Развитие чувство юмора у ребенка

Чувство юмора – прекрасное качество, и очень хотелось бы обнаружить его у своего ребенка. Оно одновременно является и эстетическим, и интеллектуальным, и нравственным. Можно ли его сформировать?

Гены или развитие?

Можно говорить о некой генетической предрасположенности к юмору. Однако не совсем верно утверждать, что чувство юмора – врожденное качество, которое, так сказать, автоматически передается из поколения в поколение. Оно не наследуется от родителей, а формируется в общении с ними. Самое главное – это домашняя атмосфера, в которой пребывает маленький человек: как разговаривают взрослые друг с другом и детьми, над чем они смеются. Если в семье присутствует чувство юмора, то в ребенке оно обязательно разовьется. Если же никто не острословит, никогда никого не разыгрывает, не коверкает слов и т.п., то и ребенок не научится беззаботно смеяться, к месту подшучивать над кем-то, понимать шутку в свой адрес.

Любой малыш расположен впустить юмор в свое открытое сердце. Веселье неотделимо от природы ребенка: он не сможет жить, испытывая лишь отрицательные эмоции. Чувство юмора обязательно нужно развивать. Однако не стоит забывать, что оно формируется у малыша постепенно, как и другие качества личности.

Веселитесь вместе с крохой

Пока малыш еще плохо говорит, многого не знает и не понимает, очень важно, чтобы он с улыбки начинал каждый свой день, с радостью познавал мир и делал открытия. Даже когда вы устали, чем-то озабочены, следите за своей мимикой и интонацией речи, обращенной к нему.

Чем болезненнее ребенок, тем больше в доме должно быть веселья, так как смех способствует оздоровлению. В настоящее время существуют различные теории, объясняющие влияние смеха на организм человека. Установлено, что этот доступный всем «препарат» обладает множеством полезных свойств. Смех укрепляет иммунную и нервную системы, расслабляет мышцы, нормализует дыхание, улучшает кровообращение, способствует пищеварению. Организм смеющегося человека вырабатывает гормоны, которые приглушают чувство боли.

Обязательно украшайте весельем время, проводимое с ребенком. Ищите смешное везде, где бы вы ни были и чем бы вы ни занимались. Читайте книги и смотрите мультфильмы, содержание которых обязательно заставит вашего малыша улыбнуться или похохотать. Пойте ему веселые и ритмичные песенки. Можно использовать специальные игры, предназначенные для развития у ребенка фантазии и чувства юмора, а так же для формирования навыков связной речи.

Смеяться разрешается

Малыш подрос, он уже прекрасно говорит, понимает шутки, хохочет по любому подходящему поводу, иногда – и без видимой причины. Нередко родители дошкольника или первоклассника останавливают, резко прерывают, на их взгляд, неуместное веселье. Возможно, от них ребенок слышит пресловутое выражение «Смех без причины…». Да, детский юмор с позиции взрослых кажется примитивным, плоским или грубым. Ребенок смеется не только над всякой «ерундой», но и над ошибками и промахами своих друзей. С возрастом это пройдет.

А пока ему, так сказать, смешинка в рот попала, вы не превращайтесь в этакую мамашу, никогда не улыбающуюся, всегда чем-то озабоченную, мрачную и сдержанную в выражении добрых чувств и эмоций. С пониманием принимайте беззаботность и непосредственность как нормальное проявление здорового ребенка. Для него шумные игры, безудержное веселье, смех без причины – это не пустое времяпрепровождение. Не лишайте его счастливого и беззаботного детства. Оно такое короткое!

Дети любят подурачиться и пошутить. И не стоит своему ребенку запрещать делать это. Любая увлекательная забава поможет ему легче пережить неудачи и волнения дня, проведенного в детском саду или школе. Поэтому вечерами обсуждайте события прошедшего дня, стараясь найти в них смешные стороны. Пусть ребенок подумает о том, какие забавные сравнения или шутки он мог бы по этому поводу сказать. Экспериментируйте с преувеличением или приуменьшением значимости какого-нибудь произошедшего события, факта или явления. Умышленно вводите в ситуацию элемент неожиданности. Придумывайте необычные ассоциации, соединяйте принципиально несоединимые слова, чувства, ситуации и объекты. Играйте словами с двойным значением, сочиняйте каламбуры.

Все дети любят фантазировать, придумывать истории и небылицы. Если вы вовлечетесь в этот творческий процесс своего ребенка, то найдете, над чем посмеяться. И, разумеется, источником юмора и веселья должны быть книги, фильмы, спектакли, телепередачи.

Грешно смеяться

Самокритика и самоирония – это качества, которые мы высоко ценим в людях. Похвально, когда человек способен посмеяться над собой. Однако нельзя целенаправленно учить малыша смеяться над собой. Тем более, запрещается насмехаться над его внешним видом, словами и поступками. Необходимо чаще высказывать одобрение и похвалу, чтобы сформировать у ребенка высокую самооценку. Когда малыш подрастет, приобретет уверенность в себе, то он сам найдет повод пошутить над своими недостатками и промахами.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка по фгос в доу

Не секрет, что некоторые родители часто потчуют своих детей колкостями и подковырками. Встречаются семьи, где в разговорах с детьми постоянно звучат оскорбительные нотки, возможно, и кажущиеся взрослым смешными.

Малыш может слышать от папы, мамы, старших братьев и сестер сравнения его с поросенком, трусливым зайцем, толстым хомяком, неуклюжим медведем и т.п. Взрослые не задумываются о том, что, посмеиваясь над незначительными недостатками в поведении и внешнем виде ребенка, можно породить у него трудно искореняемые комплексы. Необходимо также иметь в виду, что ребенок, над которым смеются дома, воспользуется случаем и, так сказать, отыграется на ком-то более слабом. Например, в детском саду или школе он может назвать девочку «жирная свинья», мальчика – «вонючий скунс» и при этом громко хохотать. Он не видит в своем поступке ничего предосудительного, подобными характеристиками принято обмениваться в его семье.

Простой пример

Ребенок неаккуратно ест, пачкает себе лицо, руки и одежду. Может быть, во время обеда он действительно имеет смешной вид и становится центром внимания. В одной семье прямо за столом малыш получает строгий выговор или его делают объектом для злых насмешек. В другой семье – иная тактика, поучительная, но добрая и веселая.

Мама замечает, что после выпитого стакана кефира, у ребенка над верхней губой появилась белая полоса. Она с улыбкой заявляет всем, сидящим за столом, что к ним в гости пришел белый котик. Все, включая малыша, начинают оглядываться по сторонам в поисках котенка. Мама нахваливает невидимого гостя, называет его маленьким, хорошеньким, красивеньким, с беленькими усиками. Затем она подносит зеркальце к лицу «котика» и дает ему салфетку. Ребенок веселится вместе со всеми, и в следующий раз, когда будет пить кефир или молоко, постарается сделать это аккуратно. Когда он подрастет и станет лучше понимать юмор, можно и пошутить над его былым недостатком.

Юмор – ирония – цинизм

Юмор – это беззлобно-насмешливое отношение к окружающему миру. Ирония – сложная вещь, не всегда понятная детям. Однако встречаются такие «веселенькие» семейки, в которых родители этого не учитывают, иронизируют постоянно, всегда и над всем. В их доме царят в основном злая ирония и сарказм, стиль общения характеризуется наличием язвительных насмешек, едких замечаний по любому поводу.

Есть разница между наличием у человека чувства юмора и такого качества, как подвергать все осмеянию. У некоторых людей оно превращается в некую самоцель. Юмор трансформируется в циничное отношение к чужим переживаниям, проблемам, событиям в жизни. Чувство юмора обязательно предполагает наличие у человека нравственного идеала, иначе оно перерождается в пошлость, цинизм и жестокосердие. Юмор не юмор, если он лишен человеколюбия, чувства сострадания. И такое «чувство юмора» прививать не надо, наоборот, ребенка следует ограждать от него.

Защитная функция юмора

Все мы выбираем себе спутников жизни и друзей, с которыми легко и радостно общаться, которые умеют шуткой разрядить обстановку, снять эмоциональное напряжение. Почти каждая из нас считает и себя человеком, не обделенным чувством юмора. А что получается в обыденной жизни?

Проблема, конфликт, ссора. Такая цепочка развития событий очень часто наблюдается в нашем общении с детьми. Почему же мы забываем о «спасательном круге на волнах жизни», когда обсуждаем с ребенком промахи в его поведении, когда он, к примеру, не хочет помочь нам или проявить терпение?

Умение отнестись к любой проблеме с юмором и легкой самоиронией – важная способность эффективной регуляции психики, ее защитный механизм. Когда вы начинаете шутить, то способны обезопасить от отрицательных эмоций и себя, и ребенка. Поэтому не прививайте негативную потребность постоянно делать своему чаду замечания, стыдить его, читать ему мораль, выискивать в нем недостатки. Не превращайтесь в домашнего командира или начальника. Когда вы уже готовы накричать на ребенка, остановитесь на мгновенье. Почти всегда, если постараться, можно с юмором посмотреть на произошедшее.

Читайте также:  Как влияет игрушка на всестороннее развитие ребенка

Юмор постоянно сопровождает нас по жизни и порой выручает в нелегких ситуациях. Воспитать в ребенке чувство юмора, привить ему дух оптимизма – важная задача для родителей.

Татьяна Порецких

Источник

И зачем нужно это делать?

Чувство юмора помогает нам спокойнее воспринимать жизненные неурядицы и смотреть на мир проще. Вот почему тренировать его лучше всего с самого детства! Эксперт «О!», психолог Анна Скавитина, объясняет, над чем и в каком возрасте смеются дети и как развивать чувство юмора у всей семьи.

Моя бабушка всегда говорила: «Смех — лучшее лекарство для мозга!». Маленькой мне это было не очень понятно, но повеселиться я любила, да и сейчас пошутить могу. Но оказывается, бабушка была права — и это научно доказано! Умеющие шутить и понимать юмор люди легче находят друзей, имеют более адекватную самооценку, спокойнее воспринимают жизненные невзгоды, проще справляются с творческими задачами, меньше болеют и быстрее выздоравливают.

Лучшее определение юмора принадлежит, на мой взгляд, автору словаря русского языка В.И. Далю: «Юмор (слово английское) — веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко выставлять странность обычаев, порядков и нравов». А главное: «Это свойство психики человека, состоящее в умении „подметить странности“».
Чувство юмора — это такой своеобразный навык решения мыслительной задачи: быстро найти какое-нибудь несоответствие, понять, что делать с этим ничего не надо, и получить от этого удовольствие, а еще — создавать такие задачки для других людей.

Одна мама спросила меня: «Скажите, пожалуйста, мой шестилетний ребёнок не понимает шуток. Это навсегда или можно с этим что-то сделать?». Чувство юмора — это не врожденный, а приобретённый навык, и развивать его можно и нужно не только у ребёнка, но и у себя. Правда, дети разного возраста ценят и понимают не все шутки, например, юмор, не соответствующий их развитию, может казаться вовсе не смешным. А многие взрослые шутки могут даже вызывать интенсивную обиду и плач. Давайте рассмотрим, как и с помощью кого-чего развивается чувство юмора у детей в разном возрасте.

Чувство юмора у младенцев

Между первым и вторым месяцем жизни у ребёнка появляется улыбка в ответ на разговор, так называемая социальная улыбка. Обычно родители от нее приходят в полный восторг и начинают стараться почаще делать что-нибудь, чтобы эту улыбку вызвать. Таким образом она закрепляется как типичная реакция на ситуации общения, от которых ребёнок получает удовольствие. Около 4 месяцев малыш начинает смеяться — это показатель достаточного развития высшей нервной деятельности, но не наличия чувства юмора. То, насколько часто ребенок будет улыбаться и смеяться, зависит от взрослых, находящихся рядом, ведь малыш развивается по принципу подражания другому. Если вы смеётесь, он понимает, что вы довольны, и тоже смеётся. В этом возрасте ребёнок также начинает реагировать и на физические раздражители, например, щекотку. Некоторые родители получают такое удовольствие от детского смеха, что могут щекотать малыша довольно долго. Часто это заканчивается плачем от перевозбуждения. Младенцы совсем не умеют контролировать свое настроение, поэтому важно, чтобы мамы и бабушки не увлекались желанием развеселить ребёнка во что бы то ни стало. Примерно к 9 месяцам малыш уже настолько хорошо усваивает ваше обычное поведение, что если вы корчите рожицы или издаёте нетипичные для вас звуки, то младенец может начать улыбаться и даже смеяться. Это первые проявления чувства юмора и показатель развития мышления у ребёнка.

Чувство юмора у детей от 1 до 3 лет

В этом возрасте дети реагируют на элементы неожиданности: «ку-ку», внезапный жест, появление и исчезновение в поле зрения предмета. Появляются первые попытки самим рассмешить родителей. Например, хорошо выучив ответ на вопрос «Где носик?», начать специально показывать неправильно, ожидая реакции родителей в виде улыбки. Если родители оценили шутку, то юные юмористы продолжают свои эксперименты и стараются смешить маму и папу чаще, придумывая, что бы ещё такого забавного сделать. А вот если родители сурово отчитали ребёнка за незнание носика или ушек, то попытки рассмешить их быстро прекращаются, ребёнок понимает, что шутить — это опасно.

Иногда мамы и папы невольно смеются в ситуации, когда случилось не то, что они обычно одобряют: ребёнок пролил суп, нарисовал шедевр на мебели, порвал книжку. Ребёнок воспринимает этот смех как подкрепление своего поведения и обязательно попытается развеселить вас таким действием снова. И, поверьте, он будет очень разочарован, если вы будете его за это ругать. Как же так? Ведь первый раз мама радовалась! Может быть, я упустил какую-то деталь? Попробую пролить суп ещё раз.

Дети в этом возрасте часто, как и младенцы, смеются не потому, что смешно, а подражая другому, например, героям мультфильма. Родители считают, что это происходит потому, что их дети уже все понимают, ведь смеются они в нужных местах, но это не так. К тому же при долгом просмотре развеселых передач в духе «детских аниматоров» ребёнок, перевозбудившись от постоянного веселья и смеха, может стать капризным.

Чувство юмора у дошкольников

Дети в возрасте 3−6 лет часто видят несоответствие в картинках в духе «Что напутал художник?» и веселятся. Но ведь для того, чтобы это заметить и засмеяться над ошибкой, надо точно знать, что так не бывает, то есть иметь довольно высокий уровень мышления. Например, ребёнок смеётся, глядя на картинку с красными яблоками, висящими на дереве, покрытом снегом, и недоуменно смотрящим на них снеговиком. Это подразумевает, что малыш имеет точное представление о временах года. Дошкольник увидит несоответствие и развеселится, если свинка начнёт лаять, а корова мяукать, мама говорить басом, а папа — тоненьким голоском. В этом возрасте появляется и первый туалетный юмор.

Также малыши прекрасно осведомлены, что некоторые слова запрещены в кругу взрослых людей, хотя и не всегда знают их значение, поэтому любое запрещённое слово будет вызывать смех. Очень важно аккуратно корректировать поведение ребёнка, не запрещая шутить на туалетные темы, но и не особо поддерживая их, поясняя, что не во всех компаниях такие шутки воспринимаются как норма.

Дошкольников смешит все, что не соответствует их сложившимся представлениям о правильном, логичном, последовательном. Вот почему в мультфильмах и книжках им больше всего нравятся тексты-бессмыслицы, стихи, которые оканчиваются не рифмой, а каким-нибудь неожиданным словом, каламбуром или выдуманным словом. А еще дети в этом возрасте будут смеяться над тем, что взрослые категорически не принимают, например, над жестокостью в мультфильмах. Это такой способ освободиться от своих реальных тревог, страхов, сбросить напряжение.

Другое дело, когда ребята начинают смеяться над физическими увечьями, особенностями других людей. Да, этим они снижают свой страх выглядеть не так, как все, но в этой ситуации обязательно должны вмешаться родители и объяснить ребёнку, что здесь нет повода для веселья. Так вместе с чувством юмора мы воспитываем человека.

Часто слишком нарушающее логику действие, внешний вид персонажа могут скорее испугать ребёнка, чем развеселить его. Например, дети этого возраста часто боятся клоунов, ростовых кукол, Деда Мороза. Они пока не убеждены, что то, что выглядит как монстр, может монстром и не быть, и не всегда могут узнать папу, переодетого в Деда Мороза, даже если у дедушки тапочки и пижамные штаны такие же, как у отца. В этой ситуации ребёнок скорее сделает вывод, что жуткий монстр украл у папы вещи.

Читайте также:  Сайт развитие ребенка от 1

Чувство юмора у школьников

В возрасте 7−10 лет ребёнок попадает в оценивающую среду и начинает больше обращать внимание на учителей и друзей. Он становится реалистом и логиком, меньше фантазирует. Отсюда у детей с более развитой речью появляется стремление к интеллектуальным, логическим шуткам. Они начинают играть словами, придумывать загадки и каламбурить, например: «Эта учительница такая наблюдательная: всё время за мной наблюдает!» Девочки в этом возрасте часто более уверенно используют словарный запас, чем мальчики, и начинают дразниться, придумывать обзывательства. Такой юмор помогает детям справиться с проблемами и тревогами от пребывания в мире взрослых, о которых они не всегда могут рассказать взрослым. Дети с менее развитой речью используют для снятия тревог физические шутки, которые не все вокруг готовы воспринимать именно как проявление юмора — это легкие тычки и удары окружающих для поднятия собственного настроения. На этом этапе развития чувства юмора адекватная помощь учителей и родителей обязательно нужна, чтобы такие шуточки не закрепились у ребёнка как приемлемый для него способ сброса напряжения и не переросли в антисоциальное поведение.

В этом же возрасте возникает и более тонкое понимание смешных ситуаций, которое помогает ребёнку с помощью остроумия обыгрывать непростые для себя ситуации и выходить из них, не проваливаясь в слишком интенсивные переживания, поддерживая оптимистичный взгляд на жизнь.

Как развивать чувство юмора у ребёнка

  • Создайте развивающую мозг среду: общайтесь с ребёнком как можно больше, улыбайтесь ему, но не увлекайтесь. Ориентируйтесь на состояние малыша, чтобы не перевозбудить его.
  • Шутите сами. Рассказывайте смешные истории из своей жизни и сегодняшнего дня, читайте смешные книжки, находите забавное в происходящем вокруг вас.
  • Поддерживайте попытки ребёнка рассмешить вас и окружающих.
  • Объясняйте, в каких случаях то, что может казаться смешным, таковым не является.
  • Поймите сами и объясните ребёнку разницу между шутками и подшучиванием, которое содержит дозу скрытой агрессии. Так можно обидеть, а не развеселить. И это не значит, что у собеседника неразвитое чувство юмора, это признак того, что он не знает, как защититься от агрессии. Дети у таких вечно подшучивающих над ними родителей часто имеют низкую самооценку. Если вы шутите в такой манере, то шутите над собой, а не над ребёнком.
  • Играйте в игры на развитие ассоциативного мышления и воображения, например: придумай пять слов, на которые похож этот предмет (для детей постарше — пять слов, на которые похоже это слово); придумай, как можно использовать этот предмет не по назначению (что можно делать ложкой, кроме как есть?). Разговаривайте на придуманном языке, ищите несоответствия между стихотворением в книге и иллюстрацией художника.
  • А еще всегда ищите поводы порадоваться вместе с ребёнком тому, что происходит вокруг вас.

Читайте также:

3 причины детских истерик, и как с ними справляться

Музыка как методика развития ребенка

7 игр, которые подружат вашего ребенка с математикой

Источник