Развитие духовного мира ребенка в начальной школе

Развитие и становление духовной культуры в современном мире – актуальная задача, стоящая в образовании на одном из первых мест.

    Воспитание – это прежде всего, духовное образование. Духовность личности – это система её ценностей, тот стержень, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность. В современных условиях развития общества дети, как никто другой, остро нуждаются в том, чтобы их свободное время было отдано достойным занятиям, наполненным высокого духовного смысла.

    К.Д. Ушинский, заложивший научные основы педагогической мысли в России, особо подчёркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы для развития индивидуальности.

Федеральный государственный образовательный стандарт включает новый компонент в структуру образовательных программ школ: «Концепцию духовно-нравственного воспитания российских школьников»

Содержание воспитания в общеобразовательной школе группируется вокруг системы базовых национальных ценностей, хранимых в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемых от поколения к поколению и обеспечивающих эффективное развитие страны в современных условиях.

Каждая из базовых ценностей педагогически определяется как вопрос и превращается в воспитательную задачу.

Воспитание и социализация школьников, обеспечивающие их духовно-нравственное развитие, интегрируют все основные виды деятельности:

  • ·урочную;
  • ·внеурочную (культурные практики);
  • ·внешкольную (социальные практики);
  • ·семейную;
  • ·общественно-полезную.

            Я в своей воспитательной работе приоритетное место отвожу духовно- нравственному направлению и считаю очень важным создание таких условий, при которых идёт формирование личности, устремлённой к созиданию совершенства, гармонии и красоты.

    Дело в том, что совсем недавно, современной школе не хватало духовности, основное внимание уделялось образованию. Теперь же приоритет в образовании отдаётся воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. А образование не будет иметь никакого смысла, если оно не будет готовить ребёнка к пониманию смысла жизни, который состоит не только в том, чтобы выбрать профессию, реализовать себя в жизни, а ещё в том, чтобы сохранить ,приумножить и передать другому поколению дух своей нации, культуры, сохранить свои духовные и нравственные ценности, стать положительным героем для своих потомков. Жёсткая система образования , как правило, у детей порождает протест, который выражается в разных формах: раздражённость. агрессия, безразличие к школьному обучению, падение дисциплины. Но самое главное, в сознании ребёнка появляется отвращение или безразличие к процессу познания, ученик внутренне отторгается от школы, и, как следствие, происходит переключение подростков на негативные проявления нашего общества.

    Группой психологов Новосибирского « Института Человекознания»  было выявлено, что до 80% школьных программ рассчитано на развитие левого логического полушария, отвечающего за различные способы доказательств и опровержений, за расчётливый ум и « хладнокровное» суждение . а эмоционально- образное, отвечающее за нравственные установки правое полушарие не развивается, поэтому из школы образованные. Но невоспитанные люди. А должны соблюдаться гармоничные пропорции развития левого и правого полушария, должна быть гармония образования и воспитания. Это хорошо поняли японцы, уделяющие много внимания в школе музыке, живописи, обучающие рисовать детей обеими руками.

     Дети приходят в нашу жизнь, чтобы помочь миру стать ещё прекраснее, мудрее и современнее. Будущее нашей планеты зависит от степени духовно – нравственного  состояния каждого его обитателя. Знания, интеллектуальные способности будут иметь прогрессивное значение, смысл только при наличии высокого уровня духовности человека.

   Проблема духовно – нравственного воспитания детей актуальна, и роль педагога, на мой взгляд, в решении этой проблемы велика.

  Я, как классный руководитель, давно задумалась об идее создания системы работы по духовно- нравственному воспитанию детей, вот уже третий год работаю в этом направлении целенаправленно, т. е. работаю по формированию у ребёнка духовности, основанной на общечеловеческих ценностях. Ставлю и решаю такие цели и задачи:

  1. Сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному населению народов России.
  2. Формирование духовно- нравственных качеств личности.
  3. Разностороннее развитие детей; формирование их творческих способностей; создание условий для самореализации личности; воспитание у детей целостного миропонимания, современного научного мировоззрения.
  4. Формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни.
  5. Формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников.

Сейчас эта работа у меня сложилась в определённую систему:

1.Система часов общения « Уроки добра»

2. Тесное сотрудничество с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей.

3. Гармоничная связь воспитания с образованием.

Итак, часы общения под названием « Уроки Добра»- Что это за уроки? Это уроки воспитания духа, воспитания сердца, воспитания души. На этих уроках дети учатся ласке, доброте, заботливому отношению к живому и прекрасному, воспитывается чувство долга перед другими людьми.  Узнают о том, что у человека есть душа, что духовное развитие очищает душу от плохих мыслей и плохих поступков, узнают о Законах Космоса, даётся понятие о природе как о живом организме, формируется чувство единения с Природой.

     Например, на первом занятии «Наш космический адрес», дети узнают, что они являются неотъемлемым звеном всего мира. Наглядно в ходе работы выстраивается такая цепочка:

1.Вселенная

2. Солнечная система.

3.планета Земля

4.Страна Россия.

5. Город Санкт-Петербург

6. Моя улица, дом.

Себя дети представляют в виде «маленькой частички Вселенной», этим я наглядно показываю детям, что они являются общей частью чего-то одного большого.

 На втором занятии « Организм» узнают о тепловой энергии, лучах-испарениях. Идущих от каждого человека. Чем больше хороших лучей, тем лучше будет окружающий мир.

После этого они рисуют человека. От которого идут светлые тёплые лучики.

На четвёртом занятии «  Закон Любви», дети узнают о самом главном Законе Космоса-«Законе Любви».  Только любовью создаётся вся жизнь. Предлагаю детям выйти на улицу, мысленно поздороваться с Природой, посмотреть на деревья, кусты, траву. Полюбоваться их красотой, мысленно послать им из своего сердца тёплый, ласковый лучик любого цвета, какой им захочется. Предлагаю представить: когда эти лучики сольются, то получится красивая радуга, зашелестят листочки, дрогнут цветочки, они почувствуют эту красивую радугу и теплота, которую вы почувствуете в своём сердце, будет ответом на вашу любовь.

    На следующем занятии дети приносят альбомы, краски и зарисовывают природу, выражающую свои чувства к ней как одухотворённые существа.

    На последующих занятиях говорим о любви к Матери, к Родине через книги ,живопись,

музыку. Вот примерные темы: «В любви к людям- наше духовное начало», «Совесть», «Мама и папа», «Добро и Зло», «Душа», и др.

Эти занятия закладывают основы нравственного и духовного развития, учат детей уважению к себе и другим. Занятия детям очень нравятся, т.к. создают положительный эмоциональный настрой, атмосферу добра.

    Очень важной в системе по духовно- нравственному воспитанию детей является работа с родителями. Ни для кого не секрет. Что очень часто в последнее время наблюдается достаточно рациональное и потребительское отношение детей к собственной семье. Дети требуют от родителей роскошных вещей, не считаясь с тем, что легко ли родителям это даётся. На мой взгляд, необходимо ребёнка учить любить и беречь семью. Своего отца и мать, дух своего дома. Поэтому необходимо наладить тесную взаимосвязь родитель- ребёнок.

   Традиционными стали в классе совместные мероприятия детей и родителей. Это и утренники, и родительские тематические собрания, и праздники, и поездки в театр.

   Совместные дела несут в себе большую ценность. Это общение поколений. Передача жизненного опыта старших младшим. Когда дети видят участие своих родителей в их жизни, заботу о их детстве, не безразличие к их детским проблемам, школьным делам, между ними возникают не только родительские, но и дружеские отношения, дети проникаются чувством уважения и гордости за своих родителей.

    Одно из родительских собраний было посвящено теме: « О родных и близких с любовью». Это был час сердечного общения. Дети долго готовились к нему: делали поделки для пап и мам, писали сочинения на тему: «Дом, в котором я живу», рисовали рисунки на тему: « Окна моего дома», подготовили портретную галерею, посвящённую родителям. На встрече дети читали стихи, пели песни. В конце мероприятия в честь памяти наших предков, с которыми мы связаны тонкими нитями, зажгли свечи и исполнили песню « Наследники России».

  В этом году мною была  разработана программа кружка «Человекознание»,

Кружок этот выбрала не случайно, как я уже говорила, необходима гармоничная связь между образованием и внеурочной деятельностью. Реализуя программу курса, ставлю

следующие цели и задачи:

1.Познание ребёнком самого себя, умение увидеть себя с другой стороны, по- другому.  ( Что человек есть на самом деле не только то, что мы видим, человек- это не только существо, которое кушает, спит, размножается, а это гораздо большее, что у человека есть невидимое тело- это душа, а душе нужна другая пища, отличная от той, что нужна плотному телу, что душа только тогда спокойна, когда она находится в ладу со своей совестью, что человек не должен жить только ради своих прихотей, что он должен обязательно отдавать частицу себя для блага других людей, что только тогда он будет счастлив.).

2. Заложить основы нравственного и духовного развития детей, развить чувство уважения к себе и другим, развить у них чувства мироощущения, миропонимания- отсюда будет гармония во всём.

Прежде всего в преподавании этого кружка дети узнают, что у человека есть несколько тел- видимое, т.е. плотное и невидимое- т.е. тонкое. Узнают о связи плотного мира с тонким, что весь мир, Вселенная – это живой организм. И вести себя. И жить в этом мире надо немножко по- другому, иначе, чем живут многие люди сегодня (Быть очень бережным ко всему живому, внимательным, преображать жизнь на земле, а не разрушать, не преследовать корыстных целей, а делать всё от души.)

Вот тематика некоторых занятий:

« Первоначальные сведения из географии и астрономии».

«Как устроен человек?»

«Болезни».

«Будущее».

«Настроение».

«Психология». И т. д.

К окончанию курса ребёнок должен стать

  • – богаче душой
  • – добрее, внимательнее к окружающим
  • – научиться принимать серьёзные решения
  • -научиться контролировать ситуацию, видеть свою роль в этой ситуации
  • -видеть последствия
  • -прогнозировать
  • -предвидеть

         В  процессе проведённой работы , я увидела положительные изменения в детях.

Уроки «Добрых Знаний», тематические часы общения, коллективно- творческие дела, совместные мероприятия с родителями, оказали положительное влияние на атмосферу в классе, помогли в развитии и выборке духовно-нравственных ценностей и ориентиров у детей. Дети стали спокойнее, дружнее, стали бережнее относиться к природе, уважительно относиться к взрослым, родителям. Надеюсь, что ученики, которых ещё не совсем затронули нравственные темы, потянутся вслед за товарищами, проникнутся идеями духовно-нравственного просвещения.

       Считаю, что очень важно не только научить ребёнка каким-либо наукам, но и приобщить к духовным ценностям. Опыт показывает, что работа в этом направлении будет эффективной. Если будут в воспитании детей участие принимать родители, если работа будет проводиться целенаправленно, обеспечивая связь образования и воспитания.

   Работу в этом направлении планирую развивать дальше, продолжить поиск новых, интересных форм духовного развития ребёнка.

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Иркутск средняя общеобразовательная школа № 75

Духовное развитие младших школьников  в современном мире  

VI городская школа-конференция «Воспитание духовности в современном мире»

                                             Подготовил учитель:

 Романовская Марина Николаевна

г. Иркутск – 2017

План

  1. Освещение теоретических вопросов по проблеме

          1.1.    Введение (актуальность данной проблемы)

          1.2.     Учебный  курс «Основы религиозных культур и светской  этики»

 в 4-х классах

  1. Презентация педагогического опыта
  1. Используемые методы и приемы
  2. Внеурочная деятельность
  3. Социальное партнерство
  1. Заключение
  1. Освещение теоретических вопросов по проблеме.
  1.  Введение

                        Цель:  Обобщить и представить опыт работы по духовно-нравственного воспитанию младших школьников.

                        Задачи:  

                         1.Расширить представление и обогатить педагогические умения педагогов по вопросам нравственного воспитания младших школьников;

                        2. Вовлечь педагогов в обмен мнениями об успехах и трудностях духовно-нравственного воспитания  обучающихся; способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления.

                        Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является сегодня одним из ключевых вопросов, стоящих перед  каждым родителем, школой, обществом и государством в целом. К сожалению, в современном  мире люди стали более нетерпимыми, жесткими и жестокосердными по отношению друг к другу. Из повседневной жизни постепенно вытесняются  следующие понятия:  добро – как источник радости, мира и согласия в душе; покаяние как отречение от зла; милосердие – как милость в сердце; благодать – как добрые дела и любовь к близким.

   Вопрос духовно-нравственного воспитания уходит корнями далеко в историю. Педагог Я.А. Коменский цитировал в свое время древнеримского философа Сенеку: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Также очень часто он обращался и к известному народному изречению: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

   В настоящее время вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения приобрели  особую значимость.   Президент В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию отмечал, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития современного государства, как его политическая и экономическая стабильность». Вся история Государства Российского доказывает,  что идеалом нашего народа  всегда были святость, духовность и любовь к Родине.

Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. И сегодня, существенную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения отводят именно школе, где создается  особая духовная атмосфера, особый внутренний уклад, которые способствуют духовному становлению ученика, пробуждают в нем желание делать добро.

  Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений.

А младший школьный возраст   является периодом наиболее интенсивного становления моральных установок, поэтому нравственное воспитание в этот период приобретает особую значимость. В этом возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными этическими нормами.  .

 Акцент стоит сегодня не на передаче знаний, а на их создании – на исследованиях, на творческих задачах, на проектных работах младших школьников. Важно создать условия, в которых ребенок научится мыслить, создавать новое, работать в команде, ставить и реализовывать цели, управлять своим состоянием и своим развитием.  

Именно в этом возрасте, возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.

          Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий».

   Решение о введении предмета  « ОРК и СЭ» продиктовано потребностью усилить нравственное воспитание детей в школах, и в то же время, новый предмет может иметь большое педагогическое значение и для семейного воспитания

    1.2 Учебный  курс «Основы религиозных культур и светской  этики» в 4-х классах.

 Курс «Основы религиозных культур и светской этики»  является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

 Основной особенностью учебного предмета является его интегративный характер. Содержание предмета взаимосвязано с другими предметами начальной школы: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство»,с внеклассной работой, проводимой в школе, с воспитанием детей в семье.

                           Знания, которые получает ученик в начальной школе, от класса к классу, как бы накладываются друг на друга, включаются  в прочные ассоциативные связи. Положительный нравственный пример из прошлого или настоящего пробуждает у школьников стремление к подражанию, способствует нравственному воспитанию.  

 Изучение культурно-религиозных традиций и нравственных норм, заложенных в содержание курса ОРКиСЭ, рассматривается как основа воспитания нравственных качеств ученика, формирования гармоничной толерантной личности.

  1. Презентация педагогического опыта.
  1.  Используемые методы и приемы.

                        В нашем ОУ  из шести модулей, предложенных,  изучается один  модуль:   «Основы светской этики».  В школе созданы необходимые условия для преподавания нового курса.   Занятия по предмету проводятся  в   оборудованных кабинетах, оснащенных  аудио,   мультимедиа- оборудованием, все участники образовательного процесса имеют комплект рекомендованных учебно-методических материалов.

   В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности   использую   современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению, т.е. интерактивные методы обучения:   

 работа в малых группах, парах; групповое обсуждение; диалог;  экскурсии в храм, музей; мозговой штурм; творческие задания; метод проектов и др. Через проекты,  исследовательскую деятельность, творческие отчеты, уроки мужества, фестивали,   обучающиеся  начальной школы воспринимают окружающую среду, мир, природу, людей на эмоциональном уровне, чутко улавливают происходящие изменения в семье, в обществе, в школе. Дети понимают, что в основе добрых дел лежит любовь к людям, преданность Родине, бережное отношение к традициям своего народа, долг и ответственность.

В ходе интерактивного обучения обучающиеся взаимодействуют с собственным жизненным и учебным опытом, с опытом своих одноклассников.  В результате сотрудничества возникает новое знание.  

 Работа с текстом, чтение историй, художественных рассказов, фрагментов священных книг, притч и т.д. является неотъемлемой частью учебной деятельности в рамках курса ОРКиСЭ.     

 На  уроке по теме «Россия–Родина моя», был акцент на понятии «Россия-многонациональная страна». Учащиеся самостоятельно, работая в группах составляли правила толерантного отношения к людям ,в том числе к людям другой национальности. На протяжении  всего урока звучала фраза: «Мы разные-в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила».

 Было предложено домашнее задание: провести интервью с членами семьи по вопросам:

-на сколько соблюдаются традиции своих народов;

-стихи каких  национальных поэтов знают.

В заключительной части урока звучало стихотворение С.Орлова «Родное»

Мои уроки прививает  любовь к Родине, которая начинается с любви к семье, родным и близким людям.  

Предмет «ОРКСЭ» имеет не вероучительный, а культуроведческий характер, а культура у нас одна – культура многонационального народа.

   Результаты  анкетирования  учащихся говорят о том, что курс, основанный на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для учащихся интересным, значимым, привлекательным, значит, и эффективным. Учебный курс   предоставляет школе и учителю большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, оказания помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и укреплению семьи.

 2.2.  Внеурочная деятельность

Наряду с урочной деятельностью, вопрос духовного воспитания рассматривается  и во внеурочной деятельности. К дню толерантности был проведен праздник «Дружба народов». Идеей этого праздника стало то , что в  Иркутске, в том числе в нашей школе учится много детей разных национальностей.

Было проведено анкетирование, в ходе которого выяснились национальности семей или родственных корней, желание представить свою национальность. Было опрошено 57 семей   1 и 4 класса. На празднике было представлено 7 национальностей: Белоруссия, Молдавия, Бурятия, Россия, Узбекистан, Украина, Азербайджан, Татарстан.

Родители изъявили желание представить свою национальность в традиционных костюмах, песнях, стихах, танцах, народных промыслах.

Совместное творчество сблизило детей, родителей, сплотило семьи, так как все   были заняты общим делом. Родители сшили национальные костюмы, подготовили презентации своей культуры, подготовили атрибуты своей национальности. Нашу страну Россию представило несколько семей, которые рассказали о символах России, национальных блюдах.   В костюмах были не только дети, но и большинство родителей, которые представляли свою национальность вместе с ребенком. На празднике звучали татарские , узбекские, русские, украинские песни, стихи на азербайджанском языке, были исполнены русские, цыганские, узбекские, татарские танцы. Представлены народные промыслы России : гжель, хохлома.

Родители на празднике были очень тронуты той обстановкой, которая царила в зале. Такое мероприятие, думаю оставило след   на всю жизнь в душах как родителей, так и детей, след гордости за свою национальность, за Россию.

В результате проведенного мероприятия дети стали добрее, терпимее, отзывчивее, милосерднее друг другу. Родители написали отзывы праздника на сайт школы. Сценарий праздника  был отправлен на Всероссийские конкурсы «Творческий переполох» в номинации «Лучший сценарий» и занял 1 место и  диплом лауреата в творческом конкурсе разработок внеклассных мероприятий «Новые идеи 2016» .

2.3 Социальное партнерство

 Это мероприятие побудило учеников и родителей к благотворительной деятельности. Родители предложили организовать сбор игрушек, книг, детских вещей для Центра помощи детям Свердловского района Иркутской области. На благотворительную акцию откликнулось 46 семей. Уроки, праздники, акции – все это звенья одной цепи, призывающие задуматься о тех, кто рядом и проявлять к ним нужно терпение, милосердие, сострадание.

Все мы : учителя, родители, дети –участники образовательного процесса. Роль учителя огромна.

Именно преподавателям курса «ОРК и СЭ» ,доверяется очень важная работа – достучаться до сердец обучающихся  и их родителей. Они  должны последовательно, глубоко, профессионально говорить с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значениях в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях, раскрывать перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.

 Детство всегда с надеждой обращено в будущее, каким бы не было беспощадно настоящее. И дети как правила ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит их жизнь. Призовем ли мы их к свету, или оставим во тьме неведения. От этого зависит наш завтрашний день.

 Считаю, что самое правильное, только личный пример родителей, друзей, общественности  поможет решить сложившуюся проблему нравственного воспитания подрастающего поколения,  правильно сформировать взгляды детей, расставив приоритеты. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.

 И как сказал Л.Н. Толстой: « Только личным примером конкретного дела могут решаться проблемы духовности в современном мире»

Все нравственное воспитание детей сводится к личному примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.

III. Заключение

Таким образом: нравственные качества человека, будущего общества должны закладываться уже сегодня,  не только  на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку, но и во внеурочной деятельности. Школа содействует формированию целостной структуры личности, что позволит ребёнку в будущем позитивно преодолевать кризисные периоды взросления, быть духовно здоровым человеком, подлинным гражданином своего Отечества.    Образование – это та сфера общественной жизни, где воспроизводится нация, где передается от поколения к поколению социально-культурный опыт, накопленный народом за века и тысячелетия его исторического развития. Наша задача – помнить об этом.

В заключении хотелось бы обратиться к словам В.А. Сухомлинского, который  сформулировал «закономерность нравственного воспитания»:   «Если человека учат добру – … в результате будет добро».  Только учить надо (с любовью) постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. И тогда наши  ученики станут социокультурными личностями, способными принять, сохранить и развить наследие семьи, края, своей страны.  

Список использованных источников

1.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р «О введении с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»

2.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, 2011г.

3. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. – М., 2000 гличности гражданина России./М.: Просвещение, 2011.

4. Инструктивно-нормативное письмо Минобрнауки России № 08-250 от 22.08.2012г «Об обучении основам религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях для учителей и организаторов введения курса»

5. Духовный мир младших школьников: состояние, проблемы становления, диагностика. / Сборник научных работ аспирантов и молодых преподавателей. Педагогика./ Ростов-на-Дону: РГПУ.— 2012— С.146-152.

Источник