Развитие фонетического слуха у ребенка

Развитие фонетического слуха у ребенка thumbnail

Фоне­ма­ти­че­ский слух (фоне­ма­тика) — раз­ли­че­ние (ана­лиз и син­тез) зву­ков (фонем) частей речи, кото­рое явля­ется необ­хо­ди­мой осно­вой для пони­ма­ния смысла ска­зан­ного. При нес­фор­ми­ро­ван­но­сти рече­вого зву­ко­раз­ли­че­ния чело­век (ребё­нок) вос­при­ни­мает (запо­ми­нает, повто­ряет, пишет) не то, что ему ска­зали, а то, что он услышал.

Раз­ви­тие фоне­ма­ти­че­ского слуха у детей необ­хо­димо для успеш­ного обу­че­ния их чте­нию и письму. Дети часто путают близ­кие по зву­ча­нию фонемы, что в неко­то­рых слу­чаях тор­мо­зит раз­ви­тие связ­ной речи. В даль­ней­шем раз­ви­тие фоне­ма­ти­че­ского слуха необ­хо­димо для успеш­ного обу­че­ния ино­стран­ным языкам.

Для раз­ви­тия фоне­ма­ти­че­ского слуха в лого­пе­дии и ней­ро­пси­хо­ло­гии при­ме­ня­ются спе­ци­аль­ные упраж­не­ния. Пред­ла­гаем вашему вни­ма­нию упраж­не­ния, раз­ра­бо­тан­ные Тума­ко­вой Г.А. — авто­ром мето­ди­че­ских посо­бий «Озна­ком­ле­ние дошколь­ника со зву­ча­щим сло­вом» и «Учите, играя. Игры и упраж­не­ния со зву­ча­щим сло­вом». В ста­тье жур­нала автор рас­ска­зы­вает, как про­во­дить заня­тия по раз­ви­тию фоне­ма­ти­че­ского слуха у дошкольников.

Как зву­чит слово

Мама с ребен­ком раз­ви­ва­ю­щие заня­тия. Одно из непре­мен­ных усло­вий успеха ребенка в буду­щих школь­ных заня­тиях – раз­ви­тый фоне­ма­ти­че­ский слух, то есть уме­ние раз­ли­чать звуки в потоке речи.

В играх и упраж­не­ниях ребенку четы­рех-шести лет надо пока­зать, что слово зву­чит, что оно состоит из звуков.

Про­во­дить эти заня­тия можно таким образом.

1. Взрос­лый говорит:

— Ты уже зна­ешь, что слова зву­чат. Послу­шай, как они ПО-РАЗНОМУ зву­чат в сти­хо­тво­ре­нии Агнии Барто.:

Скажи погромче слово «гром» –

Гро­хо­чет слово словно гром.

Скажи потише: «шесть мышат»,

И сразу мышки зашуршат.

Скажи: «кукушка на суку»,

Тебе послы­шится «ку-ку».

Затем взрос­лый продолжает:

— Слова зву­чат потому, что они состоят из зву­ков. Звуки бывают раз­ные, послу­шай: грро­омм, зза­аш­шу­ур­ш­шаат. Повтори вме­сте со мной так, чтобы были слышны раз­ные звуки… Хорошо. А теперь сам про­из­неси слово шалу­нишка так, чтобы ясно были слышны раз­ные звуки: шша­ал­лу­ун­ни­и­шш­каа. А теперь сам вспомни какое-нибудь слово и так же отчет­ливо про­из­неси его.

2. – Что это за зве­рек? (Пока­жите кар­тинку с изоб­ра­же­нием мышки или игрушку-мышку).

— Мышка. Малень­кий зве­рек, кото­рый живет под полом.

— А это кто? (на кар­тинке нари­со­ван медведь).

— Это мишка, боль­шой зверь, он живет в лесу и на Севере.

— Ты прав, это раз­ные живот­ные и назы­ва­ются они по-раз­ному, хотя эти назва­ния и зву­чат похоже. Вслу­шайся вни­ма­тельно: мыы­ышка – мии­ишка. Слы­шишь, чем они раз­ли­ча­ются? А теперь про­из­неси сам. Хорошо получается…

3. – Вот еще два слова, они раз­ные, но похожи друг на друга по зву­ча­нию: мммак – рррак. Про­из­неси их так же. А теперь ты назови одно какое-нибудь слово, а я к нему под­беру дру­гое, похо­жее по зву­ча­нию. Начинаем.

— Шина…

– Машина.

– Ванна…

— Анна. А сей­час я буду назы­вать слова, а ты будешь под­би­рать похо­жие по зву­ча­нию. Галка…

– Палка.

– Свечка…

— Печка.

– Куз­нец…

– Моло­дец.

4. — А теперь играем по-дру­гому. Подыс­ки­ваем два слова, непо­хо­жие по зву­ча­нию. Вот какие я знаю: дом – пушка. А твои слова?

— Книга – сом.

— Хорошо, а мои такие: жарко – суп…

– Жук — хлеб.

5. Послу­шай, какое имя я назову, а ты вспомни дру­гое, сход­ное по зву­ча­нию: Ирина – Марина. Слу­шай еще: Мая – Рая – Тая. Вни­ма­ние: Коля…

— Оля.

– Юра…

– Шура.

6. заня­тия с кар­тин­ками- Посмотри кар­тинки. Вот на этой кар­тинке нари­со­вана птичка. Какое слово можно доба­вить, чтобы зву­чало похоже, поду­май. Не вспом­нил? Я помогу тебе: синичка. Слу­шай, что полу­чи­лось: птичка-синичка. Можно ска­зать: птичка-неве­личка. А кто на этой кар­тинке изображен?

— Зайка-побе­гайка.

— Хорошо зву­чит: зайка-побегайка.

Так же рас­смат­ри­ва­ются дру­гие кар­тинки, к назва­ниям кото­рых ребе­нок дол­жен подо­брать рифму: скво­рец-певец, лисичка-сест­ричка, сорока-белобока…

7. – Я брошу мяч и скажу, напри­мер, слово резина, а ты вспомни слово, похоже зву­ча­щее, напри­мер, кор­зина, и пере­брось мяч мне. Начали играть! Сверчок!

– Пау­чок!

– Елки!

– Иголки!

– Пет­рушка!

– Зве­рюшка! Погре­мушка! Хлопушка!

8. А теперь будем пере­бра­сы­вать друг другу мяч только после того, как вспом­ним слово, окан­чи­ва­ю­ще­еся на звуки ок. Начи­нам… молоток!

— Пау­чок!

– Лесок!

– Песок!

– Лужок!

– Про­мок!

9. А теперь будем назы­вать непо­хо­жие, раз­ные по зву­ча­нию слова. Я скажу: гол, а ты?

— Шапка.

— Хорошо, про­дол­жаем: мак…

– Топор!

Ваш ребе­нок научился вслу­ши­ваться в слова, про­из­но­сить их так, чтобы были отчет­ливо слышны состав­ля­ю­щие их звуки. Сле­ду­ю­щий этап – уме­ние раз­ли­чать слова по коли­че­ству зву­ков (корот­кие — мало зву­ков в слове, длин­ные – зву­ков много).

Читайте также:  Закон выготского всякая функция в культурном развитии ребенка появляется дважды

С ребен­ком можно про­ве­сти такие занятия.

1. – Бывают слова корот­кие: уж, дом, чай. Послу­шай еще: он, шар. Если шагать под эти слова, то всего только один шаг и успе­ва­ешь сде­лать, пока корот­кое слово зву­чит. Сде­лаем это вме­сте: мяч, он, шар, уж. А если взять длин­ное слово, то и про­из­но­сится оно дольше и шагов потре­бу­ется больше. Слу­шай и смотри: лени­вица, руко­деь­ница, вос­пи­та­тель­ница. Про­из­но­сятся эти слова так: ллее-ннии-ввии-ццаа, рру­у­коо-деелль-ннии-ццаа, вво­ос­спии-тааа-теелль-ннии-ццаа. Слы­шал, как много зву­ков в этих словах?

2. – Посмот­рим, какие пред­меты нахо­дятся в этой комнате…

Можно зара­нее рас­по­ло­жить их так, чтобы на виду были пред­меты и с корот­кими и с длин­ными назва­ни­ями. Ребе­нок дол­жен отыс­кать сразу два пред­мета: назва­ние одного должно быть длин­ное, назва­ние дру­гого – корот­кое. Напри­мер, мяч – гру­зо­вик. Затем то же дела­ете вы, потом снова малыш и т. д.

3. – Теперь надо вспом­нить зна­ко­мые корот­кие слова… А теперь вспомни и назови только длин­ные слова.

4. – Я буду назы­вать раз­ные слова- длин­ные и корот­кие. Пра­вила игры сле­ду­ю­щие: когда я про­из­несу корот­кое слово, ты хлопни в ладоши, а когда скажу длин­ное слово – не хло­пай. Слу­шай: сыр, учи­тель­ница, кару­сель, сок, дом. Ива­нушка, кит, чер­но­гла­зый, сол­нышко, кот. Пра­вильно понял зада­ние, ты внимателен…

Затем взрос­лый меня­ется ролями с ребенком.

5. – Новое зада­ние будет более слож­ное. Мы будем корот­кие слова пре­вра­щать в длин­ные, будем их изме­нять. Напри­мер. Корот­кое слово кот пре­вра­тим в длин­ное. Поду­май, как это сде­лать? Теперь скажи.

– Коте­нок.

— Очень хорошо, а я пред­ла­гаю еще такое длин­ное слово: коте­но­чек. Кооте­ен­но­оч­чеек, вот как долго зву­чит это слово, оно длин­нее, чем корот­кое слово кот? Изме­ним корот­кое слово лис, пре­вра­тим его в длин­ное. Инте­ресно, какие это будут слова?

— Лисица, лисичка, лисе­нок, лисеночек…

6. – Теперь будем вспо­ми­нать похо­жие по зву­ча­нию корот­кие слова. Какие есть слова, похо­жие на слово мак?

— Рак, лак, мак, бак, так, как …

— Хорошо. И зву­чат похоже и все корот­кие. Можно пред­ла­гать свои слова, даже такие, кото­рых не бывает, но они должны бвть похо­жими по зву­ча­нию и такими же корот­кими. Начи­наем под­би­рать слова к слову нос.

— Пос, мос, рос, кос, трос, гос, фос…

— Все пра­вильно. А к слову стол?

— Пол, кол, гол, тол, бол, мол, лол, дол…

— А слово фут­бол удач­ное или нет? Пра­вильно объ­яс­ня­ешь: зву­чит-то оно похоже, да слово это не короткое.

7. – А к длин­ному слову зай­чо­нок какие длин­ные слова будут под­хо­дя­щими по звучанию?

— Цып­ле­нок, жере­бе­нок, козленок…

Самые раз­ные упраж­не­нии можно про­ве­сти « с опо­рой на рису­нок». Здесь воз­можны такие направ­ле­ния занятий:

1. заня­тия с рисун­ками. Осо­зна­ние зву­ко­вой сто­роны слова:

— Назови пред­меты, нари­со­ван­ные на кар­тинке так ясно и четко, чтобы слышно, как зву­чат слова.

— Мми­и­шшккаа, ммаашшииннаа.

— Назови слова, похо­жие по звучанию.

— Галка-палка, шина-машина.

Какие еще слова зву­чат так же, как мышка-мишка?

– Пышка-шишка.

К этим сло­вам можно подо­брать и при­ду­ман­ные слова, кото­рых нет, — пусть только они зву­чат похоже (двишка, вельмишка).

— Какие слова зву­чат так же, как слово галка?

— Палка, скакалка.

— Всмот­рись в кар­тину и найди два пред­мета, назва­ния кото­рых по зву­ча­нию не похожи.

— Шина, палка.

— Какие звуки слышны в этих сло­вах? Вспомни дру­гие слова с такими же зву­ками. Эти слова корот­кие или длинные?

2. Осо­зна­ние сло­го­вой сто­роны слова:

— Про­из­неси слово галка по частям.

— Гал-ка.

— Сколько частей в этом слове? Какая пер­вая часть? Какая вто­рая? А теперь про­из­неси по частям слово палка. Назови первую часть.

— Пал.

— Назови вторую.

— Ка.

— Поду­май, какая часть в сло­вах галка и палка одинаковая?

— Ка.

— Скажи слово машина по частям и назови каж­дую часть отдельно… Вспомни слова с пер­вой частью ма. А какие можешь назвать слова со вто­рой частью ши? А с частью на? Рас­смотри все кар­тинки и назови слова, в назва­нии кото­рых только две части. А теперь – только три части… Ты ска­зал, что в слове палка две части. Как можно изме­нить это слово, чтобы в нем стало три части?

— Палочка.

— Про­из­неси еще раз слово палочка по частям и нари­суй на листочке столько кле­ток сколько частей в этом слове. Сей­час зада­ние будет слож­нее: ответь одним сло­вом из двух частей на мой вопрос: «Галка – это кто?»

Читайте также:  Методика развития ребенка в утробе матери

— Пти-ца, птич-ка.

— А теперь ответ твой дол­жен состо­ять из слова, в кото­ром будет три части: Галка какая?»

— Чер-на‑я, боль-ша‑я.

— А шина какая?

— Кру-гла‑я.

Напо­сле­док лите­ра­тур­ная игра: — При­ду­май рас­сказ о том, «как одна­жды машина рас­сер­ди­лась на шину».

Источ­ник: «Семья и школа», 1977 год

Источник

Для правильной речи, а впоследствии письма и учебы очень важно, чтобы ребенок хорошо различал звуки. Период интенсивного развития фонематического слуха у детей приходится на дошкольный возраст. В 4 года, максимум в 5–6 лет он должен быть полностью сформирован. Как проверить фонематическое восприятие, и каким образом его развивать, читайте далее.

Что такое фонематический слух?

За способность слышать отвечает слуховой анализатор – орган слуха, который включает в себя ухо, нервы и особые центры в коре головного мозга. Он преобразовывает звуковые колебания в нервные импульсы, которые затем передаются в центральные отделы головного мозга, и вызывают те или иные реакции человека. Различают два вида слуха: физический и фонематический. Первый определяет способность воспринимать природный и бытовой шум, а также музыку.

Фонематический слух позволяет слышать и различать звуки человеческой речи. Благодаря ему, ребенок учится не только понимать речь и говорить, но и улавливать смысл сказанного, в зависимости от характера звуков (интонации, ударения, окончаний и прочего). Например, слышать разницу между похожими «мишкой» и «миской», скорбным «ох» и удивленным, цветками «гвоздиками» и папиными «гвоздиками».

Почему нужно его развивать?

Без понимания звуковых особенностей речи окружающих, ребенку будет тяжело научиться говорить. При развитом фонематическом слухе малыш осознает, что он произносит слово неправильно, и пытается самостоятельно добиться правильного произношения. Если разница между схожими звуками не улавливается, формируются устойчивые замены «жук – кук», «шишка – сыска». Чем хуже развит фонематический слух, тем сильнее выражены речевые проблемы. В таких случаях говорят, что у детей словно каша во рту.

Если проблема не решается в дошкольном возрасте, из нее вытекает множество новых, куда более серьезных. Ребенок испытывает сложности с чтением, письмом, изучением других языков. Ему с трудом дается слияние слогов, выделение отдельных звуков, он неверно пишет окончания и многое другое. У школьников начинается серьезное отставание по школьной программе.

В каком возрасте начинать занятия?

Процесс развития фонематического слуха у детей индивидуальный. Бывает, что ребенок начинает прекрасно улавливать звуки и говорить в 1,5–2 года. Но чаще активное формирование приходится на возраст 4 года и продолжается до 5–6 лет. При этом наиболее чувствительным, значимым периодом развития остаются первые годы жизни.

Если до 2 лет с ребенком разговаривать правильно, не сюсюкая, читать понятные ему стихи, учить чистоговорки, то риск нарушений фонематического слуха уменьшается в разы. Иными словами, проводить занятия можно с самого раннего дошкольного возраста. Существует масса упражнений и игр на развитие фонематического слуха у детей 1 года, 2-3 лет и старше. В каждом случае подбираются задания, соответствующие возможностям малыша.

Важно. Оптимальное время для развития фонематического слуха – дошкольный возраст. Дальше решать имеющиеся проблемы будет все сложнее, а после 9 лет практически невозможно.

Методики развития

Развивать фонематический слух возможно только постепенно. Сначала ребенок учится распознавать не схожие между собой звуки, затем узнает о правильном и неправильном произношении, начинает находить ошибки в знакомых словах. Дальше формируется способность проводить фонематический анализ, вычленять звуки в частях слова (начале, середине, конце), подбирать рифму. На заключительном этапе, уже в школе, ребенок может определять количественный звуковой состав слова. У него открывается способность использовать проверочные слова и понимать правила.

Методика развития фонематического слуха основана на формировании умения ориентироваться в звуковой стороне слова. Обучение проводится в форме игры и включает в себя следующие упражнения:

  • артикуляционная гимнастика, направленная на улучшение подвижности языка, губ и т. д.;
  • дыхательная гимнастика, позволяющая правильно направлять струю воздуха (например, упражнение «Свечка», «Перышко»);
  • воспитание интонационной выразительности речи;
  • формирование умения контролировать силу голоса;
  • занятия на правильное произношение всех звуков;
  • звуковой анализ слов (подбор схожих и различных по звучанию слов, выделение мягких и твердых звуков, звонких, журчащих, шипящих и т. д.);
  • игры со словами (например, подобрать слово, которое начинается на определенный звук).

При этом обязательно нужно брать во внимание индивидуальные особенности ребенка, среду воспитания, дефекты строения речевого аппарата (укороченная подъязычная связка, маленький и узкий язык, открытый прикус и т. д.). Также при развитии фонематического слуха следует учитывать последовательность различения звуков – сначала гласных, затем шумных и сонорных согласных, твердых и мягких, губных – язычных, глухих — звонких, шипящих – свистящих.

Читайте также:  Детский сад 150 центр развития ребенка сайт

Примеры упражнений

Игры на развитие фонематического слуха многочисленны и разнообразны, поэтому им посвящена отдельная статья. Несколько примеров упражнений:

  1. «Путаница». Задача: хлопнуть в ладоши при правильном произнесении слова. Ребенку показывается картинка, к примеру, с изображением кастрюли. Сначала взрослый громко и четко произносит правильное название (знакомит с ним малыша). Затем начинает намеренно искажать: тастрюля, састрюля, бастрюля, дастрюля. Примерно в середине «кастрюля» произносится правильно, и этот момент обозначается хлопком. Потом картинка и слово меняются.
  2. «Лишний звук». Задача: исключить лишний слог (слово). Взрослый отчетливо произносит: та-та-та-да-та, са-за-са-са-са, кот-кот-тот-кот.
  3. «Звук заблудился». Задача: Понять, что не так в предложении и исправить. Пример: по весне распустились светы (цветы), во рту выросли дубы (зубы), щенок живет в булке (будке), мама заплела почке (дочке) косу.
  4. «Где звук?». Игра для школьников. Задача: на карточке со словом правильно разместить фишку. К примеру, взрослый называет звук «У», а перед ребенком кладет карточку со словом «Ужин». Правильное местоположение фишки – первая буква.

Чтобы развить фонематическое восприятие и слух, детям полезно читать книги по возрасту, грамотно и четко разговаривать в их присутствии, использовать различные интонации и громкость речи. Отдельное внимание следует уделять активному познанию окружающего мира, тренировать зрительный, слуховой, осязательный и другие анализаторы.

Как проверить фонематический слух?

Самый простой способ – проконсультироваться со специалистом. Вопросами нарушения фонематического слуха занимается логопед. Первичная консультация проводится в 3 года. В этом возрасте становится понятно, нужна ли малышу какая-либо помощь или развитие происходит согласно возрасту. В 5 лет ребенок уже должен отчетливо ориентироваться в звуках и правильно говорить (исключение – звук «р»). Если этого нет, нужны специальные занятия по коррекции.

Сами родители могут проверить фонематический слух ребенка при помощи небольшого теста:

  1. Предложить малышу выбрать картинку с изображением мишки (при этом дают два варианта, с рисунком медведя, и миски – тарелки).
  2. Попросить топнуть ногой, услышав слог са. Взрослый произносит в одинаковом темпе: ва-та-за-за-са-ка-за.
  3. Спросить ребенка, чем отличается рак и лак?
  4. Попросить придумать слова на гласные звуки «А», «О», «Е», «И», «У».

Признаки нарушения

Прежде всего, на неразвитый фонематический слух указывает непонимание обращенной речи, полное или частичное. Например, если ребенок не может выполнить простых заданий, часто переспрашивает или понимает просьбы неверно. Второй тревожный признак – дефекты речи. Речеслуховой и речедвигательный анализаторы тесно связаны, и оказывают весомое влияние друг на друга.

В 4 года ребенок в норме разговаривает фразами, употребляет предлоги, способен задать вопрос. К 5–6 годам все звуки, кроме «Р» произносятся правильно, верно применяются окончания. Кроме того, у дошкольника без труда получается назвать первый звук в слове, подобрать на него другие слова. Выделяют 3 признака нарушения фонематического слуха (в 5 лет):

  • дефекты звукопроизношения (к примеру, замена твердых звуков мягкими);
  • пропуск звуков в словах, их перестановка, употребление лишних звуков (сказка – сазка, зонтик – зотник, масло – мастло);
  • слабое различие схожих звуков в устной речи и в письме с-ш, з-ж, д-т и т. д. (жук – зук, доктор – токтор, сушка – шушка).

У школьников нарушения фонематичного слуха проявляются медленным чтением, в затруднении слияния слогов. Неизменно присутствуют ошибки в письме, ребенок слышит неправильно, и так же пишет (удвоенные согласные, глухие в конце слова, безударные гласные).

Вероятные причины

На развитие фонематического слуха влияет среда воспитания, пример речи в семье, состояние периферической нервной системы и др.

Среди наиболее вероятных причин нарушения можно выделить следующие:

  • педагогическая запущенность;
  • тугоухость;
  • травмы головы, патологии органов слуха, речи;
  • гиперактивность;
  • ослабление организма, серьезные или частые болезни, особенно в раннем возрасте;
  • заболевания щитовидной железы и органов пищеварения;
  • неврологические нарушения.

Чтобы выявить точную причину, необходимо проконсультироваться у ЛОРа, невролога и логопеда как можно раньше. Иногда помимо развития фонематического слуха требуется медикаментозное или хирургическое лечение: подрезание подъязычной связки, прием стимуляторов ЦНС.

Фонематический слух очень важен для развития правильной речи. Нужно не упустить момент и уделить ему должное внимание в 4–6 лет, чтобы в школе ребенок легко учился и не сталкивался с насмешками сверстников. Лучше, если методика развития слуха будет разработана индивидуально, с учетом всех особенностей малыша.

Источник