Развитие грудного ребенка по методу

Развитие грудного ребенка по методу thumbnail

Что же такое раннее развитие? Современные родители стали рано задумываться о занятиях с малышом. И в этом есть смысл, потому что современная наука доказывает важность развития мозга ребенка в раннем возрасте.

Что такое раннее развитие ребенка 

Для меня раннее развитие ребенка — это систематические развивающие занятия с малышом по разным направлениям. Не путайте с ранним обучением, когда родители стремятся поскорее научить малыша читать и считать. Все-таки ранее обучение может скорее лишить малыша энтузиазма, и он будет всеми силами сопротивляться и пытаться избежать занятий.

Задача родителей состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для развития крохи. В первые годы жизни количество нейронных связей в мозге ребенка в два раза превышает количество связей взрослого человека. Если в первые три года эти связи не задействуются, то они просто исчезают. Поэтому основа любой развивающей методики — это активизация мозговой деятельности ребенка. Но тем не менее у каждого метода развития есть свои минусы и плюсы.  О них мы с вами и поговорим.

Методика Никитиных

Семья Никитиных — первооткрыватели нетрадиционного подхода к воспитанию детей в России. Именно эта супружеская пара, воспитывающая семерых детей, еще в советские годы заговорила о необходимости раннего развития.

В чем же суть методики?

Многие из принципов, что действуют в роддомах сейчас, пошли от семьи Никитиных. Они стали рекомендовать прикладывать младенца к груди сразу после рождения, не разлучать малыша с мамой, не сразу перерезать пуповину. Дальнейшие месяцы жизни ребенка должны сопровождать физические нагрузки и закаливание.

Основные принципы методики:

  • Обстановка, располагающая к разнообразной деятельности.
  • Большая самостоятельность детей в занятиях и играх.
  • Искренняя заинтересованность родителей во всех детских делах.

В методике Никитиных вы не найдете конкретных советов, в каком возрасте и какие способности лучше развивать. Елена Алексеевна и Борис Павлович считали, что нужно просто создать благоприятную атмосферу для развития ребенка. А эта атмосфера зависит от профессии и увлечения родителей.

Например, если вы играете на пианино, а ваш муж занимается боксом, то ребенок будет тоже к этому тянуться. Ну а если вы все время в телефоне, то дети — как зеркало, отражение наших привычек. Создавать обстановку нужно как можно раньше, с началом активного познания. Все игры по методике Никитиных рассчитаны на совместную игру детей вместе с родителями. В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок.

Но есть и минусы, на мой взгляд, у этой методики:

  • Недостаточное внимание уделяется развитию речи ребенка. А сейчас все чаще встречаются дети с проблемами в речевом развитии, поэтому это очень существенный минус.
  • Достаточно жесткая система закаливания ребенка
  • Нет сюжетно-ролевых игр.

Методика Макато Шичиды

Каждый ребенок родился гением. И если верить Макато Шичиде, родители в силах сохранить эту гениальность, развить и подкрепить набором простых последовательных занятий.

Методика основана на стимулировании и развитии правого полушария мозга. Правое полушарие работает иначе, чем левое — собирает всю информацию о том, что когда-либо увидел, почувствовал, услышал человек и хранит все в своеобразном архиве или визуальной библиотеке. При обращении к этой информации именно образы всплывают в нашей памяти — картинки. Методика Шичиды учит ребенка обращаться в этот архив по любому поводу и без проблем использовать всю необходимую информацию. Получается, что мы учим малыша пользоваться ресурсами и возможностями своего мозга.

Что же способна развить эта методика при регулярных занятиях?

  • фотопамять;
  • воображение, фантазию;
  • интуицию;
  • логику.

Минусы методики:

  • Требует большего внимания и времени со стороны родителей (на мой взгляд, чересчур).
  • Мало времени уделяется развитию левого полушария.

Методика Марии Монтессори

«Помогите мне сделать это самому» — вот главный девиз теории Марии Монтессори. А основу этой теории составляют 3 элемента: ребенок, взрослый и окружающая среда. Задача взрослого — организовать развивающую среду для ребенка и наблюдать за процессом обучения малыша. Монтессори считала, что у всех детей есть свои периоды развития, которые заканчиваются приобретением какого-нибудь навыка. И если ребенка удерживают от определенных действий, то природный путь этих знаний утрачивается навсегда.

Основные принципы:

  • Ребенок сам себе учитель. Он имеет выбор и полную свободу действий.
  • Дети учат детей, так как в группах обучаются малыши разного возраста.
  • Занятия проходят в специально подготовленной среде, где в каждой зоне находятся материалы для работы.
  • Главное — заинтересовать малыша, а развиваться он будет сам.
  • В обучении используются только натуральные материалы.

Особое внимание предлагается уделять развитию порядка — в доме, в отношении взрослых, во времени. У ребенка свое понимание порядка, отличное от взрослого. Для него порядок— видеть вещи в окружающей среде на обычных местах, привычное отношение взрослых. Это проявляется во всем — от маминой прически до того, кто именно укладывает его спать. В методике наблюдается особый подход и к развитию чувств. Он предлагает не просто развивать их, а учить замещать.

Но и у этой методики есть свои минусы:

  • принижение значения сказок. Монтессори считала, что из них ребенок может почерпнуть негативную модель поведения;
  • крайний индивидуализм ребенка, который может помешать ему впоследствии в работе в коллективе;
  • нет подвижных и ролевых игр.
Читайте также:  Психической деятельности и развития ребенка с зпр

Методика Гленна Домана

Методика раннего развития Глена Домана — одна из самых популярных в наше время. Секрет методики заключается в балансе физического и интеллектуального развития.

Наверное, самый известный раздел методики Домана — это обучение раннему чтению при помощи карточек. Когда начинать заниматься с ребенком по этой методике? Сам Доман говорил так: «Начинайте в год, если вы хотите потратить на эти занятия минимум времени и сил. Но если вы ищете сложностей, то начинайте в 8 месяцев. И только если вы считаете себя невероятным умником, тогда можете начинать с 3 месяцев». При помощи методики Домана помимо чтения можно обучать ребенка математике.

Важно! Доман говорил, что информация, которую вы даете ребенку, должна усложняться и дополняться. То есть от слов — к словосочетаниям, от чисел — к уравнению, от изображения животного — к изображению среды его обитания.

Интересный факт: множество нобелевских лауреатов занималось по этой методике, однако ни одно исследование не подтвердило связи данной методики с гениальностью этих ученых.

Минусы методики:

  • ребенок не получает сенсорного опыта, который так важен для малышей. В процессе обучения невозможно проявить творчество;
  • в процессе обучения ребенок пассивен, просто наблюдает.

Методика Baby Sensory

Интересная новая методика раннего развития из Великобритании, представляющая собой первые в России развивающие занятия для детей с самого рождения, которые включают в себя разные активности, в которых малыш участвует со своими родителями. Еженедельные занятия строятся на познании мира малышами через стимуляцию органов чувств, красивые визуальные эффекты развивают зрение, а песни и музыка способствуют развитию слуха. 

В России методика включает в себя три программы:

  • Baby Sensory (до года) — активности, стимулирующие развитие разных органов чувств ребенка.
  • Toddler Sense (1-3 года) — программа приключенческой игры.
  • Mini Professors (2-5 лет) — научные опыты, адаптированные для малышей.

Все активности на занятиях специально разработаны с учетом стадий физического и эмоционального развития младенцев.

Минус методики в том, что она не так хорошо распространена в России, и знают о ней немногие.

Каждая методика раннего развития хороша по-своему, но наибольший опыт и наилучшее развитие малыш получает от общения с родителями. То, что ребенок сегодня делает с родителями, то он завтра сделает сам.

Поделись статьей в соц.сетях: Вконтакте | Однокласники

Источник: сайт

Вам понравилась статья? Подписывайтесь на канал и ставьте лайк.

Источник

Раннее развитие сегодня является одним из самых популярных словосочетаний в обсуждении детей и их достижений к определенному возрасту. Каждой мамочке хочется, чтобы ее ребенок был самым умным, развитым и выделялся на фоне сверстников. Как этого добиться? Как раскрыть природный интеллектуальный потенциал крохи и не навредить ему чрезмерными нагрузками? Как правильно и по какой методике организовать занятия по раннему развитию у деток до года?

Что такое «раннее развитие»

Многие знакомы со словосочетанием «раннее развитие», но не все четко представляют, что же это такое. Вокруг множества методик витает огромное количество мифов. У воспитания ребенка в таком ключе существуют как поклонники, так и те, кто настроен резко негативно. На самом деле все не так сложно и страшно, как кажется на первый взгляд.

Раннее развитие – это комплексный подход к воспитанию ребенка, когда игры, занятия и общение в семье направлены на максимальное раскрытие умственного и физического потенциала малыша. Причем начинать эти занятия следует не с 3-4 лет, как это было принято раньше, а прямо с первых месяцев жизни.

Мифы о раннем развитии малышей до года

  1. Деткам до года сложно донести какую-либо информацию, поэтому какие-то занятия и методики просто бессмысленны.
  2. Это в корне неверно! Да, дети первого года жизни больше основываются на чувствах, а не на разуме, но их вполне можно научить многим вещам. Занятия будут отлично способствовать психомоторному развитию, что, в свою очередь, прекрасно скажется на физических и интеллектуальных навыках ребенка.
  3. Раннее развитие опасно для детей, не достигших полуторагодовалого-двухлетнего возраста.
  4. Это опять же не совсем верно. Любая опасность может быть связана с фанатичным желанием мамочки любыми средствами развить своего ребенка и дать ему энциклопедические знания. Перегрузки, действительно, могут быть опасны для крохи. Но если занятия не навязываются малышу силой и не занимают много времени, то ничего, кроме пользы, они не принесут.
  5. Раннее развитие – это очень сложно.

Ничего сложного нет! С детьми нужно просто играть, как это делают мамы каждый день. Только игры и занятия выбирать такие, чтобы они не только позволяли весело провести время, но и учили чему-то кроху, а также развивали его психику, моторику, сенсорику, позволяли познавать окружающий мир.

Какую методику раннего развития выбрать для новорожденного

Методики раннего развития весьма разнообразны, среди них непросто выбрать какую-то одну. Но этого и не требуется. Можно ознакомиться со всеми и выбрать то, что наиболее интересно и комфортно и ребенку, и родителям.

Читайте также:  Роль семьи в развитии одаренного ребенка

Развивать своего малыша можно по какой-то одной методе или сделать «сборную солянку» из нескольких. Некоторые мамочки предпочитают самостоятельно подобрать занятия и игры для крохи на основе изученных материалов. Главное, ориентироваться на то, как ребенок реагирует на занятия.

Если малышу нравится и он с удовольствием принимает участие в развивающих играх, то все в порядке и можно продолжать обучение. Но в случае, когда мама видит, что ребенку тяжело, он не может понять смысл занятия или скучает, что ему не интересно, то следует более тщательно подбирать методики развития.

Когда речь идет о развитии новорожденных деток, то тут можно выделить несколько основных методик:

Раннее развитие по Монтессори

Девиз этой методики «Научи меня, чтобы я мог делать это сам!». Но в случае с грудничками подход немного иной. Для детей первого года жизни важно развитие сенсорики – развитие органов чувств, которое помогает человеку воспринимать и оценивать окружающий мир. Во многом именно на это направлены занятия по Монтессори для малышей в возрасте до года.

Развивающие занятия с ребеноком
Совсем не обязательно искать и покупать специальные материалы Монтессори и обучающие методички, которые помогут организовать занятия с малышом. Все вспомогательные развивающие «игрушки» можно сделать самостоятельно или приобрести в обычном детском супермаркете

Занятия по данной системе могут быть следующие:

«Буквы и цифры»

Понадобятся крупные (с ладонь взрослого человека) буквы и цифры из фактурной и яркой ткани (фетр, махровая ткань, бархат). Их нужно сшить в виде подушечек и наполнить разными наполнителями – синтепон, крупа, бумага, опилки, пенопластовые шарики, мех и т.д. Нужно давать ребенку эти подушечки и каждый раз четко проговаривать название букв и цифр.

Ощупывая их, малыш будет развивать мелкую моторику, цветовосприятие, а также в будущем у него гораздо легче будут обстоять дела с разучиванием алфавита, чтением и счетом, ведь буквы и цифры будут уже знакомы ребенку.

Такие занятия с новорожденным можно начинать уже с первого-второго месяца жизни. Просто вкладывать буковку или цифру в ручку малыша. Делать это можно несколько раз на протяжении дня. Далее, когда ребенок будет сам тянуться к предметам и брать их в руки, можно класть его на животик и раскладывать вокруг него обучающий материал.

Это еще и будет способствовать физическому развитию, ведь, чтобы добраться до самой интересной буковки, ему придется потянуться или попробовать проползти несколько сантиметров.

Игры с манкой

К этому занятию вообще не нужно готовиться. Достаточно посадить малыша на пол, перед ним положить поднос или постелить газеты и насыпать манку ровным слоем. Теперь можно рисовать на ней узоры, щупать ее, сыпать вокруг, пробовать на язык, писать пальчиком буквы и цифры.

Методика Глена Домана

Эта методика основана на сочетании физического и умственного развития ребенка. В случае с детьми одно неотделимо от другого, поэтому необходимо гармонично сочетать занятия, которые направлены на психомоторное развитие детей до года, а также раскрытие их интеллектуального потенциала.

Доман в своих исследованиях выяснил, что, чем больше ребенок двигается, тем более успешно он осваивает любые новые знания и навыки. Потенциал мозга и тела малыша огромен, нужно лишь помочь ему реализоваться.

Занятия по методике Глена Домана
Любое занятие по методике Домана должно длиться всего несколько минут, ребенок ни в коем случае не должен утомиться

Методика основана на демонстрации карточек, на которых нанесены различные изображения, буквы, цифры, фото. Карточки показываются по нескольку штук по очереди, названия изображенных на картинках предметов тщательно проговариваются. Такие занятия проводятся несколько раз в день, а все остальное время должны занимать активные подвижные игры, направленные на физическое развитие. Благодаря таким занятиям, дети легко изучают алфавит, счет, названия предметов обихода, мировые достопримечательности, иностранные слова.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития для ребенка с овз

Разумеется, начинать заниматься карточками с рождения не стоит. Это слишком рано. Занятия лучше начать с 9-ти –10-ти месячного возраста. Для начала на карточки можно поместить предметы быта (стул, стол, тарелку, стакан), животных (кошка, собака, заяц), игрушки (мяч, пирамидку, машинку). С возрастом можно расширять и усложнять сферы обучения, вводить алфавит и цифры, слова на русском и иностранном языках. Большое значение следует уделить физическому развитию ребенка, выбирая подвижные игры с мячом, больше гулять на улице, активно учить кроху ползать и ходить.

Методика рисования Марии Гмошинской

«Грудничковое рисование» – очень популярная методика, которая в европейских странах известна и практикуется не один десяток лет. По этой методе детки начинают рисовать с полугодовалого возраста или даже раньше, при условии, что ребенок хорошо сидит. Для этого используются пальчики, ладошки, ножки и яркие безопасные нетоксичные краски.

Такие занятия очень хорошо помогают развивать ребенка творчески, положительно влияют на психоэмоциональное становление личности, а также способствуют развитию мелкой моторики и сенсорики.

Методика рисования для младенцев
Развлекать и обучать ребенка с помощью «грудничкового рисования» можно 2-3 раза в неделю

Для занятия понадобятся нетоксичные качественные краски нескольких ярких оттенков, которые должны быть специальные, достаточно жидкие, чтобы рисовать без добавления воды (можно использовать фирмы SES, Stilla), а также:

  • удобные емкости для красок (устойчивые баночки с широким горлом);
  • большой лист ватмана (чем больше, тем лучше);
  • клеенка, чтобы подстелить ее под «художника» и его творение.

До начала работы нужно расстелить на полу клеенку, разложить ватман таким образом, чтобы он не скручивался в трубочку, можно придавить концы чем-нибудь тяжелым. Рядом расставить баночки с краской. Затем нужно показать малышу, что делать. Для этого нужно обмакнуть палец в краску и нарисовать что-то на бумаге. Дальше ребенок будет действовать сам.

Не нужно пытаться учить его рисовать что-то определенное, нельзя подавлять порывы самовыражения. Пусть кроха рисует то, что хочет, любыми цветами, используя все части тела. Если хочется показать пример, то можно рисовать что-то рядом с ребенком, но не заставлять его делать то же самое.

Методика Сесиль Лупан

Методика Сесиль Лупан для деток первого года жизни основана на развитии основных чувств ребенка, становлении его физиологии и психоэмоционального фона. При этом она не настаивает на использовании каких-то специальных методических материалов и приспособлений.

Ребенок с игрушками
Все занятия можно проводить в повседневной обстановке с привычными предметами. Начинать развивать ребенка по системе Лупан можно уже с первого месяца жизни

Физическое развитие ребенка основывается на ежедневной гимнастике, подвижном купании с кругом на шее, массаже, а также играх, стимулирующих двигательные навыки – ползание и ходьба.

  • Слух нужно развивать, постоянно разговаривая с малышом, обращаясь к нему, также нужно активно использовать песенки, стихи, сказки.
  • Зрение развивается с помощью ярких погремушек, подвесных игрушек для кроватки и коляски. Для малышей с полугода можно использовать карточки с различными предметами (изображения должны быть цветными и черно-белыми). Также в кроватке можно закрепить небольшое зеркальце, чтобы малыш мог видеть в нем себя.
  • Осязание развивается с помощью предметов, разных по форме, текстуре, величине. Можно купить различные игрушки или сделать своими руками мешочки из разной ткани, наполнив их разнообразными наполнителями (сахар, мех, лоскутки, вата, горох и т.д).
  • Обоняние можно развить, давая ребенку нюхать разные саше из натуральных трав (здесь надо быть осторожным, если малыш аллергик или астматик, то лучше такие занятия не проводить). Также можно просто приносить ребенка на кухню во время приготовления пищи или в ванной разрешать ему понюхать мыло или гель для душа.
  • Вкус развивается по мере взросления с введением новой пищи. Нужно стараться кормить малыша как можно более разнообразно. Разумеется, не нужно фанатично пихать в ребенка все, что под руку попадет. Но разнообразить рацион новыми блюдами из разрешенных продуктов необходимо.

Заниматься или нет с ребенком ранним развитием, каждая мамочка решает сама, но обратить внимание на популярные, завоевавшие доверие методики определенно стоит. При разумном подходе они принесут малышу много пользы, а маме дают больше поводов гордиться своим малышом.

Источник