Развитие физического воспитания ребенка в россии и за рубежом

Развитие физического воспитания ребенка в россии и за рубежом thumbnail

На сегодняшний день ни у кого из специалистов не вызывает сомнения действенная роль оптимальной двигательной активности как одного из естественных факторов, способствующих укреплению здоровья, расширению адаптационного резерва организма, восстановлению иммунологического статуса и т. п. [55, 99, 191, 209, 219, 232, 244, 291].

На фоне гиподинамии отчетливо выделяется снижение адаптивных возможностей детей к изменившимся условиям окружающей среды, нарушается равновесие между энергией, получаемой с пищей, и ее расходом в процессе деятельности [12, 251]. Это приводит к увеличению отложения жира. По данным зарубежных авторов, избыточная масса тела у школьников в возрасте 3—16 лет регистрируется в 45 % случаев. Эти данные подтверждаются исследованиями ряда отечественных специалистов [174, 210, 270].

Дети, регулярно занимающиеся физической культурой, реже болеют простудными заболеваниями, успешней адаптируются к обучению в школе [12, 313].

Нашими специалистами подсчитано [83, 84], что один урок физической культуры в среднем дает ребенку 12 минут двигательной активности. Этот средний показатель полезной двигательной активности ребенка оказался отнюдь не из самых плохих в мире, но добиться большего эффекта за данное время на школьных уроках, по существу, невозможно. На этом нельзя строить серьезную физкультурно-оздоровительную политику.

Естественно, в подобных условиях внимание специалистов самого разного профиля направлено на разработку эффективной системы физического воспитания учащихся школ и студентов вузов. Данной проблеме посвящено поистине огромное число публикаций [1, 35, 39, 40, 41, 43, 46, 49, 71, 117, 168, 192, 193, 198].

Программное обеспечение физического воспитания школьников за рубежом

По данным зарубежных специалистов [78], возможность дальнейшего социального развития государства определяется уровнем физического и духовного совершенства подрастающего поколения.

В литературе указано [335], что физическое воспитание подрастающего поколения как составная часть образования должно иметь приоритет в обществе, в котором оно осуществляется.

В большинстве стран мира в содержании учебных программ основное внимание уделяется общеразвивающим упражнениям, подвижным и спортивным играм и такому жизненно важному навыку, как умение плавать. В последнее время большое распространение получили также занятия танцевальными упражнениями под музыку (танцы включены во многих странах в обязательную программу физического воспитания).

Характерной особенностью программ физического воспитания в странах Запада является также наличие специального теоретического курса, направленного на формирование с детских лет устойчивого и осознанного интереса к занятиям физической культурой и спортом в целях укрепления здоровья, повышения работоспособности и профилактики заболеваний.

По мнению специалистов, несмотря на существенные различия в программах физического воспитания начальных школ различных стран Европы, именно в них дело обстоит гораздо лучше, чем на других континентах.

Во всех странах экономического сообщества (ЕС) признается крайняя необходимость программ физического воспитания в начальной школе. Имеющиеся программы обучения во многом схожи, хотя на практике использовались в 80-е годы в отдельных странах по-разному.

Вместе с тем в США в начальных школах не существует единой государственной программы по физическому воспитанию. Как правило, программы составляются либо специалистами из местных административных органов управления системой школьного образования, либо самими учителями физического воспитания на основании рекомендаций, выработанных различными государственными и общественными учреждениями.

И хотя в США физическое воспитание является обязательным предметом во многих штатах страны, но не все они придерживаются этих правил [121]. Проведенные в 1986 году исследования выявили, что в 61 % штатов физическое воспитание является обязательным в детских садах и в 78 % штатов — в начальной школе [296, 297].

В рамках обязательных занятий различают следующие виды программ: (1) основная, состоящая из циклов (несколько недель) обучения определенным спортивным дисциплинам; (2) факультативная, когда учащиеся могут выбирать интересующие их виды спорта; (3) комбинированная, включающая основную и факультативную программы; (4) обучение по специальным программам.

Многие специалисты считают, что в Америке все же существует определенная модель школьной программы физического воспитания, состоящая из трех взаимосвязанных аспектов [331]: компоненты физической культуры, задачи оздоровительного характера, личностные характеристики.

В австрийских школах программа включает игровую физическую активность, плавание, зимние виды спорта, туристические походы. Эта программа пользуется чрезвычайной популярностью в стране и распространена, хотя и в меньшей степени, в ФРГ, Швейцарии и Голландии. В Бельгии разработана программа физического воспитания для начальных школ, получившая название «Новый эксперимент в начальных школах», основная направленность которой заключается в широком применении игровой деятельности. Согласно программе, преподавательскому составу отдельных школ предоставляется также свобода в составлении собственных программ с учетом местных условий. Разработка новых программ обусловлена многонациональным населением Бельгии и возникающими в связи с этим проблемами в обучении.

Кроме того, ситуация осложняется тем, что существуют как государственные, так и платные школы [121].

Учащиеся ряда школ Бельгии имеют право выбора предмета [208]. Это часто приводит к тому, что занятия физической культурой школьниками посещаются редко. Однако главное достоинство описываемой системы работы начальных школ Бельгии, по мнению М. С. Максимовой [208], заключается в том, что все физкультурно-спортивные занятия детей с 3 до 13 лет ведут, по сути дела, одни и те же педагоги, и программы в каждой подготовительной группе и школьном классе взаимосвязаны.

Читайте также:  Современные стратегии воспитания и развития личности ребенка

В отличие от Бельгии, физическое воспитание в школах Финляндии является обязательным предметом, на который в 1—2 классах отводится 1,5 часа в неделю; а в 3—6 классах — по 3 часа.

Учебные программы по физическому воспитанию школьников Германии составлены так, что содержат только общие принципы обучения, обязательные для выполнения всеми школьниками. Главное место отводится обучению специфическим видам спорта [79].

В Финляндии программа по физическому воспитанию не является обязательной. Учителя могут вносить в нее поправки с учетом условий и возможностей школы.

В Великобритании вообще нет единой программы по физическому воспитанию. В каждой школе формируется своя система обучения и воспитания.

Не существует единой обязательной для всех школ сетки часов и в младших классах Франции. Поскольку расписание является подвижным, то учитель по своему усмотрению может сократить или увеличить количество часов, выделяемых на физическое воспитание.

В школах Австралии программа физического воспитания в большинстве случаев представляет собой занятия на открытом воздухе.

Специалисты Австралийского совета по вопросам здравоохранения, физического воспитания и активного отдыха (АКХПЕР) считают обучение рациональному использованию досуга одной из основных сфер деятельности совета.

Сегодня в зарубежных школах успешно внедряется целый ряд методик по формированию с детских лет устойчивого, а самое главное, осознанного интереса к занятиям физическими упражнениями [125, 208, 286].

Так, например, в Японии курс «Обучение здоровому образу жизни» начинается уже в старших группах детского сада [122].

В свою очередь, Калифорнийской ассоциацией по вопросам здравоохранения, физического воспитания, активного отдыха и танцев (КАХПЕР, США) в 1988 году принято решение о создании отдела здоровья. В его функции входит внедрение в общеобразовательных школах штата Калифорния всесторонних школьных программ здоровья. Эти программы должны способствовать формированию у подрастающего поколения навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления здоровья.

Программы рассчитаны на детей разного возраста, начиная с дошкольного учреждения и по 12-й класс общеобразовательной школы. Сегодня во многих штатах США уже внедрены программы подобного рода [121, 250].

Профессор Варшавской академии физвоспитания Д. Радваньска также считает, что в настоящее время в школах должны применяться программы, в которых доминируют рекреационно-гедонистические направления. По ее мнению, они побуждают ученика к самостоятельному принятию решений, предвидению последствий деятельности. Рождается стремление к предпочтению современных и привлекательных форм движения — двигательной экспрессии, художественной выразительности, творческой импровизации и т. д. [101].

Таким образом, анализ литературы, посвященной организации и содержанию школьного физического воспитания за рубежом, свидетельствует о том, что их объединяет наличие специального теоретического курса, направленного на формирование с детских лет устойчивого и осознанного интереса к занятиям физической культурой и спортом в целях укрепления здоровья, повышения работоспособности и профилактики заболеваний. Что же касается практической части физического воспитания, то в каждой стране она реализуется по-разному, часто отдается на откуп преподавателям и не имеет четко расставленных акцентов и должной физиологической базы.

Источник

Главной целью физического 
воспитания были сохранение и укрепление
здоровья. Этому в наибольшей мере
соответствовала гимнастика Линга. Задачи
физического воспитания были определены
с учётом пола. У мальчиков и юношей акцент
ставился главным образом на развитии
выносливости и силы, а у девочек и девушек
— на развитии гибкости и формировании
правильной осанки. Весной и летом занятия
рекомендовалось проводить на свежем
воздухе, а зимой — с использованием лыж.

Воспитание навыков гигиены 
также входило в содержание урочных
занятий, а во время второй мировой войны
усилилось внимание к решению оборонительных
задач, но без применения оружия.

В связи с обретением независимости 
в Финляндии появилось осознание 
того, что достижение высоких спортивных
результатов на международной арене 
будет демонстрацией суверенности
финнов. Эта идея также нашла отражение
в программе физического воспитания, а
сам учебный предмет наряду с другими
школьными дисциплинами получил достойное
признание.

Современное физическое
воспитание в Финляндии.

С 7 до 16 лет финские дети посещают
общеобразовательные учреждения. Школьное
образование является бесплатным. Получение
образования обязательно для всех юных
граждан, пусть и не всегда путём посещения
школы. Количество уроков физической культуры
в неделю в Финляндии намного превосходит
средний европейский стандарт. С 1 по 4
класс дети задействованы в 12 уроках физической культуры
в неделю, а с 7 по 9 класс — в 7. Согласно
скандинавской традиции, начиная с 7 класса
в рамках уроков физической культуры проводятся
занятия по «воспитанию здоровья». Единственная
инвестиция родителей в школьный спорт
заключается в покупке детям инвентаря
для занятий зимними видами спорта (по
выбору, для бега на коньках или лыжах).

Основы программного материала 
изменяются примерно один раз в десять
лет. С 80-х гг. XX в. сохраняется тенденция
постепенной децентрализации системы
образования. На сегодняшний день обязанности
создания программ обучения с центрального
уровня перевели на уровень самих школ.

Читайте также:  Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста кратко

К основным задачам физического 
воспитания в Финляндии относятся:

– повышение физической подготовленности
учащихся, где выделяются улучшение деятельности
сердечнососудистой системы, развитие
силовой (мышечной) выносливости, достижение
высокого уровня двигательной активности
(подвижности);

– формирование устойчивого
интереса к урокам физической культуры
посредством повышения знаний, приобретения
основных двигательных умений, выработки
положительных эмоций, воспитания личностных
интересов и занятий разными спортивными
дисциплинами;

– получение радости от занятий
и отдыха;

– воспитание этических и общественных
ценностей значимости занятий путём обеспечения
соответствующих контактов с теми или
иными общественными деятелями, формирования
чувства ответственности за других лиц;

– решение эстетических задач
посредством обеспечения выразительности
и творческого подхода при выполнении
упражнений.

Содержание физического 
воспитания.

 В связи с децентрализацией 
системы образования за создание
программ обучения в Финляндии отвечают
школы. Центральные органы предоставляют
только общую информацию о том, что должно
найти отражение в авторских программах.
В таких сведениях обозначено содержание
физического воспитания раздельно для
лиц мужского и женского пола.

В содержание физического 
воспитания для мальчиков и юношей
рекомендуется включать материалы по
гимнастике, лёгкой атлетике, бегу с элементами
спортивного ориентирования, походам,
командным спортивным играм, лыжной подготовке,
бегу на коньках, играм и развлечениям
на льду, плаванию.

Для девочек и девушек 
в качестве приоритетных указаны материалы
по гимнастике, бегу на лыжах, а для учащихся
3 и 4 классов — по плаванию. Девочкам (девушкам)
также предлагаются занятия по подвижным
и командным спортивным играм, лёгкой
атлетике, бегу с элементами спортивного
ориентирования, игры-развлечения на свежем
воздухе, зимние виды спорта и плавание.

Успехи учащихся при обучении
по предмету «Физическая культура» оцениваются
на основе прогресса в овладении соответствующими
умениями и прироста в развитии физических
способностей, а также повышения степени
заинтересованности в занятиях двигательной
активностью. [12, с. 61]

Таким образом, система нынешнего
физического воспитания в Финляндии имеет
выраженную тесную связь с разработками
скандинавских авторов более ранних этапов,
предваряющих её становление и развитие,
особенно с идеями оздоровительной гимнастики
Линга. Она основывается на концепции
здоровья, главной задачей которой является
выработка у учащихся знаний и умений
здорового образа жизни. У финнов есть
понимание того, что решить данную задачу
можно лишь в том случае, когда само общество
осознает её важность и возьмётся за её
решение. На сегодняшний день моделью,
признанной обществом, является индивид,
который заботится о своём здоровье и
теле, а личностные достижения в этих аспектах
выступают как мотивационный фактор.

2.3     Физическое 
воспитание в Голландии

Голландия — уникальная
в спортивном отношении страна, с максимально
развитой спортивной инфраструктурой.
Несмотря на небольшую территорию (всего
41,2 тыс. кв. км) и население в 14,5 млн. человек,
голландцы культивируют практически все
олимпийские виды спорта и во многих из
них находятся на первых ролях.

В Голландии детскому и 
юношескому спорту уделяют повышенное
внимание. Для всех детей, подростков и
юношества спорт является составной частью
образовательной программы; занятия ведут
учителя-специалисты. Большинство детей
и молодежи регулярно включают занятия
спортом в свой досуг, что подтверждает
его ценность как интересного и перспективного
поля деятельности, сферы испытаний для
молодежи. Соревнования детей, подростков
и молодежи проводят в Голландии в виде
олимпиад, разделенных на возрастные ступени,
что обеспечивает последовательный и
постепенный рост физической и спортивной
работоспособности детей сообразно их
возрастным особенностям.

Последнее десятилетие показало,
что требования, какие современность 
предъявляет системе просвещения,
превышают возможности их выполнения
школьными учреждениями. Задачу по соответствующей
подготовке молодежи к жизни может выполнить
сегодня только общество в целом. В таких
условиях школа должна быть тесно связана
с жизнью. Так рождается новый тип школы
— «энвироментальная – школа». Такая школа
должна использовать внешкольную среду
для обучения детей и молодежи. Вовлекая
в этот процесс родителей учащихся, молодежные
объединения разной направленности, культурные
центры по месту жительства и другие местные
учреждения, школа становится организатором
культурной жизни, ответственным за единство
образовательного процесса.

Каково же место физической
культуры в такой модели современной 
школы?

Голландские специалисты 
считают, что модель сотрудничества
школы со спортивным клубом должна
вытекать из базовых установок энвироментальной
школы. В этой модели школа трактует спортивный
клуб как партнера, помогающего ей в удовлетворении
спортивных потребностей некоторых ее
учащихся. Клуб видит в школе партнера,
помогающего ему выполнять его функции.
Обе организации должны работать на основе
общей программы. Взаимодействие школ
со спортивными клубами исследовалось
на примере некоторых спортивных клубов
Голландии. Исследованиями было охвачено
20 больших городов. Анкетными опросами,
интервьюированием и другими видами исследований
было охвачено в общей сложности 1776 учащихся
— спортсменов, принадлежащих к внешкольным
спортивным клубам, 1494 родителя, 418 учителей
физической культуры и директоров школ,
а также 390 тренеров и деятелей клубов,
работающих с учащимися.

Выяснилось, что взаимные
контакты школы, семьи ученика и клуба
очень редки и заключаются не столько
в согласовании единой программы действий,
сколько во взаимном информировании. Чаще
всего остаются в стороне родители. Больше
половины опрошенных родителей не поддерживают
никаких контактов с тренерами и руководством
клуба. Другие же (около 25%) встречались
с представителями клуба только при поступлении
их ребенка в секцию или в случае достижения
им значительного спортивного успеха.
Так обстоит дело повсеместно — как в
крупных городах, так и в небольших. Контакты
же тренеров с учителями все же более заметны.

Читайте также:  Анкета для опроса родителей о динамике развития ребенка

В больших городах около
30% учителей физической культуры не поддерживают
контактов с клубными тренерами, а около
35% вступают в контакт обычно один раз
в год. В то же время в малых городах частые
контакты тренеров и учителей имеют место
примерно в 85% случаев.     Официальные
встречи руководства клубов с дирекцией
школ также легче осуществляются в небольших
населенных пунктах (77% против 50% в крупных
городах).

Голландские специалисты 
выделяют следующие задачи, на решение 
которых направлено развитие детского
и юношеского спорта:

– повышение качества и эффективности
занятий спортом как предусмотренных
школьной программой, так и составляющих
досуг детей;

–  увеличение числа детей,
регулярно занимающихся спортом в свободное
время во всех возрастных группах, особенно
девочек;

– разнообразие и повышение
привлекательности спортивных занятий
для детей и юношей согласно их интересам.

Развитие детского и юношеского
спорта — общая задача спортивной
науки и практики. Задача спортивной
науки при этом — сформулировать теоретические
обобщения в качестве ориентиров. Данной
задаче подчинена характеристика существенных
признаков, в основе которых лежит принцип
единства.

Решающее значение в детском 
и юношеском спорте придается 
таким признакам-ориентирам: 1 — 
единству обязательного и добровольного 
спорта; 2 — единству физического, спортивного
и основного образования и спортивной
дифференциации; 3 — единству спортивной
деятельности, воспитания, а также развития
спортивных интересов и потребностей.

Первый признак. Система образования Голландии
предусматривает для всех детей и подростков
регулярные спортивные занятия. С их помощью
поддерживаются предрасположенность
и стимул к занятиям спортом на досуге.
Количество отведенного учебного времени
и содержание спортивных занятий не позволяют,
однако, полностью формировать. Достичь
полной действенности спорта с точки зрения
его ценности для здоровья и удовлетворения
социально-культурных потребностей. Отсюда
возникает необходимость в организации
для детей занятий спортом в свободное
время, а также в регулярном их участии
в организованных формах занятий спортом
— тренировках и соревнованиях. Для менее
способных к спорту детей и подростков
участие в различных формах спортивных
занятий можно использовать для отдыха
и развития необходимых физических качеств.

Второй признак. Уже на школьных спортивных
занятиях происходит дифференциация,
обусловленная возрастом, различной работоспособностью
учеников, половыми особенностями, различными
склонностями к тому или иному виду спорта
и спортивными результатами. В соответствующем
педагогическом процессе дифференциация
имеет большое значение для формирования
спортивных интересов и потребностей
учеников. Разносторонняя и активная дифференциация
присуща спорту досуга; здесь, например,
занятия спортом можно проводить самостоятельно
и организованно, регулярно или нет. Такая
дифференциация позволяет каждому ребенку
заняться спортивной деятельностью, соответствующей
его интересам и способностям.

Особенно следует соблюдать 
принцип дифференцированности в 
системе соревнований с тем, чтобы 
дать возможность принять в них 
участие детям и подросткам разной
степени тренированности. Это самая 
эффективная форма выявления 
ценностей спорта, которые позволяют 
формировать тело, укреплять здоровье,
воспитывать общественно значимую и нравственную
личность. Единство спортивного основного
и специального навыков, включая полученные
в спорте социальные познания и опыт, помогают
формированию индивидуальности и прочному
внедрению спортивной деятельности в
быт молодого человека.

Третий признак. Спорту присущи также специфические
аспекты и возможности. Так, любимая спортивная
деятельность побуждает спортсмена стремиться
к успеху, способствует целевой ориентации,
самоопределению. Спорт — благодатная
почва для формирования благородства
и готовности помочь, для проявления ценных
этико-моральных позиций. Существенно,
что занятия спортом носят всегда активный
характер; они, как правило, целенаправленны
и организованны, и дети участвуют в них
с радостью и без принуждения. [11, с. 40]

Таким образом, формирование
интереса к спорту, а также потребности
в систематических спортивных занятиях
начинается там, где спорт вызывает радость
и создает богатство впечатлений. Систематические
тренировки и соревнования обогащают
повседневную жизнь детей и подростков.
Они способствуют формированию активной
целеустремленности, повышению работоспособности,
улучшению здоровья и хорошему самочувствию
детей.

2.4     Физическое 
воспитание в США

В декабре 1987 г. Сенат США 
принял Резолюцию по вопросам физического 
воспитания, которая рекомендовала 
местным органам самоуправления
включить в учебные планы начальных 
школ ежедневные занятия физической
культурой. Специалисты считают, что 
в средних и старших классах 
их следует проводить по 1 ч. Но сейчас
40% американских школ проводят занятия 
не каждый день.

  В соответствии с Резолюцией
разработана новая учебная программа
для детей и подростков, начиная с детского
сада до 12-го класса школы. Новая программа
под названием «Physical Best» («Физическое
совершенство») содержит пять основных
разделов: «Аэробная выносливость», «Гибкость»,
«Мышечная выносливость», «Мышечная сила»
и «Гармоничное физическое развитие».
 

Программа построена на принципах 
индивидуального подхода, постоянного 
обновления учебного материала и 
стимулирования учащихся.

 В США наряду с 
академическими занятиями по 
учебным планам и программам 
большое внимание уделяется школьному 
спорту. Эту работу проводят школьные 
спортивные клубы или инициативные 
группы под руководством родительского 
комитета. По данным журнала «Sports
Illustrated», в США имеется около 25 тыс. таких
клубов, т.е. они созданы почти в каждой
школе.

Источник