Развитие грамматического строя ребенка пособия
Лариса Козионова
Комплексное игровое пособие по развитию лексико-грамматического строя речи «Солнышко речистое»
Комплексное игровое пособие по развитию лексико-грамматического строя речи «Солнышко речистое»
Лексико-грамматический строй речи считается достаточно развитым если к 5 годам ребенок овладевает всеми грамматическими категориями родного языка. Т. е. говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова, используя падежные и родовые окончания, пользуется предлогами.
Проанализировав уровень развития детей, посещающих логопункт, у 40 % детей выявлены нарушения со стороны лексико-грамматического строя речи.
Сегодня учителям-логопедам предлагается много дидактических игр по развитию ЛГ категорий. Но каждое из этих пособий направлено на развитие какого-либо одного компонента грамматики.
Увеличение количества детей с ЛГНР и отсутствие на рынке комплексных пособий по развитию лексико-грамматической стороны подтолкнули к необходимости создания комплексного пособия.
Представляю Вашему вниманию комплексное игровое пособие по развитию лексико-грамматического строя речи «Солнышко речистое»
Пособие представляет собой игровое поле голубого цвета, обозначающее небо, на него наклеен желтый круг диаметром 10 см, вокруг 6 лучей – «солнышко».
Ящичек, в котором в файлах лежат карточки с описанием игр, и предметные картинки. Поднос, на котором располагаются предметные картинки в ходе игры. На солнечные лучи и на предметные картинки наклеена «липучка» (лента – контакт или лента Велкро). За счет этого пособие можно использовать как горизонтально, так и на вертикально.
Цель данного пособия:
Развитие лексико-грамматического строя речи детей.
Задачи, которые решаются в ходе использования данного пособия:
1. Обогащать словарный запас.
2. Упражнять в умении соотносить существительные с местоимениями он, она, оно, они.
3. Формировать навыки образования относительных и притяжательных прилагательных.
4. Упражнять в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами увеличения.
5. Упражнять в согласовании существительных и числительных.
6. Способствовать развитию умения подбирать к предмету несколько слов – признаков.
7.Воспитывать умение действовать сообща: в паре или группе детей.
Ценность пособия вижу в том,что:
его можно использовать в кабинете логопеда, в группе воспитателем и самостоятельно – детьми старшего дошкольного возраста;
можно использовать на индивидуальных и на подгрупповых занятиях;
пособие помогает развивать мышление, умение самостоятельно составлять и анализировать ответы;
пособиепозволяет реализовать разные формы взаимодействия: педагог – ребенок, ребенок – ребенок.
«Лето – зима», «Весна – осень»
Цель: Обогащение словаря путем подбора слов по данной теме.
Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с изображением ягодки (лето, снежинки (зима, подснежника (весна, желтого листочка (осень). Дети выкладывают картинки, с изображением предметов или природных явлений, относящихся к данному времени года, объясняя свое решение (Я поставил лучик с изображением радуги, потому что она бывает летом).
«Он, она, оно, они»
Цель: Соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.
Ход игры: В центр солнышка по очереди кладутся карточки с изображением девочки – она, мальчика – он, девочки и мальчика – они, солнца – оно. Дети должны выложить на лучики картинки, про которые можно сказать – она, он, оно, они.
«Летит, плывет, ползет»
Цель: Активизация предметного, глагольного словаря.
Ход игры: В центр солнышка по очереди кладутся карточки с изображением неба (летает, земли (ползает, воды (плавает). Дети выкладывают на лучи картинки с изображением предметов, зверей, птиц, насекомых, которые совершают данное действие, обосновывая принятое решение. (Я положил картинку со стрекозой, потому что она летает.)
«Большой – маленький»
Цель: упражнение в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами увеличения.
Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с изображением карлика или великана. Дети выкладывают картинки с изображением различных предметов и называют их ласково (если в центре находится карлик) или называют слово, прибавив к нему суффикс –ищ (если в центре – великан). Можно использовать предметные картинки по разным лексическим темам.
«Что делает?»
Цель: Закрепление использования в речи распространенных предложений; активизация глагольного словаря.
Ход игры: В центр кладется карточка с написанным вопросом «Что делает?». Дети выкладывают на лучи картинки с изображением действий и говорят, что нарисовано. (Мама варит вкусную кашу.)
«Приготовим сок или варенье»
Цель: Формирование навыков образования относительных прилагательных.
Ход игры: В центр кладется карточка с нарисованным стаканом. На лучи дети по очереди выкладывают картинки, с изображением ягод, фруктов, овощей. Дети говорят, какой сок они приготовили (На картинке вишня. Сок называется вишневый.)
«Сколько?»
Цель: Упражнение в согласовании существительного и числительного.
Ход игры: В центр солнышка выкладывается картинка с цифрами 1 (3, 5). На лучи выкладываются картинки с изображением различных предметов. Дети называют, каким будет количество предметов в зависимости от выбранной цифры (одно дерево, один мяч, три мяча). В данной игре так же можно использовать предметные картинки по разным лексическим темам.
«Какой?»
Цель: Закрепление умения подбирать к предмету несколько признаков.
Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с написанным вопросом «Какой?». Дети выкладывают на лепесток картинку с изображением любого предмета и описывают его, используя несколько слов-определений (Мяч резиновый, круглый, разноцветный, большой.)
Вариант 1 «Чей хвост?»
Цель: Формирование практических навыков образования притяжательных прилагательных.
Ход игры: На лучи по очереди выкладываются карточки с изображением хвостов разных животных. Дети определяют и называют, чей это хвост, находят это животное.
Вариант 2 «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Дети разбирают перевернутые картинки с животными. Ведущий бросает кубик, выкладывает в центр солнышка выпавшую картинку (глаза, нос, лапы, хвост, уши (ухо, морда). Каждый ребенок по очереди приклеивает на лучик картинку и называет образованное новое слово в зависимости от вытянутого животного (лисий хвост, кошачье ухо, собачья морда, беличьи лапы и т. д.).
В ходе использования данного пособиябыли получены следующие результаты:
– возрос интерес детей к НОД;
– вырос уровень практических навыков по словообразованию и словоизменению;
– повысилось умение детей давать полный, развернутый, обоснованный ответ.
В дальнейшем планирую
– разнообразить базу предметных картинок по лексическим темам;
– изготовить картинный материал для работы по использованию предлогов в речи детей, по образованию приставочных глаголов, по правильному использованию родовых окончаний прилагательных.
Источник
Рита Шибаева
Наглядно-дидактические пособия для развития лексико-грамматического строя речи
1. Дидактическая игра для дошкольников “Мама и её детёныш”
Дидактическая игра «Мама и её детёныш» предназначена для проведения педагогами образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста от 4 до 7 лет по теме «Домашние животные», «Дикие животные», «Домашние птицы».
Цель. Уточнять, расширять и систематизировать знания и представления детей о животных и их детёнышах.
Задачи. Расширять представления о животных и их детёнышах, внешнем виде, особенностями их поведения и питания, повадках, пользе для человека. Обогащать речь детей существительными и прилагательными. Совершенствовать умения сравнивать, находить сходства и различие.
Форма проведения игры – подгрупповая или индивидуальная работа.
В комплект игры входит.
1. Мама кит (с кармашком) и детёныш китёнок (с кармашком).
2. Предметные картинки с изображением мам и детёнышей.
2. Дидактическая игра для дошкольников “Наоборот”
Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста, которая поможет им научиться правильно, употреблять в речи слова с противоположными значениями.
Цель. Учить подбирать антонимы к словам.
Задачи. Активизация словарного запаса, быстрота мышления.
Ход игры. Взрослый называет слово, ребёнок подбирает картинку к слову, затем противоположную картинку к подобранному слову и называет её. (Чашка целая – чашка пустая, веселый – грустный, худой – толстый, длинный – короткий и т. д.)
Форма проведения игры – подгрупповая или индивидуальная работа.
В комплект игры входит.
1. Большой мухомор (с липучкой, маленький мухомор (с липучкой).
2. Дидактические карточки.
3. Дидактическая игра для дошкольников “Где, что лежит?”
Игра предназначена для закрепления правильного употребления предлогов в самостоятельной речи.
Цель. Закрепление понимания и правильного употребления различных предлогов.
Задачи. Формировать грамматический строй речи через использование дидактической игры, активизировать словарь, развивать мыслительные процессы.
Ход игры. Дети подбирают к картинке нужный предлог и составляют с ним предложение.
В комплект игры входит.
1. Дерево с двумя кармашками.
2. Дидактические карточки.
4. Дидактическая игра для дошкольников “Весёлый клоун”
Игра предназначена для развития у детей пространственных представлений и умения ориентироваться в предметно-пространственном окружении.
Цель. Закрепить знания и умение ориентироваться в пространстве.
Задачи. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от предмета». Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении. Формирование умений ориентироваться на плоскости.
Ход игры. Дети следуют инструкции педагога и раскладывают картинки в заданный кармашек.
В комплект игры входит.
1. Игровое поле «Весёлый клоун».
2. Дидактические карточки.
5. Дидактическая игра для дошкольников “Цветная гусеница”
Игра предназначена для детей дошкольного возраста. Охватывает сенсорное развитие, активизирует речь ребёнка, стимулирует зрительные ощущения.
Цель. Развитие зрительного восприятия, цветоразличение.
Задачи. Учить детей различать и ориентироваться в цвете. Учить группировать предметы по цвету. Развивать мыслительные процессы понимать речь взрослого. Развивать координацию действий обеих рук, и эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
Ход игры. На ковролине ребёнок составляет гусеницу по цветовой инструкции взрослого. Можно усложнить игру, использовать предлоги «за», «перед», «между». После того как гусеница собрана, подбираем по цвету картинки.
В комплект игры входит.
1. Игровая цветная гусеница.
2. Дидактические карточки.
6. Дидактическая игра для дошкольников “Звери едут в зоопарк”
Дидактическая игра “Чья голова? Чей хвост? ” по теме “Притяжательные прилагательные”. Предназначается для детей 5-6 лет.
Цель. Образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом – (ей, -ий, -ья, -ье, -ьи).
Задачи. Упражнение в словообразовании. Закрепление представлений о диких и домашних животных. Развивать способность анализировать.
Ход игры. Необходимо найти по заданию голову и хвост животного, поставить в окошки кузова в нужной позиции.
Младший возраст. Педагог раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост. Средний возраст. Попросить детей назвать, чей хвостик потерялся. Найди хозяина. Старший возраст. Дети самостоятельно ищут, где, чей хвост и проговаривают слова.
В комплект игры входит.
1. Грузовик.
2. Дидактические карточки.
Источник
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.
Упражнение №1. “Кто? Что?” (составление предложений по разным моделям).
Задание: “Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том,
Кто? Что делает? Что?
Например: Кошка лакает молоко”‘.
Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)
Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)
Упражнение №2. “Закончи предложение”.
Задание: “Попробуй угадать конец фразы”.
Дети ели ка… . На столе лежат бумага и кра… . В лесу растут гри… . В саду растут цве… . У нас есть петух и … . Зимой бывает хо… .
Упражнение №3. “Добавь слова” (распространение предложений).
Задание: “Сейчас я скажу предложение. Например, “мама шьет платье”. Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?”
Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок.
Упражнение №4. “Составь фразу” (образование предложений из слов).
Задание №1.
“Придумай предложения, используя следующие слова:
забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня,
колючий куст, лесное озеро”.
Задание №2.
“Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?”
1. Дымок, идет, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мед.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.
Упражнение №5. “Пропавшие слова”.
Задание: “Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие “.
1. Тишина царит в дремучем _____. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________ .
2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую __________ . Быстро мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в ______ . Мороз щиплет _______ . ________ не боятся мороза. Весельем горят их ________ .
3. Стоит жаркая погода: небо _______ , солнце светит _______ . Коля и Оля идут гулять в поле ______ . Они слушают там пение маленьких ________ . Они собирают ________ . Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими ________ . Маленькие дети торопятся вернуться ____ . Но прежде чем они успели прийти, разразилась ______. Дети испугались ________ грома. Они постучались в один ______ , чтобы укрыться от сильного _______, так как у них нет с собой ________ и их одежда совсем _______ .
Упражнение №6. “Найди ошибку”.
Задание №1.
“Послушай предложения и скажи, все ли в них верно”.
Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине.
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов будут дожди.
Весной луга затопили реку.
Снег засыпало пышным лесом.
Задание №2.
“Как нужно исправить предложение?”
Упражнение №7. “Объясни”.
Задание: “Послушай фразу:
Собака идет на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.
Объясни, почему кошка недовольна.
Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу.
Что сделал Петя раньше: читал книгу или пошел в кино? Объясни.
Ваня рисовал Сашу. Саша рисовал дом.
Кто что рисовал? Объясни”.
Упражнение №8. “Что имеется в виду?” (тренировка на понимание переносного смысла).
“Скажи, как ты понимаешь эти выражения:
железный топор – железный человек
золотая стрела – золотые руки
ядовитый укус – ядовитый взгляд
острый нож – острое слово
низкий стол – низкий поступок
черствый хлеб – черствый человек”.
Упражнение №9. “Правильно или нет?”.
Задание: “Как ты думаешь, можно ли так сказать?”
Мама ставит вазу с цветами в стол.
Когда хотят что-то купить, теряют деньги.
Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
В полу лежит красивый ковер.
Спросите ребенка: “Почему предложения неточные?”
Упражнение №10. “Где начало рассказа?”
Ребенку требуется установить последовательность событий по серии картинок. Покажите ребенку серию картинок
Задание: “Посмотри, все эти картинки связаны между собой. Но они перепутаны. Найди, где начало, где конец истории, и расскажи мне, о чем она”.
Упражнение №11. “Рассказ по картинке”.
Дайте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинку и попросите рассказать изображенную на ней историю. Это упражнение следует повторять как можно чаще, используя любые рисунки, которые интересны ребенку.
Вот некоторые правила, которые важно соблюдать, составляя рассказ.
Важно научить ребенка видеть и выделять главное в содержании, особенности истории. Помогайте ребенку, задавая вопросы.
– О чем эта картинка?
– Кто главный герой?
– Что происходит?
– Какие герои нарисованы на картинке?
– Какой у них характер?
– Как можно назвать этот рассказ?
С тем же успехом к этому упражнению можно добавить тренировку на пересказывание текста. Вы читаете ребенку маленький (до 20 предложений) рассказик, затем просите его пересказать услышанное. При этом следите, как ребенок понял основной смысл рассказа, может ли его словесно выразить, легко ли находит нужные слова, допускает ли в своей речи неправильные грамматические формы, употребляет ли сложные предложения.
Упражнение №12. “Подбери рифму”.
Для начала проверьте, знает ли ребенок, что такое рифма. Объясните, что два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково, например, вол – гол.
Предложите ребенку самостоятельно подобрать рифму к словам:
каша, вой, подушка, сок;
снег, кошка, кружок, миска;
речка, тучка, бочка.
Ребенку нужно подобрать не меньше трех рифм для каждого слова.
Упражнение №13. “Составь предложение”.
Задание: “Сейчас мы будем соединять вместе несколько предложений. Например, я произношу предложение: “В лесу идет дождь. Гремит гром”. Эти предложения можно соединить при помощи маленького слова-мостика “и”, тогда из двух получится одно. “В лесу идет дождь, и гремит гром”.
Теперь попробуй сам”.
Ярко светит солнце. Поют птицы.
Есть и еще возможный вариант этого упражнения: попросите ребенка закончить фразу.
Дети вышли гулять и …
По этой же схеме можно потренировать ребенка на составление предложений с союзами “а”, “но”, “хотя”, “зато”, “если, … то”.
Источник
Мастер-класс по теме: «Дидактические игры и пособия в формировании грамматического строя речи с детьми среднего возраста» разработала и провела воспитатель МБДОУ №12 “Березка” Суббот Е.В.
Уважаемые коллеги!
– Позвольте представить вам тему моего мастер-класса по образовательной области «Речевое развитие» :
«Дидактические игры и пособия в формировании грамматического строя речи с детьми среднего возраста»
Цель мастер-класса: закрепить и усовершенствовать знания педагогов по использованию дидактических игр и пособий, направленных на формирование грамматического строя речи.
Я надеюсь, что процесс будет двусторонним, и вы будете активными участниками сегодняшнего мастер-класса.
Прежде чем начнем мастер-класс, я хочу рассказать вам притчу «Иди вперед!».
«Жил дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса. Однажды путник, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав:
– Иди вперед, иди вперед!
Дровосек послушался совета, отправился в лес и шел вперед, пока не дошел до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он начал удивляться, почему добрый путник не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а просто посоветовал идти вперед. На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошел дальше и нашел медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и , продав ее на базаре, выручил еще больше денег. На следующий день он нашел золото, потом алмазы и, наконец, приобрел огромные богатства».
Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своем движении после того, как достигнет некоторых сверх нормальных сил, то, в конце концов, найдет богатство вечного Знания и Истины.
Желаю вам найти на нашем мастер-классе необходимые для вас знания!
Я напомню, что развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей посредством использования практических методов, направленных на применение речевых умений и навыков и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игровые упражнения, игровые технологии. Они используются для решения всех речевых задач.
В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А мы с вами знаем, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра.
Чтобы игра проходила успешно, способствовала реализации программных задач, мы используем дидактические пособия.
На своем мастер-классе я напомню знакомые вам игры, направленные на формирование грамматического строя речи в средней группе и мы поиграем в них с помощью дидактических пособий.
Для участия в мастер-классе я приглашаю 5 желающих.
Чтобы увлечь детей игрой, заинтересовать их, я использую разные дидактические пособия. Одно из таких пособий –«Круги Луллия».Это многофункциональное дидактическое пособие, которое увлекает, заинтересовывает детей. Оно состоит из 2 кругов (большого и маленького, к концу средней группы , в старшей и подготовительной берем 3 круга), стрелки и наборов картинок по теме игры. Используя это пособие можно проводить дидактические игры по разным образовательным областям как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в непрерывно-образовательной деятельности в утренние и вечерние часы. Но сегодня вспомним вместе с вами , какие игры мы можем предложить своим воспитанникам по формированию грамматического строя речи.
Игры: «Один и много», «Мамы и детки», «Кто где живет» и др.
А сейчас мы поиграем с вами в одну из таких игр.
Игра «Один и много»
Прежде чем играть со своими воспитанниками, вы должны знать цель данной игры, познакомить детей с пособием и объяснить правила игры.
Цель данной игры: учить детей образовывать существительные в форме родительного падежа множественного числа .
Сначала объясните воспитанникам, что у нас 2 загадочных круга- большой и маленький. На маленьком круге разложены картинки , на которых изображен один предмет, а на большом круге- этих предметов много. Повернув стрелку, предложите ребенку выбрать картинку на маленьком круге, спросите что это и сколько. А теперь на большом круге найди картинку, на которой этих предметов много. Поверни большой круг, чтобы стрелка указывала на одинаковые предметы. Повторите с воспитанником, что это(яблоко, шар, апельсин), а много?…(яблок, шаров, апельсинов).Образец детям даю я. А теперь вы раскрутите стрелку. Воспитанники увлекаются игрой и под моим руководством играют сами по кругу.
Поиграем с вами.
Очень увлекает детей игровое пособие «Веселая рыбалка».
Само название пособия заинтересовывает детей. Ведь для них рыбалка- это ловить рыбу удочкой, что им очень нравится. Это пособие состоит из набора разноцветных рыбок с картинками, имитированный пруд, удочка и ведерки. Используя это пособие по теме мастер –класса с воспитанниками можно поиграть в игры «Назови ласково», «Кто где находится?», «Один и много», «Чей малыш» и другие, которые способствуют формированию грамматического строя речи.
Я предлагаю вам с помощью этого пособия поиграть в игру «Подбери признак».
Как я уже говорила , вы для себя должны знать цель игры, а воспитанников познакомить с пособием и рассказать правила игры.
Цель этой игры: развивать умение согласовывать прилагательные с существительными.
Игру можно начать с сюжета или интересной беседы. Например, скажите своим воспитанникам ,что рыбалка у нас будет необычная. В нашем «пруду» живут не настоящие рыбки, а волшебные. У каждой рыбки –своя картинка с заданием. Объясните детям, что, выловив рыбку, он посмотрит, какой предмет на картинке и расскажет о нем.(У моей рыбке на картинке куртка, она теплая, синяя, новая).Если ребенок затрудняется, вы можете задать ему наводящий вопрос. Я показываю образец игры, а дети продолжают по кругу.(Игра с воспитателями).
Для развития речи детей многие используют дидактическое пособие «Речевой куб». Сегодня я тоже немного напомню вам об этом пособии. Может кто-то из вас его использует, а кто не знает, тот будет знать. Речевой куб привлекает тем, что он многофункционален, прост в изготовлении, удобен в использовании. Его можно использовать с детьми любого возраста, в разных образовательных областях по разным темам, как в непосредственно- образовательной деятельности, так и в непрерывно-образовательной деятельности, в индивидуальной и групповой работе, а в старших группах и в самостоятельной деятельности. Правила игры просты: вы бросаете куб воспитаннику, он , глядя на картинку на стороне куба, выполняет задание, соответствующее теме игры. Используя это пособие для формирования грамматического строя речи, со своими воспитанниками я играю в такие игры: «Назови ласково», «Подбери признак», «Чей малыш?», «Один- много» и другие. Сегодня , используя речевой куб для формирования грамматического строя речи, я предлагаю вам поиграть в игру «Кто где находится?»
Цель этой игры: правильно использовать предлоги в речи.
Вначале игры обратите внимание детей на пособие, на картинки на нем, рассмотрите их. Предложите воспитанникам поиграть. Вы бросаете куб ребенку, он, глядя на картинку на стороне куба, которой поймал, отвечает , где находится животное. Если ребенок затрудняется ответить, задайте ему наводящий вопрос.
Для формирования грамматического строя речи я использую, может быть ,всем вам знакомое пособие «Теремок».Это пособие изготовлено в виде яркого, красочного, теремка, на котором расположены кармашки в виде окошек, распечатываются карточки по теме игры. Применяя это пособие, я использую сказкотерапию, вовлекаю своих воспитанников в сказку, взяв сюжет по теме игры. Это пособие я использую как со всеми детьми , так и в индивидуальной работе в непосредственно- образовательной деятельности и в непрерывно-образовательной деятельности в утреннее и вечернее время. Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру «Мамы и детки», используя это пособие.
Цель игры: учить детей образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.
Чтобы увлечь и заинтересовать детей, я предлагаю им послушать интересную сказку. (В процессе рассказывания сказки дети находят карточки с изображением детенышей животных и вставляют в кармашки окошек теремка).
«Стоит в поле теремок, как красив он и высок! Вышла из леса медведица. Видит, стоит в поле теремок. Зашла она в теремок, очень понравилось ей в нем .Осталась медведица жить в теремке. Но вспомнила она , что малыши ее одни остались. (Предложить детям привести ей ее детенышей, задав вопрос: кто у медведицы?)Живет в теремке медведица с медвежатами(хором повторить).Вышла из леса лисица, ищет свежую водицу. Видит в поле теремок стоит. Зашла она в теремок, понравилось ей, и осталась в нем жить. А вас просит привести ее детенышей. Кто у лисы? (Лисята).Стала жить в теремке лиса с лисятами (хором).Прискакала из леса зайчиха. Ищет в поле для своих деток капусту. Видит в поле стоит теремок. Зайду, посмотрю, кто в теремочке живет. Зайчихе так понравилось в теремке, что она осталась в нем жить. А вас просит привести ее детенышей. Кто у зайчихи?(Зайчата).Стали звери в теремке жить дружно и весело.(Вместе с детьми перечислить мам и детенышей). Выглянуло солнышко, засветило ярко, улыбнулось».
Предложить воспитанникам сделать вывод: почему солнышко радуется?(Вы помогли животным привести их детенышей, они все стали жить дружно и весело.)Так можно использовать дидактическое пособие «Веселый поезд».Можно придумать веселую историю или сказку и обыграть игру.
Уважаемые коллеги!
Я поделилась с вами теми дидактическими пособиями и играми, которые можно использовать для обогащения грамматического строя речи детей. Используя данные пособия, я придумываю новые истории. Продемонстрированный материал я активно применяю в своей работе по развитию речи, что позволило мне не раз убедиться в его результативном воздействии на речевое развитие детей.
Источник