Развитие детства ребенка в россии

Развитие детства ребенка в россии thumbnail

Обзор документа

Распоряжение Правительства РФ от 23 января 2021 г. № 122-р Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 г.

1. Утвердить прилагаемый план основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (далее – план).

2. Федеральным органам исполнительной власти и организациям, ответственным за реализацию мероприятий плана:

осуществлять реализацию мероприятий плана в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год;

ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, представлять в Минпросвещения России информацию о ходе реализации мероприятий плана.

3. Минпросвещения России ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом, представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации плана на основе информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти и организаций, ответственных за реализацию мероприятий плана.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении своей деятельности обеспечить реализацию мероприятий плана.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

Утвержден
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 23 января 2021 г. N 122-р

План основных мероприятий,
проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года

I. Здоровье сбережение с детства

Цели:

укрепление и охрана здоровья детей;

повышение качества и доступности медицинской помощи детям;

создание благоприятных условий для гармоничного развития детей.

Задачи:

создание условий для увеличения рождаемости в Российской Федерации;

профилактика заболеваемости и инвалидности среди детей и подростков;

обеспечение условий для развития комплексной реабилитации детей, в том числе детей-инвалидов;

повышение качества оказываемой квалифицированной медицинской помощи;

повышение уровня оснащения современным оборудованием и лекарственными препаратами образовательных и медицинских организаций;

формирование навыков здорового образа жизни и культуры здоровья семьи как базовой ценности, в том числе просвещение родителей (законных представителей);

совершенствование системы питания обучающихся в образовательных организациях.

II. Благополучие семей с детьми

Цели:

обеспечение материального и семейного благополучия;

снижение негативного влияния бедности на качество жизни детей.

Задачи:

снижение числа малообеспеченных семей;

повышение доступности мер социальной поддержки, предоставляемых семьям с детьми на основании одного заявления (без истребования дополнительных документов);

улучшение жилищных условий семей с детьми, в том числе многодетных семей и семей с детьми-инвалидами;

формирование культуры семьи с детьми как базовой общественной ценности;

формирование ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;

создание единой комплексной системы поддержки семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

создание правовых, организационных, кадровых, социальных условий для раннего выявления семейного и детского неблагополучия и организации индивидуального сопровождения.

III. Всестороннее развитие, обучение, воспитание детей

Цель – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Задачи:

обеспечение доступного и качественного образования;

совершенствование мер, направленных на развитие эффективной системы воспитания детей;

увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием;

выявление и государственная поддержка одаренных детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

содействие профессиональному самоопределению ребенка;

повышение читательской активности и развитие читательских компетенций у детей и подростков;

поддержка выпуска лучших образцов детско-юношеской литературы, а также проектов, посвященных теме детства;

совершенствование физкультурно-спортивной работы с детьми (в возрасте до 18 лет) в Российской Федерации;

повышение уровня физической подготовленности детей, в том числе через Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс “Готов к труду и обороне”;

увеличение охвата детей различными формами активного детско-юношеского туризма.

IV. Инфраструктура детства

Цель – формирование и развитие благоприятной среды для полноценного образования, воспитания, развития различных категорий детей.

Задачи:

обеспечение потребностей детей и семей с детьми в качественных, безопасных и доступных товарах и услугах;

создание современной инфраструктуры, обеспечивающей потребности в занятиях физической культурой и спортом, развитие творческих способностей детей, доступность образования для детей раннего, дошкольного и школьного возраста;

развитие детских объединений и вовлечение обучающихся в их деятельность;

совершенствование предоставления государственных услуг гражданам, имеющим детей, и непосредственно самим детям в электронной форме;

государственная поддержка и популяризация информационной продукции для детей, в том числе в печатной, электронной и иных формах распространения;

оказание родителям (законным представителям) информационно-просветительской поддержки по вопросам образования и воспитания детей;

развитие инфраструктуры социальных служб, обеспечивающих доступную и качественную помощь детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации.

V. Защита детей, оставшихся без попечения родителей

Цель – обеспечение полноценного развития и социализации детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях институционализации, замещающего родительства и в самостоятельной жизни.

Задачи:

реформирование системы опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних;

развитие и совершенствование форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

развитие системы подготовки детей к самостоятельному проживанию и системы постинтернатного сопровождения выпускников всех форм попечительства;

повышение уровня компетенций специалистов, работающих с детьми-сиротами, замещающими семьями;

реформирование организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

расширение участия общества в защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

VI. Качество жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов

Цель – консолидация ресурсов для социализации, включения в активную жизнь общества детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Задачи:

создание условий для оказания доступной и качественной ранней помощи детям, имеющим отклонения в развитии и риск их появления;

профилактика детской инвалидности, комплексная реабилитация и абилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, в том числе выработка и внедрение действенных механизмов, предотвращающих риски детской инвалидности;

развитие комплексной реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и повышение результативности на основе внедрения эффективных социальных практик;

обеспечение применения современных технологий, продукции реабилитационной направленности для реабилитации и абилитации детей-инвалидов;

развитие производства современной продукции реабилитационной направленности;

модернизация системы образования в части реализации права на получение качественного доступного преемственного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами;

модернизация системы подготовки кадров для обучения и воспитания, психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

изучение современной семьи и современного ребенка для обеспечения поддержки семьи как полноправного участника процесса образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

развитие инклюзивной среды в образовании, становление инклюзивной культуры образовательного процесса;

развитие сети отдельных образовательных организаций, выполняющих в том числе функции учебно-методических (ресурсных) центров, оказывающих методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных (инклюзивных) организаций, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям.

VII. Безопасность детей

Цель – обеспечение комплексной безопасности детей, соблюдение прав и законных интересов детей.

Задачи:

формирование у обучающихся представления о безопасном образе жизни, правосознания и культуры в области безопасности дорожного движения;

подготовленность детей к поведению в условиях чрезвычайных ситуаций, безопасному поведению в быту, на природе, на дорогах;

реализация мер по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних, детских суицидов и других причин потери детского населения;

создание безопасного информационного пространства для детей;

разработка и реализация системных решений по оказанию своевременной помощи детям и родителям в случае нарушения прав и законных интересов детей;

сокращение повторной преступности среди несовершеннолетних осужденных, освобожденных из мест лишения свободы;

Читайте также:  Роль учителя в развитии личности ребенка

проведение профилактической работы с несовершеннолетними осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, и их родителями.

VIII. Координация реализации Десятилетия детства

Цель – повышение эффективности реализации мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства.

Задачи:

повышение эффективности межведомственного взаимодействия в целях реализации мероприятий Плана;

информационно-аналитическое обеспечение хода выполнения Плана, мониторинг и оценка выполнения задач;

тиражирование лучших практик, выявленных в ходе реализации Десятилетия детства;

расширение механизмов участия детей и подростков в принятии решений, затрагивающих их интересы, учет их мнения по вопросам в сфере детства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

совершенствование системы показателей, характеризующих ход выполнения мероприятий Плана;

организация и проведение популяционных, лонгитюдных и других научных исследований современного детства и популяризация результатов исследований среди родительского и педагогического сообществ.

Обзор документа

Правительство РФ утвердило план основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 г.

Предусмотрены мероприятия по здоровьесбережению, по обеспечению благополучия семей с детьми, по всестороннему развитию, обучению и воспитанию детей, по развитию необходимой инфраструктуры, по защите детей, оставшихся без попечения родителей, по улучшению качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Источник

2018-2027 годы объявлены Десятилетием детства.

Из интернета

Об этом говорит Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года №240 “Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства”. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. №1375-р утвержден План основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.

Десятилетие детства проводится по инициативе Президента Российской Федерации Владимира Путина. В настоящее время завершается первый этап проекта – с 2018 до конца 2020 года, в связи с этим идет формирование плана на следующий период.

ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

План основных мероприятий

Для всех

Из интернета

  • повышение уровня подготовленности детей к поведению в чрезвычайных ситуациях
  • повышения уровня обеспечения безопасности при организации их отдыха и оздоровления, в том числе в местах проведения массовых мероприятий с детьми в природной среде
  • создание во всех субъектах Российской Федерации ресурсных центров “Российского движения школьников”
  • проведение всероссийских конкурсов, фестивалей, смотров, олимпиад, спартакиад и иных мероприятий с участием детей
  • создание в 60 субъектах Российской Федерации центров выявления и поддержки одаренных детей
  • создание к 2020 году во всех субъектах Российской Федерации центров детско-юношеского туризма
  • создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях
  • развитие информационно-образовательной среды в общеобразовательных организациях
  • обеспечение к 2020 году участия в олимпиадах, конкурсах, иных мероприятиях, направленных на выявление одаренных детей, не менее 50 % обучающихся в общеобразовательных организациях
  • осуществление не менее 300 творческих проектов с участием одаренных детей и молодежи ежегодно
  • увеличение количества общеобразовательных организаций, в которых функционируют школьные хоры
  • повышение статуса чтения в российском обществе, в том числе среди детей, и читательской активности российских граждан, в том числе детей
  • оснащение современным оборудованием не менее 10 % детских школ искусств в каждом субъекте Российской Федерации ежегодно
  • вовлечение школьников в систематические занятия физической культурой и спортом, формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, выявление лучших школьных спортивных клубов, развивающих различные виды спорта
  • увеличение охвата детей отдыхом и оздоровлением на базе федеральных детских центров “Артек”, “Орленок”, “Смена”. “Океан”

Для детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья

Из интернета

  • создание не менее 3 федеральных ресурсных методических центров по организации комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
  • создание не менее 85 базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку инклюзивного профессионального образования инвалидов
  • создание на базе образовательных организаций высшего образования не менее 21 ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • обеспечение к 2020 году создания более 150 тысяч новых мест в общеобразовательных организациях
  • обеспечение возможности для семей с детьми-инвалидами бесплатного доступа к занятиям в спортивных секциях, домах и кружках детского художественного и технического творчества
  • участие в 2020 году не менее 50% детей с ограниченными возможностями здоровья в спортивных и творческих конкурсах, фестивалях, мероприятиях, повышение возможностей интеллектуального и физического развития таких детей
  • увеличения числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, вовлеченных в детский туризм
  • нормативы и рекомендации по использованию компьютерных технологий и электронного обучения в работе с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
  • обеспечение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, создание условий для получения детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья качественного общего образования с использованием новых подходов к содержанию и форме организации обучения, независимо от состояния здоровья и
    места проживания
  • повышение доступности реабилитационных услуг для детей-инвалидов с использованием современных реабилитационных и абилитационных технологий и методик, имеющих доказанную эффективность
  • обеспечение для семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, доступности услуг, предоставляемых детям-инвалидам, в том числе детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития; рост числа прошедших психолого-педагогическое и правовое обучение, обучение подбору и использованию технических средств реабилитации, реабилитационным навыкам, а также навыкам ухода за детьми-инвалидами и общению с ними членов семей с детьми-инвалидами
  • обеспечение детям-инвалидам условий для реабилитации и участия в массовых физкультурных и спортивных мероприятиях

Для многодетных

Из интернета

  • обеспечение повышения уровня жизни семей, имеющих двух и более детей, за счет расширения направлений использования средств материнского (семейного) капитала
  • обеспечение однократного бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, а также осуществление мониторинга обеспечения таких граждан земельными участками
  • обеспечение для многодетных семей доступности иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность
  • сокращение для многодетных семей срока ожидания предоставления земельных участков в собственность бесплатно
  • обеспечение возможности для детей из многодетных семей бесплатного доступа к занятиям в спортивных секциях, домах и кружках детского художественного и технического творчества

Данные пункты программы рассчитаны на 2020 год.

СПАСИБО ЗА ПРОСМОТР! ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ СТОПаут.

⚡️ ПОДПИШИТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ В YOUTUBE!

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ, ПОСТАВЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЛАЙК!

Источник

Ко Всемирному дню ребенка 20 ноября исследовательский отдел фонда «Нужна помощь» в рамках проекта «Если быть точным» выпустил исследование о качестве жизни детей в России. 

Авторы проанализировали уровень детского благополучия в регионах, основываясь на нескольких показателях: состояние здоровья детей, безопасность социальной среды, в которой находится ребенок, возможность воспитываться в кровной семье, материальное благополучие и доступ к системе образования. «Такие дела» публикуют основные тезисы исследования.

Развитие детства ребенка в россииФото: Marina Abrosimova / Unsplash.com

Детское благополучие

Забота о детях — важная часть государственной политики во многих странах, которая в том числе показывает уровень развития общества. Для того, чтобы оценить качество жизни детей, измеряют уровень детского благополучия. 

Сейчас в это понятие в развитых странах и международных организациях включают не только базовые проблемы — уровень детской смертности, состояние здоровья, но и возможности для всестороннего развития и самореализации несовершеннолетних в стране. 

Читайте также:  Физическое развитие у грудного ребенка

Автор исследования, аналитик отдела исследований фонда «Нужна помощь» Карина Пипия, подчеркнула, что не существует единственного верного представления о том, по каким именно показателям нужно измерять уровень детского благополучия, и их список варьируется от стране к стране. Вместе с тем выработалось понимание того, что детское благополучие не может быть ограничено лишь одной сферой жизни ребенка, подчеркнула аналитик. Это всегда совокупность факторов, влияющих на развитие ребенка.

«При построении рейтинга регионов мы старались максимально полно охватить наиболее важные сферы жизнедеятельности ребенка (состояние здоровья, безопасность социальной среды, возможность воспитываться в кровной семье, материальное благополучие и доступ к системе образования). На их основе мы сформировали совокупный показатель для более целостного понимания детского благополучия в регионах. Это не исключает других возможных исследовательских подходов к измерению этого феномена и дополняет уже существующие», — отметила Пипия.

По мнению авторов исследования, для достижения детского благополучия в стране необходимы совместные усилия государственных институтов и некоммерческих организаций. Они должны отталкиваться от статистических данных о положении детей в стране, но в России было недостаточно таких сведений. В ответ на этот недостаток исследователи предложили свой рейтинг, который может быть полезен как некоммерческим организациям, так и государственным учреждениям. 

Что еще учитывают при оценке детского благополучия?

Про нехватку сведений, которые позволяют понимать благополучие российских детей, также сказала руководитель программы «Семья и дети» благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко Эльвира Гарифулина. В 2019 году группа экспертов, созданная по инициативе фонда, начала работу над созданием прототипа индекса детского благополучия в России. Пока проект находится в разработке: сформированы критерии и создан прототип анкеты для опроса детей.

«Мы хотим, чтобы благодаря индексу детского благополучия появилось понимание о положении детей в стране. Тот доклад о положении детей в стране, который мы можем найти в открытых источниках, — это брошюра на 350 страниц, но за внушительным объемом данных в таком докладе не видно ребенка. Это отчет о том, где, что и сколько построили/отремонтировали/запустили, сколько участников было, сколько денег потрачено. А наша задача — увидеть благополучие детей в динамике. Это позволит проводить системный анализ этих аспектов и понимать, каким из них уделять внимание при поддержке детей и семей. Индекс может применяться и как система координат, и как способ привлечь внимание политиков и всего общества к проблемам детей», — рассказала «Таким делам» Гарифулина.

В индекс включили шесть блоков показателей, по которым оцениваются важные аспекты жизни детей: здоровье, безопасность, образование, доступность и качество досуга, материальное благополучие семьи, отношения в семье и в окружении ребенка, а также самореализация детей и их участие в принятии решений.

Эльвира Гарифулина отметила, что важно не только изучать мнение самих детей о своем благополучии, но и привлечь их к обсуждению того, какие показатели надо учитывать для оценки качества их жизни. Фонду Тимченко важно учитывать не только мнение специалистов и родителей, поэтому эксперты проводили социологические опросы, совместные конференции и обсуждения с несовершеннолетними участниками.

«Интересный пример был в Ирландии, где показатели детского благополучия выделяли вместе с детьми. Оказалось, что дети часто выделяют то, что взрослые считают неважным. Такими показателями стали возможность общаться с домашним животным и спальное место ребенка, в котором он может создать уют. Когда мы говорим про детское благополучие, нам важно мнение детей. Кто-то может подумать, что они скажут, что не хотят ходить в школу, а хотят есть конфеты. Ни одного такого ответа не было за два года работы над проектом», — подчеркнула Гарифулина.

Общие данные по России

По информации «Если быть точным», в России на 1 января 2019 года проживало 30,2 миллиона человек младше 18 лет. Из них свыше пяти миллионов – это дети из семей, нуждающихся в социальной поддержке. К такой категории относятся многодетные, малоимущие, молодые, неполные семьи. Также на социальную поддержку могут рассчитывать дети несовершеннолетних родителей, дети, у которых один или оба родителя нетрудоспособны, пожилые или имеют инвалидность.

В 2018 году 17,3% детей жили в семьях, у которых средний доход на человека был ниже прожиточного минимума. Помимо этого, 1,8% детей в 2019 году были сиротами или остались без попечения родителей. В 2019 году у 2,2% детей в стране была установлена инвалидность. Согласно данным исследования, каждый третий ребенок в России рождается с заболеванием или заболевает сразу после рождения. 

Развитие детства ребенка в россииФото: tochno.st

Исследователи составили рейтинг регионов по уровню детского благополучия. Каждому субъекту был присвоен статус от А до Е, где А — это низкая выраженность проблемы, Е — высокая. Так, самое высокое качество жизни у детей из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Татарстана, Москвы и Московской области, а также Белгородской области.

Авторы исследования объяснили лидирующие позиции Москвы и Санкт-Петербурга тем, что в этих городах родителей гораздо реже лишают или ограничивают в родительских правах, в них дети реже становятся жертвами преступлений, а также там ниже уровень детской инвалидности по сравнению с другими субъектами. 

Антилидерство в этом рейтинге у Чечни, Алтая, Курганской области, Еврейской автономной области и у Тывы. По данным «Если быть точным», в Чечне самый высокий уровень детской инвалидности, самая маленькая доля детей, посещающих дополнительные образовательные занятия, и самая высокая доля малоимущих домохозяйств с детьми в стране.

Здоровье

Ежегодно в России рождается почти полмиллиона детей с различными заболеваниями. В 2019 году доля новорожденных с каким-либо диагнозом составила 31% от всех родившихся детей, в некоторых субъектах она превышала половину. Регионы, где доля заболевших новорожденных была наиболее низкой и не превышала пятой части от всех родившихся, — Чеченская республика и Мурманская область.

Численность детей, у которых диагностировали какое-либо заболевание в течение первого года жизни, еще выше — в 2019 году их было больше 3,5 миллиона. По данным исследователей, самыми распространенными заболеваниями были болезни органов дыхания, нервной системы, а также последствия состояний, возникающих в перинатальном периоде. 

Авторы исследования отдельно подчеркнули, что важнейший индикатор состояния здоровья детей — это уровень детской инвалидности в стране. В 2019 году в России проживало 670 тысяч детей с инвалидностью. 

«Оформление инвалидности может быть отчасти административно управляемым (в силу ресурсных ограничений) и отчасти коррупциогенным процессом. Отдельные регионы отличаются высоким уровнем инвалидизации детей и взрослых в том числе и потому, что статус инвалида дает доступ к социальным выплатам из федерального бюджета», — отметила старший научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ Елена Горина. 

Так, аномально высокий уровень детской инвалидности в Чеченской Республике. По данным ЕБТ на 2020 год, там инвалидность установлена у более чем 65 тысяч детей — 12% от общей доли детского населения.

Детская смертность

Авторы исследования подчеркнули, что уровень младенческой (до одного года) и детской (до пяти лет) смертности — важный показатель для оценки благополучия детей в стране. В 2019 году в России на тысячу детей, родившихся живыми, приходилось 4,9 умерших ребенка. Этот показатель значительно снизился с 2014 года — тогда он достигал 7,4.

Читайте также:  Развитие у каждого ребенка разное

В рейтинге государств по младенческой смертности Россия занимает 51-е место. Исследователи отметили, что страна по этому показателю незначительно отстает от наиболее развитых государств мира. Однако они подчеркнули, что эксперты часто указывают на возможное занижение показателя младенческой смертности в России. Так, ранние неонатальные потери — детей, умерших в возрасте до шести дней, — могут указать в статистике как «мертворожденных» или «выкидыши».

Развитие детства ребенка в россииФото: tochno.st

Уровень смертности среди детей в возрасте до 17 лет соотносится с уровнем младенческой смертности, отметили исследователи. По их данным, он тоже снижается, и тут эксперты согласны с положительной динамикой.

«Влиять на этот показатель сложно — в РФ все же трудно скрыть случай смерти гражданина. Так как основные причины детской смертности предотвратимы, то и улучшение работы педиатрической службы, социальной помощи, вакцинации, повышение доступности приводит к улучшению показателей», — отмечает заместитель генерального директора ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора Олег Швабский.

Безопасность

Исследователи проанализировали уровень детской безопасности по двум показателям. С одной стороны, учитывали то, сколько в регионе совершается преступлений в отношении детей. С другой стороны, изучили, сколько несовершеннолетних привлекались к административной или уголовной ответственности. Всего в 2019 году в России 107 571 ребенок был признан потерпевшим, а 37 953 несовершеннолетних совершили преступления.

По результатам исследователей, эти показатели соотносятся между собой: по каждому из них антилидерство и лидерство возглавили одни и те же субъекты. Так, среди их числа — Челябинская и Свердловская области, которые неблагополучны как по уровню детской преступности — в каждой из них за год преступления совершили больше 1,5 тысячи несовершеннолетних, — так и по числу детей, признанных потерпевшими: свыше трех тысяч человек.

Благополучными в этом отношении субъектами стали Ингушетия, Чукотский и Ненецкий автономный округа, а также Чеченская республика. Там низкий уровень детской преступности, а также за год в каждом из этих регионов менее 100 детей были признаны потерпевшими.

По информации свердловского управления МВД, в регионе начался рост детской преступности с 2013 года. В полиции это связывают с увеличением количества детей 14-17 лет и с относительно небольшой тяжестью наказаний для подростков, предусмотренной законодательством. В то же время в МВД отметили, что по общественной опасности преступность несовершеннолетних практически не уступает преступности взрослых.

Специалист по работе с детьми в Екатеринбурге Любовь Владыкина считает, что высокий уровень детской преступности в Свердловской области обусловлен теми же проблемами, которые есть в других российских субъектах: нарастание напряжения в обществе, снижение уровня толерантности и общего уровня принятия среди людей.

«На сегодняшний день то, что я вижу у детей, — это не очень здорово. Повышенный уровень тревожности среди детей и взрослых вокруг них. Это приводит к высокому уровню напряжения среди детей, который сейчас усугубляется пандемией и дистанционным обучением. Отсюда и ухудшения поведенческих проявлений. Подростки — это отражение взрослых, все, что происходит у взрослых, в разы сильнее проявляется у них», — считает психолог.

В екатеринбургском фонде «Аистенок» согласны с тем, что поведение родителей ощутимо влияет на развитие несовершеннолетних. В организации считают, что главная причина детской преступности в регионе — семейное неблагополучие: потеря работы, длительная безработица, алкоголизм, жестокое обращение по отношению к детям, ссоры. По данным фонда, ситуация ухудшилась во время пандемии: беременные и женщины с маленькими детьми стали чаще подвергаться насилию со стороны мужа или сожителя. Зачастую органы МВД называют такие случаи «семейными проблемами» и бездействуют, добавили в организации.

«Каждый из приведенных факторов семейного неблагополучия в отдельности способен нанести и наносит значительный удар формированию личности несовершеннолетнего. Дети начинают воровать, и если не последовало наказания (родители не заметили или не придали значение, не попались органам правопорядка), то руки у них развязываются, масштаб преступления становится крупнее. Начнется с мелкого воровства, закончится разбоем либо убийством (из практического опыта и заседаний комиссий по делам несовершеннолетних)», — рассказали в фонде «Аистенок». 

Материальное благополучие

В 2018 году в России 17% семей с детьми были малоимущими. Если добавить к ним неполные семьи с одним работающим родителем, то этот показатель возрастет до 19%. А если добавить еще и семьи с одним неработающим родителем, то эта доля увеличится до 57%.

Исследователи отметили, что этот показатель очень сильно отличался в разных субъектах. Так, самая высокая доля малоимущих семей зарегистрирована в Чечне (47,1%), и она в 59 раз превышает эту долю в Санкт-Петербурге (0,8%). Также этот показатель высок на Алтае: там на долю малоимущих семей приходится 45,5%. Еще в 12 российских регионах у трети от всех семей средний доход на человека не превышает прожиточный минимум.

Тяжелое материальное положение семьи наряду с зависимостями родителей и уклонением от исполнения своих обязанностей становится причиной для попадания ребенка в интернаты. В 2019 году родителей 46 157 детей лишили родительских прав или ограничили в них. Помимо этого, в стране было выявлено 47 640 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также 44 429 несовершеннолетних были зарегистрированы в банке данных.

Исследователи отметили, что все эти показатели демонстрируют неблагополучие в семейном окружении и в том числе способствуют росту социального сиротства. Но с 2014 по 2019 годы по всем трем параметрам наблюдается положительная динамика, и ежегодно численность детей с опытом социального сиротства снижается.

Образование

В России охват детей общим образованием достигает практически 100%. Исследователи отметили, что в связи с этим проблема доступа к нему кажется решенной, но есть еще один важный индикатор благополучия детей — дополнительное образование. Специалист по работе с детьми Любовь Владыкина согласна с тем, что детское благополучие зависит от доступа не только к общему, но и к дополнительному образованию.

«Возможность развития, самовыражения в виде различных секций, творческих студий. Здесь речь идет о детях школьного возраста. Чтобы у них была возможность творческого самораскрытия для формирования впоследствии профессиональной мотивации. Если ребенок не знает, что он может и что ему нравится, то он дальше двигаться не может», — считает психолог.

Исследователи подчеркнули, что возможность обеспечить детей развивающими занятиями требует существенных материальных и психологических ресурсов со стороны родителей, а также инфраструктурных — со стороны учреждений региона.

Аналитики пришли к выводу, что абсолютным лидером по доле детей, посещающих дополнительные занятия, стал Санкт-Петербург. Там свыше 80% детей занимались в развивающих секциях. На втором месте — Пензенская область (77%) и Москва (75%). 

Наибольшие барьеры для включения детей в систему дополнительного образования сложились на Северном Кавказе: в Чечне им охвачены лишь 17% детей, в Дагестане — 18%, в Кабардино-Балкарии — 20%. В двух субъектах исследователи зафиксировали ежегодное ухудшение ситуации: в Дагестане доля таких детей с 2015-го сократилась на 10%, в Ненецком автономном округе — в два раза.

Источник