Развитие дошкольника по программе одаренный ребенок

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Жемчужинка»

Рабочая программа

«Одаренный ребенок. Познавательно – исследовательская деятельность»

Возраст детей 5-6 лет

                                                    Руководитель:  

                                                                                           Никонорова Эльвира Николаевна

                                                                                            Первая квалификационная категория

П.Харп

2019г.

Содержание

1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Цель и задачи программы

4

1.2.

Планируемые результаты освоения программы

4

2.

Содержание Программы

4

2.1.

Методическое обеспечение

7

3.

Материалы мониторинга освоения программы

8

4.

Список литературы

10

Приложения

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

           Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

К группе «одаренных детей», относятся дети, которые испытывают: большой интерес к обучению; имеют более высокие, по сравнению со своими сверстниками, интеллектуальные способности; ярко выраженные творческие наклонности. Отличительным признаком «одаренных детей» является познавательная способность, а именно:

  1. Любознательность и живое воображение.
  2. Хорошая память и концентрация внимания.
  3. Большой словарный запас, позволяющий свободно и четко излагать свои мысли.
  4. Большое упорство в решении той или иной задачи.

В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, отличаются от их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам.

Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

Проектная деятельность, как форма работы с одаренными детьми – одна из инновационных технологий, используемых в дошкольной образовательной практике, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определённой практической проблемой (темой).

Нормативно –  правовая база организации работы с одарёнными детьми в условиях ФГОС ДО:

  • ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • указ Президента РФ от 01.06.2012г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2015 – 2017 гг.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года) (далее – ФГОС ДО),
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам– образовательным программам дошкольного образования»,
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва “Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

В основу рабочей Программы положены принципы:

1. Системный подход – основанный на понимании ребёнка как целостной системы;

2. Комплексный подход к сопровождению развития ребёнка;

3. Принцип личностно ориентированного взаимодействия взрослого с ребёнком (учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребёнка, темпам его развития);

4. Принцип принятия всех продуктов творчества детей, независимо от их формы, содержания и качества.

5. Принцип активности и самостоятельности ребенка, а также стимулирование к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

       6. Принцип ведущей деятельности;

Список детей:

График занятий:

Дни недели

Часы работы

Понедельник (2-4 неделя)

17.15-17.40

Вторник (1-3 неделя)

17.15-17.40

Среда (2-4 неделя)

17.15-17.40

Четверг (1-3 неделя)

17.15-17.40

  1. Цель и задачи Программы

Цель Программы: поддержка и развитие талантливых детей для реализации их потенциальных возможностей.

        Задачи Программы:

         1.Содействовать самореализации одаренных детей через проектную деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах.

         2.Развивать  интеллектуальную сферу, эмоциональный мир, социальные умения и коммуникативную гибкость детей старшего дошкольного возраста с признаками одарённости;

         3. Удовлетворять потребность детей в новой информации;

         4. Повышать психологическую компетенцию участников педагогического процесса (педагоги и родители) в вопросе сопровождения и развития детской одаренности.

Читайте также:  Диагностика музыкального развития ребенка дошкольного возраста

         Данная Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) имеющими предпосылки одаренности – высокий, превосходящий возрастные нормы, уровень развития способностей, а также для работы с педагогами и родителями.

Занятия проводятся 2 раза в неделю индивидуально и с подгруппой детей. Продолжительность занятий – 25 минут.

Срок реализации Программы: 1 год

  1. Планируемые результаты:
  1. Развитие интеллектуальной и коммуникативной сферы, формирование адекватной самооценки и уверенности  в себе.
  2. Развитие эмоционально-волевой сферы, формирование позитивной мотивации к дальнейшему обучению.
  3. Повышение психологической компетенции участников педагогического процесса (педагоги, родители) в вопросе сопровождения и развития детской одаренности.
  4. Самореализация детей через проектную деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах.
  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Примерное годовое планирование работы

Мероприятие

Форма работы

Срок выполнения

1

Составление плана работы с одаренными детьми, воспитателями, родителями

Наблюдение, беседы

Сентябрь

2

Представление педагогической информации родителям, общественности

Консультации, беседы

Октябрь- Ноябрь

3

Проведение занятий с использованием различных технологий

Групповые, индивидуальные занятия

Ноябрь – апрель

4

Проведение профилактических и просветительских работ

Работа с родителями

консультации, рекомендации

В течении года

5

Итоговая диагностика (мониторинг)

Диагностика, наблюдение

Май

6

Систематизация материалов по итогам реализации Программы

Отчеты, документация, диаграммы, анализ, банки данных

Учебный план

№п/п

Название темы

Срок проведения

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

Всего:

1.

Познавательно – исследовательский проект

«Мир воды»

Октябрь-Ноябрь

1ч 40м

(2недели)

1ч. 90 м.

(3 недели)

3ч. 30 м

Презентация проекта Результаты участия в конкурсах.

Игра – лото « Кому нужна вода»

2.

    Познавательно – исследовательский проект

    «Солнце»

    Декабрь

    1ч 40м

    (2недели)

    1ч. 90 м.

    (3 недели)

    3ч. 30 м

    Презентация проекта

    Результаты участия в конкурсах

    3.

    Исследовательский проект

    «Радуга – дуга»

    Январь

    1ч 90м

    (3недели)

    2ч. 40 м.

    (4 недели)

    4ч. 30 м

    Презентация проекта

    Результаты участия в конкурсах

    4.

    Познавательно – исследовательский проект «Купите мне собаку!»

    Февраль

    1ч. 40 м.

    (2 недели)

    1ч.90 м.

    (3 недели)

    3ч. 30м.

    Презентация Результаты участия в конкурсах

    5.

    Познавательно – исследовательский проект

    «Волшебник- воздух»

    Март

    1ч. 90 м.

    (3 недели)

    1ч.90 м.

    (3 недели)

    3ч. 30м.

    Презентация Результаты участия в конкурсах

    6.

    Познавательно исследовательский  проект «Мобильный телефон»

    Апрель

    1ч. 90 м.

    (3 недели)

    2ч.40 м.

    (4 недели)

    4ч. 30м.

    Презентация Результаты участия в конкурсах

    Содержание учебного плана.

    Название темы

    Теория

    Практика

    Цель

    1.

    Познавательно – исследовательский проект

    «Мир воды»

    Изучение материала по теме проекта

    1) Проведение опытов экспериментов

    2) Презентация проекта

    Расширить и уточнить представления детей о свойствах воды. Её качестве, о значении в жизни человека.

    2.

      Познавательно – исследовательский проект

      «Солнце»

      Изучение материала по теме проекта

      1)Проведение опытов  экспериментов

      2)Презентация проекта

      Выявить влияние солнечного света и тепла на природу.

      3.

       Исследовательский проект

      «Радуга- дуга»

      Изучение теоретического материала по теме.

      1)Проведение опытов  экспериментов

      2)Презентация проекта

      Узнать, что такое радуга и как она появляется.

      4.

      Познавательно – исследовательский проект

      «Купите мне собаку!»

      Изучение теоретического материала

       1)Проведение опытов и экспериментов.

      2.)Презентация проекта

      Выяснить для чего собака нужна человеку.

      5.

      Познавательно – исследовательский проект

      «Волшебник-воздух»

      Изучение теоретического материала

      1)Проведение опытов и экспериментов.

      2.)Презентация проекта

      Выявить для чего нужен воздух. Развить желание самостоятельно проводить эксперимент с воздухом.

      6.

      Познавательно исследовательский  проект «Мобильный телефон»

      Изучение теоретического материала

      1)Проведение опытов и экспериментов.

      2.)Презентация проекта

      Выяснить , для чего мобильные телефоны

      ( культура пользования). Сформировать представление о пользе и вреде мобильного телефона.

      1. Методическое обеспечение

      Методы:

      -словесный (беседы, рассказывание, объяснение)

      – наглядный (показ иллюстраций, презентаций, видео и фото материалы)

      – практический (проведение опытов, экспериментов, выполнение практических     заданий конкурсов и т.д.)

      -игровой

      -дискуссионный

      Формы работы с одарёнными детьми в рамках программы:

      -индивидуальные занятия;

      -участие в конкурсах;

      -участие в олимпиадах, викторинах;

      -исследовательская деятельность.

      Формы работы с родителями:

      – анкетирование родителей с целью получения информации о характере, направленности интересов, склонностей и способностей детей.

      – памятки – рекомендации, консультации, папки передвижки, индивидуальные беседы, публикации.

      – совместные проекты исследовательской деятельности детей и родителей.

      3.  МАТЕРИАЛЫ ДИАГНОСТИКИ СВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

      Участие в конкурсах, олимпиадах (Приложение 1).

      Мониторинг эффективности работы с детьми и построение перспективы дальнейшей работы.

      Форма представления результатов внедрения Программы:

      -обобщение и диссеминация, опыта работы на различных уровнях;

      -печатной продукции (статьи, индивидуальных программ развития детей с признаками интеллектуальной одаренности дошкольного возраста);

       -использования информационных технологий (презентация, сайт).        

      4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

      1. Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение Волгоград: Учитель, 2012.
      2. Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/– М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
      3. Гулидова Т.В. Проектная деятельность в детском саду (Организация проектирования .Конспекты проектов) Волгоград :Учитель,2012г.
      4. Дементьева, Л.А. Диагностика детской одаренности: методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми / Л.А. Дементьева. – Курган: РАГС, 2009. – 82 с.
      5. Понасенкова С.В. «Одаренные дети: формирование и развитие способностей». – 2003.
      6.  Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. Москва:   Педагогическое общество России, 1999 г.
      1. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.
      2. Интернет-ресурсы:
      3.  https://www.koob.ru/savenkov_a_i/savenkov_odarennie_deti
      Читайте также:  Фото узи развитие ребенка по неделям беременности

      Приложение 1

      Участие детей в конкурсах

      Ф.И. участника

      Мероприятие

      Место

      Сроки

      Источник

      Программа ‘Одаренный ребенок’ предназначена для работы с одаренными детьми 6-7 лет (в течение двух лет).

      Разработанная как уровневый вариант программы «Развитие» тем же авторским коллективом, программа построена на общих теоретических позициях.

      Авторы: Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева и др. Под редакцией О.М. Дьяченко.

      Цели программы ‘Одаренный ребенок’ – развивать умственные и художественные способности детей, совершенствовать творческие способности.

      Программа состоит из объяснительной записки характеристики цели содержания, средств работы, материалов и деятельности детей. К ней прилагаются планы всех занятий по каждому разделу. Основное отличие предлагаемой программы от использовавшихся ранее программ обучения в детском саду состоит в переносе основного внимания с содержания обучения на его средства. В программе широко используются наглядные модели, в которых выделены и представлены в обобщенном и схематизированном виде основные отношения их компонентов.

      Основное место занимают занятия, направленные на овладение детьми различными формами наглядного моделирования и символизации. Программа состоит из 10 разделов, включающих задания на развитие умственных способностей.

      • Ознакомление с пространственными отношениями.
      • Развитие элементов логического мышления.
      • Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.
      •  Развитие элементарных математических представлений.
      • Подготовка к обучению грамоте.
      • Конструирование.
      • Подготовка к сюжетно-ролевой игре.
      • Ознакомление с природой.
      • Ознакомление с элементарными физическими явлениями.
      • Изобразительное искусство.

      В каждом разделе программы даются основные задачи занятий, указываются те формы образовательной работы, которые не требуют специальных средств обучения и могут быть спланированы самим воспитателем.

      Содержание экологического образования отражено в разделах «Ознакомление с природой» и «Ознакомление с элементарными физическими явлениями».

      Структурно-содержательная характеристика

      В программе представлено содержание работы в старшей и подготовительной к школе группах. Так, в старшей группе при ознакомлении детей с природой учитывается, что одаренные дети имеют больший багаж знаний о природе различных регионов Земли, поэтому в программе предусматривается знакомство с биогеоценозом, его особенностями в каждой природной зоне земного шара. Задания построены таким образом, что для выполнения необходимо рассматривать объекты природы во все новых и постоянно меняющихся связях и отношениях, что ведет к совершенствованию операций анализа и синтеза. В качестве таких средств рекомендуется использовать условные обозначения и модели, отражающие взаимозависимость живой и неживой природы.

      Программа включает в себя три раздела, первый из которых посвящен ознакомлению с живой и неживой природой. Дети учатся вычленять факторы, оказывающие влияние на живое, выделять отличительные признаки живой природы, растений и животных, классифицируют объекты, определяют их родовые признаки.

      Во втором разделе дети знакомятся со строением растений и учатся определять зависимость видоизменений частей растения от факторов внешней среды, выполняемых функций. Дети самостоятельно придумывают условные обозначения, наглядно иллюстрирующие возможные видоизменения частей растения, соотносят функции, выполняемые каждой частью растения, с факторами внешней среды.

      Третий раздел направлен на ознакомление с природными поясами Земли, их климатом, растительным и животным миром. Дети определяют, как животные приспосабливаются к условиям внешней среды, в том числе к растительному миру, что происходит при изменении этих условий, где основным средством обучения являются модели, отображающие связь животных с факторами внешней среды.

      Второй и третий разделы заканчиваются контрольными занятиями, в ходе которых дети должны творчески применить усвоенные на занятиях средства в новых ситуациях (придумывают несуществующие миры по заданным природным условиям).

      В подготовительной к школе группе основным принципом работы остается выявление взаимосвязи живой и неживой природы. Для этого используется содержание из биологии, систематики, эволюционного учения. Это позволяет не только увидеть приспособленность растений и животных к современным условиям обитания, но и выявить общее и различия между ними, понять их происхождение. Такой подход раскрывает перед детьми взаимосвязь и единство всего живого на Земле, в том числе и человека как части природы. Средства обучения усложняются от условных обозначений к моделям (типа и логического древа и пространственно-временной модели), используются такие модели, как карта, глобус, логическое древо и т.д.

      Как и в старшей группе, программа состоит из трех разделов. В первом разделе продолжается знакомство с картой и глобусом, условными обозначениями на них. Дети узнают о различных оболочках Земли (гидро-, лито-, атмосфере), их условных обозначениях, разбирают заселенность каждой из них, выясняют причины неравномерности распространения жизни в них. Этот раздел связан с уже имеющимися знаниями детей о пространственных моделях (плане, карте и т.д.).

      Следующий раздел включает в себя продолжение материала о многообразии живой природы и ее зависимости от факторов внешней среды, но растения и животные рассматриваются в них с точки зрения классификации, выделения существенных признаков в строении и объединении в классы по этим признакам.

      Читайте также:  Детские книги для развития ребенка 6 лет

      В третьем разделе дети узнают историю происхождения многообразия живой природы, рассматривая эволюцию жизни на Земле с точки зрения дарвинизма. Они учатся переводить временную последовательность изменения видов в пространственную модель эволюционного древа. Основная задача работы — выделение усложнения в строении растений и животных, что позволяет им становиться более приспособленными к условиям жизни, установление закономерностей изменения низко и высоко организованных живых организмов. Заключительные занятия показывают связь человека с животным миром, единство происхождения человеческих рас, их приспособленность к различным условиям жизни. В подготовительной к школе группе осуществляются два типа работы: эксперимент и наблюдение.

      Раздел «Ознакомление с элементарными физическими явлениями» в старшей группе предполагает рассмотрение физических явлений по разделам: «Динамика», «Статика», «Магнетизм».

      Цель программы: развивать познавательные способности ребенка на основе применения предметных и графических моделей при рассмотрении физических явлений разного типа, а также прогнозирование на основе модели возможного результата того или иного явления.

      В связи с этим предполагается развитие у детей представлений, связанных с такими понятиями, как «сила», «движение и покой», «инертная масса», «равновесие», с точки зрения взаимодействия тел или их частей; с принципом действия рычага и блока и простейшими приемами их использования; магнитными явлениями. В деятельности детей предусматриваются как «работа в уме», так и опытная проверка на простейших физических приборах.

      В подготовительной к школе группе продолжается ознакомление детей с физическими явлениями, играющими существенную роль в жизни человека и окружающем его мире, такими как «агрегатные состояния вещества, их основные свойства и изменения», «звук». Работа с детьми строится, как и при обучении детей старшей группы, на использовании моделирования физических понятий и явлений.

      Обучение предполагает расширение сферы рассматриваемых явлений, требует от ребенка более широкого круга применения моделей, умения логически связывать абстрактную модель с реальными явлениями. Как и в старшей группе, предельно ограниченно вводится научная терминология, проводятся опыты с простым оборудованием (часто встречающиеся в быту «приборы» — зеркальце и фонарик как источник света, термометр, пробирка или пузырек от лекарства, натянутая струна и суровая нитка, а также такие материалы исследования, как вода, снег, лед, сыпучие и вязкие продукты, бумага, ткани, деревянные и металлические предметы).

      При ознакомлении детей с источниками тепла (спички, свеча, горелка) рекомендуется не заострять на них внимание ребенка и по возможности обходиться без них (к примеру, нагреть что-либо иногда можно просто в руках, на батарее парового отопления или на солнце), чтобы наблюдение не сводилось к единственной цели — зажечь. Представления детей об элементарных физических явлениях обобщаются и фиксируются в виде условных обозначений и наглядных моделей.

      Предметно-развивающая среда

      Для ознакомления с природой требуется включение в развивающую среду большого количества иллюстраций, природного материала. На занятиях желательно иметь наборы открыток, гербарии, микроскоп, слайды и диафильмы с изображениями древних и современных растений и животных, глобус, карту Земли и звездного неба, изображения или фотографии Земли из космоса.

      Важно организовать в детском саду небольшой живой уголок с такими животными, как хомяки, птицы, черепахи, аквариум с водорослями, моллюсками и рыбами. Необходимо, чтобы дети ухаживали за своими питомцами, наблюдали за ними во время кормления, уборки и т.д. При подборе материала для занятий рекомендуется давать детям задание на лето: собрать гербарий, наблюдать за растениями и животными в лесу, на лугу, в пруду или на речке. Важно включить в развивающую среду дидактические игры, в ходе которых закрепляются особенности строения, животных и растений, их зависимость от условий обитания.

      Для ознакомления с элементарными физическими явлениями в группе предполагается наличие следующего лабораторного оборудования, шт.:

      • два набора грузов (по 100 г);
      • рычаг — 2;
      • неподвижный блок с креплением — 2;
      • металлический желоб, шарики разной массы или небольшие мячи — 2—4;
      • пружинные динамометры с условной (без цифровых делений) шкалой — 3—4;
      • полосовые магниты и магнитные стрелки на подставках (простейшие компасы) — по количеству детей в подгруппе.

      Кроме этого, на занятиях широко используются в виде раздаточного материала картинки — «ситуации», изображающие какие-либо взаимодействия (например, плывущий кораблик, тянущий санки мальчик, подъем груза с помощью блока и т.д.), и картинки — «парадоксы»: «Может ли такое быть?» (например, санки, сами поднимающиеся в гору; мышонок, перевесивший слоненка на качелях, и т.п.), а также картинки-модели.

      Особенности организации работы специалистов ДОУ

      От воспитателя не требуется никаких специальных знаний и навыков, кроме умения после ознакомления с программой «другими глазами» взглянуть на все известные процессы. Что именно нужно выделить в них — это укажет программа, но и сам воспитатель может дополнить ее собственным жизненным опытом и своим видением мира.

      Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. – М.: Сфера, 2009.

      Источник