Развитие фонематического восприятия у ребенка 4 лет

Татьяна Сорокина
Развитие фонематического восприятия у детей 4–5 лет

Фонематический слух – способность человека воспринимать и различать звуки (фонемы). От степени развития фонематического восприятия зависит успешность овладения процессом чтения и письма. Смешение и замена звуков – показатель недоразвития фонематических процессов. Нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.

Ребенок не рождается со сформированным фонематическим слухом, эта способность появляется в процессе жизни и развития ребенка.

Ранее считалось, что фонематический слух должен быть сформирован к 5 годам, сейчас эта норма сдвинулась к 7.

Формирование фонематического восприятия включает в себя развитие:

– слухового внимания и памяти;

– речевого слуха;

фонематического слуха.

С детьми необходимо проводить игры,направленные:

– на узнавание звуков, издаваемых разными предметами (стук палочки, гул машины, звон стеклянного стакана и т. д.) и одним предметом (действия с бумагой: мять, разрывать, разрезать шуршать, определяя характер их звучания;

– узнавание музыкальных инструментов, озвученных игрушек;

– определение громкости, высоты и длительности звучания разных предметов, различая их по акустическим свойствам;

– определение количества звуков, направления издаваемого звука, тембра звучания;

воспроизведение ритмического рисунка при отстукивании.

Вначале организуются игры, активизирующие слуховые ощущения и внимание ребенка.Это такие игры как:

«Слушай» (ребенок должен отреагировать хлопком в ладоши на услышанный звук колокольчика или барабана);

«Будь внимательным» (ребенку предлагается выполнить определенное движение (присесть, подпрыгнуть, если он услышит звук бубна (погремушки);

«Угадай» (сначала ребенок угадывает звучание разных игрушек (колокольчик, свисток, затем одинаковых (два колокольчика).

Далее формируются умения различать звуки по характеру их звучания. Важно при этом обогащать лексику ребенка словами,определяющими звук: стучит, шуршит, пищит и т. д.Организуются такие игры:

«Что звучит?» (ребенок угадывает один из прозвучавших предметов за ширмой, не видя его);

«Не ошибись» (по инструкции педагога ребенок выполняет различные движения, соотнося их с разными звучаниями предметов);

Далее игры на узнавание и дифференциацию неречевых звучаний по их акустическим свойствам (громкость, высота, длительность):

«Найди игрушку» (ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала, чем громче звучание бубна, тем ближе ребенок к спрятанной игрушке);

«Тихо – громко» (на тихое звучание бубна дети идут по кругу шагом, на громкое звучание – бегут);

«Какой звук?» (у ребенка 2 карточки: одна с изображением короткой полоски, другая – длинной. На длинное и короткое звучание погремушки ребенок показывает карточку, соответствующую длительности звучания).

Игры на развитие умения различать голоса, понимать смысл фразы говорящего.Такие игры как:

«Угадай чей голосок?». Дети стоят в кругу. Водящий в центре с завязанными глазами. По молчаливому сигналу педагога один из детей называет стоящего в центре круга по имени. Водящий должен отгадать. Затем дети меняются местами и игра продолжается.

«Мишка». Дети стоят полукругом. Водящий с Мишкой в руках – спиной к детям. По знаку педагога кто-нибудь из детей зовет мишку. Водящий должен угадать и подойти, встать перед позвавшим и зарычать. Дети меняются местами, игра продолжается.

«Угадай кто это?». Дети стоят по кругу. Водящий в центре круга с закрытыми глазами идет в любом направлении, пока не остановится перед кем-то из детей,который должен имитировать голос любого животного или птицы: «Му-у, иго-го, ку-ку, ку-ка-ре-ку» и т. д.

Игры на формирование умения слышать определенный звук:

«Угадай заданный звук» (педагог называет слова, а дети должны прослушать их и угадать, какой звук встречается во всех словах. После этого дети произносят слова, выделяя изучаемый звук. Затем самостоятельно придумывают слова с заданным звуком);

«Поймай мяч» (дети стоят в кругу, педагог – с мячом в центре круга. Он бросает мяч ребенку и называет слово, если в слове есть изучаемый звук, ребенок ловит мяч, если нет – отбрасывает педагогу).

Источник

Хорошо развитый фонематический слух «отвечает» за правильное восприятие фонем в звучащей речи у детей от 4-5 лет. Именно благодаря ему мы можем определить:

  • какой конкретно звук имеется в слове;
  • в каком месте слова звук находится — в конце, в середине или в начале;
  • сколько звуков в слове — различных и одинаковых, в какой последовательности они находятся.

Иногда дети, даже не имеющие никаких проблем со звукопроизношением, попросту «не слышат» тот или иной звук, заменяя его другим.
Нарушения фонетического слуха приводят к отставанию развития речи, проблемам с восприятием и произношением звуков и, как следствие, ухудшению уровня социального общения ребенка и снижению обучаемости.

Хорошая новость — на этот процесс можно влиять. Логопеды в своей работе используют различные приемы для развития фонематического слуха. Очень многие упражнения можно делать с ребенком и дома, в рамках самостоятельной работы.

Развитие фонематического слуха включает работу сразу по нескольким направлениям:

  • узнавание неречевых звуков;
  • различение высоты и тембра произносимых звуков;
  • различение в речи слов, близких по своему звучанию;
  • определение длины слова и количества слогов;
  • правильное определение фонем в слове.

Игры и упражнения для развития восприятия неречевых звуков

В занятиях с детьми дошкольного возраста широко используются различные музыкальные инструменты, всевозможные «звучащие» предметы и игрушки. Важно, чтобы ребенок научился легко определять, какой звук он слышит.

  1. «Что поет». Ребенку предлагается послушать звуки музыкальных инструментов — детская дудочка, барабан, пианино, ксилофон. Нужно определить, звучание какого инструмента он услышал.
  2. «Волшебные коробочки». В картонные коробки насыпьте разный наполнитель — горох, крупу, песок, металлические кнопки или скрепки. Пусть ребенок с закрытыми глазами послушает, как гремит одна из коробок, а потом найдет ее среди других по звуку.
  3. Очень интересно бывает узнавать, как звучит окружающий нас мир. Попробуйте с детьми по звуку определить, что происходит — течет вода, открывается дверца шкафа, гудит пылесос и т. д.

Тренировка восприятия уровня громкости и силы звука

В заданиях этого типа ребенок учится соотносить силу звука с расстоянием до его источника, ориентироваться на тембр и громкость.

  1. «Жмурки» — самый известный вариант такой игры. Завяжите ребенку глаза и попросите найти вас, слушая ваши хлопки в ладоши. От того, кто «жмурится», можно уклоняться, менять местоположения.
  2. «Прячемся от волка». Детки — это зайчики, которые играют на полянке под музыку. Тихая музыка означает, что все спокойно, громкая — идет волк, надо прятаться.
  3. «Нарисуем звук». Предложите ребенку нарисовать длину звука. Возьмите бубен, детское пианино или дудочку. Если звук долгий, на листочке надо нарисовать длинную линию, и наоборот.
  4. Очень полезно просто танцевать под музыку. Спросите, что ребенок хотел выразить в танце, какие чувства вызвала у него мелодия. Или попросите нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению.

Упражнения на умение различать слова, близкие по звучанию

  1. «Что я сказал?» Перед ребенком разложите картинки с изображениями разных предметов. Называйте слова, звучащие похоже (лак-рак-мак, мышка-мишка), ребенок должен показывать карточку с нужной картинкой.
  2. «Исправь ошибку». Дети очень любят поправлять взрослых. Попросите их найти ошибки в ваших словах — «На ногах шапки, на улицу наденем тапки» и т. п.
  3. «Рифмы» — читая стихи, делайте в конце четверостишия паузы, пусть ребенок сам закончит предложение. На этом же принципе построено много загадок.
  4. «Аплодисменты». Покажите картинку и попросите ребенка хлопать в ладоши в том случае, если вы назовете ее правильно. Например, шляпа-сляпа-кляпа.

Игры для обучения восприятию длины слов и различению слогов

  • «Кто лишний?» Взрослый произносит одинаковые слоги, в конце добавляя один похожий (па-па-па-ба, та-та-та-тя).
  • «Повторяй за мной!» Произносите слоги, загородив рот ладонью или листом бумаги, чтобы ребенок не мог «считать» звук по артикуляции. Его задача — правильно повторить то что он услышал (ша-ша-жа, си-зи-си). Возможно, цепочка из трех слогов детям с нарушением слуховой памяти покажется сложной, в таком случае можно начать с двух слогов, постепенно усложняя задание.
  • «Сколько слогов» — вместе со взрослым дети должны посчитать количество слогов в слове. Произносите слова хором, медленно, каждый слог отмечая хлопком в ладоши.

Упражнения на различение фонем и развитие навыков анализа и синтеза

  1. Одна из наиболее распространенных игр на эту тему — подбор слов на определенную букву. Кто сможет придумать больше слов, тот и выиграл.
  2. Еще вариант — разновидность игры в города. Надо придумать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего (автобус — слива — апельсин).
  3. «Собери слово». Взрослый говорит буквы слова по отдельности (Р-Ы-Б-А), а ребенок должен назвать слово целиком. А можно поиграть и наоборот, чтобы дети называли буквы.
  4. Игры с карточками. Из набора картинок ребенок должен найти изображение предмета, в котором заданный звук находится в начале слова, в конце, в середине. Например, Р — Река, тигР, матРос.
  5. «Какой звук общий» — взрослый произносит несколько слов, а ребенок должен сказать, какой звук есть во всех словах (кошка, шапка, клюшка — звук Ш).

Развитие фонематического слуха у детей — важная задача. Однако, планируя занятия, необходимо помнить, что проводить их нужно в игровой форме, не утомлять ребенка и обязательно хвалить за успехи. По мимо развития фонематического слуха, необходимо уделить внимание развитию логического и творческого мышления и артикуляционной гимнастике. Начинайте заниматься с упражнений, которые ему по силам, постепенно усложняя задания. Хорошее настроение и интерес — самая лучшая мотивация.

Дата публикации: 25.11.2016. Последнее изменение: 09.05.2018.

Источник

Хорошо развитый фонематический слух «отвечает» за правильное восприятие фонем в звучащей речи у детей от 4-5 лет. Именно благодаря ему мы можем определить:

  • какой конкретно звук имеется в слове;
  • в каком месте слова звук находится — в конце, в середине или в начале;
  • сколько звуков в слове — различных и одинаковых, в какой последовательности они находятся.

Иногда дети, даже не имеющие никаких проблем со звукопроизношением, попросту «не слышат» тот или иной звук, заменяя его другим.
Нарушения фонетического слуха приводят к отставанию развития речи, проблемам с восприятием и произношением звуков и, как следствие, ухудшению уровня социального общения ребенка и снижению обучаемости.

Хорошая новость — на этот процесс можно влиять. Логопеды в своей работе используют различные приемы для развития фонематического слуха. Очень многие упражнения можно делать с ребенком и дома, в рамках самостоятельной работы.

Развитие фонематического слуха включает работу сразу по нескольким направлениям:

  • узнавание неречевых звуков;
  • различение высоты и тембра произносимых звуков;
  • различение в речи слов, близких по своему звучанию;
  • определение длины слова и количества слогов;
  • правильное определение фонем в слове.

Игры и упражнения для развития восприятия неречевых звуков

В занятиях с детьми дошкольного возраста широко используются различные музыкальные инструменты, всевозможные «звучащие» предметы и игрушки. Важно, чтобы ребенок научился легко определять, какой звук он слышит.

  • «Что поет». Ребенку предлагается послушать звуки музыкальных инструментов — детская дудочка, барабан, пианино, ксилофон. Нужно определить, звучание какого инструмента он услышал.
  • «Волшебные коробочки». В картонные коробки насыпьте разный наполнитель — горох, крупу, песок, металлические кнопки или скрепки. Пусть ребенок с закрытыми глазами послушает, как гремит одна из коробок, а потом найдет ее среди других по звуку.
  • Очень интересно бывает узнавать, как звучит окружающий нас мир. Попробуйте с детьми по звуку определить, что происходит — течет вода, открывается дверца шкафа, гудит пылесос и т. д.

Тренировка восприятия уровня громкости и силы звука

В заданиях этого типа ребенок учится соотносить силу звука с расстоянием до его источника, ориентироваться на тембр и громкость.

  • «Жмурки» — самый известный вариант такой игры. Завяжите ребенку глаза и попросите найти вас, слушая ваши хлопки в ладоши. От того, кто «жмурится», можно уклоняться, менять местоположения.
  • «Прячемся от волка». Детки — это зайчики, которые играют на полянке под музыку. Тихая музыка означает, что все спокойно, громкая — идет волк, надо прятаться.
  • «Нарисуем звук». Предложите ребенку нарисовать длину звука. Возьмите бубен, детское пианино или дудочку. Если звук долгий, на листочке надо нарисовать длинную линию, и наоборот.
  • Очень полезно просто танцевать под музыку. Спросите, что ребенок хотел выразить в танце, какие чувства вызвала у него мелодия. Или попросите нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению.

Упражнения на умение различать слова, близкие по звучанию

  • «Что я сказал?» Перед ребенком разложите картинки с изображениями разных предметов. Называйте слова, звучащие похоже (лак-рак-мак, мышка-мишка), ребенок должен показывать карточку с нужной картинкой.
  • «Исправь ошибку». Дети очень любят поправлять взрослых. Попросите их найти ошибки в ваших словах — «На ногах шапки, на улицу наденем тапки» и т. п.
  • «Рифмы» — читая стихи, делайте в конце четверостишия паузы, пусть ребенок сам закончит предложение. На этом же принципе построено много загадок.
  • «Аплодисменты». Покажите картинку и попросите ребенка хлопать в ладоши в том случае, если вы назовете ее правильно. Например, шляпа-сляпа-кляпа.

Игры для обучения восприятию длины слов и различению слогов

  • «Кто лишний?» Взрослый произносит одинаковые слоги, в конце добавляя один похожий (па-па-па-ба, та-та-та-тя).
  • «Повторяй за мной!» Произносите слоги, загородив рот ладонью или листом бумаги, чтобы ребенок не мог «считать» звук по артикуляции. Его задача — правильно повторить то что он услышал (ша-ша-жа, си-зи-си). Возможно, цепочка из трех слогов детям с нарушением слуховой памяти покажется сложной, в таком случае можно начать с двух слогов, постепенно усложняя задание.
  • «Сколько слогов» — вместе со взрослым дети должны посчитать количество слогов в слове. Произносите слова хором, медленно, каждый слог отмечая хлопком в ладоши.

Упражнения на различение фонем и развитие навыков анализа и синтеза

  • Одна из наиболее распространенных игр на эту тему — подбор слов на определенную букву. Кто сможет придумать больше слов, тот и выиграл.
  • Еще вариант — разновидность игры в города. Надо придумать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего (автобус — слива — апельсин).
  • «Собери слово». Взрослый говорит буквы слова по отдельности (Р-Ы-Б-А), а ребенок должен назвать слово целиком. А можно поиграть и наоборот, чтобы дети называли буквы.
  • Игры с карточками. Из набора картинок ребенок должен найти изображение предмета, в котором заданный звук находится в начале слова, в конце, в середине. Например, Р — Река, тигР, матРос.
  • «Какой звук общий» — взрослый произносит несколько слов, а ребенок должен сказать, какой звук есть во всех словах (кошка, шапка, клюшка — звук Ш).

Развитие фонематического слуха у детей — важная задача. Однако, планируя занятия, необходимо помнить, что проводить их нужно в игровой форме, не утомлять ребенка и обязательно хвалить за успехи. По мимо развития фонематического слуха, необходимо уделить внимание развитию логического и творческого мышления и артикуляционной гимнастике. Начинайте заниматься с упражнений, которые ему по силам, постепенно усложняя задания. Хорошее настроение и интерес — самая лучшая мотивация.

Источник: https://karkusha.su/razvitie-fonematicheskogo-sluha-u-detey-4-5-6-let/

Источник

 Занимаемся в садике и дома!

Рекомендации  родителям.

  1. Занимаясь дома с малышом 3 – 4 лет надо помнить, что очень важно не перегрузить ребенка информацией и не отбить у него интерес к учебе.  Учитывая этот важный фактор, занимайтесь   с ребенком всего по 15 – 20 минут в день.
  2. Не торопите и не одергивайте ребенка во время выполнения заданий.
  3. Если у ребенка что-то не выходит старайтесь ему помочь, но в то же врмя не подавляйте инициативы.
  4. Занимайтесь с ребенком в тихой спокойной обстановке. Это позволит ребенку лучше сосредоточиться и сделает занятие более  продуктивным.
  5. Придерживайтесь «золотого» правила – от простого к сложному.
  6. Не оценивайте результаты ребенка слишком строго, акцентируйте внимание ребенка на его успехи.
  7. По окончании работы обязательно похвалите ребенка.

Что может сделать родитель для лучшего  умственного и речевого развития ребенка.

  1. На прогулке и дома показывайте ребенку различные предметы и рассказывайте о них. Подробно рассказывайте ребенку о том, что его заинтерисовало. Разговаривая с ребенком не упрощайте свою речь.
  2. Читайте малышу интересные книги. Разглядывая с ребенком иллюстрации, учите его показывать вам картинки, каторые вы называете, и рассказывать о том, что на них нарисовано.
  3. Сделайте семейный фотоальбом, иллюстрирующий различные действия вашего ребенка. Разглядывая фотографии, просите рассказать вам о том, что он делает.
  4. Внимательно слушайте ответы ребенка.
  5. Помните, ребенок нуждается в собеседнике – в человеке, который не только говорит с ним, но и  слушает его.
  6. Беседуя с ребенком, четко произносите слова и фразы. Не сюсюкайте, копируя его произношение.
  7. Играйте  вместе с ребенком в сюжетные игры.

 Следуя этим простым советам, вы будете способствовать успешному развитию мышления и речи вашего ребенка.

Мелкая моторика – речь – мышление.

Игры с пальчиками.

Заниматься этой тренировкой можно уже с ребенком 2 – 3 лет.

 Начинать желательно с массажа кистей рук – поглаживать их  в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем сгибать и разгибать каждый палец. Всем известные игры «Сорока белобока», «пальчики» не требуют подробных объяснений и очень уместны в этот период.

Тренировку движения пальцев рук можно начинать с простого упражнения: сжимать пальцы в кулак, а затем разжимать их.

Ребенку не надоест показывать, какой он сильный; попросите его сильно сжать мамину, папину руку. Затем покажите как расслаблять и встряхивать кисти рук.

Тренируйте движение каждого пальца: поочередно сгибать и разгибать каждый палец.

Очень полезны упражнения «цветочек», «замок», «домик» и т.п.

А теперь можно поиграть: «Кто быстрее прибежит?» Устройте бега «человечков». Переберая пальцами по столу, старайтесь обогнать друг друга.

Упражнения для развития фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста.

 Современный метод обучения детей чтению являются звуковым  аналитико – синтетическим.  Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка.  И действительно, без представления о количестве и порядке звуков в слове ребенок  не сможет грамотно писать, а назвав по порядку буквы, но не умея соединять вместе соответствующие звуки,ребенок не овладеет чтением. Но без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление звукового анализа и синтеза.  Кроме того, впоследствии сформированность основ фонематического восприятия оказывает положительное влияние на освоение письма в школьном возрасте, т.к. является профилактикой многих форм дисграфий и дислексий (нарушения письмя и чтения у детей).

На этапе формирования фонематического восприятия можно выделить пять ступеней:

  1. Узнавание не речевых звуков (звучание различных музыкальных инструментов, пение птиц, журчание воды, шум леса и т.д.)
  2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру (например:  как говорит “мяу” котенок, мама – кошка, папа – кот).
  3. Различение слов, близких по звуковому составу (крыша – крыса, лак – рак, дочка – ночка, танки – санки, мишка – мышка, миска – мишка и т.д.)
  4. Дифференциация слогов (повторение за взрослым серии слогов: па – ба – па, ба – па – па, ля – ла – ля и т.д.)
  5. Дифференциация фонем (п – б – б, с – з – с и т.д.).

Соответственно для каждой ступени разработаны соответствующие упражнения.

    Источник