Развитие детей первого года жизни в доме ребенка

Татьяна Терехова
Оформление плана воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста, живущих в Доме ребенка

Учитывая особенности состояния здоровья и развития детей в Доме ребенка, вся организация работы учреждения должна быть направлена на формирование и удовлетворение потребностей каждого ребенка в общении с взрослыми, являющимися источником развития, в сенсорных впечатлениях и двигательной активности, положительных эмоциях, играющих огромную роль в развитии детей.

Медицинская и педагогическая грамотность, мастерство, высокая нравственность, культура воспитателя, любовь к детям – важнейшее условие обеспечения всестороннего воспитания и создания хорошего психологического климата в группах.

Основное условие реализации Программы воспитания и обучения детей в Доме ребенка в том, что педагоги реализуют основной педагогический принцип – единство и взаимосвязь всех видов деятельности с учетом последних достижений педагогической науки, педагогики раннего возраста, детской психологии, требований ФГОС. Для этого воспитатели, музыкальный руководитель, учителя – дефектологи, педагог – психолог должны планировать свою работу в тесном контакте.

Итак общие требования к плану воспитательной работы.

1. Оформление:

– титульный лист (План воспитательно – образовательной работы в группе №)

– список воспитателей, работающих на группе.

– график написания плана.

Например: ФИО вос – ля – июль, октябрь, январь, апрель

ФИО вос – ля – февраль, май, август, ноябрь

ФИО вос – ля – март, июнь, сентябрь, декабрь

Или оформить таблицей.

2.Список детей:

ФИ ребенка Ответ. вос – ль Дата рождения Возраст на данный месяц Группа развития

План воспитательной работы в группах раннего возраста состоит из двух частей.

1 часть. Определяется объем и направленность работы (задачи) на 1 месяц в группах первого года жизни и на три месяца в группах второго и третьего года жизни, т. е. на один квартал (перспективный план). Учитываются условия работы, уровень развития детей и индивидуальные особенности их поведения. При этом особое внимание уделяется формированию ведущих линий развития.Например: на втором году жизни – умение ходить, говорить, действовать с предметами; на третьем году жизни – развитие самостоятельности.

2 часть. План занятий и организация бодрствования детей.

Составляется в соответствии с возрастными требованиями Программы воспитания и обучения детей в доме ребенка.

– с детьми со 2 – го месяца жизни проводятся ежедневно во втором и третьем отрезках бодрствования индивидуальные занятия.

Виды занятий:

1. Занятия по развитию зрительного и слухового сосредоточения и слежения.

2. Развитие ответных эмоционально – положительных реакций.

3. Развитие движений рук.

4. Развитие гуления.

5. Развитие умения удерживать голову в горизонтальном и вертикальном положении.

6. Развитие упора ног.

7. Музыкальные занятия.

– от 3 до 6 месяцев занятия проводить во 2-ой, 3-ий, 4-ый отрезки бодрствования.

Виды занятий:

1. Развитие зрительного и слухового восприятия.

2. Развитие эмоционально – положительных ответных реакций.

3. Развитие гуления и лепета.

4. Развитие движений руки.

5. Развитие движений, подготавливающих к ползанию.

6. Укрепление упора ног.

7. Музыкальные занятия.

При планированиипериода бодрствования необходимо указывать:

– смену игрушек

– смену картин, макетов

– какие используются потешки, попевки

– диагностика нервно – психического развития

– индивидуальная работа

– от 6 до 9 месяцев занятия проводить во 2-ой, 3-ий, 4-ый отрезки бодрствования.

Виды занятий:

1.Индивидуальные занятия:

– развитие понимания речи и обогащение ребенка впечатлениями

– развитие лепета и способности подражать новым слогам

– развитие действий с предметами; сенсорное развитие

– развитие движений

2.Подгрупповые занятия:

– развитие понимание речи

– развитие внимания и развлечение детей

– музыкальные занятия.

– от 9 до 1 года.

Занятия планируются индивидуальные и групповые во все отрезки бодрствования. Проводятся в свободное от кормления и гигиенических процедур время, там, где дети бодрствуют, для занятий с дидактическим материалом детей старше 10 месяцев следует иногда сажать за стол.

Виды занятий:

1.Индивидуальные занятия:

– развитие понимания речи и расширение ориентировки в окружающем

– развитие активной речи

– развитие действий с предметами

– развитие движений

– занятия для улучшения эмоционального состояния.

2.Подгрупповые занятия:

– для развития понимания речи и ориентировки в окружающем

– для развития понимания речи, подражания звукам и действиям

– для развития движений

– игры – развлечения

– музыкальные занятия

Примерный план групповых занятий с детьми в Программе на странице 27. Следовательно, появляется потребность в составлении сетки занятий, которую воспитатели пишут на 1 месяц, ориентируясь на примерное распределение занятий по Программе на странице 27.

При планированиипериода бодрствования необходимо указывать:

– создание условий

– внесение игрушек – забав

– внесение новой картины

– обучение игровым действиям

– наблюдение живых объектов

– рассматривание комнатных растений

– рассматривание макета (по теме)

– индивидуальная работа

– диагностика нервно – психического развития детей.

Второй год жизни

– с детьми от 1 года до 1года 6 месяцев индивидуальные занятия проводятся во время самостоятельной деятельности других детей во 2-ом и 3-ем отрезках бодрствования 4 – 5 раз в неделю с каждым ребенком. С детьми этого возраста проводятся в основном занятия по подгруппам (2 – 3 ребенка). В течение дня дети занимаются 4 раза. Одно занятие проводится после завтрака, утром, два – днем, после обеда, одно вечером, в третьем отрезке бодрствования.

План занятий составляется на одну неделю и повторяется в течение месяца. Каждое занятие повторяется 2 – 3 раза в течение недели, т. е. проводится через 1 – 2 дня.

Виды занятий:

– развитие понимания речи

– развитие активной речи

– занятия по развитию действий с предметами и сенсорному развитию

– занятия с дидактическим материалом и дидактическими игрушками (от 1 года до 1 года 3 месяцев)

– занятия с предметами – орудиями

– занятия по развитию движений

– занятия со строительным материалом

– музыкальные занятия

Перечень видов занятий на неделю с детьми от 1 года до 1 года 6 месяцев

1. Развитие речи и ориентировки в окружающем

2.- показы, инсценировки, показ животных и т. д.

– экскурсии по группе

– занятия по картинкам

– рассказывание без показа

Читайте также:  Чудо центр развития ребенка детский сад с углубленным изучением

– дидактические игры

3. Развитие действий с предметами и сенсорное развитие

4. Занятия со строительным материалом

5. Развитие движений

– подвижные игры – ежедневно

6. Игры – развлечения

7. Музыкальные занятия

Кроме подгрупповых, во вторую половину дня планируются и индивидуальные занятия.

Примерная сетка занятий на неделю с детьми от 1 года до 1 года 6 месяцев и с детьми от 1 года 6 месяцев до 2 лет приведена в Программе воспитания и обучения детей в Доме ребенка на странице 68-69.

При планированиипериода бодрствования необходимо указывать:

– изменение условий

– внесение новых игрушек

– рассматривание картинок

– обучение игровым действиям

– наблюдение за трудом взрослых, живыми объектами, растениями

– экскурсии по Дому ребенка, по улице

– внесение картины

– поручения

– подвижные игры

– чтение и рассматривание книг

– индивидуальная работа

– развлечения

– обучение культурно – гигиеническим навыкам

– самообслуживание.

Третий год жизни.

Планируются 4 занятия в день: по два в первую и вторую половину дня (одно в помещении и одно на прогулке).

Планировать занятия надо, исходя из возраста и уровня развития детей, на одну неделю и повторять в течение двух недель. При необходимости, если дети не усвоили материал, занятия следует повторить столько раз, сколько окажется необходимым. При этом нужно вносить некоторые изменения в методику и содержание.

Сетка занятий (т. е. их распределение по видам в течение дня и недели) должна быть единая для детей 1-го и 2-го полугодия 3-го года жизни и может быть составлена на год.

А календарный план надо составлять для каждой возрастной подгруппы на 1 неделю и повторять в течение 2 недель. В нем указывается программное содержание, цель занятия, материал.

Перечень видов занятий на неделю с детьми в возрасте от 2-х до 3-х лет.

1. Развитие речи, расширение представлений и ориентировка в окружающем.

– организованные наблюдения

– целевые прогулки

– занятия с книжками и картинками с доступным для понимания сюжетом

– рассказы без показа о том, что дети не видели, но могут понять на основании своего опыта, беседы

– чтение коротких стихов, рассказывание сказок

– дидактические игры для развития слухового внимания, подражания звукам, словам, игры типа лото.

– показы – инсценировки

2. Сенсорное развитие

3. Развитие изобразительной деятельности (лепка, рисование красками и карандашами, аппликация)

4. Развитие конструктивной деятельности

5. Развитие движений

– подвижные игры ежедневно во все отрезки бодрствования

6. Музыкальные занятия

7. Занятия для развития элементов трудовой деятельности

8. Занятия по элементарному математическому развитию.

Планированиепериода бодрствования можно условно разделить на временные отрезки:

Утро – наблюдения

– трудовые поручения

– обучение навыкам самообслуживания и культурно – гигие6ническим

– игры – забавы

– подвижная игра

– внесение новой картины, рассматривание картинок, альбомов и т. д.

– внесение новой игрушки

Прогулка – наблюдение

– дидактическая игра

– подвижная игра

– экскурсии, целевые прогулки

– индивидуальная работа по развитию движений, речи, по обучению игровым действиям

-трудовые поручения и т. д.

Вечер: – обучение игровым действиям

– дидактическая игра

– индивидуальная работа

На прогулке – подвижная игра

– наблюдение

-обучение игровым действиям

Источник

Кукла Полина Г
Принципы построения занятий с детьми первого и второго года жизни, воспитывающихся в доме ребенка

Принцип – это совокупность благоприятных, необходимых и достаточных условий для развития личности.

Любое занятие с ребенком должно опираться на определенные принципы. С одной стороны, при проведении занятий педагог имеет право на творчество, а с другой – он должен придерживаться принципов построения и проведения занятий с детьми первого и второго года жизни.

Так, специфика обучения в специализированном Доме ребенка заключается не только в том, как используются словесные, наглядные и практические методы обучения, но и в самой организации учебного процесса.

Поступательное прогрессивное психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только при общении со взрослыми и осуществляются прежде всего в той деятельности, которая на данном этапе развития является ведущей, т. е. в ней создаются наиболее благоприятные условия для формирования у личности психологических новообразований возраста. При наличии определенных, строго продуманных условий жизни и деятельности ребенка все дети обнаруживают способность к развитию, которое в значительной степени определяется особенностями обучения, воспитания, общения.

При построении занятий с детьми данного возраста немаловажным является повторяемость программного материала. Неблагоприятный анамнез (социальный и биологический, особенности развития и поведения детей, воспитывающихся в Доме ребенка влияет на объем внимания, его устойчивость, память и восприятие. Поэтому занятия должны строится так, чтобы повторение одних и тех же заданий проходило в новых ситуациях, на новых предметах. Это необходимо для того, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям и для формирования переноса полученных знаний на новые объекты и ситуации.

Важным условием правильной организации занятий на первых годах обучения является игровая форма занятий. Играя, ребенок воспринимает впечатления от окружающего его мира, перерабатывает их и реагирует на них движениями, выражением чувств, голосом. Таким образом, игра – это способ восприятия и изучения ребенком мира [ 1,5 ].

На занятиях с детьми необходима смена видов деятельности, чтобы не переутомлять ребенка, сохранить интерес к занятию.

Важен учет общего (физического, соматического) состояния ребенка, его характерологических особенностей. При работе с детьми учитывается ведущая деятельность возраста. Темпы перехода от одного вида деятельности к другому зависят от уровня речевого развития. Речь ребенка формируется в процессе его взаимодействия со взрослыми и для каждого этапа взаимодействия характерна та деятельность, которая связана с развитием речи.

Одним из принципов, на основе которого строится методика проведения занятий с детьми, является применение наглядности в сочетании со словом, так как в раннем возрасте дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта. Игрушки, предметы, которые служат средством наглядности на занятиях, необходимо показывать в действии, движении, сочетать наглядные приемы с двигательной активностью самого ребенка.

Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка это в педагогике

Следующим является принцип онтогенетического развития. Коррекционное воздействие должно быть направлено на преодоление речевых нарушений с опорой на уровень развития, достигнутый ребенком к моменту обучения. Определяет последовательность предъявления языкового материала в соответствии с той последовательностью, с которой он проявляется в онтогенезе.

Принципкомплексного воздействия реализуется по 2-м направлениям:

1)предполагает включение в работу целого комплекса мероприятий: массаж, специальной педагогической помощи при условии тесного контакта специалистов (мультидисциплинарный подход,скоординированное взаимодействие специалистов разного профиля по следующим направлениям:

разработка индивидуальной программы ребенка с учетом результатов комплексной диагностики, корректировка этой программы в ходе динамического наблюдения;

совместное тематическое планирование по различным видам деятельности;

использование методов и приемов смежных дисциплин, их включение в структуру работы каждого специалиста;

2) позволяет учитывать состояние двигательных функций, интеллектуальной и речевой деятельности ребенка, когда в процессе занятия реализуется комплекс задач.

Необходимо применять принцип двигательно-кинестетической стимуляции (Е. М. Ластюкова). Он включает положение о регулирующей функции двигательно-кинестетического анализатора. Используются комплексы упражнений, направленные на развитие речевого механизма с опорой на движения.

При построении занятий с детьми важно учитывать принцип генетического подхода, единства возрастного и индивидуального в развитии ребенка, поскольку ребенок выступает как индивидуальный вариант развития. Это основано на важнейших закономерностях психического развития, к которым относить развития, наличия «латентных» периодов, когда развитие протекает в скрытой форме, различны индивидуальные темпы развития, своеобразие переживания ребенком различных жизненных ситуаций и т. д. [2,22 ].

Принцип единства сознания и деятельности предполагает, часто сознание в деятельности формируется, проявляется, функционирует. Поэтому успешность занятий зависит от специально организованной деятельности ребенка.

Именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития.

Важным является принцип систематичности и последовательности в обучении. Согласно этому принципу, изложение учебного материала должно соответствовать внутренней логике изучаемой дисциплины, а также возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, с учетом ведущего нарушения развития, времени го возникновения, причины и механизма, а также сохранных функций и компенсаторных возможностей [ 3,136 ].

Занятия необходимо проводить с постепенным усложнением материала и каждодневно,при этом особое внимание уделять:

созданию условий для обеспечения мотивационной стороны деятельности ребенка;

развитию эмоционально-положительного общения с ребенком и коммуникативных форм его поведения;

формированию психологической базы речи;

развитию познавательной деятельности;

развитию у ребенка продуктивных видов деятельности.

Таким образом, при построении занятий с детьми, воспитывающихся в Доме ребенка используются ряд принципов, помогающих эффективно развивать и проводить коррекцию речи детей.

При этом в работе используются особые приемы и методы с опорой на различные виды деятельности: предметно-практическую, игровую.

-В зависимости от состояния ребенка дифференцируется структура занятий.

-Учитывается структура ведущего нарушения, вторично связанных с ним отклонений, а также сохранные функции и компенсаторные возможности ребенка, его возраст.

-Занятия составляются и проводятся индивидуально с учетом медицинских показаний, структуры ведущего нарушения, нервно-психического развития ребенка, его индивидуальных и характерологических черт.

Литература

1. Шаховская С. Н., Худенко Е. Д., Кудрявцева И. И. Коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего возраста. – М.: Развитие и коррекция, 1998.

2. Пантюхина Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. –М.: ВУНМЦ, 1996.

3. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Владос, 2002.

Источник

https://pixabay.com/ru/photos/новорожденный-ребенок-ньюборн-сон-1328454/

Всем родителям важно знать особенности развития ребенка в отдельные возрастные периоды. Некоторые матери огорчаются, если их ребенок не приобрел еще того или иного умения, так как не знают, что оно не обязательно для данного возраста. Другие, наоборот, поражаются тому или иному умению ребенка, не подозревая, что оно как раз характерно для этого возраста.

Особый интерес представляет первый год жизни ребенка. Этот возраст характеризуется бурным развитием органов чувств, движений, речи.
Среди родителей еще распространено мнение, что до года младенца ничему учить не надо. Его, мол, нужно лишь вовремя накормить, уложить спать, успокоить чем-нибудь, если он плачет. Очень часто можно слышать фразу: “Нашего ребенка никто не воспитывал, он сам всему научился”. Это глубоко неверно. Взрослые просто не отдают себе отчета в том, что, например, бесконечное ласковое “щебетание” матери с ребенком развивает у него улыбку, смех, оживленные движения, голосовые реакции. На прогулке родители называют ребенку предметы, на которые он обращает внимание, и тем самым подготавливают у него умение понимать речь взрослых. Как же развивается ребенок в течение первого года жизни и что необходимо для его нормального развития?

Первые три месяца. Если сравнить 3-месячного младенца с новорожденным, можно увидеть резкие изменения, происшедшие за этот отрезок времени. Теперь он хорошо лежит на животике, опираясь на предплечья, долго удерживает головку и следит за окружающими предметами. Если подходит взрослый и разговаривает с ним, он быстро оживляется, смеется, издает различные звуки, усиленно двигает руками и ногами. Каким же образом младенец всему этому научился?
Уже на первом месяце у него начинают развиваться органы чувств (зрение, слух, осязание и др.). Поэтому важно своевременно предоставить ребенку возможность упражнять их. Для развития зрения полезно к концу первого месяца над кроваткой подвешивать крупные, яркие игрушки (шары, попугаи, погремушки) на расстоянии 60- 70 см от глаз малыша. Сначала он задерживает свой взгляд на игрушке всего несколько секунд, а на протяжении 2-го и 3-го месяца овладевает умением смотреть на предметы более длительно, сосредоточенно. Трехмесячные дети уже большую часть периода бодрствования следят за взрослыми и предметами, которые привлекли их внимание.
Одновременно со зрением развивается и слух. С 2- 3-недельного возраста малыш начинает прислушиваться к звукам, сначала громким, а к 1 1/2-2 месяцам – и более мелодичным. Трехмесячный малыш уже может определить, с какой стороны раздается звук, и безошибочно поворачивает туда головку. В возрасте до 3 месяцев для малыша очень характерны проявления радостного, оживленного состояния. Глядя на ласково улыбающееся лицо взрослого, ребенок примерно с 3- 5 недель начинает сам улыбаться. Постепенно улыбка появляется все чаще и становится длительнее, возникают радостные звуки “г-ыы”, “гу”, усиливаются движения ручек и ножек. Поддержание подобного радостного и активного состояния необходимо для нормального развития младенца. Развивается его голосовой аппарат, усиливаются кровообращение и дыхание, укрепляется мускулатура.
Для общего развития ребенка очень полезно умение лежать на животе. В семье же часто опасаются класть ребенка на живот, боясь, что эта поза для него трудна и неудобна, что она может вызвать срыгивание. Лежа на животе, дети к началу 2-го месяца пытаются приподнимать головку. Уже к 3 месяцам они подолгу лежат на животе, рассматривая все вокруг.
Полезно развивать также умение держать головку в вертикальном положении, для чего на 2-м месяце можно брать ребенка на руки, поддерживая под грудку и таз. Для укрепления ножек рекомендуется с 2 – 2,5 месяцев брать ребенка под мышки, опускать и поднимать его, давая возможность кратковременно касаться ногами опоры. К 3 месяцам ребенок, поддерживаемый под мышки, уже умеет крепко упираться ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.

Читайте также:  Интегративные показатели развития ребенка по программе истоки

От 3-х до 6-ти месяцев. За 3 месяца у ребенка значительно развились органы чувств, особенно зрение и слух. Он теперь длительное время следит за всем, что происходит вокруг, прислушивается к каждому звуку, различает людей, их голоса, бурно оживляется, увидев мать или услышав ее голос. В 5 месяцев ребенок певуче гулит, с 6 месяцев произносит первые лепетные слоги “ма”, “ба” и др. Но дитя хорошо лепечет только в том случае, если взрослые постоянно поддерживают и вызывают у него лепетные слоги.
С 2,5 – 3 месяцев ребенок пробует ощупывать и захватывать различные предметы. Для выработки этого умения над его грудью подвешиваются в кроватке различные кольца с мелкими шариками, так, чтобы он мог захватить их. К 4- 5 месяцам малыш овладевает умением схватывать и удерживать игрушку, поэтому теперь игрушка дается ему прямо в руку. Удобны в этих случаях погремушки с ручкой. Шестимесячный ребенок свободно захватывает игрушку из различных положений, пытается подтянуться к ней, совершенствуя тем самым свои движения. К 5 месяцам ребенок сам может переворачиваться со спины на живот. В 6 месяцев он перевертывается с живота на спину.

От 6-ти до 9-ти месяцев. В этот период появляется много нового и интересного. С 6-7 месяцев у малыша впервые начинает развиваться понимание речи взрослых. Выражается оно в том, что на вопрос взрослого: “Где петушок?”, “Где киска?” и т. д. ребенок указывает на предмет глазами или рукой. Для развития понимания речи хорошо использовать крупные и яркие сюжетные игрушки (куклу, зайку, мишку). Вначале предмет стоит на каком-то определенном месте, чтобы ребенок запомнил это место. Когда он уже связал слово, например “зайка”, с сидящим на приемнике зайкой, игрушку можно перемещать в любое место. Постепенно ребенок все больше знакомится с различными предметами, действиями.
К 9-10 месяцам его можно научить по просьбе взрослого находить отдельные предметы, игрушки, выполнять некоторые действия: “делать ладушки”, “до свидания”, садиться, вставать. Развитие понимания речи раскрывает перед ним новые большие возможности для ознакомления с окружающей средой.  В 7- 8 месяцев малыш подражает слогам, которые сам хорошо произносит, а к 9- 10 – повторяет слоги, раньше ему неизвестные.
Своевременное развитие лепета и умения подражать звукам взрослого — хорошие предпосылки для дальнейшего развития речи. Меняется и характер игры ребенка. Если до 8 месяцев он со всеми игрушками играл одинаково (стучал, размахивал), то уже к 8 месяцам, благодаря развитию понимания речи, он может с разными предметами играть по-разному: шарики и мячи катать, открывать и закрывать матрешку и различные коробочки. К 7 месяцам малыш начинает ползать. Теперь он может перемещаться и знакомиться с новыми предметами, достать желаемую игрушку. Предоставьте ребенку полный простор. Его можно тепло одеть и пустить на чистый пол или разостланное на полу одеяло.
С 8 месяцев ребенок самостоятельно садится. Родители часто торопятся с развитием у ребенка этого навыка. Раннее присаживание ребенка может очень вредно сказаться на его здоровье: не умея сидеть, ребенок подается вперед, сдавливая грудную клетку. В некоторых случаях может произойти даже искривление позвоночника. К тому же, рано научившись сидеть, ребенок очень мало движется. Восьмимесячный малыш встает в кроватке, держась за перила, а затем и переступает вдоль них. К 9- 10 месяцам он ходит, держась за руки взрослого.

От 9-ти месяцев до года. На последнем этапе первого года жизни у ребенка продолжают расширяться и усложняться все его умения. Девятимесячный малыш произносит первые осмысленные слова. Глядя, например, на отца, говорит: “Папа”. Или говорит: “Дай”. К году ребенка можно научить осмысленно произносить 6- 10 слов. В периоде от 9 месяцев до года можно значительно усложнить самостоятельную игру ребенка. Он пытается выполнить сложные действия с предметами: закрывать, открывать и вкладывать матрешки, надевать кольца на палочку пирамидки, накладывать кубики друг на друга. Научите его качать куклу, поить ее. К году малыш может самостоятельно ходить.
Таковы основные показатели развития ребенка на первом году жизни. Но хорошие результаты могут быть получены лишь в том случае, если вся жизнь ребенка протекает нормально. Поэтому воспитание ребенка раннего возраста требует правильной организации всей его жизни: создание соответствующего режима, правильное удовлетворение всех жизненных потребностей (еда, сон и т. д.), продуманная организация периодов бодрствования.
В течение первого года ребенок очень быстро растет и развивается, резко повышается работоспособность его нервной системы. Поэтому и режимы, которые составляются на основе особенностей развития ребенка, часто меняются. За год сменяется 3- 4 режима.
В этой статье я затронула лишь основные моменты, без которых невозможно правильно воспитать ребенка. Воспитание ребенка — это искусство, требующее от родителей труда, терпения и времени. Но труд этот вполне окупается той радостью, которую доставляет взрослым хорошо развитый, здоровый ребенок.

Источник