Развитие духовно нравственного развития ребенка в семье

Развитие духовно нравственного развития ребенка в семье thumbnail

 Духовно-нравственное воспитание в семье.

Автор:

Черных Ю.А.

Гришаева С.В.

  • 12«Единственный, прямой путь к возрождению нашего народа – это создание крепкой семьи, духовно-нравственное воспитание и образование, возвращение к историческим корням, к подлинной культуре. Пришло время возрождать истинные традиции Добротолюбия и Домостроя, повышать в общественном сознании ценность семьи, как «малой Церкви и Церкви как большой семьи»

        Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея         Руси

 Духовно-нравственное воспитание – сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

 Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родном крае.

        Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания в детском саду в тесном взаимодействии с семьёй, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития духовно здорового человека.

Все начинается с детства. Мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и белоствольные березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье родника. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

        Духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

        «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В.А.Сухомлинский.

    Наша работа по духовно-нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной образовательной программе ДОУ»

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОУ:

Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.

 Задачи:

  • раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,
  • активизация позитивных, гармоничных, отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде,
  • формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,
  • охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,
  • создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

В нашем детском саду функционирует «Музей русской старины».  Проводя в нём занятия или совместные с родителями развлечения, мы, педагоги, преследуем такие задачи, как  расширение представлений детей о жизни русского народа, развитие  познавательных интересов детей, воспитание  любви к русским традициям.

        Большую помощь воспитателям при его создании оказали родители. Для  пополнения музея новыми экспонатами они приносили  различные предметы старинного быта, посуду, вышивки, рушники белгородской области и т.д.

Детям очень нравятся занятия и развлечения, проводимые в мини – музее. Они с удовольствием рассматривают и пробуют в действии предметы быта, узнают, как проводятся традиционные православные праздники, какие отношения были в семье в старину, чем люди занимались, когда не было телевизоров и компьютеров. Здесь они начинают понимать, что мы меняемся: мы не такие, как наши предки, а наши внуки будут не такие как мы, но вечные ценности – это то, что нас объединяет, скрепляет. Целью таких мероприятий является приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры, восстановление традиционного уклада.

Духовно-нравственное содержание воспитания идет параллельно с различными  видами  детской деятельности:

 игровая: проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых игр.

дидактическая: «Православные праздники»

конструктивная: «Выложи из палочек», «Моделирование храма».

словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр.

        В организации сюжетно-ролевых игр учитываем  нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;

 продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;

– театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил»), («Давай помиримся»…)

 В группе оформлен  патриотический  уголок для детей, в оформлении которого также большое участие принимают родители.

Он помогает педагогам познакомить детей: с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами родной страны и города (флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы города); с русскими народными промыслами и традициями других народов. Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны.

 В нашей группе благодаря родителям появился фотоальбом с достопримечательностями нашего Белогорья, кукла в Белгородском национальном костюме, кукла в военной форме, а также флаг России, портрет президента и герб России.

Был налажен тесный контакт с родителями. Для этого проводились индивидуальные беседы с мамами, папами и даже бабушками. Целью этих бесед было выявления в  каждой семье их собственного отношения к духовному – нравственному воспитанию. Беседы проводились тактично, без лишнего навязывания и давления.

В группе проводилось анкетирование и тестирование родителей.

 Выяснилось, что, в основном, все родители одобряют необходимость усиления духовно – нравственного воспитания.

 После бесед вместе с группой мам и бабушек было организовано родительское собрание с участием детей по теме «По Руси».

Целью такого собрания было приобщение родителей к работе детского сада по воспитанию у детей духовно – нравственных качеств. В ходе собрания было заслушано выступление воспитателей об истории русского государства, о становлении православия на Руси. Затем мамы и бабушки исполнили несколько русских народных песен.

Родители учились слушать и слышать друг друга, у них формировалось умение приходить к согласию, принимать совместные решения в семье.

В родительском уголке нашей группы регулярно выставляются консультации для родителей по теме духовно – нравственного воспитания.

 Следующим этапом работы по приобщению родителей и детей к духовным ценностям было празднование главного христианского праздника – Пасхи. Мамы испекли и принесли в садик куличи. Воспитатель с использованием красочных иллюстраций рассказала об истории этого праздника, о некоторых чудесах Иисуса Христа. Затем дети рассказали стихи. К празднику организовались и выставки работ педагогов, детей и их родителей.

 Праздник надолго запомнился и детям, и взрослым.

 Далее по работе в данной области была организована выставка рисунков и поделок, отражающих сюжеты их жизни святых, из Библии. Дети узнали о рождении и жизни Иисуса Христа на земле, о Сергее Радонежском, о Древней Руси…

                Живём мы в сложном мире, нашим детям нужна прочная опора, тепло и свет, чтобы не озлобиться, выстоять. Особенно плохо и трудно детям, которым в наше время часто не хватает любви, радости, сердечного тепла. Поэтому в своей работе мы планируем чаще обращаться к темам, пробуждающих в детях милосердие, сопереживание, стремление помочь. Для этого участие родителей просто необходимо.

Читайте также:  Функции семьи в развитии ребенка

Традицией стало проведение в нашем городе  благотворительной акции «Белый цветок». В духовном воспитании ребёнка – одной из главных задач, является воспитание привычки к делам милосердия. Воспитание любви строится на чувстве сострадания, сопереживания, соучастия. Поэтому особо значимыми в нашем дошкольном учреждении и стала эта благотворительная акция. Дети вместе с родителями изготавливают поделки своими руками и вырученные средства идут в фонд помощи больным детям. Эта добрая традиция, исполненная милосердием,  является фундаментом для формирования  личности человека, как взрослого, так и ребенка. В будущем они смогут позаботиться сами о своих престарелых родных.

 Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

– чтение народных и авторских сказок,

– цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

– знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Масленица, Пасха, Троица)

– тематические выставки детского творчества.

– знакомство детей с жизнью православных святых и защитников земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.

– постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

                        Я и моя коллега стараемся так организовать жизнь детей в группе, чтобы дети чувствовали себя нужными в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии.  Ведь всё лучшее из детства найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет влияние на духовно-нравственные достижения человека.

Источник

Духовно – нравственное воспитание в семье

Среди многих проблем современного образования наиболее актуальной является духовно-нравственное воспитание. Жители нашей страны, которых волнует будущее России, не могут не думать о духовно – нравственном потенциале подрастающего поколения. Ведь наши дети постепенно обогащаются духовно, формируют в себе личные качества в процессе образования, в котором принимают участие государство, семья, образовательные учреждения и Церковь.

Приоритетными направлениями на пути духовно-нравственного просвещения и воспитания является приобщение учащихся к духовному потенциалу русской культуры. Мы должны с самого раннего возраста прививать детям традиции своей культуры, уважение к другим людям, основы духовности и нравственности. Основная обязанность по проведению духовно-нравственного воспитания принадлежит семье как важнейшему социальному институту, влияющему на формирование мировоззрения детей.

Как бы много ни говорили сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как школа, средства массовой информации, улица. (Влияние семьи на развитие ребенка составляет 40%; средств массовой информации – 30%; школы – 20%; улицы – 10%) .

счастливая семья — это главная ценность государства.

Семья — самое главное в жизни для каждого из нас. Семья — это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Народная мудрость, характеризуя человека, большое значение придавала влиянию на него той семейной обстановки, в которой он вырос. Если о человеке говорят «он из хорошей семьи», это значит, что человек этот трудолюбив, честен, доброжелателен, на него можно положиться в беде, с ним хочется поделиться радостью.

Огромное значение для воспитания детей имеет семейный уклад. Для полноценного воспитания каждого ребёнка требуется семья: отец, мать, дедушка и бабушка, старшие братья и сестры, сам ребенок, младшие братья и сестры. У каждого члена семьи должно быть свое место, свои обязанности, каждый член семьи должен выполнять свои функции. Но в устройстве современных семей, когда семья неполная, родители разведены или семья потеряла кормильца, особенно, если в семье один ребёнок, родители чувствуют невольную вину перед ребёнком и стараются уделять ему больше внимания, потому в таких семьях часто допускается искажение, и негласным главой семьи становится ребенок. У ребенка не должно быть никаких привилегий, никаких особых прав, которые возвышали бы его над родителями. Он должен знать свое место в семье.

Обратившись к истории нашего народа, мы видим, что создание семьи на Руси испокон веков считалось свидетельством зрелости человека. Несемейный человек, избегающий ответственности, считался ненадежным, подвергался осуждению общества. В Древней Руси воспитание было суровым, исключающим свободу личности. Дети всецело подчинялись родительской воле, и люди даже помыслить не могли, что существуют другие методы воспитания. Но проходили века, менялись взгляды, убеждения, образ жизни и отношение к семье и воспитанию тоже изменилось. Основной трудностью являлось (как и в наше время) умение совместить роль «добытчика» и внимательного, ответственного отца, заботящегося не только о материальном благополучии детей.

Сейчас большинство женщин работает. В течение всего дня папа на работе, мама на работе, дети в детском саду или в школе. Какими дети видят своих родителей? Отец усталый пришел с работы, он ложится на диван и начинает читать газету. Мать приходит с работы и сразу за домашние дела. Ребёнок опять предоставлен самому себе, в лучшем случае ему помогут скоротать свободное время книги, любимые занятия, в большинстве случаев – телефон, компьютер или телевизор.

Прав был А. с. Макаренко, когда, обращаясь к родителям, говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми… как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, , вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».

Дети наблюдают за взрослыми, их поведением, разговорами, взаимоотношениями именно в семье. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, вежливы, верны своему слову, уважают друг друга, бережно относятся друг к другу, все проблемы семьи решают сообща на семейном совете, то их дети, как правило, вырастают хорошо воспитанными.

Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были целесообразно деятельными, не проводили свое время в праздности, которая порождает лень.

С раннего детства ребенок уже должен знать, что такое труд. Очень важно, чтобы у каждого ребенка в семье была своя постоянная обязанность Обязанностей, конечно, не должно быть непосильно много – лучше одна, но выполняемая неукоснительно.

  • Воспитание любви к Родине – важная задача нравственного воспитания подрастающего поколения. Необходимо с ранних лет воспитывать у детей интерес к событиям, происходящим в окружающей их жизни, интерес к культуре, истории.
Читайте также:  Карточки слоги для развития ребенка

У детей родители должны формировать эмоциональное отношение к родной стране, уважение к государственной символике, чувство гордости к достижениям наших людей, интерес к жизни народов, их культуре, знакомить с достопримечательностями своей страны, посещать выставки, музеи.

Большую роль в духовно-нравственном воспитании школьников играет влияние природы на духовный мир человека.

 Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы вызывает у человека удивление, восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности.

К.Д.Ушинский был убежден в том, что тот ребенок несчастен, который вырос, не видя лугов, не любуясь полевыми цветами. «Зовите меня варваром в педагогике, – писал он, – но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».

Ценностным средством воспитания являются семейные традиции, передающиеся из поколения в поколение, нормы поведения. Это могут быть: интересное проведение дней рождений членов семьи, день памяти родных, возложение цветов к памятникам воинам.

Семья и дети  остаются главными ценностями. Но существует и так называемая обратная сторона медали: мы по-прежнему видим в современном обществе массу отрицательных факторов, в числе которых следует упомянуть плохие жилищные условия, угрожающее состояние экологии страны, неуверенность родителей в завтрашнем дне, демографический кризис. Есть все основания полагать, что наше общество переживает кризис семейных ценностей. Особую тревогу вызывает постоянно возрастающее количество неполных семей, в которых ребенок испытывает недостаток не только в материальных благах, но и в любви, заботе, участии. Однако в числе положительных тенденций нашего времени нельзя не назвать возросшее внимание государства к данному социальному институту, поощрение молодых семей, повышение престижа многодетной семьи  Увеличение пособия на первого ребёнка. Возрождение традиционных семейных ценностей — трудная задача общества и государства, которая для русского народа, однако, не является невыполнимой.

Источник



В наши дни российское общество переживает не лучшее время. Наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям оказались дети. В силу возраста ещё не имея поддержки внутренней, они во многом утратили поддержку внешнюю — семьи.

Как бы много ни говорили сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как школа, средства массовой информации, улица. (Влияние семьи на развитие ребенка составляет 40 %; средств массовой информации — 30 %; школы — 20 %; улицы — 10 %).

Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие — в первую очередь, духовная культура семьи. Дух, который царит в семье, дух которым живут родители, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании его внутреннего мира.

Духовно-нравственное воспитание, как развитие основных способностей, является не только первостепенной задачей, но и средством преодоления разобщенности между взрослыми и детьми в семье.

Пока подобная разобщенность не будет преодолена, пока не будет достигнуто духовной общности в семье, мало что удастся сделать в духовно-нравственном воспитании детей.

В 1928 году протопресвитер Василий Васильевич Зеньковский писал о том, что «Вся духовно-нравственная работа вне семьи, хотя, без сомнения, нужна и значит очень много, никогда не может захватить души так широко и глубоко, как это возможно в семье… Вне семьи и мимо семьи религиозное оживление не сможет иметь исторического влияния. Реальную и полную основу духовно-нравственного возрождения России может создать именно семья».

Но на сегодняшний день ни семья, ни образовательное учреждение в полной мере (а часто даже и фрагментарно) не в состоянии целенаправленно, систематически и оптимальными способами решать задачу своего духовного возрастания, духовно-нравственного воспитания своих детей и взаимодействия в этом процессе. Причины такой несостоятельности известны. Это утрата традиционного для православной культуры понимания воспитания (семейного воспитания, в первую очередь) как добровольного крестоношения, жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление отношений духовной общности с детьми. Это и отсутствие у родителей (или наличие искаженных) знаний о законах духовной жизни и закономерностях духовно-нравственного становления человека, неграмотность современных родителей в вопросах приоритетов развития и воспитания в различные периоды детства, скудость общественного опыта освоения традиций православного воспитания, недостаток личного живого духовного опыта и родителей, и педагогов, духовная немощь сегодняшних детей.

Мало кто любит, когда ему навязывают что-то новое, но при этом, уважает и принимает традиции. Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. В современной России произошли перемены. Они коснулись и изначальных ролей мужчины и женщины. Женщина перестала быть хранительницей, а мужчина основным добытчиком и защитником. Древнее предназначение женщины, хранительницы семейных традиций отошло на вторые роли. Также изменились и взгляды на понятие «семьи», на верность в семье, на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью — семьёй, были потеряны. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крыше, при этом, не имея ничего общего, даже порою, не зная друг друга. А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям. Поэтому, традиции — это основа уклада семьи, семьи — дружной крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать традиции, семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей. Традиция переводится как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности. Именно традиции выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, это основа воспитания детей. Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования. Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей. С семьи начинается и приобщение к культуре, религии ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, идеалы. Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. Семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы в члене семьи. Неплохой традицией является обсуждение вопросов семейной жизни. К примеру, когда за вечернем чаем, все члены семьи рассказывают о том, что сегодня с ними произошло интересного, помимо этого, обсуждают планы на будущие выходные, главное, что бы и дети также высказывали свои мнения. Полезный обычай — разбирать собственные ошибки вслух, это даёт возможность проводить беспристрастный анализ поступков и делать правильные выводы на будущее. Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей. Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни. Хорошей традицией является празднование дней рождений, причём отмечание должно сводиться не только к поеданию чего- то вкусного, а именно проделыванию чего- то особенного и весёлого. Для детей все праздники — необычные и сказочные, поэтому задача взрослых сделать так, что бы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастит и будет воспитывать своего малыша.

Читайте также:  Схема факторы психического развития ребенка

Семейные отношения — в первую очередь духовные отношения. Воспитание юношей и девушек основывалось на понимании того, что половые отношения возможны только в рамках семьи и должны быть освящены благодатным союзом в таинстве венчания. Юношей и девушек всем укладом жизни семьи приучали к стыдливости. Однако духовная основа семейных отношений по мере закрытия храмов и воздействия атеистической идеологии постепенно исчезла. Потеря духовной основы семьи, страха Божия, постепенно приводила к более свободным, точнее, распущенным отношениям, о которых все же не принято было говорить, на социальном уровне такие отношения даже осуждались. Между тем внешние проявления жизни, такие, как рост числа разводов, увеличение количества абортов, свидетельствовали о наличии проблем в семейных отношениях. В православной семье весь уклад жизни связан с церковным календарем.В современном мире проявлять благородство, гостеприимство, доброту и умение даже повседневные заботы и личные проблемы осмысливать и подчинять высочайшим духовным идеалам.

Целью таких форм является содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания. Помощь семье в осознании и оформлении своей системы жизненных ценностей, содействие родителям, бабушкам, дедушкам и другим членам семьи в овладении навыками творческой семейной педагогики.В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой эгоизм, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо». В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Видимым проявлением семейной жизни является дом. Дом — это место, где разворачивается и телесная, и душевная, и духовная жизнь семьи.Семья и дом являются для наших детей духовной крепостью, которая защищает их от искушений мира сего. Что же могут сделать родители, чтобы помочь детям устоять против этих искушений? Ежедневно мы должны быть готовы преодолевать влияние мира здоровым христианским воспитанием. Мы должны быть достаточно рассудительными, чтобы использовать в своих воспитательных целях все, что есть в нем положительного. Прежде всего, семья становится источником любви для детей. Атмосфера семьи сильно влияет на формирование душевного образа ребенка, определяет развитие детских чувств, детского мышления. Эту общую атмосферу можно назвать «мироощущением семьи». Выросшие в атмосфере любви дети несут ее в себе и дальше, создавая свои семьи, наполняют этой любовью землю. Любовь есть единственная творческая сила.Итак, семья создана как источник любви и творческой силы для всего человечества. Нет любви — и любая методология воспитательного процесса обречена на провал.

Кроме этого, данная тема актуальна еще и потому, что многие родители не знают, как воспитывать детей в духе христианской веры. По данным исследований А. Стрижёва, сплошь и рядом родители сообщают детям такие религиозные понятия, которые они не воспринимают или слабо воспринимают. Нередко в наше время впадают в другую крайность — ничего не сообщают детям, воображая, что оставление детей в религиозном вакууме будто бы охраняет «естественное» развитие души. Нередко родители превращают Божество в детских глазах в какую-то карательную инстанцию. Родители учат не любви к Богу, развивают не творческое устремление детской души к Тому, Кто все создал и все сохраняет, а развивают страх перед Богом. Это необычайно вредно отзывается на детской душе и имеет свое образное отражение.

Иногда родители учат своих детей лжи собственным примером, когда говорят ложь в их присутствии, они спокойно произносят ее, как совершенную истину. Но на ребенка, которому еще не приходилось изменять чувству истины, эта ложь действует поразительным образом: он возмущается ею и никак не может понять, как его мать, учившая его говорить всегда правду, теперь говорит, что ее нет дома, когда она сидит на кухне. Не нужно наказывать детей за их искренность, откровенность, хоть бы она не нравилась, ставила в неловкое положение. Не нужно заставлять детей говорить о чувстве радости, любви, благодарности, печали, соболезнование, когда известно, что на самом деле в душе его нет и тени этих чувств; подобное принуждение — это прямое приучение к пустым, хоть и вежливым фразам, приучение к лицемерию и притворству.

Современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом обретать сущностное понимание отцовства и материнства, становиться носителями духовной культуры, осваивать свое родительство как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним, учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться сегодня нам всем.

Литература:

  1. Бородина А. В. Основы православной культуры. М.: Покров, 2003.
  2. Викторович В. А. Россия и славянский мир. История, язык, культура. М.: Три квадрата, 2008.
  3. Печников Б. А. Рыцари церкви. М.: Политиздат, 1991.
  4. Рогов А. Русский народ. Православие. М.: Олма-Пресс, 2008.
  5. Гараджа В. И. «Религиоведение» М. «Аспект Пресс», 1994 г.
  6. Крывелев И. А. «История религий» М. «Мысль», 1975 г.
  7. Мчедлов М. П. «Религия и современность» М. Издательство политической литературы, 1982 г.
  8. Радугин А. А., Радугин К. А. «Социология» М. «Центр», 1997 г.
  9. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1986 г.
  10. Элиаде М. Космос и история. М., 1987.
  11. Яблокова И. Н. «Основы религиоведения», 1994 г.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, духовная культура, духовно-нравственное воспитание, массовая информация, отношение, семейная жизнь.

Источник