Развитие фонематического восприятия у ребенка 4 лет
Татьяна Сорокина
Развитие фонематического восприятия у детей 4–5 лет
Фонематический слух – способность человека воспринимать и различать звуки (фонемы). От степени развития фонематического восприятия зависит успешность овладения процессом чтения и письма. Смешение и замена звуков – показатель недоразвития фонематических процессов. Нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.
Ребенок не рождается со сформированным фонематическим слухом, эта способность появляется в процессе жизни и развития ребенка.
Ранее считалось, что фонематический слух должен быть сформирован к 5 годам, сейчас эта норма сдвинулась к 7.
Формирование фонематического восприятия включает в себя развитие:
– слухового внимания и памяти;
– речевого слуха;
– фонематического слуха.
С детьми необходимо проводить игры,направленные:
– на узнавание звуков, издаваемых разными предметами (стук палочки, гул машины, звон стеклянного стакана и т. д.) и одним предметом (действия с бумагой: мять, разрывать, разрезать шуршать, определяя характер их звучания;
– узнавание музыкальных инструментов, озвученных игрушек;
– определение громкости, высоты и длительности звучания разных предметов, различая их по акустическим свойствам;
– определение количества звуков, направления издаваемого звука, тембра звучания;
– воспроизведение ритмического рисунка при отстукивании.
Вначале организуются игры, активизирующие слуховые ощущения и внимание ребенка.Это такие игры как:
– «Слушай» (ребенок должен отреагировать хлопком в ладоши на услышанный звук колокольчика или барабана);
– «Будь внимательным» (ребенку предлагается выполнить определенное движение (присесть, подпрыгнуть, если он услышит звук бубна (погремушки);
– «Угадай» (сначала ребенок угадывает звучание разных игрушек (колокольчик, свисток, затем одинаковых (два колокольчика).
Далее формируются умения различать звуки по характеру их звучания. Важно при этом обогащать лексику ребенка словами,определяющими звук: стучит, шуршит, пищит и т. д.Организуются такие игры:
– «Что звучит?» (ребенок угадывает один из прозвучавших предметов за ширмой, не видя его);
– «Не ошибись» (по инструкции педагога ребенок выполняет различные движения, соотнося их с разными звучаниями предметов);
Далее игры на узнавание и дифференциацию неречевых звучаний по их акустическим свойствам (громкость, высота, длительность):
– «Найди игрушку» (ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала, чем громче звучание бубна, тем ближе ребенок к спрятанной игрушке);
– «Тихо – громко» (на тихое звучание бубна дети идут по кругу шагом, на громкое звучание – бегут);
– «Какой звук?» (у ребенка 2 карточки: одна с изображением короткой полоски, другая – длинной. На длинное и короткое звучание погремушки ребенок показывает карточку, соответствующую длительности звучания).
Игры на развитие умения различать голоса, понимать смысл фразы говорящего.Такие игры как:
– «Угадай чей голосок?». Дети стоят в кругу. Водящий в центре с завязанными глазами. По молчаливому сигналу педагога один из детей называет стоящего в центре круга по имени. Водящий должен отгадать. Затем дети меняются местами и игра продолжается.
– «Мишка». Дети стоят полукругом. Водящий с Мишкой в руках – спиной к детям. По знаку педагога кто-нибудь из детей зовет мишку. Водящий должен угадать и подойти, встать перед позвавшим и зарычать. Дети меняются местами, игра продолжается.
– «Угадай кто это?». Дети стоят по кругу. Водящий в центре круга с закрытыми глазами идет в любом направлении, пока не остановится перед кем-то из детей,который должен имитировать голос любого животного или птицы: «Му-у, иго-го, ку-ку, ку-ка-ре-ку» и т. д.
Игры на формирование умения слышать определенный звук:
– «Угадай заданный звук» (педагог называет слова, а дети должны прослушать их и угадать, какой звук встречается во всех словах. После этого дети произносят слова, выделяя изучаемый звук. Затем самостоятельно придумывают слова с заданным звуком);
– «Поймай мяч» (дети стоят в кругу, педагог – с мячом в центре круга. Он бросает мяч ребенку и называет слово, если в слове есть изучаемый звук, ребенок ловит мяч, если нет – отбрасывает педагогу).
Источник
Хорошо развитый фонематический слух «отвечает» за правильное восприятие фонем в звучащей речи у детей от 4-5 лет. Именно благодаря ему мы можем определить:
- какой конкретно звук имеется в слове;
- в каком месте слова звук находится — в конце, в середине или в начале;
- сколько звуков в слове — различных и одинаковых, в какой последовательности они находятся.
Иногда дети, даже не имеющие никаких проблем со звукопроизношением, попросту «не слышат» тот или иной звук, заменяя его другим.
Нарушения фонетического слуха приводят к отставанию развития речи, проблемам с восприятием и произношением звуков и, как следствие, ухудшению уровня социального общения ребенка и снижению обучаемости.
Хорошая новость — на этот процесс можно влиять. Логопеды в своей работе используют различные приемы для развития фонематического слуха. Очень многие упражнения можно делать с ребенком и дома, в рамках самостоятельной работы.
Развитие фонематического слуха включает работу сразу по нескольким направлениям:
- узнавание неречевых звуков;
- различение высоты и тембра произносимых звуков;
- различение в речи слов, близких по своему звучанию;
- определение длины слова и количества слогов;
- правильное определение фонем в слове.
Игры и упражнения для развития восприятия неречевых звуков
В занятиях с детьми дошкольного возраста широко используются различные музыкальные инструменты, всевозможные «звучащие» предметы и игрушки. Важно, чтобы ребенок научился легко определять, какой звук он слышит.
- «Что поет». Ребенку предлагается послушать звуки музыкальных инструментов — детская дудочка, барабан, пианино, ксилофон. Нужно определить, звучание какого инструмента он услышал.
- «Волшебные коробочки». В картонные коробки насыпьте разный наполнитель — горох, крупу, песок, металлические кнопки или скрепки. Пусть ребенок с закрытыми глазами послушает, как гремит одна из коробок, а потом найдет ее среди других по звуку.
- Очень интересно бывает узнавать, как звучит окружающий нас мир. Попробуйте с детьми по звуку определить, что происходит — течет вода, открывается дверца шкафа, гудит пылесос и т. д.
Тренировка восприятия уровня громкости и силы звука
В заданиях этого типа ребенок учится соотносить силу звука с расстоянием до его источника, ориентироваться на тембр и громкость.
- «Жмурки» — самый известный вариант такой игры. Завяжите ребенку глаза и попросите найти вас, слушая ваши хлопки в ладоши. От того, кто «жмурится», можно уклоняться, менять местоположения.
- «Прячемся от волка». Детки — это зайчики, которые играют на полянке под музыку. Тихая музыка означает, что все спокойно, громкая — идет волк, надо прятаться.
- «Нарисуем звук». Предложите ребенку нарисовать длину звука. Возьмите бубен, детское пианино или дудочку. Если звук долгий, на листочке надо нарисовать длинную линию, и наоборот.
- Очень полезно просто танцевать под музыку. Спросите, что ребенок хотел выразить в танце, какие чувства вызвала у него мелодия. Или попросите нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению.
Упражнения на умение различать слова, близкие по звучанию
- «Что я сказал?» Перед ребенком разложите картинки с изображениями разных предметов. Называйте слова, звучащие похоже (лак-рак-мак, мышка-мишка), ребенок должен показывать карточку с нужной картинкой.
- «Исправь ошибку». Дети очень любят поправлять взрослых. Попросите их найти ошибки в ваших словах — «На ногах шапки, на улицу наденем тапки» и т. п.
- «Рифмы» — читая стихи, делайте в конце четверостишия паузы, пусть ребенок сам закончит предложение. На этом же принципе построено много загадок.
- «Аплодисменты». Покажите картинку и попросите ребенка хлопать в ладоши в том случае, если вы назовете ее правильно. Например, шляпа-сляпа-кляпа.
Игры для обучения восприятию длины слов и различению слогов
- «Кто лишний?» Взрослый произносит одинаковые слоги, в конце добавляя один похожий (па-па-па-ба, та-та-та-тя).
- «Повторяй за мной!» Произносите слоги, загородив рот ладонью или листом бумаги, чтобы ребенок не мог «считать» звук по артикуляции. Его задача — правильно повторить то что он услышал (ша-ша-жа, си-зи-си). Возможно, цепочка из трех слогов детям с нарушением слуховой памяти покажется сложной, в таком случае можно начать с двух слогов, постепенно усложняя задание.
- «Сколько слогов» — вместе со взрослым дети должны посчитать количество слогов в слове. Произносите слова хором, медленно, каждый слог отмечая хлопком в ладоши.
Упражнения на различение фонем и развитие навыков анализа и синтеза
- Одна из наиболее распространенных игр на эту тему — подбор слов на определенную букву. Кто сможет придумать больше слов, тот и выиграл.
- Еще вариант — разновидность игры в города. Надо придумать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего (автобус — слива — апельсин).
- «Собери слово». Взрослый говорит буквы слова по отдельности (Р-Ы-Б-А), а ребенок должен назвать слово целиком. А можно поиграть и наоборот, чтобы дети называли буквы.
- Игры с карточками. Из набора картинок ребенок должен найти изображение предмета, в котором заданный звук находится в начале слова, в конце, в середине. Например, Р — Река, тигР, матРос.
- «Какой звук общий» — взрослый произносит несколько слов, а ребенок должен сказать, какой звук есть во всех словах (кошка, шапка, клюшка — звук Ш).
Развитие фонематического слуха у детей — важная задача. Однако, планируя занятия, необходимо помнить, что проводить их нужно в игровой форме, не утомлять ребенка и обязательно хвалить за успехи. По мимо развития фонематического слуха, необходимо уделить внимание развитию логического и творческого мышления и артикуляционной гимнастике. Начинайте заниматься с упражнений, которые ему по силам, постепенно усложняя задания. Хорошее настроение и интерес — самая лучшая мотивация.
Дата публикации: 25.11.2016. Последнее изменение: 09.05.2018.
Источник
Хорошо развитый фонематический слух «отвечает» за правильное восприятие фонем в звучащей речи у детей от 4-5 лет. Именно благодаря ему мы можем определить:
- какой конкретно звук имеется в слове;
- в каком месте слова звук находится — в конце, в середине или в начале;
- сколько звуков в слове — различных и одинаковых, в какой последовательности они находятся.
Иногда дети, даже не имеющие никаких проблем со звукопроизношением, попросту «не слышат» тот или иной звук, заменяя его другим.
Нарушения фонетического слуха приводят к отставанию развития речи, проблемам с восприятием и произношением звуков и, как следствие, ухудшению уровня социального общения ребенка и снижению обучаемости.
Хорошая новость — на этот процесс можно влиять. Логопеды в своей работе используют различные приемы для развития фонематического слуха. Очень многие упражнения можно делать с ребенком и дома, в рамках самостоятельной работы.
Развитие фонематического слуха включает работу сразу по нескольким направлениям:
- узнавание неречевых звуков;
- различение высоты и тембра произносимых звуков;
- различение в речи слов, близких по своему звучанию;
- определение длины слова и количества слогов;
- правильное определение фонем в слове.
Игры и упражнения для развития восприятия неречевых звуков
В занятиях с детьми дошкольного возраста широко используются различные музыкальные инструменты, всевозможные «звучащие» предметы и игрушки. Важно, чтобы ребенок научился легко определять, какой звук он слышит.
- «Что поет». Ребенку предлагается послушать звуки музыкальных инструментов — детская дудочка, барабан, пианино, ксилофон. Нужно определить, звучание какого инструмента он услышал.
- «Волшебные коробочки». В картонные коробки насыпьте разный наполнитель — горох, крупу, песок, металлические кнопки или скрепки. Пусть ребенок с закрытыми глазами послушает, как гремит одна из коробок, а потом найдет ее среди других по звуку.
- Очень интересно бывает узнавать, как звучит окружающий нас мир. Попробуйте с детьми по звуку определить, что происходит — течет вода, открывается дверца шкафа, гудит пылесос и т. д.
Тренировка восприятия уровня громкости и силы звука
В заданиях этого типа ребенок учится соотносить силу звука с расстоянием до его источника, ориентироваться на тембр и громкость.
- «Жмурки» — самый известный вариант такой игры. Завяжите ребенку глаза и попросите найти вас, слушая ваши хлопки в ладоши. От того, кто «жмурится», можно уклоняться, менять местоположения.
- «Прячемся от волка». Детки — это зайчики, которые играют на полянке под музыку. Тихая музыка означает, что все спокойно, громкая — идет волк, надо прятаться.
- «Нарисуем звук». Предложите ребенку нарисовать длину звука. Возьмите бубен, детское пианино или дудочку. Если звук долгий, на листочке надо нарисовать длинную линию, и наоборот.
- Очень полезно просто танцевать под музыку. Спросите, что ребенок хотел выразить в танце, какие чувства вызвала у него мелодия. Или попросите нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению.
Упражнения на умение различать слова, близкие по звучанию
- «Что я сказал?» Перед ребенком разложите картинки с изображениями разных предметов. Называйте слова, звучащие похоже (лак-рак-мак, мышка-мишка), ребенок должен показывать карточку с нужной картинкой.
- «Исправь ошибку». Дети очень любят поправлять взрослых. Попросите их найти ошибки в ваших словах — «На ногах шапки, на улицу наденем тапки» и т. п.
- «Рифмы» — читая стихи, делайте в конце четверостишия паузы, пусть ребенок сам закончит предложение. На этом же принципе построено много загадок.
- «Аплодисменты». Покажите картинку и попросите ребенка хлопать в ладоши в том случае, если вы назовете ее правильно. Например, шляпа-сляпа-кляпа.
Игры для обучения восприятию длины слов и различению слогов
- «Кто лишний?» Взрослый произносит одинаковые слоги, в конце добавляя один похожий (па-па-па-ба, та-та-та-тя).
- «Повторяй за мной!» Произносите слоги, загородив рот ладонью или листом бумаги, чтобы ребенок не мог «считать» звук по артикуляции. Его задача — правильно повторить то что он услышал (ша-ша-жа, си-зи-си). Возможно, цепочка из трех слогов детям с нарушением слуховой памяти покажется сложной, в таком случае можно начать с двух слогов, постепенно усложняя задание.
- «Сколько слогов» — вместе со взрослым дети должны посчитать количество слогов в слове. Произносите слова хором, медленно, каждый слог отмечая хлопком в ладоши.
Упражнения на различение фонем и развитие навыков анализа и синтеза
- Одна из наиболее распространенных игр на эту тему — подбор слов на определенную букву. Кто сможет придумать больше слов, тот и выиграл.
- Еще вариант — разновидность игры в города. Надо придумать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего (автобус — слива — апельсин).
- «Собери слово». Взрослый говорит буквы слова по отдельности (Р-Ы-Б-А), а ребенок должен назвать слово целиком. А можно поиграть и наоборот, чтобы дети называли буквы.
- Игры с карточками. Из набора картинок ребенок должен найти изображение предмета, в котором заданный звук находится в начале слова, в конце, в середине. Например, Р — Река, тигР, матРос.
- «Какой звук общий» — взрослый произносит несколько слов, а ребенок должен сказать, какой звук есть во всех словах (кошка, шапка, клюшка — звук Ш).
Развитие фонематического слуха у детей — важная задача. Однако, планируя занятия, необходимо помнить, что проводить их нужно в игровой форме, не утомлять ребенка и обязательно хвалить за успехи. По мимо развития фонематического слуха, необходимо уделить внимание развитию логического и творческого мышления и артикуляционной гимнастике. Начинайте заниматься с упражнений, которые ему по силам, постепенно усложняя задания. Хорошее настроение и интерес — самая лучшая мотивация.
Источник: https://karkusha.su/razvitie-fonematicheskogo-sluha-u-detey-4-5-6-let/
Источник
Занимаемся в садике и дома!
Рекомендации родителям.
- Занимаясь дома с малышом 3 – 4 лет надо помнить, что очень важно не перегрузить ребенка информацией и не отбить у него интерес к учебе. Учитывая этот важный фактор, занимайтесь с ребенком всего по 15 – 20 минут в день.
- Не торопите и не одергивайте ребенка во время выполнения заданий.
- Если у ребенка что-то не выходит старайтесь ему помочь, но в то же врмя не подавляйте инициативы.
- Занимайтесь с ребенком в тихой спокойной обстановке. Это позволит ребенку лучше сосредоточиться и сделает занятие более продуктивным.
- Придерживайтесь «золотого» правила – от простого к сложному.
- Не оценивайте результаты ребенка слишком строго, акцентируйте внимание ребенка на его успехи.
- По окончании работы обязательно похвалите ребенка.
Что может сделать родитель для лучшего умственного и речевого развития ребенка.
- На прогулке и дома показывайте ребенку различные предметы и рассказывайте о них. Подробно рассказывайте ребенку о том, что его заинтерисовало. Разговаривая с ребенком не упрощайте свою речь.
- Читайте малышу интересные книги. Разглядывая с ребенком иллюстрации, учите его показывать вам картинки, каторые вы называете, и рассказывать о том, что на них нарисовано.
- Сделайте семейный фотоальбом, иллюстрирующий различные действия вашего ребенка. Разглядывая фотографии, просите рассказать вам о том, что он делает.
- Внимательно слушайте ответы ребенка.
- Помните, ребенок нуждается в собеседнике – в человеке, который не только говорит с ним, но и слушает его.
- Беседуя с ребенком, четко произносите слова и фразы. Не сюсюкайте, копируя его произношение.
- Играйте вместе с ребенком в сюжетные игры.
Следуя этим простым советам, вы будете способствовать успешному развитию мышления и речи вашего ребенка.
Мелкая моторика – речь – мышление.
Игры с пальчиками.
Заниматься этой тренировкой можно уже с ребенком 2 – 3 лет.
Начинать желательно с массажа кистей рук – поглаживать их в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем сгибать и разгибать каждый палец. Всем известные игры «Сорока белобока», «пальчики» не требуют подробных объяснений и очень уместны в этот период.
Тренировку движения пальцев рук можно начинать с простого упражнения: сжимать пальцы в кулак, а затем разжимать их.
Ребенку не надоест показывать, какой он сильный; попросите его сильно сжать мамину, папину руку. Затем покажите как расслаблять и встряхивать кисти рук.
Тренируйте движение каждого пальца: поочередно сгибать и разгибать каждый палец.
Очень полезны упражнения «цветочек», «замок», «домик» и т.п.
А теперь можно поиграть: «Кто быстрее прибежит?» Устройте бега «человечков». Переберая пальцами по столу, старайтесь обогнать друг друга.
Упражнения для развития фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста.
Современный метод обучения детей чтению являются звуковым аналитико – синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, без представления о количестве и порядке звуков в слове ребенок не сможет грамотно писать, а назвав по порядку буквы, но не умея соединять вместе соответствующие звуки,ребенок не овладеет чтением. Но без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление звукового анализа и синтеза. Кроме того, впоследствии сформированность основ фонематического восприятия оказывает положительное влияние на освоение письма в школьном возрасте, т.к. является профилактикой многих форм дисграфий и дислексий (нарушения письмя и чтения у детей).
На этапе формирования фонематического восприятия можно выделить пять ступеней:
- Узнавание не речевых звуков (звучание различных музыкальных инструментов, пение птиц, журчание воды, шум леса и т.д.)
- Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру (например: как говорит “мяу” котенок, мама – кошка, папа – кот).
- Различение слов, близких по звуковому составу (крыша – крыса, лак – рак, дочка – ночка, танки – санки, мишка – мышка, миска – мишка и т.д.)
- Дифференциация слогов (повторение за взрослым серии слогов: па – ба – па, ба – па – па, ля – ла – ля и т.д.)
- Дифференциация фонем (п – б – б, с – з – с и т.д.).
Соответственно для каждой ступени разработаны соответствующие упражнения.
Источник