Развитие фотографической памяти у ребенка

Развитие фотографической памяти у ребенка thumbnail

Еще одна крайне важная разновидность памяти – фотографическая. Она, вместе со слуховой, зрительной и тактильной позволяет воспроизводить совершенно целостные информационные образы. Увидел – «сфотографировал» для людей с развитой фотопамятью имеет практически прямое значение. Для них процесс запоминания деталей не представляет труда, он происходит непроизвольно, на уровне рефлексов. Представьте себе, человек, бросив один единственный взгляд на композицию, – стол, книжную полку, букет цветов, через время может запросто ответить: сколько приборов лежало на столе и каких именно, много ли было книг на полке и из каких видов цветов был составлен флористический ансамбль. Большинству, у кого фотографическая память не развита, понадобилось бы немало времени, чтобы сосчитать все и постараться запомнить, но и в таком случае не было бы гарантии, что при необходимости данные всплывут.

Развитию фотографической памяти необходимо посвящать максимум времени. Кроме того, что это полезно, это еще и очень интересно. Люди, с детства работающие над своими мнемоническими способностями, в состоянии воспроизводить по памяти целые тома сочинений, причем с такой точностью, как будто они находятся у них прямо перед глазами. Дети с тренированной фотографической памятью всегда хорошо учатся, прекрасно приспосабливаются в жизни. Зачастую им вообще не нужно готовиться к большинству предметов, поскольку они с легкостью могут по памяти восстановить «картинку» или «фотографию» из текста конспекта или учебника и «прочесть» все, что требуется в данный момент.

Что такое фотографическая память?

Многие считают, что фотографическая память – это некий феномен, которым наделено очень ограниченное количество индивидов. Это отчасти соответствует действительности, но только от части. Это такая же способность человеческого мозга, как и масса других и если ее правильно тренировать, то можно достичь невероятных успехов.

Фотографической или эйдетической памятью в психологии принято называть способность человека запоминать информативный визуальный образ без его осмысливания. Увиденные данные трансформируются в просто статичную картинку, слайды, которые при определенных условиях (или при желании вспомнить ассоциативных ситуациях) просто сами по себе всплывают в памяти с первозданной отчетливостью. Хороший пример – страница из телефонного справочника, если ее «сфотографировать» своей памятью, то можно в любой момент воспроизвести изображение и мысленно пройтись по нему глазами в поисках нужного контакта.

Чем фотографическая память отличается от обычной?

Фотопамять отличается от других видов в первую очередь тем, что человек не осмысливает и не анализирует увиденное, он просто запоминает его – делает «фото» в и кладет альбом, а потом при необходимости извлекает и пользуется.

Обычная память основывается на принципах замещения. Информация откладывается в свободные ячейки, более свежие данные замещают устаревшие, поэтому со временем человек многое забывает. Традиционной памяти свойственно уделять особое внимание только эмоционально богатым событиям, значимым.

Фотографическая память же не привязывается к эмоциям, она фиксирует образ, который не зависит от новых событий, не смешивается с ними. Запомненная картинка не всплывает частями – яркими пятнами, а вся целиком и полностью, откуда уже можно выбирать малейшие детали.

Практические приемы для развития фотографической памяти

Тренировать фотографическую память у ребенка весело и интересно, польза будет однозначно для всех участников процесса. Конечно, таких результатов, как у Кима Пика – одного из немногих признанных в мире обладателей совершенной фотографической памяти, достичь вряд ли получится, но стремиться к ним стоит. К слову, Кип Пик стал прообразом одного из главных героев знаменитой драмы Барри Ленвинсона «Человек дождя» – Реймонда, сыгранного Дастином Хоффманом. Ким читал стандартную книжную страницу всего за 4 секунды и при этом запоминал, все, что там было написано. К концу жизни в его «фотоальбоме» было больше 12 тысяч страниц.

Упражнение для развития фотографической памяти

Упражнения

  1. Попросите ребенка посмотреть на какой-либо не перегруженный деталями предмет, пусть постарается запомнить все, затем он отворачивается и описывает вам то, что запомнил. По мере улучшения результатов, когда описание начнет полностью совпадать с визуализацией, объекты необходимо усложнять, брать большие по объему, более насыщенные мелкими фрагментами.
  2. Стоя на остановке, смотрите на рекламки и соревнуйтесь, кто больше запомнил телефонов и текстов объявлений.
  3. Леонардо да Винчи очень любил разглядывать стены, невпопад забрызганные краской. В них он пытался находить новые образы, черпал вдохновение для своих гениальных работ. Такую же технику можно применять и для занятий с ребенком – лист бумаги с хаотично нанесенными кляксами, что видим? Еще есть похожая игра с облаками. Выберите денек с хорошими кучевыми облаками, прилягте на травку и работайте с ассоциациями, и какое облако на что похоже. Очень интересно, тем более что форма облаков все время меняется.
  4. Более старшим детям полезно будет позапоминать формулы. Действуя от простого к сложному можно хорошо повысить уровень фотографической памяти.
  5. Посмотрите на небольшой абзац текста, полностью не читая его, а просто охватывая от начала до конца взглядом. Запишите на бумаге все, что запомнили, даже если это просто отдельные слова на разных строках, они как части пазла постепенно сложатся в читабельную картинку. Тренируйтесь и совсем скоро сможете полностью записать абзац.
  6. Запишите цифры в ряд или в столбик – запоминайте и постепенно увеличивайте их количество в ряду или столбце.
  7. Игра найдите пару – одна из самых простых и занимательных. Как она выглядит можно посмотреть на нашем тематическом ресурсе Iqclub в разделе развитие памяти. На поле, заполненном изображениями, нужно как можно быстрее найти и отметить картинку-близнеца.
  8. Эффективным является чтение слов задом наперед. Начинать нужно с небольших фраз. Через время вы сможете уже бегло читать целые страницы текста. Детям нравится, особенно своеобразное звучание некоторых привычных слов.
  9. Распечатайте небольшой текст на одном листе и такой же, но с добавлением нескольких лишних слов, на другом. Задача: максимально быстро найти лишние слова. Количество лишних слов постепенно увеличивается.
  10. Рассматривайте предмет не менее 5 минут, закройте глаза и воспроизведите увиденное.
  11. Таблички Шульте. В таблицах с хаотично разбросанными цифрами и числами необходимо находить последовательность. Они тоже в полном объеме представлены на IQКлубе.
Читайте также:  Ускорение и замедление развития ребенка

Вначале, конечно, будет достаточно сложно. Для большей результативности методы необходимо чередовать. В развитии фотографической памяти, как и в остальных, крайне важна регулярность. Успехов!

Источник

Ирина Кошутина
Развитие фотографической памяти

Развитие фотографической памяти

Развитие фотографической памяти

, В последнее время мы с умилением и удивлением наблюдаем за юными гениями, которые с экранов ТВ покоряют всех своими сверхспособностями в запоминании слов, цифр, предметов.

Любая мама, даже взрослый человек завидуют этим детям.

Все мы мечтаем о том, чтоб легко все запоминать, чтоб хватало одного только взгляда для хорошего запоминания. И для этого есть решение.

ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ.

Для того чтобы разгадать секрет фотографической памяти, мы должны понимать, как в принципе работает память каждого из нас.

Наш мозг состоит из 2 полушарий. Наша обычная память – это достояние левого полушария. Естественный механизм такой памяти – научиться забывать, чтобы узнавать новое. На первый взгляд, звучит совсем не логично, но это действительно один из ключевых принципов нашей памяти.

Этот принцип очень часто нас подводит.

В правом полушарии все по другому.

В отличие от обычной памяти фотографическая память фиксирует изображение любой сцены жизни, книжной страницы, лица (любой информации, которую можно воспринять зрительно) точно так же, как это делает фотоаппарат

Изображение не меняется с течением времени, а ранние изображения не вытесняются новыми.

Имея развитую фотографическую память, человеку открывается непосредственный доступ к информации, хранящейся в памяти, т. е. он может вспомнить любую информацию из любой книги, которую читал или страницы, которые видел. Каждая страница как бы просматривается на экране в уме, как если бы это был снимок.

Подавляющее большинство людей находятся где-то между и имеют обыкновенную память, и только у единиц развивается фотографическая память.

Дети до 6 лет счастливые обладатели возможности ЛЕГКО овладеть навыками Фотографической памяти. Так как именно в этот период активно правое полушарие. И если не развивать фотографическую память, то с возрастом эти способности значительно ухудшаются.

Новый ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ диктует нам новые требования к нашим детям. Креативность, поиск нестандартных решений. Вот, что ждут от наших детей.

60% информации ребенок должен осваивать сам. Мы, как любящие МОЖЕМ помочь ему в этом.

Развитие фотографической памяти ++ наше Спасение.

Дети, особенно дошкольники, любят играть Через игру,в ненавязчивой форме ребенок с удовольствием будет впитывать все новое. Правое полушарие открыто для знаний.

По словам доктора Макото Шичиды, правое полушарие – это та часть мозга, с помощью которого мы можем воображать и мечтать. Кроме того, правое полушарие может создать мысленные образы на основе информации, полученной от клеток тела, которая является основой для дополнительного чувственного восприятия. Правое полушарие отвечает за способности так называемой фотографической памяти.

Читайте также:  Цель и задачи физического воспитания и развития ребенка

Японский профессор Макото Шичида разработал для детей игры на развитие фотографической памяти.

В книгах Шичиды выделяются следующие игры на развитие фотографической памяти:

Мандалы

Цепочка памяти, метод запоминания историй, абсурдные истории

Сетка памяти, клетка памяти

Игры на запоминание образов

Вот некоторые из таких игр

Игра «Угадать, что в коробке».

В коробку (кастрюлю, лоток, поднос или т. п. емкость) поставить три или четыре предмета и накрыть их тканью. На мгновенье ткань удаляется и ребенок запоминает вещи, затем коробка покрывается снова тканью. Попросите ребенка сказать, что было в коробке. Постепенно увеличивайте количество предметов, положенных в коробку. Играйте с ребенком в эту игру до тех пор, когда он сможет запоминать 10 предметов.

Игра «Правильно собери блоки»

Для этой игры понадобятся блоки от конструктора самых простых форм и различных цветов. Для начала лучше использовать одни кубики разных цветов. Положить на полу или на столе два уровня блочной конструкции с тремя кубиками на каждом уровне. Покажите ребенку данную конструкцию, накройте тканью и пусть ребенок с помощью таких же точно кубиков воспроизведет построенную вами конструкцию.Или можно сделать такой вариант: построенную конструкцию разрушить после того как показали ребенку и пусть из этих кубиков он восстановит исходную. При таком варианте необходимы хорошие способности вашей памяти, но если в этом сомневаетесь, чтобы не забыть можно заранее зарисовать какую конструкцию вы хотите построить и затем проверять по этому рисунку правильное восстановление ее ребенком.Сложность данной игры увеличивайте постепенно: вводите в конструкцию блоки разных форм и цветов. В конце концов ребенок сможет запомнить и восстанавливать три уровня с пятью блоками на каждом уровне.

Карточки «Похожие картинки «

Как играть

Возьмите 2 похожие карточки. Одну покажите на несколько секунд ребенку и уберите. Затем достаньте 2 (или больше) карточки и пусть малыш выберет, какую карточку он только что видел.

Игра «Запомни и выложи узор»

Детям дается готовый образец для просмотра 1мин. Дается установка смотреть внимательно. Затем образец убирается. Дети из готовых форм восстанавливают узор по памяти.

Игра «Угадай что изменилось?»

Детям предлагаются предметы или картинки поставленные или выставленные в ряд. Ребенок смотрит на них 30 сек, затем отворачивается. Предметы, картинки меняются местами. Дети поворачиваются и определяют изменения. Усложнение задания идет за счет увеличения количества предметов,картинок.

Источник

Каждый день человек сталкивается с множеством образов, информацией, эмоциями и впечатлениями. О том, чтобы это оставалось без напряжения в памяти мечтают многие. Память – это кладезь и богатство, и ее значение в нашей жизни невозможно переоценить.

Развитие фотографической памяти у ребенка

Многие считают, что способность запоминать без лишних усилий – врожденный дар, ген, который мы имеем как данность. Однако, это не совсем так.

Описание феномена

В психологии есть понятие, как фотографическая память (или эйдетическая память) – что означает способность человека запоминать информацию посредством визуальных образов, не осмысливая ее.

Информация остается в сознании как «картинка», при возникновении ассоциаций или осознанном желании вспомнить, она оживает.

В чем разница между обычной и фотографической памятью?

  • Обычная память действует по принципу «наполнения» свободных ресурсов, поэтому события нашей жизни мы помним с каждым годом хуже, т.к со временем сознание наполняется новыми впечатлениями и старые вытесняются. Также, специфика обычной памяти в том, что она фиксирует значимые события, или эмоционально окрашенные.
  • Эйдетическая память – фиксирует образ и, соответственно, он не смешивается с новыми событиями. Образ не зависит от настроения или ассоциаций-когда вы пытаетесь что-то вспомнить, вы видите перед собой образ целиком и можете воспроизвести в памяти даже мелочи.

Развитие фотографической памяти у ребенка

Исследование феномена

Первым в психологии о понятии «эйдетизм» рассказал ученый из Сербии В. Урбанчич, а в 20-х г. прошлого столетия Э.Йеншем проведены первые экспериментальные исследования. Им была разработана классификация по степени выраженности феномена. Затем, эйдетика изучалась российскими и зарубежными психологами – М. П. Кононовой, м, С. Л. Рубинштейном, В. А. Артёмовым, А.Р. Лурией. В частности, А. Р. Лурия и совместно работающие с ним ученые, доказал, что образы из памяти могут быть сильнее реальных образов восприятия, а иногда даже влиять на физиологию человека и менять его состояние.

Упражнения

В психологии считается, что фотопамять характерна для детей до 16 лет. Затем эта способность утрачивается, но ее можно улучшить и сохранить на долгие годы, но для этого придется потрудиться.

Читайте также:  Роль родительской компетентности в развитие ребенка

Как развить фотографическую память? Специалисты советуют уделять этому в день не менее 15 минут минимум на протяжении месяца. Спустя месяц тренировка внимания может осуществляться реже, но окончательно бросать занятия не стоит.

Принцип эффективности упражнений для развития эйдетической памяти – систематичность. Один пропущенный день может стоить вам долгих тренировок.

  1. Упражнение «непрерывное наблюдение». Этот метод заключается в непрерывном сосредоточении внимания на предмете в течение 5 минут. Вы можете моргать, но нельзя отводить взгляд. Рассмотрите детали в мельчайших подробностях, стремитесь удерживать внимание на нужном объекте. Такое упражнение доступно онлайн.
  2. Упражнение «ритмичное наблюдение». Посмотрите внимательно на предмет или текст в течение нескольких секунд, сохраняя ровное дыхание. Закройте глаза, сделайте глубокий выдох и отдалите образ предмета из сознания. Затем сделайте вдох и снова внимательно изучайте предмет. Повторить это упражнение 50 раз. В сети есть похожие упражнения онлайн.
  3. Упражнение «мысленное видение». Посмотрите внимательно на предмет (текст) в течение нескольких минут, стремясь запомнить каждую мелкую деталь. Закройте глаза и пробуйте воспроизвести картинку перед собой с мельчайшими подробностями. Поначалу образ будет мутный, и части предмета утеряны, но со временем восприятие станет четче и более приближенным к реальности. Когда вы научитесь запоминать предметы – пробуйте проделывать тоже с картинами и текстами, каждый раз усложняя задачу. Этот метод еще называют-метод Айвазовского. Данная эйдотехника в том числе и тренировка внимания.
  4. Упражнение «видеоскоп». Сосредоточенно посмотрите на предмет или текст в течение минуты. Затем переведите взгляд на другой предмет и так же изучите его. Закройте глаза и в воображении соедините эти два предмета. Эффективность упражнения повышается при повторении 5-7 раз с разными предметами, формируется так называемая видеопамять.

Развитие фотографической памяти у ребенка

  1. Упражнение «Таблица Шульте». Суть этого упражнения – быстро и последовательно находить числа в таблице, где они изначально расположены хаотичным образом. Этот метод-тренировка внимания, наблюдательности, задействована зрительная память, так как происходит запоминание не только места нужной ячейки, но и других ячеек. Такое упражнение еще и интересное-можно играть наперегонки и помимо сосредоточения внимания формируется скорость реакции.
  2. Упражнение «Игра в спички». Бросьте хаотично на стол несколько спичек, затем посмотрите внимательно на них и запомните в мельчайших подробностях как они расположены. Затем отвернитесь и с помощью других спичек и в другом месте воспроизведите их положение.
  3. Упражнение «мгновение, остановись». Этот метод можно делать в любое время – на учебе, работе или прогулке. Выберете предмет, посмотрите на него внимательно и, закрыв глаза, нарисуйте его в своем воображении.
  4. Упражнение «пустое сознание». Нарисуйте точку, расположите перед собой. Смотрите на нее до тех пор, пока не начнут возникать мысли. Когда вы почувствовали их приближение–закройте глаза и сконцентрируйтесь на предмете, стараясь его представить наиболее полно, не допуская себе возникновения мыслей. Идея этого упражнения в том, что наличие мыслей (или «шумов», как их называют психологи), приводит к ухудшению качества запоминания и яркость изображения стирается.

Если позволяет время, лучше сделать в один промежуток времени поэтапно несколько упражнений из этого списка, но, если нет возможности, даже малая тренировка со временем даст результат, поэтому можете каждый день делать простейший метод под номером семь.

Возможности эйдетизма

Фотографическая память дает множество возможностей для человека – стоит вспомнить людей, обладавших этим талантом:

  • Максим Горький – обладал навыком скорочтения и запоминал прочитанные книги на долгие годы;
  • Алексей Толстой – прежде чем написал свои книги, «видел» их содержание и текст образно;
  • Лев Вершинин – со студенческих лет знал наизусть текст Советской Исторической Энциклопедии;
  • Рональд Рейган – с одного взгляда мог запомнить целиком какой-либо текст.

Развитая эйдетическая память открывает перед человеком новые возможности – успехи в учебе, профессии, хобби напрямую зависят от того, насколько быстро и качественно вы запоминаете новую информацию.

Однако, в своем стремлении развить фотографическую память и стать эффективнее, умнее и лучше не забывайте, что важно не навредить себе. Чрезмерное увлечение эйдетизмом в конечном итоге может грозить «затмеванием» внутренними образами реальности. 

Развитие фотографической памяти у ребенка
Автор: Варнакова Анастасия Анатольевна, психолог

Оцените эту статью:

  • 4.5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Всего голосов: 165

Источник