Развитие двигательных навыков ребенка с овз

Наталья Мамонтова
Организация двигательной активности для детей с ОВЗ

В последнее время в силу ряда объективных причин увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Уже в дошкольном возрасте многие дети имеют нарушения речи, задержку в психическом развитии – это дети с ослабленным здоровьем, они быстро утомляются, устают, при выполнении заданий у них возникают непроизвольные лишние движения, наблюдается поверхностное и неритмичное дыхание;проявляются нарушения общей моторики особенно во время выполнения основных видов движения: лазания, прыжков, метания. У таких детей слабо развита эмоционально – волевая сфера, что проявляется в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, негативизме, раздражительности или, наоборот, апатичности.

Нарушение речевого дефекта параллельно приводит и к ярко выраженным изменениям основных показателей психического развития ребенка. Патология в психической сфере, прежде всего,проявляется в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Таким детям свойственно неумение слушать, низкий уровень восприятия, слабая концентрация внимания

Главное направление работы нашего структурного подразделения – создание максимально комфортных условий для всестороннего развития личности с учетом индивидуальных, физиологических, психических и интеллектуальных возможностей ребенка, развитие способности к адаптации в социуме. Среди многих факторов, оказывающих положительное влияние на здоровье детей, первое место по интенсивности воздействия занимает правильно организованная двигательная активность, при этом используются физические упражнения не просто для укрепления здоровья и развития двигательных навыков, но и ставятся цели восстановления умственной работоспособности, снятие нервно-эмоциональных нагрузок и благотворное воздействие на психическое развитие ребенка.

Работа по физическому воспитанию построена с учетом физической подготовленности каждого ребенка. Основой для выявления уровня физического развития дошкольников, является диагностика состояния здоровья и уровня развития физических качеств детей.

Физкультурные занятия эффективны только в том случае, если они не ущемляют индивидуальность ребенка, направлены на реализацию склонностей, потребностей и учитывают индивидуальные различия.

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей. Стимулирование позитивных сдвигов в организме, формирование необходимых двигательных умений и навыков, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Задачи:

– развитие речи посредством движения;

– формирование у ребенка осознанного отношения к своим силам в сравнении с силами здоровых сверстников;

-развитие способностей к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

-формирование компенсаторных навыков, умение использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

– развитие способностей к преодолению физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования в обществе;

– формирование потребности быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни; стремление к повышению умственной и физической работоспособности

– формирование осознания необходимости личного вклада в жизнь общества;

– формирование желания улучшать свои личностные качества.

Принципы,лежащие в основе нашей работе:

Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками соответствующими современным требованиям ФГТ и СанПиН.

Принцип активности и сознательности – участие всего педагогического коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей:

Для успешной реализации поставленных задач администрацией центра было приобретено игровое оборудование, мягкие модули, ортопедические дорожки, мячи, детские тренажёры.

-Педагогом-психологом – подобран материал, для релаксации.

-Учителем-логопедом – подобрана дыхательная звуковая, логоритмическая гимнастика.

-Музыкальным руководителем – подобран музыкальный материал для насыщенной совместной деятельности.

-Инструктором по физической культуре- подобраны комплексы упражнений для совместной деятельности

В начале учебного года проводится диагностика ОВД с целью определения направления работы и основных потребностей занимающихся. Для детей с диагнозом РДА, составляются индивидуальные программы и разрабатываются оздоровительные маршруты из ОВД.

Учитывая результаты начальной диагностики, формулируются задачи по выполнению программных требований, развитию физических качеств и улучшению координации движений воспитанников. В работе с детьми с диагнозом РДА используются оздоровительные дорожки, с чередованием ОВД. Разнообразие спортивного оборудования (мягкие модули, дорожки для равновесия, ортопедические дорожки, малый спортивный комплекс) позволили обогатить содержание занятий и вызвали у детей высокий интерес. Дети, требующие сопровождения на начальных этапах обучения, успешно осваивают ОВД и постепенно переходят на самостоятельное уверенное передвижение. Работа проводится совместно с воспитателями, рекомендациификсируются в тетради взаимодействия со специалистами и используются на занятиях, прогулке, закаливающих мероприятиях и свободной деятельности детей.

Разработаны рекомендации для родителей: консультации по использованию совместных подвижных игр с ребёнком в домашних условиях и на прогулке, а также возможности оздоровительных процедур в домашних условиях и рекомендации на летний оздоровительный период по использованию естественных сил природы для закаливания детей.

Принцип дифференциации содержания педагогического процесса – педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности каждого ребенка, темпы развития и физические возможности детей.

Средства реализации:

1.Проведение утренней стимулирующей гимнастики: в комплекс общеразвивающих упражнений включаются,традиционные упражнения имитационного характера: с предметами и без них; игровые упражнения, направленные на развитие внимания, требующие точности выполнения действий; оздоровительный бег и релаксация, утренняя стимулирующая гимнастика позволяет обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день. Инструктором по физической культуре разработан комплекс утренней стимулирующей гимнастики с учетом коррекции.

2. Организация коррекционных физкультурных занятий.

Занятия по физической культуре строятся по следующей схеме: вначале даются различные виды ходьбы, бега для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.

Основные виды упражнений направлены на развитие гибкости и подвижности позвоночника, укрепления мышечного тонуса, коррекции осанки, формирования нормального свода стопы, улучшения легочной вентиляции и укрепления основных дыхательных мышц, расслабления и снятия мышечного психоэмоционального напряжения. Разучивая с детьми какое-либо действие, мы соблюдаем определенную последовательность. Из-за быстрой утомляемости и слабого физического развития дети с задержкой психического развития с большим трудом усваивают упражнения на выработку правильной осанки, удержания положения тела в нужной позиции. Мы используем упражнения с грузом в руках (мешочки с песком, гантели, ходьба с удержанием груза на голове, упражнения у вертикальной стены, когда ребенок касается ее пятками, икроножными мышцами, ягодицами, лопатками и затылком (стоять так необходимо в те­чение нескольких секунд, а затем походить, удерживая принятую позу). Наличие детских тренажёров позволяет разнообразить деятельность детей и увеличивать нагрузку на отдельные группы мышц, а также позволяет делить детей на подгруппы и уделять больше внимания тем,кто требует сопровождения взрослого. Работа с детьми на ортопедических мячах позволяет развивать гибкость, чувство равновесия, силу, умение фиксировать положение тела.

Для укрепления сводов стопы,мышц нижних конечностей используем движения танцевального характера: приставные шаги, ходьба на пятках, имитационная ходьба, подскоки и др. ,широко используются комплексы ритмической гимнастики. Включение в комплексы ритмической гимнастики специальных упражнений для плечевого пояса и систематическое их выполнение помогают развивать подвижность плечевых суставов, а свободные движения под музыку позволяют детям преодолевать барьер неуверенности и чувство скованности. Кроме того, использование комплексов ритмической гимнастики на занятиях по физическому воспитанию позволяет повысить плотность занятий, т. к. следующие друг за другом упражнения значительно сокращают простои. Ритмичная музыка создает положительный эмоциональный фон, улучшает настроение, повышает работоспособность, доставляя детям радость движения.

Чтобы снять у ребенка эмоциональное напряжение, боязнь ошибиться, после обучения предлагаем ему попробовать сделать разученное упражнение самостоятельно, в своем темпе и ритме. Для поддержания интереса к физической культуре обучение объединяем одним сюжетом (например, «Школа космонавтов», «В поисках клада», «Подводное царство» и т. д.). Азарт игры помогает детям преодолеть страх перед новым действием, лучше усвоить отрабатываемый навык. Занятия планируются так, чтобы детям предлагался самый минимум нового материала и большей частью закреплялись ранее усвоенные действия.

При планировании физкультурных занятий с детьми, имеющими, ограниченные возможности здоровья особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом лексической темы. Выполнение заданий по образцу, показ, словесная инструкция позволяют решить задачи словесной регуляции действий и функций, активного внимания. Движения, которые сочетаются с речевым сопровождением, способствуют развитию рече-двигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению.

Особенности планирования занятий по физической культуре состоят в том, что к основным задачам по развитию общих двигательных умений и навыков добавляются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для таких детей. Использование релаксационных упражнений на занятии, помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища, позволяют успокоить детей, снять мышечное и эмоциональное напряжение. Основные виды движений включают в себя упражнения на равновесие, метание, лазание, прыжки.

Кроме того, на занятиях и в режим двигательной активности детей включает подвижные игры. Подвижные игры оказывают благоприятное влияние на развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую работу, различные крупные и мелкие мышечные группы, игры, увеличивающие подвижность в суставах. Подвижные игры активизируют деятельность сердца и легких, повышают их работоспособность, содействуют улучшению кровообращения и обмена веществ в организме.

Игры с активными, энергичными, многократно повторяющимися двигательными действиями, но не связанные с длительным односторонним силовым напряжением (особенно статическим, способствуют совершенствованию важнейших систем и функций организма.

Таким образом, подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста с ОВЗ – они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечнососудистую систему, способствуют насыщению клеток организма кислородом, повышая активность головного мозга, учат ребенка концентрации и вниманию.

Режим двигательной активности детей включает:

– гимнастику для стимуляции развития речевых центров, которая представляет собой систему физических упражнений, разработанных совместно с логопедом; основу их со­ставляют элементы логоритмики — движения, сочетающиеся с речевым сопровождением (звуком, фразой, стихами) и способствующие развитию речедвигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков;

– динамические паузы на занятиях и в перерыве между ними, необходимые для сокращения пребывания детей в статическом режиме и предупреждению психического утомления; содержанием их являются несложные упражнения коррекционной направленности, на развитие мелкой моторики.

– динамический час – проводится во время прогулки или (при плохих погодных условиях) в помещении. Включает в себя самостоятельные занятия детей на тренажерах, подвижные игры с разной интенсивностью, игры-эстафеты и аттракционы, сюжетные двигательные задания и т. д. важнейшими условиями эффективности физкультурного часа являются отсутствие строгой регламентации и учет интересов и желаний детей в выборе упражнений, пособий и игр;

– гимнастика после дневного сна в сочетании с воздушными процедурами – сюда входят корригирующие упражнения и самомассаж, гимнастика сюжетно-игрового характера, корригирующие упражнения для формирования правильной осанки и укрепления свода стопы в сочетании с ходьбой по массажным и ребристым дорожкам, укрепления основных дыхательных мышц, развития мелкой моторики и зрительно-пространственной координации.

Наряду с перечисленными видами двигательной деятельности немаловажное значение приобретают активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия, в которых могут принимать участие родители.К таким занятиям относятся: дни здоровья, физкультурный досуг, физкультурный праздник, походы. Все перечисленные виды, дополняя и обогащая друг друга в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка во время пребывания в центре.

Источник

Наталья Гингер
Методы формирования двигательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья

Методы формирования двигательной сферы

Важной составной частью комплексной коррекции детей с проблемами развития являются методы двигательной коррекции. Некоторые авторы называют их мототерапевтическими методами. Как известно, моторное развитие предшествует сенсорному во внутриутробном и раннем развитии ребенка, и отставание в овладении моторными навыками коррелирует, как правило, с когнитивным недоразвитием. «В онтогенезе развитие психомоторики намного опережает формирование речи и мышления, составляя базис для их становления. Вот почему коррекционная работа должна быть направлена “снизу вверх” (от движения к мышлению, а не наоборот».

Необходимость двигательной коррекции обусловлена как особенностями раннего развития детей,нуждающихся в коррекционном обучении: отсутствием необходимых для развития моторики фаз (например, фазы ползания, задержкой формирования других (самостоятельного сидения или ходьбы, так и тем, что в этой популяции детей «энергетические» проблемы часто сочетаются с дефицитарностью механизмов, отвечающих за состояние «фона» двигательной активности (тонус мышц, поддержание позы, координация движений)

Двигательные упражнения помогают, во-первых, поднять уровень активации ребенка, обеспечивают развитие зрительного и слухового внимания, способствуют формированию межполушарного взаимодействия, развивают умение управлять своим поведением, преодолевать стереотипии в поведении. Научившись контролю над движением, ребенок становится способным в дальнейшем контролировать собственную деятельность. Одна из целей двигательной коррекции — формирование ориентировочной основы действия. Движение — уникальная функция, предоставляющая широкие возможности для стимуляции психической активности; информация о внешнем мире, получаемая во время движения в сочетании с ощущениями от перемещения собственного тела, позволяет быстро поднять уровень активности головного мозга, восстановить работоспособность. Именно этот путь выбирает истощаемый ребенок, что внешне выглядит, как неусидчивость, плохое поведение.

Для развития зрительного и слухового внимания используется такой прием: ребенок, лежа на спине, следит глазами за предметом (например, ручкой, не поворачивая головы, или в этой же позе угадывает с закрытыми глазами, у какого уха раздался звук.

Для формирования произвольной регуляции с помощью метода двигательной, телесно ориентированной терапии ребенка сначала нужно научить расслаблять мышцы, а затем целенаправленно ими манипулировать. Если ребенок научился контролировать свое тело, то можно с уверенностью сказать, что он будет контролировать и свое поведение, что совершенно необходимо в успешном общении со сверстниками. С помощью тренировки движений и действий по правилам, переключений с одного правила на другое и последующим самостоятельным формированием и удержанием программы самим ребенком у него эффективно развиваются функции контроля и регуляции деятельности.

Различные упражнения способствуют формированию контроля и планирования движения, например упражнение «Скалолаз»: чтобы не сорваться с отвесной скалы, роль которой выполняет стена, ребенок должен шагать, перемещаясь вдоль стены и последовательно переставляя ноги.

Затем используются различные упражнения, способ выполнения которых необходимо сменить по условному сигналу, например «Иноходец»: ребенок, стоя на коленках и кистях рук, передвигается вперед, переставляя одноименные руку и ногу, но после звукового сигнала он останавливается и продолжает движение разноименными конечностями. Можно добавить более сложную инструкцию, по которой, услышав один хлопок, ребенок должен остановиться и сменить способ передвижения, а услышав два хлопка, менять способ нельзя.Вместо хлопков можно использовать колокольчики с разным звучанием или другие сигналы: визуальные, акустические, кинестетические. В усложненном варианте то же упражнение выполняется со скрестным расположением рук, что тренирует функции межполушарного взаимодействия. В это упражнение могут включаться элементы артикуляционной гимнастики — ребенок поворачивает язык и (или) глаза в сторону ведущей руки, что способствует преодолению синкинетических движений (рис. 13).

Для тренировки межполушарного взаимодействия и одновременно избирательности поведения эффективны также упражнения типа: «Носочки — ладошки». Ребенок сидит на полу, опершись спиной о стену, руки согнуты в локтях.Движение кистями рук и стопами выполняются одновременно: одна кисть вверх — мысок стопы оттянут, другая вниз — мысок к себе, затем быстро меняются положения стоп и кистей. Затем правые и левые конечности должны выполнять разнонаправленные движения. То же упражнение выполняется с подключением языка, а затем глаз.

После отработки элементарных движений (поймать/отбить мяч двумя руками вместе, а потом каждой отдельно) подключают более сложные упражнения, требующие координировать свои движения и рассчитывать их так, чтобы достичь цели, например жонглирование мячами, парные перебросы, попадание мячом в корзину, упражнения на баланс и т. д.

Двигательная коррекция построена с учетом развития моторных функций в раннем онтогенезе и предусматривает последовательность упражнений от движений лежа к движениям сидя и затем стоя.

Продолжительность того или иного этапа зависит от потребностей конкретного ребенка и не имеет строгих временных ограничений.

Развитие пространственных функций в ходе двигательной коррекции направлено как на освоение пространства движений, так и на формирование необходимого для коммуникации чувства физической дистанции (например, при нарушении восприятия пространства ребенок может, не рассчитав дистанцию, сбить сверстника с ног, что может стать причиной конфликта)

.

Рис. 13. Двигательная коррекция способности к переключению

Примером упражнений, направленных на развитие пространственных представлений и координации движений, является упражнение «Бревнышко»1. Ребенок ложится на ковре поперек комнаты и перекатывается в другой конец комнаты, учитывая ориентиры в виде поставленных с двух сторон игрушек так, чтобы игрушка все время находилась на уровне пояса (рис. 14). Другим вариантом этого упражнения является движение боком в положении стоя на коленях, удерживая положение тела перпендикулярно воображаемой линии, которая обозначена игрушками, как это видно на предыдущем рисунке.

Рис. 14. Пример двигательной коррекции пространственных представлений

Эти упражнения эффективно формируют чувство пространственной ориентации собственного тела относительно габаритов зала и расстояния до предметов в ней.

При выполнении этого упражнения в диаде первый ребенок ориентируется относительно игрушки, а второй относительно положения первого, чтобы не наползти на него, что способствует развитию не только пространственных функций, но и взаимодействия с другими.

Выполнение двигательных упражнений (например, движения с хлопками в ладоши) под ритмическую музыку способствует развитию акустического восприятия. Если ребенок не может попасть в такт музыки, психолог берет руки ребенка, и они хлопают вместе. От совместного действия постепенно переходят к самостоятельному выполнению упражнения ребенком. Попеременные ритмичные хлопки под музыку то кулачком, то тыльной стороной кисти позволяют тренировать в ходе двигательной коррекции не только акустическое восприятие, но и избирательность поведения.

В заключение отметим, что в двигательнойкоррекции необходимо строго соблюдать индивидуальный подход к каждому ребенку: не пропуская необходимых стадий и видов упражнений, у каждого ребенка акцентируют те из них, которые связаны с индивидуальным паттерном нейропсихологических дефектов. Поэтому двигательную коррекцию необходимо проводить только индивидуально или в диадах, а не в больших группах детей, как это часто происходит.

Далее, в процессе двигательной коррекции так же, как и при когнитивной коррекции, необходимо дозировать и постепенно уменьшать степень внешней опоры и помощи нейропсихолога, проводящего коррекционные занятия, постепенно переходя от сопряженной с психологом деятельности к самостоятельной, от внешнего контроля к внутреннему, т. е. осуществляя принципы интериоризации Л. С. Выготского.

И наконец, двигательная коррекция — часть общей комплексной коррекционной программы, т. е. на каждом коррекционно-развивающем занятии органически сочетаются и взаимодополняют друг друга методы двигательной и когнитивной коррекции, решая общие задачи развития слабых звеньев психического функционирования ребенка.

Источник