Развитие глазного яблока у ребенка

Развитие глазного яблока у ребенка thumbnail

Близорукость — самая распространенная в мире глазная патология. Она бывает врожденной и приобретенной. Как правило, миопия проявляется в детском возрасте. Какие факторы способствуют развитию этой болезни? На какие симптомы нужно обращать внимание родителям? Расскажем подробней в статье о причинах появления близорукости и ее профилактике.

Что такое близорукость?

Развитие глазного яблока у ребенка

Близорукость, или по-другому миопия — нарушение рефракции, при котором световые лучи неправильно преломляются в оптической системе глаза. Сила преломления напрямую связана с анатомическим строением хрусталика и роговицы, а также зависит от их расстояния друг от

друга. При близорукости световые лучи пересекаются в области перед сетчаткой, из-за чего формируется расплывчатое изображение. Причиной этого, как правило, является удлиненная форма глазного яблока по переднезадней оси, а также неправильная форма роговицы или патология хрусталика. Миопия бывает трех видов: врожденная, наследственная и приобретенная.

Особенно опасным периодом медики называют детский возраст от 8 до 12 лет — именно в это время близорукость может начать активно прогрессировать. Связано данное явление с резким увеличением нагрузок на зрительный аппарат при начале обучения в школе. Рассмотрим каждый вид и физиологическую классификацию этого нарушения подробней.

Врожденная близорукость у детей

Врожденная миопия у детей часто обусловлена нарушениями в развитии глазного яблока во время внутриутробного периода. Причинами этого могут стать недоношенность, гипоксия, различные заболевания матери в первые три месяца вынашивания ребенка.

Вообще все дети рождаются со слабой степенью дальнозоркости. Их глазное яблоко имеет укороченный размер, и световые лучи, проходя через преломляющие поверхности, собираются за сетчаткой. Детская гиперметропия — это норма, и по мере роста ребенка она проходит (примерно к шести-семи годам).  Глазное яблоко увеличивается вместе с ростом всего организма, а оптический фокус перемещается на сетчатку. А вот причина врожденной близорукости у детей — удлиненная форма глазного яблока. Такое явление довольно опасно, так как мешает правильному формированию зрительного аппарата и, как следствие, общему развитию ребенка.

К группе риска относятся малыши, у которых один или оба родителя имеют миопию. Но не следует путать врожденную близорукость и наследственную. Данная форма миопии — только лишь предрасположенность к этому заболеванию, проявиться она может уже в позднем детском возрасте под влиянием различных негативных факторов. А вот врожденная формируется еще в утробе матери.

Этот  вид обычно выявляется после исследования зрительных органов новорожденного. Вот самые распространенные причины близорукости у детей при рождении:

  • Неправильная анатомия роговицы или хрусталика.
  • Синдром Дауна, синдром Марфана.
  • Родовая травма.
  • Слабая склера (оболочка глаза) и ее повышенная растяжимость. Этот фактор наиболее опасен, так как может привести к быстрому прогрессированию миопии.

Ранняя диагностика врожденной близорукости у детей — важная задача. Слишком позднее ее обнаружение и отсутствие грамотной коррекции может вызвать серьезные проблемы со зрением: амблиопию, расходящееся косоглазие, нистагм. Чтобы излечить их, понадобится много времени и усилий.

Наследственная миопия

Развитие глазного яблока у ребенка

Если у одного или обоих родителей присутствует близорукость, то под воздействием определенных обстоятельств она может развиться и у малыша, вероятность этого — 75-100%. Форма глазного яблока в момент рождения у него при этом будет в норме. При наличии у родителей миопии высоких степеней риск ее возникновения у ребенка увеличивается почти до 100%. Но она может и не проявиться совсем без негативных предпосылок.

Причины приобретенной близорукости у детей

Данная форма миопии развивается чаще всего в школьные годы, особенно у детей, входящих в группу риска по наследственным факторам. Толчком для этого могут стать разные причины. Рассмотрим каждую из них подробней:

Усиленный рост глазного яблока ребенка в период  быстрого роста всего организма, обычно в 5-10 лет, — так называемая физиологическая миопия. Иной раз она может проявиться даже в возрасте 25 лет, хотя глазное яблоко полностью формируется к 18 годам. Физиологическая миопия не приводит к каким-либо значительным нарушениям зрения, обычно развивается только  слабая форма.

Повышенные зрительные нагрузки. При начале обучения в школе зрительный аппарат начинает испытывать значительные нагрузки по сравнению с предыдущим периодом жизни. Приходится больше читать и писать на близком расстоянии. Также школьники много времени проводят с компьютером или гаджетами — телефонами, планшетами. Наши органы зрения изначально приспособлены для видения на дальние расстояния. При частой и длительной работе вблизи — чтении, письме, игре в гаджетах — цилиарная мышца, расположенная вокруг хрусталика, постоянно напрягается и увеличивает его кривизну, а при взгляде на дальние расстояния расслабляется. Это называется аккомодацией, именно благодаря ей мы способны хорошо видеть на разном удалении от предметов. Но при долгой работе с текстами или длительном времяпрепровождении с гаджетами цилиарная мышца находится в перманентном напряжении, из-за чего в итоге происходит спазм аккомодации, называемый также «ложной близорукостью». По статистике, таким нарушением страдает каждый шестой школьник. 

Читайте также:  Развитие субъектной позиции ребенка в образовательном процессе

Развитие глазного яблока у ребенка

«Ложная миопия» опасна тем, что часто является пусковым механизмом к развитию близорукости истинной. При этом распознать ее бывает непросто: ребенок в силу возраста не придает значения незначительным изменениям в зрительном восприятии. Например, при чтении или письме у него могут слегка раздвоиться буквы на доске. Затем зрение приходит в норму и он просто забывает об этом. В дальнейшем спазм может длиться дольше по времени, даже до нескольких дней, а это вызывает устойчивое снижение зрения при взгляде вдаль.

Нехватка в рационе нужных витаминов и элементов. Родителям очень важно следить за полноценным питанием ребенка, поскольку их недостаток может привести к серьезным нарушением в работе организма, в том числе и спровоцировать появление близорукости. 
Несоблюдение гигиены зрения. Нужно следовать определенным правилам: правильно освещать рабочее место, делать перерывы в работе через каждый час, а также специальную гимнастику для глаз. Компьютер, за которым сидит ребенок, должен стоять так, чтобы на монитор не попадали прямые солнечные лучи, а расстояние до него должно быть не менее 50 см.

Травмы органов зрения. После механического повреждения глаз может начать развиваться так называемая травматическая близорукость. Она обычно имеет слабую степень 0,5-1 диоптрию и не зависит от тяжести повреждения. Ее продолжительность может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Существует большая вероятность того, что травматическая миопия перейдет в истинную и начнет прогрессировать. Часто такие случаи бывают у детей, которые повреждают глаза во время активных игр, а затем не обращают внимания на ухудшение зрения или не могут сказать об этом в силу возраста.

Причинами приобретенной миопии у детей также могут стать и другие факторы — при их появлении она начинает развиваться, особенно при наследственном признаке: сахарный диабет, корь, скарлатина, гепатит, нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие, рахит), инфекции носоглотки (тонзиллит, гайморит, аденоиды, частые ОРЗ), черепно-мозговые травмы. Родителям необходимо учитывать эти моменты и быть внимательным к состоянию зрительной функции ребенка после травм и болезней.

Прогрессирующая близорукость у детей

При незначительном ухудшении  зрения (менее чем на 1 диоптрию в год) близорукость успешно корректируется очками или контактными линзами, специальной гимнастикой для глаз. Но иногда у детей может начаться прогрессирующая близорукость. В этом случае наблюдается значительное падение зрения — от одной до нескольких диоптрий за год. Такое состояние очень опасно, справиться с ним не помогут даже средства коррекции. Если оставить болезнь без внимания, произойдут серьезные изменения в сетчатке (ее отслоение), а это может привести к слепоте. Прогрессирующая миопия в большинстве случаев диагностируется именно у школьников. Часто это связано со слабостью склеры, которая подвержена повышенной растяжимости.

Приостановить развитие болезни в детском возрасте помогает склеропластика. При этой операции укрепляется склера — в глазное яблоко вводится специальная пластинка, которая является своеобразным «каркасом» и останавливает его рост, соответственно, и развитие близорукости. При этом увеличивается количество сосудов, питающих задний полюс глазного яблока, а его кровоснабжение улучшается.

Симптомы приобретенной близорукости у детей

Как правило, сам ребенок не всегда может сказать взрослым о том, что его зрение начало ухудшаться. Так бывает в силу возраста, когда дети слишком маленькие, или же, наоборот, школьник может скрывать этот факт, опасаясь, что его заставят носить очки. Родителям следует обращать внимание на внешние проявления в поведении, которые говорят о наличии близорукости:

  • Головные боли.

Данный симптом связан с постоянным  напряжением глаз при работе с близко расположенными предметами. При этом ухудшается кровоснабжение цилиарной мышцы и других глазных структур, а это влияет также на работу центральной нервной системы. 

Развитие глазного яблока у ребенка

  • Жжение и боль в глазах.

Такие проявления нередки при длительном использовании компьютера или гаджетов, особенно перед сном. Глазные мышцы переутомляются, возникает спазм аккомодации.

  • Повышенная слезоточивость.

У близоруких людей глаза более чувствительны к внешним проявлениям: при ярком свете в помещении или в солнечный день у них может наблюдаться повышенная слезоточивость. Этот симптом также проявляется после долгого времяпровождения перед монитором. Дело в том, что из-за напряженной работы ресничной мышцы у близоруких людей зрачок более расширен по сравнению с теми, кто имеет нормальное зрение. В глаза при этом попадает слишком много света, а усиленное слезотечение — их защитная реакция на данное явление.

  • Увеличенная глазная щель.
Читайте также:  Таблица развития ребенка по месяцам до года рост вес рожденных 3900

Развитие глазного яблока у ребенка

Обычно этот симптом проявляется при близорукости сильных степеней, а также при прогрессирующей. Глазное яблоко вследствие своего постоянного роста по переднезадней оси начинает выступать вперед, раздвигая при этом веки.

При близорукости дети также начинают постоянно щуриться, пытаясь сфокусироваться на дальнем предмете, а при ближней работе — чтении, рисовании, лепке и других занятиях — наклоняться все ближе к предметам, чтобы разглядеть их. При констатации подобных фактов родителям следует незамедлительно посетить офтальмолога для проверки зрения ребенка. Вовремя не скорректированная миопия чревата опасными последствиями: развитием косоглазия, амблиопии, а также отслойкой стекловидного тела, изменениями в сетчатке, которые приводят к кровоизлиянию и ее отслойке. Такие нарушения могут привести к полной слепоте.

Профилактика приобретенной детской близорукости

На появление миопии в детском возрасте влияет множество факторов, поэтому взрослым следует быть внимательными во многих аспектах, особенно если ребенок имеет наследственную предрасположенность. Нужно следить за правильным оборудованием его рабочего места, ограничивать слишком длительное времяпрепровождение за компьютером. В рацион должны входить полезные для глаз витамины и микроэлементы.

Кроме того, нужно посещать офтальмолога хотя бы раз в год. Врач диагностирует изменения, если они появились при нормальном до этого зрении, а в случае, если ребенок уже имеет близорукость, нужно следить, чтобы она не перешла в прогрессирующую. После травм глаз, головы или инфекционных заболеваний, нарушениях в опорно-двигательном аппарате также следует посещать специалиста для проверки. 

Источник

Глаз — важнейшая составная часть так называемой оптиковегетативной (ОВС), или фотоэнергетической (ФЭС), системы организма: глаз — гипоталамус — гипофиз.

Глаз функционирует не только как орган зрения, но и как «потребитель» световой энергии, необходимой для возбуждения нейрогуморальной активности гипоталамуса и гипофиза. Световые раздражения возбуждают не только зрительные центры, но и центры промежуточного мозга — его гипоталамо- и гипофизарный аппарат. Фотостимуляция является одним из основных факторов в развитии вегетативных функций. Благодаря воздействию света через глаз на гипофиз ряд эндокринных желез активнее продуцируют гормоны (гипофиз, надпочечники, щитовидная, половые и др.).

Доказана возможность развития ряда вегетативных симптомов и синдромов, с одной стороны, в связи с патологией исходного пункта ФЭС глаза, а с другой — вследствие поражения ее центрального отдела.

Фотоэнергетической является самым коротким из всех известных рефлекторных путей, связывающих центральный регуляторный аппарат вегетативной системы с внешней средой через воздействие лучистой энергии.

Более быстрая адаптация организма новорожденного к внешним условиям, его правильное развитие и рост в значительной степени зависят от безупречного функционирования ФЭС. Именно поэтому природа позаботилась о том, чтобы зрительный анализатор формировался очень быстро и был совершенным.

Рост и развитие глаза у ребенка в основном завершаются к 2—3 годам, а в последующие 15—20 лет происходит меньше изменений, чем за первые годы.

Различают определенные фазы, периоды, стадии и этапы формирования глаза, соответственно которым развиваются зрительные функции.

Фазы развития

Развитие глаза в экспериментах изучено достаточно хорошо.

Первая фаза — индукция. На 1-й неделе после оплодотворения яйца выделяется группа клеток, которые индуцируются энергией веществ яйца, — гетерогенные индукторы.

С момента индукции эти клетки отличаются от исходных. В различные моменты развития яйцеклетки из них формируются разные структурные составные части. Гены определяют специфическую природу многих типов клеток и органов. Системы действия генов регулируются внутренними изменениями цитоплазмы. Из этих клеток позже возникает временный клеточный тип: нервная пластинка — первичный зачаток — закладка линзы и др.

Вторая фаза — дифференцировка и расчленение выделившегося исходного зачатка, возникновение новых клеточных форм.

Третья фаза — создание функционально-приспособительных структур органа зрения под влиянием внутриглазного давления.

От факторов внутренней и внешней среды, наследственной предрасположенности зависят сроки формирования первичных структур глаза, обратного их развития, усложнения и образования постоянных оболочек, мышц, сосудов и нервов.

Периоды развития

Закладка того или иного органа особенно чувствительна к различным повреждающим факторам в особые периоды развития, которые названы критическими [Светлов П. Г., 1960]. Если тератогенные факторы действуют на организм до критического периода или по прошествии его, то нормальное развитие органа зрения не нарушается.

Читайте также:  Книга в духовном развитии ребенка

Выраженность и число аномалий возрастает с увеличением дозы тератогенного агента. В первый критический период (I— II месяцы) под действием тератогенных агентов гибнет большая часть зародышей. Однако если зародыши остались живыми, то дальнейшее развитие эмбриона и плода происходит нормально.

Во второй критический период под воздействием тератогенных агентов нередко происходят спонтанные аборты, а сохранившиеся плоды рождаются с аномалиями различных органов.

Результаты экспериментальных исследований и клинических наблюдений свидетельствуют о том, что нарушения в развитии глаза могут вызываться авитаминозом А (слепота), влиянием хлорида лития (циклопия, анофтальм) и роданида натрия (гидрофтальм), гипоксией (катаракта, недоразвитие), диагностической рентгенографией беременных (микрофтальм, катаракта, слепота), инфекционными болезнями, избыточным или длительным введением гипогликемических сульфаниламидов при сахарном диабете (аплазия зрительного нерва, слепота, катаракта) и т. д.

Однако изменения могут быть обусловлены не только воздействием внутриутробных, антенатальных вредных агентов, но и влиянием врожденно-наследственных факторов. Типы наследования многих признаков и болезней человека определены в настоящее время с большой степенью достоверности.

Стадии развития

К моменту рождения глаз имеет все оболочки в том случае, если эмбриогенез (табл. 3) протекал нормально. Глаз новорожденного существенно отличается по размерам, массе, гистологической структуре, физиологии и функциям от глаза взрослого.

Таблица 3. Схема эмбриогенеза глаза

Возраст эмбриона, нед Длина переднезадней оси глаза Состояние глаза
3 1,5-4,5 Возникновение глазных ямок и переход их в глазные пузыри. Образование эктодермальной пластинки — за­чатка линзы. Появление открытой ножки глазного пу­зыря
4 4,5-7,5 Образование глазного бокала, хрусталиковой ямки. Врастание артерии стекловидного тела в зародышевую щель глазного бокала. Дифференцировка сетчатки на два слоя вблизи заднего полюса. Образование прими­тивного писка зрительного нерва.
5 7,5-12 Образование хрусталикового пузырька — капсулы лин­зы, волокон и капсульного эпителия. Возникновение сосудистой сумки линзы, сосудистой сети хориодеи, примитивного нейроэпителия
6 12-17 Возникновение капсулозрачковой мембраны, собствен­ных сосудов первичного стекловидного тела, мезодермального стекловидного тела, слоев ганглиозных кле­ток, мюллеровских опорных клеток глии. Формирова­ние слоев роговицы
7 17-24 Возникновение зачатка век. Формирование передних и задних ресничных артерий. Вхождение нервных воло­кон от ганглиозных клеток в канал зрительного нерва. Развитие стромы радужки. Образование слезных ка­нальцев в виде эпителиальных тяжей
8 24-31 Развитие склеры. Возникновение эмбрионального ядра хрусталика. Развитие частичного перекреста нервных волокон в хиазме. Появление зрительного тракта. Фор­мирование орбитальной части слезной железы
9 31-40 Срастание краев век. Исчезновение собственных сосу­дов стекловидного тела. Появление вторичного стекло­видного тела
10 40-49 Возникновение палочек и колбочек в виде нитевидных отростков
11 49-59 Образование глиозного отростка на диске зрительного нерва. Возникновение эктодермальной части радужки, ресничного тела
12 59-70 Формирование зародышевого ядра хрусталика с ламбдовидными швами. Конец эмбрионального периода раз­вития
Плод 4 мес 70-110 Образование сосудистого кольца зрительного нерва (цинново сосудистое кольцо). Возникновение влагали­ща глазного яблока (тенонова капсула). Формирование мышцы, поднимающей верхнее веко. Появление арте­рий сетчатки в зоне вокруг диска зрительного нерва
5 » 110-160 Открытие слезных путей в носовую полость
6 » 160-200 Формирование глиальных чехлов вокруг артерии стек­ловидного тела
7 » 200-240 Исчезновение межзрачковой мембраны и облитерация артерии стекловидного тела. Разъединение сращенных век
8 » 240-250 Развитие решетчатой пластинки зрительного нерва. Исчезновение задней сосудистой сумки линзы
9 » Развитие хиазмы и зрительного нерва. Исчезновение сосудов стекловидного тела

Этапы развития

После рождения ребенка зрительный анализатор проходит определенные этапы развития, среди которых можно выделить пять:

1) формирование области желтого пятна и центральной ямки сетчатки в течение первого полугодия жизни; из 10 слоев сетчатки «остаются в основном четыре — это зрительные клетки, их ядра и бесструктурные пограничные мембраны;

2) увеличение функциональной мобильности зрительных путей-и формирование их в течение первого полугодия жизни;

3) совершенствование зрительных клеточных элементов коры и корковых зрительных центров в течение первых 2 лет жизни;

4) формирование и укрепление связей зрительного анализатора с другими анализаторами в течение первых лет жизни;

5) морфологическое и функциональное развитие черепных нервов в первые (2—4) месяцы жизни.

Становление зрительных функций ребенка происходит соответственно этим пяти этапам развития.

Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В.

Опубликовал Константин Моканов

Источник