Развитие физически одаренного ребенка в детском саду

максим первойкин
Развитие физически одаренных детей в условиях ДОО

«Развитие физически одаренных детей в условиях ДОО».

Первойкин М. С. ,

педагог дополнительного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей «Березка», г. Первомайск Нижегородской области.

«Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Вера – двигает горы, вера в детей может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить. Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов».

Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется у ребенка сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого, по словам И. И. Брехмана, состоит в приобщении к здоровому образу жизни с самого раннего возраста.

В настоящее время в работе по физическому развитию дошкольников наметилась тенденция к повышению двигательной активности детей в течение дня за счет внедрения различных средств и форм физического воспитания.

С 2013 года в нашем детском саду функционирует региональная экспериментальная площадка по теме: «Апробация и внедрение комплекса программ дополнительного физкультурного образования детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОУ-ФОК». Программы по спортивной и художественной гимнастике входят в этот комплекс и разработаны с учетом Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Именно в этих кружках занимаются дети, имеющие признаки физкультурной одаренности. Кто же такие одаренные дети и как их распознать?

Двигательно – одарённый ребёнок:

1. Энергичен, все время хочет двигаться.

2. Проявляет большой интерес к движениям, требующим тонкой и точной моторики.

3. Обладает хорошей зрительно-моторной координацией.

4. Обладает широким диапазоном движений (от медленного к быстрому, от плавного к резкому).

5. Прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений.

6. Отлично управляет телом при маневрировании.

7. Обладает исключительной, для своего возраста, физической силой, гибкостью, выносливостью, имеет хороший уровень развития основных двигательных навыков.

8. Смел и любит спортивные игры.

9. Практически никогда всерьез не устает, если занят любимым делом.

Очень важно вовремя заметить способного и одаренного ребенка и создать условия для развития его способностей и одаренности.

Во время занятий по физической культуре в ДОУ не всегда можно удовлетворить все «запросы» воспитанников. Большая деятельность, направленная на развитие двигательных способностей, сохранение и развитие природных физических задатков детей, в нашем ДОУ осуществляется в рамках организованной, системной работы спортивных кружков «Юный гимнаст» и «Ласточка», которая является одной из приоритетных форм в работе с одаренными дошкольниками и служит действенным средством в решении таких задач,как:

развитие физических качеств;

• привитие интереса к физической культуре и спорту;

• расширение и углубление знаний, полученных на основных занятиях;

• закрепление умений и совершенствование практических навыков;

развитие индивидуальных способностей и задатков детей;

• побуждение к творческой активности, инициативе и самостоятельности в двигательной деятельности;

• организация содержательного отдыха воспитанников ДОУ, направленного на их физическое, эстетическое и нравственное воспитание.

Деятельность кружков позволяет максимально приблизить к детям и их родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование в области физическое развитие, но и развить индивидуальные способности и задатки ребенка, проявить творческий потенциал, и конечно, укрепить здоровье. Система кружковой работы, целенаправленна на воспитанников с высокой двигательной активностью и выраженными моторными способностями. Как показала практика, в процессе занятий в кружке у дошкольников происходит оптимальное сочетание различных видов детской деятельности (познавательно-коммуникативной, игровой, двигательной, что определенно способствует улучшению, как физической, так и социальной адаптации детей в современном мире.

Итак, с чего начиналась наша работа?

В начале работы был проведен мониторинг для выявления детей имеющих признаки физкультурной одаренности, для дальнейшего зачисления их в группы по спортивной и художественной гимнастике.

Мониторинг проводился по методике В. Н, Шебеко,которая включает в себя тесты на определение: координационных способностей, проприоцептивных функций, память на основные параметры движений, показатели быстродействия, мышечной силы, подвижности в суставах, скоростно-силовые качества, выносливость, меткость, ловкость.

По итогам мониторинга были выявлены дети, имеющие признаки физкультурной одаренности. С согласия родителей эти дети были зачислены в группы по спортивной и художественной гимнастике.

Занятия проходили с октября 2013 по май 2015 и проводились в вечернее время, вне образовательной деятельности один раз в неделю в спортивном зале детского сада. Основу занятий по гимнастике составляют гимнастические упражнения. Содержание представляет собой последовательную систему тренировочных занятий (теоретических и практических, предназначенную для обучения и воспитания юного спортсмена.

Занятия по спортивной гимнастике для мальчиков включают в себя: акробатические стойки, перекаты, кувырки, гимнастические комбинации, выполняемые на гимнастических матах; гимнастическую стенку, канат и батут и направлены на развитие движений, совершенствование двигательной навыков и физических качеств (ловкость, гибкость, силу, выносливость). Движения доставляют занимающимся радость и могут служить хорошим средством повышения умственной работоспособности. Акробатические упражнения содействуют всестороннему развитию всех органов и систем и в первую очередь двигательного аппарата, повышают возбудимость мышц, темп, силу, мышечный тонус и общую выносливость ребенка.

Читайте также:  Психологические факторы и условия развития ребенка

Занятия построены в соответствии с индивидуальными особенностями и природными данными детей, по принципу «Каждый ребенок продвигается в своем физическом развитии от программы – минимум до программы – максимум, независимо от возраста».

Занятия по художественной гимнастике для девочек включают в себя: акробатические стойки, перекаты, кувырки, полушпагаты, шпагаты, гимнастические комбинации, выполняемые на гимнастических матах; упражнения на гимнастическом бревне и упражнения на растяжку.

Большое значение придается эстетике формы, красоте и свободе движений, логической завершенности гимнастических комбинаций. Отличительной чертой является многообразие средств и методов их применения, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма.

По окончанию занятий был проведен мониторинг физических показателей. Стоит отметить динамику роста физических показателей детей занимавшихся в этих кружках. Если на сентябрь 2013 года в группе по спортивной гимнастике у мальчиков уровень физической подготовленности группы составлял 17,4 балла (в %соотношении: высокий уровень 25%-4 человека, средний уровень 67%-8 человек, низкий 0%, то в конце 2 года обучения уровень физической подготовленности группы составлял уже 19,0 баллов, (в %соотношении: высокий уровень 67%-8 человек, средний 25%-4 человека, низкий 0%).

На сентябрь 2013 года в группе по художественной гимнастике у девочек уровень физической подготовленности группы составлял 17,0 баллов (в %соотношении: высокий уровень 37,5%-6 человек, средний уровень 62,5%-10 человек, низкий 0%, то в конце 2 года обучения уровень физической подготовленности группы составлял уже 18,9 балла (в %соотношении: высокий уровень 69%-11 человек, средний уровень 31%-5 человек, низкий 0%).

В настоящее время практически все дети из этих кружков продолжают заниматься в спортивных секциях вне детского сада. Девочки в хореографических кружках и танцевальных группах. Мальчики в акробатических кружках и в секции по спортивной гимнастике. Ведь наша задача состоит не только в том, чтобы выявить одаренного ребенка и научить его чему то, развить его физические качества до определенного уровня, но и в том, чтобы эти качества продолжали развиваться по окончанию детского сада. Мы должны направить ребенка именно в то русло, в котором он продолжит свое развитие физически, духовно и нравственно.

Источник

Елена Кристман
Тема: «Поддержка детской одаренности на занятиях по физической культуре в ДОУ»

В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.

А. Бебель

В наше время система дошкольного образования постоянно меняется. Огромное влияние на это оказывает современная эпоха, которая отличается активным информационно-техническим пространством. Оно, в свою очередь, влияет на педагогическую деятельность всех образовательных учреждений. Общество диктует современные требования к воспитанию и образованию личности. Эти требования раскрыты в единых федеральных государственных образовательных стандартах. Современная личность должна уметь гибко использовать приобретенные умения и знания в разных жизненных ситуациях. Воспитание такой личности закладывается в семье, поддерживается с раннего возраста в дошкольном учреждении. Современный педагог непременно должен использовать все возможности для развития каждого дошкольника, при этом он умело должен разглядеть личность в каждом ребенке, создать такие условия, при которых раскрываются все его способности.

Несомненно, придется рассмотреть понятие одаренности. Это понятие интересовало ученых в течение многих лет, каждый из них давал свою трактовку. Ясно одно, – одаренность тесно граничит со способностями. Одарённость или общая одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном.

Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей – то есть одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. Многие композиторы, например,обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д.

Читайте также:  Дома с мамой система развития ребенка от а до я скачать бесплатно

Одаренность обычно проявляется в разносторонних способностях и граничит с талантом. Талант — это способности к определенной деятельности, проявляющиеся как творчество. Не просто отличить ребенка со способностями от одаренного и талантливого ребенка. Но нам и не надо этого делать, нам надо просто увидеть в каждом ребенке то, что у него получается лучше всего и попробовать развить эту способность так, чтобы в дальнейшей жизни она ему помогала.

Дошкольные учреждения ориентированы на выявление таких детей с раннего возраста. Ведь у каждого ребенка с рождения есть шанс проявить себя в чем-то! Инструктора по физической культуре стараются не отставать от других педагогов. Несомненно,мы встречаемся с определенными трудностями при организации работы с такими детьми в условиях ФГОС:

• Необходимость усиления материально-технической базы.

• Низкая культура социума, в котором растут и развиваются дети.

• Общая недостаточность знаний в области психологии дошкольника и педагогов, и родителей.

Основная цель работы нашего педагогического коллектива: организация необходимых условий (материально-технической базы, методического обеспечения, подготовки педагогов) для выявления одаренных дошкольников и комплексного решения проблемы развития личности ребёнка, его физических способностей.

Задачи,которые мы будем решать для реализации данной цели:

• разработка системы мониторинга для выявления одаренных дошкольников;

• объединение педагогов в творческие группы для дальнейшей работы с детьми;

• разделение дошкольников на группы по видам физических способностей, а также сопутствующих им (творческих, музыкальных);

• организация проектной деятельности для системного развития физических способностей дошкольников, где будут задействованы педагоги и родители детей;

• организация просветительской работы с родителями;

• приобретение дополнительного методического обеспечения для реализации проекта;

• улучшение материально-технической базы.

Как распознать детей, наделенных физическими способностями? Какие они?

Они очень старательные, упорные, они прикладывают все усилия для достижения определенной цели. Любят соревноваться, бегают, прыгают — и не боятся упасть, пораниться, ушибиться, не проливают слезы по каждому пустяковому синяку. Занятия в спортивных секциях тренируют силу воли, выносливость, целеустремленность, что, несомненно, приходится ребенку не только в школе, но и в жизни.В то же время они могут быть наделены и творческими способностями: например, умением слушать музыку и сочетать гимнастические упражнения с музыкальным сопровождением, при этом проявляя артистизм. Важной психологической чертой спортивно одаренных детей является умение соревноваться. Она проявляется в стремлении к победе, умении рисковать, доводить результаты своей деятельности до их соответствия самым высоким требованиям.

Ежегодная диагностика физического развития детей, проводимая на занятиях физической культурой, выявляет количество воспитанников, имеющих высокий уровень развития двигательных качеств. У таких детей преобладает высокий уровень двигательной активности. Занятия физкультурой и спортом таким детям доставляют массу радостных эмоций и переживаний. В спортивных и подвижных играх они получают уникальную возможность проявить собственную активность и утвердить себя. Это говорит о наличии у таких детей спортивных способностей или психомоторной одаренности.

Одной из актуальных проблем в современном дошкольном воспитании является гиподинамия (ограничение движений). Для ребенка – человека с постоянной потребностью в движении – обездвижение – самое страшное наказание, которое отражается не только на физическом, но и на нервно-психическом состоянии детей. Возрастает объем и интенсивность образовательной деятельности, вводятся дополнительные занятия статического характера, дети много времени проводят в сидячем положении, что приводит к снижению и без того недостаточного объема двигательной деятельности детей.

Для определения физическихспособностей мы используем и дополнительные методы:

• метод наблюдения, который доступен для использования на любом занятии; здесь значительную роль играет воспитатель и музыкальный руководитель, которые могут проследить за детьми во время выполнения упражнений, помочь выделить лучших;

• метод игры, который выявляет не только физические способности, такие как ловкость, скоростно-силовые качества, но и творческие возможности, умение сочетать музыку и движения, показывать характер персонажа, что просто необходимо для выполнения спортивных упражнений под музыкальное сопровождение.

На основе проведенного мониторинга и дополнительного диагностирования мы выделили две группы дошкольников:

Первая группа – девочки и мальчики, которые хорошо выполняют упражнения на гибкость, с акробатическими элементами при этом умеют сочетать эти движения с музыкой.

Вторая группа – ребятки,которые обладают потенциальными данными для обучения в спортивных секциях: по обучению игре в пионербол и баскетбол.

Обе группы, на наш взгляд, заслуживают пристального внимания, ведь именно от нашей работы может зависеть дальнейшие спортивные пристрастия дошкольников.

Следующим нашим шагом является организация проектной деятельности для ребят обеих групп. На каждую группу составляем долгосрочный проект. Реализация проекта предполагает дополнительные занятия один раз в неделю.

Читайте также:  Особенности психического развития умственно отсталого ребенка

Первая часть дошкольников попадают под реализацию проекта «Забавный мяч», где они будут совершенствовать умение работать с мячом, развивать физические качества, обучаться не только подвижным играм с мячом, но и спортивным играм; вторая часть воспитанников объединена в группу «Радость движения», где они будут учиться выполнять упражнения под музыку гимнастического и акробатического характера.

Коротко хотелось бы рассказать о работе по каждому из проектов.

«Радость движения» – проект, который поможет детям раскрыть не только физические, но и творческие способности. Одним из основных направлений деятельности при реализации данного проекта является ритмическая гимнастика.

Ритмическая гимнастика — традиционный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленности. Он основан на подчинении двигательных действий задающему ритм и темп музыкальному сопровождению.

Особенности гимнастики – многократные повторения каждого движения, их сочетаний, что определяет их аэробный характер. Эти упражнения стимулируют работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также обеспечивают нагрузку опорно-двигательного аппарата.

Одна из основных задач – объяснить родителям пользу от занятий ритмикой.

Основу занятий ритмической гимнастки составляют комплексы физических и танцевальных упражнений различной направленности, различные по своему характеру, выполняемые в согласовании и взаимосвязи с музыкой, передавая ее ритм, темп и характер с помощью движений.

Цель гимнастики – развитие координационных способностей, выразительности движений, чувства ритма, активизация музыкального восприятия через движения. Кроме того, во время ритмической гимнастики идет одновременное развитие физических качеств и формирование базы красивых движений тела.

Выполнение комплексов упражнений по ритмической гимнастике обеспечивает решение следующих взаимосвязанных задач:

• повышение интереса к занятиям физическими упражнениями через игровую деятельность;

• создание разнообразной базы движений и жестов;

• формирование выразительности движений;

• развитие двигательного воображения и творческой фантазии;

• развитие музыкального слуха и чувства ритма ребенка.

Реализуя данный проект, педагоги и родители увидели, что дети стали более творческими, эмоциональными, у них четко выделяются такие физические способности как гибкость, ловкость, выносливость, пластичность, прекрасно сформирована осанка.

Достижения дошкольников в условиях реализации проекта по ритмике можно увидеть в отдельных выступлениях воспитанников на праздниках ДОУ, а также номерах, подготовленных для совместной образовательной деятельности с родителями. Очень приятно видеть улыбки на лицах родителей воспитанников, которые приятно удивлены способностями своих чад. Мы выступаем не только на праздниках внутри учреждения, но и на городских соревнованиях.

Особенно приятно осознавать,что в работу с детьми внес свою лепту коллектив ДОУ: и инструктор по ФК, и музыкальные руководители, и воспитатели, и родители.

Здесь особенно хочется обратить внимание на работу с родителями: они могут оказывать помощь не только в подготовке ребят, но и в продумывании образов для выступлений, а конкретнее – в создании костюмов, изготовлении инвентаря (султанчиков, гимнастических лент).

«Забавный мяч» – проект, который всегда радует ребятишек. Ведь мяч – это не просто игрушка, он доставляет детям истинную радость, в дошкольном возрасте ребята не устают от работы с ним.

Основными задачами при реализации данного проекта являются:

• расширять представления детей о видах спорта (мы выбрали баскетбол и пионербол – в данном направлении очень широко мы используем презентации и просмотр реально записанных игр);

• обучать правилам спортивных игр;

• регулировать отношений между детьми и родителями путем организации совместной деятельности;

• улучшать нормативы по общей физической подготовке выше уровня своих сверстников;

• совершенствовать умение детей владеть мячом;

• способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, способствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей;

• формировать умение достигать положительных результатов, работать в команде, ориентироваться на партнеров по игре;

• учить распределять свои усилия, действовать рационально и целесообразно планируемому результату.

Родители на совместных мероприятиях испытывают восторг от умений своих детишек,все время говорят: «Мы не знали, что таких маленьких детей можно научить играть в пионербол, да еще по всем правилам!»

Основной результат плодотворной работы педагогов – это рекомендации для посещения спортивной секции в подготовительной группе дошкольного возраста и в перспективе – в начальной школе. Так как преемственность между образовательными учреждениями обязательна. Многие воспитанники по нашим рекомендациям посещают цирковую студию, секции волейбола и баскетбола.

Хочется отметить, что способности есть в каждом ребенке. Надо лишь уметь найти в каждом изюминку, которая сделает его сильнее, увереннее в себе. Современный педагог, чуткий, отзывчивый, понимающий,следует трем разумным правилам при развитии способностей своих воспитанников:

1. Подскажи, помоги, но не навреди!

2. Заинтересуй, мотивируй, но не настаивай!

3. Каждый ребенок индивидуален!

Источник