Развитие графомоторных навыков у леворукого ребенка

Развитие графомоторных навыков у леворукого ребенка thumbnail

Современные исследования доказывают, что левшество – это одна из существенных и постоянных индивидуально-психологических характеристик личности, которая обуславливает отличие детей – левшей по ряду специфических черт от правшей и к ним необходим специальный психолого- педагогический подход.

Еще совсем недавно леворуких детей переучивали, не думая о том, что это отрицательно влияет на здоровье ребенка и на формирование его личности. В большинстве случаев данное насилие приводило к возникновению патологических черт и неврозу.

М.М. Безруких выявлено то, что левшество – не патология, а один из вариантов нормального развития организма, зависящее от особенностей строения мозга ребенка, врожденных генетических особенностей организма. Насильственное переучивание влияет на функциональную специализацию полушарий мозга. Наиболее часто наблюдается вмешательство в латеральное развитие ребенка при поступлении его в школу, когда начинается обучение письму и чтению[10].

А.Р. Лурия считает, чтоне нужно убеждать кого-либо из педагогов и психологов в том, что такие виды деятельности, как письмо и чтение, счет и понимание текста связаны с работой головного мозга в целом и отдельных его частей. Головной мозг является важным органом, который И.П. Павлов справедливо назвал высшим аппаратом интеграции всех органических процессов и организации активного взаимодействия человека с окружающей средой. Обучение возможно лишь благодаря, а не на основе участия в нем головного мозга, в котором определенным образом локализируются все психические процессы [36].

А.Л. Сиротнюк отмечает, что у леворуких детей в процессе обучения проявляется повышенная утомляемость, сниженная работоспособность, низкая способность к адаптации в отличие от других групп детей. Не меньшую роль играет и то, что все окружающие ребенка-левшу предметы созданы для правшей, что часто вызывает неудобство для леворуких детей [53].

Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

1. Трудности восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;

2. Трудности формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);

3. Трудности выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг – овал, квадрат – ромб – прямоугольник);

4. Трудности копирования;

5. Неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);

6. Зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;

7. Очень медленный темп письма.

Обращаясь к данной проблематике, важно указать, что когда ребенок пишет, то его деятельность состоит из двух поочередно сменяющих друг друга этапов: собственно выполнение движения и микропауза, необходимая для контроля своих движений, коррекции и программирования следующего движения. Различие в механизмах зрительно-моторной координации у левшей и правшей проявляется, прежде всего, в различной длительности этих микропауз. У левшей микропаузы дольше, как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется. Часто в школьной практике учитель, стремясь выработать у таких детей навыки быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети-левши торопятся, это приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля своих действий. Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки, которые могут трактоваться учителем и родителями как невнимательность.

Феноменом зеркальных движений может проявляется в виде зеркального письма (ребенок начинает писать с буквы, которой заканчивается слово, потом пишет предпоследнюю букву и т.д.). Встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие. Взрослыми, особенно если они правши, такие особенности ребенка могут восприниматься даже как своего рода способности. Однако, к сожалению, такие проявления часто являются всего лишь отражением трудностей зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации [56].

Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности. Подобное рисование является проявлением неусвоенности ребенком основных принципов организации пространства.

Исследователи М.Г.Князева, Э. Бишон, У. Гилберг, изучающие особенности роста, развития, состояния здоровья леворуких детей, подчеркивают, что такие дети требуют особого подхода, внимания со стороны родителей и педагогов при подготовке к школе[31].

Читайте также:  Игры для развития речи 2 летнего ребенка

Результаты исследований С.Ортона показыват, что именно недостаточная специализация левого полушария, то есть выполнение им и речевых и зрительно-пространственных функций приводит к трудностям обучения. Эти трудности выражаются в специфических множественных ошибках – оптической дисграфии при письме и чтении и оптической дислексии. У таких детей отмечается нарушение почерка: тремор (дрожание линии), неправильное начертание букв, искажение оптического и кинетического образа, пространственного расположения элементов букв, зеркальное письмо. В силу физиологической обусловленности зеркальность не только не осознается в ходе движения, но и зеркально написанный текст читается леворукими детьми без особого труда [15].

Недоразвитие оптико-пространственного гнозиса затрудняет ориентировку ребенка в тетради, в рабочей строке. Он путает правую, левую стороны, верх и низ, с трудом находит нужную строчку. Для того, чтобы снять проблемы обучения или их предупредить, необходима тренировка пространственно-зрительного восприятия, зрительной памяти, мелкой моторики еще в дошкольном возрасте.

Хотя моторная неловкость достаточно часто встречается у леворуких детей, это совсем не обязательная особенность. Леворукие люди генетически закрепленным левшеством могут быть очень умелы, ловки, обладать тонкой и точной координацией движений руки, кисти, пальцев.

Чтобы процесс обучения письму протекал успешно, важно проводить подготовительную работу с детьми дошкольного возраста, учитывая все особенности овладения графомоторными навыками и специфику психофизиологических особенностей леворуких детей. Подготовка к письму

– особый и отдельный вид занятий с левшой до школы. Это особая система пошаговых занятий, где важно все: как сидит ребенок, как держит ручку, как лежит лист бумаги, как выполняет элементарные графические движения. Решая любой из этих вопросов, обязательно необходимо учитывать, насколько подготовлен ребенок к письму, можно ли начинать процесс обучения или нужна подготовительная работа.

М.М. Безруких, М.Г. Князева, С.П. Ефимова указывают, что значительная часть леворуких детей, поступающих в первый класс, не подготовлена к письму. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенная координация движения руки, низок уровень зрительно-моторных координаций, пространственного восприятия и зрительной памяти. Большинство не умеет правильно держать ручку и карандаш, не умеет правильно сидеть, не знает, как правильно расположить бумагу (тетрадь). Редко владеет основами звукобуквенного анализа. Все это делает невозможным успешное формирование навыка письма и создает много проблем в процессе обучения леворуких детей. А поэтому авторы рекомендуют упражнения, направленные на формирование графомоторных навыков [7; 15; 31].

I. На развитие мелкой моторики обеих рук:

– застегивание и расстегивание пуговиц; перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме;

– всасывание и высасывание воды из стакана пипеткой;

– плетение из ниток закладок, ковриков;

-завязывание и развязывание узелков, бантиков.

II. Гимнастика для левой руки при подготовке к письму:

1. Выпрямить кисть, плотно сжать пальцы и медленно прижимать их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони.

2. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний – к указательному.

3. Руку плотно положить на стол и постепенно сгибать то средний, то указательный, то большой пальцы, остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься вверх.

4. Пальцы разомкнуть как можно шире и медленно соединять их, опуская руку вниз.

5. Сжать пальцы в кулак и вращать рукой в разных направлениях.

В начальный период обучения письму леворукому ребенку необходимо выполнять упражнения для подготовки руки к работе и ориентировки в рабочей строке.

При овладении навыками письма большую роль играют такие компоненты функционального развития ребенка, как зрительно- пространственное восприятие, зрительная память и зрительно-моторная координация. Есть сведения о том, что у многих левшей имеются трудности зрительно-пространственного восприятия, которые в сочетании с дефицитом зрительно моторных координаций в большинстве случаев связаны с трудностями обучения письму, которые отмечаются у подавляющего большинства леворуких детей. Даже если у ребенка хорошо развито зрительное восприятие и двигательные функции, у него может страдать их взаимосвязь, взаимодействие, координация того, что видит глаз и одновременно делает рука. Эта способность к глазодвигательным (зрительно-моторным) координациям определяет успешность и эффективность формирования навыка письма. У многих леворуких детей выявляется отставание в развитии зрительно-моторных координации.

Говоря о трудностях формирования навыка письма, связанных с развитием моторики, координации движения и пространственного восприятия, мы обязательно подчеркиваем, что у леворуких детей наблюдается медленный темп письма, и эта медленность является как бы вторичной из-за других трудностей. Следует отметить, что темп деятельности мало зависит (особенно у детей) от «хочу» или «не хочу». И с этой особенностью нужно не бороться, а считаться с ней в процессе обучения.

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка до 2 месяцев

К сожалению, не существует научно разработанной методики обучения письму леворуких детей. Поэтому они учатся выполнять все учебные действия так же, как и правши. Однако имеется ряд рекомендаций, реализуя которые в практике дошкольного обучения можно облегчить жизнь таким детям:

1) необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;

2) не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;

3) категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;

4) любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;

5) желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;

6) необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;

7) никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

Большим шагом вперед в этом вопросе стало изучение такого явления, как межполушарная асимметрия мозг, которое помогает в определении психологических особенностей леворуких детей, а, следовательно и в изменении отношения к ним. Исследования ученых в этом вопросе помогли понять, что левое и правое полушария руководят разными сферами психической деятельности. Так, например правое, которое обычно является ведущим у левшей, отвечает за пространственно-зрительные функции, эмоционально-образное восприятие. Этим объясняются, такие психологические характеристики левшей, как большая эмоциональная восприимчивость, креативности.

Кроме того, многочисленные исследования зарубежных и отечественных ученых, проведенных с левшами, показывают, что иное устройство мозга отражается не только на психике, но и на образе мышления, способностях и эмоциональной сфере. Многие авторы отмечают, что левшам свойственны такие характеристики как склонность к образному, интуитивному мышлению, неординарное индивидуализированное восприятие окружающего мира, образная память, повышенная лабильность. Кроме того, они отличаются вспыльчивостью, тревожностью, пессимистичностью, сниженным фоном настроения [21].

Психофизиологические особенности левшей важно учитывать при освоении графомоторных навыков. Работа по их развитию должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, таким образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Процесс освоения этими навыками имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру: включает зрительный и слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа, каждого графического элемента, а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движения. Часто именно левши встречаются с трудностями в овладении этой деятельностью, поскольку у них наблюдаются недостаточное развитие моторных функций, зрительно-моторной координации, пространственного восприятия, зрительной памяти и медленный темп письма. Поэтому важно проводить соответствующую подготовительную работу с леворукими детьми для предупреждения трудностей, связанных с их особенностями.

Источник

Вера Андреева
Коррекционная работа по развитию графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста

Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны, и замечено, что происходит увеличение их числа. Ребенок-левша подвергается негативному восприятию окружающих с раннего детства, так как окружающий мир состоит преимущественно из правшей, вследствие этого он испытывает давление и некоторые неудобства. А. П. Чуприков называет это состояние декстрастресс – невротическое состояние леворуких.

Количество таких людей в России составляет приблизительно 15-18 млн. Стоит заметить, что их число стало увеличиваться после того, как отечественная система образования позволила леворуким детям обучаться, ведь до 1985 г. существовало мнение о том, что левша не способен обучаться и его необходимо переучивать.

Возросшее число школьников с преобладающей левой рукой требует от нас проведения специальной работы по их приспособлению к миру, где большинство людей являются правшами, а также развитие у них графо-моторного навыка. Довольно болезненно это переживают первоклассники, которые все еще занимаются по методикам, рассчитанным на праворукое большинство.

Читайте также:  Требования к психологической диагностике развития ребенка

Исследованием особенностей леворуких занимались такие ученые, как Г. Дейч, С. Спрингер и Х. Килер; М. Г. Князева, С. П. Ефимова, Н. Н. Богданов, М. М. Безруких, Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова.

В настоящее время исследователями активно изучается процесс письма у леворуких детей: выявляется специфика овладения ими письменной речью, разрабатываются прописи для леворуких детей. Но работа над графомоторными навыками у леворуких детей младшего школьного возраста сталкивается с недостаточностью программно-методической литературы.

Леворукие дети, как правило, демонстрируют сниженный темп письма и зеркальные движения, что, несомненно, влияет на успешность овладения ребенком письменной речью.

Детям-левшам младшего школьного возраста требуется вспомогательная коррекционная помощь для формирования письма, которую они могут получить через специально созданные коррекционные занятия, направленные на избежание свойственных им ошибок и целенаправленное научение графомоторным навыкам.

Наше исследование заключалось в выявлении эффективности использования приемов коррекционной работы в процессе формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста.

Приступая к работе, мы составили комплекс диагностик, представляющий собой совокупность различных методик, направленных на выявление уровня сформированности графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста.

Диагностика проводилась по следующим критериям:

1. Определение уровня развития мелкой моторики рук (по методике Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревич).

2. Определение уровня развития пространственных представлений (по методике Т. А. Павловой).

3. Выявление трудностей зрительного восприятия (переработанная М. М. Безруких тестовая методика M. Frosig).

4. Определение развития графического навыка (по методике Н. В. Нижегородцевой).

Исследование проходило на базе одного из дошкольных учреждений Республики Хакасия, длительность исследования составила 1 год. Для проведения исследования мы взяли 7 детей с преобладающей левой рукой младшего школьного возраста.

По окончанию констатирующего этапа было выявлено: у 4 детей (57%) – низкий уровень владения графомоторными навыками, у 3 детей (43%) – средний уровень владения графомоторными навыками. Высокого уровня выявлено не было.

В связи с этим были сделаны выводы о необходимости формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста. Мы основывались на положении о том, что леворуким детям младшего школьного возраста необходима направляющая коррекционная помощь в овладении процессом письма, которую он может получить через специально-организованные коррекционные занятия, направленные на устранение типичных ошибок, и целенаправленное научение детей графомоторным навыкам с помощью специальных упражнений.

Для осуществления практической цели нашей работы мы отобрали несколько направлений коррекционной работы по развитию графомоторных навыков у леворуких детей.В том числе:

1) упражнения на развитие мелкой моторики, которые включают в себя массаж и самомассаж рук и пальчиковые игры.

Массаж рук (с мячом-ежиком)

– Я мячом круги катаю, (мяч между ладоней)

– Взад-вперед его гоняю, (смена рук)

– Им поглажу я ладошку, (соответственно)

– Будто я сметаю крошку, (смена рук)

– И сожму его немножко, (соответственно)

– Как сжимает лапу кошка (смена рук)

– Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)

– И другой рукой начну (смена рук)

– А теперь последний трюк:

– Мяч летает между рук, (переброс мяча)

Пальчиковая игра «В гости к большому пальчику»

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Сам мизинчик-малышок

Постучался об порог.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя.

Результаты исследований указывают на то, что состояние двигательной сферы существенно влияет на процесс овладения письменной речью и графо-моторную компетентность.

2) упражнения на развитие зрительно-пространственной координации при копировании контуров предметов.

«Дорисуй картинку и продолжи узор»

Данные упражнения развивают устойчивость и объем зрительного восприятия, что поможет избежать ошибок при письме.

3) упражнения на развитие пространственно-графической ориентации.

Упражнение «Перерисуй-ка»

Упражнение: «Найди ошибки»

При восприятии буквы у ребенка формируется «образ»графема. Он вычленяет отдельные элементы, сравнивает их, отбирает нужные, группирует их в букву.

4) упражнения на развитие направленных движений руки.

Упражнение: «Обведи по точкам»

В процессе письма участвуют предплечье, запястье, пальцы рук. Упражнения, которые предлагаются детям, развивают не только физическую работоспособность, но и направленные движения руки, что в свою очередь позволяет ребенку затрачивать меньше усилий при письме.

Таким образом, комплекс разнообразных многонаправленных упражнений и заданий помогут организовать работу с леворукими детьми.

Источник