Развитие дополнительного образования и социализации ребенка

          Социализация детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования

Педагогическая наука и практика сегодня особое внимание уделяет процессам социализации личности. Это связано с тем, что всё чаще возникают ситуации, когда нет и не может быть готовых решений. Человек вынужден разрешать каждую жизненную ситуацию как творческую, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Личность просто обречена на жизнетворчество! Но готовность к творчеству и ответственность не могут возникнуть сами по себе, они складываются в условиях активной социализации и воспитания. Дополнительное образование можно определить как часть социального пространства, главной функцией которого является социализация подрастающего поколения, формирование будущего поколения граждан и обеспечение персонификации развития личности. Дополнительное образование детей направлено на «формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности».

Социализация представляет собой процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, процесс активного воспроизведения человеком социального опыта, преобразования реально существующих отношений в качества личности.

«Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс очеловечения человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение, навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т. д.; активное переустройство окружающего (как природного, так и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоническое развитие»

Учреждения дополнительного образования вносят свой вклад в успешную социализацию детей и подростков. В процессе своей деятельности дополнительного образования учреждение должно стремится комплексно и целенаправленно решать задачи социализации современных детей. Основная цель социализации: формирование социально активного и ответственного гражданина, способного творить, перерабатывать социальный опыт, изменять действительность самостоятельно и в сотрудничестве с другими людьми.

Социализация выполняет три основных задачи:

1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;

2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей;

3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

Занятия творчеством позволяют обучающимся проявить себя в различных ситуациях, реализовать личностные задатки и способности, учат взаимодействовать, сотрудничать с о взрослыми и сверстниками, преодолевать сложности, мешающие в достижении результатов. Занятость учащихся в кружках, студиях, секциях содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.

Основополагающие принципы социализации детей:
а) принцип гармонизации общечеловеческих и реальных социальных ценностей в организации жизнедеятельности детей; 
б) принципы самореализации детей; 
в) принцип включенности детей и подростков в реальные социально значимые отношения; 
г) принципы взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления. 

В отличие от основного школьного образования с определенными предметами и строгой программой, ребенок может выбирать себе занятия, как говориться, по душе, что способствует его дальнейшей открытости педагогу и группе детей, в которой он будет находиться. Это важная составляющая, способствующая лучшему вхождению в коллектив. Принцип добровольности в комплектовании детских объединений создает предпосылки к успеху, а активность и интерес к деятельности в сотрудничестве с взрослыми благотворно влияют на изменения в личности обучающихся.

Личностно ориентированный подход, положенный в основу сотрудничества взрослых и детей позволяет удовлетворить образовательные и социокультурные запросы различных категорий детей разного возраста, используя потенциал свободного времени. На занятиях большое внимание уделяется созданию комфортной психологической среды, создающей возможности для социально-образовательной реабилитации обучающихся, не сумевших успешно проявить себя в школе. Разнообразие деятельности позволяет раскрыться всем без исключения – застенчивым, пассивным, с заниженной самооценкой.

Читайте также:  Развитие ребенка 1 год 5 месяцев питание и режим дня

Широкий спектр образовательных программ позволяет удовлетворять постоянно меняющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности современных детей и подростков, а также обучать детей, как с выдающимися способностями, так и с особыми потребностями в образовании

С целью повышения привлекательности дополнительных образовательных программ и качества их реализации педагоги должны постоянно работать над повышением своего профессионального мастерства. Результатом этой работы является использование на занятиях современных образовательных технологий, что помогает научить детей навыкам общения, умению договариваться, расширяет сферу познавательных интересов о себе и окружающем мире, развивает исследовательские навыки. А это в свою очередь способствует дальнейшей социализации школьников.

Социализация личности проходит через включение в различные виды активной деятельности (как коллективной, так и индивидуальной): способствующей предпрофессиональному и профессиональному выбору, усвоению нравственных ценностей, творческому развитию, усвоению здорового образа жизни. Через участие детей и подростков в разнообразных формах работы в учреждении формируются такие социально важные качества личности, как инициатива, самостоятельность, способность к творчеству и самодеятельности. Эти качества в современном мире востребованы, помогают личности достигать максимально высоких результатов в своем развитии.

Популярными и действенными формами социально-культурной деятельности являются праздники, различные фестивали и конкурсы, а также акции и творческие проекты, экспедиции и т.п.

Большое значение для социализации школьников имеет осознание своей включенности в организацию жизни учреждения дополнительного образования. В связи с этим одним из факторов социализации является детское самоуправление. Участвуя в работе по самоуправлению ребята учатся таким необходимым в жизни человека качествам, как умение принимать решения, взаимодействовать с товарищами, командовать и подчиняться, помогать другим осуществлять их предложения и привлекать к осуществлению собственных решений. Эмоциональные переживания, вызванные участием в общем деле, дают возможность с ранних лет ощутить себя гражданином своей страны, патриотом, человеком долга, совести и чести.

На сегодняшний день выделены следующие уровни социализации:

Первый уровень — низкий. Для этого уровня характерно слабое владение знаниями межличностного взаимодействия, неосознанный подход к построению отношений со сверстниками и взрослыми, трудности в интерперсональных контактах, критичность по отношению к социальным явлениям, неумение устанавливать отношения, обозначать устойчивость своих позиций в среде сверстников, отсутствие оценки взаимоотношений в совместной деятельности с позиций социальных норм.

Второй уровень — средний. Этот уровень характеризуется проявлением познавательной активности подростка к знаниям социальных отношений, избирательным подходом к регулированию отношений на основе усвоенных социальных норм, умением ориентироваться в ситуациях, устанавливать свои позиции, взгляды, оценивать собственные и совместные действия.

Третий уровень — высокий. Подростки этого уровня имеют ярко выраженное стремление к знаниям социальных норм, отношений, следуют усвоенным нормам в общении со сверстниками, взрослыми, проявляют умения регулировать отношения, утверждать себя в среде подростков, взаимодействовать с другими людьми в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией, оценивать свои действия, корректировать поведение, обладают высоким уровнем саморегуляции в обстановке общения и совместной деятельности.

Все уровни взаимосвязаны между собой. При этом каждый предыдущий обуславливает последующий, включаясь в его состав. Повышение уровня социализации личности подростка происходит постепенно, от уровня к уровню. Данные характеристики позволяют качественно замерить процесс социализации личности подростка в условиях образовательного учреждения.

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека в обществе, с одной стороны, а с другой – способность в определенной мере противостоять обществу, части тех жизненных коллизий, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению. Успешная социализация в образовательном пространстве и в социуме опирается на тесное сотрудничество педагогов, родителей и детей.

Читайте также:  Роль детского сада в социальном развитии ребенка

Победы и достижения обучающихся в конкурсах, выставках соревнованиях, их личностные результаты, успешность во взрослой жизни являются свидетельством результативной деятельности по социализации детей и подростков, воспитания у них необходимых социальных качеств.

Источник

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Социализация – это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. Социализация личности подростка происходит по мере усвоения социального опыта во всех его проявлениях: способы, средства производства духовной культуры, приёмы чувственного познания, абстрактного мышления, определенное мировоззрение, ценности, нормы, взгляды на общество, явления и события: усвоение принятых данным обществом правил поведения, обычаев, накопленного обществом запаса ЗУН. Каждая личность связана с окружающим ее миром, и обществом, отношениями, являющимися основой фундамента в формировании личности человека, и вместе с тем единства и целостности социальной группы и всего общества.

Переход образовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) изменил цели в образовательных стандартах и требует новых методов организации внеурочной деятельности. Система дополнительного образования способна внести значительный вклад в развитие обучающихся на основе расширения их образовательного пространства, увеличения числа источников необходимой информации, предоставления возможности освоения межпредметных и предметных знаний и умений. Это становится реальным за счет консолидации усилий основного и дополнительного образования детей, направленных на создание единого образовательного пространства, в котором основное и дополнительное образование детей стали равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, создающими комплекс условий для полноценного личностного развития каждого ребенка.

Проблема взаимоотношений личности и общества – одна из наиболее интересных тем не только в социологии, но и во многих других дисциплинах. Социальная адаптация школьника как личности, его самоопределение одинаково актуально как для прошлого, так и для настоящего времени. На протяжении многих веков мыслители и ученые пишут и спорят о воспитательном процессе, но до сих пор нет единства взглядов в определении процесса воспитания личности.

В современный век нанотехнологий, компьютеров, жестких и бескомпромиссных решений многие проблемы связаны с безнравственностью, черствостью и жесткостью человека, которые неразрывно связаны с низким уровнем образованности и культуры.

Сегодня все чаще можно встретить эмоционально и интеллектуально не богатого человека. Главной целью родителей и учеников стало получение высоких баллов на едином государственном экзамене, поступление в престижный ВУЗ, и, как результат, мы получаем поколение не способное к сопереживанию и сочувствию. Кризисные и критические ситуации, нередко возникающие в разных сферах жизни общества, требуют от человека не только физического и психического, но и социального здоровья для эффективной социализации. Совершенствование и  реформирование всех сторон жизни общества зависит от непосредственного участия в этих процессах личности, и вполне естественно, что сейчас акцентируется развитие индивида и создается система воспитания, которая учитывает этот фактор. Для адаптации индивида в обществе в данный период истории ему требуются определенные знания, способы деятельности и общения. Поэтому большое значение в социализации детей и подростков играет система дополнительного образования, которая эффективно дополняет государственные структуры, т.к. отражает более широкий спектр проблем развития и образования детей и подростков.

Сегодня термин «дополнительное образование» известен и широко распространен, и является составной (вариативной) частью общего образования, сущностно мотивированным образованием, позволяющим обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределяться профессионально и личностно.

Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей многообразно, разнонаправлено. Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. О необходимости дополнительного образования в школе нет смысла никого убеждать. Чем больше ребѐнок сможет усвоить дополнительных знаний, навыков, тем легче ему будет определиться в жизни, в профессии, тем менее он будет уязвим в наше время – время постоянных перемен.

Читайте также:  Развитие ребенка до года потешки

Заполняя свободное временное пространство учащихся, школа стремится оградить их от праздного ничегонеделания, от опасных соблазнов уличного воспитания преступных группировок, наркомании и т.д. Мы хотим увлечь детей делами интересными, плодотворными, дающими широкие перспективы в будущем. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.

В ходе реализации дополнительных образовательных программ дети формируют собственное мнение, индивидуальное мировосприятие, получают практические навыки, необходимые для жизни в социуме, развивают свою коммуникативную культуру, общаются в коллективе сверстников, а значить учатся сотрудничеству и сотворчеству. Процесс творчества развивает и обогащает личность, раскрывает ее таланты и духовный потенциал. Правильно организованное пространство творческой деятельности формирует культуру личности, умение видеть и понимать прекрасное,  сопереживать в процессе творчества.

Эффективность использования подросткового досуга во многом зависит от самого человека, от его личной культуры, интересов и т.д. Деятельность школьника в свободное время определяется его объективными условиями, окружающей средой, материальной обеспеченностью сетью культурно-досуговых учреждений и т.д.

Занятия по дополнительному образованию предоставляют благоприятные условия для разностороннего развития ребёнка, оказывает помощь в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, развивает его творческую познавательную активность. Для этого преподаватели должны знать и владеть различными формами и методами обучения, учитывать возрастные особенности учащихся. В последнее время редко встретишь учителя, который не жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках, а то и вовсе на них не ходят. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют:

  • общая атмосфера комфорта в процессе учения;
  • отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь преподавателя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов, наталкивающих самого ученика на правильное решение;
  • привлечение преподавателем учеников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.

Преподавателю следует подходить к мотивации как к постоянно развивающемуся явлению. Так, постоянно осуществляются взаимовлияния и взаимопереходы мотивов и целей учения. По мере усложнения задач обучения у учащихся не только повышается мотивации к обучению, но и развиваются личностные качеств детей. Дети, получившие помимо общего, еще и дополнительное образование, как правило, имеют больше возможностей полноценно прожить детство, реализовать свой творческий потенциал. Сегодня и детям, и родителям важно, чтобы система дополнительного образования вместе со школой активно помогала ребенку не только проявить, развить свои способности, но и сделать правильный выбор своей профессии.

Дополнительное образование детей предполагает расширение воспитательного «поля» школы, т.к. включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.

Таким образом, дополнительное образование способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы: выровнять стартовые возможности развития личности ребенка; способствовать выбору его индивидуального образовательного пути; обеспечить каждому ученику ―ситуацию успеха; содействовать самореализации личности ребенка и педагога. Конечно, далеко не все школы способны сегодня решать эти задачи. Однако совершенно очевидно и то, что наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс. Его эффективность в обеспечении современного качества образования не безгранична, особенно в рамках классно-урочной системы. Пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.

Источник