Развитие детей в доме ребенка программа воспитания в доме ребенка

Развитие детей в доме ребенка программа воспитания в доме ребенка thumbnail

Татьяна Терехова
Оформление плана воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста, живущих в Доме ребенка

Учитывая особенности состояния здоровья и развития детей в Доме ребенка, вся организация работы учреждения должна быть направлена на формирование и удовлетворение потребностей каждого ребенка в общении с взрослыми, являющимися источником развития, в сенсорных впечатлениях и двигательной активности, положительных эмоциях, играющих огромную роль в развитии детей.

Медицинская и педагогическая грамотность, мастерство, высокая нравственность, культура воспитателя, любовь к детям – важнейшее условие обеспечения всестороннего воспитания и создания хорошего психологического климата в группах.

Основное условие реализации Программы воспитания и обучения детей в Доме ребенка в том, что педагоги реализуют основной педагогический принцип – единство и взаимосвязь всех видов деятельности с учетом последних достижений педагогической науки, педагогики раннего возраста, детской психологии, требований ФГОС. Для этого воспитатели, музыкальный руководитель, учителя – дефектологи, педагог – психолог должны планировать свою работу в тесном контакте.

Итак общие требования к плану воспитательной работы.

1. Оформление:

– титульный лист (План воспитательно – образовательной работы в группе №)

– список воспитателей, работающих на группе.

– график написания плана.

Например: ФИО вос – ля – июль, октябрь, январь, апрель

ФИО вос – ля – февраль, май, август, ноябрь

ФИО вос – ля – март, июнь, сентябрь, декабрь

Или оформить таблицей.

2.Список детей:

ФИ ребенка Ответ. вос – ль Дата рождения Возраст на данный месяц Группа развития

План воспитательной работы в группах раннего возраста состоит из двух частей.

1 часть. Определяется объем и направленность работы (задачи) на 1 месяц в группах первого года жизни и на три месяца в группах второго и третьего года жизни, т. е. на один квартал (перспективный план). Учитываются условия работы, уровень развития детей и индивидуальные особенности их поведения. При этом особое внимание уделяется формированию ведущих линий развития.Например: на втором году жизни – умение ходить, говорить, действовать с предметами; на третьем году жизни – развитие самостоятельности.

2 часть. План занятий и организация бодрствования детей.

Составляется в соответствии с возрастными требованиями Программы воспитания и обучения детей в доме ребенка.

– с детьми со 2 – го месяца жизни проводятся ежедневно во втором и третьем отрезках бодрствования индивидуальные занятия.

Виды занятий:

1. Занятия по развитию зрительного и слухового сосредоточения и слежения.

2. Развитие ответных эмоционально – положительных реакций.

3. Развитие движений рук.

4. Развитие гуления.

5. Развитие умения удерживать голову в горизонтальном и вертикальном положении.

6. Развитие упора ног.

7. Музыкальные занятия.

– от 3 до 6 месяцев занятия проводить во 2-ой, 3-ий, 4-ый отрезки бодрствования.

Виды занятий:

1. Развитие зрительного и слухового восприятия.

2. Развитие эмоционально – положительных ответных реакций.

3. Развитие гуления и лепета.

4. Развитие движений руки.

5. Развитие движений, подготавливающих к ползанию.

6. Укрепление упора ног.

7. Музыкальные занятия.

При планированиипериода бодрствования необходимо указывать:

– смену игрушек

– смену картин, макетов

– какие используются потешки, попевки

– диагностика нервно – психического развития

– индивидуальная работа

– от 6 до 9 месяцев занятия проводить во 2-ой, 3-ий, 4-ый отрезки бодрствования.

Виды занятий:

1.Индивидуальные занятия:

– развитие понимания речи и обогащение ребенка впечатлениями

– развитие лепета и способности подражать новым слогам

– развитие действий с предметами; сенсорное развитие

– развитие движений

2.Подгрупповые занятия:

– развитие понимание речи

– развитие внимания и развлечение детей

– музыкальные занятия.

– от 9 до 1 года.

Занятия планируются индивидуальные и групповые во все отрезки бодрствования. Проводятся в свободное от кормления и гигиенических процедур время, там, где дети бодрствуют, для занятий с дидактическим материалом детей старше 10 месяцев следует иногда сажать за стол.

Виды занятий:

1.Индивидуальные занятия:

– развитие понимания речи и расширение ориентировки в окружающем

– развитие активной речи

– развитие действий с предметами

– развитие движений

– занятия для улучшения эмоционального состояния.

2.Подгрупповые занятия:

– для развития понимания речи и ориентировки в окружающем

– для развития понимания речи, подражания звукам и действиям

– для развития движений

– игры – развлечения

– музыкальные занятия

Примерный план групповых занятий с детьми в Программе на странице 27. Следовательно, появляется потребность в составлении сетки занятий, которую воспитатели пишут на 1 месяц, ориентируясь на примерное распределение занятий по Программе на странице 27.

При планированиипериода бодрствования необходимо указывать:

– создание условий

– внесение игрушек – забав

– внесение новой картины

– обучение игровым действиям

– наблюдение живых объектов

– рассматривание комнатных растений

– рассматривание макета (по теме)

– индивидуальная работа

– диагностика нервно – психического развития детей.

Второй год жизни

– с детьми от 1 года до 1года 6 месяцев индивидуальные занятия проводятся во время самостоятельной деятельности других детей во 2-ом и 3-ем отрезках бодрствования 4 – 5 раз в неделю с каждым ребенком. С детьми этого возраста проводятся в основном занятия по подгруппам (2 – 3 ребенка). В течение дня дети занимаются 4 раза. Одно занятие проводится после завтрака, утром, два – днем, после обеда, одно вечером, в третьем отрезке бодрствования.

План занятий составляется на одну неделю и повторяется в течение месяца. Каждое занятие повторяется 2 – 3 раза в течение недели, т. е. проводится через 1 – 2 дня.

Виды занятий:

– развитие понимания речи

– развитие активной речи

– занятия по развитию действий с предметами и сенсорному развитию

– занятия с дидактическим материалом и дидактическими игрушками (от 1 года до 1 года 3 месяцев)

– занятия с предметами – орудиями

– занятия по развитию движений

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 2014

– занятия со строительным материалом

– музыкальные занятия

Перечень видов занятий на неделю с детьми от 1 года до 1 года 6 месяцев

1. Развитие речи и ориентировки в окружающем

2.- показы, инсценировки, показ животных и т. д.

– экскурсии по группе

– занятия по картинкам

– рассказывание без показа

– дидактические игры

3. Развитие действий с предметами и сенсорное развитие

4. Занятия со строительным материалом

5. Развитие движений

– подвижные игры – ежедневно

6. Игры – развлечения

7. Музыкальные занятия

Кроме подгрупповых, во вторую половину дня планируются и индивидуальные занятия.

Примерная сетка занятий на неделю с детьми от 1 года до 1 года 6 месяцев и с детьми от 1 года 6 месяцев до 2 лет приведена в Программе воспитания и обучения детей в Доме ребенка на странице 68-69.

При планированиипериода бодрствования необходимо указывать:

– изменение условий

– внесение новых игрушек

– рассматривание картинок

– обучение игровым действиям

– наблюдение за трудом взрослых, живыми объектами, растениями

– экскурсии по Дому ребенка, по улице

– внесение картины

– поручения

– подвижные игры

– чтение и рассматривание книг

– индивидуальная работа

– развлечения

– обучение культурно – гигиеническим навыкам

– самообслуживание.

Третий год жизни.

Планируются 4 занятия в день: по два в первую и вторую половину дня (одно в помещении и одно на прогулке).

Планировать занятия надо, исходя из возраста и уровня развития детей, на одну неделю и повторять в течение двух недель. При необходимости, если дети не усвоили материал, занятия следует повторить столько раз, сколько окажется необходимым. При этом нужно вносить некоторые изменения в методику и содержание.

Сетка занятий (т. е. их распределение по видам в течение дня и недели) должна быть единая для детей 1-го и 2-го полугодия 3-го года жизни и может быть составлена на год.

А календарный план надо составлять для каждой возрастной подгруппы на 1 неделю и повторять в течение 2 недель. В нем указывается программное содержание, цель занятия, материал.

Перечень видов занятий на неделю с детьми в возрасте от 2-х до 3-х лет.

1. Развитие речи, расширение представлений и ориентировка в окружающем.

– организованные наблюдения

– целевые прогулки

– занятия с книжками и картинками с доступным для понимания сюжетом

– рассказы без показа о том, что дети не видели, но могут понять на основании своего опыта, беседы

– чтение коротких стихов, рассказывание сказок

– дидактические игры для развития слухового внимания, подражания звукам, словам, игры типа лото.

– показы – инсценировки

2. Сенсорное развитие

3. Развитие изобразительной деятельности (лепка, рисование красками и карандашами, аппликация)

4. Развитие конструктивной деятельности

5. Развитие движений

– подвижные игры ежедневно во все отрезки бодрствования

6. Музыкальные занятия

7. Занятия для развития элементов трудовой деятельности

8. Занятия по элементарному математическому развитию.

Планированиепериода бодрствования можно условно разделить на временные отрезки:

Утро – наблюдения

– трудовые поручения

– обучение навыкам самообслуживания и культурно – гигие6ническим

– игры – забавы

– подвижная игра

– внесение новой картины, рассматривание картинок, альбомов и т. д.

– внесение новой игрушки

Прогулка – наблюдение

– дидактическая игра

– подвижная игра

– экскурсии, целевые прогулки

– индивидуальная работа по развитию движений, речи, по обучению игровым действиям

-трудовые поручения и т. д.

Вечер: – обучение игровым действиям

– дидактическая игра

– индивидуальная работа

На прогулке – подвижная игра

– наблюдение

-обучение игровым действиям

Источник

Раиса Владимировна Ямпольская, Зинаида Сергеевна Макарова, Валерий Анатольевич Доскин

Развитие и воспитание детей в домах ребенка

Введение

Система организованной помощи сиротам и зазорнорожденным (незаконнорожденным) детям начала складываться в России еще в петровское время. Одним из первых инициативу в этом направлении проявил новгородский митрополит Иов. В 1707 г. он на собственные средства в Холмовской Успенской обители открыл приют для сирот, а в Новгороде основал десять так называемых сиропитальниц, где воспитывалось около 3 тыс. детей. Петр I, ознакомившись с этими заведениями, поддержал идею строительства приютов для детей-сирот и 4 ноября 1715 г. издал специальный указ. Великий российский реформатор «приказал избрать искусных женщин для сохранения зазорных младенцев, которых матери стыда ради отметывают в непристойные места, отчего эти младенцы безвременно погибают. А поэтому объявить, чтоб младенцев не отметывали, приносили б к тем госпиталям и клали в окно тайно. Госпитали построить и содержать из губернских доходов; приставленным женщинам на год давать денег по три рубля, да хлеба пол-осьмины на месяц, а младенцам на день по три деньги».

Трудная судьба сложилась у сиротских приютов: их закрывали и реформировали, о них забывали и вновь вспоминали.

Дома для детей-сирот были, есть и будут всегда. Во всяком случае, до тех пор, пока матери будут болеть, умирать и бросать своих детей. У каждого воспитанника дома ребенка своя трагическая судьба, но всех их роднит одно – у них фактически нет родителей. Они остро нуждаются в медицинской и педагогической помощи, им всем необходимы человеческое тепло, внимание и профессиональная забота.

В начале XX в. в России было всего 37 домов матери и ребенка. В то время многие врачи и общественные деятели называли их «домами ангелов». Детей там кормили, мыли, но взрослые практически с ними не общались, их не воспитывали и ничему не учили, вследствие чего у воспитанников развивался госпитализм, они тяжело болели и очень часто погибали.

После Великой Отечественной войны в Советском Союзе было открыто более 600 домов ребенка. Так страна пыталась помочь обездоленному поколению. Детей-сирот привозили в открывшиеся повсеместно дома ребенка из подвалов, из лесов, из сожженных дотла деревень.

Читайте также:  Центр развития ребенка алые паруса краснодар отзывы

В настоящее время в Российской Федерации 251 дом ребенка, в них воспитываются около 20 тыс. детей. В основном в дома ребенка попадают больные дети. Среди новорожденных – одну треть составляют недоношенные. Значительная часть воспитанников домов ребенка (более 70 %) имеет органические поражения центральной нервной системы. Только в Москве у 93 % малышей отмечается задержка психомоторного развития и более 70 % из них относятся к 3-й группе здоровья. У каждого ребенка в среднем 5,6 нарушения здоровья.

В последние годы в домах ребенка подавляющее большинство воспитанников (более 90 %) составляют так называемые социальные сироты. Это малыши, от которых отказались родители, или они просто подбросили ребенка в одно из медицинских учреждений. 6 % матерей таких детей находятся в заключении.

Помимо этого в дома ребенка помещают также детей тяжело больных и умерших родителей, одиноких матерей, новорожденных из студенческих семей, из семей эмигрантов и семей с тяжелыми материально-бытовыми условиями. В последние годы здесь нередко находятся до 50 % детей-инвалидов и детей с тяжелыми органическими поражениями центральной нервной системы, поступивших из благополучных семей.

Главная задача домов ребенка – сохранить малышам жизнь, выходить их на самых ответственных этапах возрастного развития. Следующая задача – возможно более полно реабилитировать, исправить «поломки» организма и оздоровить ребенка, сформировать правильное социальное поведение и личность каждого. При этом работники домов ребенка стремятся как можно раньше определить судьбу малыша, его будущее – решить, куда можно направить ребенка после четырех лет воспитания в данном интернатном учреждении, а самое главное – найти ему семью.

В домах ребенка работает огромная армия врачей, педагогов, воспитателей, средних медицинских работников и так называемый вспомогательный персонал.

Задача настоящей книги – осветить наиболее важные вопросы, стоящие перед сотрудниками домов ребенка, и, конечно, заставить их размышлять, анализировать и читать специальную литературу, которая поможет им найти решение многих медицинских и педагогических проблем.

Авторы руководства будут благодарны читателям за любые советы и конструктивные предложения.

Словарь медицинских терминов

Антенатальный период– период развития организма от момента оплодотворения до начала родов.

Геморрагия– кровотечение, кровоизлияние.

Гестационный возраст(лат. gestatio – ношение, беременность) – возраст плода, определяемый от зачатия до момента рождения.

Гиперкератоз– чрезмерное утолщение рогового слоя эпидермиса.

Депривация– лишение или ограничение удовлетворения каких-либо потребностей организма.

Дерматит– воспаление кожи.

Дизонтогенез– нарушение раннего онтогенеза на различных его стадиях.

Дизонтогенетические факторы– факторы риска, связанные с нарушениями в раннем онтогенезе ребенка (дизонтогенезом).

Донозологические отклонения– отклонения, предшествующие развитию болезни (нозологических форм).

Интранатальный период– период от начала родов до рождения ребенка.

Койлонихия– изменение ногтей, при котором ногтевые пластинки становятся вогнутыми.

Конъюнктива– наружная оболочка глаза, состоящая из эпителиального слоя и соединительно-тканной основы.

Латентный период– интервал времени от начала действия какого-либо раздражителя на биологический объект до появления ответной реакции.

Манифестация болезни– развитие выраженных клинических проявлений болезни после ее бессимптомного или стертого течения.

Мацерация– размягчение и разрыхление тканей вследствие длительного воздействия жидкости.

Метаболическая терапия– лечение препаратами, влияющими на обмен веществ.

Неонатальный период– период новорожденности, период жизни ребенка от момента рождения по 28-й день включительно.

Нистагм– непроизвольные ритмичные движения глазных яблок.

Нозологическая форма– определенная болезнь, выделенная на основе установленных этиологии и патогенеза и/или характерной клинико-морфологической картины; единица номенклатуры и классификации болезней.

Нозология– учение о болезнях и их классификации.

Онтогенез(греч. ontos – сущее, существо + генез) – совокупность последовательных, морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни.

Парестезия– спонтанно возникающее неприятное ощущение онемения, покалывания, жжения, ползания мурашек и т. п.

Полиморфизм– различные формы, резко отличающиеся друг от друга.

Полиорганные нарушения– нарушения в работе сразу нескольких органов.

Постнатальный период– период, охватывающий весь период после рождения ребенка.

Резистентность– устойчивость организма к воздействию различных повреждающих факторов.

Сублингвальное введение препарата– препарат вводится подъязычно.

Трансбукальное введение препарата– помещение препарата за щеку пациента.

Тремор– дрожание.

Раздел I

ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДОМЕ РЕБЕНКА

ГЛАВА 1. Основные факторы, влияющие на развитие детей в доме ребенка

1. Физиологическая характеристика процесса развития детей

Ребенок – развивающийся организм с длительным периодом формирования, на протяжении которого ряд характеристик существенно меняется. Это отражается в возрастной периодизации, касающейся, в первую очередь, физического развития, а также процессов мышления и формирования личностных качеств.

Источник

ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В

МЛАДШЕЙ ШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ ( 7-10)

В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

  1. Создать условия для формирования у воспитанников готовности к самостоятельной семейной жизни, учить выстраивать модель построения семьи.
  2.  Создать условия для развития морально-нравственных основ личности, составляющих базис человека как социального существа.

ЗАДАЧИ:

  Компонент 1: Семейное воспитание

  1. Расширять знания, формировать у детей представления о семье, ее функциях и значении в жизни каждого человека.
  2. Дать теоретические знания и сформировать практические навыки ведения домашнего хозяйства.
  3. Воспитывать в мальчиках уважительное отношение к девочкам, женщинам, стремление оказывать им посильную помощь; у девочек – заботливое отношение ко всем окружающим, стремление к аккуратности и порядку.
  4. Познакомить с понятием «традиции» семьи.
  5. Дать определенные знания о себе, познакомить с нормами полоролевого поведения человека.
  6. Научить соблюдать правила личной гигиены, вести здоровый образ жизни.
  7. Расширить представления о мире профессий.
  8. Развивать познавательный интерес.

Компонент 2: Социальная адаптация

Формирование «социального портрета» ребенка по морально-нравственным параметрам:

– Ребенок физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

– Любознательный, активный;

Читайте также:  Физическое развитие ребенка методы оценки физического развития организма

– Эмоционально отзывчивый;

– Овладевший средствами общения и способами взаимодействиями с взрослыми и сверстниками;

– Универсальными предпосылками учебной деятельности;

– Необходимыми умениями и навыками;

– Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые норм и правила поведения

– Решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

– Имеющий первичные представления о себе, семье, об обществе, государстве, мире и природе.

Прогнозируемый результат:

Конечная цель программы – воспитание полноценного гражданина общества, имеющего сформированные социальные навыки и способного к самостоятельной жизни.

Благодаря программе воспитанники детского дома овладеют системой знаний, умений и навыков необходимых для дальнейшей успешной самостоятельной жизни.

Предполагается, что в ходе реализации программы у детей будет развиваться способность адекватного, наиболее полного познания себя и  других людей, они смогут скорректировать, если это необходимо, личностные качества и умения.

У воспитанников  будет заложен фундамент для формирования гражданского правосознания, они приобретут дополнительные знания, связанные с формированием ценностных представлений гражданского общества, что поможет им самостоятельно принимать правильные решения в сложной ситуации выбора.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАНИСКА

Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакой детский дом, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создавали бы такие условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи.

Как бы хорошо не было в детском доме, каждый маленький человек мечтает о семье, семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности, именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у  детей-сирот, поступивших в детские дома в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника детского дома в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию.

Поэтому важно создать такие условия в детском доме, чтобы у детей было полноценное детство, чтобы они научились всему, что умеют дети из благополучных семей. У них должно быть сформировано представление о жизни в нормальной семье, о взаимоотношениях между близкими людьми, о проблемах семейной жизни. Они должны быть готовы к ведению домашнего хозяйства, в организации быта. Учить практике взаимоотношений не только со сверстниками и взрослыми, но и со старшими и младшими детьми. Создать условия для воспитания и развития морально-нравственных основ личности, способной ориентироваться и адаптироваться в современных социальных условиях.

При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Не игра «В семью», не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности  ребенка в детском доме.

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1 РАЗДЕЛ « Я И МОЕ ЗДОРОВЬЕ»

ЗАДАЧИ:   Дать детям понятие о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни, расширять представления, что полезно и что вредно для здоровья, воспитывать заботливое отношение к собственному здоровью.

Способствовать повышению общего психофизиологического тонуса ребенка, возникновению положительного настроя, формировать элементарные умения самокоррекции работы функциональных систем организма.

2 РАЗДЕЛ «Я И МОЯ СЕМЬЯ»

ЗАДАЧИ:  Формировать у детей представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, воспитывать желание заботиться о близких. Формирование представления о семейных ролях, приобщение к положительным традициям национальной культуры и русской семьи. Дать понятие о благополучной семье. Формирование половой идентификации.

3 РАЗДЕЛ «Я СРЕДИ ЛЮДЕЙ»

ЗАДАЧИ: Продолжить развитие коммуникативных качеств, позитивного отношения к окружающему миру, показать значимость образования в формировании воспитанников положительной «Я – концепции», знакомить с понятием «культура мира» и раскрыть его составляющие. Активизировать знания о правилах поведения, умение применять их в жизни.

4 РАЗДЕЛ «МИР ВОКРУГ МЕНЯ»

ЗАДАЧИ: Расширять представления о мире людей, о том, что для каждого человека мир людей начинается с себя, продолжать знакомить детей с окружающим миром.

5 РАЗДЕЛ «Я – ГРАЖДАНИН»

ЗАДАЧИ: Воспитывать чувство собственного достоинства, способствовать формированию патриотических  чувств детей, развивать познавательный интерес к истории нашей Родины, воспитывать чувство гордости за ее историю, помочь детям осознать, что все люди разные, но все равны в своих правах. Формировать умение анализировать свои поступки и оценивать их.

6 РАЗДЕЛ «Я В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

ЗАДАЧИ: Знакомить детей с видами профессий, показать важность трудовой деятельности в жизни человека, воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий. Пробудить интерес к труду, воспитывать в детях потребность и желание трудиться.

7 РАЗДЕЛ « Я – ЭКОНОМИСТ»

ЗАДАЧИ:  Формирование экономического мышления, способствовать развитию деловых качеств, бережливости, практичности. Познакомить детей с понятиями: «экономика, собственность,  товар, деньги, цена, сделка, партнеры, бартер,  покупатель-продавец».

8 РАЗДЕЛ «МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

ЗАДАЧИ: Формирование у младших школьников социального отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения первичных знаний и умения распознать и оценивать опаснее ситуации, определять способы зашиты от них. Научить поведению на улицах и дорогах и необходимым мерам по безопасности при обращении с огнем, газом, общении с животными и во многих других ситуациях.

9 РАЗДЕЛ «ОБРАЗ «Я»

ЗАДАЧИ: Формировать умение учиться, быть самим собой, общаться со сверстниками. Воспитывать чувство собственного достоинства, умение анализировать свои поступки и оценивать их.

Источник