Развитие грамматического строя речи умственно отсталого ребенка

Родной язык играет уникальную роль в
становлении личности человека. Язык и речь
традиционно рассматривались в психологии,
философии и педагогике, как узел, в котором
сходятся различные линии психологического
развития: мышление, воображение, память, эмоции.
Являясь важнейшим средством человеческого
общения, познания действительности, язык служит
основным каналом приобщения человека к
ценностям духовной культуры, а также необходимым
условием воспитания и обучения. Развитие устной
монологической речи в дошкольном детстве
закладывает основы успешного обучения в школе.
Основным средством формирования грамматически
правильной речи является обучение, которое
проводится на специальных занятиях.
Обучение грамматически правильной речи носит
характер упражнений и дидактических игр с
наглядным материалом или без него в старших
группах. Наглядным материалом могут служить
натуральные предметы, игрушки, картинки.
Заниматься грамматикой следует
непродолжительно, так как материал сложен. Играм
и упражнениям отводится, как правило, 5-10 минут,
таким образом они составляют лишь часть занятия
по развитию речи.
Занятия должны проходить непринужденно;
педагогу не следует при объяснении употреблять
грамматическую терминологию. Для того, чтобы
заинтересовать детей можно в предлагаемые фразы
включать имена присутствующих, давать задания,
придумать предложения о самом себе.
Для занятия выбирается только одна задача
(например, закрепление правильной формы третьего
лица множественного числа глагола хотеть
и т.д.). Узкое содержание позволит
сконцентрировать внимание детей на нужном
материале.
Чтобы ребенок более внимательно следил по ходу
упражнения за особенностями грамматических
форм, наряду с трудной формой можно использовать
и более легкие, уже твердо усвоенные детьми.
Одно и то же программное содержание
повторяется на занятиях до полного исчезновения
данной грамматической ошибки в речи детей (в
повседневной речи возможна некоторая
неустойчивость в употреблении правильных форм).
Работа над какими-то двумя-тремя формами может
быть программным содержанием занятий в течение
месяца или двух; занятия по различным частям речи
чередуются.
В процессе развития грамматического строя речи
у умственно отсталых дошкольников необходимо
учитывать структуру речевого дефекта,
несформированность грамматических значений,
трудности дифференциации близких по семантике и
оформлению грамматических форм.
Большое значение в работе по формированию
грамматического строя имеет использование
онтогенетического принципа. Многие
грамматические формы, которые в норме ребенок
усваивает еще в дошкольном возрасте, у умственно
отсталого ребенка оказываются неусвоенными даже
в младших классах. Последовательность работы над
грамматическими формами осуществляется как и в
нормальном онтогенезе; от конкретного к
абстрактному, от семантически простых форм к
семантически более сложным, от продуктивных к
непродуктивным, от простых по грамматическому
оформлению к более сложным по грамматическому
оформлению.
Рекомендуется следующая последовательность
коррекционной работы над падежными формами:
- дифференциация существительных именительного
падежа единственного и множественного числа; - закрепление беспредложных конструкций
единственного числа по следующему плану:- винительный падеж (нулевое окончание,
окончание -у, -а, -я); - родительный падеж;
- дательный падеж;
- творительный падеж (со значением орудийности);
- винительный падеж (нулевое окончание,
- усвоение предложно-падежных конструкций
единственного числа; - овладение формами существительных
множественного числа (сначала беспредложными,
а затем с предлогами).
Формирование системы словообразования
прилагательных проходит с учетом появления форм
прилагательных в процессе онтогенеза речи и
предполагает работу по следующим направлениям:
- согласование прилагательного с
существительным в именительном падеже
единственного и множественного числа; - согласование прилагательного с
существительным в косвенных падежах,
единственного числа (беспредложные
конструкции; конструкции с предлогами); - согласование прилагательного с
существительным в косвенных падежах
множественного числа (беспредложные
конструкции; конструкции с предлогами).
Согласование прилагательного с
существительным осуществляется в следующей
последовательности:
- согласование прилагательного с
существительным в мужском роде; - согласование прилагательного с
существительным в женском роде; - согласование прилагательного с
существительным в среднем роде; - дифференциация мужского, женского и среднего
рода прилагательных.
Развитие функции словоизменения глагола
проводится сначала в настоящем времени (единственное
и множественное число), затем в прошедшем
времени (изменение по родам, числам и лицам) и,
наконец, в будущем времени, которое является
наиболее сложной временной формой глагола.
Длительным и трудным процессом является работа
по формированию формы словообразования у
умственно отсталых детей. Можно выделить 3 этапа
в коррекционном воздействии:
I этап. Словообразование существительных:
- образование существительных при помощи
уменьшительно-ласкательных суффиксов (-ик,
-чик, -очк, ечк, -ц-); - образование существительных с помощью
суффиксов –ниц-, -инк; - образование названий детенышей животных и птиц;
- образование существительных, обозначающих
профессии.
II этап. На данном этапе отрабатываются
следующие формы словообразования:
- образование прилагательных от существительных:
- образование притяжательных прилагательных;
- образование качественных прилагательных;
- образование относительных прилагательных.
- образование возвратных глаголов;
- образование и дифференциация глаголов
совершенного и несовершенного вида.
III этап. На этом этапе проводится работа по
дифференциации приставочных глаголов (приставки
в-, вы-, при-, от-, у-, пере–).
IV этап. На данном этапе проводится работа
над родственными словами.
Формировать грамматический строй речи у
умственно отсталых детей начинают на II году обучения.
Детей учат употреблять глаголы первого и
третьего лица в единственном числе и третьего
лица во множественном числе (“Я рисую”, “Катя
рисует”, “Дети гуляют”);
- правильно употреблять в активной речи предлоги в,
на, под; - согласовывать глаголы с существительными;
- правильно употреблять существительные в
единственном числе в родительном падеже.
III год обучения:
- начать формировать у детей процессы
словообразования; - употребление в речевых высказываниях предлогов
за, перед; - согласование существительных и глаголов;
- согласование существительных и прилагательных;
- согласование местоимений и глаголов;
- употребление существительных в дательном и
творительном падежах; - образование множественного числа имен
существительных.
IV год обучения:
- формировать у детей понимание значения
глаголов и словосочетаний с ними в настоящем,
прошедшем и будущем времени; - уточнить понимание детьми значения изученных
предлогов; учить пониманию и выполнению
инструкций с предлогами: на, под, за, в, перед,
около, у, из, между; - учить детей употреблять в речи существительные
в родительном падеже с предлогами у, из; - расширять понимание детьми значения слов (различение
глаголов с разными приставками, употребление
однокоренных слов).
Ниже представлены 2 конспекта занятия по
развитию речи для детей IV года обучения.
Конспект занятия по развитию речи
Тема: Перелетные птицы.
Цели:
- Формирование умения составлять сравнительный
рассказ о двух птицах. Уточнение и расширение у
детей знаний и представлений об особенностях
внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках
перелетных птиц (журавля, грача, ласточки,
скворца). - Коррекция грамматического строя речи через
употребление предложно-падежных конструкций.
Активизация зрительного внимания, слухового
восприятия. Подготовка руки к письму. - Воспитание интереса к окружающему миру.
Оборудование: иллюстрации птиц, аудиокассета
с голосами птиц, схема, пособие “Где находится?”
Ход занятия
Основные направления коррекционной работы | Содержание работы |
Слуховое восприятие Эмоции Мыслительная деять-ть Ориентировка в пространстве. Связная речь Активизация зрительного восприятия Общая моторика Операции сравнения Связная речь Грамматический строй речи Мелкая моторика Оценочная деят-ть | I. Оргмомент 1. Прослушивание – Послушайте, чьи это голоса? (птиц) А почему они 2. Психогимнастика “Птички” – А теперь представьте, что вы птички. Летите II. Вводная часть 1. Вопрос: У вас на столе лежат картинки с – С левой стороны, какие птицы у тебя лежат? С – Оставьте картинки с перелетными птицами, а – Сегодня на занятии мы поговорим о перелетных 2. Беседа о перелетных птицах – Почему этих птиц называют перелетными? – Каких перелетных птиц вы знаете? Первыми в конце лета от нас улетают журавли: – Какая это птица, большая или маленькая? – Назовите части тела. Какие они? – Чем питается? – Где живет? – Как называется эта птица? Аналогично рассмотреть скворца, ласточку, III. Физминутка “Изобразите птиц” – Посмотрите на ласточку. Полетела вверх-вниз, – Посмотрите на грача. Ходит по земле важно, – Посмотрите на скворца. Перелетает с ветки на – Посмотрите на журавля. Он ходит по болоту IV. Основная часть. Составление сравнительного рассказа: грач и – Чем похожи эти птицы? (Есть перья, голова, клюв, – Чем отличаются эти птицы? (Размер, части тела, – Молодец, :! Она не забыла рассказать о : А о V. Д/ игра “Где кто находится?” – Кто находится слева от шишки? – Кто находится над грибочком? И т.д. Подготовка руки к письму. – У вас на столе лежат листочки. Обведите линии -Что вы нарисовали? – Эти листочки с птицами вы возьмете с собой в VI. Итог Мы с вами поговорили о перелетных птицах. – Что вам больше всего понравилось, какое |
Конспект занятия по развитию речи
IV год обучения
Тема: Звери наших лесов.
Цели:
- Закрепление умения составлять рассказ по
плану-схеме. Обобщение и расширение у детей
знаний об особенностях внешнего вида, повадках
диких животных, их приспособления к среде
обитания (сезонные изменения, способы защиты). - Развитие связной грамматически правильной
речи, зрительного и целостного восприятия. - Воспитание интереса к окружающему миру.
Оборудование: картинки с изображением диких
животных, разрезные картинки, план-схема, листы
бумаги, простые и цветные карандаши,
нарисованная сорока.
Ход занятия
Основные направления коррекционной работы | Содержание работы |
Познавательный интерес. Артикуляция. Зрительное восприятие. Грамматический строй. Грамматический строй. Связная речь. Словарь. Целостное восприятие Грамматический строй Общая моторика. Эмоции. Связная речь. Мелкая моторика. Грамматический строй. Оценочная деят-ть | I. Оргмомент 1. Сюрпризный – К нам прилетела сорока – белобока, которая на 2. На стене, между елками развешаны звери. – Найдите глазками, сколько потерялось лис? – Сколько потерялось зайцев? Покажите, как он – Сколько потерялось белок? Покажите, как – Сколько потерялось медведей? Покажите, как 3. Сегодня мы будем составлять рассказ о том, как II. Введение в тему. Сорока: “Зверей вы нашли, а хвосты они 1. Д/игра “Чей хвост?” – Чей хвост? (беличий) – Как меняется шубка к зиме у белки? – Какие запасы готовит белка к зиме? Чем – Как подготавливает жилище к зиме? -Белка какая? (шустрая, ловкая, хозяйственная). 2. Аналогично рассказывается о лисе, зайце, Во время беседы выставляется план-схема и 3. Составление “осколочной” картинки. – Сложите картинку и назовите животное, которое – Кого ты сложил? (лису, винительный падеж) III. Физминутка “Пантомима” Изобразите: – Как дрожит трусливый зайчик. – Как ловко и проворно бегает белка по деревьям. – Как переваливается с ноги на ногу медведь. – Как крадется, когда охотится лиса. IV. Составление рассказа. 1. Планирование рассказа. – Сейчас мы будем составлять рассказ о том, как Каждый будет рассказывать от имени того – С чего начнем рассказ? (Кто это? Какая у него – Какие делает запасы? – Как устраивает свое жилище? (по плану-схеме) 2. Дети выходят по очереди и рассказывают каждый 3. Оценивание детских рассказов. V. Игровое упражнение “Нарисуй по точкам” – Давайте сначала разомнем пальчики. – Обведите по точечному контуру животное. – Кого нарисовали? (родительный падеж). – Листочки отдадим Сороке, она унесет их в лес и VI. Итог – Скажите, все животные готовы к зиме? Смогут они – Правильно, все подготовились к зиме – Молодцы. |
Источник
Особенности лексико – грамматической стороны речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Автор: Нерослова Ольга Николаевна
ОГКОУ «Школа №11» г. Димитровград Ульяновская область
В специальной литературе многие авторы раскрывают особенности речевого развития обучающихся с нарушениями интеллекта. Основное содержание работ составляет обобщенная характеристика отклонений речевого развития у детей с нарушением интеллекта, проявляющихся в различных сторонах речи. В своей статье постаралась отразить результаты исследований, направленных на изучение особенностей речевого развития детей с нарушением интеллекта. Работа логопедом в течение 14 лет в Областном государственном казённом общеобразовательном учреждении «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 11» города Димитровграда позволяет подвести некоторые итоги наблюдениям, посвященным своеобразию речевого развития, специфических отклонений и аномалий речевого развития у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Изучение этих особенностей может оказать неоценимую помощь логопедам, начинающим работать с детьми с ОВЗ, в частности с обучающими с умственной отсталостью. В данной статье приводятся примеры наиболее частых ответов детей, которые получены в результате ежегодных обследований обучающихся в начале и конце учебного года.
Причины несовершенства лексической стороны речи умственно отсталых детей связаны с низким уровнем их интеллектуального развития, ограниченностью представлений и знаний об окружающем мире. У детей с интеллектуальными нарушениями наблюдается бедность словарного запаса. У них сохраняется резкое преобладание пассивного словаря над активным. Они сохраняют в своей памяти большое количество слов и понимают их значения, но не употребляют по своей инициативе. Эти слова находятся лишь в их пассивном словаре. Переход слов в активный словарь осуществляется крайне медленно.
Дети не знают названий многих предметов, которые их окружают. Например, матрёшка, пирамидка. Различия предметов не усваиваются детьми, а обозначения не разграничиваются. Блюдце называют тарелкой, табурет – стулом, кастрюлю- сковородой, водителя называют грузчиком, таксистом, автомобилем. С трудом дети называют детёнышей животных, почти до 5-6 -х классов не могут назвать жеребёнка, ягнёнка, а в начальных классах если и называют детёнышей, то ошибочно: «свинята», «телёнки». Обобщают чаще следующим образом: продукты → еда, головные уборы → шляпы, одежда → вещи. Затрудняются обобщать транспорт, профессии, не дифференцируют «овощи» ↔ «фрукты». Для обучающихся характерна неточность употребления слов. Чашка – кружка – стакан чаше называются следующим образом: «кружка, тоже кружка, бокал».
В активном словаре детей с нарушениями интеллекта отсутствуют многие глаголы, обозначающие способы передвижения. Чаще всего вместо слов «скачет», «ползет» они говорят «ходит». При выполнении задания «Кто как голос подаёт» наиболее трудными оказываются глаголы: кукарекает, кудахчет, гогочет, ржёт. А обучающиеся в начальных классах чаще используют звукоподражания. Кроме того, используют невербальные средства общения, показывая движения руками. Глаголы с приставками дети заменяют бесприставочными глаголами или ошибочно используют приставки: поехал → ехал, переехал → проехал.
Наибольшую трудность представляет использование прилагательных. При выполнении задания на подбор признаков к картинкам используются слова, обозначающих цвет предметов, величину, вкус. Яблоко – зелёное, красное, с помощью наводящих вопросов могут назвать «кислое, сладкое круглое». Следующая особенность: лиса – «красная». В ходе беседы на примере сказок выясняется, что детям знакомы слова «рыжая, хитрая», но они эти слова не используют в своей речи. Девочка характеризуется как «хорошая», дальнейший подбор признаков, обозначающих внутренние качества человека затруднён. Дети используют в активном словаре, главным образом, «универсальные заменители»: плохой, хороший, большой, маленький. Подбирая антонимы, допускают типичные ошибки: длинный → узкий, узкий → большой, новый → не новый. В речи мало наречий, как правило, «хорошо», «плохо». Образуя относительные и качественные прилагательные, дети с нарушением интеллекта дают неожиданные ответы: компот из слив – «сливочный, сливной»; суп из овощей – «овощовый», «вкусный», «щи»; сок из винограда – «виноградовый», ветренный день- «ветерный», вместо морозного дня – «холодный». Особенно проявляются нарушения при образовании притяжательных прилагательных. На вопрос: «Чья лапа?» дают следующие ответы: «белочья», «лисицы», «лисиная», «оленичья», «оленева».
У детей с интеллектуальными нарушениями отмечается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизме (синий платье), выявляются искажения в употреблении падежей (Р.п.: вместо «В лесу много птичьих гнёзд» говорят: «гнездей», «гнездов»), смешения предлогов (около→из), неправильные согласования существительного и числительного (пять линейки), существительного и прилагательного с притяжательным местоимением (зелёное ведро – мой, красная ягода – моё). Функция словообразования недостаточно сформирована. Уменьшительно – ласкательные формы существительных образуют таким образом: барабан → «барабаник», скворец → «скворечник».
Можно сделать вывод, что, речь умственно отсталых детей развивается крайне медленно, носит своеобразный характер и отличается большой спецификой, что обусловлено особенностями высшей нервной деятельности детей, их психологическими особенностями.
Источник