Развитие двигательных навыков ребенка до года
Развитие основных двигательных навыков у ребенка до года
Новорожденный ребенок в состоянии бодрствования находится совсем небольшую часть суток. Но с
3–4 недель жизни над кроваткой ребенка необходимо подвешивать красочные игрушки, чтобы он мог их рассматривать. На высоте около 70 см над грудью ребенка подвешивается яркий шар, крупная игрушка. Движения глаз ребенка становятся координированными, он фиксирует взгляд, появляется улыбка. Он пытается удерживать голову при вертикальном положении тела или когда он на руках у взрослых. Тактильные раздражители через кожный анализатор вызывают положительные эмоции, двигательные реакции. Но движения еще случайные, беспорядочные. Число дыханий в ми-иуту у ребенка от 40–45 раз, а пульс от 130–140 ударов в минуту.
Массажисту необходимо помнить, что именно в этот период жизни ребенка его двигательные рефлексы основаны на безусловных связях (врожденных). Основное в этот период — это стимулирование активных движений, направленных на мышцы-разгибатели, так как в это время их тонус снижен.
Ребенку пошел второй месяц жизни, он отвечает улыбкой на нежный ласковый разговор, следит за движущейся игрушкой, может сосредоточить свой взгляд на зрительном раздражителе, фиксировать звуковой источник. Появляются движения выпрямленных рук, ощупывание рукой понравившейся игрушки. В связи с этим необходимо вывешивать более яркие игрушки на более низком уровне, чтобы ребенок мог их касаться, доставать, захватывать, наталкиваться, изучать, осязать. Если взрослый начинает разговор, ребенок поднимает голову, поворачивает ее в соответствующую сторону, улыбается на приятный для него разговор с ним. Лежа на животе уже хорошо поднимает голову и удерживает ее в течение 1,5 минут в вертикальном положении. Но пассивных движений еще делать нельзя. В это время происходит закрытие малого родничка, если он был открыт. Ребенок начинает гулить, удерживать предметы.
В три месяца ребенок при общении оживленно двигает руками и ногами, улыбается, лежит на животе, опираясь на предплечья, и высоко поднимает голову, фиксируя ее. Свободно удерживает голову в вертикальном положении, поворачивает ее в различных направлениях, находя глазами взрослого, прислушивается к его словам, песне, прибауткам, проявляя при этом положительные эмоции, радостное настроение. Отклоняет голову в корригирующую сторону, исчезает феномен ползания.
У ребенка четвертого месяца жизни постепенно исчезает физиологическая гипертония мышц нижних конечностей. Ребенок опирается уже на ладони в позе лежа на животе, поворачивается со спины на живот, делает «мост», прогибая позвоночник, удерживает в руках предметы. Громко смеется при общении с ним, узнает свою мать, смотрит в сторону источника звука, рассматривает и захватывает висячие предметы. Сам придерживает бутылочку во время еды. Пытается переворачиваться со спины на бок. Число дыханий 35–40 раз в минуту, пульс от 130 до 135 ударов в минуту.
Пятый месяц жизни ребенка отмечается тем, что он отлично узнает свою мать, уверенно хватает предметы и тащит их себе в рот. Протягивает руки к игрушкам уже сознательно, удерживая их по 20–30 секунд. Хорошо сидит, устойчиво стоит при поддержке под руки. Переворачивается со спины на живот, на бок, долго лежит на животе. Различает строгую и ласковую интонацию разговора взрослого. В этом возрасте малыш может уже оценить интересную классическую музыку (5-ю симфонию Бетховена, 2-ю сюиту Баха, концерт Вивальди), но стоит только включить ритмичную, джазовую мелодию — это раздражает ребенка. Некоторые дети в этом возрасте начинают хорошо держаться на воде, плавать. Как мы знаем, к 3 месяцам жизни ребенка исчезает физиологический гипертонус мышц на руках (сгибательный), а к 4 месяцам то же происходит и на ногах ребенка.
Ребенку полгода. Он реагирует на свое имя, начинает лепетать, подолгу занимается любимыми игрушками, свободно переворачивается с живота на спину, ползает, сидит без поддержки, берет предметы одной рукой. Произносит первые слоги «ба», «ма», «дя», восстанавливается ползание, но уже на условном рефлексе, ребенок сам, отталкиваясь в позе сгибания, продвигается вперед по поверхности массажного стола. У него в этом возрасте начинают прорезываться молочные зубы, сначала нижние (средние резцы). Укрепляются мышцы спины и плечевого пояса. Понимает просьбы взрослого: «сядь», «повернись», «ляг», «дай». В этот период меньше массажных манипуляций нужно проводить на нижних конечностях, а больше внимания уделять области спины, животу.
Ребенку семь месяцев жизни. Он хорошо ползает, выполняет различные манипуляции с предметами, игрушкой. Взглядом находит нужное ему, выполняет простейшие задания: «брось», «возьми в другую руку», произносит слоги «ма-ма», «ба-ба-ба», много лопочет сам с собой. Самостоятельно сидит, берет бутылочку с молоком и тянет себе в рот, встает на колени, четвереньки. Прорезываются верхние средние резцы, число дыханий от 30–35 раз в минуту, пульс от 120 до 125 ударов в минуту.
В восемь месяцев ребенок сравнительно хорошо сидит, стоит, длительно и разнообразно занимается с различными игрушками. Выполняет словесные приказания «ладушки», находит взглядом, фиксируя, несколько предметов, «дай игрушку», «ручку». Его интересует отражение в зеркале, он делает попытки ходить. Выполняет много различных манипуляций, таких, как складывание кубиков, пирамидки, сам садится и ложится без посторонней помощи.
На девятом месяце ребенок начинает самостоятельно ходить, слегка придерживаясь за руку родителей, знает свое имя, встает на колени, собирает мелкие предметы. Усваивает смысл многих слов: «вот мишка», «вот киска», пытается стоять без поддержки и опоры. Зубы молочные верхние, но уже выходят резцы и он повторяет много слогов.
Ребенок взрослеет (как говорят «не по дням, а по часам»), ему десять месяцев. Он поднимается и стоит без опоры, хорошо сидит на стуле, делает попытки самостоятельно ходить, при этом держась за одну руку. Много слов: «сделай так», «подай мяч», «сложи кубики», рассматривает картинки в книжке. В это время родителям необходимо обучать его ходить, удерживая его за обе руки одновременно. Поддерживать разговор демонстрацией (показом): «это корова — му», «это автомобиль — би-би», «собака — ав-ав». Начинает понимать слова запрещения: «нельзя», «не трогай», «верни», «отдай» и т. д.
В одиннадцать месяцев он овладевает многими действиями, поднимается из позы сидя, приседает, нагибается, надевает в определенном порядке кольца, ставит кубики. Делает первые самостоятельные шаги. Выполняет многие просьбы взрослого, приносит требуемую игрушку, куклу. При поддержке за одну руку хорошо ходит. Самостоятельно стоит. Правая рука у него начинает преобладать в выполняемых манипуляциях, особенно выделяется второй палец правой кисти. Пытается самостоятельно снимать носки, туфли.
Ребенку год. Мы видим его первые шаги без поддержки, он знает название многих предметов, показывает части своего тела, произносит отдельные слова. Выполняет поручения: «принеси», «дай», «найди». Легко повторяет за взрослым новые слоги, слова. Использует около 5–10 слов, но их произносит по-своему. Пьет самостоятельно из чашки, кружки. Спит уже около 14–16 часов в сутки.
Резюмируя все вышесказанное по применению разновидностей приемов массажа и гимнастических упражнений с познанием основных рефлексов, часто на практике родители, не владея практикой выполнения манипуляций, инстинктивно поглаживая и растирая свое чадо, сопровождают сопутствующими словами, приговорами:
Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы (поглаживание, пиление).
Ехал поезд запоздалый (плоскостное поглаживание одной рукой).
Из последнего вагона сыпался горох (пунктирование кончиками пальцев).
Пришли куры, поклевали, поклевали (щипцеобразное разминание пальцами).
Пришли гуси, пощипали, пощипали (разминание);
Пришел слоненок, потоптал, потоптал (надавливание пальцами).
Пришла слониха, потоптала, потоптала (разминание).
Пришел слон, потоптал, потоптал (надавливание пальцами, основанием ладони).
Пришел дворник, все убрал, все убрал (граблеобразное поглаживание).
Пришел почтальон Печкин, поставил стол, поставил стул и начал печатать (приемы точечного массажа, выполняемые одним или несколькими пальцами).
Или еще один пример:
Дорогие жена и дочки, цзинь-точка, цзинь-точка (пунктирование).
Я купил вам два платочка, цзинь-точка, цзинь-точка (акупрессура локальных точек).
А для маленькой для дочки я купил еще носочки, цзинь-точка, цзинь-точка (последовательное воздействие на биологически активные точки, релаксация или стимуляция).
В некоторых семьях свои каламбуры «сорока-белобока» и прочие проводятся с одновременным выполнением разновидностей массажных манипуляций. Это происходит интуитивно, все движения даны нам от природы-матушки и очень полезны, чтобы передать тепло, с различными наговорами на доброе и ясное для вашего младенца. Ребенок, обласканный на руках родителей становится здоровым, крепким ко всем невзгодам природы, меньше болеет, доставляет огромное удовольствие родителям и окружающему его миру. Он доброжелателен, контактен и с честью выходит из любой ситуации.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Ребенка до года можно избаловать
Ребенка до года можно избаловать
Книги особо популярного в нашей, стране Б. Спока изобилуют советами не брать ребенка на руки, не играть с ним слишком долго, когда он бодрствует, ибо это якобы приводит к избалованности и мешает развитию самостоятельности. Увы, эти советы
Ребенка до года можно избаловать
Ребенка до года можно избаловать
Книги особо популярного в нашей, стране Б. Спока изобилуют советами не брать ребенка на руки, не играть с ним слишком долго, когда он бодрствует, ибо это якобы приводит к избалованности и мешает развитию самостоятельности. Увы, эти советы
Развитие личности ребенка
Развитие личности ребенка
Занятия оригами являются нетрадиционными для детского сада. При этом развивающий потенциал оригами настолько велик, что его трудно переоценить. Необходимо отметить многоплановость и разносторонность этого потенциала, выходящего за пределы
Улучшает ли массаж развитие ребенка?
Улучшает ли массаж развитие ребенка?
Исследования показывают, что массаж стимулирует рост и развитие детей, особенно родившихся недоношенными. По словам доктора Тиффани Филда и двух его коллег, благодаря массажу недоношенные дети быстрее набирают вес и их раньше
Ребенка до года можно избаловать
Ребенка до года можно избаловать
Книги особо популярного в нашей, стране Б. Спока изобилуют советами не брать ребенка на руки, не играть с ним слишком долго, когда он бодрствует, ибо это якобы приводит к избалованности и мешает развитию самостоятельности. Увы, эти советы
Быть родителями ребёнка в его первые три года жизни
Быть родителями ребёнка в его первые три года жизни
Ребёнок демонстрирует впечатляющие приобретённые навыки и самостоятельность. Он обучится ходить, говорить, играть с другими детьми, проявляя при этом немалую любознательность и жизненную стойкость.Разнообразие
Игры и развитие ребенка
Игры и развитие ребенка
Для ребенка игра сродни естественной деятельности. Во время игры он совершенствует и свое тело, и свой разум. Посредством игрового разнообразия, которое вы ему предлагаете и которое он придумывает сам, происходит становление его личности.Совсем
33. Развитие и размещение основных отраслей рыночной специализации Северо-Западного района
33. Развитие и размещение основных отраслей рыночной специализации Северо-Западного района
Текстильная промышленность Северо-Западного района Развитию текстильной промышленности в районе способствовали приморское положение, дающее возможность импорта, большая
28. Психическое развитие ребенка младенческого возраста
28. Психическое развитие ребенка младенческого возраста
Ребенок появляется на свет беспомощным, имеющим лишь очень ограниченный набор безусловных рефлексов (сосательный, ориентировочный, оборонительный) и некоторых двигательных – атавистических рефлексов
30. Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Развитие речи
30. Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Развитие речи
В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметная деятельность, а в результате действий с предметами активно развивается психика ребенка. К концу раннего детства начинают складываться и
33. Развитие и размещение основных отраслей рыночной специализации Северо-Западного района
33. Развитие и размещение основных отраслей рыночной специализации Северо-Западного района
Текстильная промышленность Северо-Западного районаРазвитию текстильной промышленности в районе способствовали приморское положение, дающее возможность импорта, большая
Развитие ребенка первых месяцев
Развитие ребенка первых месяцев
Сначала грудной ребенок учится поднимать голову, лежа на животе, позже – пытается держать ее, еще позже – поворачиваться самостоятельно, затем – сидеть, ползать, вставать и, наконец, самостоятельно ходить. Овладение двигательными
Развитие ребенка второго полугодия жизни
Развитие ребенка второго полугодия жизни
В пять месяцев некоторые дети уже начинают садиться в кроватке, другие пока еще теряют равновесие и опрокидываются. Когда малыша усаживают в первый раз, он опирается руками, поскольку такое положение для него еще новое. Однако он
Обучение и развитие ребенка, или Необходимый минимум для папы
Обучение и развитие ребенка, или Необходимый минимум для папы
В этом разделе я попытался кратко, но по существу изложить необходимые к исполнению телодвижения молодых родителей (отца в частности) младенца от рождения и до двух-трехлетнего возраста. Вникаем
Источник
Движение — это жизнь! С этим утверждением, пожалуй, не поспоришь. Касается оно и маленького человечка, только что появившегося на свет. Ведь от того, насколько правильно кроха будет приобретать новые двигательные навыки по мере взросления, зависит его здоровье. Тут только вы можете помочь своему малышу.
И это не столь сложно, как может показаться на первый взгляд, достаточно лишь:
Ø создать все условия для приобретения крохой новых двигательных навыков и умений
Ø избегать типичных ошибок
Ø выполнять с малышом упражнения в соответствии с его возрастом и уже полученными навыками
Итак, приступим…
Какие условия необходимо создать?
Ø Измените обстановку в вашем доме таким образом, чтобы она была интересна малышу и способствовала его желанию познавать окружающий мир. Например, в первые месяцы жизни подвешивайте к кроватке крохи яркие погремушки, а когда он немного подрастет, покупайте развивающие игрушки и так далее. Таких рекомендаций можно дать много. Однако лучше, если вы проявите фантазию: будете менять обстановку в доме, отталкиваясь от предпочтений маленького человечка и учитывать его возраст.
Ø Во время занятий всегда разговаривайте с малышом и хвалите его за достижения.
Ø Детям не нравится рутина, поэтому позаботьтесь, чтобы занятия по усвоению новых навыков были веселыми, недолгими и проходили в игровой форме.
Ø В процессе обучения разбивайте новые сложные движения на несколько составляющих, поскольку карапузу нелегко их сразу усвоить.
Ø Все упражнения выполняйте на твердой поверхности: на столе или на полу.
Ø Узнавайте как можно больше информации о развитии здоровых детей. Ведь вам необходимы некие усредненные нормы, на которые можно ориентироваться.
Ø Во время занятий стимулируйте малыша яркой игрушкой.
Ø Каждое упражнение повторяйте от 3 до 5 раз, затем делайте небольшой перерыв и переходите к следующему.Сами занятия проводите 2-3 раза в день.
Типичные ошибки
1. Бытует мнение, что маленький непоседа должен усвоить определенные навыки к тому или иному возрасту. Например, переворачиваться с живота на спину и обратно, сидеть, ползать и так далее. Однако этот подход неверный.Поскольку каждый малыш развивается по предусмотренному природой индивидуальному плану, который может соответствовать общепринятым стандартам, несколько опережать их или отставать от них. Однако придерживаться определенных норм развития здорового ребенка вы все же должны, а в случае отклонений от них обязательно обращаться к педиатру.
2. Не стоит переходить к приобретению следующего навыка по возрасту, пока малыш еще неусвоил хорошо предыдущий.
Комплексы упражнений согласно возрасту
Всего за какой-то год малыш должен научиться удерживать голову, переворачиваться с живота на спину и обратно, удерживать равновесие тела во многих положениях, сидеть, ползать и ходить. А помочь ему формировать все навыки правильно можете только вы, выполняя комплексы упражнений согласно возрасту и уже усвоенным навыкам.
Новорожденный
Рефлекторная ходьба
Возьмите малыша за подмышки, поверните спиной к себе таким образом, чтобы он слегка наклонился вперед. Затем ведите его, перенося вес с одной ножки на другую. Однако следите за тем, чтобы кроха наступал на полную стопу, а не на цыпочки.
Рефлекторное ползание
Положите малютку на животик, ножками к себе, выведите ручки вперед, а локоточки разведите в стороны. Затем приставьте свои ладони к ножкам малыша, чтобы он мог оттолкнуться от них.
Укрепляйте мышцы шеи и спины
Выкладывайте ребенка на животик три-четыре раза в день на 1-2 минуты перед едой. По мере его взросления постепенно увеличивайте продолжительность занятия, чтобы к трехмесячному возрасту малыша длительность упражнений достигла 10-15 минут.
Первый месяц
Способствуйте раскрытию кулачков и разведению пальчиков
Положите кроху на спину, соедините его кулачки и постучите ими друг о дружку, при этом поглаживайте тыльную сторону ладошек и пальчиков. Затем совершайте поглаживающие движения от кистей крохи к локоткам и далее к плечам.
Развивайте мелкую моторику
Вкладывайте погремушку в ладошку малютки. После нескольких попыток он сможет удержать ее на несколько секунд.
Второй месяц
Тренируйте силу пальцев
Когда кулачки маленького человечка начнут самостоятельно раскрываться, положите его на спину и вложите в ручку погремушку. Как только он крепко ухватит игрушку, тяните ее на себя. Во время выполнения упражнения следите, чтобы большой палец крохи был противопоставлен остальным.
Укрепляйте силу рук и плечевого пояса
Положите малыша на животик, возьмите его одной своей рукой за голеностопные суставы («вилочкой»), а другую подставьте ему под грудь. Затем приподнимите карапуза и опустите таким образом, чтобы он ручками слегка оперся об опору, но не опускайте ножки. В таком положении «провезите» кроху по поверхности стола так, чтобы он как бы погладил ее.
Третий месяц
Учите переворачиваться с живота на бок
Положите малютку на животик, заведите одну ножку за другую и слегка подтолкните в бочок. Повторите это же движение, только в другую сторону. Для стимулирования малыша положите яркую игрушку в ту сторону, в направлении которой выполняется упражнение.
Координируйте движения рук
Выкладывайте на грудь малышу погремушки, чтобы он смог обхватить их обеими руками и потрясти.
Укрепляйте мышцы ног и живота
Положите малютку на спину, ногами к себе. Возьмите его за лодыжки своими руками, затем поочередно сгибайте и разгибайте ноги в коленях, имитируя езду на велосипеде.
Четвертый месяц
Учите переворачиваться со спины на животик
Положите ребенка на спину, ножками к себе, возьмите его за голень (например, за левую), согните ножку в колене и тазобедренном суставе. Затем согнутую ножку крохи заведите на противоположную сторону (вправо) и поверните таз. Дождитесь, когда ребенок приподнимет голову и повернет верхнюю часть туловища в туже сторону (вправо) и перевернется.
Если у крохи не получается выполнить движение, помогите ему: дайте свой палец, чтобы он ухватился за него и перевернулся, но не тяните сами. Выполняйте
упражнение в обе стороны поочередно.
Укрепляйте мышцы спины, шеи, туловища и развивайте вестибулярный аппарат
Положите карапуза на спину, ножками к себе. Обхватите его туловище с боков таким образом, чтобы ваши пальцы оказались на спине, под грудной клеткой, а большие пальцы на груди. Далее медленно поднимите малыша, сохраняя горизонтальное положение его тела, и уприте его ножки о вашу грудь. Затем слегка покачайте малютку влево, вправо, вниз и наверх. Выполняя упражнение, следите за тем, чтобы ребенок не пугался.
Пятый месяц
Формируйте опору на ручки
Положите малютку животиком на свои колени и бочком к себе. Затем одной рукой возьмите за голеностопные суставы, а на спину малыша положите вторую руку, чтобы он не скатился. Из такого положения начните медленно поднимать ножки ребенка вверх.Во время выполнения упражнения кроха должен опустить голову вниз, выбросить вперед свои ручки и опереться на них.
Укрепляйте ножки
Расположите малыша на спине и на краю стола, чтобы его ножки слегка свисали в вашу сторону, а одну свою руку для страховки положите ему на грудь. Затем второй своей рукой согните одно колено ребенка, прижмите к его животу и оставьте в таком положении. Спустя некоторое время он сам согнет вторую ногу. Повторите упражнение и для второй ножки.
Шестой месяц
Укрепляйте мышцы плечевого пояса и спины
Возьмите небольшой мяч, положите на него кроху животиком. Затем, удерживая его своей рукой за крестец и поясницу, совершайте движения вперед и назад в виде покачиваний.
Учите раскачиваться на четвереньках
Ребенка расположите на четвереньках и, придерживая за ягодицы и бедра, начните раскачивать его вперед и назад.
Укрепляйте мышцы ног и таза
Положите малыша с выпрямленными ножками на спину, по направлению к себе, а затем обхватите руками его коленки. Медленно и плавно поднимайте ножки до вертикального положения: вначале поочередно, а затем вместе.
Седьмой месяц
Укрепляйте мышцы плечевого пояса и глубокие мышцы спины
Расположите кроху на четвереньках и слегка похлопывайте его по животику. Это заставит его подтянуть живот и выпрямить спинку.
Формируйте правильную осанку
Поставьте ребенка на четвереньки, а недалеко расположите яркую игрушку. Затем подложите свои руки ему под грудь, поднимите над столом или полом, таким образом, чтобы руки и ноги малыша слегка упирались об опору. Далее стимулируйте карапуза «переступать» руками по направлению к игрушке.
Восьмой месяц
Тренируйте мышцы туловища
Расположите кроху в положении стоя на столе или полу, прижмите спиной к себе, а в его ногах положите яркую игрушку. Затем обнимите одной рукой его коленки, не давайте им сгибаться. Далее наклоните кроху вниз, побуждая его нагнуться и взять игрушку в руки.
Укрепляйте мышцы ног и живота
Положите малыша на спине, ногами к себе. Возьмите его ножки в свои руки, выпрямите их максимально. Затем совершайте ими параллельные поверхности движения, напоминающие ножницы.
Девятый месяц
Учите управлять своим телом и развивайте вестибулярный аппарат
Посадите маленького непоседу на пол с раздвинутыми ножками и сядьте напротив него в таком же положении. Затем возьмите его ручки или плечи в свои руки и совершайте медленные покачивающие движения из стороны в сторону, назад и вперед. Конечно, у крохи не сразу все получится: он может завалиться на бочок. Однако со временем цель будет достигнута: он научится удерживать равновесие.
Учите правильно вставать на всю стопу
Положите маленького непоседу на спину, согните его ноги в коленях, а тыльные поверхности стоп хорошо зафиксируйте одной рукой. Другой рукой возьмите малыша за обе кисти и потяните к себе, побуждая встать. Выполняя упражнение следите за тем, чтобы карапуз всегда опирался на всю стопу.
Десятый месяц
Укрепляйте мышцы бедер
Расположите кроху спиной к себе, поддерживая его под мышками своими предплечьями, а кистями слегка согните колени. В таком положении подталкивайте ребенка к приседаниям. Выполняя упражнение следите за тем, чтобы его спина всегда была вертикальная.
Укрепляйте мышцы спины
Встаньте на колени, а малыша положите на животик, ножками к себе, чтобы он ими обхватил ваши. Затем подведите свои руки под грудную клетку крохи, слегка приподнимите его и переместите тяжесть тела на руки. При этом следите за тем, чтобы таз ребенка не был выше уровня плеч. В таком положении стимулируйте его передвигаться на руках вперед к интересной игрушке.
Одиннадцатый месяц
Учите самостоятельно вставать и опускаться на четвереньки
На некоторое время поставьте возле опоры маленького непоседу, затем снимите его, удерживая под мышками и за таз, и посадите посредине комнаты. Малыш, в стремлении самостоятельно познавать мир, поползет обратно и вновь встанет на ножки возле опоры.
Учите перешагивать через предметы
Расположите на полу две параллельные ленты на расстоянии 15-20 см друг от друга, возьмите кроху за обе ручки и стимулируйте перешагивать через них. По мере усвоения навыка вместо лент используйте любые невысокие предметы (например, кубики).
Двенадцатый месяц
Учите приседать
Если ребенок уже хорошо и устойчиво стоит на ножках, то возьмите его за ручки и приседайте вместе с ним, пока он не устанет.
Учите ходить вдоль опоры (если кроха еще не ходит самостоятельно)
В этом возрасте, как правило, малыш уже уверенно ходит вдоль опоры. Учите его делать это правильно: обхватите голеностопные суставы крохи своими руками и переставляйте его ножки вбок (приставным шагом).
Вот, пожалуй, и все, что можно было рассказать о том, как правильно формировать двигательные навыки у ребенка до года.
Однако на практике родителям не всегда удается следовать столь четкому алгоритму, поскольку развитие каждого ребенка индивидуально. Поэтому ориентируйтесь только на то, что ваше чадо уже умеет делать самостоятельно, а не на соседского малыша. Ведь «соревнования» в этом виде «спорта» неуместны.
Автор: Корецкая Валентина Петровна, педиатр,
врач-ординатор детского отделения
Источник