Развитие для мамы и ребенка
Часто мы даже не задумываемся о том, что в процессе нашего ежедневного общения с сыном или дочуркой мы прививаем им множество полезных навыков, учим важным вещам. Дело ведь не в том, как много времени мы проводим с ребенком, а в том, насколько это время наполнено смыслом. Попробуем составить общий план того, как можно развивать малыша, ничего специально для этого не предпринимая. Одним словом, между делом.
Как разговаривать с ребенком
Пожалуй, самое главное и самое первое, что мы должны научиться делать, – это правильно разговаривать со своим малышом. Нередко мы недооцениваем значения самых обычных бесед с ребенком. А ведь «поговорить» – это то, что мы можем позволить себе практически всегда, в любую секунду, занимаясь любым делом…
«Наши дети тем умнее, чем больше возможностей быть умными мы им предоставляем» – эти слова принадлежат Глену Доману, известному методисту в области раннего развития. Он призывал родителей как можно больше общаться со своими детьми, снабжать их фактами и информацией из различных областей знаний. Вот пример того, как с пользой или абсолютно бесполезно можно потратить 30 секунд времени общения с ребенком. «Кто это?» – спрашивает малыш, увидевший собаку. На вопрос мама может ответить так: «Отстань, я занята». Или так: «Это ав-ав». Или так: «Это – собака». А может и так: «Это собака породы сенбернар». Чувствуете разницу?
Пока малыш еще совсем мал и не способен понимать смысла обращенных к нему слов, приучите себя разговаривать с ним всегда, когда вы находитесь рядом. Это совсем не сложно. Выучите наизусть всевозможные потешки, пестушки, коротенькие детские стишки и рассказывайте их ребенку. В первое время можно развесить во всех уголках квартиры: на кухне, в ванной, в комнате над пеленальным столиком, в прихожей – листочки с этими самыми стишками и читать их. Занимаетесь своими делами на кухне? Усаживайте кроху в детское креслице и забирайте с собой! Не молчите во время приготовления обеда: пойте песенки, декламируйте любимые стихи, рассказывайте «Теремок» или «Курочку Рябу» с разными интонациями или даже просто проговаривайте свои действия: «Вот мы взяли морковку, сейчас ее почистим…» Такое развитие малыша «между делом» трудно переоценить: кроха «пробует на слух» родную речь, привыкает к звучанию звуков и слов, начинает выделять из речи взрослого отдельные слова, улавливать смысл, запоминать… Трудно ожидать хорошего развития речи у детей родителей-молчунов. Чем больше мы будем разговаривать с крохой, тем раньше и лучше он начнет говорить сам.
Но вот малыш немножко подрастает и становится полноценным собеседником. Не стоит забывать полезную привычку разговоров «между делом». Ведь совсем не сложно ответить на вопрос ребенка, занимаясь привычной домашней работой. Детские вопросы – отдельная тема! Научившись отвечать на них правильно, вы поможете малышу развиваться быстрее и полноценнее.
Отвечать на детские вопросы нужно. Но… не на все. Это вовсе не означает, что следует уходить от ответа. Просто существует множество вопросов, на которые ребенок, даже маленький, и сам вполне может ответить, если немного подумает. Этим вы сослужите сыну или дочурке хорошую службу, научив их думать, поможете сделать важный вывод: невозможно знать все, но есть множество вещей и явлений, которые можно понять и осознать самостоятельно. Например, малыш, подобно Маленькому принцу Антуана де Сент-Экзюпери, спрашивает, зачем цветам нужны шипы. Вполне обычный детский вопрос. И мы легко можем удовлетворить детское любопытство. И малыш будет знать ответ на свой вопрос. Но много ли это знание принесет ему толку? А что если аккуратно поинтересоваться: «А ты сам как думаешь?» Малыш начнет выдвигать свои версии – возможно, весьма фантастические. А может быть, и очень верные. И наша задача теперь – следить за его рассуждениями и слегка подталкивать их в нужное русло наводящими вопросами. Совместными усилиями ответ будет найден легко и быстро. Имеет смысл сказать после этого: «Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, а подумал – и сам нашел ответ!» И не важно совсем, что к этому ответу подвели его вы. Важно то, что ребенок осознает свои возможности, поймет, что путем рассуждений действительно можно во многом разобраться!
Развиваем ребенка: в дороге
Бывает так, что дорога отнимает немало нашего времени. Идем ли мы с малышом в магазин, ведем ли его в ясли или в развивающую группу, едем ли в поликлинику или к бабушке, не нужно воспринимать дорогу как досадную помеху на пути к цели. Зачем терять попусту так много драгоценного времени?
Итак, чем же можно заняться по пути? Прежде всего, просто поговорить. Помните, как это важно для развития? Говорить можно о чем угодно: об окружающей живой природе и природных явлениях, о красоте утреннего неба и облаков (а заодно и разобраться, какие они – перистые или кучевые), о строительстве домов, о транспорте и профессиях… Одним словом, обо всем, что можно заметить вокруг и что малыш уже в состоянии понять.
На ходу можно… учить стихи. Для этого полезно носить в сумочке или в кармане маленькую книгу с хорошими детскими стишками. Особенно подойдут стихотворения «по теме»: о природе, кошечках-собачках, букашках, цветочках, солнышке, дождике. Можно «замахнуться» и на более «серьезные» произведения. Например, выучить на ходу «Путаницу» Чуковского. Или «Доктора Айболита». Полезный навык запоминания информации на слух очень поможет малышу в будущем.
Идете с крохой в магазин? Тогда потренируйте «между делом» его память и внимание! «Нам нужно купить в магазине масло, молоко, творог, сыр, хлеб и лимон. Постарайся запомнить. Вдруг я что-нибудь забуду, а ты мне подскажешь». Конечно, маленький помощник постарается все хорошенько запомнить. Ведь мама ему доверила такую важную миссию! Попросите малыша еще раз повторить список продуктов перед выходом из дома, по дороге, а потом при входе в магазин. Делая покупки, умышленно что-нибудь «забудьте» и спросите ребенка, все ли вы купили.
По дороге можно играть во всевозможные игры. Например, вместе искать воробья, или красную машину, или мальчика в синей куртке, или божью коровку… Так одновременно будем расширять словарный запас, развивать речь, повторять цвета, тренировать внимание и наблюдательность!
Развиваем ребенка: в четырех стенах
Домашняя развивающая среда – штука весьма полезная. Потратив совсем немного времени на ее организацию, мы будем потом получать «дивиденды» на протяжении не одного года. Географические карты и плакаты, всевозможные азбуки и счеты, картинки с подписями и репродукции на стенах дают маленькому человечку массу информации, которую он получает даже без нашего активного вмешательства. Добавьте к этому хорошие развивающие игры и необходимые по возрасту игрушки, карандаши и краски, пазлы и головоломки, которые хранятся в досягаемости для маленьких детских ручек, – и вы получите ту самую предметно-развивающую домашнюю среду.
Ну, допустим, повесили вы над кроватью малыша географическую карту. Каждый раз, укладывая кроху спать, будем находить и показывать на ней какой-нибудь материк, остров, океан или море. Времени это занимает всего минутку, но через несколько месяцев маленький географ без труда покажет вам и Мадагаскар, и Средиземное море. Или, скажем, висят на холодильнике магнитные буквы и цифры. Пока кроха крутится рядом с вами на кухне, время от времени называем буквы, выкладываем из них слоги и короткие слова. И постепенно, не прикладывая никаких усилий, выучиваем весь алфавит! Пробегая мимо стены с плакатом африканских животных, читаем мимоходом их названия. А спустя какое-то время любознательный малыш уже легко отличает в зоопарке антилопу гну от антилопы импала… Математик Софья Ковалевская в одиннадцать лет изучила дифференциальное исчисление по конспектам лекций, которыми вместо обоев были оклеены стены ее комнаты. Так что подобное настенное (и даже «нахолодильниковое») обучение весьма эффективно. И совсем не занимает времени!
Но для полноценного и естественного развития крохе важны не только плакаты и магнитные азбуки. Ему нужны правильно подобранные игрушки и игры, соответствующие возрасту. Нередко родители уверены, что большое количество разнообразных игрушек – залог наилучшего развития крохи. Но это заблуждение.
Много игрушек ребенку не нужно!
Итак, что же должно быть в арсенале каждого малыша? Прежде всего, самые первые, самые простые развивающие игрушки – пирамидка, матрешка. Никак не обойтись без мячиков, машинок, самолетика, куклы, нескольких мягких зверушек. Обязательны в хозяйстве «строительные» игрушки – кубики, лучше строительный набор с деталями разных форм, и простой конструктор типа «Лего» с крупными деталями. Для музыкального развития крохе понадобятся детские музыкальные инструменты: например, ксилофон и дудочка. Для сюжетных игр пригодятся набор посудки, кроватка, кукольная одежда, хорошо бы приобрести домик для кукол или зверушек, а для ролевых – наборы «Парикмахер», «Доктор» и т.п. Не забываем о первых настольных играх – мозаике, «парочках», лото, детском домино, пазлах; об умных «развивайках» – шнуровке, сортере, рамках-вкладышах; о материалах для творчества – карандашах, красках, фломастерах, пластилине или массе для моделирования, цветной бумаге. И конечно, нужны игрушки для улицы: ведерко, лопата, грабли, сито, формочки для песка, игрушки-каталки, трехколесный велосипед.
Очень важно, чтобы все игрушки, игры, материалы для творчества хранились таким образом, чтобы кроха, когда захочет, сам мог их достать. А иначе что же это за развивающая среда? И еще. Любая, даже самая умная развивающая игрушка или игра станет бесполезной, если ребенок не умеет с ней играть. Бессмысленно просто высыпать перед двухлетним малышом пазлы из коробки. Он покрутит картонные детальки в руках, попробует на зуб и, не найдя им лучшего применения, разбросает по комнате. Но стоит однажды показать, научить – и вот уже кроха с удовольствием будет развиваться, собирая картинки. И уже, возможно, без вашей помощи.
Развиваем ребенка: во время чтения
Когда мы читаем малышу хорошие детские книги, мы, вроде бы, кроме чтения больше ничего не делаем. Мы всего лишь… развиваем его речь, фантазию, воображение, память, расширяем словарный запас и знания об окружающем мире, воспитываем добрые чувства. Неплохо, правда? Находите в течение дня время для чтения. Это можно делать и утром, после завтрака, и днем, в перерывах между игрой, и конечно вечером, перед сном.
А чтобы обычное чтение стало еще полезнее, будем не просто читать текст, но и обращать внимание малыша на непонятные слова и ситуации (а такое бывает часто). Поинтересуйтесь у ребенка, понимает ли он значение того или иного слова, пословицы, «крылатого» выражения. Если нет, объясните. Во время чтения полезно иногда останавливаться и спрашивать у крохи: «Кто пришел к Теремку после мышки?» Или: «Что-то я забыла, что пчела принесла Мухе-Цокотухе?»
Читая сказки самым маленьким слушателям, сопровождайте некоторые описываемые действия соответствующими жестами. Топните ногой, как мишка, облизнитесь, как лисичка, захлопайте в ладоши, помашите ручкой, покачайте головой и т.п. Очень скоро и малыш станет показывать сказку с помощью жестов, едва услышит знакомые слова.
А ведь в книжках есть еще и картинки! Их можно не просто рассматривать – с ними можно играть и развиваться! Во-первых, учиться считать. Считать можно все, что найдется подходящего на картинке: деревья, грибочки, птичек, деток, листочки, зайчиков и т.п. А сколько ножек у мальчика? А у двух мальчиков? А лапок у собачки? Во-вторых, таким образом можно развивать у малыша внимание и наблюдательность: «Найди, где на картинке пенек. А где шишка? А девочка с красным бантиком?» В-третьих, с картинками в книжке можно учить или повторять цвета. «Ну-ка, давай найдем на картинке все красное! А теперь покажи все, что зеленое!» Множество полезных заданий можно придумать даже для самых крошечных малышей.
Развиваем ребенка: во время готовки
Чем бы вы ни занимались на кухне, для малыша всегда найдется какое-нибудь доступное по возрасту поручение: помыть овощи, почистить вареные яйца и картофель, украсить салат или бутерброды веточками зелени, что-нибудь помешать…
Так же, как и на улице, на кухне можно поговорить о множестве интересных вещей. Просто занимаемся своими делами и болтаем с ребенком обо всем на свете: о продуктах, овощах и фруктах, приготовлении пищи и о том, что из чего получается… А все ли предметы на кухне знакомы ребенку? Знает ли он о назначении той или иной посуды, для чего нужны холодильник, микроволновка, миксер, кофеварка? Станем почаще повторять, что тарелка, чашка, сковородка – это посуда; кабачок, помидор, капуста – овощи; холодильник и миксер – бытовая техника. Так кроха не только запомнит новые слова, но и научится объединять предметы в группы и подбирать к ним обобщающие понятия.
Благодаря яркой окраске фрукты и овощи идеально подходят для изучения цветов. «Это помидор. Он красный. А это лимон. Он желтый». Можно выдать малышу две мисочки и, скажем, по 3–4 штуки огурцов и помидоров. Пусть разложит их по мисочкам – рассортирует. А ведь на кухне не составит труда отыскать и другие предметы для сортировки: разные овощи и фрукты, орехи, печенье, сухофрукты…
Заведите на кухне уголок, где будут лежать «дежурные» вещи-развивайки: карандаши, фломастеры, краски, альбом для рисования, цветная бумага, клей, пластилин, книжки-раскраски и книги с «умными» заданиями, наклейками, какой-нибудь набор для творчества для самых маленьких и т.п. Теперь, пока мама занята приготовлением обеда или ужина, малыш сможет пристроиться рядышком на кухонном столе и выбрать для себя занятие по настроению. Можно рисовать или раскрашивать, лепить забавные фигурки или делать обрывные аппликации без ножниц, а мама в любой момент поможет, подскажет, полюбуется детской работой. Тут же на кухне тренируем маленькую непослушную ручку и готовим ее к письму, проводя линии в самых первых прописях, развиваем мышление, выполняя задания в развивающих книжках, клеим наклейки… За кухонным столом можно собирать пазлы, выкладывать узоры из мозаики, возиться с играми Никитина «Сложи узор» и «Собери квадрат», подбирать картинки-«парочки» и т.п. И даже сыграть в детское домино! И все это вместе с мамой, которая вполне сможет параллельно приготовить ужин и уделить немного внимания крохе.
Самостоятельный ребенок
Говорят, что у «ленивых» мам дети более самостоятельные. И в этом есть доля истины. Такие малыши, как правило, раньше других учатся управляться с ложкой, самостоятельно одеваться и проявлять смекалку в разных бытовых ситуациях. Так может и нам, заботливым, любящим мамам, имеет смысл тоже иногда чуть-чуть «полениться»? В этом есть свой резон. Может, если не доставать закатившийся под диван мячик по первому требованию ребенка, малыш догадается вытолкнуть его оттуда, воспользовавшись игрушечным мечом? Быть креативным можно только тогда, когда за дело берется собственная, а не чужая смекалка. Давайте крохе возможность самому искать выходы из разных ситуаций: пусть попробует сам налить молоко в чашку, а затем и вытереть образовавшуюся молочную лужу, застегнуть молнию на куртке, натянуть на пальчики непослушные перчатки…
Если в прихожей стоит большое зеркало, щетки для одежды и обуви под рукой, а мама и папа, выходя из дома, всегда почистят обувь и проведут некоторое время перед зеркалом, приводя себя в порядок, то и малыш с самого раннего возраста будет им подражать. Постепенно у ребенка сформируется культура своего внешнего вида, появятся такие качества, как трудолюбие, аккуратность, самостоятельность.
Позволяйте малышу участвовать вместе с вами в повседневных бытовых делах. Так, между делом, вы убьете одним махом множество «развивающих» зайцев: сможете общаться с ребенком, будете приучать его к труду и самостоятельности, развивать мышление, моторику, координацию движений и еще много-много других полезных навыков. Даже самому маленькому помощнику отыщется работа по силенкам.
Занимаетесь уборкой? Дайте крохе тряпку – и пусть вытирает пыль. Стираете? Кроха может достать вещи из стиральной машины, а потом подавать вам для развешивания… Убираете вещи? Выделите малышу одну полку внизу и пусть складывает туда свою одежду сам. А еще пусть разберет носки после стирки. Чем не игра в «парочки»? Мы просто живем, занимаемся своими обычными делами, а кроха развивается.
Устраивайте для малыша путешествия. И не так уж на самом деле важно, будет ли это дальняя поездка или прогулка в ближайший парк. Любое, даже самое маленькое путешествие подарит любознательному крохе массу новых впечатлений. А новые впечатления – это всегда мощный толчок в развитии. И еще будем стараться вырастить из своего ребенка настоящего оптимиста и жизнелюба. Для этого тоже можно специально ничего не делать. Достаточно просто самим быть оптимистами, любить жизнь и радоваться каждой минуте, проведенной вместе с любимым маленьким человечком…
Журнал “Мама и малыш”
Автор: Ульяна Кашпур, г. Харьков
фото: https://globallookpress.com/
Источник
Содержание
- Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев
- Развитие ребенка: первый месяц жизни
- Развитие ребенка: второй месяц жизни
- Развитие ребенка: третий месяц жизни
- Развитие ребенка: четвертый месяц жизни
- Развитие ребенка: пятый месяц жизни
- Развитие ребенка: шестой месяц жизни
- Развитие ребенка: седьмой месяц жизни
- Развитие ребенка: восьмой месяц жизни
- Развитие ребенка: девятый месяц жизни
- Развитие ребенка: десятый месяц жизни
- Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни
- Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни
- Какие отличия в развитии мальчиков и девочек
- Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев
Для того, чтобы понимать, как лучше развивать вашего ребенка с рождения и до 1 года, нужно знать, как развивается вам малыш и какими навыками уже обладает малыш. Предлагаем вам календарь развития ребенка по месяцам после рождения и до года.
Уважаемые мамы и папы предлагаем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения и до достижения 1 годика. Период с рождения и до 12 месяцев – это очень ответственный период, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающий мир, интенсивно развивается. Поэтому прочитайте статью внимательно, поскольку этот период развития малыша является самым важным этапом в жизни вашего крохи.
Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев
Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно — по месяцам.
Развитие ребенка: первый месяц жизни
В связи с адаптацией к новой жизни, первый месяц новорожденного является самым трудным, как для ребенка, так и для мамы. Новорожденный проводит в состоянии сна около 70%. Во сне он растет ( за месяц может подрасти на 2-3 см), и легче переносит период привыкания к новым условиям жизни. Во время бодрствования ребенок совершает неосознанные махи ручками и ножками, которые пока находятся в тонусе. Поэтому ручки зажаты в кулачок, а ножки поджаты в коленях.
Жизненно важным аспектом является питание. Предпочтительнее грудное вскармливание, во время которого формируется эмоциональная связь между мамой и ребенком. В течение первого месяца жизни малыш прибавляет в весе примерно на 600-700 гр.
К концу первого месяца жизни новорожденный:
- Прислушивается к посторонним шумам и разговорам.
- Смотрит на яркие игрушки и лица окружающих.
- Узнает голос и запах мамы.
- Выражает эмоции плачем.
Малыш рождается с определенным набором рефлексов, которые спустя нескольких месяцев угасают:
- Сосательный. При прикосновении к губам или щеке, ребенок откроет рот и будет двигать языком как при сосании.
- Плавательный. Если поддерживая ребенка окунуть в воду, он будет пытаться плыть.
- Хватательный. Если прикоснуться к ладошке малыша, он будет сжимать ручку в кулачок.
- Поисковый. При поглаживании уголка рта, ребенок повернет голову в сторону прикосновения.
- Шагательный. При поддержки в вертикальном положении, слегка наклоните ребенка вперед. Малыш будет пытаться совершать шагающие движения.
Развитие ребенка: второй месяц жизни
На втором месяце жизни выходит из стадии новорожденного, теперь он грудничок. В этот период начинает активно развиваться как физически, так и психологически. В весе прибавилось примерно 800гр, а в росте 3 см.
- Чадо различает настроение и эмоциональное состояние мамы ( радость, злость, грусть).
- Ребенок уже может самостоятельно приподнимать и держать недолго голову.
- Начинает активно гулить и агукать.
- Малыш «приветствует» маму, начиная быстрее двигать ручками и ножками, когда ее увидит.
- Идет активное развитие органов зрения и слуха.
- Несколько секунд может удерживать игрушку, сжав крепко в руке.
Развитие ребенка: третий месяц жизни
На третьем месяце продолжают развиваться и совершенствоваться навыки движения. Теперь он умеет переворачиваться со спины на бок, может приподняться на предплечья, уверенней держит голову. Старайтесь чаще выкладывать ребенка на живот, это полезно для укрепления мышц спины и шеи, также помогает при коликах. Малыш с интересом рассматривает ручки и ножки, играет с ними. Изучая, трогает личико.
- Грудничок подрастает еще на 3 см, а прибавка в весе составляет около 750 гр.
- Ночной сон становится длиннее, а дневной сокращается. Время бодрствования увеличивается.
- Ребенок высовывает самостоятельно соску и пытается ее взять обратно в рот.
- Может узнавать окружающих и радуется им.
- Громко смеется и подражает мимике взрослых.
Развитие ребенка: четвертый месяц жизни
К четвертому месяцу жизни малыш заметно изменяется во внешности. Теперь он уже не тот новорожденный, который только кушал и спал. Ребенку необходимо общение и внимание родителей. Он будет капризничать, если мама ненадолго отойдет.
- К концу четвертого месяца грудничок будет весить еще на 700 гр больше, и вырастит на 2,5 см.
- Малыш переворачивается со спины на живот и обратно. И даже пытается ползать, отталкиваясь от чего-либо.
- Ребенок различает цвета и форму.
- Все что грудничок схватит рукой, потянет в рот. Поэтому необходимо следить, чтобы рядом с ребенком не было мелких деталей.
- Произносятся первые слоги и можно услышать «ма», «па», «ба».
- Отличается родителей от других людей.
- Замирает, когда слышит музыку или громкий разговор.
- При произношении ребенка по имени, начинает обращать внимание на того, кто сказал.
Развитие ребенка: пятый месяц жизни
На пятом месяце грудничок уже более умело управляет своим телом, уверенно переворачивается, предпринимает попытки к самостоятельному сидению, ползанию, пытается вставать, держась за бортики кроватки. Время бодрствования увеличивая, позволяя маленькому человечку познать окружающий мир.
- Приблизительная прибавка в весе к этому времени составит 700гр, а в росте еще 2 см.
- Ребенок уверенно отличается знакомых от чужих ему людей.
- Проявляет желание общения с мамой улыбкой, протягивает к ней ручек.
- Осознанно берет игрушки, кидает их, тянет в рот.
- У малыша начинают прорезываться первые зубки.
- Различает интонацию голоса взрослых и подражает ей.
Развитие ребенка: шестой месяц жизни
На шестом месяце развития ребенок уже может принимать не только молоко матери или молочную смесь, но и начинать кушать пюреобразную пищу. Лучше начинать прикорм с гипоаллергенных продуктов, по выборы которых необходимо проконсультироваться с педиатром.
- Вес малыша прибавляется на 700гр, а рост на 2,5 см.
- На шестом месяце грудничок понимает обращение по имени и отличает его от других.
- Играет с предметами, перекладывая их из одной руки в другую.
- Покачиваясь, встает на четвереньки — это первые предпосылки к ползанию.
- Начинает понимать, что если уронить игрушку, то она упадет, если потрясти погремушку, она издаст звуки.
- Настроение ребенка не постоянно и радость быстро сменяется раздражительностью, грустью и наоборот.
- Долго лепечет и гулит, что доставляет малышу удовольствие от произносимых им звуков.
Развитие ребенка: седьмой месяц жизни
Седьмой месяц развития малыша характеризуется активным прорезыванием зубов. Зудящие десна и боль при прорезывании доставляют малышу дискомфорт, а родителям волнения за своего чада. Грудничок все тянет в рот с целью уменьшить неприятные ощущения. Для данной задачи существуют различные прорезыватели: резиновые, с охлаждающим эффектом. Главное чаще мыть и прорезыватели и все предметы, которые ребенок непременно затянет в рот.
- На седьмом месяце жизни ребенок набирает еще 600гр в весе и прибавляет 2 см в росте.
- Малыш может садиться самостоятельно и уверенно сидеть.
- Начинает ползать «по-«пластунски». Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра на пеленальном столике или на диване, он может с легкостью упасть с высоты.
- Может встать на ноги, держась за что-нибудь и немного постоять.
- С удовольствием играет в развивающие игры с пальчиками: » Чи-чи-чи-сорока», в » Ладушки».
- При регулярном занятии может показать где у него глазки, ушки, носик, ручки.
- С интересом изучает предметы: крутит, вертит, пробует на зубок, пытается разобрать.
- Может повторить несложные слоги: «му», «ам», «ав».
Развитие ребенка: восьмой месяц жизни
На восьмом месяце жизни грудничок становится активней с каждым днем. Он самостоятельно садится, перемещается из одного места в другое. Ему интересно рассматривать картинки и фотографии, малыш даже узнает на них родителей.
- За этот месяц ребенок вырастит на 2 см, и поправится на 600 гр.
- Совершенствуются двигательные навыки, приобретенные за предыдущие месяцы.
- По просьбе старших может что-то принести или показать.
- Ребенок может пытаться играть в развивающие игры, например, в пирамидку.
- Реагирует на музыку, и может по-своему танцевать.
Развитие ребенка: девятый месяц жизни
На девятом месяце жизни ребенок может уже сделать несколько шажков, держась за что-либо, за бортики кроватки, или вдоль дивана. Они упорно осваивают данный навык, падают, но потом опять поднимаются. У малыша расширяется запас слов, повторяя слоги за взрослыми.
- На девятом месяце ребенок прибавит в росте 2 см, в весе 600 гр.
- Пытается вскарабкаться на стул, диван.
- Открывает доступные ему ящики, дверцы шкафов, тумбочек.
- Малыш привязан к маме, потеряв ее из виду, начинает плакать и капризничать.
- Может самостоятельно пытаться одеваться и кушать ложкой.
- На данном этапе жизни оттачивается мелкая моторика, поэтому важно ее развивать игрушками: шнуровками, пластилином. Но обязательно под присмотром старших.
- Понимает поручения как «стой», «ложись», «иди».
- Ребенок разговаривает на своем языке, но близкие могут уже понять, что хочет донести до них чадо.
Развитие ребенка: десятый месяц жизни
На десятом месяце жизни малыш копирует поведение и звуки за взрослыми. Играя, можно предложить ребенку сложить игрушки, попросить маленького помощника положить упавший столовый прибор на стол. В это время уже можно знакомить ребенка с книжками, но лучше с теми, которые трудно порвать.
- Прибавка в росте и весе уменьшается по сравнению с первыми месяцами жизни, и составит еще плюс 1 см к росту и примерно 350гр к весу.
- Малыш может сам сесть и находится в сидячем положении долгое время.
- Вставать и пытаться делать первые шаги.
- Может брать предметы двумя руками, но больше предпочитает обходится одной.
- Берет предметы по принципу пинцета (большим и указательным пальцем), но интерес вызывают все же большие детали.
- Способен показать где ушки, носик и т. д. на себе или на игрушке.
Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни
К одиннадцатому месяцу ребенок уже многому научился. Уверенно садится, встает, ползает, но еще не отточено мастерство ходьбы. Малыш с интересом общается со старшими и с другими детьми. Понимает название некоторых предметов и может на них указать.
- К 11 месяцам грудничок вырастит на 1 см и поправится еще на 350 гр.
- Малыш понимает когда ему что-то запрещают со словом «нельзя».
- Может вскарабкаться на диван, кресло, и спустится обратно.
- Пытается пить из кружки и есть с ложки.
- По просьбе взрослых может поднять, положить, взять предмет.
- Грудничку нравится когда его хвалят и стремится к ней.
- Прощается, махая ручкой.
УРА! Ребенку 1 годик!
Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни
Приближаясь к двенадцати месяцам — своему первому дню рождения, ребенок уже не тот беспомощный младенец, а личность со своим нравом, предпочтениями и характером. В это время пора переходить на один дневной сон. У ребенка проявляется интерес к игре «Дочки-Матери», он качает игрушки, кормит их, купает. Также и сам любит игры в воде во время купания.
- За месяц грудничок вырастит на 1 см, и прибавит в весе 350 гр.
- Самостоятельно встает и может чуть пройти.
- Может сказать несколько слов: «мама», «папа», «баба», «ав».
- Появляются любимые блюда, которые ребенок с удовольствием может кушать ложкой. И отказывается от еды, которая не нравится.
- Понимает предназначение некоторых предметов.
- Капризничает при отсутствии родителей или любимой игрушки.
Какие отличия в развитии мальчиков и девочек
Врачами-педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют.
Чаще отличия в развитие мальчиков и девочек бывают такими:
- мальчики чаще рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;
- говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница не всегда незаметна, и составляет не более 2-3 недель;
- девочки миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.
Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев
Источник