Развитие чувств ребенка 4 лет

Развитие чувств ребенка 4 лет thumbnail

От автора: Каждый возраст уникален, в детстве уникален каждый год.

Особенности развития ребенка 4-5 лет.

Это период жизни ребенка можно обозначить как переход от раннего детства к дошкольному.  Малыш активно развивается, познает окружающий мир и открывает его для себя с помощью общения со взрослыми и сверстниками.

Развитие личности ребенка 4-5 лет.

Ребенок начинает осознавать себя в этом мире и начинает более чутко воспринимать отношение к себе окружающих. В период 4-5 лет у ребенка формируется такая важная черта, как самооценка. Это один из важных показателей развития личности. Процесс формирования самооценки зависит от активного общения с окружающим его миром и в первую очередь – со взрослыми. Ребенок копирует поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно поведение, которое получает положительные отклики у окружающих.

Каждый ребенок по природе своей  хочет быть хорошим, чтобы заслужить похвалу и высокую оценку.  Поэтому важно как  со стороны родителей, так и со стороны педагогов  поощрять подобные стремления. Если ребенок поступает хорошо, его необходимо поддержать похвалой, обязательно указав за что именно его хвалят.

Однако ребенку 4-5 лет очень трудно оценивать себя критически. Он может сомневаться в своих силах, но признавать свою вину ему пока трудно.

 В 4 года  начинается развитие и созрева­ние эмоциональной сферы: чувства вашего ребенка становят­ся более глубокими и устойчивыми; радость от непосредственного общения переходит в более сложное чувство симпатии и привязанности. Таким образом, в этом возрасте формируются нравственные эмоций – чуткость, доброта, чувство дружбы и постепен­но – чувство долга.

К 4-м годам закладывается новое отношение к предметному миру – созидательное, то есть ранее ребенок изучал мир в том виде, в котором мир существовал вокруг малыша. Теперь у ребенка появляется способность и возможность преобразования предметов окружающего мира. То есть в этом периоде жизни идет интенсивное развитие познавательной сферы ребенка.

Следовательно, для гармоничного развития ребенка необходимо не только давать ему новые знания в увлекательной форме, но и максимально уважительно относиться с собственным умственным поискам малыша и их результатам. На пятом году жизни ребенок способен размышлять на темы, не касающиеся непосредственной деятельности и порой приходить к неправильным выводам. Но взрослые должны проявлять  интерес к первым интеллектуальным поискам ребенка и уважая их корректировать в нужную сторону.

С этого возраста интеллект ребенка способен накапливать фактические знания об окружающем мире, никогда ими не виденные (о животных, машинах, странах и т.д.) С этими знаниями ребенок приобретает определенное отношение к описываемому миру ( страх к хищникам, любовь домашним животным  и т.д.)

В этот периода жизни дети активно стремятся к самостоятельности, но неудачи порой сильно обескураживают их. И если неудач много, возможно появление чувства неуверенности.

У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. 

Отношения со сверстниками в этом возрасте носят четко разделенный характер на «плохих» и «хороших». Эта оценка, как правило, дается на основании мнения взрослых (воспитателей, родителей). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

 Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно просто играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.

Наступает период «почемучек»: ребенок начинает задавать массу вопросов. Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения – познавательный. Взрослый для ребенка 4 -5 лет основной и непререкаемый источник знаний.

Развитие психических процессов  в 4-5 лет.

В этом возрасте ребенок активно развивает способность восприятия и познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения и прикладывания предметов друг к другу. Также продолжается исследование формы, цвета и величины предметов. А также вводятся такие категории как время (время суток, времена года), пространство (верх, низ, далеко, близко),  вкус, запах, звук и качество поверхности. Формируется представление об основных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник).

Устойчивость внимания увеличивается. Ребенок способен сосредоточить свою деятельность в течение 15-20 минут. При выполнение некоторых действий он может удержать в памяти несложное условие (инструкцию). Для развития этого навыка ребенку нужно научиться больше рассуждать вслух при выполнении задания. Тогда длительность удержания внимания будет расти.

Сначала у ребенка этого возраста развиваются навыки произвольного припоминания. То есть ребенок может целенаправленно припомнить картину произошедшего без точных деталей и временных ограничений. Далее развивается способность преднамеренного запоминания, и эта возможность у ребенка усиливается при ясности и эмоциональной мотивации действия, например запоминание необходимого набора игрушек для игры или «поделка – подарок маме». Важно при заучивании какого-либо материала чтобы ребенок понимал смысл данного материала. Таким образом, можно сказать. Что к 5 годам объем памяти ребенка постепенно возрастает и это дает возможность более четкого воспроизведения выученного материала. Дети способны запомнить поручения взрослых, принять задачу на запоминание.

В это время у ребенка начинает свое развитие образное мышление, с помощью которого дети способны использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач (построение по схеме, лабиринты). Также развивается такое свойство как предвосхищение – способность сказать, что произойдет с предметами в результате их взаимодействия.

У детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышление, то есть представление предмета или действия с ним, неотрывно от самого предмета. А также находить различия и сходства между предметами.

Появляется способность собрать картинку из 4 частей без опоры на образец. А также, усложняются категории обобщения (фрукты, овощи, одежда, транспорт, мебель, посуда, обувь).

Продолжает активно развиваться. Появляются такие способности как: оригинальность и произвольность (то есть возможность «придумывания» по собственному желанию). Ребенок может сам придумать сказку на заданную тему.

К 5 годам улучшается произношение звуков и дикция. Ребенок активно пользуется речью, удачно имитируют голоса животных, способны интонационно выделять речь тех или иных персонажей. Развивается грамматика слов. В общении со сверстниками дети используют «ситуативную» речь (относящуюся к происходящей в данный момент ситуации). А при общении со взрослыми «внеситуативную» (не относящуюся к данной конкретной ситуации, произошедшее в прошлом или будущем).

Увеличивается словарный запас. При описании предметов большая часть определений становится развернутой: 2-3 признака, с элементами сравнения («Блестит как золото»).

В речи появляются простые распространенные и сложные предложения, Объемы рассказов приближаются к объемам 6-7 летнего возраста: в среднем 25 слов.

Словарный запас ребенка среднего возраста составляет 1500-2000 слов

Игры на развитие мелкой моторики (сортеры, пазлы, лего, конструкторы разных форм).

Игры на развитие крупной моторики – подвижные игры с крупными игрушками (машины, куклы), спортивные игры (мяч, прыгалка).

Игры на развитие воображения: один предмет – несколько предметов (ложка: меч, лопата, машина и т.д.).

Ролевые игры: магазин, больница, детский сад и т.д.

Творческие игры: рисование (карандашами и красками), пластилин (предпочтительно не очень мягкий), аппликация.

Обязательно чтение литературы по возрасту, предпочтительно  сказки. Одни и те же произведения могут быть прочитаны неоднократно. Дети в этом возрасте любят повторение и в конце беседа о героях и их приключениях: что было?, что случилось и почему?. Если сказка не большая можно попросить ребенка назвать главных героев и коротко рассказать сюжет. При этом необходимо обращать внимание на эмоциональную окраску героев (злой, добрый, веселый, грустный, радостный и т.д.) Этот вид вашего общения с малышом хорошо развивает все мышление и речь и внутренний эмоциональный мир.

Компьютерные игры в этом возрасте пока не рекомендуется.

Средняя прибавка в росте составляет 5-7 см в год, прибавка в весе: 1.5-2 кг. Рост мальчиков в среднем: 100,3см, девочек: 99, 7 см. Вес в среднем 15,9-17.5 кг.

Скелет ребенка в этом возрасте остается достаточно гибким, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с эти не рекомендуется давать детям физические силовые упражнения. Длительное поддержание неправильной позы может вызвать нарушение осанки.

Сначала развиваются крупные мышечные группы, а затем мелкие, на основании этой особенности формируется образовательная программа. Не рекомнндуется ребенку в этом возрасте длительные занятия с карандашом (большой объем раскрашивания), у ребенка быстро наступает утомление и он теряет интерес к деятельности.

Частота сердечных сокращений в среднем 87-112 ударов в минуту. Развитие сердечно-сосудистой системы продолжается, сердечная мышца еще не окрепла и легко утомляется при сильной нагрузке. Это может выражаться в покраснении кожных покровов, учащенном дыхании, раскоординированности двиджений.

Происходит активное развитие органов чувств.

Нервная система в этом периоде жизни ребенка еще не совершенна, преобладает процесс возбуждения. И как результат, при изменении привычного уклада жизни, психологических и физических перегрузках часто появляются бурные эмоциональные реакции с последующим несоблюдением норм поведения. В этом возрасте еще трудно просто объяснить ребенку, что можно, а что нельзя. Необходимо постоянно упражнять их в нормативных поступках.

  1. Юлия Гиппенрейтер,  «Общаться с ребенком. Как?», «Поведение ребенка в руках родителей», «Чувства и конфликты».
  2. Ирина Млодик , «Книга для неидеальных родителей или жизнь на свободную тему» «Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить»
  3. Людмила Петрановская,  «Если с ребенком трудно», «Что делать если….»
  4. Мария Осорина,  «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».
  5. 5.     Ольга Владимировна Хухлаева, «В каждом ребенке – солнце? Родителям о детской психологии» 
  6. Бретт Дорис, «Жила-была девочка, похожая на тебя…»
  7.     Адель Фабер, Элейн Мазлиш, “Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили”
  8. Росс Грин, «Взрывной ребенок».

Источник

Людмила Корепанова
Эмоциональное развитие детей 4–5 лет

Эмоциональное развитие дошкольников 4-5

Эмоции у детей необходимо воспитывать: нужно учить выражать и сдерживать свои чувства, понимать эмоции и чувства других людей и адекватно на них реагировать. Тогда ваш ребенок будет уверенно чувствовать себя в любом коллективе и получать удовольствие от общения.

Детская беда безгранична. Отчаяние у взрослого, пожалуй, несравнимо с отчаянием ребенка.

А. Мердок

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО является следующие:

– присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

– развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Развитие эмоциональной сферы детей 4-5 лет является актуальным, т. к. именно эмоциональное благополучие имеет огромное значение для комфортного состояния ребенка, для его психического и физического развития. В этом возрасте у детей проявляется желание активно общаться со сверстниками, но они еще не всегда могут понять и оценить эмоциональное состояние (настроение) своего ровесника, а так же объяснить свое состояние. Возникают конфликтные ситуации. Необходимо научить ребенка доброжелательным взаимоотношениям. Как известно, эмоции не развиваются сами по себе, их необходимо развивать.

Приемы и методы совместной деятельности

Тема Задачи Совместная деятельность

Кто я такой? Развивать у детей положительные представления о себе.

Учить обращать внимание на самих себя, свою внешность и на сходство и различие с другими людьми.

Формировать у детей представление о принадлежности людей к различным группам. • Беседа «Какой я?»

• Игра «Радио» (на описание внешности)

• Игра «Мое настроение» (определи настроение по выражению лица)

• Чтение:

В. Приходько «Вот когда я взрослым стану.»

Е. Долинова «Мне 5 лет»

Е. Пермяк «Как Маша стала большой»

• Игра «Море волнуется» (интерпретация: смешная фигура, грустная фигура, волшебная фигура, спортивная фигура и т. д.)

Я и моя семья Расширять представления детей о своей семье.

Способствовать формированию заботливого, внимательного отношения друг к другу, к чувствам, эмоциям, желаниям других.

• Беседа «Моя семья»

• Рассматривание семейного альбома

• Рисование «Моя семья»

• Чтение:

Ш. Перро «Красная шапочка»

«Гуси-лебеди» (рус. нар. сказка)

В. Сутеев «Мешок яблок»

Е. Благинина «Мамин день»

Л. Воронкова «Что сказала бы мама»

• Игра «Встреча»

• Игра «Сердце семьи»

Мы дружные ребята Развивать представления детей о дружбе, о радости общения. Учить позитивным приемам поддерживающим общение со сверстниками и приносящими радость другим (подарок, слово, внимание).

Способствовать освоению детьми правил этикета в процессе обмена приветствиями при встрече и прщании.

Поощрять проявление дружеских чувств в различных реальных и смоделированных педагогом ситуаций. • Беседа «Что значит дружить?»

• Чтение:

В. Драгунский «Он живой и светится»

«Как собака друга искала» (морд. нар. сказка)

«Зимовье» (рус. нар. сказка)

• Проигрывание игровых ситуаций «Подружись», «Играть и не ссориться»

• Игра «Угадай, кто мой друг»

• Игра «Подарки»

• Игра «Комплименты»

• Коммуникативное упражнение «Мост дружбы»

Что тебе нравится Определить вместе с детьми их предпочтения: в играх, занятиях, по отношению к животным.

Сравнить свои вкусы, предпочтения и предпочтения других детей.

Расширять представления об органах чувств и ощущениях.

• Беседа «Твоя любимая игра»

• Игра «Угадай на вкус»

• Чтение:

В. Катаев «Цветик-семицветик»

В. Даль «У тебя самого свой ум»

К. Ушинский «Четыре желания»

• Игра «Передай хорошее настроение»

• Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»

Мое настроение Формировать умение узнавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния.

Развивать понимание того, что чувства и настроения человека связаны с его предпочтениями, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение.

• Беседа «Разное настроение»

• Чтение:

«Айога» (ненецкая сказка)

А. Барто «Стихи»

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (рус. нар. сказка)

• Игра «Передай настроение»

• Функциональное упражнение «Шалуны»

• Игра «На что похоже настроение»

Что такое хорошо и что такое плохо Продолжать развивать представления детей об уникальности человека, о том, что каждый имеет свои характерные особенности.

Учить высказываться о своих желаниях, чувствах, предпочтениях.

Помочь понять, что каждый человек имеет свое мнение по поводу того, что красиво, интересно, скучно, вкусно.

Показать, как легко могут возникнуть конфликты, какие существуют возможности избежать их.

Воспитывать умение вести себя в соответствии с правилами поведения в коллективе. • Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»

• Чтение:

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

Л. Толстой «Мальчик стерег овец»

С. Маршак «Вот какой рассеянный»

«Три поросенка» (англ. нар. сказка)

«Два жадных медвежонка» (венг. нар. сказка)

• Игра «Хорошо-плохо»

• Обсуждение реальных и смоделированных ситуаций

«Поделись с другом», «От улыбки станем всем теплей»

• Игра «Потянулись-сломались»

• Игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

Страшно Помочь детям справляться со своими страхами, предоставляя возможность рассказать чего они боятся.

Помочь понять причины возникновения страхов и осознать, что страх иногда полезное чувство.

Расширять представления об опасных жизненных ситуациях и способах поведения в них. • Беседа «Чего я боюсь»

• Чтение:

Заходер «Кискино горе»

«Трусливый Ваня» (рус. нар. сказка)

«У страха глаза велики» (сказка)

«Пых» (белорус. сказка)

• Обыгрывание ситуаций «Как вести себя в опасной ситуации»

• Игра «Ласковые лапки»

• Игра «Бабушка Яга»

Грустно Продолжать знакомить с внешними выражениями различных эмоциональных состояний (радость, спокойствие, грусть, страх, гнев).

Помочь детям научиться различать состояния грусти и плохого настроения, показать способы преодоления плохого настроения. Обратить внимание на то, какие чувства и настроения вызывает та или иная погода, действия и поступки других людей.

Формировать умение осознанно относиться к собственным и чужим чувствам, эмоциям, настроению. • Беседа «Когда мне бывает грустно»

• Чтение:

С. Маршак «Перчатки»

Л. Толстой «Птичка»

К. Чуковский «Краденое солнце»

К. Чуковский «Тараканище»

• Проигрывание и обсуждение реальных и смоделированных ситуаций.

• Игра «Грустно-весело»

• Игра «Вернисаж» (дети рассматривают иллюстрации картин и определяют настроение)

• Драматизация сказки «Заюшкина избушка»

• Игра «Аплодисменты»

Ссора Развивать коммуникативные умения (умение регулировать свои действия, слушать другого, оказывать помощь, проявлять сдержанность и т. д.)

Показать, как легко возникает спор.

Учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека; пользоваться нормами –регуляторами (уступить, договориться, соблюдать очередность, извиниться). • Беседа «Поссорились»

• Чтение:

Е. Серов «Нехорошая история»

Г. Остер «Хорошо спрятанная котлета»

«Упрямые козы» (нар. сазка)

• Игра «Пузырьки»

• Игры на развитие тактильных ощущений: «Обжималки», «Рисунки на спине», «Массаж»

• Проигрывание специально созданных ситуаций.

• Драматизация сказки «Два жадных медвежонка»

• Игра «Ссора»

Измени себя Помочь детям понять, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение и черты характера.

Создать условия для экспериментирования со своей внешностью (гримирование, ряжение, украшения себя)

Побуждать сочинять несложные стихотворения и истории, в которых героями сюжета являются дети.

• Беседа «Мы такие разные»

• Чтение:

В. Бианки «Лесной колобок – Колючий бок»

С. Козлов «Необыкновенная весна»

• Игра «Что сначала, что потом» (сериация от мдаденца до старика)

• Этюды «Догадайся кто» (ребенок изображает клоуна, старушку, Животное и т. д.)

• Сочинение историй из жизни детей.

• Коммуникативное упражнение «Маска»

Источник