Развитие двигательных умений ребенка до года
Развитие основных двигательных навыков у ребенка до года
Новорожденный ребенок в состоянии бодрствования находится совсем небольшую часть суток. Но с
3–4 недель жизни над кроваткой ребенка необходимо подвешивать красочные игрушки, чтобы он мог их рассматривать. На высоте около 70 см над грудью ребенка подвешивается яркий шар, крупная игрушка. Движения глаз ребенка становятся координированными, он фиксирует взгляд, появляется улыбка. Он пытается удерживать голову при вертикальном положении тела или когда он на руках у взрослых. Тактильные раздражители через кожный анализатор вызывают положительные эмоции, двигательные реакции. Но движения еще случайные, беспорядочные. Число дыханий в ми-иуту у ребенка от 40–45 раз, а пульс от 130–140 ударов в минуту.
Массажисту необходимо помнить, что именно в этот период жизни ребенка его двигательные рефлексы основаны на безусловных связях (врожденных). Основное в этот период — это стимулирование активных движений, направленных на мышцы-разгибатели, так как в это время их тонус снижен.
Ребенку пошел второй месяц жизни, он отвечает улыбкой на нежный ласковый разговор, следит за движущейся игрушкой, может сосредоточить свой взгляд на зрительном раздражителе, фиксировать звуковой источник. Появляются движения выпрямленных рук, ощупывание рукой понравившейся игрушки. В связи с этим необходимо вывешивать более яркие игрушки на более низком уровне, чтобы ребенок мог их касаться, доставать, захватывать, наталкиваться, изучать, осязать. Если взрослый начинает разговор, ребенок поднимает голову, поворачивает ее в соответствующую сторону, улыбается на приятный для него разговор с ним. Лежа на животе уже хорошо поднимает голову и удерживает ее в течение 1,5 минут в вертикальном положении. Но пассивных движений еще делать нельзя. В это время происходит закрытие малого родничка, если он был открыт. Ребенок начинает гулить, удерживать предметы.
В три месяца ребенок при общении оживленно двигает руками и ногами, улыбается, лежит на животе, опираясь на предплечья, и высоко поднимает голову, фиксируя ее. Свободно удерживает голову в вертикальном положении, поворачивает ее в различных направлениях, находя глазами взрослого, прислушивается к его словам, песне, прибауткам, проявляя при этом положительные эмоции, радостное настроение. Отклоняет голову в корригирующую сторону, исчезает феномен ползания.
У ребенка четвертого месяца жизни постепенно исчезает физиологическая гипертония мышц нижних конечностей. Ребенок опирается уже на ладони в позе лежа на животе, поворачивается со спины на живот, делает «мост», прогибая позвоночник, удерживает в руках предметы. Громко смеется при общении с ним, узнает свою мать, смотрит в сторону источника звука, рассматривает и захватывает висячие предметы. Сам придерживает бутылочку во время еды. Пытается переворачиваться со спины на бок. Число дыханий 35–40 раз в минуту, пульс от 130 до 135 ударов в минуту.
Пятый месяц жизни ребенка отмечается тем, что он отлично узнает свою мать, уверенно хватает предметы и тащит их себе в рот. Протягивает руки к игрушкам уже сознательно, удерживая их по 20–30 секунд. Хорошо сидит, устойчиво стоит при поддержке под руки. Переворачивается со спины на живот, на бок, долго лежит на животе. Различает строгую и ласковую интонацию разговора взрослого. В этом возрасте малыш может уже оценить интересную классическую музыку (5-ю симфонию Бетховена, 2-ю сюиту Баха, концерт Вивальди), но стоит только включить ритмичную, джазовую мелодию — это раздражает ребенка. Некоторые дети в этом возрасте начинают хорошо держаться на воде, плавать. Как мы знаем, к 3 месяцам жизни ребенка исчезает физиологический гипертонус мышц на руках (сгибательный), а к 4 месяцам то же происходит и на ногах ребенка.
Ребенку полгода. Он реагирует на свое имя, начинает лепетать, подолгу занимается любимыми игрушками, свободно переворачивается с живота на спину, ползает, сидит без поддержки, берет предметы одной рукой. Произносит первые слоги «ба», «ма», «дя», восстанавливается ползание, но уже на условном рефлексе, ребенок сам, отталкиваясь в позе сгибания, продвигается вперед по поверхности массажного стола. У него в этом возрасте начинают прорезываться молочные зубы, сначала нижние (средние резцы). Укрепляются мышцы спины и плечевого пояса. Понимает просьбы взрослого: «сядь», «повернись», «ляг», «дай». В этот период меньше массажных манипуляций нужно проводить на нижних конечностях, а больше внимания уделять области спины, животу.
Ребенку семь месяцев жизни. Он хорошо ползает, выполняет различные манипуляции с предметами, игрушкой. Взглядом находит нужное ему, выполняет простейшие задания: «брось», «возьми в другую руку», произносит слоги «ма-ма», «ба-ба-ба», много лопочет сам с собой. Самостоятельно сидит, берет бутылочку с молоком и тянет себе в рот, встает на колени, четвереньки. Прорезываются верхние средние резцы, число дыханий от 30–35 раз в минуту, пульс от 120 до 125 ударов в минуту.
В восемь месяцев ребенок сравнительно хорошо сидит, стоит, длительно и разнообразно занимается с различными игрушками. Выполняет словесные приказания «ладушки», находит взглядом, фиксируя, несколько предметов, «дай игрушку», «ручку». Его интересует отражение в зеркале, он делает попытки ходить. Выполняет много различных манипуляций, таких, как складывание кубиков, пирамидки, сам садится и ложится без посторонней помощи.
На девятом месяце ребенок начинает самостоятельно ходить, слегка придерживаясь за руку родителей, знает свое имя, встает на колени, собирает мелкие предметы. Усваивает смысл многих слов: «вот мишка», «вот киска», пытается стоять без поддержки и опоры. Зубы молочные верхние, но уже выходят резцы и он повторяет много слогов.
Ребенок взрослеет (как говорят «не по дням, а по часам»), ему десять месяцев. Он поднимается и стоит без опоры, хорошо сидит на стуле, делает попытки самостоятельно ходить, при этом держась за одну руку. Много слов: «сделай так», «подай мяч», «сложи кубики», рассматривает картинки в книжке. В это время родителям необходимо обучать его ходить, удерживая его за обе руки одновременно. Поддерживать разговор демонстрацией (показом): «это корова — му», «это автомобиль — би-би», «собака — ав-ав». Начинает понимать слова запрещения: «нельзя», «не трогай», «верни», «отдай» и т. д.
В одиннадцать месяцев он овладевает многими действиями, поднимается из позы сидя, приседает, нагибается, надевает в определенном порядке кольца, ставит кубики. Делает первые самостоятельные шаги. Выполняет многие просьбы взрослого, приносит требуемую игрушку, куклу. При поддержке за одну руку хорошо ходит. Самостоятельно стоит. Правая рука у него начинает преобладать в выполняемых манипуляциях, особенно выделяется второй палец правой кисти. Пытается самостоятельно снимать носки, туфли.
Ребенку год. Мы видим его первые шаги без поддержки, он знает название многих предметов, показывает части своего тела, произносит отдельные слова. Выполняет поручения: «принеси», «дай», «найди». Легко повторяет за взрослым новые слоги, слова. Использует около 5–10 слов, но их произносит по-своему. Пьет самостоятельно из чашки, кружки. Спит уже около 14–16 часов в сутки.
Резюмируя все вышесказанное по применению разновидностей приемов массажа и гимнастических упражнений с познанием основных рефлексов, часто на практике родители, не владея практикой выполнения манипуляций, инстинктивно поглаживая и растирая свое чадо, сопровождают сопутствующими словами, приговорами:
Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы (поглаживание, пиление).
Ехал поезд запоздалый (плоскостное поглаживание одной рукой).
Из последнего вагона сыпался горох (пунктирование кончиками пальцев).
Пришли куры, поклевали, поклевали (щипцеобразное разминание пальцами).
Пришли гуси, пощипали, пощипали (разминание);
Пришел слоненок, потоптал, потоптал (надавливание пальцами).
Пришла слониха, потоптала, потоптала (разминание).
Пришел слон, потоптал, потоптал (надавливание пальцами, основанием ладони).
Пришел дворник, все убрал, все убрал (граблеобразное поглаживание).
Пришел почтальон Печкин, поставил стол, поставил стул и начал печатать (приемы точечного массажа, выполняемые одним или несколькими пальцами).
Или еще один пример:
Дорогие жена и дочки, цзинь-точка, цзинь-точка (пунктирование).
Я купил вам два платочка, цзинь-точка, цзинь-точка (акупрессура локальных точек).
А для маленькой для дочки я купил еще носочки, цзинь-точка, цзинь-точка (последовательное воздействие на биологически активные точки, релаксация или стимуляция).
В некоторых семьях свои каламбуры «сорока-белобока» и прочие проводятся с одновременным выполнением разновидностей массажных манипуляций. Это происходит интуитивно, все движения даны нам от природы-матушки и очень полезны, чтобы передать тепло, с различными наговорами на доброе и ясное для вашего младенца. Ребенок, обласканный на руках родителей становится здоровым, крепким ко всем невзгодам природы, меньше болеет, доставляет огромное удовольствие родителям и окружающему его миру. Он доброжелателен, контактен и с честью выходит из любой ситуации.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Ребенка до года можно избаловать
Ребенка до года можно избаловать
Книги особо популярного в нашей, стране Б. Спока изобилуют советами не брать ребенка на руки, не играть с ним слишком долго, когда он бодрствует, ибо это якобы приводит к избалованности и мешает развитию самостоятельности. Увы, эти советы
Ребенка до года можно избаловать
Ребенка до года можно избаловать
Книги особо популярного в нашей, стране Б. Спока изобилуют советами не брать ребенка на руки, не играть с ним слишком долго, когда он бодрствует, ибо это якобы приводит к избалованности и мешает развитию самостоятельности. Увы, эти советы
Развитие личности ребенка
Развитие личности ребенка
Занятия оригами являются нетрадиционными для детского сада. При этом развивающий потенциал оригами настолько велик, что его трудно переоценить. Необходимо отметить многоплановость и разносторонность этого потенциала, выходящего за пределы
Улучшает ли массаж развитие ребенка?
Улучшает ли массаж развитие ребенка?
Исследования показывают, что массаж стимулирует рост и развитие детей, особенно родившихся недоношенными. По словам доктора Тиффани Филда и двух его коллег, благодаря массажу недоношенные дети быстрее набирают вес и их раньше
Ребенка до года можно избаловать
Ребенка до года можно избаловать
Книги особо популярного в нашей, стране Б. Спока изобилуют советами не брать ребенка на руки, не играть с ним слишком долго, когда он бодрствует, ибо это якобы приводит к избалованности и мешает развитию самостоятельности. Увы, эти советы
Быть родителями ребёнка в его первые три года жизни
Быть родителями ребёнка в его первые три года жизни
Ребёнок демонстрирует впечатляющие приобретённые навыки и самостоятельность. Он обучится ходить, говорить, играть с другими детьми, проявляя при этом немалую любознательность и жизненную стойкость.Разнообразие
Игры и развитие ребенка
Игры и развитие ребенка
Для ребенка игра сродни естественной деятельности. Во время игры он совершенствует и свое тело, и свой разум. Посредством игрового разнообразия, которое вы ему предлагаете и которое он придумывает сам, происходит становление его личности.Совсем
33. Развитие и размещение основных отраслей рыночной специализации Северо-Западного района
33. Развитие и размещение основных отраслей рыночной специализации Северо-Западного района
Текстильная промышленность Северо-Западного района Развитию текстильной промышленности в районе способствовали приморское положение, дающее возможность импорта, большая
28. Психическое развитие ребенка младенческого возраста
28. Психическое развитие ребенка младенческого возраста
Ребенок появляется на свет беспомощным, имеющим лишь очень ограниченный набор безусловных рефлексов (сосательный, ориентировочный, оборонительный) и некоторых двигательных – атавистических рефлексов
30. Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Развитие речи
30. Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Развитие речи
В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметная деятельность, а в результате действий с предметами активно развивается психика ребенка. К концу раннего детства начинают складываться и
33. Развитие и размещение основных отраслей рыночной специализации Северо-Западного района
33. Развитие и размещение основных отраслей рыночной специализации Северо-Западного района
Текстильная промышленность Северо-Западного районаРазвитию текстильной промышленности в районе способствовали приморское положение, дающее возможность импорта, большая
Развитие ребенка первых месяцев
Развитие ребенка первых месяцев
Сначала грудной ребенок учится поднимать голову, лежа на животе, позже – пытается держать ее, еще позже – поворачиваться самостоятельно, затем – сидеть, ползать, вставать и, наконец, самостоятельно ходить. Овладение двигательными
Развитие ребенка второго полугодия жизни
Развитие ребенка второго полугодия жизни
В пять месяцев некоторые дети уже начинают садиться в кроватке, другие пока еще теряют равновесие и опрокидываются. Когда малыша усаживают в первый раз, он опирается руками, поскольку такое положение для него еще новое. Однако он
Обучение и развитие ребенка, или Необходимый минимум для папы
Обучение и развитие ребенка, или Необходимый минимум для папы
В этом разделе я попытался кратко, но по существу изложить необходимые к исполнению телодвижения молодых родителей (отца в частности) младенца от рождения и до двух-трехлетнего возраста. Вникаем
Источник
[su_note note_color=»#fefcbd» radius=»8″]Почти все животные рождаются уже с заложенной в них природой «программой движения». Зачастую, детеныши начинают ходить раньше, чем у них полностью разовьются зрительные, обонятельные, слуховые и другие рефлексы. Человеческому же детенышу требуется длительный 5-летний период последовательного прохождения всех необходимых этапов, для того чтобы научиться полностью контролировать свое тело. Хотим предоставить вашему вниманию этапы психомоторного развития ребенка до 1-го года.[/su_note]
Двигательные функций ребенка до 1-го года —
первые 3 месяца
Движения малыша неорганизованные, спонтанные, бесцельные. Младенец держит кулачки сжатыми. В возрасте одного месяца он уже задерживает свой взгляд на каком-нибудь предмете – недолго, всего несколько секунд. Если его поддержать, инстинктивно пытается сделать шажок.
В 2-х месячном возрасте наблюдает за предметом в горизонтальной плоскости – с одного конца до другого. В 3 месяца начинается важное развитие органов чувств: малыш может различать цвета (красный, зеленый), различает кислый и соленый вкусы, может схватить и удержать крупный предмет, играет со своими ручками, улыбается. Постепенно одерживает верх над притяжением: опираясь на ладони, приподнимает тело.
от 4-х до 6 месяцев
Начинается период нескоординированных движений. Ребенок поворачивает голову, если его окликают, различает вкусы, удерживает вес своего тела, опираясь на ладони, делает движения головой во всех направлениях: налево, направо, верх, вниз. Удерживает в реках предметы, привлекающие его внимание, выказывает радость при виде близких людей.
В 5 месяцев малыш уже умеет делать вращательные движения ногами, лежа на спине. Он хватает ручками свои ножки и пытается дотянуть их до рта (что успешно удается большинству детей). В 6 месяцев многие дети уже умеют сидеть. Их поле зрения значительно увеличивается: «экран» становится панорамным. Малыш умеет переворачиваться во все стороны, тянется ручками за интересующими его объектами.
От 7 до 10 месяцев
Начинается очень важный этап развития движений. В 7 месяцев малыш уже самостоятельно садится, хватается за решетку кроватки, бросает игрушки и «распевает». В 8 месяцев пытается уже из сидячего положения встать на ножки. Также начинает использовать самый важный «инструмент» – большой палец, для того чтобы удерживать в руках игрушку. Держась за решетку кроватки, приседает на ножках. В 9 месяцев может начать вставать на четвереньки. Опираясь на ножки, в вертикальном положении, пытается дотянуться до предмета, его интересующего. Начинает произносить двусложные слова.
В 10-месячном возрасте
Малыш уже может повернуться, не теряя при этом равновесия. Ползает на четвереньках, пытается делать первые шаги – сначала с опаской, затем все более и более уверенно. Становится более сообразителен: достает шарики из ведерка, самостоятельно берет понравившуюся ему игрушку, хлопает в ладоши, показывает ручкой «до свиданья». С этого возраста ребенок вступает в фазу отдельно координированных движений, которая длится до 2-х лет.
В 11-месячном возрасте
Многие дети уже умеют ходить – за ручку или самостоятельно, на расстояние в 2-3 метра.
В возрасте 1-го года
В годовалом возрасте ребенок хорошо держит равновесие, даже если ходит еще не совсем уверенно – в основном, держась за руку взрослого. Если малыш больше наступает на носочки, не стоит паниковать: это длится только на начальной стадии. Также зачастую малыши ступают боковой частью ноги, при этом цепляются за рядом стоящие предметы.
Видео в тему:
От рождения до года: двигательное развитие ребенка. Советы родителям.
Источник
В 50-70 годы чешский доктор Вацлав Войта, который занимался лечением новорожденных, заметил, что у детей есть инстинктивные, или рефлекторные движения. Их наличие или отсутствие позволяет сделать выводы о том, насколько развитие двигательной активности малыша соответствует его возрасту. Эти рефлекторные движения являются результатом возникновения импульсов в центральной нервной системе.
Доктор Вацлав Войта за работой.
Каждому месяцу на первом году жизни ребенка соответствуют определенные навыки:
1 месяц
В положении лежа на спине малыш сжимает кулачки, сгибает ручки в локтях, бедра также согнуты под углом 90 градусов. При повороте головы положение рук изменяется. В положении на животе руки максимально согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, ноги поджаты под себя. Тазобедренные суставы не лежат на поверхности опоры. Если они распластаны (поза лягушки), возможно, имеет место мышечная гипотония. Малыш пока не фиксирует взгляд. Это происходит лишь к концу первого месяца.
2 месяц
В положении на животе малыш опирается на предплечья. Может кратковременно поднимать и удерживать голову. В положении на спине постепенно уменьшается угол сгибания конечностей. Происходит контакт «рука-рука». Малыш охотно подтягивает и сгибает ноги. Ребенок чувствует центральную ось своего тела. В положении лежа на спине голова и туловище располагаются по продольной оси. Руки раскинуты в стороны, ладони смотрят вперед.
Контакт «рука – рука – рот».
3 месяц
В положении лежа на животе тело располагается симметрично. Малыш опирается на локти, уверенно удерживает голову. В положении лежа на спине сгибает ноги под углом 90 градусов во всех суставах. Тазобедренные суставы ложатся на опору. Ось голова-позвоночник-таз прямая. Малыш тянет обе руки в рот. Не нужно сразу вынимать их, это необходимый этап двигательного развития. Нецеленаправленно захватывает предмет. Исследует свое тело руками до пояса.
4 месяц
В положении лежа на спине происходит контакт «стопа-стопа». Малыш может поворачиваться на бок и обратно. Опирается пятками на поверхность, поднимает в этом положении таз и двигает им из стороны в сторону. В положении лежа на животе может опираться на один локоть, выводя при этому другую руку вперед. Демонстрирует «обезьяний» захват –удерживает предмет четвертым и пятым пальцами кисти.
5 месяц
Ребенок делает попытки переворота со спины на живот. Может тянуться рукой за предметом через центр тела (к противоположной стороне). В положении лежа на спине происходит контакт «рука-бедро». Тянет руки в рот и сосет их. Обследует свое тело руками до колен. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Захват осуществляется 2-5 пальцами кисти. В положении лежа на животе половину времени проводит в позе «самолетик», а вторую половину – с опорой на руки.
6 месяц
В положении лежа на животе симметрично опирается на выпрямленные руки и голени. Стоя на четвереньках, малыш может поднять одну руку параллельно полу. Уверенно захватывает игрушку. Может демонстрировать координацию при перевороте со спины на живот (обычно единичный случай). Происходит контакт «рука-стопа-рот». До 6 месяцев ребенок не должен скрещивать ножки, это признак неврологической патологии.
Контакт «рука – стопа».
7 месяц
Сидение в позе «русалка» с опорой на одну руку. Принимает положение стоя на четвереньках, раскачивается при этом. В положении лежа легко заводит ногу или руку на противоположную сторону. Осуществляется координированный поворот на бок (не спонтанный) и на живот. Ребенок также умеет переворачиваться с живота на спину. Удерживает предметы в обеих руках одновременно.
Малыш лежит на животе, опираясь на вытянутые руки.
8 месяц
Малыш начинает ползать по-пластунски, ноги пассивны. Осуществляет переворот с живота на спину через уверенное положение на боку. Хватает игрушки, расположенные сверху. Сидит и даже может вставать у опоры. Очень важен момент пинцетного захвата – ребенок впервые удерживает или пробует взять предмет подушечками большого и указательного пальцев. Пальцы при этом прямые.
9 месяц
Ребенок уверенно ползает на четвереньках. От пинцетного захвата малыш переходит к щипковому – указательный и большой пальцы сгибаются, скругляются в момент удерживания предмета.
10 месяц
Ребенок совершенствует свои навыки ползания на четвереньках.
11 месяц
Малыш делает первые шаги. Ходьба у опоры осуществляется в основном боком приставным шагом, а также корпусом вперед (также у опоры). Может находиться в положении стоя, опираясь на опору только одной рукой, поворачивает корпус.
12 месяц
Самостоятельное стояние и самостоятельная ходьба.
Сдвиги в сроках на 6 недель в ту или иную сторону также являются вариантом нормы. Грубое нарушение сроков может стать поводом для внепланового визита к педиатру или детскому неврологу. Очень важно отслеживать двигательную активность ребенка на первом году жизни. Это позволяет очень рано выявить имеющуюся патологию или предпосылки к ее возникновению. В столь раннем возрасте очень многие нарушения легко поддаются коррекции и от них не остается и следа.
Источник