Развитие физических качеств ребенка через подвижные игры

Ирина Борисова
Опыт работы «Развитие физических качеств у дошкольников через подвижные игры и игровые упражнения»

Здоровье – это та вершина, которую должен каждый покорить сам.

А мы должны стать учителями, мудрыми наставниками в начале этого долгого восхождения.

В. Шененберг.

(1 СЛАЙД) С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особое внимание направленно на детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Великая ценность каждого человека – здоровье и вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Константин Дмитриевич Ушинский сказал «Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами».

Из опыта моей работы с детьми я поняла, что игровые упражнения – с использованием методических приемов игры, это физические упражнения, которые сохраняют свою сущность, приобретают своеобразную игровую окраску. Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижение определенной цели, точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию чёткости в выполнении движений, то во время выполнения игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения.

Тема: «Развитие физических качеств у дошкольников через подвижные игры и игровые упражнения» выбрана мною не случайно, так как я считаю, где как не в игре дети с удовольствием и с интересом принимают участие, познают что-то новое для себя, в игре развиваются двигательные способности, обогащается двигательный опыт и конечно же главное значение подвижных игр и игровых упражнений является развитие физических качеств ребёнка, это единственный не насильственный способ заинтересовать ребёнка в выполнении каких-либо действий, направленных на развитие быстроты, ловкости, силы, координации, выносливости и гибкости. Подвижные игры и игровые упражнения являются эффективным средством физического воспитания детей дошкольного возраста.

(2 СЛАЙД)Цель:

Приобщать детей к здоровому образу жизни, через подвижные игры и игровые упражнения формируя и развивая физические качества ребёнка.

Задачи:

1. Сформировать устойчивый интерес к подвижным играм и игровым упражнениям, желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;

2. Обогащать двигательный опыт дошкольников новыми двигательными действиями, обучение правильной технике выполнения игровых упражнений.

3. Содействовать развитию двигательных способностей;

4. Прививать интерес к физической культуре, способствовать укреплению здоровья

(3 СЛАЙД) В своей педагогической деятельности я придерживаюсь основным принципам работы с детьми.

сохранение здоровья детей;

формирование необходимых знаний, умений, и навыков здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни, интереса к физической культуре, потребность к самосовершенствованию;

видеть и развивать индивидуальные способности каждого ребенка;

гармоничное и всестороннее развитие и укрепления всего организма ребенка;

постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий.

Мой опыт доказывает, что высоких показателей в физическом развитии дошкольников можно достичь при умелой правильной организации игровой деятельности. Игра – удовлетворяет потребность детей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил. Для игры характерно яркое проявление эмоций, творческих способностей, активности, инициативы. В своей педагогической деятельности я использую подвижные игры и игровые упражнения, как одно из важных средств физического воспитания и это средство становится эффективным (игровым) методом физического развития. Надо отметить, что понятие «игровой метод» предполагает не только какие – либо конкретные подвижные игры, но также и применение методических особенностей игры в любых физических упражнениях. Такие упражнения, сохраняя свою сущность, приобретают своеобразную игровую окраску, дети с интересом выполняют физические упражнения в игровой обстановке, так при проведении общеразвивающих упражнений можно не просто однообразно выполнять наклоны, повороты, прогибы, я предлагаю детям «полететь как птица», «изобразить лодочку», «построить мостик», «изобразить уголок», «прокатится на велосипеде» (4 СЛАЙД, «стать силачами» (5 СЛАЙД) и т. д. и когда я добавляю усложнения в такие игровые упражнения дети с удовольствием их выполняют,например я говорю: (6 СЛАЙД) «лодочка наша плывет по реке, подул ветер и поднялись волны, лодочка начала покачиваться вперед назад, влево вправо» и т. д. Игровые упражнения я применяю на утреней зарядке и вводной части своих занятий тем самым, увлекаю и настраиваю детей на положительные эмоции, они с большим желанием изображают «паука» (7 СЛАЙД, «слона» (8 СЛАЙД, «обезьянку», «рака» и т. д.

Читайте также:  Развитие ребенка от 6 математика

(9 СЛАЙД) Я с удовольствие использую, а дети выполняют такие игровое упражнение как веселый тренинг – это дополнительная физическая нагрузка на определенные группы мышц, которая способствует развитию таких физических качеств как – гибкость, координация, сила, выносливость и каждое освоенное упражнение для ребенка – это его маленькая победа в своем физическом совершенствовании. Упражнения требуют физического напряжения в течении определенного времени и что бы не вызвать у детей ощущения рутинности физических тренировок, упражнения имеют названия, символизирующие подражания каким-либо действиям различных персонажей из известных произведений и сказок, а также предметов, птиц, рыб, зверей и т. д. (10 СЛАЙД) «Морская звезда» – лежа на животе поднимите ноги и руки в стороны. Вы морская звезда! И можно добавить – покачайтесь на волнах. Данное упражнение направленно на развитие физического качества – гибкость, развивает мышцы ног, рук, спины. (11 СЛАЙД) «Стойкий оловянный солдатик» – плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик, вдруг подул сильный ветер, и началась качка, но ничего не страшно оловянному солдатику. Хотите стать таким же отважным оловянным солдатиком? Упражнение развивает мышцы живота, ног, спина, тренирует выносливость.

(12 СЛАЙД) Моя педагогическая находка скоростная (координационная) лестница – это прекрасный тренажер для развития таких физических качеств как координация, ловкость, скорость, скоростно-силовые качества. Тренажер нацеленный на активные физические упражнения, сконструированный таким образом, чтобы улучшить владение телом, увеличить скорость ног, а именно стопы и реакции голеностопа, развивает правильную форму и технику бега. Она предполагает постоянное наращивание физических качеств я применяю ее для:

тренировки ускорения;

улучшение скоростных данных;

улучшения баланса тела в движении;

улучшения прыжковых качеств в сочетании с ловкостью;

развития силы рук;

сочетания разминки и тренировки.

развивает чувства ритма тела и координации

И конечно же для каждого упражнения я дала игровое название: ходьба и бег с высоким подниманием колен – «лошадки», обычная ходьба – «гимнасты», (13 СЛАЙД) бег – «не пропусти ячейку», прыжки на обеих ногах в каждую ячейку лестницы «с кочки на кочку», передвижение в упоре «крабы» и т. д. это вызывает интерес у детей и добавляет соревновательный элемент при выполнении заданий (кто лучше и правильно выполнит).

Один из любимых видов деятельности у моих воспитанников подвижные игры имеют большую классификацию (14 СЛАЙД). По содержанию – элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы. К сложным играм относятся – спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте в такие игры дети играют по упрощенным правилам. (15 СЛАЙД)

Одним из важных условий успешности обучения в ходе подвижных игр я считаю заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры, я провожу эмоционально, живо и непринужденно. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества, как смелость, находчивость, настойчивость, организованность. Во время формирования комплекса подвижных игр, направленных на развитие физических качеств, я подбираю игры таким образом, чтобы у ребёнка постоянно поддерживался интерес к игровой деятельности, не допускаю однотипные игры, это в скором времени приведёт к отсутствию желания играть.

Я составила картотеку подвижных игр и разделила их на игры, которые непосредственно направлены на развитие определенных физических качеств детей:

(16 СЛАЙД) Я с удовольствием применяю в своей педагогической деятельности подвижные игры с элементами борьбы это любимые игры моих воспитанников, направленные на развитие физического качества – сила. Они привлекают детей своей эмоциональностью, доступностью и состязательным характером. Выполняются такие упражнения, как правило, с полной мобилизацией двигательных способностей. Оказывают эффективное воздействие и на развитие скоростных качеств, выносливости, координации, ловкости, а также на воспитание таких ценных морально-волевых качеств, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Подвижные игры с элементами борьбы в которые мы играем (17 СЛАЙД) «Ринг силачей», (18 СЛАЙД) «Вытолкни соперника», «Бой петухов», «На одной ноге», (19 СЛАЙД) «Борьба на ладонях», «Перитягивание каната» и в дальнейшем я буду обязательно пополнять картотеку игр с элементами борьбы.

Читайте также:  Особые потребности ребенка с отклонениями в развитии

(20 СЛАЙД) Подвижные игры, которые я применяю в своей педагогической деятельности для развития скоростно–силового физического качества; «Зайцы в огороде», «Лиса и куры», «Волк во рву», «Удочка», «С кочки на кочку» и многие другие, то есть это игры с прыжками, бегом, метанием.

(21 СЛАЙД) Для развития быстроты «День ночь», «Синий, красный, желтый», «Пятнашки», «Ловишки с лентами», «Кто быстрее», «Быстро возьми», «Догони свою пару» и т. д. т. е игры где основной вид движения это бег.

(22 СЛАЙД) Для развития ловкости «Медведи и пчелы», «Перелет птиц», «Мыши в кладовой», «Мышеловка», «Хитрая лиса», «Два мороза», «Мы веселые ребята» – это игры которые учат детей лазить, быстро ориентироваться в пространстве, подлезать, приседать, увертываться от ловящего, бегать врассыпную не наталкиваясь друг на друга и т. д, в этих играх также развивается скорость бега, сила, выносливость.

Игры направленные на развитие выносливости, как правило, сопряжены с развитием таких физических качеств как сила и быстрота «Смена мест» – для развития прыгучести и прыжковой выносливости, «Северный и южный ветер» – скорость и выносливость, «Зайцы и волк» и т. д.

(23 СЛАЙД) Воспитание координационных способностей у ребенка связано с умением согласованно, последовательно выполнять движение. Координация является необходимым компонентом любого движения – бега, прыжка, метания, лазанья и т. д. поэтому в принципе любая подвижная игра направлена на развитие координации движения.

Я считаю, что для гармоничного физического развития ребенка мало того,чтобы он был ловким и сильным: он должен быть еще и гибким и для этого я провожу такие игры. «Потянулись подросли», «Совушка» и др.

(24 СЛАЙД) И конечно же важную роль в своей образовательной деятельности я отважу играм – эстафетам которые являются разновидностью подвижных игр командного характера с правилами. Эстафета — это не только соревнование, но и игра, которая помогает детям сплотиться в одну команду.

Игры-эстафеты эффективно влияют на развитие ловкости, согласованности (координация) движений, точности, быстроты, находчивости, способствуют развитию функции равновесия, воспитывает соревновательный спортивный дух, стремление к победе и взаимовыручку в команде. Особое внимание я уделяю использованию игр-эстафет на свежем воздухе. (25 СЛАЙД) При проведении игр-эстафет на открытом воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Многократное повторение элементов игр-эстафет в условиях большого пространства в теплое и холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств. Проведение игр-эстафет на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка.

(26, 27 СЛАЙД)В играх-эстафетах я использую следующие виды движений:

1) бег с метанием;

2) бег с подлезанием под различные снаряды и с перелезанием через препятствия;

3) бег с перепрыгиванием препятствий;

4) бег с сохранением равновесия на различных снарядах;

5) бег с переноской мячей, обручей и других предметов в сочетании с дополнительными движениями;

6) бег с ползанием и лазанием по гимнастическим скамейке;

8) бег со змейкой между предметами и др.

Я считаю что, результативная сторона игрового метода (кто впереди, кто лучше, кто сильнее) увлекает детей, заставляет их максимально проявлять свои физические и психические силы в состязании за первенство, за достижение победы.

Большую работу виду с родителями по вовлечению их в образовательную деятельность.

Мною проведен спортивный праздник (28 СЛАЙД) «Мой папа самый лучший», проведена малая дошкольная Олимпиада – где родители были активными болельщиками (29 СЛАЙД, применяю одну из инновационных технологий детско-родительские проекты,мною был подготовлен и проведен проект на тему: «Взаимодействие с семьями воспитанников по физической культуре»в рамках данного проекта я провела беседы с родителями воспитанников на темы: «Спорт – это здоровье», «Готовимся к сдаче нормативов», провела анкетирование родителей «О здоровье всерьез», (30 СЛАЙД) выпущена совместно с родителями стенгазета «Папа, мама я – спортивная семья», выставка рисунков на тему «Виды спорта», оформлена газета коллаж «Мой любимый вид спорта, отдыхаем всей семьей». Ежегодно выступаю на родительских собраниях.

Читайте также:  Ребенок 1 год и 1 месяц развитие питание меню

(31, 32 СЛАЙД) Мониторинг педагогических воздействий за два года (сдача нормативов)

Прослеживается динамика роста уровня физической подготовленности детей.

Я хочу пожелать всем, кто выбрал путь педагога.

Не жалейте тепла своего сердца,

Света своего разума в работе с детьми

И они смогут сделать наш мир прекраснее, ярче и светлее.

Источник

Обоснование необходимости проекта. В настоящее время основной проблемой образования является слабое физическое развитие детей. Общая картина такова: дети испытывают “двигательный дефицит”, задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает ребенка к определенным умственным и физическим условиям. Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств . Игра занимает в жизни ребенка большое место. Она составляет главное содержание его жизни. Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования основных движений детей, укрепления и закаливания их организма. Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Большое влияние на желание детей подвигаться оказывают подвижные игры. С помощью игр улучшается физическое развитие ребенка, он становится крепче, выносливее. Движения в свою очередь способствуют тому, что у ребенка работают легкие, усиливается кровообращение, улучшается процесс обмена веществ. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребенок, как и взрослый, познает мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Для подвижных игр характерно нравственно ценное содержание. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу. Кроме того, проведение физических упражнений с помощью подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы. Подвижные игры создают атмосферу радости, активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции. Актуальностью данной темы является то, что все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым, любящим свою семью, Родину. Бережное отношение к окружающему миру, к семье, к своему здоровью надо начинать с младшего школьного возраста. Большинство родителей прекрасно понимает, что для нормального роста, крепкого здоровья и нравственного благополучия необходимо движение. На наш взгляд именно подвижные игры очень хорошо будут этому способствовать. На шестом году жизни у детей наступает период интенсивного формирования двигательных навыков. Для этого имеются известные предпосылки: заметно изменяются пропорции тела, что создает устойчивость позы, совершенствуется чувство равновесия, улучшается координация движений на основе совершенствования функций нервной системы и приобретенного опыта; увеличивается сила мышц. Движения, которые входят в подвижные игры, просты и разнообразны – это ходьба, бег, равновесие, прыжки, подлезание и так далее. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у дошкольников мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности, выработке основных гигиенических навыков. В младшем дошкольном возрасте, большое значение для формирования ясных представлений об окружающем мире имеет чувственный опыт ребенка Заключение В ходе работы была изучена научная, педагогическая и методическая литература. Многие исследователи рекомендуют включать подвижные игры, развивающие быстроту и ловкость детей младшего школьного возраста, в уроки физкультуры и в повседневной жизни детей. Таким образом, подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом. Обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.

Источник