Развитие цвета у ребенка пособие

Развитие цвета у ребенка пособие thumbnail

О методе Монтессори я прочитал в книжке и решил опробовать на дочке. В то время ей было чуть больше года. Понадобилось немного терпения, муляжи фруктов и желание обучить ребёнка основным цветам.

Понадобятся муляжи фруктов (их можно заменить, см. ниже) и абсолютно любые фигурки тех же цветов. У меня — восковые мелки из магазина фиксированных цен

Когда уже можно?

У дочки в саду был мальчик, который в два года не мог назвать ни одного цвета, хотя уже довольно неплохо говорил. У соседа в три — “травка синяя”. Почитал литературу и был удивлён: все цвета ребёнок видит уже к году. И не обязательно дожидаться, пока малыш заговорит. Если он физиологически готов, значит, пора действовать . Мы интуитивно “рассказали” дочке о цветах в год с небольшим.

Как понять, что ваш ребёнок к этому готов?

Дать любой развивающий набор, где требуется сортировка по цвету. Если малыш уже способен надеть красную шапку на красного пингвина, а синюю — на синего, это знак, что цвета он различает и они ему интересны. Выбрал самый простой метод, который включает 4 ступени. Пошаговая рекомендация к действию, как обучить цветам за неделю.

Ступень первая

Педагоги рекомендуют начать изучение с основных цветов: жёлтого, красного, зелёного и синего. Я отталкивался от того, какие муляжи фруктов есть в доме. Муляжи можно смело заменять на карточки.

Картинки можно распечатать из Интернета.

В первый день показал дочке фрукт или овощ, назвал его. Выглядит это так. Показываем банан и чётко проговариваем: “Банан”. Показываем помидор и также чётко: “Помидор”. Цвета пока не упоминаем. Упражнение повторял дважды в течение дня: утром и вечером. Удобнее всего — после еды, пока малыш в креслице.

Ступень вторая

На следующий день, добившись от ребёнка внимания, снова показываем те же фрукты и овощи. Только теперь добавляем: “Банан — жёлтый”, “Помидор — красный”, “Огурец — зелёный”.

Сам был удивлён, что брокколи — женского рода

Проговариваем чётко. Дважды в день, два дня подряд.

Ступень третья

На четвёртый день к овощам добавляем фигурки тех же цветов. В одну руку я брал помидор, в другую красного гнома, и акцентируя внимание на словах, произносил: “Смотри! Гном красный как помидор”. “Игрушка зелёная как огурец”.”Облачко белое как чеснок”

Так повторяем два дня по два раза в день, только на пятый день демонстрируем одни фигурки. Фраза та же.

Ступень четвёртая

Проверочная. Некоторым детям требуется немного растянуть предыдущие этапы. И делать упражнения по 3-4 дня. Проверить, запомнил ли цвета, просто. Разложите перед малышом игрушки разных цветов и попросите: “Дай зелёного гнома”. Если справится, можно переходить к следующему этапу. Например, сортировке — на любых пособиях с цветом, которые есть у вас дома.

Один из примеров таких пособий. Игрушка на липучках

Секрет метода Монтессори

Цвет для ребёнка — понятие абстрактное. Красным может быть помидор, пластмассовый солдатик, свитер, чайник. Совсем не понятно, как с предметом соотносится этот признак. Поэтому педагоги советуют выбирать для начала те предметы, которые всегда (ну, почти всегда) бывают только одного цвета. Поэтому и начинаем с фруктов и овощей. Ребёнок начинает осознавать, что это за признак такой — цвет, а потом легко применяет его в отношении любых других предметов.

Такова методика Монтессори. Меня она удивила тем, что сложное понятие можно объяснить ребёнку так просто. Буду рад, если статья окажется для вас полезной. И спасибо за лайк!

Источник

Татьяна Кокорина
Пособие по диагностике восприятия цвета для детей старшего дошкольного возраста

Пособие по диагностике восприятия цвета для детей старшего дошкольного возрастаРазвитие цвета у ребенка пособиеРазвитие цвета у ребенка пособие

Модифицированная методика Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной, направленая на изучение восприятия цвета.

Условия проведения исследования: индивидуально с детьми старшего дошкольного возраста; состоит из 4 серий, каждая серия включает 3 подсерии (основные, дополнительные цвета и оттенки некоторых цветов); интервал между сериями один день.

Представим описание данной методики.

Цель методики: выявление сформированности восприятия цвета у старших дошкольников с сохранным и нарушенным зрением.

Первая серия: выбор цвета по наглядному образцу.

Процедура проведения: перед ребенком ставятся коробочки, окрашенные в основные дополнительные цвета и оттенки некоторых цветов, дается набор кружков таких же цветов и оттенков (по 5 штук каждого цвета).

Инструкция: разложи кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом, цвет называть не надо.

Вторая серия: размещение цвета по наглядному образцу.

Процедура проведения: ребенку дают набор кружков (по 5 шт. каждого цвета, карту-образец и пустую карту.

Инструкция: разложи кружки на пустой карте так же, как на образце.

Третья серия: выбор цвета при назывании его взрослым.

Процедура проведения: ребенку дают 18 кружков разного цвета.

Инструкция: я буду называть тебе цвет, а ты найди кружочек такого же и покажи мне.

Четвертая серия: самостоятельное называние цвета.

Процедура проведения: ребенку дают 18 кружков разного цвета.

Инструкция: назови цвета каждого кружка. Если ребенок называет кружки близких цветов одинаково, то его просят сказать, одинаковые ли они по цвету.

Критерии оценки:

– выбор и размещение цвета по наглядному образцу;

– выбор цвета при самостоятельном назывании и назывании его взрослым.

За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за ошибку или отказ от задания 0 баллов. Максимальное количество баллов за все задания 72, за одно задание 18. Мы определили уровни сформированности восприятия цветав соответствии с количеством набранных баллов: 0-15 баллов – низкий уровень, 16-17 баллов – средний, 18 баллов – высокий.

Взяв за основу выделенные критерии,мы гипотетически определили и описали следующие уровни:

I уровень (высокий): размещает цвета по наглядному образцу, группирует предметы по цвету, находит цвет по называнию его взрослым, самостоятельно называет цвет. Задания выполняет самостоятельно и правильно – 18 баллов.

II уровень (средний): начинает группировать предметы по цвету, размещает цвета по наглядному образцу после небольшой помощи педагога, испытывает небольшие затруднения при нахождении цвета по называнию его взрослым, затрудняется в называние цвета самостоятельно, опирается на «опредмечивание»названия: как помидорчик, красного цвета. Задания выполняет с незначительной помощью педагога – 16-17 баллов.

III уровень (низкий): начинает группировать предметы по цвету, размещает цвета по наглядному образцу с помощью педагога, испытывает затруднения при нахождении цвета по называнию его взрослым, не называет цвета. Задания выполняет с помощью педагога или отказывается от выполнения – 0-15 баллов.

Мы полагаем, что данная методика позволит нам детально выявить особенности сформированности зрительного восприятия цвета у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением.

Литература: Урунтаева Г. А.Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина; под ред. Г. А. Урунтаевой, – М.:Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.

Источник

Мастер-класс для родителей: «Игровые пособия для формирования представлений о цвете у детей раннего возраста».

Цель мастер-класса: помочь родителям осуществлять целенаправленную работу по развитию сенсорного эталона цвета детей раннего возраста в домашних условиях.

Задачи мастер-класса:

1. Познакомить родителей с понятиями «сенсорные эталоны», «цвет»; ознакомить родителей с особенностями сенсорного развития детей раннего возраста.

2. Познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов цвета и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях;

3. Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей.

Участники: родители, воспитатель.

Место проведения: помещение группы.

1. Заполнение родителей анкет «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников».

2. Ознакомление родителей с особенностями сенсорного развития детей.

3. Показ игровых пособий, сделанных своими руками, по формированию у детей представления о цвете.

C:UsersUserDesktopнаша группаSAM_2845.JPGC:UsersUserDesktopнаша группаSAM_2863.JPG

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Цвет – одно из наиболее ярких выразительных средств сенсорного развития детей, один из самых эмоционально насыщенных изобразительных знаков. На втором-третьем году жизни необходимо первоначальное знакомство детей с цветом, накопление представлений о цветах. Для этого дети производят действия с предметами, окрашенными в разные цвета, в процессе которых они начинают обращать внимание на цвет, учитывать его при выполнении заданий, понимать, что цвет является признаком определённых предметов, по которому данные предметы можно узнать. Дети третьего года жизни, назвав какой-либо из цветов, часто не связывают это название с конкретным цветом. Двухлетний ребёнок, самостоятельно произнеся слово красный, может указать на зелёный или какой-либо другой цвет. Устойчивой связи между словами – названиями цвета и конкретным цветом ещё не образовалось. Психологи и педагоги считают, что у детей необходимо целенаправленно развивать восприятие цвета и чувство цвета. Эта работа должна проводиться системно в процессе специальных мероприятий: занятий, наблюдений на природе, в повседневной жизни, в разнообразных дидактических играх.

Но без специальных воспитательных приемов сенсорное развитие ребенка не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а может быть даже неверным. Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир.

И сегодня, уважаемые родители, я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать сами из подручных средств. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.

1. Игра «Забавные крышки». Возьмите ведерко или коробку, закрутите туда крышки от бутылок разного цвета. Предложите детям выкрутить крышки и закрутить крышки такого цвета, как обозначено на коробке или на ведерке. Такая игра способствует развитию мелкой моторики руки и развивает понятие цвета.

C:UsersUserDesktopнаша группаSAM_2846.JPGC:UsersUserDesktopнаша группаSAM_2868.JPG

2. Игра «Спрячь мышку». Цель игры: развивать представление детей об основных цветах спектра. Игра состоит из карточек разных цветов, посередине которых расположена мышка в квадрате (это домик мышки) и квадратиков таких же цветов (это дверцы). Нужно закрыть (спрятать) мышку цветным квадратом (дверцей) от кошки. Игра закрепляет знание основных цветов.

C:UsersUserDesktopнаша группаSAM_2918.JPG

3. Игра «Веселые прищепки». Вырезать из цветного картона солнышко, елку, тучи, цветок, ежика и др. фигуры, прикрепить к ним прищепки такого же цвета. Такая игра способствует развитию мелкой моторики руки и развивает понятие цвета.

C:UsersUserDesktopнаша группаSAM_2866.JPGC:UsersUserDesktopнаша группаSAM_2851.JPG

4. Игра «Мозаика из пробок». Подберите разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет.

C:UsersUserDesktopнаша группаSAM_2914.JPG

5. Игра «Подбери по цвету». Взять коробку из конфет, приклеить круги красного, синего, желтого, зеленого цветов и подобрать к ним пробки такого же цвета. Закрепляем основные цвета.

C:UsersUserDesktopнаша группаSAM_2871.JPGC:UsersUserDesktopнаша группаSAM_2853.JPG

6. Игра «Собери пробки в стакан». Взять стаканы красного, синего, желтого, зеленого цветов и собирать туда пробки такого цвета как стакан, т.е. красные пробки собрать в красный стакан, синие пробки – в синий стакан и т.д. C:UsersUserDesktopнаша группаSAM_2931.JPG

7. Игра «Цветные варежки». Вырезать из плотного картона варежки, обклеить цветной самоклеющейся бумагой, вырезать разные заплатки (круг, квадрат, треугольник) от варежек и попросить ставить заплатки к варежкам такого цвета. Такая игра развивает у детей представление о цветах, о формах. Можно попросить найти одинаковые варежки по цвету.

C:UsersUserDesktopнаша группаSAM_2855.JPGC:UsersUserDesktopнаша группаSAM_2856.JPG

8. Игра «Воздушные шары». Из картона вырезать шары разных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) и палочки (нитки) к ним таких цветом. Попросить детей подобрать нитки к шарам такого цвета. Закрепляем представления об основных цветах.

C:UsersUserDesktopнаша группаSAM_2872.JPG

9. Многофункциональная игра «Летняя поляна». Это игровое пособие очень помогает в решении многих обучающих и развивающих задач. Это и развитие активной речи, изучение основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), формы (круг, квадрат, треугольник), размера предметов. Обогащение сенсорно-тактильного опыта, развитие мелкой моторики; знакомство с окружающей природой и ее явлениями. С помощью такого игрового пособия дети с лёгкостью научатся застёгивать и расстёгивать пуговицы, молнии, научатся застегивать и отстегивать липучки. Для материала использованы салфетки для мытья посуды, фетр, липучки, пуговицы, молнии. Яблочки, цветочки легко снимаются, а в тучке прячется дождик. Лучики у солнышка отстегиваются. Окошки у домика открываются, а там разные звери. Дети знакомятся со зверями, развивают речь. Под яблоней сидит ежик. Елка тоже на липучках.

C:UsersUserDesktopнаша группаSAM_2857.JPGC:UsersUserDesktopнаша группаSAM_2858.JPG

Источник

Людмила Белоусова
Дидактическое пособие по развитию восприятия цвета для детей младшей группы

Дидактическое пособие по развитию восприятия цвета для детей младшей группы

Хочу предложить Вам пособие на развитие восприятия цвета.

Данное пособия изготовила из картонной коробки и стаканчиков из под йогурта. Мне понадобилось 16 стаканчиков, которые я обклеила самоклеящейся бумагой четырех основных цветов. Картонную коробку разделила на четыре «зоны», на которые наклеила четыре основных цвета.

Развитие цвета у ребенка пособиеРазвитие цвета у ребенка пособиеРазвитие цвета у ребенка пособиеРазвитие цвета у ребенка пособиеРазвитие цвета у ребенка пособие

Задачи:

1. Учить детей различать и называть основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый).

2. Обозначать результат словами “такой”, “не такой”.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Развивать зрительное восприятие.

5. Умение концентрировать внимание.

6. Учить детей сортировать, группировать по цвету.

Ход игры:

На столе, перед ребенком находится полотно, разделенное на четыре зоны (основные цвета). Рядом стоят стаканчики 16 шт вперемешку (по 4 шт каждого цвета). Воспитатель просит ребенка разложить стаканчики в соответствии с цветом, когда ребенок берет стаканчик определенного цвета, должен его назвать, а затем поставить в соответствии с необходимым цветом. Ребенок должен объяснить, почему он поставил стаканчик именно на то место, а не на другое. А также объяснить, почему другие стаканчики не подходят на это место.

Сейчас хочу представить Вашему вниманию, как дети справлялись с поставленной задачей.

Развитие цвета у ребенка пособиеРазвитие цвета у ребенка пособиеРазвитие цвета у ребенка пособиеРазвитие цвета у ребенка пособиеРазвитие цвета у ребенка пособиеРазвитие цвета у ребенка пособие

Публикации по теме:

Авторское пособие на развитие мелкой моторики. Изучение цвета «Морская черепашка»Авторское пособие на развитие мелкой моторики. Изучение цвета «Морская черепашка»
Пособие на развитие мелкой моторики рук, изучение цвета “Морская черепашка”. Дети с нарушениями речи, составляющие контингент логопедических.

Дидактическая игра «Мой город» на развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятияДидактическая игра «Мой город» на развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия
Выполнили воспитанники группы компенсирующей направленности со сложной структурой дефекта и учителем-дефектологом Рожок Викторией из Санкт-Петербурга.

Дидактическое пособие по развитию фонематического восприятия «Звуковые часы» для детей с 5 летДидактическое пособие по развитию фонематического восприятия «Звуковые часы» для детей с 5 лет
Дидактическое пособие по развитию фонематического восприятия «ЗВУКОВЫЕ ЧАСЫ» выполнено из старых пластинок, на которые наклеены картинки,.

Консультация для воспитателей «Развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста»
Сенсорное воспитание является основной организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства.

Музыкально-дидактическая игра «На лугу» для развития музыкального восприятия и памяти у детей 5–7 лет
Метод. рекомендации: Чтобы вызвать интерес к игре, необходимо создать игровую ситуацию (можно придумать и рассказать сказку). Для игры.

Обучение детей первой младшей группы восприятию цвета
Цвет оказывает на малышей оказывает огромное эмоциональное воздействие. Радостная гамма цветов поднимает у них настроение, желание играть.

Пособие «Насыщенность цвета»Пособие «Насыщенность цвета»
Данное пособие я сделала для того, чтобы детям было проще смешивать краски для получения нужных оттенков. Если в младшей и средней группе.

Пособие по изучению цвета и счётаПособие по изучению цвета и счёта
В моей группе появилась мягкая книга, которая поможет не только учить цвета, счет, но и будет являться отличным средством для развития мелкой.

Сенсорное развитие детей третьего года жизни «Восприятие цвета»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Грудцино Сенсорное развитие детей третьего года жизни.

Занятие для 1-ой младшей группы на тему: «Пирамидки разного цвета»
Конспект занятия по сенсорному развитию детей 1-ой младшей группы на тему: «Пирамидки разного цвета». Выполнила Воспитатель МБДОУ№3.

Источник

Корытова Татьяна Анатольевна
Развитие цветового восприятия у детей младшего дошкольного возраста

Развитие цветового восприятия

у детей младшего дошкольного возраста

Корытова Татьяна Анатольевна – воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №5» Дальнереченского городского округа, Приморского края.

Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети – это цвет. Цвет – это важное средство эмоционально-эстетической, художественно-образной выразительности. Разнообразные чувства, которые испытывает ребенок, занимаясь изобразительным искусством, новые знания, приобретаемые в процессе деятельности, чрезвычайно значимы для его творчества. Безусловно, цветовая палитра служит своего рода показателем общего состояния ребенка, его духовного, нравственного и технологического уровня развития. Поэтому развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста является актуальной педагогической задачей.

Работая в детском саду, я пришла к выводу, что раннее знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Непрерывную образовательную детальность в области «Художественно-эстетическое развитие» с детьми младшего дошкольного возраста я организую, опираясь на ряд принципов и правил.

Важно помнить, что при работе над цветовосприятием и цветоразличением необходимо исключить хаотические цветовые и световые эффекты, так как психика ребёнка может не выдержать подобной информации, следствием чего могут стать неврозы. Имеет смысл говорить о «цветовой депривации», которая может привести к задержкам и искажениям нормального хода развития нервно – психической деятельности ребенка. Чтобы избежать вышеуказанных проблем, важно развивать цветовое восприятие у детей дошкольников индивидуально. Особенности детского восприятия заключаются в том, что зрительный аппарат ребенка еще не достаточно сформирован, и оценки психического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными.

На занятиях я стараюсь применять индивидуальный подход, учитывая возраст, психологическое и эмоциональное состояние ребенка. Свобода в использовании цвета, богатство колорита и сочетаемость его элементов в рисунке ребенка приходят с опытом, который в значительной мере приобретается в процессе обучения. Воздействие ярких цветов не раздражает малышей, а даже успокаивает, позволяет ребенку чувствовать себя комфортно.

Для реализации замысла ребенка необходим выбор цвета. Процесс выбора цветовой гаммы для детей довольно труден. Цвет выступает как средство украшения рисунка. Не случайно многоцветность расценивается детьми как средство выразительности и критерий красоты.

Чтобы решить задачу выбора цветовой гаммы, я параллельно с формированием представления о цвете, выбираю интересные темы занятий, направленные на развитие чувства цвета, провожу целенаправленные наблюдения, использую художественное слово, иллюстрации, произведения живописи, графики, изделий народного декоративно-прикладного искусства, дидактических игр.

Так, первый этап ознакомления с цветом детей трехлетнего возраста я начинаю с формирования у них представлений о цветах. С детьми, начинающими посещать дошкольные учреждения с трех лет, непрерывную образовательную деятельность провожу в виде игр, упражнений, способствующих накоплению цветовых представлений.

Стоит отметить, что эти упражнения предполагают сравнение предметов по цвету, выбор одинаковых. Система упражнений включает знакомство с цветами спектра, ознакомление со свойствами предметов, включает выделение свойства, путем соотнесения между собой на более высоком уровне. Развитие детей распознавание цвета в процессе соотнесения свойства предметов с усвоенными эталонами, в раннем детстве не ставиться задача усвоения детьми общепризнанных эталонов, обучение не включает обязательное запоминание названий отдельных цветов. Почвой для введения опредмечевания свойств, установления детьми их сигнального значения служат элементарные действия продуктивного характера, которыми дети начинают овладевать с двух лет.

Вслед за этим – подготовительным – этапом начинается ознакомление детей с цветовыми эталонами – образцами хроматических и ахроматических цветов. Применяются все семь цветов спектра, белый и черный.

Дети младшего дошкольного возраста (3–4 года) учатся узнавать все цвета, запоминают их названия. Полученные представления о цветах они применяют при выполнении заданий, требующих определения цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета (группировки одного и того же цвета). Дети впервые знакомятся также и с сочетаниями цветов – с тем, что цвета могут «подходить» или «не подходить» друг к другу.

Вначале у детей формируют представления об ахроматических цветах, белом и черном цвете, создаются условия, способствующие усвоению названий цветов. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как находящийся между зеленым и синим.

Для эффективного формирования цветовосприятия у детейя использую разные приемы изобразительной деятельности: рисование, лепку, аппликацию, конструирование, работу с разным материалом.

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все,что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане.

Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому с большим вниманием подхожу к тематике работ. Как правило, в детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

Лепка, как одно из видов изобразительной деятельности, заключается в объемном способе изображения. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх.

В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх. Для конструктивных работ, как правило, я использую готовые формы, соединяя которые дети получают нужное изображение. Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей.

С целью привлечения внимания детей к поставленной задаче, облегчения работы мышления и воображения, я использую моменты игры в процессе изобразительной деятельности, наглядно-действенные приемы обучения.

Работая с детьми второй младшей группы, я выбрала задачу – выработать умение называть словами цвет и цветовой тон. При первоначальном опросе детей получила следующее результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1 – Первичный уровень представленный о цвете детей 3–4 лет

Уровень

представленный о цвете Цвет

Крас-

ный Жёл-

тый Зеле-

ный Си-

ний Бе-

лый Чер-

ный

Назвали цвет по памяти 16 11 10 11 9 6

Нашли цвет по образцу 17 14 16 14 16 19

Назвали предъявленный цвет 16 9 11 7 11 15

Нашли цвет по названию 8 6 9 10 14 17

Результаты показали, что детям легче назвать словами цвета, но найти цвет по названию оказалось сложнее, чем показать по предъявленному образцу. Исходя из полученных данных, я решила осуществлять поставленную задачу способствующими играми, во время которых дети упражняются в узнавании, назывании и выделении цвета окружающих предметов.

В своей деятельности,я использовала игровые задания:

1. «Домик для матрёшки»: для постройки мебели матрешке взять из конструктора кубики и кирпичики названного воспитателем цвета.

2. «Назови флажок»: дать товарищу флажок и назвать его.

3. «Катись, шарик»: катание шариков, соблюдая предложенную воспитателем очередность.

4. «Цвета вокруг нас»: сопоставление цветаи предмета окружения например: цыпленок – желтый, трава – зеленая, небо – синее и т. п.

Следуя цели, я провела несколько занятий по аппликации. На первом занятии – заданием было из множества готовых форм выбрать те, окраска которых соответствует предложенным образцам и назвать цвет. На втором – дети по заданию воспитателя выполняют в заданном цветом сочетании только какую-то часть аппликации, все остальные цвета дети выбирают сами.

Спустя месяц, среди детей был проведен повторный опрос, результаты которого представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты повторного опроса детей 3–4 лет

Уровень

представленный о цвете Цвет

Крас-

ный Жёл-

тый Зеле-

ный Си-

ний Бе-

лый Чер-

ный

Назвали цвет по памяти 19 17 14 15 17 14

Нашли цвет по образцу 18 16 19 16 18 19

Назвали предъявленный цвет 17 13 16 11 14 17

Нашли цвет по названию 13 10 13 13 16 18

Анализ показал, что проведенная работа имела хороший результат. Дети значительно лучше и уверенней отвечали на поставленные перед ними игровые задания, упражнения. А так же при повторном опросе детей, заметила, что дети не только называли цвета, но и их оттенки (розовый, серый, голубой). Дети проявляли большой интерес к играм направленные на развития и восприятия цвета, ребята в свободное от занятия время чаще интересовались цветами в их произнесении.

Таким образом, работая в данном направлении я, еще раз убедилась, что раннее знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. А так же цветовая палитра служит показателем общего состояния ребенка, его духовного, нравственного и технологического уровня развития. Работая по развитию цветового восприятия, каждый ребёнок был максимально вовлечён и смог раскрыть свои лучшие стороны, проявить свои способности, а так же получить положительный эмоциональный заряд вовремя проведенной работы. Мне очень понравилось и детям то же, мы будем продолжать данную работу.

Список использованной литературы

1. Алексеес С. О. О цвете и красках, – М.: Искусство, 1964.

2. Алёхин А. Д. О языке изобразительного искусства. М. ,1973.

3. Венгер Л. А. Восприятие и обучение: Дошкольный возраст. М. ,1969 – 365 с.

4. Восприятие сенсорной культуры ребенка. Под ре. Л. А. Венгера. – М., 1988.

5. Мухина В. С. Психология дошкольника. Под ред. Л. А. Венгера. – М., 1985.

Источник