Развитие движений руки ребенка в младенчестве
Психическое развитие младенца (см. статью «Психическое развитие детей в период младенчества (от 2 месяцев до 1 года)» тесно связано с формированием крупной и мелкой моторики в этот период. Условия для развития двигательных функций ребенка создает взрослый: в настоящее время используются гимнастика, плавание и др.
Развитие движений ребенка в течение первого года жизни идет очень быстрыми темпами, причем прогресс, достигаемый в этом отношении за 12 месяцев, поразителен. В течение первого года жизни ребенок научается держать голову, садиться, ползать, вставать на ножки и ходить; начинает тянуться к предметам, хватать их, удерживать и манипулировать ими.
В младенческом возрасте формируются двигательные навыки детей, особенно сложные, сенсорно скоординированные движения рук и ног. Благодаря им ребенок получает значительную часть информации о мире. Сложные ручные движения входят в первичные формы мышления и обеспечивают совершенствование интеллектуальной деятельности человека.
Прогрессивные виды движений и действий успешно формируются только при постоянном внимании к ребенку со стороны взрослых. Они служат показателями того уровня развития, которого достиг ребенок. Особенно важную роль играет овладение активными передвижениями в пространстве – ползанием и ходьбой, хватанием предметов и манипулированием ими.
Ползание – первый вид самостоятельного перемещения ребенка. У большинства детей оно возникает примерно в 6-7 месяцев, когда дети пытаются достать привлекательную игрушку. Пытаясь захватить игрушку, он немного передвигается вперед. Постепенно движения, ведущие к перемещению, закрепляются и превращаются в способ передвижения.
Овладению самостоятельной ходьбой предшествует длительный период времени, в течение которого ребенок учится подниматься на ножки, стоять, держась за какую-либо опору, переступать, стоять без опоры, наконец, ходить с опорой. В побуждении ребенка к ходьбе и выработке у него необходимых подготовительных движений решающую роль играет взрослый.
Большая импульсивная активность рук ребенка наблюдается уже в первые недели его жизни. Эта активность включает размахивание руками, хватание, движения кисти. Согласованные действия рук и глаз начинают появляться у ребенка довольно рано, задолго до того момента, когда возникает четкая сенсомоторная координация. Ребенок схватывает в первую очередь случайно оказавшиеся под рукой предметы, и это отмечается уже на 2-3-м месяце жизни. Затем движения руки становятся более целенаправленными и управляемыми зрительным восприятием.
Развитие хватания начинается на 3-4 месяце жизни. Если взрослый вкладывает в руку ребенка предмет, возникает попытка его удержать. Вскоре ребенок начинает сам тянуться к висящей игрушке. В 5 месяцев ребенок уже захватывает неподвижные предметы рукой. Держа предмет в руке, ребенок подносит его к глазам, смотрит на него, тащит в рот, размахивает им. Отличительной особенностью первых манипуляций является то, что они направлены на предмет, который привлекает ребенка.
Хватание – первое целенаправленное действие ребенка, которое является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.
В первом полугодии жизни начинают формироваться произвольные движения. Младенец манипулирует предметом, обращая внимание на свойства этого предмета. Наиболее яркие и привлекательные свойства предметов он начинает воспроизводить при помощи повторных движений. Например, он трясет погремушку для того, чтобы воспроизвести издаваемый ею звук; бросает предмет на пол с целью проследить траекторию его падения и т.п. В этом возрасте ребенок уже начинает понимать, что воспроизведение движений способно еще раз воссоздать желательный звук.
В возрасте с 4 до 8 месяцев система скоординированных зрительно-моторных движений усложняется. Ребенок начинает прогнозировать движение предметов в пространстве. В 6 месяцев он уже может хватать движущиеся, качающиеся предметы.
Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями.
Все предметы ребенком примерно до семимесячного возраста захватываются почти одинаково – прижимая пальцами к ладони. Рука, протягиваемая к предмету, движется не по прямой линии, а по дуге, часто отклоняясь в сторону от нужного направления. После 7 месяцев можно наблюдать, как движения рук, и в частности кисти ребенка, постепенно начинают приноравливаться к особенностям захватываемого предмета, т. е. приобретают предметный характер. Вначале такое приспособление наблюдается в момент непосредственного контакта руки с предметом, а после 10 месяцев приспособление руки и кисти осуществляется заранее, еще до касания предмета, только на основе его зрительно воспринимаемого образа. Это свидетельствует о том, что образ предмета начал активно управлять движениями рук, т. е. о том, что у ребенка возникла сенсомоторная координация.
Схватывание и удержание предмета пальцами формируется на 7-8 месяце жизни и продолжается совершенствоваться до конца года.
После 6 месяцев дети начинают подражать движениям взрослых, повторять их и тем самым оказываются практически подготовленными к началу научения путем подражания. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными.
После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с водой.
К концу младенческого возраста у ребенка возникает особая форма движения, служащая для направления внимания взрослого человека. Это в первую очередь указательный жест, адресованный взрослому, сопровождающийся соответствующей мимикой и пантомимикой. Ребенок указывает взрослому рукой на то, что его интересует, рассчитывая на его помощь.
К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».
Примерные сроки физического развития младенца:
Время появления движений | Развитие движений | Развитие моторики |
1 месяц | Поднимает подбородок | Хаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак |
2 месяца | Поднимает грудь | Сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды. |
3 месяца | Тянется за предметом, но, как правило, промахивается | Удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот |
4 месяца | Сидит с поддержкой | Ладони часто раскрыты, протягивает руку к предмету, движения пальцев не дифференцированы |
5-6 месяцев | Хватает рукой предметы | Противопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев |
7 месяцев | Сидит без поддержки | Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д. Движения пальцев дифференцируются. |
8 месяцев | Садится без посторонней помощи | Берет мелкие предметы 2-мя пальцами, а большие – всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают. |
9 месяцев | Стоит с поддержкой, ползает на животе | |
10 месяцев | Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась 2-мя руками | Манипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с водой). |
11 месяцев | Стоит без поддержки | |
1 год | Ходит, держась одной рукой |
Ирина Базан
Литература:
Г.А. Урунтаева «Дошкольная психология»
Е.О. Смирнова «Детская психология»
Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская «Возрастная психология»
Р.С. Немов «Психология»
Поделиться “Физическое развитие ребенка в период младенчества”
Интересные статьи на сайте
Источник
Елена Бренер
Консультация «Развитие движений рук на первом году жизни»
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. И. М. Сеченов был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Исследования ученых показали, что движения выпрямленных рук ребенка над грудью развиваются и закрепляются в системе эмоционально-положительного комплекса оживления. Этот комплекс оживления возникает в первые месяцы жизни малыша, когда он останавливает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, активно двигает ручками и ножками, издает тихие звуки. В возрасте от двух до трех месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого времени и происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий.
Формирование движения рук начинается постепенно на протяжении уже первого полугодия жизни. Рука, сжатая в кулачек, распрямляется, особые движения захватывания предметов пытаются выполнять пальцы. Так рука начинает действовать как специфический орган
Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Ученые установили, что своевременное развитие ручных умений ребенка положительно влияет на развитие его речи. Однако прежде чем рука ребенка начинает в своих действиях походить на руку взрослого человека, проходит довольно значительное время
Первая двигательная функция рук – схватывание, которое сначала проявляется как врожденный рефлекс, новорожденный ребенок не только схватывает прикасающийся к его ладони предмет, но и, ухватившись за него, способен повиснуть на нем. Этот рефлекс называют хватательным или ладонным рефлексом, потому что он возникает в ответ на раздражение ладони, а не пальцев. Его стимулирует тактильное раздражение.
В 4 – 4,5 месяца у ребенка появляются простые движения рук,направленные на непосредственный контакт с объектом: притягивание к себе случайно задетого предмета, его ощупывание. В этот период у ребенка возникают «ощупывания», т. е. он замечает появление и исчезновение предметов, их объективные качества (например, тяжесть, способен уже соотнести разные, но одновременно воспринимаемые свойства (оптические, звуковые и т. д.) к одному и тому же объекту, выделить этот объект. Однако действия рук носят еще случайный характер, без целенаправленного волевого усилия. Малыш удерживает в руке предмет,если взрослый вкладывает его в ладонь: в 2 месяца – 2 – 3 секунды, в 3 месяца – до 10 секунд, в 4 – месяца – до 20 секунд.
В возрасте от 4 до 7 месяцев у ребенка в развитии действий с предметами наступает следующий этап – этап простого «результативного» действия. Для этого периода характерно активное обнаружение скрытых свойств объекта. У ребенка появляется повторное притягивание случайно схваченного предмета с последующим ощупыванием,рассматриванием: он теперь уже обследует предмет губами и языком, отбрасывает один предмет и берет другой, может отбросить его в определенное место, например, на пол, чтобы вызвать звук. Малыш похлопывает по предмету, стучит им, если у него в руках погремушка, то размахивает ею, чтобы вызвать звучание.
С 5 месяцев у ребенка при схватывании предмета более активное участие принимают пальцы: заметно доминирующее положение большого пальца – ребенок отводит его при схватывании. Поэтому особенно удобны игрушки, имеющие ручку для захватывания. Малыш может ритмически взмахивать предметом, извлекая звуки, может его переложить в другую руку.
В 6 месяцев он не только умеет крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и брать его из любого положения. Какие же знания о предметах появляются у ребенка на этом этапе? Малыш познает движения предметов, как следствие, их притягивание или отталкивание, а главное, он выделяет форму предмета в соответствии с возможностями их схватывания или перемещения. Он теперь способен выделять постоянные свойства предмета независимо от его положения. Так у ребенка возникает особое отношение к знакомой игрушке, которая может стать любимой.
7 – 10 месяцев – это уже следующий этап в развитии действий с предметами, этап «соотносящего» действия. В этот период малыш уже умеет соотносить предмет с определенным местом в пространстве. Он вкладывает и вынимает предметы, укладывает на определенное место, нанизывает крупные предметы, имеющие сквозное отверстие, перемещает предметы в определенном направлении, закрывает крышку коробочки, стремится вызвать звук, употребляет один предмет по отношению к другому в качестве орудия.
С 8 – 9 месяцев ребенок уже прекрасно сжимает игрушку, если ее хотят у него взять, берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие –всей ладонью: у него начинает проявляться преобладание одной руки, как правило, правой. Новое для этого периода – манипулирование двумя предметами, а также подражание предметным действиям взрослых.
С 10 – 11 месяцев до 1 года 2 месяцев – 1 года 3 месяцев отмечается появление так называемых функциональных действий, которые отличаются от манипулятивных тем, что выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. Наблюдается также совершенствование действий, выработанных раннее, обобщение и перенос их на новые объекты.Дети целенаправленно используют предметы: из чашки угощают куклу чаем, прокатывают машинку, укачивают куклу, строят из кубиков.На протяжении этого периода совершенствуются действия рук: кулачек разжался, пальцы действуют более самостоятельно и автономно.
В 1 год 2 месяца – 1 год 3 месяца активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец. В последующем наблюдается интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства. Только к трем годам движения пальцев малыша становятся близки к движениям рук взрослого человека.
Чем же можно пользоваться для развития ручных умений с ребенком первого года жизни?
В первые месяцы целесообразно проводить упражнения рефлекторного характера, используя данный от природы хватательный рефлекс. В раскрытую ладонь, добиваясь рефлекторного схватывания, поочередно в каждую руку вкладывается шарик (диаметром 2 – 2,5 см.). подбираются шарики, различные по весу, по материалу (пластмассовый, деревянный, металлический, резиновый, а также самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие. Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь ребенка сверху. Это упражнение, выполняемое под контролем действия, дает ребенку относительную самостоятельность, упражняя в движении схватывания. Можно чередовать шарики, поочередно опуская их в каждую руку, одновременно вкладывать в две руки шарики одинаковые и различные и т. д. Потягивая шарик за ленточку и не вынимая его из ладони ребенка, взрослый стимулирует более сильное схватывание.
Аналогичное упражнение малыш может выполнять и с палочками (диаметр сечения 1 – 1,5 см, длина 25 см.). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Взрослый вкладывает палочку в одну или обе руки ребенка. Держа палочку посередине, подтягивает ее к себе, стимулируя более крепкое схватывание. Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения рук (схватывание, сжимание, развивают тактильную чувствительность ладони. Рефлекторные упражнения на вкладывание в ладонь предметов носят пассивный характер, так как выполняются с помощью взрослого, но они полезны для развития действия осязания. Это действие развивается очень рано, как только в руку ребенка начинают попадать предметы.
В 5 месяцев малыш может относительно долго лежать на животе, поднимая корпус и упираясь на ладони выпрямленных рук. Эти умения можно использовать для развития исследовательских движений рук.
До 4 – 5 месяцев ребенок не может продолжительно удерживать предметы. Поэтому полезно использовать мягкие манжеты, изготовленные из различных тканей, которые длительное время удерживаются на ладони малыша, так как фиксируются вокруг нее.
Полезны упражнения с ленточкой и шнурком. Когда ребенок лежит на спине, взрослый вкладывает в его руки гладкую ленточку, а затем шнурок с узелками. Осторожно потягивая за один конец ленточку или шнурок, взрослый побуждает малыша не только крепче схватывать предмет, но и перехватывать его.
В 6 месяцев ребенок хорошо берет игрушки из разных положений и подолгу с ними занимается. В этом возрасте необходимо развивать целенаправленные движения рук к предмету, умение захватить и подтянуть его к себе. С этой целью подвешивают шарики, колокольчики, ленточки, укрепленные на шнурке, побуждая малыша захватывать их, подтягивать к себе.
С того момента, когда у ребенка возникают целенаправленные действия захватывания, умение крепко удерживать предметы в руках, все упражнения начинают носить активный характер, т. е. выполняются самим ребенком.В его действиях уже можно выделить две стороны: техническую, т. е как он совершает действия, и смысловую – для чего. Смысловая сторона действия с предметам интенсивно развивается, малыш начинает выполнять не только действия схватывания, но и вкладывания, перекладывания. Задача взрослого – активизировать эти движенияс помощью игрушек-вкладышей: матрешек, коробочек, мисочек, колпачков и т. д.
С 8 – 10 месяцев ребенок начинает выполнять более тонкие движения пальцами. Необходимо давать ему коробочки разной формы. Малыш может самостоятельно снимать с них крышки, с помощью взрослого закрывать. Можно предложить малышу доставать игрушки из мешочка, сшитого из яркой ткани, и складывать их обратно.
В 10 – 12 месяцев ребенок справляется уже с такими сложными заданиями, как нанизывание колец на стержень. Ему можно предлагать пирамидки из трех – пяти колец. В этом же возрасте ребенок успешно действует с так называемой «занимаемой коробкой», в отверстия которой проталкивает фигурки разной формы.
Все эти задачи довольно сложны для малыша. Однако выполнение их очень полезно для развития действий руки и глазомера.
Развитиедействий с предметами в наиболее раннем возрасте положительно влияет на формирование познавательных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи.
Источник