литературы позволяет нам говорить о том, что понятие «гуманные чувства» тесно связано с понятием «моральные чувства», что сказывается на существовании достаточно близких классификаций указанных категорий. Следует отметить, что в настоящее время не существует четкой классификации нравственных чувств, на наш взгляд,к ним следует отнести: чувство правды; чувство доверчивости (основанное на доверии, добросовестности, доброжелательности, взаимопонимания, альтруизме и т. д.); чувство справедливости; чувство эмпатии (способность понимать переживания других, сострадание, отзывчивость); чувство привязанности; чувство достоинства и ряд других чувств.

Главным средством воспитания гуманного поведения у детей является их общение с взрослыми и сверстниками. Благодаря которому дети познают социальный мир, усваивают опыт и практику сопереживания, взаимопомощи, тактичности. В свою очередь, опыт морального поведения приобретается детьми в процессе определенной деятельности. Так, Л. Виготский, Д. Эльконин, О. Запорожец утверждают, что игра способствует новому витку в развитии ребенка и приобретению им социального опыта, обеспечивает раскрытие морального смысла разных поступков, которые становятся механизмом эмоционального регулирования его действий. В игре создается ситуация, в которой возникает реальная потребность доброжелательного и заботливого отношения. В исследованиях особенностей воспитания морального поведения в процессе трудовой деятельности (Г. Буре, Т. Маркова, Я. Неверович) установлено, что развитию гуманных чувств детей содействует формирование общественных мотивов совместного труда благодаря необходимости согласованных действий и взаимопомощи с целью достижения конечного результата. Исследования морального поведения детей во время учебных занятий (С. Козловой, О. Кравцовой, Г. Цукерман) доказали, что объединение детей для общего выполнения заданий способствует воспитанию сочувствия, сопереживания успехов и неудач, учит доброжелательному решению конфликтов в случае их возникновения.

Анализ психолого-педагогических исследований дает возможность определить гуманное поведение как синтез гуманных представлений, чувств, мотивов, а следовательно – поступков на основе усвоения ценности гуманизма и формирование нравственного поведения и утверждать, что гуманное поведение детей дошкольного возраста в процессе воспитания должно быть представлено в виде моральных ценностей и конкретизировано в соответствующих нормах поведения. В гуманном поведении дошкольниковможно выделить следующие составляющие: гуманное поведение относительно себя; гуманное поведение относительно других людей, в первую очередь оказавшихся рядом; впоследствии – к самому себе и окружающей социальной среде.

Гуманное поведение детей дошкольного возраста следует рассматривать в единстве его основных компонентов: когнитивного (представления ребенка о содержании и способах проявления гуманного поведения, эмоционально-мотивациоиного (гуманные чувства и их мотивация, поведенческо-деятельностного (гуманные поступки и взаимоотношения).

Особое значение имеет развитие у ребенка эмпатии, как чувства эмоциональной привязанности, симпатии к близким людям, сострадания и сочувствия. Постепенно чувства начинают возникать не только потому, что просто приятно или неприятно, но и потому, что хорошо или плохо, что соответствует или противоречит требованиям окружающих людей, например, ребенок доволен, когда взрослый ее хвалит, одобряет его поведение.

Для того, чтобы гуманные качества обрели для ребенка личностного смысла, стали органическим достоянием образа собственного «Я» личности, дошкольник должен пережить свое отношение к другим людям и отношение других людей к себе.

Изучение научных работ позволило нам выделить ряд условий, которые необходимы для воспитания гуманных чувств у дошкольников:

1) поддержка положительного эмоционального состояния каждого ребенка;

2) формирование у ребенка произвольности поведения;

3) создание положительного микроклимата в среде его обитания;

4) углубление и расширение знаний и представлений ребенка о тех или иных морально-этических категориях;

5) развитие у ребенка умения дифференцировать разные чувства;

6) предоставление возможности ребенку «вживаться» в разных эмоциогенных ситуациях, не оставаясь в них равнодушным.

Учет указанных условий нуждается в обновлении педагогического процесса дошкольного учебного заведения по подбору эффективных форм, методов и технологий развития эмоционально-чувственной сферы дошкольника.

Многие исследователи отмечают, что дошкольные образовательные учреждения не в состоянии самостоятельно успешно решить задачи воспитания гуманного поведения детей без семейного и общественного воспитания. Взаимодействие социумов семьи и дошкольного учебного заведения – объективная необходимость, так как педагогов и родителей объединяет одна цель – воспитание духовно-моральной личности.

Таким образом, можно сделать заключение, что воспитание у детей качеств личности гуманистической направленности определяется актуальной педагогической проблемой с точки зрения современной социокультурной ситуации. Основой гуманных чувств служат высшие эмоции; наиболее интенсивное развитие эмоционально-чувственной сферы происходит в дошкольном возрасте. Развитие гуманных чувств и отношений у дошкольников происходит в тесном единстве с формированием нравственного сознания и поведения.

Источник