Развитие дошкольника по программе одаренный ребенок
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Жемчужинка»
Рабочая программа
«Одаренный ребенок. Познавательно – исследовательская деятельность»
Возраст детей 5-6 лет
Руководитель:
Никонорова Эльвира Николаевна
Первая квалификационная категория
П.Харп
2019г.
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 | |
1.1. | Цель и задачи программы | 4 | |
1.2. | Планируемые результаты освоения программы | 4 | |
2. | Содержание Программы | 4 | |
2.1. | Методическое обеспечение | 7 | |
3. | Материалы мониторинга освоения программы | 8 | |
4. | Список литературы | 10 | |
Приложения |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
К группе «одаренных детей», относятся дети, которые испытывают: большой интерес к обучению; имеют более высокие, по сравнению со своими сверстниками, интеллектуальные способности; ярко выраженные творческие наклонности. Отличительным признаком «одаренных детей» является познавательная способность, а именно:
- Любознательность и живое воображение.
- Хорошая память и концентрация внимания.
- Большой словарный запас, позволяющий свободно и четко излагать свои мысли.
- Большое упорство в решении той или иной задачи.
В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, отличаются от их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам.
Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Проектная деятельность, как форма работы с одаренными детьми – одна из инновационных технологий, используемых в дошкольной образовательной практике, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определённой практической проблемой (темой).
Нормативно – правовая база организации работы с одарёнными детьми в условиях ФГОС ДО:
- ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- указ Президента РФ от 01.06.2012г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2015 – 2017 гг.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года) (далее – ФГОС ДО),
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам– образовательным программам дошкольного образования»,
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва “Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
В основу рабочей Программы положены принципы:
1. Системный подход – основанный на понимании ребёнка как целостной системы;
2. Комплексный подход к сопровождению развития ребёнка;
3. Принцип личностно ориентированного взаимодействия взрослого с ребёнком (учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребёнка, темпам его развития);
4. Принцип принятия всех продуктов творчества детей, независимо от их формы, содержания и качества.
5. Принцип активности и самостоятельности ребенка, а также стимулирование к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.
6. Принцип ведущей деятельности;
Список детей:
График занятий:
Дни недели | Часы работы |
Понедельник (2-4 неделя) | 17.15-17.40 |
Вторник (1-3 неделя) | 17.15-17.40 |
Среда (2-4 неделя) | 17.15-17.40 |
Четверг (1-3 неделя) | 17.15-17.40 |
- Цель и задачи Программы
Цель Программы: поддержка и развитие талантливых детей для реализации их потенциальных возможностей.
Задачи Программы:
1.Содействовать самореализации одаренных детей через проектную деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах.
2.Развивать интеллектуальную сферу, эмоциональный мир, социальные умения и коммуникативную гибкость детей старшего дошкольного возраста с признаками одарённости;
3. Удовлетворять потребность детей в новой информации;
4. Повышать психологическую компетенцию участников педагогического процесса (педагоги и родители) в вопросе сопровождения и развития детской одаренности.
Данная Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) имеющими предпосылки одаренности – высокий, превосходящий возрастные нормы, уровень развития способностей, а также для работы с педагогами и родителями.
Занятия проводятся 2 раза в неделю индивидуально и с подгруппой детей. Продолжительность занятий – 25 минут.
Срок реализации Программы: 1 год
- Планируемые результаты:
- Развитие интеллектуальной и коммуникативной сферы, формирование адекватной самооценки и уверенности в себе.
- Развитие эмоционально-волевой сферы, формирование позитивной мотивации к дальнейшему обучению.
- Повышение психологической компетенции участников педагогического процесса (педагоги, родители) в вопросе сопровождения и развития детской одаренности.
- Самореализация детей через проектную деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Примерное годовое планирование работы
№ | Мероприятие | Форма работы | Срок выполнения |
1 | Составление плана работы с одаренными детьми, воспитателями, родителями | Наблюдение, беседы | Сентябрь |
2 | Представление педагогической информации родителям, общественности | Консультации, беседы | Октябрь- Ноябрь |
3 | Проведение занятий с использованием различных технологий | Групповые, индивидуальные занятия | Ноябрь – апрель |
4 | Проведение профилактических и просветительских работ Работа с родителями | консультации, рекомендации | В течении года |
5 | Итоговая диагностика (мониторинг) | Диагностика, наблюдение | Май |
6 | Систематизация материалов по итогам реализации Программы | Отчеты, документация, диаграммы, анализ, банки данных |
Учебный план
№п/п | Название темы | Срок проведения | Количество часов | Формы контроля | ||
Теория | Практика | Всего: | ||||
1. | Познавательно – исследовательский проект «Мир воды» | Октябрь-Ноябрь | 1ч 40м (2недели) | 1ч. 90 м. (3 недели) | 3ч. 30 м | Презентация проекта Результаты участия в конкурсах. Игра – лото « Кому нужна вода» |
2. | Познавательно – исследовательский проект «Солнце» | Декабрь | 1ч 40м (2недели) | 1ч. 90 м. (3 недели) | 3ч. 30 м | Презентация проекта Результаты участия в конкурсах |
3. | Исследовательский проект «Радуга – дуга» | Январь | 1ч 90м (3недели) | 2ч. 40 м. (4 недели) | 4ч. 30 м | Презентация проекта Результаты участия в конкурсах |
4. | Познавательно – исследовательский проект «Купите мне собаку!» | Февраль | 1ч. 40 м. (2 недели) | 1ч.90 м. (3 недели) | 3ч. 30м. | Презентация Результаты участия в конкурсах |
5. | Познавательно – исследовательский проект «Волшебник- воздух» | Март | 1ч. 90 м. (3 недели) | 1ч.90 м. (3 недели) | 3ч. 30м. | Презентация Результаты участия в конкурсах |
6. | Познавательно исследовательский проект «Мобильный телефон» | Апрель | 1ч. 90 м. (3 недели) | 2ч.40 м. (4 недели) | 4ч. 30м. | Презентация Результаты участия в конкурсах |
Содержание учебного плана.
№ | Название темы | Теория | Практика | Цель |
1. | Познавательно – исследовательский проект «Мир воды» | Изучение материала по теме проекта | 1) Проведение опытов экспериментов 2) Презентация проекта | Расширить и уточнить представления детей о свойствах воды. Её качестве, о значении в жизни человека. |
2. | Познавательно – исследовательский проект «Солнце» | Изучение материала по теме проекта | 1)Проведение опытов экспериментов 2)Презентация проекта | Выявить влияние солнечного света и тепла на природу. |
3. | Исследовательский проект «Радуга- дуга» | Изучение теоретического материала по теме. | 1)Проведение опытов экспериментов 2)Презентация проекта | Узнать, что такое радуга и как она появляется. |
4. | Познавательно – исследовательский проект «Купите мне собаку!» | Изучение теоретического материала | 1)Проведение опытов и экспериментов. 2.)Презентация проекта | Выяснить для чего собака нужна человеку. |
5. | Познавательно – исследовательский проект «Волшебник-воздух» | Изучение теоретического материала | 1)Проведение опытов и экспериментов. 2.)Презентация проекта | Выявить для чего нужен воздух. Развить желание самостоятельно проводить эксперимент с воздухом. |
6. | Познавательно исследовательский проект «Мобильный телефон» | Изучение теоретического материала | 1)Проведение опытов и экспериментов. 2.)Презентация проекта | Выяснить , для чего мобильные телефоны ( культура пользования). Сформировать представление о пользе и вреде мобильного телефона. |
- Методическое обеспечение
Методы:
-словесный (беседы, рассказывание, объяснение)
– наглядный (показ иллюстраций, презентаций, видео и фото материалы)
– практический (проведение опытов, экспериментов, выполнение практических заданий конкурсов и т.д.)
-игровой
-дискуссионный
Формы работы с одарёнными детьми в рамках программы:
-индивидуальные занятия;
-участие в конкурсах;
-участие в олимпиадах, викторинах;
-исследовательская деятельность.
Формы работы с родителями:
– анкетирование родителей с целью получения информации о характере, направленности интересов, склонностей и способностей детей.
– памятки – рекомендации, консультации, папки передвижки, индивидуальные беседы, публикации.
– совместные проекты исследовательской деятельности детей и родителей.
3. МАТЕРИАЛЫ ДИАГНОСТИКИ СВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Участие в конкурсах, олимпиадах (Приложение 1).
Мониторинг эффективности работы с детьми и построение перспективы дальнейшей работы.
Форма представления результатов внедрения Программы:
-обобщение и диссеминация, опыта работы на различных уровнях;
-печатной продукции (статьи, индивидуальных программ развития детей с признаками интеллектуальной одаренности дошкольного возраста);
-использования информационных технологий (презентация, сайт).
4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение Волгоград: Учитель, 2012.
- Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/– М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
- Гулидова Т.В. Проектная деятельность в детском саду (Организация проектирования .Конспекты проектов) Волгоград :Учитель,2012г.
- Дементьева, Л.А. Диагностика детской одаренности: методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми / Л.А. Дементьева. – Курган: РАГС, 2009. – 82 с.
- Понасенкова С.В. «Одаренные дети: формирование и развитие способностей». – 2003.
- Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. Москва: Педагогическое общество России, 1999 г.
- Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.
- Интернет-ресурсы:
- https://www.koob.ru/savenkov_a_i/savenkov_odarennie_deti
Приложение 1
Участие детей в конкурсах
№ | Ф.И. участника | Мероприятие | Место | Сроки |
Источник
Программа ‘Одаренный ребенок’ предназначена для работы с одаренными детьми 6-7 лет (в течение двух лет).
Разработанная как уровневый вариант программы «Развитие» тем же авторским коллективом, программа построена на общих теоретических позициях.
Авторы: Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева и др. Под редакцией О.М. Дьяченко.
Цели программы ‘Одаренный ребенок’ – развивать умственные и художественные способности детей, совершенствовать творческие способности.
Программа состоит из объяснительной записки характеристики цели содержания, средств работы, материалов и деятельности детей. К ней прилагаются планы всех занятий по каждому разделу. Основное отличие предлагаемой программы от использовавшихся ранее программ обучения в детском саду состоит в переносе основного внимания с содержания обучения на его средства. В программе широко используются наглядные модели, в которых выделены и представлены в обобщенном и схематизированном виде основные отношения их компонентов.
Основное место занимают занятия, направленные на овладение детьми различными формами наглядного моделирования и символизации. Программа состоит из 10 разделов, включающих задания на развитие умственных способностей.
- Ознакомление с пространственными отношениями.
- Развитие элементов логического мышления.
- Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.
- Развитие элементарных математических представлений.
- Подготовка к обучению грамоте.
- Конструирование.
- Подготовка к сюжетно-ролевой игре.
- Ознакомление с природой.
- Ознакомление с элементарными физическими явлениями.
- Изобразительное искусство.
В каждом разделе программы даются основные задачи занятий, указываются те формы образовательной работы, которые не требуют специальных средств обучения и могут быть спланированы самим воспитателем.
Содержание экологического образования отражено в разделах «Ознакомление с природой» и «Ознакомление с элементарными физическими явлениями».
Структурно-содержательная характеристика
В программе представлено содержание работы в старшей и подготовительной к школе группах. Так, в старшей группе при ознакомлении детей с природой учитывается, что одаренные дети имеют больший багаж знаний о природе различных регионов Земли, поэтому в программе предусматривается знакомство с биогеоценозом, его особенностями в каждой природной зоне земного шара. Задания построены таким образом, что для выполнения необходимо рассматривать объекты природы во все новых и постоянно меняющихся связях и отношениях, что ведет к совершенствованию операций анализа и синтеза. В качестве таких средств рекомендуется использовать условные обозначения и модели, отражающие взаимозависимость живой и неживой природы.
Программа включает в себя три раздела, первый из которых посвящен ознакомлению с живой и неживой природой. Дети учатся вычленять факторы, оказывающие влияние на живое, выделять отличительные признаки живой природы, растений и животных, классифицируют объекты, определяют их родовые признаки.
Во втором разделе дети знакомятся со строением растений и учатся определять зависимость видоизменений частей растения от факторов внешней среды, выполняемых функций. Дети самостоятельно придумывают условные обозначения, наглядно иллюстрирующие возможные видоизменения частей растения, соотносят функции, выполняемые каждой частью растения, с факторами внешней среды.
Третий раздел направлен на ознакомление с природными поясами Земли, их климатом, растительным и животным миром. Дети определяют, как животные приспосабливаются к условиям внешней среды, в том числе к растительному миру, что происходит при изменении этих условий, где основным средством обучения являются модели, отображающие связь животных с факторами внешней среды.
Второй и третий разделы заканчиваются контрольными занятиями, в ходе которых дети должны творчески применить усвоенные на занятиях средства в новых ситуациях (придумывают несуществующие миры по заданным природным условиям).
В подготовительной к школе группе основным принципом работы остается выявление взаимосвязи живой и неживой природы. Для этого используется содержание из биологии, систематики, эволюционного учения. Это позволяет не только увидеть приспособленность растений и животных к современным условиям обитания, но и выявить общее и различия между ними, понять их происхождение. Такой подход раскрывает перед детьми взаимосвязь и единство всего живого на Земле, в том числе и человека как части природы. Средства обучения усложняются от условных обозначений к моделям (типа и логического древа и пространственно-временной модели), используются такие модели, как карта, глобус, логическое древо и т.д.
Как и в старшей группе, программа состоит из трех разделов. В первом разделе продолжается знакомство с картой и глобусом, условными обозначениями на них. Дети узнают о различных оболочках Земли (гидро-, лито-, атмосфере), их условных обозначениях, разбирают заселенность каждой из них, выясняют причины неравномерности распространения жизни в них. Этот раздел связан с уже имеющимися знаниями детей о пространственных моделях (плане, карте и т.д.).
Следующий раздел включает в себя продолжение материала о многообразии живой природы и ее зависимости от факторов внешней среды, но растения и животные рассматриваются в них с точки зрения классификации, выделения существенных признаков в строении и объединении в классы по этим признакам.
В третьем разделе дети узнают историю происхождения многообразия живой природы, рассматривая эволюцию жизни на Земле с точки зрения дарвинизма. Они учатся переводить временную последовательность изменения видов в пространственную модель эволюционного древа. Основная задача работы — выделение усложнения в строении растений и животных, что позволяет им становиться более приспособленными к условиям жизни, установление закономерностей изменения низко и высоко организованных живых организмов. Заключительные занятия показывают связь человека с животным миром, единство происхождения человеческих рас, их приспособленность к различным условиям жизни. В подготовительной к школе группе осуществляются два типа работы: эксперимент и наблюдение.
Раздел «Ознакомление с элементарными физическими явлениями» в старшей группе предполагает рассмотрение физических явлений по разделам: «Динамика», «Статика», «Магнетизм».
Цель программы: развивать познавательные способности ребенка на основе применения предметных и графических моделей при рассмотрении физических явлений разного типа, а также прогнозирование на основе модели возможного результата того или иного явления.
В связи с этим предполагается развитие у детей представлений, связанных с такими понятиями, как «сила», «движение и покой», «инертная масса», «равновесие», с точки зрения взаимодействия тел или их частей; с принципом действия рычага и блока и простейшими приемами их использования; магнитными явлениями. В деятельности детей предусматриваются как «работа в уме», так и опытная проверка на простейших физических приборах.
В подготовительной к школе группе продолжается ознакомление детей с физическими явлениями, играющими существенную роль в жизни человека и окружающем его мире, такими как «агрегатные состояния вещества, их основные свойства и изменения», «звук». Работа с детьми строится, как и при обучении детей старшей группы, на использовании моделирования физических понятий и явлений.
Обучение предполагает расширение сферы рассматриваемых явлений, требует от ребенка более широкого круга применения моделей, умения логически связывать абстрактную модель с реальными явлениями. Как и в старшей группе, предельно ограниченно вводится научная терминология, проводятся опыты с простым оборудованием (часто встречающиеся в быту «приборы» — зеркальце и фонарик как источник света, термометр, пробирка или пузырек от лекарства, натянутая струна и суровая нитка, а также такие материалы исследования, как вода, снег, лед, сыпучие и вязкие продукты, бумага, ткани, деревянные и металлические предметы).
При ознакомлении детей с источниками тепла (спички, свеча, горелка) рекомендуется не заострять на них внимание ребенка и по возможности обходиться без них (к примеру, нагреть что-либо иногда можно просто в руках, на батарее парового отопления или на солнце), чтобы наблюдение не сводилось к единственной цели — зажечь. Представления детей об элементарных физических явлениях обобщаются и фиксируются в виде условных обозначений и наглядных моделей.
Предметно-развивающая среда
Для ознакомления с природой требуется включение в развивающую среду большого количества иллюстраций, природного материала. На занятиях желательно иметь наборы открыток, гербарии, микроскоп, слайды и диафильмы с изображениями древних и современных растений и животных, глобус, карту Земли и звездного неба, изображения или фотографии Земли из космоса.
Важно организовать в детском саду небольшой живой уголок с такими животными, как хомяки, птицы, черепахи, аквариум с водорослями, моллюсками и рыбами. Необходимо, чтобы дети ухаживали за своими питомцами, наблюдали за ними во время кормления, уборки и т.д. При подборе материала для занятий рекомендуется давать детям задание на лето: собрать гербарий, наблюдать за растениями и животными в лесу, на лугу, в пруду или на речке. Важно включить в развивающую среду дидактические игры, в ходе которых закрепляются особенности строения, животных и растений, их зависимость от условий обитания.
Для ознакомления с элементарными физическими явлениями в группе предполагается наличие следующего лабораторного оборудования, шт.:
- два набора грузов (по 100 г);
- рычаг — 2;
- неподвижный блок с креплением — 2;
- металлический желоб, шарики разной массы или небольшие мячи — 2—4;
- пружинные динамометры с условной (без цифровых делений) шкалой — 3—4;
- полосовые магниты и магнитные стрелки на подставках (простейшие компасы) — по количеству детей в подгруппе.
Кроме этого, на занятиях широко используются в виде раздаточного материала картинки — «ситуации», изображающие какие-либо взаимодействия (например, плывущий кораблик, тянущий санки мальчик, подъем груза с помощью блока и т.д.), и картинки — «парадоксы»: «Может ли такое быть?» (например, санки, сами поднимающиеся в гору; мышонок, перевесивший слоненка на качелях, и т.п.), а также картинки-модели.
Особенности организации работы специалистов ДОУ
От воспитателя не требуется никаких специальных знаний и навыков, кроме умения после ознакомления с программой «другими глазами» взглянуть на все известные процессы. Что именно нужно выделить в них — это укажет программа, но и сам воспитатель может дополнить ее собственным жизненным опытом и своим видением мира.
Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. – М.: Сфера, 2009.
Источник