Развитие фантазии ребенка 5 лет
Рейтинг Воображение ребенка – основа для дальнейшего развития его интеллекта и социальных навыков |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Вы хотите, чтобы ваш ребенок максимально развил свой интеллектуальный, эмоциональный и социальный потенциал? Для этого вам следует понять, как у него устроено воображение, и как развить у него творческие способности.
Важность воображения для детей
Первым шагом к развитию творческих способностей и интеллектуального потенциала является развитие воображения:
- воображение способствует формированию познавательной и эмоциональной сфер ребенка. Оно помогает ему генерировать творческие идеи и находить решение проблем. Воспитывая ребенка младшего возраста, вы должны больше сосредоточиться на развитии у него творческих способностей и навыков критического мышления;
- обучение и развитие ребенка взаимосвязаны. Дети сочетают свое воображение, творчество и знания во время игр и других подобных занятий, связанных с процессом эмоционального и умственного совершенствования.
Вспомните, как дети играют в приготовление пищи из песка, листьев, травы и т.д. Так они воспринимают мир и пытаются понять окружающую реальность. Но родители часто препятствуют таким проявлениям творчества у ребенка, беспокоясь, что он не сможет отличать реальность от вымысла. Самый большой вред, который вы способны причинить своему ребенку – это убить его творческие способности, не дав им развиться.
Поймите, что воображение позволяет вашему ребенку формировать уникальные идеи, развивает его в социальном и эмоциональном плане, повышает уверенность в себе. Эти навыки остаются с ним на протяжении всей жизни.
Как развить воображение у ребенка
Ребенок, у которого изначально развито воображение, намного счастливее и внимательнее своих сверстников, а также лучше справляется с трудными ситуациями. Рассмотрим несколько способов развить воображение у ребенка.
1. Истории
У детей есть врожденная любовь к различным историям. Истории подталкивают их к тому, чтобы самим делиться своими мыслями и чувствами. Поскольку рассказы основываются на воображении, дети не просто слышат и рассказывают истории, они их проживают. Каждый эпизод происходит с ними в их воображении. Именно так у детей развивается творчество.
Читайте ребенку книги и рассказывайте истории, которые вы помните из своего детства. Рассказывайте эпизоды из своих любимых пьес. Смотрите вместе с ребенком фильмы и помогите ему узнавать истории из разных источников. Не ограничивайтесь только вымышленными историями. Рассказывайте ему об исторических событиях, о выдающихся людях и изобретениях. Это обогатит ум ребенка.
Полезные советы
- обсуждайте с ребенком сцены из книг и фильмов, придумывайте вместе с ним альтернативные окончания;
- придумывайте истории вместе с ребенком;
- вместе с ребенком представьте себя героями фильма или книги и придумайте собственный сюжет;
- если ваш ребенок еще маленький, читайте ему книги с картинками. Особое внимание уделите рассматриванию картинок;
- с помощью историй помогите ребенку учить новые слова, географические названия и исторические события.
2. Искусство
Детские рисунки на обоях приводят родителей в ужас. Однако это первые попытки ребенка проявить творчество. Важность занятий ребенка разными видами искусства часто недооценивается: родители предпочитают обучать ребенка основам различных наук, чем развивать у него творческие способности. Однако признание творчества ребенка способствует самовыражению ребенка, развивает у него творческое мышление и укрепляет чувство собственного достоинства.
Полезные советы
- дайте ребенку необходимые инструменты для рисования и лепки;
- запишите ребенка в художественную школу;
- водите его на выставки, в музеи и т.д.;
- не критикуйте работы ребенка и не навешивайте на них ярлыки. Просто наблюдайте;
- не пытайтесь рационализировать. Если ребенок считает, что солнце не обязательно должно быть желтым – это его право;
- позвольте ребенку использовать для творчества все, что ему доступно. В качестве полотна может выступить картонная коробка или старая ваза;
- рассматривайте вместе с ребенком художественные альбомы с репродукциями картин.
3. Игры на воображение
Ваш ребенок любит играть в доктора, бизнесмена или певца? Неважно, любит ли он бегать по лужам, готовить воображаемые блюда из листьев и грязи или рисует небо черного цвета – все это означает, что именно так он видит мир.
Как подтверждают результаты исследований, если у ребенка нет возможности играть в игры на воображение, это ограничивает его способности к познанию и решению проблем и социализироваться, а также способности к изучению языков, математики и ряда других дисциплин.
- через игры на воображение дети узнают, что им нравится, а что – нет;
- дети экспериментируют и пытаются осознать, что они видят вокруг;
- через ролевые игры дети познают реальный мир и приспосабливаются к нему.
Когда ребенок играет в игры на воображение, подыграйте ему. Нет ничего страшного в том, что он говорит: «Я сегодня дрессировал льва» или «Попробуй торт, который я испек».
Полезные советы
- предложите ребенку пересказать свою любимую историю, продолжить ее и добавить новые детали. Если он испытывает затруднения, предложите ему подумать, что может произойти дальше;
- предоставьте ребенку реквизиты для того, чтобы он мог разыгрывать придуманные им сцены. Не обязательно покупать что-то в специальных магазинах: в качестве реквизита могут быть мягкие игрушки, марионетки или что-то, собственноручно сделанное из бумаги. Если ребенок приглашает вас поучаствовать в пьесе – соглашайтесь;
- купите или сделайте специальный реквизит для любимых игр ребенка. Обычно дети любят играть в ресторан, магазин, больницу или кухню.
4. Исследование природы
Дети часто удивляются тому, почему птицы могут летать, а они – нет. Они проявляют свои дизайнерские способности и строят замки из песка.
Исследования показывают, что регулярный контакт с природой хорошо влияет на психическое, физическое и социальное здоровье ребенка. Общение с природой развивает его познавательные навыки, критическое мышление, визуализацию и другие важные навыки.
Полезные советы
- ходите с ребенком в парк и ботанические сады;
- используйте прогулки на природе для обучения ребенка;
- проводите больше времени в саду, лесу и т.д.;
- читайте ребенку книги о природе и нашей планете;
- во время прогулок позволяйте ребенку собирать листья, сосновые шишки и т.д.
5. Проявления любопытства у ребенка
Дети интересуются буквально всем, что их окружает. Любопытство включает их активное мышление и мотивирует изучать то, чего они еще не знают. Поэтому дети задают так много вопросов.
Уделите время ребенку и ответьте на все его вопросы. Если какой-либо вопрос ставит вас в тупик, поищите ответ вместе с ребенком. Проявите свое творчество, делитесь с ребенком своими мыслями и идеями, чтобы помочь ему понять окружающий мир.
Полезные советы
- задавайте ребенку открытые вопросы, чтобы он мог размышлять над ними;
- задавайте вопросы, которые начинаются со слов «как», «почему» и «что, если»;
- давайте ребенку возможность удовлетворить любопытство. Если после похода в зоопарк он стал интересоваться тиграми, посмотрите вместе документальный фильм о тиграх и ответьте на все вопросы ребенка;
- решайте вместе различные головоломки;
- придумывайте рифмованные предложения;
- посещайте новые места.
Единственное, что может ограничить воображение вашего ребенка – это ваше собственное воображение. Почувствуйте себя ребенком и попробуйте посмотреть на мир его глазами. Занимайтесь вместе с ребенком делами, которые помогут ему развить воображение.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
4.57 из 5 на основе
7 оценок.
Развитие ребенка
14.06.2018
Источник
Елена Сергеева
Игры и упражнения для развития воображения у дошкольников 5–7 лет
Воображение — это не что иное, как психический процесс, за счет которого человек получает возможность рисовать новые образы на основе имеющегося жизненного опыта. Воображение позволяет ребенку дошкольного возраста найти свое место в мире, реализовать имеющиеся способности, а также способствует пониманию школьной программы, то есть готовит малыша к обучению в школе.
Дидактическая игра уже достаточно давно используется как одно из эффективных средств, с помощью которого можно развивать воображение у ребенка в старшем дошкольном возрасте
Игры и упражнения для развития воображения у дошкольников 5 – 7 лет
1. Упражнение «На что похожи наши ладошки»
Цель: развитие воображения и внимания.
Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т. д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
2. Игра — упражнение «Три краски».
Цель: развитие художественного восприятия и воображения.
Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?
3. Упражнение «Волшебные кляксы».
Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.
Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.
4. Упражнение «Волшебная ниточка».
Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.
В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.
5. Игра – «Неоконченный рисунок».
Цель: развитие творческого воображения.
Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.
6. Упражнение «Волшебники».
Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.
Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».
7. Упражнение «Танец».
Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.
Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман.
Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.).
Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т. д.)
8. Упражнение «О чем рассказала музыка».
Цель: развитие творческого воображения.
Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.
9. Игра «Что это такое?»
Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.
Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.
10. Игра «Камешки на берегу».
Цель: учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.
Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.
Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур.Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т. д.
11. Упражнение «Волшебная мозаика».
Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.
Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.
Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение.Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.
12. Игра «Поможем художнику».
Цель: учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.
Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.
Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.
После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.
13. Игра «Волшебные картинки».
Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.
Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.
Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.
14. Игра «Чудесные превращения».
Цель: учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.
Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько).Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству, оригинальность содержания и композиции.
15. Игра «Чудесный лес».
Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.
Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.
16. Игра «Перевертыши».
Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.
Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения.Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.
17. Игра «Разные сказки».
Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.
Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.
Можно использовать различные варианты: ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно,можно сочинять сказку всем одновременно: первый начинает, следующий продолжает. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка.
18. Упражнение «Придумай и свой конец сказки».
Цель: развитие творческого воображения.
Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.
«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».
«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т. д.
19. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».
Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.
Воспитатель начинает — «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает — «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит — «В» хорошо, потому что «Г» и т. д.
Пример: гулять — хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце — плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.
20. Игра «Сказочное животное (растение)».
Цель: развитие творческого воображения.
Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).
21. Упражнение «Сказка – рассказ».
Цель: развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.
После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.
Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной
личностью.
Источник