Развитие глазомера ребенка дошкольного возраста

Развитие глазомера ребенка дошкольного возраста thumbnail

Оксана Отрубейникова
Консультация для родителей «Развиваем глазомер у дошкольников»

Развиваем глазомер у дошкольников (3–7 лет)

Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка, формируется умение не только слушать но и слышать, не только смотреть но и видеть.

ЗНАЧЕНИЕ ЗРЕНИЯ

Зрение – самая ценная и самая хрупкая из систем человеческого организма. С рождения в течении всей жизни человека зрение не только развивается, но и изменяется под воздействием колоссальных нагрузок. Ведь именно при помощи глаз человек получает почти 90 % информации об окружающем мире. Частичное или глубокое нарушение функций глаз вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребенка. При нарушениях зрения у ребенка страдает чувственное (визуальное) восприятие окружающего мира – основа познания окружающей действительности.

К чему ведет нарушение зрения?

1. Не развивается моторика пальцев рук.

2. Теряется навыки логического мышления его скорость и результативность.

3. Неразвитость моторной сферы ребенка затрудняет его общение с другими людьми.

4. Возникают трудности, при овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, которое требует зрительного подражания, нарушается правильная поза в процессе ходьбы, бега, естественных движений.

5. Не развивается ловкость и быстрота действий, которые необходимы в подвижных играх.

6. Нарушается координация и точность движений.

!Именно в дошкольном возрасте развиваются мышечно-двигательные ощущения, зрительный и осязательный контроль над выполнением движений, координация между зрительными ощущениями и выполнением движений. Еще И. М. Сеченов отмечал, что согласованность движений рук и глаз человека разучивается с детства.

Как у ребенка развивать глазомер

1. Метать (бросать) в цель. Чтобы попасть в нужную точку, требуется определить длину траектории полета, вложить в мячик определенную силу. Когда малышу исполнится три года, закрепите на стене баскетбольное кольцо. Высота должна соответствовать росту игрока, но при этом исключать вероятность повисания. Еще вариант – дартс. Из соображений безопасности стоит выбрать магнитный или на липучках.

2. Играть в снежки, салки и вышибалы. Это сложнее, чем занятия из предыдущего пункта, потому что цель постоянно движется.Приходится принимать решение по ситуации: до кого из участников ближе в данный момент.

3. Срисовывать по клеточкам (упражнение еще и отлично готовит руку к письму). Если нет детского журнала с подходящей картинкой, можно сделать ее самостоятельно. Выбираем в Сети неяркий рисунок, помещаем его в левой части горизонтальной страницы word. Расчерчиваем на клетки. Справа делаем точно такую же сетку и переносим несколько элементов рисунка. Распечатываем листок, ламинируем и предлагаем ребенку тонким маркером потренироваться в рисовании. Маркер снимается влажной салфеткой, поэтому пособие прослужит долго.

4. «Порыбачить». Магнитную игрушку-рыбалку покупают или изготавливают самостоятельно из картона, фетра.

5. Обучить ребенка активным играм, среди которых кегли, бадминтон, аэрохоккей и бильярд.

Очень интересная игра для тренировки глазомера – кольцеброс. Он существует в классическом варианте (оси, на которые набрасываются кольца) и креативном, например, «Фламинго Ринго»(Недальновидный фламинго разгуливает по лагуне, где не дремлют крокодилы. Защити птичек – запусти из лодки спасательные круги)

Комнатные игры для развития глазомера

Найди мину в темноте

Представим, что вы разведчик и вам удалось увидеть, как противник расставляет мины. Вы запомнили их расположение и должны найти мины. Но наступила ночь и дело усложнилось темнотой.

Для этой игры на развитие глазомера нужны кегли и разные игрушки. Игрушки будут изображать мины и их надо расставить в разнообразном порядке по комнате или в зале.

Игрок должен запомнить их расположение, оценить расстояние между ними в своих шагах и направление на следующую мину. Затем ему завязывают глаза и он должен пройти от одной мины к другой, считая шаги. Подойдя к ней он должен остановиться и поставить рядом с миной кеглю.

Если игра происходит на улице — можно воткнуть в землю прутики, возле места, где находится мина.

Для определения победителя измеряется расстояние от каждой кегли (прутика) до мины-игрушки. Значения складываются.

Побеждает тот, у кого лучше глазомер и измеренное расстояние между кеглями и минами меньше!

Запомни и проверь или человек-линейка

Играть можно хоть одному, но интереснее втроем и более. Нарежьте из стандартного листа бумаги полоски длиной 30 см. и шириной 2-3 см. Наберите в комнате предметы размером не больше, чем эти полоски. Например, книги, коробочки и т. п. Поставьте или положите один из них на стол. Игроки должны посмотреть на эти предметы, запомнить их размер и отвернуться.

После этого они должны взять бумажные полоски и на глаз оторвать или отрезать ножницами кусочки, соответствующие длине и ширине поставленного предмета. Или только одного размера.

Побеждает тот, у кого самые точные показатели. При сравнении результатов по двум размерам, надо сложить, измерив линейкой, длину и ширину предмета, а потом и обеих полосок.

Ровная крышка

Перед игроками ставятся стеклянные, косметические и другие банки, и баночки. В руках у них листы из плотной бумаги или картона и карандаш. Сначала все по памяти рисуют круги под размер крышки для каждой банки. На банки можно смотреть. Подписывают крышку своим именем или ставят номер, если игроки пересчитались вначале. Потом нарисованные крышки вырезают ножницами. Прикладывая каждую крышку к банкам, сравнивают точность вырезанного размера — чья крышка лучше закрывает банку, у того лучше развит глазомер. Он — победитель!

Источник

Анастасия Гиденко
Картотека упражнений для детей средней группы для развития глазомера

1. Необычные пробки

На картонках проделайте небольшие отверстия круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные. Попросите играющих вырезать из бумаги «пробки», которые точно закрывали бы эти отверстия. Примерять «пробки» нельзя, надо пользоваться только глазомером. Побеждает тот, чьи «пробки» наиболее точно закроют отверстия.

2. Точные промежутки

Для игры необходимы 8-10 одинаковых монет. Положите в ряд три монеты плотно друг к другу и уберите среднюю. Это образец, которого будут придерживаться играющие. Дети должны положить остальные монеты по прямой линии так, чтобы между ними были такие же промежутки, как между двумя первыми. Точность промежутков проверьте монетой.

3. Определите высоту

Перед играющими на расстоянии 2-3 метров расставьте предметы различной высоты. Каждому участнику выдайте лист, на котором перечислены эти предметы. Играющий под каждым названием должен нарисовать отрезок, равный высоте этого предмета. Выигрывает тот, кто более точно определил высоту предметов.

4. Сколько нужно предметов?

Предложите играющим расположить 2 кубика на таком расстоянии один от другого, чтобы между ними вплотную поместилось 4, 7, кубиков.

Вместо кубиков можно использовать пуговицы, монеты, спички.

Выигрывает тот, кто наиболее точно определит расстояние.

5. Разделите отрезок

Начертите прямые линии на листах бумаги. Раздайте листы игрокам. Каждый играющий должен разделить отрезок прямой на 8 (6, 4) равных частей за 2 (1) минуты. Проверьте правильность деления с помощью линейки и объявите победителя. Можно усложнить задание, предложив разделить отрезок на 3, 5, 7 частей.

6. Где больше?

Для игры подберите разнообразную посуду различной формы и величины и стакан. Предложите участникам на глаз определить, сколько стаканов воды понадобится, чтобы заполнить данный сосуд. Они должны проверить себя, наполнив посуду водой из стакана. Можно провести соревнования на скорость в парах, предложив игрокам две одинаковые емкости.

7. Считайте ногами

Нарисуйте на полу квадрат со стороной, равной 1 метру. Вызовите двоих игроков и поставьте их в квадрат друг против друга. Завяжите им глазаи попросите выполнить команды: «Кругом!», «6 шагов вперед!», «2 прыжка на левой ноге вправо!», «Кругом!», «А теперь вернитесь в квадрат и пожмите друг другу руки». Побеждает пара, сумевшая правильно рассчитать весь путь.

8. Верный глаз

Ведущий раздает играющим листы бумаги, на которых нарисованы квадрат, прямоугольник, ромб и параллелограмм. Играющие по команде ведущего должны разделить эти фигуры на равные части. После выполнения задания при помощи линейки определяется, кто был более точен.

9. Телеграмма

Играющие стоят в кругу, взявшись за руки. В центре стоит водящий. Он должен «перехватить» телеграмму, увидеть, кто пожимает руки. Если он это замечает, то встает в общий круг, а попавшийся становится водящим. Если телеграмма доходит до получателя,он говорит: «Получил» и сам отправляет телеграмму кому-то. Нельзя отправлять телеграмму рядом стоящему. Если водящий никак не может перехватить послание, его лучше поменять

10. Нос – пол – потолок

Ведущий называет: «нос» или «пол» или «потолок». И сам показывает пальцем на пол, на потолок или на нос (иногда не на то, что говорит, чтобы запутать играющих). Участники показывают то, что называет ведущий. Те, кто ошибся, получают штрафные очки, которые потом творчески отрабатываются.

Источник

ИССЛЕДОВАНИЕ

«РАЗВИТИЕ ГЛАЗОМЕРА В ПРОЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Казарбаева Н.Н.,

Воспитатель Н.Н.Казарбаева

Ханты-Мансийский автономный округ Югра, г.Лянтор

МДБОУ д/с общеразвивающего вида «Светлячок»

Развитие глазомера, как и формирование начальных математических представлений нужно начинать в дошкольном возрасте. Глазомер – одно из могучих средств формирования представлений величине детей, воспроизводящее окружающую нас действительность. Развитие глазомера способствует становлению интеллектуальной стороны ребенка, развивает основы его представлений о величине, оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка.

Величина является свойством предмета и воспринимается различными анализаторами. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.

Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.

Щербакова Е.И, Турунтаева Т.В, Будько Т.С, исследовавшие проблему развития глазомера у детей дошкольного возраста, считали, что глазомер оказывает огромное влияние на развитие интеллекта человека.

Мы считаем эту тему актуальной, так как развитие глазомера ребенка помогает развивать интеллектуальные, художественные, творческие, познавательные способности и обогащает эмоциональный мир детей, воспитывает эстетически.

Во второй части выпускной квалификационной работы мы провели опытно – практическую работу которая включила в себя: исходную диагностику, организацию и проведение формирующего эксперимента и контрольную диагностику.

Исследования были проведены в г.Лянтор, д/с “Светлячок”. Количество испытуемых – 15 детей младшего дошкольного возраста.

Для реализации нами были использованы следующие методы:«Определи по размеру» , «Сравнение, сериация»,«Газетомер».

Для первого исследования мы взяли методику Щербаковой Е.И. «Определи по размеру»

Цель – выявить уровень развития глазомера у детей старшего дошкольного возраста. План диагностики представлен в прил.1. Данные отражены на рис.1.

Рис.1.Уровень развития глазомера у детей младшего дошкольного возраста %

После проведенной нами диагностики, мы пришли к выводу, что не у всех детей хорошо развит глазомер. Из рис.1. видно, что у 20% детей высокий уровень развития глазомера – быстрое осмысление задания, точное, выразительное его выполнение без помощи взрослого. Они справились с заданием очень хорошо. У 20% средний уровень, ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы. 60 % детей показали низкий уровень, нет активного интереса, они не способны самостоятельно выполнить задание.

Также с целью выявления уровня развития глазомера у детей младшего дошкольного возраста мы использовали методику Щербаковой Е.И. «Сравнение, сериация» .

Содержание методики дано в прил.2. Результаты представлены на рис.2.

Рис.2.Уровень сформированности глазомера у детей младшего дошкольного возраста(%)

Из рис.2. видно, что высокий уровень сформированности глазомера у детей младшего дошкольного возраста составил 20%, эти дети справились с заданием безошибочно. Средний уровень показали – 30% детей. Они в процессе выполнения задания допускали небольшие неточности. Низкий уровень составил 50%. Эти дети не справились с заданием.

Для выявления способности адекватно сравнивать предметы мы обратились к методике Е.И. Щербаковой «Газетомер». Содержание методики дано в прил.3. данные отражены на рис.3.

Рис.3.Уровень развития глазомера (%)

Из рис.3. мы можем сказать, что дети с интересом выполняли задание, даже там где имелись неточности, дети их таковыми не воспринимали, считая, что все выполняют верно. Высокий уровень составил 20%, средний уровень – 20% и низкий уровень составил 60%.

Таким образом, в ходе проведения констатирующего эксперимента, следует, что работа над развитием глазомера детей данной группы необходима, так как не все дети имеют высокие или хотя бы средние показатели.

Библиографический список

  1. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Леушина. – М.: Просвещение, 2004. – 368с.

  2. 10. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина. – М.: Просвещение, 2005. – 223 с.

  3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология [Текст]: учеб. пособие / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2001. – 336с.

Источник

Анастасия Косова
Игры для развития глазомера, координации

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГЛАЗОМЕРА

Одной из составляющих ловкости является умение верно определять расстояние, вес, скорость и другие характеристики предметов и ситуации на глаз и координировать в связи с этим свои движения.

Бутылочный боулинг

Для игры понадобятся бутылочки из-под йогурта или минеральной воды. Если вы используете прозрачные бутылки, их можно окрасить изнутри — для этого налейте в бутылку краску и потрясите, пока поверхность не окрасится. У вас получились кегли для игры в боулинг. Для устойчивости внутрь кеглей можно насыпать песок или крупу. Поставьте их в одном конце коридора и сбивайте лёгким детским мячиком.

Обжора

В крышке большой обувной коробки вырежьте круглое отверстие величиной примерно с кулак взрослого. Вокруг отверстия нарисуйте мордочку животного, например волка или поросёнка. Установите крышку на коробку так, чтобы она располагалась вертикально под небольшим наклоном. Теперь приготовьте еду для обжоры — это могут быть пластмассовые мячи из сухого бассейна или мячики, скрученные из носочков.

Отойдите на определённое расстояние и по очереди кормите обжору — бросайте мячики прямо ему в рот. Кто накормит обжору досыта?

Кстати, этот же процесс можно обыграть совсем иначе, изобразив на большом куске картона пиратский корабль с несколькими отверстиями — пробоинами. Задача ребёнка в этом случае — потопить пиратский корабль, попав в него пушечными ядрами.

Паутина

В дверном проёме сделайте подобие большой паутины с помощью изоленты или двустороннего скотча.

Приготовьте мух из хорошо скомканной газетной бумаги. Теперь попробуйте забросить в паутину как можно больше мух.

Самый меткий

Для этой игры понадобятся обычные пластиковые стаканчики. Выстройте стаканчики в виде пирамиды на табуретке и пытайтесь сбить их кубиком или мячиком.

Если вы играете в эту игру на улице в тёплое время года, стаканчики можно сбивать струей воды из шланга или брызгалки — дети будут в восторге.

Попади и сосчитай

В комнате расставьте на разном расстоянии от вас несколько открытых обувных коробок, написав на каждой цифру — количество очков за попадание. Каждому игроку выдайте одинаковое количество мячиков или кубиков. Кто наберёт больше очков?

Также для развития глазомера полезно стимулировать ребёнка определять количество, расстояние, вес.

Например, спрашивайте его, сколько шагов до фонаря, сколько ложек муки в стакане, на какой полке больше книг — предлагайте определить это на глазок, а затем убедиться в правильности своего предположения

опытным путём.

Бросаем лассо

Сделайте лассо — это может быть кольцо от пирамидки или кольцеброса с привязанной к нему верёвкой. В другом конце комнаты расставьте пакетики с соком или ещё что-нибудь вкусное и привлекательное для ребёнка. Пусть малыш попробует поймать добычу, набросив на неё лассо и подтаскивая её к себе. Если задача слишком трудна, можно подойти по- ближе или использовать более крупную добычу.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ

Не менее интересны и разнообразны игры, направленные на развитие

координации и равновесия.

Лабиринт

Помните детскую игру с резиночкой, когда нужно было пролезать через различные фигуры-сплетения из резинки, не задев её? Попробуйте сделать что-то подобное дома, натянув в комнате верёвку так, чтобы получился запутанный лабиринт. Для интереса можно подвесить на верёвку колокольчики, которые будут сообщать ребёнку, что он задел паутинку. Три звонка колокольчика — и появится хозяин паутины — папа-паук, который защекочет своего малыша.

Зебра

Ваш малыш уже знаком с элементарными правилами дорожного движения и знает, что такое зебра? Вырежьте из бумаги 2 одинаковых белых полосы, по ширине равных длине стопы ребёнка. Обозначьте проезжую часть — например, это может быть коврик или пространство, ограниченное двумя кубиками. Задача ребёнка — перейти дорогу по зебре. Он кладёт первую полоску на проезжую часть, встаёт на неё двумя ногами, кладёт перед собой вторую полоску, переходит обеими ногами на неё. Теперь ребёнок должен, не вставая с полосы, взять первую полоску сзади и положить её

перед собой, параллельно той, на которой он стоит, после чего перейти на неё. Далее ребёнок переходит дорогу, перекладывая полоски зебры сзади вперёд, оставаясь при этом всё время на одной из полосок.

Места для пассажиров

Ещё одна интересная подвижная игра, в которую вы наверняка играли в детстве. Поставьте в центре комнаты стульчики по количеству участников игры минус один стул. Включите музыку. Пока звучит музыка, игроки бегают вокруг стульчиков. Как только музыка выключается, игроки должны постараться как можно быстрее занять местечко. Тот, кто не успел занять место, выбывает из игры вместе с одним стульчиком. Игроков становится меньше и стульчиков тоже. В конце игры не забудьте объяснить детям, что такое соревнование за место допустимо только в этой весёлой игре, а в автобусе или трамвае проходить к свободным местам нужно спокойно, убедившись, что рядом нет тех, кому это место, лучше уступить.

Походка моряка

Для того чтобы уверенно себя чувствовать даже во время приличной качки, настоящие пираты должны уметь отлично владеть своим телом и держать равновесие. Давайте тренироваться. Понадобятся широкая доска и брусок. Положите доску на брусок так, чтобы один конец её был приподнят. Задача ребёнка — пройти по доске с одного конца на другой (когда ребёнок перейдёт середину доски, она наклонится в другую сторону).

Упражнение удобно выполнять на детской площадке на качелях соответствующей конструкции.

Дуэль

Начертите на полу линию, возьмите шпаги (используйте игрушечные

шпаги или замените их трубками от фольги или другим подходящим реквизитом) и попытайтесь заставить противника оступиться — сойти с линии. Опытные фехтовальщики могут играть на доске, приподнятой над землёй. В этом случае победа будет очевидной!

А ещё дуэль на шпагах можно заменить боем подушками.

Для развития координации также полезны разнообразные командные подвижные игры, лазанье по детскому спорткомплексу, катание на качелях и каруселях и пешие прогулки по пересечённой местности. Всё это в совокупности с увлекательными играми на развитие ловкости поможет

решению актуальной задачи развития дошколёнка и формированию здоровой привычки к активному образу жизни с ранних лет.

Ловко жонглируйте разнообразными играми и занятиями, обеспечивая

разумное чередование подвижных и спокойных игр, обучающих и расслабляющих мероприятий, дающих выход неуёмной энергии ребёнка, и ваши детки обязательно станут самыми ловкими.

Источник