Развитие глухого ребенка в семье

Если ваш ребенок к 5—6 месяцам после рождения не начинает сопровождать «гуленье» разнообразной интонацией, если он не оборачивается на ваш зов, а в возрасте 7—8 месяцев не начинает искать глазами предметы, которые вы называете, обратитесь для проверки состояния его слуха к врачу-ушнику. Если врач установит, что ребенок не слышит вовсе или имеет сильное понижение слуха, вам не следует предаваться отчаянию, вы должны сделать все возможное для того, чтобы он с раннего возраста получил правильное вос­питание. Помните, что будущее вашего ребенка зависит от вас, от вашего умелого подхода к его воспитанию, от настойчивого желания компенсировать недостаток слуха. И это в ваших силах.

Многие родители, своевременно занявшиеся воспи­танием своих детей, лишенных слуха, спасли их от немоты и открыли им путь к учению и труду. Напри­мер: Алеша С. — глухой от рождения. Благодаря систе­матическим специальным занятиям, которые велись с ребенком в семье, начиная с 2-х летнего возраста, маль чик к семи годам стал свободно говорить и понимать речь окружающих, овладел грамотой и по своему раз­витию не отличался от своих слышащих сверстников.

Тамара Т. — глухая от рождения. Воспитывалась своей родственницей, которая, занимаясь с девочкой регулярно и последовательно, сумела развить ей речь. Тамара окончила общеобразовательную школу и исто­рический факультет Иркутского педагогического ин­ститута.

Такие примеры не единичны.

Родители! Помните, что общее и речевое воспитание глухонемого ребенка в семье потребует от вас большой выдержки, терпения, постоянного напряжения, может быть вам иногда будет казаться, что ваш труд беспо­лезен,— не падайте духом в минуты неудач, верьте в то, что вы можете многое сделать для своего ребенка, что и он сможет получить образование и найдет свое прочное место в жизни. ‘

Для воспитания глухонемых детей в нашей стране создан целый ряд соответствующих учреждений.

Заявление о приеме ребенка в ясли для детей с не­достатками слуха следует направлять в городские, районные, областные, краевые отделы здравоохранения; заявления о приеме ребенка в детский сад или специ­альную школу следует направлять в городские, район­ные, областные, краевые отделы народного образования. Если вы по каким-нибудь причинам не имели воз­можности своевременно устроить ребенка в специаль­ное учреждение для детей с недостатками слуха — организуйте воспитание вашего ребенка в семье.

Для этой цели необходимо:

1) обеспечить ребенку хорошее физическое развитие и преобладание бодрого, жизнерадостного состояния;

2) развивать мышление и речь, внимание, память;

3) воспитывать у ребенка потребность в общении с окружающими;

воспитывать волю, правдивость, смелость, чувство товарищества;

5) прививать ребенку ряд элементарных культур­но-гигиенических навыков и приучать его к самообслу­живанию.

Что же нужно сделать для осуществления этого?

Прежде всего вам необходимо организовать быт ребенка. Надо установить режим, соответствующий его возрасту. Следить за тем, чтобы ребенок спал, бодрствовал, ел и играл в строго установленные часы (согласно указаниям врача детской поликлиники), чтобы в достаточной мере был на свежем воздухе.

Приучайте ребенка к чистоплотности — мыть руки перед едой, после игры, знать свое полотенце, свой носовой платок, уметь им пользоваться, быть аккурат­ным во время еды и т. п.

Большое внимание уделяйте воспитанию движений ребенка. Особенно это необходимо детям, потерявшим слух после менингита, так как у них в результате пе­ренесенного заболевания иногда резко нарушается походка: ребенок легко теряет равновесие, неустойчив на ногах. Приучайте вашего ребенка лазить, прыгать, бегать, ходить по начертанной на полу линии, кругу, квадрату, ловить, бросать мяч, маршировать. Соеди­няйте маршировку с движениями рук вверх, вбок, на бедра,, вперед и т. п. Следует делать и обычную физ-культзарядку из самых примитивных движений. Все действия ребенок должен выполнять по вашему рече­вому сигналу, который он постепенно научится пони­мать по движению ваших губ.

Такие занятия помогут ребенку восстановить нор­мальную походку, укрепить и организовать движения.

Проводите специальные предупредительные меры (профилактику) против заболеваний, в частности инфекционных. С этой целью регулярно показывайте ребенка врачу и выполняйте его назначения. Помните, что полноценное физическое состояние ребенка спо­собствует его умственному развитию и положительно отражается на его поведении и характере.

Разумно выполняя указания, изложенные в специ­альной литературе (см. список литературы в конце брошюры), правильно организовав воспитание ребенка в семье, вы сможете сделать очень многое в деле ум­ственного и речевого развития своего ребенка до его поступления в школу.

Обращаясь к ребенку в любые моменты его бодрст­вования, «е прибегайте к жестам — говорите с ним, как обыкновенно говорят со слышащими детьми того же возраста, но говорите громко, отчетливо, прямо в лицо ребенка, чтобы он мог видеть обращенную к нему речь, чтобы он постепенно привыкал сосредото­чивать свое внимание на выражении вашего лица, на движении ваших губ. Не разделяйте слова на слоги, говорите целой фразой, сохраняя естественный ритм, чтобы ребенок мог впоследствии правильно подражать вам.

Говорить громко и отчетливо необходимо и потому, что, если у ребенка есть остаток слуха, громкая речь будет способствовать развитию слухового восприятия ребенка.

Маленькие дети легко и охотно подражают. Слышащие дети подражают речи окружающих, вос­принимая ее на слух, глухие дети воспринимают ее зрительно, подражают видимым движениям губ и языка говорящих с ними. И те и другие дети вначале научаются только понимать речь, а потом уже поль­зоваться ею.

Если вы всегда будете говорить с ребенком лицом к лицу и ежедневно, по нескольку раз в день повто­рять одни и те же обиходные слова, фразы, задавать вопросы, непосредственно касающиеся интересов и пе­реживаний самого ребенка, он постепенно научится понимать речь по движению губ, а потом начнет и сам воспроизводить эти движения, т. е. говорить. Конечно, «говорение» глухого ребенка будет вначале невнятное, лепетное, понятное, может быть, только вам самим, но со временем этот лепет при специальном педагоги­ческом воздействии будет оформляться во все более и более понятное слово.

Важно, чтобы у ребенка возможно раньше разви­лась привычка всматриваться в лицо говорящего, чтобы у него возникло желание воспроизводить речь окружающих.

Понимать речь окруокающих по движению губ это первое, что необходимо ребенку для его речевого разви­тия,

Очень важно также, чтобы дома, в семье, ребенок получал правильное общее воспитание. Не балуйте

ребенка, воспитывайте в нем самостоятельность, давайте ему исполнять мелкие поручения по дому, например: позвать кого-либо, убрать кровать, отнести, поставить посуду и т. п., приучайте его самостоятельно одеваться и раздеваться.

Все поручения сопровождайте устным словом, го­ворите не спеша, терпеливо, добиваясь, чтобы ребенок понял и действительно выполнил ваше поручение. Если ребенок не понял вас, возьмитесь вместе с ним за дело, покажите, как надо сделать.

Читайте также:  Детская психология наука о развитии психики ребенка

Будьте всегда справедливы к ребенку, не наказы­вайте его, так как ребенок не слушается часто потому, что не понимает, что от него хотят.

Если ваш ребенок упрям и непослушен, можно от­влечь его от каприза каким-нибудь интересным для него занятием. Чтобы отучить ребенка навязчиво требовать от вас что-нибудь в то время, когда вы заняты и не можете оторваться от дела, приучайте его понимать слово «по­том», которое объяснит ему, что он не должен мешать вам в данную минуту. Когда вы освободитесь, вы должны исполнить то, о чем он просил, и ребенок будет знать: «потом» он получит то, что ему нужно.

Свое обещание надо исполнять, иначе будет подо­рвано доверие ребенка к вашим словам.

Будьте с ребенком всегда ровными и покойными.

Очень важно постепенно приучать ребенка владеть карандашом и ножницами, давая ему свободно рисовать и вырезать. Приучайте его лепить из пластилина. Всегда сначала показывайте ребенку на примере, как можно ри­совать, лепить, вырезать. Чтобы его труд был целена­правлен, сохраняйте в уголке ребенка его работы, это вызовет у него большой интерес к творческой деятельно­сти.

Организуйте ребенку «уголок». Поставьте столик со стульчиком. На столике разложите его любимые игру­шки, книжки, карандаши, пластилин, поставьте цветы. На стене развесьте картинки с изображением животных и предметов, которые он уже может сам назвать; прикре­пите над столиком полочку, па ней поставьте его работы. Приучайте его поддерживать порядок в своем «уголке».

Для ребенка дошкольного возраста можно вывеши­вать на стене картинки знакомых ему слов с табличками под ними; на этих табличках крупным печатным шриф­том надписывайте названия картинок.

Составляйте вашему ребенку книжки-самоделки. Вы­резайте из разных букварей и детских книжек картинки с изображением знакомых ему животных, игрушек, пред­метов и действий. Раскрасьте эти картинки, наклейте их в тетрадь для рисования и подпишите печатным шриф­том. Каждое новое слово, усвоенное ребенком, заносите в эту книжку, которая станет его альбомом-словарем.

Такие книжки-самоделки будут вам служить описью словесного запаса вашего ребенка. Составляйте их в определенной последовательности, по мере накопления ребенком слов. Рассматривая эти книжки, он будет назы­вать наклеенные в них картинки и таким образом за­креплять знание печатного образа слов и навыки их про­изношения.

Успехи в развитии словесной речи ребенка всецело будут зависеть от тех навыков, которые вы сможете у него воспитать. Поэтому вы должны ставить своей за­дачей во всех случаях повседневной жизни быть поня­тыми вашим ребенком, понимать его вопросы и потреб­ности, учитывать все его маленькие переживания и впе­чатления, облекая их в живую словесную речь.

Так, с утра, в процессе одевания ребенка, весело на­зывайте все предметы, которые вы даете ему надевать, например:

«Где рубашка? Вот рубашка! Надень рубашку! Так, хорошо! Где штаны? Вот штаны! Надень штаны! Так, хорошо! Где чулки? Вот чулки! Надень чулки» и т. д. При умывании вы говорите: «Пойдем умываться! Вот вода, вот мыло. Вымой руки! Где руки? Вот руки! Вымой лоб, нос, уши! Где нос? Где лоб? Где уши? Вот нос, вот лоб, вот уши!» и т. п.

Старайтесь взять за правило: каждое утро, после того как ребенок аккуратно, не спеша и вовремя позавтра­кает, начинать с ним игры-занятия. Они должны вестись несколько раз в продолжение дня, всего по 10—15 мин. Длительность занятий с ребенком изменяется соответ­ственно возрасту ребенка. С ребенком дошкольного воз­раста занятие можно удлинить до 45 мин. Занятия дол­жны иметь целью развитие речи, слуха (если у ребенка

имеется какой-либо остаток слуха), осязания, обоняния, вкуса, а главное — внимания, наблюдательности, подра­жания и моторики (движений рук и ног).

Пользуйтесь каждым впечатлением и переживанием ребенка. Пусть это будет незначительное событие: сло­манная игрушка, убежавшая кошка — всему этому надо придавать значение, и все впечатления и переживания ребенка облекать в устное слово, например: «Ай,. Вова упал!» или, если ребенок сломал игрушку и рассматри­вает ее: «Ай, ай, ай, Вова сломал!» и т. п.

Ваш ребенок будет привыкать к ритму речи, все больше и больше пользоваться живым устным словом и выражать им свои чувства, настроения.

Необходимо, чтобы вы установили правильные взаи-моотпошения между вашим ребенком и окружающими его слышащими детьми. Вы должны рассказать этим детям о недостатке вашего ребенка, объяснить им, каким способом можно с ним общаться. Иначе может слу­читься, что между детьми и вашим ребенком установится исключительно жестикулярный способ общения, к кото­рому слышащие дети невольно будут прибегать.

Предварительная беседа со слышащими детьми и разъяснение, что они могут помочь ребенку «научиться говорить», несомненно1, вызовет интерес этих детей и тем самым пробудит их к речевому общению устным словом с вашим ребенком.

Правильно организованное речевое общение со слы­шащими детьми будет способствовать развитию и словес­ной речи вашего ребенка, и его умственному развитию.

СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С РЕБЕНКОМ Воспитание внимания, чтение с губ

Для того чтобы воспитать устную речь глухого ре­бенка, нужно прежде всего развивать у него внимание, наблюдательность, подражание. Поэтому вы должны вы­бирать такие занятия, игры, игрушки, книжки, которые были бы интересны и могли бы служить пособиями в вос­питании у ребенка необходимых навыков.

Пособием для воспитания зрительного восприятия могут служить разноцветные палочки, шарики, мозаика, кирпичики, тряпочки, раскрашенные картинки одинакового содержания (чтобы ребенок находил их по сход­ству), разноцветные лучинки, камешки, пуговки, ракушки, косточки, листья. Приучайте ребенка рассматривать, сравнивать, находить, отбирать требуемое. Например: дайте ему коробку с различными пуговками или камеш­ками — пусть выберет одинаковые, дайте ему сличить по цвету разноцветные лоскутки, дайте разного сорта и величины орехи — пусть раскладывает их по кучкам. Эти упражнения должны носить характер игры. Так, отобрав по цвету одинаковые предметы, положите их, прикрыв блюдечком или бумажкой, в разных местах: на полу, на окне, на столе, на полке и т. д. Покажите ребенку один из имеющихся у вас предметов и попросите отыскать и дать такой же. Или, показав ребенку кирпичик зеленого цвета, предложите выбрать такой же из кучки разноцвет­ных кирпичиков. Дети любят такие упражнения и обык­новенно радуются удаче. Ту же самую игру можно про­делывать с одинаковыми игрушками. Например, пока­жите лошадку (или картинку с изображением лошадки), назовите ее и заставьте ребенка выбрать из расставлен­ных игрушек или разложенных картинок дубликат этой игрушки или картинки.

Хорошим средством для развития внимания у ребенка могут служить игрушки или раскрашенные картинки, изображающие домашних животных. Подавая ребенку одну из картинок, просите его найти соответствующую рисунку игрушку.

Называя предмет, изображенный на картинке, или самую игрушку, приучайте ребенка каждый раз обра­щать внимание на движение ваших губ, запоминать это движение и сочетать его с определенным предметом или изображением. Таким образом развивается навык «чте­ния с губ» или понимания слов по движению губ. Упраж­нения в чтении с губ можно также проводить и в следую­щей игре: показать и затем спрятать картинку или пред­мет, который в данный момент просит ребенок, и потом вместе с ребенком искать его, называя каждый раз, как ребенок /взглянет на вас. Затем, найдя предмет, ра­достно показать его и опять отчетливо, весело и громко назвать, чтобы ребенок и видел и слышал (в случае, если у него есть остаточный слух), после чего подать пот предмет ребенку, сказав: «На!». Например, ребенок просит хлеба. Вы возьмете хлеб, поднимете его высоко и, вдруг, спрятав, спросите ребенка: «Где хлеб, хлеб? Где хлеб? Где хлеб? Хлеба нет! Вот хлеб! На хлеб». Чтобы ребенок хорошо запомнил слово и связал его с предметом, употребляйте это слово при различных об­стоятельствах и играх.

Читайте также:  Что такое периодизация речевого развития ребенка

Надо сделать лото с картинками слогов-слов. При­учите ребенка понимать по чтению с губ названия этих картинок и подавать их по вашей просьбе, например: «Дай ам-ам, дай му, дай мяу» и т. п.

Самыми легкими и поэтому первыми словами-слога­ми могут быть лепетные названия домашних животных, некоторых игрушек и действий, начинающихся со зву­ков п, ф, т, м, в, б, л, н и включающих все гласные. В са­мом начале занятий по воспитанию словесной речи вы можете дать ребенку следующие слова, легко восприни­маемые им зрительно и нетрудные для произношения, например:

лошадь — прр (губное) вода

корова — му суп

петух — пету хлеб — леп

собака — ам ружье — паф

кот — мяу кукла — ляля

утка—утя на!

паровоз — у-у дай!

авто привет!

самолет больно — бо-бо

барабан — та-та-та плохо — фу!

мяч — оп-оп хорошо — пай!

папа потом!

мама можно!

ау! нельзя!
дом

и т. п.

Ребенок должен читать по губам свое собственное имя, имена окружающих, названия предметов и понимать такие слова: сядь, встань, поди сюда, пойдем гулять, пойдем кушать, пойдем спать, вымой руки, вытри нос и т. п.

Если ребенок уже овладел некоторым запасом слов и пользуется им самостоятельно при назывании знакомых ему предметов и действий, если он уже привык к регу­лярным занятиям и внимание его стало устойчивым, вы

можете постепенно прививать ему навыки более четкого произношения.

Это достигается путем вызывания звуков.

Источник

Роль семьи в воспитании глухого ребенка.

Рождение ребёнка – большая радость для семьи. Родители уже представляют своего ребёнка счастливым, строят грандиозные планы на будущее. И вдруг в один момент всё рушится. « Такого не может быть! Почему это случилось с моим ребёнком?»

Страх, отчаяние – первая реакция каждой мамы, которая услышала от врача, что у её ребёнка проблемы со слухом. Никто из родителей не готов принять такой диагноз и поверить, что такое заболевание невозможно вылечить. Но как бы ни было тяжело, нужно научиться с этим жить и научить жить с этим своего ребёнка.  « Пропал не тот, кто в беду попал, пропал тот, кто духом упал»,- гласит народная мудрость .

Запаситесь огромным терпением, добротой и любовью – и у вас всё получится! «Я хочу слышать вас, говорить с вами»,- сказал бы ваш ребёнок, если б мог, и дать ему такой шанс должны мы, взрослые. Не надо ждать, что случится чудо или кто – то придёт и решит все ваши проблемы, и ребёнок сразу будет слышать и говорить. Стучите во все двери! Глухой ребёнок без специального обучения говорить не будет, и общий уровень его развития будет ограниченным.  Неслышащего ребёнка необходимо учить говорить и понимать речь окружающих. Родители, которые начнут развивать речь ребёнка, как только заметят у него проблемы со слухом, значительно уменьшат отличие его в общем развитии от слышащих ровесников. Нужно взвешенно оценить свои возможности, возможности ребёнка, чтобы выбрать приемлемый для вас путь реабилитации ребёнка. Только вы решаете, отдавать ли ребёнка в специальное учреждение или воспитывать и обучать его самостоятельно. Глухой ребёнок, как и его родители, с раннего детства должен быть большим тружеником. Иначе ничего не выйдет. Родителям необходимо ежедневно, ежечасно, ежеминутно обращать внимание ребёнка на предметы, которые его окружают.

 Родители должны в меру своих возможностей активно участвовать не только в воспитании ребёнка, но и в обучении, т.е. помогать учителю и воспитателю, выполнять все их поручения и просьбы, особенно заниматься формированием речи.

Очень важно вместе со своим ребёнком усвоить дактилологию и в достаточной степени развивать технику «говорения» пальцами, используя рекомендации сурдопедагога правильности дактилирования.

Родителям также необходимо усвоить и специальную педагогическую грамоту, которая во многом определяет качество и успех обучения, а по существу судьбу вашего ребёнка.

  Для накопления словарного запаса надо использовать рисунки, приучать ребёнка обращать внимание на артикуляцию губ.

Для усвоения необходимо предлагать, в первую очередь, те слова, которые будут понятны ребёнку и нужными для употребления. Одни и те же действия необходимо называть во время их выполнения в разных условиях и с разными предметами. Чтобы выработать у глухого ребёнка желание говорить, весь уклад жизни, всё окружение должно быть приспособленным для того, чтоб у него возникала природная необходимость говорить. Нужно систематически консультироваться у специалистов, которые дадут конкретные рекомендации, касательно индивидуальных форм и методов работы. Пусть родителей не пугает то, что ребёнок заговорит не сразу. Появление первого слова в словаре не слышащего ребёнка – это большая победа, предвестник дальнейших успехов в преодолении немоты. В семье должны быть выработаны одинаковые требования к ребёнку. Не относитесь к нему, как к больному, разрешая ему всё, что угодно, исполняя все его желания. Ваша ошибка будет потом дорого стоить вам и вашему ребёнку. Глухие и слабослышащие дети будут настолько нормальными настолько, насколько их поддерживают и вдохновляют на это. Дети не будут «воспринимают как дееспособного члена семьи, общества. В настоящее время неоценимую помощь в реабилитации детей с проблемами слуха оказывают современные высокотехнологичные слуховые аппараты, высококачественное оборудование аудиоцентров, и, конечно специалисты – сурдологи.

Нигде, как в игре, нельзя так быстро и основательно сформировать и закрепить у не слышащего ребенка пространственные понятия, такие, как сверху, снизу, справа, слева, сбоку, вперед, назад, далеко, близко, в середине и т.д. При специальном построении игра позволяет четко разграничить значения предлогов в, на, под, за, из-за, из-под, с и т.д., которые довольно сложно дифференцируются в речевой практике неслышащих  детей.

Читайте также:  Факторы влияющие на позитивное развитие ребенка

Развитие в речи в процессе и в форме игры имеет и другое положительное значение – через игру познаются окружающий мир, его закономерности, формируются представления о логической последовательности и взаимосвязи некоторых явлений и событий, игра помогает закреплению полученных понятий. Игра может принести большую пользу развитию речи ребенка в том случае, если она выбрана правильно, с учетом определенных воспитательных задач, в связи с учебным материалом по развитию речи и, конечно, только в том случае, когда родитель является активным участником игры, умеет провести ее занимательно , часто меняется с ребенком ролями в игре. Только таким образом можно узнать, понял ли ребенок игру, осознаны ли им те или иные ситуации. Работа по развитию устной речи ребенка в семье должна закреплять и дополнять знания, полученные в школе, быть органически связанной с учебной программой. Не менее важной сферой формирования речи не слышащего ребенка в семье является его деятельность дома, начиная от режимных моментов (подъем, завтрак, обед, ужин, прогулка) и кончая помощью по дому. Все перечисленные моменты создают большие возможности для развития словесной речи в семье.

Опыт работы позволяет сделать некоторые выводы:

1.Формирование словесной речи неслышащих учащихся в семье должно стать одной из основных задач родителей и школы.

2.Планомерные и систематические занятия родителей по развитию речи своих детей под руководством педагога обеспечивают высокую результативность в обучении школьников.

3.Вооружение родителей основами знаний специальной педагогики, психологии сделает их помощниками и единомышленниками воспитателя и учителя.

4.Постоянная работа по развитию устной речи неслышащего ребенка в семье обеспечивает необходимое взаимопонимание и контакт между родителями и ребенком.

5.Возникнет дружный, единомышленный родительский коллектив.

6.Постоянная взаимосвязь педагога и родителей обеспечит формирование детского коллектива.

7.Совместная деятельность родителей и педагогов в указанном направлении способствует развитию положительных сторон личности учеников.

8.Проявления негативизма, столь частые и характерные для неслышащих детей, исчезнут.

9.Специальная школа должна всемерно расширять контакты с родителями таких детей, воспитывать в их лице верных и грамотных помощников в своей работе.

Родители, имеющие глухих и слабослышащих детей, не всегда чувствуют себя уверенными в вопросах общения и воспитания ребенка с нарушением слуха и речи. Убедившись в том, что ребенок не слышит или очень плохо слышит, родители перестают с ним общаться речью, тем самым делают очень большую ошибку.

Родителям нужно знать и помнить, что глухой ребенок, так же как и слышащий, появляется на свет с врожденными предпосылками к речи.  Конечно, воспитание глухого ребенка в семье требует от родителей большой выдержки, терпения, напряжения, но приводит к положительным результатам, если они выполняют советы сурдопедагога.

Многие родители не делают попыток разговаривать с глухим ребенком, оправдывают себя тем, что он не слышит, и говорить с ним бесполезно. «Все равно он ничего не поймет», — думают родители. Это неверно. Глухие дети могут с раннего детства приобретать навык понимания речи путем чтения с губ. Чем раньше ребенок привыкает смотреть на губы и узнавать по ним знакомые слова и фразы, тем прочнее будет этот навык в старшем возрасте, тем легче для него станет общение с окружающими, тем лучше будет развиваться его речь, т. к. прежде чем научиться говорить, он должен понимать речь. Маленькому ребенку нельзя давать слова, фразы, оторванные от связанного с ним действия или предмета. Мать, подзывая ребенка жестом, должна медленно, раздельно сказать: «Иди сюда». Эту фразу и другим членам семьи необходимо произносить всегда, когда они зовут ребенка. Давая что-нибудь малышу, нужно произносить: «Вова, на!» Прося что-нибудь у него, следует говорить: «Вова, дай». Необходимо закреплять эти слова в игровой деятельности. При игре в лото, в игрушки их можно сочетать с лепетными словами для малыша. Следует дать ребенку звукоподражания животным. Игру можно провести примерно так: мать предлагает ребенку 2-3 картинки и, подавая, называет каждую: «На ав-ав» (собака). Ребенок смотрит на губы матери и сам рефлекторно повторяет эти слова. Предлагая следующие картинки, мать говорит: «На му » (корову), «На мяу» (кошку). Ребенок повторяет. А потом мать, протягивая руку, говорит: Дай «му»!

Если ребенок сразу не понял, мать повторяет просьбу несколько раз, а затем, показывая на картинку, говорит: «Му» и, протягивая руку, снова повторяет: «Дай му!» Когда ребенок поймет и протянет картинку матери, его нужно заставлять сказать «на». В дальнейшем он будет говорить: «На му». После того, как ребенок путем чтения с губ усвоит названия данных картинок, к ним можно добавлять еще несколько других, чтобы закрепить навык чтения с губ большого количества слов. Такие игры с ребенком нужно проводить чаще, лучше каждый день. Ребенок привыкает к организованным речевым играм. В игре можно использовать не только картинки, но и игрушки, предметы одежды, обувь и т.д. Например, при игре в мяч можно ребенку дать фразы: «брось мяч», «лови мяч». Каждое слово должно произноситься матерью много раз, чтобы закрепить чтение его с губ.

Когда с ребенком говорят и он смотрит на губы говорящего с ним человека, у него самого непроизвольно также складываются губки, они у него то вздрагивают, то выпячиваются, то смыкаются. Пусть это будет вначале лепет, ведь и слышащий ребенок сначала лепечет, но при многократном повторении знакомого слова он научится узнавать его по губам говорящего и постепенно усвоит, что каждый предмет и действие имеют свое словесное обозначение, а не обозначаются только жестами.

Родителям нужно знать, что в условиях семьи глухой ребенок может овладеть произношением слов, фраз, чтением с губ и умением пользоваться остатками слуха. Если у ребенка имеются остатки слуха, то следует развивать у него навык слушать. Для этого с ним необходимо говорить громко, в игре использовать трубочки, барабан, дудочки, погремушки, звонок и т. д.

Надо развивать зрительное внимание, которое так необходимо глухому ребенку при чтении с губ. Этому очень способствует игра в картинное лото или игра « Чего не стало». На стол выкладывается несколько игрушек (например лошадка, кошка, юла, машина, собака). Сначала ребенок смотрит и запоминает, какие игры на столе. Потом мы просим его закрыть глазки и в этот момент убираем одну игрушку. Открыв глаза, он должен сказать, чего не стало на столе. Например, «нет мяча», «нет би-би».

Родителям всегда могут оказать помощь врачи сурдологи-оториноларингологи, сурдопедагоги, если они своевременно обратятся за консультацией в центр реабилитации слуха.

Источник