Развитие физических качеств ребенка в начальной школе

МОУ СОШ пгт Свеча

Кировской области

Развитие физических качеств у младших школьников

Ковязина Н.Л.

учитель физкультуры

МОУ СОШ пгт Свеча

Стаж работы 34 года

1 категория

2015-2016

Содержание

  1. Условия и актуальность опыта.                                                
  2. Физические качества человека. Условия развития физических качеств на уроках физкультуры.
  3. Способы оценки тренированности.
  4. Результативность применения опыта.
  5. Результаты работы.
  6. Литература.

        Мой стаж работы в МОУ СОШ пгт Свеча –25лет. В работе использую «Комплексную программу физического воспитания», Москва «Просвещение» 2007г. Наша школа общеобразовательная. В данный момент в ней обучается 624 человека. В начальной школе -216, специальную медицинскую группу имеют – 10 , подготовительную – 17.

        По моим наблюдениям реализация на практике содержания принятых программ не позволяет сохранить на должном уровне физическое развитие школьников.

        Эта проблема стала наиболее актуальна в связи с отмечающимся ухудшением состояния здоровья, снижением уровня физической активности детей и подростков.

         В связи с этим мною была поставлена цель: развития физических качеств в начальных классах.

        Развитие физических качеств необходимо для каждого человека.

        Здоровье разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Главный враг человека – гиподинамия. Лишенный природной способности много двигаться современный школьник получает целый букет заболеваний.

        Поэтому развитие физических качеств является одной из главных задач физического воспитания.

        Ранний возраст – это период, в который происходит развитие потребности в активной двигательной деятельности и происходит запуск механизмов развития всех способностей ребенка.

        От уровня развития физических качеств напрямую зависит успешность в усвоении необходимых для жизни умений и навыков.

        В процессе воспитания физических качеств формируется психическая, эмоциональная и чувственная сферы. Поэтому физическое воспитание детей раннего возраста можно считать первой степенью воспитания и обучения вообще.

        Мой опыт направлен на решение следующих задач:

  • Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
  • Формирование потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями.
  • Развитие чувства коллективизма, развития уверенности в себе.
  • Воспитание умений применять физические упражнения в целях отдыха, повышения работоспособности.

Данный опыт основан на здоровьесберегающих технологиях так как главной задачей является не достижение спортивных результатов, а укрепление и сохранение здоровья.

Физические качества человека.

        К физическим качествам относят силу, выносливость, гибкость, быстроту, ловкость.

        Воспитание физических качеств у детей школьного возраста сопряжено с рядом особенностей, связанных с ростом и развитием организма. Во-первых, в школьном возрасте развитие одного качества положительно сказывается на росте показателей других физических качеств, что определяет необходимость комплексного подхода к развитию физических качеств у школьников.

Во-вторых, в ходе развития различных функций организма существуют периоды, когда прирост качества происходит особенно интенсивно. Для двигательной функции в целом этот период находится в диапазоне 7-12 лет.

В-третьих, воспитание физических качеств сопряжено, как правило, со значительными физическими нагрузками. Дети в состоянии их переносить без ущерба для организма при неуклонном соблюдении постепенности роста нагрузок, учета их индивидуальных особенностей. Положительные эмоции позволяют не только с большим интересом относиться к занятиям, но и способствуют максимальному проявлению физических качеств детей.

        На уроке физкультуры подбор упражнений и  игр осуществляется с учетом задач урока, содержания основного материала, возможностей школы и учащихся. Все упражнения по обучению двигательным навыкам могут быть использованы для развития физических качеств.

Динамика развития физических качеств характеризуется высокими темпами роста у девочек 9-12 лет. У мальчиков развитие физических качеств происходит более равномерно на всем периоде обучения в школе.

        Раскроем внешние проявления физических качеств.

Сила – способность преодолевать внешне сопротивление или противостоять ему за счет мышечных умений. Физическая подготовка начинается с силовой по двум причинам.

        Во-первых, наличие определенного уровня развития силы является обязательным условием любого движения. Во-вторых, сила лежит в основе проявления других физических качеств. В процессе силовой подготовки учитель должен решить задачи:

  • Гармонически развить все мышечные группы;
  • Научить школьников выполнять основные виды силовых усилий (динамические, статические, преодолевающие);
  • Развить способность учеников рационально пользоваться своей силой в различных условиях.

Средства силовой подготовки – силовые упражнения.

В зависимости от природы сопротивления они могут быть отягощены весом собственного тела или внешним сопротивлением. Внешнее сопротивление – это вес различных предметов (мячи, гантели, гири и др.), противодействие партнера (упражнение в парах). Для развития силы мышц используются упражнения выполненные в быстром  темпе  методом повторных нагрузок. В среднем на развитие силы на уроке отводится 4-6% всего времени.

        Для развития силы младших школьников я использую в основном упражнения с собственным весом:

  • Лазание по канату , шесту
  • Приседания
  • Отжимания: руки, ноги на полу, руки на скамейке, ноги на скамейке.
  • Упражнения на пресс

        Гибкость – это способность выполнять упражнения с большой амплитудой. В работе на гибкость важно правильно дозировать выполнение упражнений. Они должны выполняться с полной амплитудой на каждом уроке в водной его части после хорошей разминки (3-5 мин. бега). При выполнении упражнений всегда нужно ставить конкретные задания : достать до определенного предмета, коснуться чего-либо.

        Выполняются упражнения типа потягивания, наклонов (вперед, назад, в сторону), приседаний, маховых движений ногами во все стороны, прыжков.

        Быстрота – движений человека появляется в способности выполнять их за возможно короткий промежуток времени.

        Скорость движения зависит не только от качества быстроты, но и от таких факторов, как сила, гибкость, выносливость, техника и др.

Целостное совершенствование быстроты осуществляется благодаря использованию повторного выполнения упражнений на скорость. Опыт применения повторного бега максимальной интенсивности показал, что школьники 8-10 лет способны выполнять на одном уроке 6-8 повторений. Исключительно важное значение для развития быстроты имеет соревновательный метод. У себя на уроках я использую следующие упражнении:

  • Бег с высоким подниманием бедра
  • Бег с захлестыванием голени
  • Бег с ускорением
  • Старты из различных положений

Упражнения на скорость предлагаются в конце вводного или в начале основной части урока. На уроке физкультуры скоростно-силовые упражнения составляют 6-8% времени урока.

        Выносливость – это способность длительное время выполнять работу заданной интенсивности. Различают общую и специальную  выносливость.

        Рациональное использование различных упражнений на выносливость способствует повышению производительности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что проявляется в максимальном потреблении кислорода до 80-90 мг/кг (вместо 40-45 мг/кг мин. у новичков).

        Для развития общей выносливости используют непрерывную длительную работу, выполненную с равномерной или переменной скоростью.

        Использование упражнений, развивающих выносливость дает хорошие результаты в любом возрасте. В среднем на каждом уроке физкультуры упражнений на выносливость может быть до 20%. Если учитывать уроки лыжной подготовки, то время отведенное на развитие выносливости в среднем за год может составить 45-50%.

Читайте также:  Карточки для развития памяти ребенка 6 лет

        Ловкость – это способность учащихся быстро усваивать сложное координационное точное движения и перестраивать свою деятельность в зависимости от условий.

        Основным условием развития ловкости является новизна изучаемых упражнений.         

        Учитель должен стремиться на каждом занятии обеспечить развитие ловкости путем использования непривычных исходных положений, выполнение известных упражнений в другую сторону, менять скорость, темп выполнения упражнений, применять игры.

        Наиболее благоприятные условия для развития ловкости создаются  в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Комплексное развитие физических качеств

        С целью комплексного развития физических качеств у себя на уроках применяю:

  1. Круговую тренировку:

        1 станция – напрыгивание на 1,2 (в зависимости от возраста) рейку гимнастической стенки

        2 станция – отжимания в упоре  сзади от гимнастической скамейки.

        3 станция – поднимание туловища из положения лежа

    4 станция – прыжки через скакалку

        5 станция – челночный бег

    6 станция – приседания с набивным мячом (2кг)

    7 станция- кувырок вперед

    8 станция – отжимания в упоре лежа (девочки руки на скамейке, мальчики ноги на скамейке) – это один из вариантов подбора упражнений.

        Школьники выполняют два круга: 1 круг – по 30  секунд, затем отдых 2 минуты, 2 круг – по 20 секунд. Ставится задача за отведенное время выполнить как можно большее количество раз.

  1. Развитие физических качеств  средствами эстафет.

        Класс делится на 3 команды. Выполняется эстафетный бег до скамейки, расположенной на другом конце зала, где выполняются следующие задания:

  • Отжимания в упоре лежа
  • Отжимания в упоре сзади
  • Поднимание туловища из положения сидя.
  • Прыжки через скамейку на двух ногах

        Количество раз устанавливается в зависимости от возраста детей от 5 до 15 раз. Это соревновательный метод и он хорош тем, что ребята работают на высоком эмоциональном подъеме.

  1. Следующий комплекс тоже носит соревновательный характер.

        Задания выполняются шеренгами по 6 человек вдоль зала.

  • Бег с ускорением
  •  с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени
  • Прыжки на правой ноге
  • Прыжки на левой ноге
  • Ходьба в приседе
  • Бег с ускорением их исходного положения упор лежа лицом к стене.

        Следующее – игровой момент:

Весь класс делится на 2 шеренги. По сигналу одна убегает, вторая догоняет. Потом меняются местами. После этого игра «Самый быстрый». Мальчики и девочки раздельно. Игра заключается в следующем: ребята выстраиваются в шеренгу за линией старта (старт может быть высокий, упора присев), но по сигналу все бегут до линии финиша, выбывает последний. Игра заканчивается, когда остается 1,2,3 самых быстрых (в зависимости от количества учащихся).

  1. Комплекс используемый в работе над физическими качествами:
  • Наклон вперед до касания пальчиками пола
  • Приседание (руки за головой)
  • Из исходного положения упор присев, отталкиваясь ногами в упор лежа
  • Прыжки через скакалку
  • Сгибание, разгибание рук в упоре лежа
  • Челночный бег 3×10 метров

        Класс делится на 3 отделения, чтобы не тратить время для перестроения к выполнению челночного бега. Время выполнения каждого упражнения 30 секунд. Между ними 30 секунд отдыха. Выполняется 2 серии. Дети помладше работают по 20 секунд. Ставится задача за отведенное время выполнить как можно большее количество раз.

        Приведенные выше комплексы предполагают одновременное развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), и совершенствование  их комплексных проявлений (скоростной силы, силовой выносливости и др.)

        При этом развитие морфологических показателей сопровождается функциональными сдвигами в организме.

        Использование этих несложных упражнений позволяет повторить их многократно и комплексно как одну целостную точно дозированную тренировочную работу. Таким образом обеспечивается последовательное воздействие на все основные мышечные группы и внутренние органы (сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы).

Простейшие способы оценки тренированности.

        Работая над развитием физических качеств следует придерживаться оптимальных нагрузок и руководствоваться следующими величинами частоты сердечных сокращений. Верхняя граница ЧСС после интенсивной нагрузки для учащихся основной медицинской группы – 180 уд/мин. (± 10). Для работы средней интенсивности 140-160 уд. /мин., и низкой 110-130 уд./мин. В процессе занятий нужно контролировать частоту пульса учащихся и быть внимательным к появлению первых признаков утомления. При работе с младшими школьниками во время занятий важно обращать внимание  на такие субъективные показатели: настроение, общее самочувствие, работоспособность, желание или нежелание заниматься, сердцебиением, одышка, потливость, болевые ощущения.

Результативность применения данного опыта.

        Результатом работы над развитием физических качеств и формирования устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями можно считать следующее:

  • Интерес к предмету физкультуры не пропадает у школьников на протяжении всего обучения
  • Учащиеся могут пользоваться приобретенными умениями и навыками
  • На уроках можно наблюдать слаженную, коллективную работу всего класса
  • Учащиеся принимают активное участие в школьных и районных соревнованиях , где занимают 1-е и призовые места
  • Ряд учащихся выбирает для поступления учебные заведения  по профилю физическая культура, военные учебные заведения.

        По окончании школы обучаясь в ВУЗах и СУЗах не теряют интереса к занятиям физкультурой и спортом и активно участвуют в спортивной жизни учебных заведений.

Результаты работы

2013-2014 учебный год

Класс 1-б, количество учащихся 24 человека.

Тесты сдавали 23 человека.

Осень – в среднем по классу набрали 142 балла. С тестами не справился 1 учащийся.

Весна – средний балл по классу 148. Справились все. Соответствует хорошей физической подготовке.

2014-2015 учебный год

Класс 2-б, количество 23 человека, тесты сдавали 23 человека.

Осень – 160 баллов в среднем по классу

Весна – 169,3 балла. Справились все. Количество баллов в среднем соответствует высокому уровню физической подготовки.

2015-2016 учебный год

Класс 3-б, сдавали тесты 22 человека

Осень – средний балл 173.

Весна – средний балл 180, что соответствует высокому уровню физической подготовки. Справились все.

Использованная литература

1. Б.Н. Минаев, Б.М. Шиян «Основы методики физического воспитания школьников».- М.: «Просвещение», 1989

2. Н.И. Дереклеева Двигательные игры и  тренинги, уроки здоровья М.: Вако, 2007

3. Н.К. Коробейников, А.А. Михеев, И.Г. Николенко. Физическое воспитание. М.:  Высш. шк., 1984г.

4. Комплексная программа физического воспитания. М.: «Просвещение», 2007

                                                                                Приложение 1

Таблица оценки результатов тестовых испытаний (7-10 лет)

Источник

Особенности развития физических качеств у младших школьников

Установлено, что наибольший эффект в развитии физических качеств достигается в период их бурного естественного развития. Эффективность педагогических воздействий в другие возрастные периоды для данной способности может быть нейтральной или даже отрицательной. Поэтому при совершенствовании конкретных физических способностей очень важно не упустить наиболее благоприятные возрастные периоды, поскольку впоследствии сделать это будет намного сложнее.

Читайте также:  Развитие мышления ребенка от рождения до года

Возрастной интервал от 6,5 до 10 лет объединяет школьников начальной школы. Этот период протекает с сокращением скорости роста в длину (лишь на 2-3 см в год), появлением избыточного веса, происходит снижение интенсивности обменных процессов, частоты сокращения сердца и дыхания в покое, возрастает величина ударного объёма сердца и резервных объёмов дыхания, завершается определённый этап формирования двигательного качества – ловкости, хотя, с другой стороны, они ещё далеко не достигают максимальных показателей быстроты (частоты повторений) в простейших движениях, их абсолютная и относительная сила сравнительно невелика. Физиологические функции стремительно развиваются, но во многом отличаются от окончательного, взрослого уровня. Объём выполняемой работы до появления признаков утомления составляет 40 кДж, а у взрослого в 40 раз больше. У них высоки ежедневные энергозатраты, остаётся недостаточно зрелой система регулирующих механизмов организма (нервных и эндокринных). Любое напряжение организма в этот период всегда связано с активной перестройкой работы чуть ли не всех органов и систем, и цена адаптации к изменению внешних условий особенно велика. В период от 6-7 до 9-10 лет изменяются структура и функции мозга, его адаптационные возможности.

Дети, принадлежащие к данной возрастной категории, отличаются повышенной сенситивностью к факторам среды и особо нуждаются в индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учётом их возрастно-половых особенностей и индивидуальных свойств ЦНС.

Сенситивные периоды развития физических способностей у детей
(по А.П.Матвееву)

       Периоды интенсивного развития отдельных физических способностей у детей разные. Каждая из них имеет свой сенситивный период. Временные границы этих периодов у мальчиков и девочек неодинаковы. Обычно на момент начала интенсивного развития большинства способностей девочки обгоняют мальчиков на 1-2 года.

Необходимо отметить, что в научно-методической литературе у различных авторов можно встретить различные сенситивные периоды развития той или иной способности. Подобные различия могут быть обусловлены применением неодинаковых тестов для измерения какой-либо способности, использованием различных подходов и формул для определения прироста показателей физических способностей, неоднородностью обследуемой выборки испытуемых и т.п.

Младший школьный возраст благоприятен для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание следует уделять всестороннему развитию координационных, скоростных (реакции и частоты движений), скоростно-силовых способностей, выносливости к умеренным нагрузкам.

К координационным способностям относятся точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движения, ориентирования в пространстве.

Кондиционные способности: скоростные, скоростно-силовые, выносливость и гибкость.

Собственно силовые способности начинают развиваться у девочек с 10-11 лет, а у мальчиков только с 13-14 лет.

В настоящее время для характеристики двигательных возможностей человека используют термины “физические способности” и “физические качества”.

Физические способности – это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения.

Физические качества – сложный комплекс морфофункциональных, биологических и психологических свойств организма, которые определяют силовые. Скоростные, скоростно-силовые и временные характеристики движения учащихся.

Физические качества, по существу, являются выражением достигнутого уровня отдельных физических способностей, их определенности, своеобразия, значимости. Физические качества органически связаны с физическими способностями человека и определяются особенностями их проявления в разных движениях.

В настоящее время принято различать пять основных физических способностей (качеств): силовые(сила), скоростные(быстрота), координационные (ловкость и равновесие), выносливость, гибкость.

Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам посредством мышечных усилий и напряжений. В первом случае человек стремится придать ускорение неподвижному объекту (спортивному снаряду — при метаниях, собственному телу — при прыжках и гимнастических упражнениях), во втором, наоборот, стремится сохранить в исходном положении тело или его части при действии сил, нарушающих статику.

Характеризуется: килограммы – оценивается абсолютная сила без учета собственного веса и относительная сила – абсолютная сила, деленная на вес человека.

Средства развития: упражнения с повышенной сопротивляемостью. Они делятся на две группы:

  • упражнения с внешним сопротивлением. В качестве сопротивления используют вес предметов (например, набивные мячи), противодействие партнера, игры с перетягиванием, сопротивление внешней среды (бег по песку, глубокому снегу и т. п.), метание и толкание мячей.
  • упражнения с преодолением тяжести собственного тела (например, упражнения в висах, упорах, лазание по канату).

В связи с возрастными особенностями школьников использование силовых упражнений на уроках физического воспитания ограничено. В младшем и среднем школьном возрасте не следует форсировать развитие собственно силовых способностей. Упражнения должны иметь скоростно-силовую направленность, с ограничением статических компонентов. Однако полностью исключать последние не следует, так как, например, упражнения, связанные с сохранением статических поз, полезны для выработки правильной осанки.

Основной задачей силовой подготовки в школе является развитие крупных мышечных групп спины и живота, от которых зависит правильная осанка, а также тех мышечных групп, которые в обычной жизни развиваются слабо (косые мышцы туловища, отводящие мышцы конечностей, мышцы задней поверхности бедра и др.).

Типичными средствами развития силы являются: в 7-9 лет — общеразвивающие упражнения с предметами, лазанье по наклонной скамейке, по гимнастической стенке, прыжки, метания; в 10-11 лет — общеразвивающие упражнения с небольшими отягощениями (набивными мячами, гимнастическими палками и пр.), лазанье по вертикальному канату в три приема, метание легких предметов на дальность и т.д.

Методы развития:

  • метод серийных упражнений;
  • метод интервальных упражнений.

Быстрота – способность человека совершать действия в минимальный ля данных условий отрезок времени.

Характеризуется временем двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движения.

Средства развития:

  • упражнения комплексного воздействия: спортивные и подвижные игры, эстафеты, виды единоборств;
  • упражнения, направленные на развитие отдельных компонентов скоростных способностей, обработка скорости отдельных движений, стартовая скорость, спурты, скоростная выносливость компонентов скоростных способностей, обработка скорости отдельных движений, старт;
  • скоростно-силовые упражнения: метания, прыжки;
  • упражнения в размахивании, кружении, ударах, бросании и толкании предметов, поворотах, выполняемых с максимальной частотой.

Если скоростная работа выполняется на фоне утомления, то развивается скоростная выносливость, а не максимальное проявление быстроты.

Возрастные особенности существенно ограничивают возможности развития быстроты движений. Наиболее благоприятным является возраст 11-12 лет у девочек и 12-13 лет у мальчиков.

При развитии быстроты движений у детей предпочтение следует отдавать естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения. Стандартное повторение упражнений с максимально возможной скоростью может уже в детском возрасте привести к образованию скоростного барьера. Подвижные игры в младшем школьном возрасте и спортивные игры в среднем и старшем имеют явное преимущество перед стандартными пробежками на быстроту.

Читайте также:  Человеческая среда это развития ребенка

В младшем школьном возрасте используют разнообразные упражнения, требующие быстрых кратковременных перемещений и локальных движений. Это упражнения с короткой и длинной скакалкой (вбегание и выбегание), эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т.п.

Методы развития:

  • повторный;
  • переменный (с варьирующими ускорениями);
  • игровой;
  • соревновательный.

Ловкость (координация движений) – способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Характеризуется: “Координационные возможности (в статике, динамике, равновесии, ориентирование в пространстве, чистота движений в ограниченном пространстве.” (По А.И.Яроцкому)

Средства развития: Для развития ловкости могут быть использованы любые упражнения, но при условии, что они имеют элементы новизны.

  • Гимнастические упражнения.
  • Прыжки в длину и высоту.
  • ОРУ с предметами различной формы, массы, объема.
  • Подвижные игры.
  • Совместные упражнения в парах, небольшой группой с мячами, гимнастическими палками, скакалками.
  • Применение необычных исходных положений, быстрая смена различных положений (сесть, встать, лечь).
  • Изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.
  • Любые физические упражнения, выполняемые в различных сочетаниях, представляющих элементы координационной трудности.

Методы развития:

  • соревновательный;
  • метод повторных упражнений;
  • игровой.

Развитие равновесия – еще один путь развития координированности человека.

Равновесие – способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры.

Существует два способа развития этой способности: 1) упражнения в действиях, затрудняющих сохранение равновесия, например, в ходьбе на ограниченной опоре; 2) упражнения в действиях с прямолинейными и угловыми ускорениями, например, в кувырках с различными направлениями.

Методы развития:

  • метод повторных упражнений;
  • метод интервальных упражнений.

В младшем школьном возрасте имеются существенные морфологические и психофизиологические предпосылки координационных способностей. Именно в этом возрасте развитие координации дает наибольший эффект. Школьники младшего возраста очень легко схватывают технику довольно сложных физических упражнений, поэтому в технически сложных видах спорта отмечается ранняя спортивная специализация. В младшем и среднем школьном возрасте сравнительно легко развивается способность поддерживать равновесие тела, усиленно развивается точность движений (способность дифференцирования и воспроизведения пространственных, силовых и временных параметров движений). В дальнейшем в связи с наступлением периода полового созревания происходит либо замедление, либо даже ухудшение показателей, характеризующих это качество.

Выносливость – способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности, способность организма противостоять утомлению при какой-либо деятельности.

Характеризуется временем, в течение которого человек выполняет физическую работу.

Средства развития: физические упражнения, требующие умеренного напряжения, но выполняемые продолжительное время:

  • циклические упражнения: бег, ходьба, чередование ходьбы и бега в различном темпе, ходьба на лыжах в переменном темпе;
  • подвижные игры с повышенной моторной плотностью.

У младших школьников целесообразно развивать выносливость, прежде всего к работе умеренной и переменной интенсивности, не предъявляющей больших требований к анаэробно-гликолитическим возможностям организма.

Методы развития:

  • метод непрерывных упражнений небольшой интенсивности;
  • повторных упражнений или более активных упражнений с небольшими интервалами.

Различают выносливость общую и специальную.

Общая выносливость – это способность к непрерывной двигательной деятельности с умеренным напряжением в течение длительного времени (например, ходьба на лыжах).

Специальная выносливость – выносливость в определенной деятельности:

  • Скоростная выносливость – сочетание быстроты и выносливости (бег на короткую дистанцию), силовая выносливость – сочетание силы и выносливости (многократное выполнение приседаний, подтягиваний).
  • Силовая выносливость – способность длительно выполнять сложно-координационные движения с максимальным напряжением мышц.
  • Скоростно-силовая выносливость – способность длительно выполнять сложно-координационные движения с критической скоростью и максимальным напряжением мышц.

Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой. Это свойство организма человека, характеризующееся подвижностью звеньев опорно-двигательного аппарата.

Характеризуется максимальной амплитудой движения.

Средства развития:

  • Выполнение упражнений с большой амплитудой, так называемые упражнения в растягивании;
  • Общеразвивающие упражнения с предметами и без;
  • Прыжки в шаге, прыжки на месте, сгибая ноги к груди;
  • Упражнения у гимнастической стенки;
  • Глубокие приседания на всей ступне;
  • Наклоны вперед, назад, в стороны;
  • Махи ногами вперед-назад;
  • “Стрейтчинг” – методика развития гибкости с помощью статических упражнений.

Методы развития:

  • Основным методом развития гибкости является повторный метод, который предполагает выполнение упражнений на растягивание сериями, по нескольку повторений в каждой и интервалами активного отдыха между сериями, достаточными для восстановления. Этот метод имеет различные варианты: метод повторного динамического упражнения и метод повторного статического упражнения.
  • В процессе физического воспитания не следует добиваться предельного развития гибкости, поскольку чрезмерное ее повышение ведет к деформации суставов и связок и затем к их “разболтанности”, нарушает осанку и отрицательно сказывается на проявлении других физических способностей. Ее надо развивать лишь до такой степени, которая обеспечит беспрепятственное выполнение необходимых движений.
  • При развитии гибкости особое внимание следует обратить на увеличение подвижности позвоночника (прежде всего, грудного отдела), тазобедренных и плечевых суставов.
  • К началу выполнения упражнений на гибкость необходимо хорошо разогреться до появления пота, чтобы избежать мышечных травм; упражнения следует выполнять, постепенно увеличивая амплитуду, причем вначале медленно, потом быстрее.
  • Признаком прекращения упражнений на растягивание является появление сильных мышечных болей и снижение амплитуды движений.
  • Работу по развитию гибкости нужно совместить с развитием силовых качеств, что обеспечит соответствующую соразмерность в их проявлении.
  • Упражнения на гибкость удобно давать занимающимся в виде самостоятельных заданий на дом.
  • В занятиях с детьми доля статических упражнений должна быть меньше, а динамических – больше.
  • Растягивающие упражнения необходимо выполнять по наибольшей амплитуде и при этом резких движений надо избегать.
  • Наибольшее увеличение пассивной гибкости наблюдается в возрасте 9-10 лет, активной в 10-14лет. У девочек наиболее высокие темпы прироста отмечены в 14-15 лет и 16-17 лет, у мальчиков – в 9-10, 13-14 и 15-16 лет. Возраст – 13-15 лет наиболее благоприятны для развития подвижности в различных суставах. У девочек во всех возрастах показатели гибкости на 20-30% выше , чем у мальчиков.
  • Работа над развитием гибкости в младшем и среднем школьном возрасте оказывается в 2 раза более эффективной, чем в старшем. Амплитуда движений уменьшается с возрастом, и повысить уровень развития этого качества уже намного труднее.

Литература

1. “Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11 классы”. В.И. Лях, А.А. Зданевич, Москва, “Просвещение”, 2011.

2. “Теория и методика физической культуры: Учебник” под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина, М., Советский спорт, 2007.

3. “Поурочные разработки по физкультуре. 5-9 классы”. Ковалько В.И., М., ВАКО, 2005.

Источник