Развитие грамматического строя у ребенка 6 лет
Евстигнеева Виктория Владимировна
Игры на формирование грамматического строя речи у ребенка 5–6 лет
«Скажи наоборот»
Цель:
усвоение образования слов во множественном числе.
Примерный речевой материал:
шар. (шары)
комар. (комары)
гриб. (грибы)
шкаф. (шкафы)
стол. (столы)
мяч. (мячи)
сапог. (сапоги)
петух. (петухи)
паук. (пауки)
пирог. (пироги)
дом. (дома)
глаз. (глаза)
лес. (леса)
окно. (окна)
ведро. (ведра)
корова. (коровы)
роза. (розы)
пила. (пилы)
лимон. (лимоны)
слива. (сливы)
тетрадь. (тетради)
книга. (книги)
кубик. (кубики)
ложка. (ложки)
мышка. (мышки)
«Чего много?»
Цель:
усвоение образования существительных в родительном падеже множественного числа.
Апельсин — много апельсинов;
кукла — много кукол;
гриб — много грибов;
карандаш — много карандашей;
ручка — много ручек;
стул — много стульев:
дерево — много деревьев;
перо — много перьев;
колесо — много колес;
тетрадь — много тетрадей.
«Мой—моя—мое—мои»
Цель :
упражнение в согласовании местоимения с существительным.
1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?», правильно согласуй местоимение с существительным.
Примерный речевой материал:
мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка;
машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита;
ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко;
валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья.
2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.
«Посчитай».
Цель:
практическое освоение согласования существительных с числительными.
Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов и предлагается сосчитать их.
Образец ответа:
один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров.
Примерный речевой материал:
гриб, стул, кукла, машина, тетрадь, перо, ведро, колесо.
«Услышь ласковое слово».
Цель:
освоение образования слов с помощью суффикса.
Примерный речевой материал:
лес — лесок;
голос — голосок;
петух — петушок;
старик — старичок;
друг — дружок;
снег — снежок;
бок — бочок;
круг — кружок;
береза — березка;
шуба — шубка;
лошадь — лошадка;
корова — коровка;
капля — капелька;
рука — ручка;
нога — ножка;
береза — березонька;
ночь — ноченька;
дочь — доченька;
Оля — Оленька;
рука — рученька;
нога — ноженька;
подруга — подруженька;
лиса — лисичка;
вода — водичка;
сестра — сестричка;
голова — головушка;
зима — зимушка;
зерно — зернышко;
перо — перышко;
крыло — крылышко;
гнездо — гнездышко;
бревно — бревнышко;
солнце — солнышко;
вода — водица;
каша — кашица;
кожа — кожица;
масло — маслице;
кресло — креслице;
платье — платьице;
письмо — письмецо;
пальто — пальтецо.
«Цепочка».
Цель :
упражнение в образовании новых слов по образцу.
Образец ответа: человек — человечек — человечище.
Примерный речевой материал:
кулак —. —.
нога —. —.
волос —. —.
плечи —. —.
нос —. —.
рука —. —.
клюв —. —.
усы —. —.
«Скажи правильно».
Цель:
упражнение в подборе глаголов.
Взрослый произносит предложение и предлагает детям, выбрав нужное слово, сказать предложение правильно.
Примерный речевой материал:
Лодка (подплыла, отплыла) от берега.
Мальчик (подбежал, отбежал) от лодки.
Собака (залезла, вылезла) из конуры.
Пассажир (вошел, вышел) в троллейбус.
Мяч (перескочил, отскочил) от пола.
Девочка (запила, выпила) молока.
Машина (съехала, заехала) на мост.
«Ждем гостей».
Цель:
упражнение детей в словообразовании.
Предлагаем детям накрыть стол к приходу гостей. Демонстрируем предметные картинки с изображением посуды и просим ответить, как эта посуда называется. Образец ответа: посуда для салата — салатница.
Примерный речевой материал:
посуда для супа —.
посуда для хлеба —.
посуда для соуса —.
посуда для сливок —.
посуда для масла —.
посуда для конфет —.
посуда для молока —.
посуда для сухарей —.
«Подумай и назови».
Цель:
упражнение детей в образовании прилагательных от существительных
Предлагаем детям дать словами правильные определения.
Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).
Примерный речевой материал:
Если на улице очень холодно, то день.
Если на улице шум, то улица.
Если человеку сопутствует удача, то человек.
Если у человека талант, то человек.
Если весь день идет дождь, то день.
Если корова приносит людям пользу, то корова.
Если у человека есть здоровье, то человек.
Источник
Консультация для родителей. Развитие грамматического строя речи у детей 4-6 лет
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, так как речь выполняет ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, в самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. У ребенка дошкольного возраста, на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуется не только речь, но и логическое мышление. А это – непременное условие успешного обучения в школе.
Хочется подсказать родителям, как можно развивать грамматический строй речи ребенка 4-6 лет ненавязчиво, не заставляя, не усаживая на специальные занятия в строго определенное время. Развитие речи ребенка в целом и формирование грамматически правильной речи, в частности, должно стать для мам и пап «образом жизни», когда любое взаимодействие с ребенком прямо или косвенно помогает развитию его речи, когда в процессе обычных домашних дел проводятся различные игры и упражнения.
- Что должны знать родители?
- Грамматика отвечает за те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова. Чтобы понимать речь, мало знать значения слов, из которых она состоит, надо еще понять отношения между этими словами. Ребенок может понимать смысл отдельных слов «рубашка», «постирать», но, тем не менее, не уловить общего смысла предложений: «Рубашка постирана» или «Рубашку постирают».
- Формирование грамматического строя речи проходит в два этапа. На первом этапе дети учатся понимать смысл сказанного. Например, ориентируясь на окончание существительного, различают, где один предмет, а где много. На следующем этапе – используют то или иное грамматическое средство в собственной речи.
- Существует определенная последовательность отработки разных сторон грамматического строя. Многообразием форм слов дети овладевают, главным образом, в младшем и среднем дошкольном возрасте. На 5-6 годах жизни идет активное освоение способов словообразования. В старшем дошкольном возрасте речь ребенка обогащается сложными синтаксическими конструкциями.
- Средний дошкольный возраст – период активного словотворчества, когда ребенок создает собственные слова по знакомым ему грамматическим образцам. В результате появляются такие забавные детские словечки «рогаются» – бодаются, «насупился» – наелся супа, и так далее. И это нормально.
- С самого раннего возраста необходимо обеспечить ребенку возможность полноценного речевого общения со взрослыми и сверстниками. И малыш будет овладевать грамматическим строем языка, стараясь подражать речи взрослых.
- Но грамматическая система русского языка очень сложна и зачастую бывает недостаточно просто речевого общения и требуется неоднократное повторение той или иной конструкции во время игры с предметами, на прогулке, во время бытовых дел дома. Пользуясь различными вещами, выполняя не сложные поручения, дети знакомятся с назначением и свойствами различных предметов, отношениями между ними. Жизненные впечатления составляют основу овладения грамматическим строем языка.
- Ребенок будет обязательно допускать ошибки. Никогда не повторяйте неправильно сказанную фразу!!! Взрослый должен несколько раз произнести правильную форму, а затем попросить сказать «красиво» ребенка. Очень хорошо, если взрослый даст несколько аналогичных примеров.
- Общаясь со своими детьми, делайте иногда произносительный акцент на той или иной грамматической форме, то есть выделяйте голосом предлог, окончание, приставку.
- Как и что мы можем делать?
- На улице, на даче, дома существует масса ситуаций, когда вы можете отрабатывать грамматические категории. Нужно просто проявить немного фантазии, ну и конечно, иметь желание.
- Всегда и везде мы можем «просчитывать» предметы. По дороге в детский сад посчитайте с ребенком машины, деревья, столбы, птичек… (одно дерево – два дерева… – пять деревьев). Поднимаясь по ступенькам, считайте ступеньки (одна ступенька – две ступеньки… – пять ступенек). Когда стоите на остановке, посчитайте этажи соседнего дома или сами дома. Собираясь завтракать, обедать, пить чай в воскресный день, посчитайте ложки, вилки, тарелки, чашки, конфеты, сушки, которые есть на столе. Когда играете с ребенком, попросите посчитать кубики, кукол, книги, карандаши… все то, что можно посчитать. Когда вы на даче собираете урожай, считайте яблоки, груши, сливы, которые лежат в корзинке и так далее. Так будет отрабатываться согласование существительных с числительными. Главное, чтобы окончания были правильными.
- Очень хорошо в бытовой обстановке отрабатывать употребление предлогов: на, в, под, за, из-за, из-под… Если у ребенка есть своя комната и вы помогаете убирать игрушки, говорите вместе с ним: «Кубики кладем в коробку, куклу посадим в шкаф, мишку на шкаф, карандаши положим в ящик и так далее». А когда достаете что-нибудь, тоже говорите: «Кубики достанем из коробки, куклу – из шкафа, мячик из-под шкафа». Да и просто вдруг, нечаянно, в комнате на диване оказалось много разных вещей. «Что же у нас на диване? Подушка на диване, книга на диване…Что у нас под столом? Мячик под столом, ручка под столом, карандаш под столом». И если вдруг замечаете, что употребление какого-либо предлога вызывает затруднение, создавайте искусственно такие ситуации или находите их в жизни, чтобы ребенок закрепил употребление данного предлога. Можно организовать специальную игру: «Поиграем с мишкой в прятки». «Куда спрятался мишка? На полку, под стул, в коробку и…». Детям старшего дошкольного возраста можно давать сложное задание, которое состоит из двух действий: «положи краски на стол, а тапочки поставь под стул», а потом пусть ребенок расскажет, что он сделал. Здесь важно так же четко употреблять окончания и выделять предлоги.
- Можно еще отрабатывать падежные формы существительных. Доставая белье из стиральной машины, попросите ребенка прокомментировать, что мы постирали? (кофточку, носочки, майку, полотенце, шапочку…). Или повесили на веревку? Или купили в магазине? (когда выкладываете покупки). Когда умываетесь, спросите: «Чем будем чистить зубы? (щеткой); Вытираться? (полотенцем); Чем я буду гладить белье?; Чем ты хочешь рисовать?; А чем мы будем кормить нашего котика или собачку?». Отрабатывая родительный падеж, можно поиграть в игру: «Чего не стало?». Положите несколько предметов или игрушек (4-5). Попросите ребенка запомнить, что тут лежит. А затем прячьте по 1-2 предмета и спрашивайте: «Чего не стало? Не стало вазы, перчаток, щетки…».
- Отрабатывая согласование существительных с прилагательными, пусть дошкольник называет предметы красного цвета (из тех, что есть дома или на детской площадке, или по дороге, или в машине…). Красная горка; красное ведро; красные сапоги у мамы… Затем это будет зеленый, синий, желтый и другие цвета. Можно дать задание найти на кухне круглые предметы, квадратные предметы, сладкие, кислые, вкусные… Употребление нескольких прилагательных подряд будет составлять описательный рассказ: «Лимон какой? (желтый, овальный, круглый, сочный, кислый, свежий, чистый, гладкий); Яблоко какое? (красное, круглое, сладкое, сочное, спелое); Булочка какая? (свежая, мягкая, сладкая, сдобная, маленькая, маковая)».
- Теперь остановимся на таком, достаточно сложном разделе, как «словообразование».
Немало интересного может узнать ребенок на кухне. Когда вы готовите суп из гороха, расскажите малышу об этом, уточните, что суп называется «гороховый». А суп из фасоли – фасолевый, а салат из моркови – морковный и так далее. А затем сами спросите: «Так как называется сок, компот из слив, яблок, груш?». Когда варите или кушаете кашу, расскажите, как называется каша (рисовая, пшенная, геркулесовая, гречневая…). Здесь же на кухне можно обратить внимание на то, из чего сделаны разные предметы. Стакан из стекла – стеклянный, сковорода из чугуна – чугунная, ведро из пластмассы – пластмассовое, стул из дерева – деревянный… Одевая или раздевая ребенка, обратите внимание на: сапоги из резины – резиновые, шубка из меха – меховая, шарф из шерсти – шерстяной. На прогулке в парке назовите листочки (кленовые, березовые, дубовые).
Если у вас дома найдутся предметы разной величины, можно упражняться в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных. Большой мяч, а маленький мячик. Большая машина, а маленькая машинка. Большое яблоко, а маленькое яблочко. А потом попросите ласково назвать бабушку, дедушку, Олю, Катю, Васю. А может у вас есть книжка про великана. У него будет все большое-большое: глазищи, ручищи, ножищи. А если волк в сказке очень-очень злой, значит, он будет злющий, а лиса – хитрющая. Здесь увеличительные суффиксы.
Достаточно сложно ребенку употреблять приставочные глаголы. Здесь уже придется смоделировать ситуацию. Сейчас есть игрушечные шоссейные, железные дороги. Можно придумать мостик, горку, яму. Или сделать это в песочнице и предложить вместе отправиться в веселое путешествие. Сначала взрослый показывает, комментирует маршрут, а затем предлагает ребенку побыть внимательным водителем: «Машина по дороге ехала-ехала и до горы доехала, в гору въехала, с горы съехала, дальше поехала. К яме подъехала, яму объехала, до речки доехала, мост переехала и домой приехала». Это может быть и самолетик, который летел, к туче подлетел, тучу облетел, и дальше полетел. Или мальчик на детской площадке шел, шел, к домику подошел, в домик вошел, из домика вышел и от домика отошел. Попробуйте, а вдруг вашему ребенку такие путешествия понравятся.
Конечно, невозможно рассказать об отработке всех грамматических категорий, но мы и не ставили такой цели. Хотелось показать лишь некоторые образцы. А заинтересованные родители обязательно почувствуют, в чем нуждается их ребенок и как ему помочь. И поверьте, такая кропотливая работа не пройдет даром. У малышей лучше сформируется «языковое чутье». Детям легче будет осваивать программу начальной школы. И вы сами от этого будете получать удовлетворение.
Источник
Когда ребёнок 5-6 лет говорит «домы» вместо «дома», «ухи» вместо «уши», «цыплёнки» вместо «цыплята» или «семь гусёв» вместо «семь гусей», то здесь уже не приходится говорить о возрастных своеобразиях речи.
В ходе специальных занятий у детей воспитываются прочные грамматические стереотипы, которые должны явиться как бы отправной точкой в деле постепенного овладения ребёнком языковыми нормами. Приведём некоторые приёмы работы по преодолению аграмматизмов в устной речи детей.
Образование множественного числа имён существительных.
Нужно отработать разные типы окончаний имён существительных множественного числа, так как именно многообразие этих окончаний и создаёт трудности. Сделать это нужно в процессе специальных упражнений, напоминающих игру в слова. При этом взрослый называет одно за другим имена существительные в единственном числе, а ребёнок – во множественном. Для лучшего запоминания ребёнком правильных грамматических форм слова группируются по сходству окончаний множественного числа:
стол – столы дом – дома стул – стулья
шкаф – шкафы глаз – глаза лист – листья
двор – дворы город – города дерево – деревья
Особое внимание нужно обратить на слова, в которых происходит выпадение
гласного звука в корне слова (носок – носки, день – дни), а также, в которых имеется чередование согласных (ухо – уши). Здесь необходимо большее число повторений.
Согласование существительных с числительными.
Как и в примерах, приведённых выше, здесь особенно важно помочь ребёнку
овладеть многообразием окончаний имён существительных в сочетании с
числительными. В ходе упражнений взрослый произносит сочетание
существительного с числительным «один», а ребёнок в ответ называет это же
самое существительное, но уже в сочетании с числительным «пять» (или два, три, четыре)
один дом – два дома, пять домов
один стол – два стола, пять столов
один жук – два жука, пять жуков
один заяц – два зайца, пять зайцев
один палец – два пальца, пять пальцев
одно платье – два платья, пять платьев
Можно надеяться, что после всех этих упражнений ребёнок сможет в дальнейшем правильно употреблять в своей речи и окончания не встретившихся в упражнениях имён существительных. Например, по аналогии с сочетанием «пять телят» он сможет правильно сказать и «пять оленят», «пять слонят» и т.д.
Необходимо обратить внимание ребёнка и на согласование существительных с числительными «один», «одна», «одно», «два», «две» в зависимости от рода существительных:
одна книга, но один заяц, одно яблоко
две картинки, но два карандаша, два колеса.
Согласование прилагательных с существительными.
Здесь важно помочь ребёнку овладеть навыком правильного употребления окончаний имён прилагательных при их согласовании с именами существительными. Эти окончания будут различными в зависимости от рода имён существительных (мужского, женского, среднего), а также от числа (множественного или единственного). Ребёнку можно предложить поиграть в «красное», «сладкое» или «лесное». При игре, например, в «лесное» взрослый спрашивает: «Малина какая?» Ребёнок отвечает: «Малина лесная». Взрослый: «А орех – какой?» (лесной) «А озеро – какое?» (лесное) и т.д. В дальнейшем можно, наоборот предлагать ребёнку имя прилагательное с уже заданным окончанием, к которому ребёнок должен подобрать подходящие существительные.
Например, взрослый спрашивает: «О чём можно сказать «зелёное»? (яблоко, дерево, платье,…) Взрослый: «А о чём можно сказать «зелёная»? (трава, лента, …) Эти упражнения нужно продолжать до тех пор, пока ребёнок не перестанет допускать ошибки в окончаниях имён прилагательных.
Работа над правильным употреблением предлогов.
Здесь прежде всего важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога, так как только при этом условии он сможет правильно употреблять их в своей речи. Ребёнку постепенно объясняют, что «на» – это значит на поверхности чего-то (на столе, на тумбочке, на шкафу); «в» – это значит внутри чего-то (в столе, в тумбочке, в шкафу); «под» – это значит внизу под чем-то (под столом, под тумбочкой, под шкафом) и т.д. Всё это, конечно, объясняется не в один приём.
Значение каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение сопровождается обязательно наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Чтобы выяснить, насколько ребёнок усвоил значение предлогов, ему предлагается молча выполнить такие, например, поручения: положить книгу на стол, в тумбочку, под шкаф и т.д. Безошибочное выполнение этих поручений будет свидетельствовать об усвоении ребёнком значений предлогов. Только после этого можно переходить к упражнениям на правильное употребление предлогов самим ребёнком.
В ходе этих упражнений ребёнок отвечает на вопросы взрослого, стараясь при этом правильно употреблять в своей речи предлоги. Взрослый, например, спрашивает: «Где лежит книга?» (местоположение книги постоянно меняется). Ребёнок отвечает, что книга лежит «на столе», «в шкафу», «в тумбочке», «на полу» и т.п. Примерно так же отрабатываются и все остальные предлоги.
Обращается внимание на различие окончаний существительных, употреблённых с одним и тем же предлогом («на столе», но «на полу»). В другом варианте упражнений можно взять два предмета (например, карандаш и книгу) и по-разному располагать их в пространстве по отношению друг к другу. Карандаш кладётся то на книгу, то под книгу, то в книгу и т.п. Ребёнок должен каждый раз говорить, где находится карандаш, употребляя при этом нужный предлог. Упражнения продолжаются до полного исчезновения ошибок при употреблении предлогов. Для некоторых детей это может растянуться на довольно долгий период времени.
Для лучшего усвоения значений предлогов очень полезны так же упражнения в последовательном употреблении предлогов с противоположным значением:
карандаш кладут на коробку – карандаш берут с коробки;
карандаш кладут в коробку – карандаш берут из коробки.
Так проводится работа с пространственными предлогами, значение которых можно объяснить достаточно наглядно. Но постепенно в упражнения нужно включать и другие предлоги. Например, ребёнку предлагается ответить на вопрос о том, с чем можно пить чай. Далее ребёнку можно предложить ответить на вопросы: «С чем можно сделать бутерброд?», «Из чего можно сделать игрушки?» и т.п.
После такой целенаправленной, систематической и настойчивой работы аграмматизмы в детской речи исчезают, ребёнок овладевает языковыми нормами.
Источник