Развитие чувства языка у ребенка
«Чувство языка» – ключ к изучению и совершентствованию любого языка, в том числе и родного (subscribe.ru/archive/job.lang.englishfast/)
Метод М.Шестова из Книги Гиннесса.
Понятие «врожденная грамотность» давно вошло в нашу жизнь, но насколько оно имеет право на жизнь – вопрос спорный. Не существует людей, которые с рождения умеют писать и читать, так откуда же взяться врожденной грамотности?! Понятие «врожденная грамотность» применимо тогда, когда человек, не задумываясь о правилах грамматики и орфографии, говорит и пишет грамотно.
Существует множество курсов, позиционирующих себя, как курсы «врожденной грамотности», но…, посещая их, Вы столкнетесь с интенсивом изучения грамматики.
Что же делать тем, кто не может на подсознательном уровне говорить и писать без ошибок? Неужели есть только два выхода: зубрить правила или ходить всю жизнь с клеймом неграмотного человека?
«Врожденная грамотность» – это, прежде всего, умение чувствовать язык. «Чувство Языка» – присуще каждому человеку. Прежде всего, оно зависит от той среды, которая вас окружает; точнее – от общества, в котором Вы чаще всего находитесь. Мы автоматически имитируем произношение и артикуляцию окружающих нас людей. Обратите внимание, насколько отличается речь различных слоев населения. Причем различие не только в словарном запасе, но и в самом способе произнесения как отдельных слов, так и выражений в целом.
Что такое чувство языка и как его можно развивать? (rus.1september.ru)
Нередко об ученике, который не знает правил, но пишет довольно грамотно, мы говорим, что у него есть чувство языка, при этом подразумеваем его интуицию, чутье. Но людей с врожденным языковым чутьем не так уж много, а если предположить, что оно есть у всех, то, значит, его нужно разбудить, развить, воспитать.
Чувство языка – чувство слова, а развить чувство слова, т.е. пробудить любовь к нему и интерес, нельзя без приобщения учеников к текстам художественных произведений, к лучшим образцам мастеров прозы и поэзии.
Статья о вкладе трудов Д.С. Лихачёва в развитие языкознания
Языковед говорит о том, что изучение иностранных языков обостряет чувство языка — и своего в первую очередь: «Это воспитательное средство. Особенно важно изучение грамматики и идиом иностранного языка. Русская литература сама воспиталась на изучении церковнославянского и латинского, а в давние времена — греческого. Главный недостаток современной литературы — ущербное чувство языка».
Парфюмерная мастерская. – Чувство языка (Блог Тима Скоренко, nostradamvs.livejournal.com)
Есть такая вот штука: чувство языка. Кому-то от рождения дана способность паять микросхемы, кому-то – бегать на длинные дистанции, а кому-то – правильно и красиво выражать мысли, не делая серьёзных ошибок.
Чувство языка или дано, или нет. Одному, чтобы писать грамотно, нужно зубарить правила и подставлять проверочные слова. Мне нужно просто следить за опечатками, потому что правила – это для неграмотных, да.
Кстати, вполне вероятно, что если меня спросить, как пишется то или иное слово, я не смогу ответить. Но сам всегда напишу его верно.
==
Последующее обсуждение вышенаписанного:
– Врожденная грамотность – это миф 😉
просто ты много читал в детстве, и грамотно написанные слова впечатались в подкорку цельными зрительными образами. Как иероглифы.
– Нет, что ты. Не миф. Точно так же как не миф – способности к музыке, к рисованию, к спортивным дисциплинам, к математике. Это именно врождённое. Как талант.
– Мне кажется, ты смешиваешь два понятия. Чувство языка – т.е. чувство стиля, умение подобрать самые точные слова, сотворить Текст – это да, талант сродни музыкальному слуху.
А грамотность – чисто технический навык.
Это, повторюсь, имхо – я не читала исследований на эту тему, сослаться могу только на собственный опыт 😉
– Не-е-е-е-ет! То, о чём ты говоришь – это чувство стиля. А врождённая грамотность – это чувство языка. Оно сродни способности к иностранным языкам.
Я всегда был уверен, что чувство языка можно развить, читая книги. Мои личные наблюдения показали: чем больше человек читает/читал, тем меньше грамматических ошибок он допускает в письме. Независимо от того, учил он в школе правила русского языка или нет.
О.А. Лебедева Чувство языка как компонент коммуникативной компетенции (в аспекте соотношения понятий) – статья в формате pdf
Коммуникативная компетенция и чувство языка относятся к числу употребительных, но не вполне определенных в научной литературе терминов. В науке долгое время ссылка на коммуникативную компетенцию и чувство языка осуществлялась при рассмотрении вопросов владения языком, способности к языку, причем без определения сущности данных понятий.
О чувстве языка часто говорят в связи с рассмотрением вопроса формирования коммуникативной компетенции. А также этот термин используется учителями-словесниками для объяснения быстрого формирования у некоторых учащихся орфографических и стилистических навыков.
Из всего многообразия определений чувства языка нам представляется наиболее полным определение Е.Д. Божович, которая под этим термином понимает «механизм селекции и контроля языковых единиц, в которых соотношение семантического и формального носит объективно неформализованный, варьирующий характер» [2. С. 73]. На наш взгляд, данное определение преодолевает узость понимания чувства языка как реак-ции (О.С. Ахманова, Н.И. Имеладзе др.); как механизма контроля и оценки высказывания (М.М. Гохлернер и др.); как специфического отношения к языковым структурам (Г.В. Ейгер); как владения языком (М.Р. Львов и др.); как умение, навык следовать нормам речи (Т.К. Дон-ская, Л.П. Федоренко и др.); как проявление интуиции (З.А. Потиха, Г.В. Рамишвили); как способность правильно поступать в новой речевой ситуации на основании прошлого опыта (В.А. Артемов, А.В. Пузырев, Т.М. Колесникова и др.).
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции – сложный процесс, одной из составляющих которого является формирование чувства языка, потому что это одна из сторон коммуникативной компетенции, а именно той, которая контролирует выбор в процессе коммуникации такой языковой единицы, которая наиболее удачно выражает содержание высказывания и соответствует определенным критериям хорошей речи.
Пару слов о чувстве языка – мысли в блоге (blog.prohq.ru)
Для успешной работы копирайтеру необходимы отличные знания правописания и грамматики. Но есть один немаловажный момент, который иногда может сыграть решающую роль в успехе (или в неудаче) текста. Это чувство языка.
Что же такое чувство языка? Талант, данный от рождения? Возможно. Есть ли шанс развить его? Безусловно. По восприятию окружающего мира люди делятся на три условных группы: визуалы, аудиалы и кинестетики. Визуалам для развития чувства языка обычно советуют больше читать, аудиалам – слушать радио, качественные записи аудиокниг или спектаклей, кинестетикам помогают письменные работы. Здорово, если есть возможность побольше общаться с людьми, отличающимися высокой культурой речи. А если они возьмут на себя труд реагировать на неточности вашей речи и исправлять их, то это удача.
Так что чувство языка находится в руках (а также глазах и ушах)) каждого из нас. И только личные усилия и работа над собой может сделать его совершенней.
Магнитная азбука (“Записки логопеда” – tarologiay.ru)
Если у Вас в игрушках без дела лежит магнитная азбука, то вы сами не знаете, каким сокровищем обладаете. С помощью этого набора букв вы можете выработать у своего ребенка чувство русского языка, так называемое языковое чутье.
Источник
Развиваем языковое чутье дошкольника: профилактика дизорфографии
Проблема грамотного письма является одной из самых важных задач обучения. К сожалению, стоит отметить, что растет количество младших школьников, допускающих многочисленные специфические ошибки при выполнении письменных работ.
Для решения этой проблемы следует обратить особое внимание на дошкольное образование, ведь в связи с современной тенденцией к раннему обучению письму, уже в детском саду детей знакомят с письменной речью. Все существующие программы детского сада предусматривают подготовку ребенка к обучению грамоте. Но грамотное письмо предполагает освоение не только норм графики, но и орфографии. Следовательно, уже в это время необходимо закладывать основы для успешного овладения орфографией, работать над развитием у детей природной языковой интуиции, чувства языка, для чего необходимо опираться на уже накопленный языковой и речевой опыт. Л.С. Выготский отмечал, что чувствительность к особенностям русского языка у детей в 5-7 летнем возрасте высока, и ребенок уже до школы практически владеет многими сторонами языка, только владеет ими на интуитивном уровне. Но если не развивать, не поддерживать интерес к языку, то он угаснет, а отсюда — трудности, нелюбовь к изучению русского языка по школьной программе.
В связи с тем, что результат обучения орфографии зависит от его первоначального этапа, от того, насколько развита у детей орфографическая зоркость, т.е. способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам, перед логопедом в детском саду ставится задача – закладывать основы для успешного овладения орфографией, работать над развитием у детей чувства языка (формировать орфографическую зоркость).
Практика показывает, что дети старшего дошкольного возраста способны усваивать элементарные лингвистические познания родного языка (уже в подготовительной группе закладываются основы многих лингвистических знаний и умений: дети усваивают такие грамматико-орфографические термины и понятия , как: звук, буква, слог, слово, предложение…).
Поэтому в своей работе логопед должен обратить внимание детей на неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным (идти от звука к букве), сформировать представление о слабых и сильных позициях звуков, научить ребенка находить «опасное» место в слове. Для этого нужно сначала воспринять слово (узнать его, понять), а уже потом искать орфограмму (правильное написание из ряда возможных). То есть для правильного письма ребенку необходим достаточный уровень житейских представлений, который помогает безошибочно выделить, сопоставить лексические значения фонетически сходных слов (НАПРИМЕР: МЯЧА И МЕЧА).
Следовательно, для развития орфографической зоркости логопеду необходимо решить разнообразные задачи коррекционной работы: уточнить и расширить словарный запас ребенка, развить умение строить предложение, обогатить сенсорный опыт детей в области родного языка. Поэтому основное внимание следует уделить развитию словаря детей.
Все лингвистические понятия , предлагаемые детям, вводятся с учетом дошкольного возраста, особенностей психического развития и познавательных интересов ребенка, не как специальный материал для усвоения, а как средство решения тех или иных задач правописания. Эти понятия (звуки, буквы, изменение формы слова, родственные слова) помогают ребенку зафиксировать результаты наблюдения над словом, соотношением его звучания и печатания, а также в связи с изменением ударения в слове (зАмок -замОк).
В дошкольном возрасте недопустимо целенаправленное заучивание определений, правил и закономерностей. Они легко усваиваются ребенком практически на материале стихов, потешек, рифмовок, чистоговорок, благодаря которым дети получают начальный запас знаний и умений, развивающих орфографическую зоркость. Выбор стихотворного материала обусловлен тем, что дети-дошкольники очень чувствительны к ритму и рифме, способствующим запоминанию стихотворений, что в дальнейшем способствует закреплению фонетических и интонационных навыков.
Известный детский писатель Н.В.Корнейчуков (Корней Чуковский) отмечал в своих работах, что всем детям в той или иной степени присуще влечение к рифмованным звукам. “…Чем меньше ребенок, чем хуже он владеет речью, тем сильнее он тяготеет к рифме… Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребенка”. Эти наблюдения нашли подтверждение в современных работах исследователей биоритмов человека, доказавших, что ритм является основой избирательного отношения ребенка к рифме, поскольку рифмованная речь основана на ритмичном произношении звуков. Самый близкий к этому явлению ритм – биение сердца, который является врожденным биоритмом, следовательно, можно предположить, что склонность детей к восприятию похожего внешнего ритма, каковым является рифмованная речь – врожденное качество. Таким образом, применение стихов, чистоговорок (зарифмованных фраз) позволит логопеду успешно решать задачи по формированию орфографической зоркости.
Например, работа по подбору однокоренных слов на основе специально подобранных (авторских) стихотворных текстов позволяет предупредить возможные ошибки при письме слов с безударной гласной.
Для того чтобы научить детей подбирать проверочные слова, надо как можно раньше развивать у дошкольников элементарное осознание родства между словами. На формирование умения находить родственные слова нацелены следующие стихотворные тексты:
Выпал снег, идем гулять, Будем снежный ком катать. Ох, работа не легка – Лепим мы снеговика. В сахарницу сахар насыпаем, Хлеб и булку в хлебницу кладём. Молоко в молочник наливаем, А в солонку соли наберём. | Осень, осень, непогода, Листья по ветру летят. И осенним хороводом Кружит в парке листопад. Уходят в море корабли, Морские дали их зовут. В заморских странах моряки Друзей приветливых найдут. |
При усвоении слов с непроверяемыми написаниями можно предложить дошкольникам частичный, упрощенный вариант этимологического анализа. Этимологический анализ пробуждает у детей интерес к трудным словам, что способствует лучшему усвоению их написания. Следующие строки помогают детям по-новому взглянуть на знакомые слова:
ГвоздИки гвоздИками все называют, Ведь гвОзди гвоздИки напоминают. Из маленьких долек (и в этом причина), Она состоит и зовётся малиной. | Поменяли нам окно, Все из пластика оно. Шире подоконник стал, Под окном он ровно встал. |
Знакомство с омонимами расширяет представление детей о значении слов в русском языке:
ПЕЧЬ Есть такое слово ПЕЧЬ. Можно мясо в ней запечь, ПЕЧЬ сама не будет ПЕЧЬ! Надо в ней огонь разжечь. Печку хорошо нагрей | ЛУК В руки лучник ЛУК берет, Стрелы заправляет. Тянет тетиву, и вот, Прямо в цель стреляет, Вместо цели ЛУК висит Круглый, очень крепкий, Из него стрела торчит, |
Знакомство со словарными словами
Работая над автоматизацией звуков, четкостью дикции, логопеды часто используют материал чистоговорок. На этом этапе работы можно познакомить дошкольников с непроверяемыми словами, обратить внимание на правильное написание слов (более подробно методика работы над словарными словами описана в книге «Чистоговорки для правописания»).
Летом в тишине аллей, Трель выводит соловей. Ветром пролетел гонимый У осины рой осиный. Это не мороженое, А молоко замороженное. | Возле сизых голубей Скачет серый воробей. На посту стоит солдат, У солдата автомат. На балконе рос лимон, Тесен стал ему балкон. |
И даже знакомство с правилами можно представить в виде рифмованных строк:
Знакомство со звуками Гласные звуки поются всегда, И, О, У, Ы, ——— Э, А. Воздух идет, не встречая преград, Когда эти звуки, как песня, звучат. Гласные после шипящих в суффиксах Пушок, ежовый, горячо Во всех словах ударный «О». А если нет здесь ударения, Напишем «Е» без промедления. | Гласные после шипящих в корнях После шипящих мы пишем всегда Гласные буквы И, У, А. Жюри, брошюра, парашют Мы пишем с буквой «Ю». С шипящими в других словах В соседстве только «У»! Правописание с большой буквы. С буквы большой мы напишем всегда Имя, фамилию, отчество, клички… А в предложении — слово, когда Первым выводим его на страничке. |
Таким образом, целенаправленная подготовительная работа по развитию языкового чувства и орфографической зоркости, проводимая в детском саду, позволит избежать сложностей при обучении ребенка грамотному письму в школе. Ведь именно в дошкольном возрасте формируются фундаментальные личностные качества и познавательные возможности детей, которые в дальнейшем служат основой языкового образования.
Литература:
Бардин КВ. Как научить детей учиться. – М., 1987.
Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. – М., 1998.
Лагутина А.В. Логопедическая работа по формированию функционального базиса чтения у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. … канд.пед.наук.-М.,2007.
Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование: метод. Пособие. – М., 2006.
Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб., 2006.
Триггер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителей системы коррекционно-развивающего обучения. – Псков. 1999.
Филичева Т.Б., ЧиркинаГ.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи /Старшая группа, первый год обучения. – М., 1993
Источник
«Чувство языка» у дошкольников:
почему важно изучать?
Систематическая
разработка проблемы «чувства языка»
вообще мало кем предпринималась из исследователей. Решение этой задачи,
возникшей перед нами, будем осуществлять путем
исследования образуемых понятий, исследование речи и ее отношения к мышлению.
Исследование
мышления и речи с неизбежностью затрагивает целый ряд смежных и пограничных
областей научного знания. Сопоставление данных психологии речи и лингвистики,
экспериментального изучения понятий и психологической теории обучения оказалось
при этом неизбежным.
Как и в
любом исследовании, которое вносит нечто новое в разрешение изучаемых проблем,
естественно возникает вопрос, что же есть новое и, следовательно, спорное, что
нуждается в тщательном анализе. Стоит
выделить некоторые понятия, о которых пойдет речь далее и те, которые связаны с
главным понятием, мы определили их для исследования.
В понятии
«чувство языка» выделяем два ключевых понятия, такие как чувство и язык. Из
толкового словаря русского языка Ожегова выделяем понятие «чувство», во-первых, это способность ощущать,
испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также само такое ощущение, а
во-вторых, это состояние, в котором человек способен сознавать, воспринимать
окружающее. Теперь поговорим о языке, язык
– это средство общения людей друг
с другом либо в форме устной речи, либо в форме письма или языка знаков (символов).
Теперь наша задача свести эти два понятие воедино. Термин «чувство языка»
используется в лингвистике для обозначения разнородных явлений языка.
Существует также множество определений «чувства языка», укажем некоторые из
них.
Большинство
авторов трактуют «чувство языка» с позиций интеллекта. Оно рассматривается как
результат накопленных знаний о языке, сформированный в результате практической
деятельности. Существует, однако, и другое мнение, согласно которому «чувство
языка» – эмоциональное переживание, связанное с чувством удовольствия –
неудовольствия при оформлении языкового высказывания.
Значение
слова «чувство языка» по психологическому словарю следующее: «чувство языка –
феномен интуитивного владения языком, проявляющийся в понимании и использовании
идиоматических, лексических, стилистических и прочих конструкций еще до
целенаправленного овладения языком в обучении. Представляет собой обобщение на
уровне первичной генерализации без предварительного сознательного вычленения
элементов, входящих в это обобщение. Формируется в результате стихийного
овладения речью и базовыми когнитивными операциями. Обеспечивает контроль и
оценку правильности и привычности языковых конструкций».
Взрослому
человеку свойственно особое языковое чутье. Поэтому, не помня правил, он
находит нужное решение за доли секунды. Это касается и ребенка, его способности
верно находить решение в общении. Что же касается природы чувства языка,
обсуждения данной темы и сейчас ведутся, еще К.Д. Ушинский определил ее
двойственную основу: “Дар слова есть сила, врожденная душе человека, и, как
всякая сила, телесная или душевная, крепнет и развивается не иначе как от
упражнений». «Дар слова», или «словесный инстинкт», – так называет К. Д.
Ушинский явление чувства языка.
Интеллектуальную
природу чувства языка подтверждают некоторые современные достижения науки в
области интуиции. В настоящее время в науке на первое место ставят мнение о
том, что основу интуиции составляет напряженная деятельность сознания,
интеллектуальный процесс. Это мнение опирается на экспериментально обоснованную
общепсихологическую теорию. Основными условиями, приводящими к интуиции,
называются индивидуальный опыт, знания, интересы, потребности, цели и задачи,
которые ставит перед собой человек.
Человек
знает не правила, а логику правописания и ощущает ее как некое смутное
“чувство языка”. Откуда оно берется? Прежде всего, из опыта длительного
использования языка: чтения, письма. В этом случае мозг вынужден обрабатывать
огромное количество языковой информации в ее звуковом и графическом
отображении. У ребенка дошкольного возраста, не умеющего писать, тоже есть это
«чувство языка». Его нужно развивать, без развития этого «чувства», постепенно
оно угасает.
Психолог и
лингвист Сохин Феликс Александрович считал, что одно из направлений
исследований в области психологии детской речи зависит от понимания главного
психологического механизма развития речи, овладения языком: развивается речь
ребенка на основе подражания речи взрослых, её заимствования и воспроизведения.
Существенную роль здесь играют явно «неподражательные» элементы – обобщение
языковых и речевых явлений и их осознание, которое может формироваться как
неосознанное обобщение, как «чувство языка». Но при этом следует сказать, что
подражание остается фактором речевого развития.
При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигнут достаточного
высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на
освоение ребенком языка. Главная задача данного обучения – формирование
языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Также Ф.А.
Сохин подчеркивал связь осознания этого с развитием функций детской речи,
формированием речевых умений и навыков и развитием языка в целом. Основная цель
речевого развития – доведение его до нормы, соответствующей каждому возрастному
этапу, но при этом не стоит забывать и об индивидуальных особенностях детей,
они могут очень значительно не соответствовать норме. В процессе обучения
развитию речи решается множество сопутствующих задач, таких как умственное,
эстетическое, нравственное развитие, но в большей степени, конечно же, связано
развитие речи с умственным развитием.
Основные
задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа,
формирование грамматического строя речи, её связности при построении
развернутого высказывания. Освоение грамматически правильной речью оказывает
влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично,
последовательно, обобщать, правильно излагать свои мысли. Недаром К.Д. Ушинский
в своей книге «Родное слово» назвал грамматику «логикой языка».
Нужно ли
систематическое изучение развития речи? Только система, конечно, разумная,
выходящая из самой сущности предметов, даёт нам полную власть над нашими
знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на
кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова,
где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть
надписи, а в ящиках пусто.
Взрослый
человек может и должен помогать детям в овладении умения полноценно общаться,
пользоваться разными формами и типами высказываний. Но при этом не стоит
забывать, что речь ребенка имеет существенное различие от речи взрослого в
отношении смысла, который ребенок вкладывает в произносимые слова. Часто дети
сами пытаются осмыслить произносимые ими слова в соответствии с опытом.
Множество таких примеров собрал К.И. Чуковский. Знаменитый писатель и знаток
детской психологии Корней Иванович Чуковский совершенно справедливо утверждал,
что «каждый малолетний ребенок есть величайший труженик нашей планеты, поскольку
ему приходится в изумительно короткое время овладеть своим родным языком».
Такую работу — в сказочно сжатые сроки познать сложившиеся формы родительской и
прародительской речи — и мы, вслед за К. И. Чуковским, можем смело назвать
поистине титанической. Наиболее интенсивно процесс ознакомления и постижения
всех тонкостей родного языка происходит в дошкольный и младший школьный период
и совершается это, конечно же, под непосредственным воздействием взрослых.
Поэтому в
развитии словаря одним из важных направлений должна быть работа над правильным
пониманием значения (смысла) слов, над развитием точности словоупотребления, что
в целом определяет в дальнейшем культуру речи.
Развитие
речи должно рассматриваться не только в лингвистической сфере, но и в сфере
формирования общения детей друг с другом и со взрослыми, что очень важно для
формирования не только культуры речи, но и культуры общения.
Анализ
теоретических основ развития речи включает рассмотрение множества вопросов,
таких как взаимодействие языка и речи, развитие языковой способности, связь
речи с мышлением. Также выделим особенности развития речи в разных типах высказываний.
Согласно
А.А. Леонтьеву, в любом речевом высказывании проявляется целый ряд умений:
быстрая ориентировка условиях общения,
умение спланировать свою речь и выбрать содержание, найти языковые средства для
его передачи и уметь обеспечить обратную связь. При этом нужно заметить, что
важнейшее средство языковых навыков – это легкость перенесения единиц языка на
новые, ещё не встречающиеся сочетания. Вот здесь и входит в силу так называемое
«чувство языка», которое дает возможность применять речевые навыки на
незнакомом языковом материале, отличить правильные грамматические формы от
неправильных. Если ребенок мгновенно ориентируется в языковом материале и
относит новое слово или высказывание к какому-либо классу явлений языка, уже
известных ему, то здесь можно сказать о том, что у этого человека развитое
«чувство языка». В тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в
какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности.
Большую роль при этом играет осознание явлений языка и речи.
Ф.А. Сохин
рассматривал взаимосвязь речевого и умственного развития. Начальные формы
мышления дошкольников – наглядно-действенное и наглядно-образное, затем они
взаимодействуют со словесно-логическим мышлением, которое постепенно становится
ведущей формой мыслительной деятельности. Здесь уже развивается
интеллектуальная функция языка.
Разложив речевое мышление на образующие его элементы –
на мысль и слово, – исследователи пытаются, изучив свойства мышления как
такового независимо от речи, и речь как таковую независимо от мышления, представить
себе связь между тем и другим как чисто внешнюю механическую зависимость между
двумя различными процессами.
Считается,
что решительным и поворотным моментом в учении о мышлении и речи является
переход к анализу, расчленяющему сложное единое целое на единицы. Под единицей
подразумевается такой продукт анализа, который в отличие от элементов обладает
всеми основными свойствами, присущими целому, и который является неразложимыми
живыми частями этого единства.Что же является такой единицей, которая далее
неразложима и в которой содержатся свойства, присущие речевому мышлению как целому?
Такая единица может быть найдена во внутренней стороне слова – в его значении.
Мышление
отражает действительность в сознании качественно иначе, чем непосредственное
ощущение. По-видимому, есть все основания допустить, что это качественное
отличие единицы в основном и главном есть обобщенное отражение
действительности. Заключаем, что значение слова, которое пытаемся раскрыть с
психологической стороны, его обобщение представляет собой акт мышления в
собственном смысле слова. Но вместе с тем значение представляет собой
неотъемлемую часть слова как такого, оно принадлежит «царству речи» в такой же
мере, как и «царству мысли». Слово без значения есть не слово, а звук пустой.
Слово, лишенное значения, уже не относится более к «царству речи». Поэтому
значение в равной мере может рассматриваться и как явление, речевое по своей
природе, и как явление, относящееся к области мышления. О значении слова нельзя
сказать так, как это раньше свободно говорили по отношению к элементам слова,
взятым порознь. Что оно представляет собой? Речь или мышление? Оно есть речь и
мышление в одно и то же время, потому что оно есть единица речевого мышления.
Возникают вопросы об отношении мышления и речи, ибо само это отношение
содержится в избранной единице, и, изучая развитие, функционирование, строение,
вообще движение этой единицы, можем познать многое из того, что прояснит вопрос
об отношении мышления и речи, вопрос о природе речевого мышления.
Первоначальная
функция речи является коммуникативной функцией. Речь есть прежде всего средство
социального общения, средство высказывания и понимания. Эта функция речи обычно
также в анализе, разлагающем на элементы, отрывалась от интеллектуальной
функции, и обе функции приписывались речи как бы параллельно и независимо друг
от друга. Речь как бы совмещала в себе и функции общения, и функции мышления,
но в каком отношении стоят эти обе функции друг к другу, что обусловило наличие
обеих функций в речи, как происходит их развитие и как обе структурно объединены
между собой – это оставалось и остается до сих пор мало исследованным.
Между тем,
значение слова представляет в такой же мере единицу этих обеих функций речи,
как и единицу мышления.
Исследовать
такую проблему, как мышление и речь, как для современной психологии, так и
лингвистики означает в то же самое время вести идейную борьбу с противостоящими
ей теоретическими воззрениями и взглядами.
Развитие
речи в дошкольном возрасте имеет очень большое значение, потому что – это
процесс, многоаспектный по своей природе, и очень важный. Прежде всего, этот
процесс органически связан с умственным развитием, поскольку
интеллектуально-языковые взаимосвязи, включенные в овладение родным языком,
активно влияют на педагогический процесс обучения родному языку, развития,
формирования речи.
Список
литературы
Алексеева М.
М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –
М., 2000.
Микляева
Н.В., Микляева Ю.В. Развитие языковой способности дошкольников с речевыми
нарушениями. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного
возраста. – М.: Владос, 2008.
Источник